?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ремесленные училища им. Чижова
deni_spiri


Сегодняшний обзор посвещён двум архитектурным комплексам ремесленных училищ, построенных в конце XIX столетия. По завещанию известного промышленника и мецената Ф.В. Чижова в Костромской губернии было открыто пять учебных заведений: два в Костроме и по одному в Кологриве, Макарьеве и Чухломе. О последних двух и пойдёт речь. Как правило, училища представляли из себя учебно-жилые городки, подобные европейским/американским кампусам. Помимо учебных корпусов в каждом из них были дома для учителей и мастеров, общежитие, мастерские, баня и т.д. Реализовано всё до мелочей, вплоть до пожарной службы, водоснабжения и электричества. На территории городков было всё необходимое для жизни, учёбы и работы — они были самодостаточны и независимы от внешнего мира.


На фото: путь по мосту из Кологрива в Екимцево через реку Унжу.

Первое знакомство с одним из пяти училищ, созданных в Костромской губ. на средства Ф.В. Чижова, состоялось поздней осенью 2014 г. Тогда перед нами предстал заброшенный комплекс построек Кологривского училища, где доминантой архитектурного ансамбля служит величественной архитектуры, двухэтажный учебный корпус в формах эклектики. Высокие щипцы ризалитов и расположенные под ними большие стрельчатые окна делают здание похожим на средневековой готический замок. Кологривское низшее сельскохозяйственно-техническое училище им. Чижова было открыто в 1892 г. в Екимцеве, в пяти верстах от Кологрива. Миссия учебного заведения состояла в том, чтобы «ознакомить учеников теоретически и практически с главными отраслями сельского хозяйства и связанными с ним некоторыми специальными производствами, имеющими особое значение для северных хозяйств, а именно: с сыроваренным, льнообделочным, маслобойным и кожевенным».


Устройство училищ вдали от столиц объяснялось, по словам самого Чижова, «не столько рациональной, сколько сердечной» привязанностью к костромской земле (родился в Костроме). Биографию Фёдора Васильевича можно узнать из многочисленных статей, посему на этой части останавливаться не стану. Отмечу лишь, что основным направлением его жизненных устремлений было убеждение, что путь к возвышению России лежит только через развитие отечественной экономики. В своём завещании он указал путь, «которым молодёжь всего лучше для себя может достигнуть прочного положения в жизни. Путь этот: просвещение светом науки и привычка к труду». Особенно важным казалось предоставить возможность заработка в родных местах, а не в чужих краях. В 1891 г., с началом реализации завещания Чижова от 1877 г., пожизненными попечителями училищ стали два его единомышленника С.И. Мамонтов и А.Д. Поленов. Попытки костромских дворян опротестовать это положение встретили отказ, ибо «Капитал в руках его душеприказчиков, Мамонтова и Поленова, не возбуждает сомнений относительно добросовестности и точного исполнения ими воли жертвователя и производства предстоящих из его капиталов расходов». Это обстоятельство гарантировало исполнение воли Чижова в обход чиновничьей волокиты и взяточничества, и прихотей местных деятелей.


В преддверии юбилейной даты Октябрьской революции, вставлю в пост пару исторических фактов, не освещённых ранее. Казалось, что жизнь на островке, удалённом от веяний городов, должна была протекать в соответствии с надеждами Ф. Чижова («учёба и труд»). Однако и сюда донеслись вихри политических событий 1905-1907 гг.. Беспорядки произошли в январе 1906 г. То был повод «выразить тем или другим способом сочувствие общему движению». Кроме того произошёл протест учеников против «реакции и репрессий», возобновившихся в стенах училища после 17-го октября (17 окт. 1905 г. издан манифест с целью положить конец беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян; однако фактических изменений не последовало). Педагогический совет уволил недовольных. Назад были приняты те, кто под давлением родителей согласился «вписаться в систему». Между тем, после 1905 г. начался спад экономики, сократились заявки на трудоустройство учеников. В низшее училище шли дети бедных крестьян, которые, как констатировали педагоги, «отдают своих детей исключительно с целью удалить лишних членов семьи с земельного надела, размеры которого становятся всё меньше и меньше в сравнении с рабочими силами семьи». Обеспеченные землевладельцы предпочитали отдавать своих детей в средние учебные заведения. Со временем кризис закончился, стены училища снова заполнились. Однако все выпускники 1915 г., за исключением двоих, нашедших место работы ещё в период учёбы, были взяты на фронт. Последствия, на этот раз Первой мировой войны, снова докатились в этот отдалённый уголок России.


