Previous Entry Share Next Entry
Пятница в Старице
deni_spiri


Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности, авось найдётся что-то интересное, так и не опубликованное в ЖЖ. Порылся. Нашлось. Есть ещё множество мест (в основном это заброшенные усадьбы, храмы), посещённых нами в 2010 – 2011 гг. и не представленные в отчётах. Конечно же, писать о них спустя столько лет не совсем актуально, ибо за это время в инете появились сотни статей и тысячи фото, рассказывающих о достопримечательностях Тверской, Ярославской и иных областей. А наши путешествия начинались с посещения памятников архитектуры именно этих, близлежащих к столице, земель. Тем не менее решил, глубоко не вдаваясь в краеведение, осветить интересности ранних путешествий. Сегодня представлю первую часть отчёта о пребывании в городе Старице и усадьбе Панофидино.


На фото: Старицкий Свято-Успенский монастырь.

Не доезжая 30 км до города Старицы, останавливаемся в деревне Панофидино (Понафидино, Панафидино), расположенной на берегу реки Тьмаки. До конца 1920-х территориально тогда ещё село входило в состав Старицкого уезда. Небольшая справка. В XVII-XVIII вв. Старицкий уезд состоял из двух десятков станов и волостей, включая даже дворцовую волость. Большинство названий станов были даны по наименованиям рек и поселений. Например, волость Синяя прозвана так по р. Синей. Стан Мерский, названный по одноимённой речке, быть-может, имел отношение к угро-финскому племени меря. Волость Родня, названа от села Родни на Волге, о чём давно написан пост «Родня». И самый необычный по названию и неподдающийся идентификации это стан Песья Лука — восточный стан по речке Вязьме, притоку Шоши (впоследствии в составе Емельяновской волости). Именно в этом стане (волости) находится заинтересовавшее нас бывшее село Панафидино, оно же Панихидино. Свое первоначальное название, Панихидино, село получило от грандиозных панихид по погибшим русским воинам в битве с польско-литовским войском осенью 1609 г. и захороненным в братской могиле. А заинтересовал нас здесь целый комплекс усадебных построек.


Земли эти издавна принадлежали роду Поликарповых. Фамилия Поликарповых — древнейшая, корни её уходят во времена правления вел. кн. Михаила Тверского (XIV в.). Своё начало род берёт от выехавшего из Литвы на службу к князю «мужа честна» Яна Августовича, по прозванию Пуст (в крещении — Симеон). У Симеона был правнук Поликарп Иванович, потомки которого «прозванные Поликарповы, Российскому престолу служили в боярах, окольничими и в иных чинах и жалованы были поместьями». В 1680-85 гг. по жалованным грамотам Панофидино пренадлежало Дементию Иванову Поликарпову. До 1941 г. в селе существовала Покровская церковь, рядом с которой находился столб-памятник, по преданию, поставленный на месте деревянной церкви. О её существовании в Покровской церкви хранился пролог с надписью: «Сия книга глаголемая пролог Старицкого уезда села Панофидина церкви Покрова Пресвятыя Богородицы приложил вотчинник того села Панофидина Дементий Иванов сын Поликарпов 7193 год». Следовательно, старая деревянная церковь была построена Д. Поликарповым вскоре после пожалования ему этой вотчины, между 1680-1685 гг..


Род дворян Поликарповых, за ревностную службу Отечеству, был отмечен высочайшими наградами в царствование Екатерины II, Александра I и Николая I. Самый яркий представитель — это тверской губернатор Александр Васильевич Поликарпов, участник Турецкой кампании 1787-1791 гг.. В 1795 г. назначен правителем Тверского наместничества, затем получил чин тайного советника и звание сенатора. Однако, за оказанный в Твери тёплый приём опальной княгине Е.Р. Дашковой Поликарпов имп. Павлом I смещён с поста губернатора. Лишь с восшествием на престол Александра I возвращён на службу. В нач. XIX века на территории села Панофидина «за господином действительным тайным советником Александром Васильевичем Поликарповым господский дом, за капитаном Николаем и флота лейтенантом Дмитрием Поликарповыми два господских дома, а за поручицею Марьею Васильевою Тыртовой господский дом». Следует, что владельцев усадебного ансамбля, состоявшего из нескольких господских домов, было несколько. Вообще, Поликарповым в Старицком уезде принадлежали ещё имения в Веригиной Горе и Городке. Мы тем временем подходим к заброшенному усадебному дому. Данный главный дом построен, вероятно, в 1-й пол. XIX века, но перестроен на рубеже XIX-XX вв..


