Previous Entry Share Next Entry
Усть-Нейское, что на устье реки Неи
deni_spiri


«Усть-Нейское, что на устье реки Неи» — один из разновременных вариантов названия села, затерявшегося в 500 км от столицы, в необъятных просторах костромских лесов. Погост Усть-Нейский, Успенское, что на р. Нее, Устье Нейское — всё это названия одного и того же села Усть-Нея, расположенного на крутом мысу над поймой реки Неи. Запустевшее село, а точнее местная церковь конца XVIII века, стала одной из точек маршрута мега-путешествия на Русский Север (Сольвычегодск, Верхняя Уфтюга, Великий Устюг и др.), о котором до сих пор у меня был лишь обзорный пост. Настало время разбирать поездку в деталях. Сегодня я поведаю о вышеупомянутом храме, а также о деревянном в стиле модерн комплексе земской больницы, начала XX столетия, в селе Унже (на заглавном фото).



Оставив позади Кострому, Судиславль, Кадый, не доезжая Макарьева-на-Унже, сворачиваем с трассы и останавливаемся на окраине села Усть-Нея. Как следует из названия, именно в этих краях берёт своё начало река Нея, уходящая на север на 250 км. Названия здешних рек финно-угорского, в основном мерянского, происхождения. Например, основные притоки Неи — это Идол, Кондоба, Вохтома, Нельша. Усть-Нейский погост известен с XVI века, когда он являлся центром вотчины, пожалованной царём Михаилом Фёдоровичем князю Юрию Андреевичу Сицкому за участие в обороне Москвы во время её осады польским королевичем Владиславом.


Пройдя вглубь села по едва различаемой в наши дни главной дороге (настолько сильно всё поглотили заросли природы), мы останавливаемся возле здания церковно-приходской школы конца XIX века. Небольшой пятистенок рублен из брёвен и обшит тёсом. Из минимального декора можно выделить лишь треугольный фронтон, украшенный орнаментальным резным подзором.


Рядом со школой расположен, согласно каталогу памятников архитектуры Костромской обл., дом причта (конец XIX века). Рубленный из брёвен дом с мезонином состоит из переднего жилого пятистенка и больших сеней, объединённых под одной крышей. Примечателен мезонин с балконом, над которым двускатное покрытие...


... образует треугольный навес, опирающийся на четыре столбика. Навес с необычной нишей украшен резными подзорами.


Известно, что в 1630 г. усть-нейскую вотчину кн. Сицкий продал за 1500 руб. Макарьевскому монастырю, что реке Унже (индивидуальный пост о монастрые можно прочесть тут: «Макариево-Унженский монастырь»). В акте продажи записано: «Чтобы крестьяне той вотчины игумена слушали и пашни на монастырь их пахали и доходы им монастырские платили». Усть-нейской вотчиной монастырь владел до 1764 г., после чего монастырские земли отошли в казну. Село Усть-Нея, возрастом не менее четырёхсот лет, не стало исключением и с началом "новой эпохи" стремительными темпами, за какие-то 25-30 лет, практически полностью исчезло. Отставив в память о себе пустые коробки жилых домов и заброшенный древний храм.


Зайдём в один из немногих сохранившихся домов, расположенных вдоль главной сельской улицы.


Сразу видно, хозяин с любовью относился к своему жилищу. Дом не просто обшит тёсом, но и украшен самобытным декором в виде оконных наличников, лепестков на фасадах стен и т.д.


Работящим и рукастым, видимо, был последний владелец дома. Внутри оказалось несколько холодильников, десятки утюгов и прочей бытовой техники. Больше всего было настольных и настенных часов, часиков и будильников. Создалось ощущение, что по мере вымирания села хозяин этого "добра" собирал по деревне всё, что оставалось от ушедших соседей-сельчан. Впрочем, остаётся только гадать о назначении такой коллекции. Но за большое количество часовых механизмов мы прозвали этот дом «домом часовщика».


Из сеней проходим в саму избу. Она пуста. Лишь одинокие шкаф и стул меблируют основное помещение.


Из ценного, как память, нашлась рамка с фотографиями явно семейной четы, что проживала здесь. До глубины души пробирает такой «взгляд из прошлого». При чём из недалёкого прошлого. Ведь ещё недавно здесь была жизнь: гуляли свадьбы, росло новое поколение, жили своим миром. Пусть не на широкую ногу, но в свете нынешнего вымирания... Не раз бывало, когда стоишь посреди вымершей или полуживой деревни, а тебя окружают брошенные дома, когда взгляд натыкается на разбитые окна давно опустевшей школы, на распиленный на дрова фельдшерский пункт, на заколоченные двери продуктового магазина, когда слышишь как гуляет ветер по затихшим коридорам Дома культуры, да вдали виднеются остовы ферм и руины зернотоков, понимаешь, что вдохнуть жизнь в село в том объёме, что была ещё 30 лет назад, уже невозможно.