В 1918 г., после установления в Кологриве Советской власти, чижовское училище было переименовано в Техникум животноводства и молочного хозяйства, а ещё позже в Зоотехникум. После чего сельскохозяйственное образование стало гораздо доступно широким слоям населения. Получили доступ в техникум и женщины, до этого оно было платным и исключительно для мужского пола. За период с 1895 г. (первый выпуск) по 1917 г. училище закончило 303 человека. В советское время уже тысячи выпускников зоотехникума можно было встретить по всему Союзу. С началом Перестройки техникум прекратил своё существование (закрыт в 1986 г.). Очтёт об этом удивительно колоритном месте можно прочесть здесь: «Кологривский Zoo-техникум». На фото: здание общежития на 312 мест.


В последующие два года мы снова бороздили костромские просторы. Лето тогда ознаменовалось чудесной погодой и славной дорогой.


В трёх верстах от Чухломы расположено ещё одно училище, построенное на средства Ф.В. Чижова. Открытое 25 сентября (по нов. стилю) 1896 г. в усадьбе Анфимово сельскохозяйственное ремесленное училище им. Чижова стало последним в ряду аналогичных учебных заведений, сооружённых в Костроме, Макарьеве и Кологриве. Его предназначение устроители видели в том, чтобы «сообщить ученикам элементарные сведения по сельскому хозяйству и ознакомить их практически с земледелием, скотоводством, сельскохозяйственными машинами и ремёслами – столярным, слесарным и кузнечным...». Предполагалось, что из его стен будут выходить старосты, конторщики, приказчики, управляющие небольшими имениями — низшие служащие по сельскому хозяйству, для которых знание различных ремёсел будет необходимо ровно настолько, чтобы ремонтировать с/х машины и инструменты. Однако в этом и состоял просчёт учредителей — уезд был отходническим, сельское хозяйство лежало на женских плечах. При входе на территорию училища нас встречает одна из двух тополиных аллей, ведущих к учебному корпусу.


При основании училища планировалось привлечь к сельскому хозяйству местное население школьного возраста, чтобы отвлечь его от отхожего промысла и тем самым развить земледелие. Почти всё мужское население, начиная с 12-летнего возраста уезжало в город на заработки. В результате чего была низкая урожайность и полная бездоходность земледелия. Были предусмотрены и занятия в мастерских, в огороде, в поле, на ферме. В училище принимались учащиеся в возрасте от 12 до 18 лет из начальных и церковно-приходских школ. В основном обучались дети дворянского происхождения – 41,67% (здешнее дворянство в основном было мелкопоместным, т.е. небогатым), мещане и др. городские сословия – 22 %, крестьян — 36%. Ученики были в большинстве своём были родом из различных уездов Костромской губ., но были и из губерний Московской, Тамбовской, Пензенской и Курской.


При строительстве городка были учтены все потребности учебного процесса и созданы хорошие условия для проживания преподавателей, мастеров и обслуживающего персонала. Основные сооружения комплекса построены, вероятно, по проекту архитектора И.В. Штрома, о котором Чижов упоминал в своём завещании. За работами, предположительно, наблюдал архитектор А. Бернгард. Достоверных данных на этот счёт не имеется. Тем временем перед нами предстаёт доминанта всего архитектурного комплекса — учебный корпус, выстроенный в формах эклектики, близких кирпичному стилю. Монументальное трёхэтажное здание производит сильное впечатление, поскольку в окрестностях Чухломы на десятки км вокруг подобных сооружений мы не встречали. Интересны боковые фасады выступающих ризалитов: ближе к основанию они расширяются. Восточный торец акцентирован крупным тамбуром парадного входа. На первом этаже находились: вестибюль, раздевалка, учительская, канцелярия, кабинет инспектора, столовая, комнаты для экономки и прислуги. В подвале размещались котельная и дровник.