Быт жителей Панофидино времён Советского Союза можно увидеть из семейных фотоальбомов группы «Деревня моего детства», откуда позаимствованы мною фото данного периода. На фоне усадебного дома: директор школы Раиса Ильинична. Фото 1969 г.


Летом в поместье жил единственный сын А.В. Поликарпова, Александр. Осенью и зимой он проживал в Петербурге. Ещё одним владельцем усадьбы являлся Евгений Александрович Поликарпов, штабс-ротмистр в отставке. Проживая в имении, его неоднократно выбрали уездным предводителем дворянства в Старице. Служил он и в земском суде, отстаивая интересы малоимущих крестьян. Графиня А.Д. Блудова так писала о нём: «один из тех неизвестных свету подвижников гражданских, тех добрых воинов бескровной борьбы добра со злом, тех стойких героев долга во всех отношениях жизни, один из тех людей, про которых сказано, что они знаемы лишь Богу да Его святым». Что касаемо последнего владельца — им был Александр Евгеньевич, отзывы о котором многих жителей округи были самые доброжелательные. Согласно воспоминаниям старожилов, в страдную пору все крестьяне шли к нему с большой охотой. Александр Евгеньевич даже оказывал посильную медпомощь, а в сложных случаях направлял больного с запиской к знакомому врачу в Тверь, в клинику д-ра Соколова.


Неподалёку от выше представленного главного дома стоит ещё один господский дом. Датировать год его возведения затрудняют разновременные перестройки. Предположительно, построен в самом начале XIX века.


Из «Протокола ревизионной комиссии по обследованию состояния имения Поликарповых» от 11 дек. 1917 г. известно, что имение было благоустроенным: здесь велось племенное разведение крупного рогатого скота и свиней, имелся большой фруктовый сад, теплицы. По свидетельству очевидцев, ещё до войны в совхозных теплицах работал старик агроном, когда-то приглашённый на службу владельцами усадьбы, под его руководством выращивали помидоры и арбузы. В имении был красивый парк с аллеями, клумбами, где росли деревья редких пород: лиственница, кедровая сосна. В июле 1919 г. состоялась опись усадебных построек, инвентаря и имущества. В том же году в имении был организован совхоз. В 1920 г. ряд ценных вещей изъяты из имения и перевезены в Старицкий музей. В начале 1920-х А.Е. Поликарпов временно поселился у вдовствующей попадьи. Впоследствии власти определили ему местожительство в д. Чухино, в двух км от усадьбы. Скончался последний владелец имения в 1930 г.


Как упомянул выше, в селе до 1941 г. находилась церковь, описание которой можно встретить в книге И.П. Крылова «Достопримечательности в уезде», 1916 г.: «Церковь в селе Панафидино каменная, построена в 1805 году на средства местного помещика, сенатора, действительного тайного советника Александра Васильевича Поликарпова, о чём свидетельствует надпись, имеющаяся на стене внутри храма следующего содержания: “1794 года мая 18 дня заложена в селе Панафидине каменная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы собственным иждивением Действительнаго Тайнаго Советника Сенатора и Кавалера Александра Васильевича Поликарпова. А освящена 1805 года июня 20 дня. Всей же церковною утварью снабжена щедротами супруги его Елизаветы Павловны, урожденной княжны Щербатовой”». Интересно, что согласно клировым ведомостям за 1828 г., в церкви служили не совсем благонадёжные священники:
- священник Михаил Иванов - 49 лет. В школах был, уволен из риторики, об учении и поведении аттестата не имеет... Оный священник в 1816 г. по делу о побое из дома его колодчиша села Климова пономаря Павла Степанова штрафован посылкою в монастырь на два месяца. Сверх онaгo все священно и церковнослужители в том же 1816 г. за поздую подачу оспенной ведомости штрафованы взысканием с них на вдов и сирот 10 рублей.
- дьячек Феодор Емельианов - 37 лет. В школах был, изключен Старицкаго уезднаго училища из вышшaгo класса, об учении и поведении свидетельства не имеет. Вторым браком женат...