Время здесь остановилось навсегда. А правильнее сказать пошло вспять.


Закончив осмотр дома, сквозь "джунгли" пробираемся к восточной окраине села. На обрывистом мысу, господствующим над поймой реки Неи, некогда располагался целый храмовый комплекс: Введенская (1806 г.) и Воскресенская (1796 г.) церкви, колокольня и всё это было обнесено каменной оградой с железной решёткой. К нашему времени уцелела лишь церковь Воскресения, к западному входу трапезной которой мы и вышли.


Главы с крестами утрачены, некогда побелённые стены облезли и осыпаются. Церковь сооружена в сильно запоздалых для своего времени формах допетровского зодчества. Фасады получили декор, традиционный для XVII века с своеобразной трактовкой. Все окна обрамлены наличниками, тонкие колонки которых поддерживает своеобразные по форме навершения: окна первого света (нижний ряд) имеют вид сильно вытянутых двойных стрельчатых кокошников; во втором свете кокошники обладают более пологими очертаниями.


В 1616 г. в Усть-Нейской волости насчитывалось 12 деревень. Центром являлся погост Усть-Нейский: «А на погосте храм во имя Воскресения Христово древян клецки тёплый а в церкви образа и свечи и книги и колокола все строение мирских людей да на погосте ж двор попа Смирнова». По-видимому, это первое упоминание о церкви, следовательно, и о поселении возле устья Неи. На 1911 г. приходских селений насчитывалось 23, прихожан было 3200 муж. пола и 3500 жен. пола. Такое большое количество прихожан объясняет наличие сразу двух церквей.


Внешний осмотр заканчиваем на примыкающем с востока прямоугольном алтаре с полукруглой апсидой.


В храм попадаем через пристроенную с запада трапезную, своды которой покрывают частично сохранившиеся остатки живописи с эклектичными орнаментами. Все сюжеты забелены. Из трапезной в основной объём ведёт широкий арочный проём.


В бесстолпном пространстве храма практически весь интерьер утрачен.


На стенах фрагментарно уцелела масляная живопись нач. ХХ века.


Рядом с проёмом западную стену занимает композиция «Лепта вдовицы», в обрамлении которой использован пышный и разнообразный растительный и геометрический орнамент, характерный для неорусского стиля.


В алтарной части.


На боковых стенах в простенках уцелели изображения избранных святых в полный рост. Перед нами — «Алексий чел. Божий». Его лик столь прост, что создаётся впечатление, что прообразом послужил местный крестьянин.


«Св. арх. Михаилъ».


Смотреть здесь особо не на что, посему долго не задерживаемся и идём обратно.


По пути на выход обращаем внимание на полы, выстланные метлахской плиткой, богатого рисунка и расцветки.


Подлинная дверь из трапезной когда-то вела в притвор, где находился подъём на колокльню.


К северу от прохода сохранилась сцена «Иисус в доме Марии и Марфы».


А на подоконнике сохранилась жестяная табличка, закреплённая на деревянной палке, гласящая, что когда-то где-то ей обозначалась граница «Участка начальных классов». То ли огород был в советское время в селе, то ли ещё что-то. При съезде на Усть-Нею (с главной дороги) мы заприметили здание из силикатного кирпича. Возможно, то была сельская школа. А табличка жива ещё с годов так 1950-х.


Покидаем село, на окраине которого напоследок запечатлели давным-давно закрытый магазин «Продукты».


Несмотря на уныние, царящее в Усть-Неи, место оказалось весьма колоритным и оставило о себе приятные воспоминания.


Следующим пунктом (точкой маршрута) стало село Унжа, находящееся в 40 км от Усть-Неи. Дважды мы посещали старинное село Унжа — одно из самых примечательных самобытных сёл Костромского края.


В пасмурный день поздней осенью 2015-го года. Отчёт об этом посещении можно прочесть здесь: «Унжа – Старый город».


В ясный, безоблачный день ранней весною 2016-го. Это посещение можно увидеть здесь: «Грусть по берегам Унжи и Неи»


И только на третий раз мы обнаружили на северной окраине села спрятавшийся за еловой обсадкой больничный комплекс. Описывать богатейшее на события прошлое села Унжи (в прошлом — города) на этот раз не стану (в первом отчёте она раскрыта полностью). Посему сразу перейду к обрнаруженным нами памятникам деревянного зодчества. Земская унженская больница — типичный для своего времени комплекс больницы павильонного типа в формах поздней эклектики с элементами модерна. Больница была построена Костромским уездным земством в 1909 г. и состояла из целого ряда деревянных зданий. Её участок был окружён глубокой канавой со стоком в ручей Бахматка, благодаря чему территория всегда оставалсь сухой. С наружной стороны канавы была высажена двухрядная живая изгородь из хвойных пород и поставлена деревянная ограда с калиткой (не сохр.).