Число желающих поступить на обучение было очень малым, приходилось брать учащихся слаборазвитых в умственном и физическом отношении, «имеющих заморенный истощённый вид». Едва ли не главным препятствием для крестьян был сам способ пансионного содержания — учащиеся были обеспечены всем необходимым, но за это родители должны были заплатить 100 руб. в год, из которых плата за обучение составляла всего 3 руб. Даже крепкому крестьянскому хозяйству было трудно выделить такую сумму, легче было снабдить чад провизией и домотканой одеждой. В условиях же отходничества обучение в училище казалось вообще пустой тратой времени. Выгоднее было взять парнишку с собой и там под строгим отцовским оком приохотить к семейному промыслу, или по обычаю отдать «в мальчики». Как и в остальных училищах им. Чижова, около трети общего числа учащихся должно было содержаться на стипендии из чижовского капитала. В Чухломское училище из года в год удавалось набирать мальчиков только на места, обеспеченные стипендиями, — то есть для их родителей обучение было практически бесплатным.


Обучение делилось на зимнее и летнее. Всю зиму продолжались классные занятия (за исключением страстной недели и Пасхи), кроме того каждый день по 4 часа ученики занимались на практических занятиях в мастерских. Зимой подъём учеников был в шесть утра, день начинался с молитвы, в десять часов вечера — вечерняя молитва, после которой ученики отправлялись спать. Летом вставали в пять утра, после молитвы отправлялись на работы по сельскому хозяйству. Через три часа шли завтракать, с 8.30 до 12.00 – работа; после трёхчасового обеда и отдыха опять работа. В 16:30 — вечерний чай, с 17.00 до 20.00 снова работа, а там уже ужин и сон. В воскресенье и праздничные дни ученики слушали божественную литургию в соборе г. Чухломы.


Учитывая особо оговорённую в документах заботу о благочестии учащихся христианского исповедания (регулярное посещение храма, ежегодное говенье в дни Великого Поста), можно увидеть за этим попытку Чижова оградить учеников от влияния извне. Во всех классах изучался Закон Божий: богослужение православной церкви, 10 заповедей закона Божьего и т.д. В тоже время в училище преподавали и католики, и иудеи. В наше время напротив учебного корпуса выстроена небольшая часовня. Видимо, снова пытаются привить ученикам «на всё воля Божья». А возможно, молитва перед сдачей экзамена или перед началом занятий активирует умственные способности учащихся.


Следующим осматриваем здание мастерских и дом для мастеров. Большое внимание в училище уделялось практическим занятиям в мастерских. По столярному ремеслу ученики работали с топором, пилой, с железной плиткой, выполняли пайку оловом (делали ящики с выдвижной крышкой, табуретки; изготавливали гаечные ключи, жестяные кружки). По кузнечному ремеслу делали воротные навесы, втулки для колеса и т.д. Практические занятия по сельскому хозяйству проходили в огороде, на полях, на скотном дворе, в молочной, на пасеке. Садовые работы заключались в посадке и прививке дичковых яблонь, применялся соответствующий уход за кустарниковыми (малина, смородина). Одновременно с этим ученики производили все полевые работы: обработку почвы, посев зерновых культур, уборку картофеля, льна, молотили, веяли, сортировали зерно. Зимой и летом по очереди работали на скотном дворе, кормили и поили животных, убирали двор. Ученики старших классов сепарировали молоко, взбивали и обрабатывали сливочное масло, занимались сборкой и разборкой сепаратора.


Начиная с 1-го класса, изучали сл. предметы: скотоводство, земледелие; знакомились с пахотными орудиями (соха, косуля, бороньба); познавали способы обработки почвы. Во 2-м классе изучали удобрения, их свойства, подготовку семян к посеву и т.д. В 3-м классе — полеводство (уход и уборка урожая), лесоводство (посадка деревьев и устройство питомников), луговодство (окультуривание лугов и пастбищ), огородничество (приготовление парников, посев рассады). При изучении скотоводства на занятиях знакомились с характеристикой кормов, с породами с/х животных. Также изучали коневодство, свиноводство, овцеводство, технику разведения животных, болезни и кастрацию животных. Преподавалось землемерие, машиностроительное черчение. На фото: двухэтажное здание в кирпичном стиле — дом для мастеров. Главный фасад выделен двумя боковыми ризалитами, с тройными окнами второго этажа.


Ещё одно из наиболее выразительных сооружений комплекса — мастерские. Здание выстроено в формах эклектики, с преобладанием элементов кирпичного стиля. Стены двухэтажного объёма прорезаны крупными окнами с луковичными перемычками. Западный торец с окнами в две оси венчает щипцовый фронтом с оригинальным ступенчатым фризом. К южному фасаду пристроено одноэтажное крыло мастерских.