Род Поликарповых был захоронен в фамильном склепе, под часовней, стоявшей рядом с Покровской церковью. Из записей «Провинциального Некрополя» мы узнаём, что «в селе Панихидино Старицкого уезда» были захоронены сл. Поликарповы:
- Николай Васильевичъ, капитанъ, † 16 марта 1837 г.
- Дмитрiй Васильевичъ, капитанъ 2-го ранга, † 12 iюня 1853 г.
- Евгенiй Александрович, полковникъ, † 21 января 1871 г. Съ женою Е.К. Поликарповой
- Екатерина Карловна, рожд. Осмоловская, † 30 октября 1891 г.
- Михаилъ Евгенiевичъ, отставной гвардiи поручикъ, † 14 iюня 1902 г.
- Марiя Андреевна, рожд. княжна Щербатова, вдова действительнаго статскаго советника. Безъ датъ
Фамильный склеп просуществовал, примерно, до 1936 г. После чего по распоряжению спецкомиссии из Твери было произведено перезахоронение останков Поликарповых на сельском кладбище. Из примечательного, что сохранилось до наших дней, я бы отметил здание церковно-приходской школы (1913 г.). Постройка появилась в Панафидино в честь 300-летия Дома Романовых.


Возле пруда, в центре деревни, находятся руины бывшего конного двора, а скорее всего, конного завода. Кроме того сохранились дореволюционные постройки зерно- и овощехранилищ (в отчёте не представлены). Вообще, в усадьбе находилось большое количество сельхозпостроек: огромные сенные сараи, кузница, крытые большегрузные весы и проч.


В послевоенное время на усадебной территории были построены новые дома для служащих совхоза. Собственно Панофидино, как и ближайшие наспункты, жили благодаря существованию местного совхоза. С началом Перестройки пришло преобразование села. На фото конца 1980-х запечатлена осень на колхозных полях Панофидино вместе с брошенной сельхозтехникой.


Усадьба, возрастом в двести столетий и именитыми владельцами и поныне находится в руинированном состоянии. Ещё в 2005 г. в Твери состоялся IV Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры, где поднимался вопрос хотя бы о консервации усадебных построек, но безрезультатно. Оставляем Панофидино и мчимся в Старицу. По пути останавливаемся в деревне Льгово, заглядываем в здание правления другого исчезнувшего колхоза.


Внутри пусто, убито. Из интересного лишь стенды с архивными фотографиями. Подготавливая отчёт, прочитал аннотацию к сорванному письму на стенде. Надпись гласит: «Наш земляк, крестьянин д. Льгово А.И. Гусев 30 января 1921 года был принят в кремле В.И. Лениным. В память о беседе Владимир Ильич написал А.И. Гусеву письмо». Проверил. Действительно, это была записка с собственной подписью Ильича, поставленной по просьбе крестьянина. Александр Ильич Гусев — крестьянин д. Льгово Ефимьяновской волости Старицкого уезда, участник Гражданской войны, делегат I-й губернской конференции беспартийных крестьян и крестьянок, участник IX Всероссийского съезда Советов. В д. Льгово входил в товарищество по совместной обработке земли, а затем одним из первых вступил в колхоз. Погиб в годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда.


Шесть дней пробыл в Кремле беспартийный товарищ Гусев, беседа с Лениным длилась 50 минут, по приезду Гусевым был издан «Рассказ делегата беспартийной крестьянской конференции А.И. Гусева. Тверь, 1921 г.». Парочка примечательных фраз из этой беседы, актуальных и в наше время. Ленин: «Вы смотрите, чтобы и на выборах проходили честные люди, смотрите зорко и контроль мирской над ними делайте: требуйте отчётов...»; Гусев: «Спрашивал меня товарищ Ленин дальше уже о том, как  крестьяне учатся, есть ли школы, курсы, библиотеки, не засели ли в отделах образования попы?»...


Следующим, в деревне Ново-Ямской, вплотную примыкающей к Старице, обратили внимание на дореволюционный дом зажиточного крестьянина или какого купца (верх. и ниж. фото).


Старица — один из древнейших городов Тверской земли, живописно расположенный на холмистых берегах Волги. Официальной датой основания города кн. Михаилом Ярославовичем Тверским считается 1297-й, хотя по последним данным исследователей ( археологическим и летописным) "Новый городок" или "Городеск" возник во 2-й пол. XIV века. Сохранились в Старице валы старого городища, куда мы и направляемся. Рассказывать историю города в этом отчёте не стану (оставлю для второй части поста). Посему сразу перейду к достопримечательностям. На открытке 1909 г. запечатлена часть древнего старицкого городища на левом берегу Волги. Когда-то расположенный у самого подножия холма архитектурный ансамбль относился к Торговой площади города.


Эта, западная часть, Торговой площади старше, чем восточная (её мы рассмотрим во второй части отчёта). В основе данного комплекса лежит ещё средневековый торг, ибо расположена она напротив древнего монастыря.