Комплекс включает в себя: дом врача с приёмным кабинетом, жилой корпус для медперсонала, главный лечебный корпус, лечебный корпус (возможно, инфекционное отделение), ещё один корпус с зубоврачебным кабинетом, а также конюшню, колодец с водокачкой, амбар, сарай, баню для больных и для персонала, и погреб. В северо-западном углу территории — маленькая часовня. Кроме этого до наших дней не сохранились ещё три корпуса. Перед нами — главный лечебный корпус — самое крупное сооружение больницы, хорошо сохранившее не только элементы убранства интерьера в духе модерна, но и отдельные предметы меблировки (к сожалению, в наш приезд корпус был закрыт).


В центральном ризалите располагается врачебный кабинет и процедурная, позади — палаты больных (по карйней мере, раньше было так). Выступ имеет полувальмовую кровлю, тимпаны фронтонов декорированы деревянными планками, имитирующими фахверк.


Здесь уцелела первоначальнгая двупольная входная дверь с филенками плавных форм, типичных для модерна, и остеклёнными фрамугами.


Небольшой электрический двигатель обеспечивал освещение зданий и их водоснабжение (водокачка). При хирургическом отделении имелся госпиталь, а при амбулатории — аптека. В конце 1970-х были разобраны корпуса госпиталя и родильного отделения. Все здания комплекса рублены из брёвен и обшиты по фасадам тёсом, а их цоколи сложены из кирпича.
На ниж. фото: лечебный корпус с зубоврачебным кабинетом, который располагался на правом фланге здания.


Весьма интересно выглядят крупные окна, заключённые в профилированные рамочные наличники с простыми фартуками и сандриками на фигурных кронштейнах.


С постройкой в селе нового здания больницы, здешние корпуса за ненадобностью стали стремительно разрушаться.


Зря только внутрь залезали.


Конюшня — самое крупное хозяйственное сооружение комплекса. Протяжённый объём разделён внутренним перерубом на две неравные части с широкими двупольными воротами в каждой (одни заколочены). В большей находились стойла для лошадей, в меньшей хранились экипажи.


Другие корпуса больничного комплекса настолько потонули в зелени, что сфотографировать их мождно будет исключительно поздней осенью. На сим осмотр ещё одних унженских достопримечательностей подошёл к концу и мы направились на выход.


Последним запечатлели часовню — миниатюрная постройка под четырёхскатной крышей, которую прежде венчала маленькая главка. Старые наличники не сохранились и заменены новыми обрамлениями простейшего типа.

Продолжение следует...

При создании поста использован материал следующих источников:
- каталог "Памятники архитектуры Костромской области". вып. VIII
- каталог Народной архитектуры "Соборы.ру"

Featured Posts from This Journal

  • Из Вильповиц в Гостилицы

    Разбираю ленинградское путешествие прошлого года. В сегодняшнем посте будут представлены две усадьбы, расположенные в Ломоносовском районе,…

  • Левитан в Успенском

    В Подмосковье почти все интересующие нас усадьбы мы исследовали ещё лет пять назад. На этот раз мы просто проезжали мимо. И оказавшись в селе…

  • Турлики – Шмурлики

    Не так далеко от столицы, п осреди живописного соснового бора, подальше от людских глаз спряталась усадьба «по имени» Турлики. А…

  • Интересности Галичской земли

    И снова на повестке дня достопримечательности Костромского края. В этот раз побываем сразу в нескольких сёлах, в числе которых Унорож и Умиленье,…

  • Новый взгляд на Павлищево

    Вчера вернулись из мега-поездочки по городам и весям Костромской землюшечки. Накатали аж свыше 2000 км в окрестностях Кологрива и Кадыя -…

  • Смоленские интересности

    Заключительный пост о усадьбах Смоленской области. В этой части мы побываем сразу в трёх именитых усадьбах, владельцами которых являлись князья…


  • 1
Читал что с Костромы в Москву и Питер в конце 19 начале 20 века шёл поток отходников и была профессиональная специализация, с Костромы шли строители, столяры, плотники, стекольщики. Отходники неплохо зарабатывали (по деревенским меркам), возвращались в сёла с деньгами и приносили элементы городской жизни: одевались в фабричные ткани и обувь, крыли дома железом, красили краской, привозили гармошки, жертвовали и на храмы, потому и церкви в тех места были такими. Эпоха сменилась, отходники однажды не вернулись, а потом и семьи перевезли.