Первый выпуск учеников составил всего 7 чел. из 39 учащихся. С 1896 по 1910 гг. общее число учеников – 653; количество окончивших курс – 122. С 1903 г. количество поступающих в училище с каждым годом уменьшается. На 1 января 1911 г. оно составляло всего 27 чел. Какого бы типа не было училище, на местных учеников надеяться было нельзя. Необходимо было привлекать учащихся из др. губерний, поэтому училище нуждалось в коренной реорганизации, но такой, чтобы учащиеся из др. губерний не могли на пути в Чухлому встретить училище такого же типа. Увы, достигнуть этого так и не смогли. В 1908 г. было отмечено «некоторое понижение общей успешности вследствие того, что во все последние годы в училище поступают лица малоодарённые от природы и отличающиеся апатичноситью, вялостью, которые требуют особого труда со стороны преподавателей, скоро забывают усвоенное и вообще туго развиваются». В 1908 г. училище закончили только три ученика. В результате администрация была вынуждена констатировать, что изменение сложившегося веками порядка вещей — «задача для училища непосильная».


Ниж. фото: дом инспектора — одноэтажный, рубленный из брёвен и обшитый тёсом, на кирпичном цоколе — наиболее заметное здание из деревянных построек комплекса, его архитектура характерна для периода эклектики. Главный фасад акцентирован ризалитом, который выделяется трёхчастным проёмом (вход в центре с двумя окнами по сторонам) и фронтоном, опирающимся на резные кронштейны. В тимпане фронтона перекрещиваются два бруса, вертикальный брус-бабка имеет внизу форму наконечника копья.


Ремесленное училище просуществовало 30 лет. В 1926 г., когда развернулась подготовка массовой коллективизации крестьянских хозяйств и потребовались грамотные люди, был организован культурно-мелиоративный техникум, который готовил мелиораторов и агрономов до 1932 г. Затем стены бывшего училища занял зооветеринарный техникум, в 1975 г. преобразованный в профтехучилище. В наши дни профлицей №23 перепрофилирован в «Чухломской лесопромышленный техникум им. Ф.В. Чижова». Сегодня он предлагает научиться сл. профессиям: тракторист-машинист, продавец, контролёр-кассир, повар-кондитер, менеджер по продажам. Тракторов в окрестностях Чухломы пересчитать по пальцам, а остальные специальности и профессией назвать сложно (конечно, кроме повара).


Ниж. фото: двухэтажный с полуподвалом дом для учителей, характерен для периода эклектики и близок к формам кирпичного стиля. Средний ризалит главного фасада, выступающий значительно больше боковых ризалитов, выделяется щипцовым фронтоном, тимпан которого украшен оригинальным ступенчатым орнаментом. Выступ служит парадным входом, верхнее окно которого освещает лестничную клетку.


В советские времена учебный городок был не только профессиональным, но и культурным центром Чухломского района. В разные периоды здесь был свой театр, хор, оркестр народных инструментов. Учащиеся ездили на смотры художественной самодеятельности в Кострому, Галич. Частыми были выезды с концертами в Чухлому и в клубы окрестных сёл. Эстрадный ансамбль состоял из учащихся и преподавателей. Организовывались коллективные поездки в Москву, детей работников училища возили на экскурсию в Кострому, Ипатьевский монастырь, цирк, — всё по линии профсоюза. Учащихся было много, располагались в трёх общежитиях. По воспоминаниям работников училища, жизнь была насыщенной и интересной. В столовой проводили дни именинника, в спортзале – массовые спортивные мероприятии, в актовом зале – тематические вечера и танцы. Очень много проживало ребят с Совеги, домой они ездили только на каникулы. Совега — крайнее селение на севере Костромской обл. в 80 км от Чухломы. Дороги до посёлка были очень плохие, но ученики летали даже самолетом. До 1986 г. в Совегу можно было попасть по воде (речные маршруты по р. Сухоне из Вологодской обл.) или по воздуху ("кукурузник" Кострома-Чухлома-Судай-Солигалич-Совега). Для ребят, проживающих в общежитии, было организовано 4-х разовое питание, выдавалось полное обмундирование (нижнее бельё, костюмы, пальто, спортивные костюмы, обувь).