Жаль на всё это смотреть, как исправить не ясно, какие-то районы поднять наверное можно, но не все. Возможно из остального можно сделать хотя бы достопримечательность, это наша античность практически, совсем недавняя, иного ничего в голову не идёт, чтобы как то эти места оживить сохранить то что ещё осталось.

Не всё так просто с отходничеством. ) В моих постах я часто поднимал эту тему. Буквально недавно на примере Чухломы (если брать Костромской край, хотя отходничество было во многих центральных губерниях): из Чухломского уезда до 10 тыс. мужс. нас. ежегодно отбывало в столицы на заработки. Уходя раннею весною, они оставляли сельское хозяйство на женщин. Именно с развитием отходничества стал наблюдаться упадок сельского хозяйства, хлебопашество было запущено (Костромской край часто именовали "бабьей стороной"). На 1914 г. в уезде было 25 тыс. отходников из числа общего населения 64,5 тыс.чел. Многие чухломичи (считай, и прочий пришлый люд) спивались и подрядчики увольняли их с работы. До 600 чел. ежегодно, из обеих столиц высылали по этапу.
Как много было выстроено красивых теремов сумевшими разбогатеть отходниками? Несколько десятков? Сто? Пусть даже 500. И это из десятков тысяч ушедших на заработки. Уходили из-за невозможности заработать в своём краю. Это и был показатель экономической отсталости. А зачем господствующему классу обучать ремеслу с ближайших селений, когда проще нанять даровую силу, которая будет работать за копейки, ибо на родине нечем жить. Отходничество довольно-таки отрицательный экономический показатель. Он снова появился в конце 1990-х, когда по всей стране пошло повальное закрытие совхозов, заводов и т.д. На селе и в провинции стало негде заработать на хлеб. Отсюда и запустевшие деревни, катастрофическое сокращение населения. В постах я уже приводил статистические данные о демографии в дореволюционные, советские годы и показатели нашего времени. Не стоит воспринимать мифы о вымирании деревни при Союзе. Возрождать село никто не собирается. С каждым годом ситуация лишь ухудшается. В принципе то, что началось в селе, дошло сегодня и до крупных городов. Нефте-газовый пузырь лопнул. А производить мы уже давно ничего не производим. Тема сложная и долгая. Не для дискуссий здесь.
Спасибо за комментарий! )

===Именно с развитием отходничества стал наблюдаться упадок сельского хозяйства, хлебопашество было запущено ===
Разумеется, в некоторых уездах ярославщины едва ли не 80% молодёжи шли на заработки в города.

===Костромской край часто именовали "бабьей стороной"===
Ярославскую губернию тоже.

===На 1914 г. в уезде было 25 тыс. отходников из числа общего населения 64,5 тыс.чел.===
Собственно я о том же.

===Многие чухломичи (считай, и прочий пришлый люд) спивались и подрядчики увольняли их с работы. До 600 чел. ежегодно, из обеих столиц высылали по этапу.===
Разумеется, далеко не всем удавалось прилично заработать, даже меньшинству, в целом их положение в столицах напоминало положение нынешних гастарбайтеров.

===Несколько десятков? Сто? Пусть даже 500. И это из десятков тысяч ушедших на заработки. ===
Согласен

===Уходили из-за невозможности заработать в своём краю===
Ясное дело, что не от хорошей жизни.

===В постах я уже приводил статистические данные о демографии в дореволюционные, советские годы и показатели нашего времени. ===
С данными по стране я знаком, но киньте пожалуйста ссылки почитаю.

===Не стоит воспринимать мифы о вымирании деревни при Союзе. ===
Да я и не воспринимаю, деревня не вымерла физически, но она переехала в город. Взять мой родной Нолинский район Кировской области в 1959 году там было 63,5 тыс. населения, а в 1989 - 29 тыс. + 11,5 тыс. в соседнем Немском районе (до 1966 г. был в составе Нолинского) = 40,5 тыс., в полтора раза меньше, сейчас - Нолинский - 19,5 тыс. + Немский 7 тыс. = 26,5 тыс. убыль ещё более чем на треть.


Само собою из года в год происходила урбанизация и численность жителей городов во много раз стала превышать село. Например, есть материалы, где описана цель: механизировать сельское хозяйство настолько, чтобы в нём было занято не более 5% населения страны. Т.е. улучшение, грубо говоря, "орудий труда" позволяло задействовать меньшее количество рабочих рук. Под вымиранием я и имел ввиду общее количество жителей. Возможно, неправильно сформулировал мысль. Но там, где было необходимо (экономически и социально) село укрупнялось, появлялись посёлки городского типа, деревни обустраивались коммунальной инфраструктурой и социальной сферой, образовывались совхозы, заводы и т.д. Если взять демографию времён СССР, то общая числ. нас.
1970 г. - 241 млн.
1979 г. - 262 млн.
1989 г. - 286 млн.
Сельских жителей:
1970 г. - 105 млн.
1979 г. - 99 млн.
1989 г. - 97 млн.
Т.е. за 20 лет сельское население сократилось, но не в катастрофических цифрах. В границах РСФСР цифры иные. Ситуация в сельской местности в зависимости от областей и регионов везде разнилась, но, бесспорно, уменьшалась сильнее, чем в плодородных землях южных республик. А с началом Перестройки... Её до сих пор каждый сторожил вспоминает с проклятиями. К 1990-м село значительно сократилось именно в РСФСР. Но в том-то и дело, что это не идёт ни в какое сравнение с ситуацией в наши дни.
Вот ссылка на переписи всех годов времён Союза:
http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0739/index.php
А по дореволюционным показателям это по Всеобщей переписи населения РИ 1897 г. Конечно к 1917 г. она изменилась не в лучшую сторону, с учётом миллионных потерь в Первой мировой войне. Перепись зарегистрировала 125 млн. жит., из них в городах проживало всего 16 млн. (13,4 %). Из 5 крупнейших городов два располагались в Царстве Польском.
Уровень грамотности составлял 21,1 %.
Крупнейшие сословия, в порядке убывания:
крестьянство — 77,5 %,
мещане — 10,7 %,
инородцы — 6,6 %,
казаки — 2,3 %,
дворяне (потомственные и личные) — 1,5 %,
духовенство — 0,5 %,
почетные граждане (почетные и личные) — 0,3 %,
купцы — 0,2 %,
прочие — 0,4 %.
Как-то так. )

===демографию времён СССР, то общая числ. нас.===
Эти цифры я видел, но за ссылку всё равно спасибо, я сам на демоскоп иногда заглядываю. Думал у вас есть цифры по нечерноземью, ну ничего, найти можно, просто надеялся у вас они уже собраны.

===появлялись посёлки городского типа, деревни обустраивались коммунальной инфраструктурой и социальной сферой===
Да, я и сам видел эти панельные новые домики с удобствами. По поводу укрупнения у меня смешанные чувства, с одной стороны вроде логично, с другой слишком хорошо знаю, что по результатам укрупнения народ хлынул не из малых деревень в большие, а в города. Опять же, понимаю почему, я сам вот до Москвы доехал, но жаль смотреть на это запустение. Деревни где жили мои предки по отцу: Новокшоново, Сплавная уже пусты (в последней правда какие подозрительные, смахивающие на сектантов монахи бродят), в деревнях откуда предки матери: Вахруши, Чащино слава богу жизнь ещё теплится, последняя рядом с райцентром, так что выглядит более менее, но всё равно у нас этих пустых деревень море. Население Кировской области 1959 - 1 913 600, сейчас 1 297 000.

==Всеобщей переписи населения РИ 1897 г. Конечно к 1917 г. она изменилась не в лучшую сторону, ===
Там на самом деле демографический взрыв наблюдался, как сейчас в третьем мире. Так что к революции население выросло по некоторым данным до 170 миллионов, у меня на эту тему книжица есть, но сейчас не под рукой, если интересно могу написать оттуда данные по предреволюционной численности населения и демографии 20-х.

Демоскоп не единственный источник. Просто тот, что под рукой. Нет, отобранных данных не имею. Собираю инфу по мере написания отчёта. Я всё-таки любитель и специально темами политики, экономики и проч. не занимаюсь. )
Безусловно, и в города уезжали. Но по опыту как общения в разл. обл., так и по документам знаю, что также переселяли из отдалённых, малочисленных деревень. Была масса поселений с минимальным кол-вом жит., а ведь надо было и дорогу поддерживать в порядке и снабжение и проч. Поэтому выгоднее было переселить туда, где это всё сосредоточено. Это так, если вкратце. )
Вы совершенно правы — грустно на всё это смотреть. Даже больно. Вот я от роду москвич и до 30 лет понятия не имел чем и как живёт народ вне крупных городов. Лишь начав путешествовать, проникся любовью к дальним уголкам нашей родины, особенно к Русскому Северу. Стал изучать историю, краеведение. А в наши дни найти достоверную информацию стало довольно-таки затруднительно. Везде идёт активная пропаганда "ужасов Союза". Понятно, что идеального государства не может быть и не было нигде и никогда, включая СССР. Но всегда можно сравнить, всегда есть обратная сторона. И на чаше весов приходит понимание насколько нынешняя "свобода и благоденствие, а также духовность" мало весят/значат в сравнении с деградацией/вымиранием русского населения, утратой традиций, корней и т.д. Душа болит, к чему мы пришли и страшно — к чему идём. Так что прекрасно понимаю Вас. Обратил внимание, что Вы читаете БуркинаФасо. У него много полезной и животрепещущей информации.
Для меня граница 1917 г. это не только временная, но и географическая. Важны цифры, без Финов, поляков и т.д. В рамках образовавшегося впоследствии РСФСР. Спасибо за инфу, но при надобности я найду необходимые мне цифры.
Благодарю за состоятельную беседу! )