В то время действительно были учителя по призванию сердца: И.П. Бушуев после окончания Ивановского с/х института проработал 5 лет ветеринарным главврачом на целине (медаль «За освоение цельных земель»), в 1958 г. вернулся на родину в Чухлому и преподавал «Анатомию с/х животных». Вместе с Б.В. Варновским они создали анатомический музей, где были представлены скелеты всех видов с/х животных и даже диких: медведя, лося. Именно при участии и по идее Бушуева появился пруд — рукотворное место отдыха жителей пос. Анфимово. Сохранились фото, где учащиеся вместе с учителями делают настил, 50-ти метровые плавательные дорожки, вышку для прыжков. Многие на уроках физкультуры научились там плавать. «Бессменным руководителем струнного оркестра многие годы был Черепанов Г.П. Сотни ребят и девчат научились у него играть на гитаре, мандолине, домбре, балалайке и др. инструментах. Многие из нас научились здесь не только лечить животных, но и учились жизни, пониманию действительности и себя в ней» — из воспоминаний А.П. Филимонова, выпускника техникума. Ребята учились играть в шахматы, бильярд, настольный теннис. Многие научились верховой езде на лошади, ездить на мотоцикле, стрелять из боевой и малокалиберной винтовок (был свой тир); танцевать вальсы, фокстроты, польки, краковяк, козулю; петь песни, декламировать стихи, выступать с акробатическими номерами и мимическими сценками. Кроме того ежегодно силами учеников оказывалась помощь хозяйствам Чухломского района, в которых обрабатывали до 1800 голов скота. Сегодня же люди "исчезают", как практически полностью исчезло здесь сельское хозяйство вместе с 1800 головами рогатого скота.


Теперь рассказ пойдёт о другом чижовском училище. Годом ранее (относительно посещения Чухломы) мы побывали в Макарьеве, на окраине которого осмотрели ещё одно учебное заведение, сооружённое по завещанию Ф.В. Чижова. «Макарьевское ремесленное училище им. Чижова» было также создано, как комплекс учебно-производственных, жилых и хозяйственных построек. Расположен он на живописном берегу реки Унжи.


И здесь здания выстроены так, что образовался настоящий городок с аллеями, прудом и мостиком над ним, украшенным вазонами с цветами (не сохр.). Открытие училища состоялось 15 сентября 1892 г., однако строительные работы продолжались до нач. ХХ века.


Макарьевское училище предназначалось для обучения «приёмам столярного, слесарного, кузнечного и модельно-литейного ремёсел, а также сборке машин и сообщения учащимся теоретических и практических знаний, необходимых для осмысленной работы по этим ремёслам». Кроме того программа обучения включала Закон Божий, счетоводство, чистописание и техническое черчение, технологии металлов и дерева. Этой цели было подчинено и обустройство училища.


При нём были созданы мастерские: слесарная, механическая, кузнечная, литейная и столярно-модельная, в которых преподавали первоклассные мастера, а теоретические курсы читали преподаватели, многие из которых были выпускниками Костромского среднего механико-технического училища


В результате прекрасной постановки обучения выпускники становились специалистами, которые служили «на заводах и фабриках в качестве слесарей, чертёжников, модельщиков, литейщиков и некоторые мастерами, в депо железных дорог, небольшой процент мастерами в ремесленных школах и училищах и монтёрами по электрическому освещению на фабриках». Однако, несмотря на отсутствие в Макарьеве железных дорог, им находилась и здесь работа: некоторые выпускники нанимались «машинистами, помощниками машинистов и масленщиками у местных пароходовладельцев по Унже и Волге». Многие ушли в торговлю к частным лицам, но были и те, что продолжили обучение дальше, поступив в высшие учебные заведения.


Теоретическим занятиям посвящалось время от 8:00 до 12:00, а работы в мастерских начинались после обеда и оканчивались в шесть вечера, кроме субботы, когда занятия оканчивались в час дня.


Ниж. фото: учебный корпус, типичен для общественных зданий периода эклектики. Широкий ризалит по центру главного фасада увенчан низким ступенчатым аттиком, который ранее украшала надпись «Макарьевское ремесленное училище Ф.В. Чижова». В здании учебного корпуса с примыкающим к нему комплексом мастерских, кроме четырёх классных комнат, каждая из которых была рассчитана на 40 учеников, располагались канцелярия, комната для преподавателей с библиотекой, комната для приезжающих, физический кабинет, чертёжная и рекреационный зал, используемый также для богослужений. Здание отапливалось 12 голландскими печами и имело электрическое освещение. Учебные мастерские были оснащённые паровым отоплением, освещались электричеством и керосиновыми лампами.