ох и разруха.... и это в Костромской земле, центральная Россия!
дома еще крепкие, вот так купить (документы наверняка хранятся в архивах сельсоветов, можно хозяина отыскать) - и живи летом на своей земле. Только труда положишь немало, да и одному - страшновато жить в пустом поселке, и смысл? все равно глушь вокруг.
Чуть не пропустила твой рассказ, пока у фрицморгена в комментах ругалась (хотя умом понимаю, что тамошних адептов не победить, и смысла нет втягиваться в обсуждение).

Легких выходных, Денис!

Да уж, Костромская совсем не радует нынешним состоянием. (
Дома-то крепкие, можно и новый построить. Только вот обойдётся недёшево. Я по-началу думал, что копейки, а оказалось (узнавали у местных органов), что цены "московские". Вот те раз! Страшно — не то слово. Преступность высока, в основном на почве алкоголизма. Да я чего-то решил вдруг в конце недели пост разместить. Действительно можно пропустить. А где это ты ругалась? Интересно было бы взглянуть. Ссылочку можно?
Спасибо за пожелание и спасибо за комментарий, Марьяна! )

Вот и я о чем - страшно одному в таком селе. Да и в обжитом - можешь не прижиться. Местные не всех приезжих-купивших дом, принимают.

Ссылка вот тут. Я вчера со злости позамочный псто написала https://mar-mi.livejournal.com/195813.html

Правда, еще один коммент обдумываю, чтоб уж оппонент отстал и последнее слово за мной было, бггг)))

Зашла в тот пост, уже 500 комментов набрал!
На 2 странице еще один мой вопрос про расценки был, так и не ответили по существу!

Ага, и с местными придётся контакт искать.
Сейчас заценим отчего это так Марьяна распалилась. )))

С интересом прочитал о Вашем путешествии "На берегах Костромы" про богодельню с.Верховье, бывшая в/ч.25759. Сам служил там в 91-93 г.г., вернее в отдельной роте в высоковском урочище, до которого Вы не доехали (как я понял). Когда собираетесь туда опять? Может есть ещё какая информация у Вас о тех дивных местах.Могу чем-нибудь, в свою очередь поделиться. Кстати, не в курсе откуда такие храмы в такой глуши?

Удивительно, но уже многие отписались о своей службе там. Хотя местечко весьма отдалённое и не совсем специализированное для войсковых частей. Впрочем, о Высоково никто не упоминал. А там у Вас что было? Вы верно поняли — мы так и не доехали (клиренс не позволил). Надеюсь, в будущем всё-таки доберусь до того урочища. Конкретных дат нет, но в планах однозначно есть, ибо места те полюбились и очень хочется побывать снова. У меня информация в основном краеведческого характера. Было бы интересно, если что-то новенькое, просто из жизни в тамошних краях, расскажете Вы.
На счёт "храмов в глуши". Это явление обывательское. И не в таких местах встречали культовое зодчество. Тут всё-таки проходила дорога от Солигалича в Судай, а из Судая выше на Тотьму (ну, это было давным-давно). А поскольку далее болота, содержать дороги дело затратное. Вот и стало глушью. Так в те времена вдоль дороги в сёлах и строили храмы, места боль-мень были заселены.

Edited at 2017-10-06 08:05 am (UTC)

В высоковском урочище находилась отдельная дорожная рота,в задачи которой входила добыча щебня для строительства дороги Солигалич-Бурдуково (или куда-то далее на перспективу). От Бурдуково,где Вы были до Горбачево и далее до перекрестка налево- Высоко,направо- Савино. Вот поверни Вы налево к Высоко и проедь 2 км., то могли бы увидеть (если сохранилось) справа от дороги следы нахождения дробилки щёковой для перемалывания добытого недалеко из карьера грунта, кот-ый отсеивался на щебень и Песочно.Грав. Смесь, далее им отсыпалась дорога в Верховье, которую непосредственно я и строил в 91-93 г.г.. В Верховье в бывш. богодельне находился основной батальон и 2 роты в Солигаличе-асф. бет. завод и в высоковском урочище т.н. "Карьер",где я служил.
Что до специфики службы вдали от командиров,заборов и пр. атрибутов в/частей - то сами понимаете как весело,задорно и разгульно нам там служилось в те годы.Пока через 3 месяца не пришли новые бойцы мы и не знали ,что уже живём в каком-то СНГ. За хлебом ходили в Горбачёво в пекарню ибо с едой было не очень,узбеки на бульдозере в -20 катались в Горбачёво на индийск. фильмы. Потом когда прослужили больше меняли солярку на водку. Грибы,ягоды, клюква на болотах,медвежьи следы,лисий лай,волчий вой, самоходы на танцы в Судай,просто самоходы для души. Были молоды и веселы. Места очень красивые: речки все эти мелкие,озёра,церкви,леса-очень романтично (мне депешисту вдвойне). С колокольни в Высоко говорят чухломское озеро видно (я не видел),но вид ох..енен. Как -то так.
С уважением.

Очень занимательная история! Спасибо! Только я так и не понял, Вы прямо в урочище дислоцировались, т.е. где же там рота жила? Или ездили туда исключительно на работы? С уходом Вашей части, дорожных работ более там не проводилось. Раньше на Судай можно было проехать, а теперь только на внедорожниках и в подобающую погоду.
Да уж, жилось/служилось Вам там довольно-таки вольготно. И определённо не скучно.
«узбеки на бульдозере в -20 катались в Горбачёво на индийск. фильмы» )))) Про такое обилие зверей даже удивился. Думаю, про вид с колокольни на озеро это выдумка. Слишком далеко. А вот на счёт изумительной природы я с Вами согласен. Ещё раз спасибо за столь подробный рассказ!

Да,жили прямо там в вагончиках,обогревались электричеством. Была баня даже,парились когда хотели в нерабочее время.Офицеры только днём,вечером уезжали в Солигалич иногда приезжали проверить,иногда ловили пьяных там или в деревнях уехавших. А жили сначала у подножия холма,где церковь и часовня, слева от дороги к церкви у леса (справа была дробилка гражданских дорожников),а потом переехали чуть ближе к перекрёстку Савино-Высоко, справа от дороги. Там была дробилка и чуть правее выше наше расположение и карьер. На яндекс-картах видно (гугл карты размытое изображение) .А что до зверей,нас даже офицеры предупреждали, что волчьи свадьбы начались -не шастать по деревням.А медведей видели,если на перекрестке Савино-Высоко не поворачивать на Высоко налево, а ехать прямо, то через некоторое расстояние начинается гать и по ней идти до болота, вот там и видели медведей. кстати на болоте собирали клюкву ведрами какой-то полковник приезжал из Рязани (мы относились к Рязанскому корпусу) Да и у церкви,тоже для офицеров, дом разбирали на кирпичи, и пацаны нашли эмблему медную почтовой службы там горн (в смысле труба или валторна) какой-то помню был на ней. Здание, видимо, административное было.Ну будете в тех местах- увидите,а я,если что,онлайн подскажу куда ехать. Удачи.С уважением.

Ого! Сколько подробностей! Было интересно почитать. Ещё раз огромное спасибо за сказ.

Здравствуйте! Хотелось-бы выразить огромную благодарность за безумно увлекательные фото-путешествия! Сам очень люблю подобного рода поездки, но в силу ряда причин не всегда есть возможность. Уже год периодически наблюдаю за вашими постами, ожидая чего-то новенького. Еще раз - спасибо ребята! Сергей.

Здравствуйте, Сергей!
Очень рад слышать, что Вас увлекают мои фотоотчёты. Впереди непременно будет много нового интересного. И большое спасибо за столь положительный отзыв!

ты столько всего понаписал интересного, я оказывается два поста пропустила.
молодец что не останавливаешься)
сейчас вообще некого стало читать! Все мои любимые блоггеры сдулись и исчезли почти-что. А у тебя всегда качественный контент)

Не могу уже без истории! Так и тянет разузнать как можно больше и в подробностях про такие редкие, малоизвестные достопримечательности. Да вот стараюсь втянуться и хотя бы один пост в неделю публиковать. Ибо материала! )
Спасибо, Катя, за похвалу! Ты права, я тоже заметил, что читать стало мало кого, ибо контент сдулся и пугает качество постов. Даже в Руабандоне такая лажа стала публиковаться. Последний пост про Ивангород — нечто ужасное — какое-то селфи на мобильный телефон.