Издали засняли (дабы не попал в объектив сайдинг первого этажа) дом для учителей (1894-95 гг.) — характерный пример многоквартирного жилого здания в формах эклектики, интересного сочетанием разных строительных материалов. Стены рублены из бруса и обшиты тёсом, лестничная клетка и брандмауэр, разделяющий здание пополам, кирпичные. По центру выделяется кирпичный ризалит парадного входа.


В 1895 г. выстроено общежитие на 50 человек. В нём находились училищная столовая и спальни для учащихся. Позже были построены деревянные дом для письмоводителя и низших служащих. Затем появилась баня и прачечная. Дорожки вымостили булыжником, организовали газоны. В 1904 г. устроили на территории большой пруд. На фото: общежитие — массивное двухэтажное здание в формах кирпичного стиля. Красиво выглядит металлическая решётка, поставленная на краю кровли, звенья которой укреплены в низких парапетных тумбах.


В свободное время ученики бывали на свежем воздухе, предпочтение отдавалось гимнастике, играм с мячом. Пришедший с британских островов крокет прекрасно уживался с отечественными гигантскими шагами, бабками и городками. Катались на училищной лодке, ходили в лес. Зимой устраивали литературные вечера с танцами, на Рождество ставили ёлку. Здоровье учеников постоянно отслеживал врач земской больницы, заболевшие получали бесплатное лечение, а по необходимости могли быть помещены в ту же уездную больницу г. Макарьева. Поскольку училище не было слишком удалено от города, то в нем было много приходящих учеников. Однако родители иногородних учеников предпочитали частным квартирам в городе размещение их в общежитии училища. Оно было не таким большим, как в кологривском или чухломском, но была плата в 120 рублей за год. Между тем молодые люди в училище шалили, уклонялись от молитв и богослужений, курили табак и отлучались в город без разрешения. За это им приходилось выслушивать внушения законоучителя, их оставляли в классах после уроков, не отпускали домой на праздники.
На фото: по центру фасада примыкает невысокий тамбур парадного входа. Вдали виднеется здание скромной рядовой постройки, служившее баней и прачечной. Между этими двумя корпусами до недавнего времени располагался деревянный дом инспектора.


В среде рабочих, куда в большинстве своём попали выпускники училища, в нач. ХХ века распространялись революционные идеи. Приезжая или возвращаясь домой в Макарьев, они привносили эти идеи в город, становились организаторами революционных кружков. Например, выпускник 1905 года С. Клушин стал первым председателем Совета депутатов. Интересно, что с 1923 по 1927 гг. в группе слесарей учился Дмитрий Устинов, за отличные показатели получал престижную стипендию им. Фрунзе. Дмитрий Фёдорович впоследствии стал наркомом вооружения, Министром обороны СССР.


В 1931 г. училище переименовано в леспромхозуч (готовило работников "лесных специальностей"). Свой профиль учебное заведение не раз меняло в зависимости от потребностей в различного рода специалистах. В настоящее время училище носит имя Героя Советского Союза Юрия Васильевича Смирнова — «Макарьевский политехнический техникум им. Ю.В. Смирнова», филиал «Костромского автодорожного колледжа». Окончил училище Юра в 1942 г.; получив похоронку на отца, ушёл добровольцем на фронт. В 1944 г. во время наступательной операции на Белорусском фронте попал в плен. Подвергнут фашистами пыткам, распят на стене блиндажа и исколот штыками. Ему было 18 лет. На территории техникума установлен бюст Героя, его имя присвоено училищу в 1965 г. (по др. св. в 1953 г.). В 1950-х на территории гордка были построены общежитие, лаборатория и спортивный зал. Жизнь учеников в советские годы также напоминала насыщенную и интересную жизнь ребят Чухломского училища.


На сим наше пребывание в бывшем чижовском учебном заведении подошло к концу. Далеко не все строения училища представлены в отчёте, многие из них за столетие претерпели не фотогеничные изменения (переделки/перестройки). Самый примечательный и запоминающийся вид открывается с кромки высокого берегового обрыва...


....широкая живописная панорама на низменный берег реки Унжи с небольшими озерцами и старицами (участки старого русла).