Как пример, меня звали в новое сообщество, и состоялась такая презабавнейшая переписка. Пишет админ сообщества:
«— Мой журнал про архитектуру нашей необъятной страны. И только большим коллективом можно вести эту тему, коллективом, состоящим из неравнодушных к Русской архитектуре людей. Я посмотрел Ваши статьи и сразу увидел много всего, что подошло бы для сообщества. Конечно, я могу и сам их загружать понемногу, но это наверное неверное решение. Более правильным решением было бы войти Вам в наш коллектив и самостоятельно загружать свои работы. Я пригласил - а Вы решайтесь )))
Я:
— Спасибо за приглашение, но я не вхожу в сообщества. Предпочитаю излагать своё видение исключительно у себя на страничке. Бесспорно, создание Вами группы с архитектурным направлением дело нужное. Однако, почитав пару постов, был неприятно удивлён. Всё-таки должна быть модерация. Описание памятников архитектуры не должно выглядеть небрежным. Как пример, пост про Вологду с фотографиями сношения собак, многочисленными селфи, текстовым сопровождением в виде "повтыкали памятники Ленину", "полная задница" и высказывания про город "нищета и разруха" и т.п. Для меня подобное изложение неприемлемо. Лет семь назад я и сам писал проще, но теперь к вопросам истории, описания достопримечательностей подхожу основательно и с уважением. Посему соседствовать с вульгарным изложением как-то не хочется. Вы уж простите. Но модерация в сообществе определённо необходима. А так, при желании Вы можете сами делать перепосты понравившихся моих отчётов.
Удачи Вам! И побольше серьёзных авторов.
Админ:
— А я увидел красивые зимние набережные, простые фотографии архитектуры Вологды, деревянные дома и много всего интересного, на «детали» не обратил внимания. И работаю я с теми людьми, которым записались в сообщество - другим взяться неоткуда. Да, мой друг - они в основном не архитекторы, а просто любители нашей родной архитектуры, и в этом наша общность. Да и возможность корректировать присланные работы в ЖЖ не предусмотрена... Но мой журнал пока очень молод, он еще в развитии, и я уверен в успехе ))
И Вам здоровья )
Я:
— Никто не говорит давать отворот-поворот людям, вступившим в сообщество. Однако можно прописать небольшие правила... Именно такие детали и создают общую картину от сообщества и прежде всего отношение к тому, что автор публикует. Иначе всё это смахивает на тысячи фоток в соцсетях, где абы как. Конечно, это дело вкуса, но Вы же архитектор, сердцем любите своё дело и стараетесь привить интерес другим. А это прежде всего это уважение к материалу (городам, памятникам архитектуры, их описанию) и уважение к читателям, ибо читать про то как некий "товарищ" с высока рассуждает о нищете и убогости провинциальных городов... Это некрасиво. Извините, если задел своим советом. От души хочется качественных материалов и сообществ, поскольку весь инет завален в большинстве своём, простите, полным Г.
Админ:
— Вы опять пишите в стиле Белинского, сплошная критика. Критиковать легко. Вот я загрузил еще одну Вашу работу - https://architectstyle.livejournal.com/110413.html - и добавил комментарий. Специально написал его в несколько негативных тонах, но – все это правда. Это пример для Вас, как можно дать отрицательную характеристику неплохой статье. Будет куда лучше, друг мой - если Вы не других будете критиковать, а покажете в сообществе конкретные примеры своих работ Высокого Уровня...))
И - без обид!
Я:
— Если Вы критику не можете отличить от совета, то даже не удосужусь читать тот комментарий. Тем более ваше поведении начинает смахивать на обидчивое поведение... "Неплохая статья, но можно её и обосрать" — с таким подходом идти вам далеко и на все стороны. И это пишет человек, который восхваляет пост с фотографиями ебущ..ся и ссущих собак и т.п. Наполняйте своё сообщество подобным говном и дальше. Отвечать мне не стоит, тем более я вношу вас в чёрный список. Не люблю обидчивых мозгоёбов».

Я непоколебим в своих позициях. А у него там именно такие посты, где толпа фотает друг друга, собак, которые "вжик-вжик" и параллельно рассуждают о том, что Вологда отстой и хороши там лишь пирожки. А админ посчитал это хорошим постом, а мои замечания его оскорбили. Вот отсюда и отсутствие приличных отчётов.

Ой да кому нужны эти журналы с парой комментов))) и с огромным пафосом.
я уже давно не читаю ни абандон ни архнаследие - или перепосты в чужие блоги или шняга)
когда к конкретному человеку заходишь, примерно представляешь что прочтешь, так что я только людей смотрю.

Видимо, теперь только так. Сообщества гонятся за количеством, при этом теряя качество.
Ну, из Архнаследия я вышел ещё четыре года назад, когда меня там "запинали". )))

Всё прочитала, даже комметы. Просто ОГРОМНОЕ СПАСИБО ТЕБЕ!!!!!!!!!!!!!!!
Как странно всё у нас в России!

Верно подмечено — странно у нас в России!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account