При создании поста использован материал следующих источников:
- Памятники архитектуры Костромской области. Каталог.  Вып. VI, Вып. VIII
- Персональный сайт ПЛН №23 (воспоминания А.Н. Смирновой (Дмитриева) Л.Н. Рулле (Вахрушева))
- Л. Сизинцева "Острова непришедшего будущего"
- В. Исаченко, О. Старова Исторические очерки. Макарьев на Унже.

Featured Posts from This Journal

  • Молочная школа генерала Спиридонова

    Четвёртый день новогоднего путешествия мы провели в окрестностях города Порхова, где уже под вечер посетили имение Вязье, что на берегу реки…

  • Памяти графа Гейдена в Глубоком и сельской школы в Звонах

    Исходя из названия поста, речь в сегодняшнем репортаже пойдёт об интересностях, совершено различных как по тематике, так и по эпохе. Этими, по…

  • Здесь был Саша

    Небольшой отчётик из новогоднего Псковского путешествия. Речь пойдёт о скромной, но довольно-таки значимой в историческом плане усадьбе 2-й…

  • Для графских служащих

    Продолжаю разбирать новогоднее путешествие по Псковскому краю. На этот раз побываем в селе Александрово, что в окрестностях города Порхова.…

  • Загородная резиденция графа Строганова

    В 650 км от столицы, в окрестностях города Порхова, расположена самая крупная усадьба Псковской области – бывшее поместье…

  • На лугу пасутся КО...

    В сегодняшнем посте – второй части отчёта по усадьбе Волышово – рассказ пойдёт об остальных достопримечательностях этой некогда…


  • 1
вот почитала про дореволюционное образование: даже при помощи отдельных меценатов, как Чижов, бедной или средней семье было не потянуть расходы на обучение ребенка, а без денег не получишь профессии.
так что гос.финансирование этой сферы - обязательное условие для развития страны, и большевики это прекрасно понимали. А мы начали забывать, полагая что бесплатное образование само собой разумеющееся)


Edited at 2017-10-16 07:29 am (UTC)

Всё верно, Марьяна!
Три года назад у меня был пост про подобное учебное заведение в Псковской обл. "Молочная школа генерала Спиридонова". На свои деньги он выстроил и открыл школу, мастерские и т.д., но В «Докладах Псковской губернской земской управы» за 1900 г. приведено прошение Спиридонова о помощи на содержание этой школы. Он подчеркнул, что местное население бедно и платные ученики поступают в основном из Прибалтики, так что школа не выполнит поставленную перед собой задачу готовить специалистов для губернии. Потратив на устройство двух школ до 50 тыс. рублей, он заявил, что не может один содержать 70 учеников, и просил сверх имеющихся стипендий учредить ещё 16. Комиссии, осматривавшие Вязье, отметили, что хозяйство ведётся не совсем рационально, и сделали ряд замечаний. На заседании Экономического совета Н.В. Спиридонов оспаривал эти замечания и заявил, что отказывается содержать земских стипендиатов в Вязьевской низшей школе им. Пушкина. В конце 1907 г. Спиридонов закрывает школу...


Представляешь мы с папой и васькой вчера ездили в мельничища и как раз я рассказывала им про то как мы с тобой техникумы собирали. Как жаль что раньше не увидела этот пост, наврала им с три короба :D

Как же сильно вы любите Мельничищи. Диву даюсь. Но прекрасно вас понимаю. Когда-то я также любил места под Звенигородом, а теперь люблю весь Русский Север. )
Так про технари я только сегодня опубликовал, до вашей поездки. Ну, дома расскажешь. Только непонятно чего ты собралась им навирать-то? )
Спасибо за комментарий!

Тут ухожено, как - то! Дрова, дома, сами училища. Кирпичные!Надо же! А река какая красивая.
Я часто тебя вспоминаю, когда вот хожу последнее время. Ты всё катаешься, когда листвы мало, всё видно. Вот я и вспоминаю))))Хороший пост. Про то, что ты пишешь, только в тех источниках, а вот фото, ДА!Молодец!Спасибо!

Так это всё старые посты. Целый год был без путешествий и только на днях состоялась первая после долгого затишья поездка. Завтра по этому поводу будет специальный пост. )
Спасибо!

Я и не видела его, там ещё один мной пропущен....сегодня почитаю(посмотреть-то посмотрела))))

  • 1