Начнём с уникального по своему внешнему облику комплекса церкви Рождества Богородицы, более известного под именем Параскевы Пятницы — покровительницы торговли. В 1728 г. по указу тверского арх. Феофилакта вместо деревянной церкви Параскевы Пятницы начали строить каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом, сохранившим посвящение древней церкви. Пятницкий придел освятили в 1740 г., главный же престол, во имя Рожд. Богородицы, — в 1750-м. Через несколько десятилетий к белокаменному барочному храму с южной и северной стороны пристроили два ротондальных придела в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенскаго выстроен в 1806 г., свят. Мученицы Параскевы-Пятницы в 1825 г. В итоге комплекс возводился почти столетие. Последним в строительстве была окончена белокаменная колоннада с двумя башнями-часовнями и лестницами, ведущими из ротонд к берегу реки (1828 г.).


Фото 1963-68 гг..


В 1970-х началась реставрация всех культовых зданий, расположенных на городище. После её окончания, через 30 лет, состояние церквей снова находится в удручающем состоянии, хотя данный комплекс и является визитной карточкой города.


Особенно интересно выполнены в стиле позднего классицизма придельные храмы в виде ротонды.


В описной книге Степана Тарбеева 1624 г. об этой церкви говорится: «Церковь великой мученицы Пораскевеи нареченные Пятницы допреж Бориса и Глеба древян клецки образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строенье Государево а у церкви во дворе поп Алексей во дворе проскурница Маврица». Следовательно Богородицкая церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы.


Внутри основного объёма и приделов фрагментарно сохранилась храмовая живопись. Расписывали храм старицкие мастера.


О существовании древней деревянной Пятницкой церкви свидетельствует запись от 1668 г: «сия книга глаголемая служебник церкви великия мученицы Христовой Параскевеи нареченной Пятницы. Продал Евангелие ветхое тое же церкви поп Иван в Государево дворцовое село Бороздино а взято денег полтора рубли на те деньги куплен служебник да часослов». Примечательна запись в Октоих (она же Осьмогласник — богослужебная книга): «1676 мес. марта в 1 день сию книгу дал вкладу в церковь что в Старицы на посаде в доме премудрой Великой Христовой мученицы Параскавгии нарицаемыя Пятницы породителеех своих в вечной помин Смоленской приказной избы подъячий Петр Дмитриев сын Клочков и по сей книги богославите и родители ево поминати (следует 72 имени усопших) а кто сию книгу из того чудотворнаго дому вынесет и похочет себе покорыстоваться и в том ево со мною да судит Бог на втором на страшном Христове пришествии а потписал я Петрушка своею рукою».


В южном приделе (Нила Столобенского) живопись записана маслом в нач. XX века. Несмотря на практически нечитаемость росписи, изображение евангелистов выполнено на высоком художественном уровне.


Апостол-евангелист Матфей.


Апостол-евангелист Иоанн Богослов.


Комплекс акцентирован по краям двумя невысокими башенкам, завершенными куполом со шпилем, и торжественной колоннадой-галереей, украшенной спаренными колоннами тосканского ордера. Башни-ротонды использовались под лавки. Крайняя "башенка" служила булочной Афанасьева, можно разглядеть на старинном фото. Всё-таки место торговое, людное, и не страшно, что это храмовый комплекс, надо же где-то народу булкой разжиться.


К нач. XIX века сложилась практика оформления белокаменных подпорных стенок, ограждающих куртые спуски от бульваров, проходивших у подножия холмов. Стенки выкладывались чистовой кладкой, что выглядело нарядно и облагораживало береговую линию. В настоящее время они сохранились фрагментарно — у торгового здания (полуротонды). Все эти башенки, полуротонды и ниши в ограде использовались в XIX веке как торговые лавки.


Напротив Пятницкой церкви стоит восьмигранная часовня, перекрытая небольшим шатром. Часовня в русском эклектичном стиле построена в 60-х годах XIX столетия на пожертвования жителей города в память спасения имп. Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. Была приписана к Борисоглебскому собору. Ежегодно 4 апреля к часовне совершался крёстный ход. С 1889 г. ход в часовню 4 апреля был отменён и приурочен ко дню 17 октября, в который произошло избавление всей царской семьи от грозившей жизни катастрофы близ станции Борки Харьковской ж/д (17 окт. 1888 г. имп. Александру III и его семье удалось уцелеть во время крушения железнодорожного состава). Впоследствии, по неизвестным обстоятельствам, крёстные ходы совсем были отменены. Последний состоялся 19 февраля 1911 г. в 50-ти летний день освобождения крестьян. В 1912 г. Старицкое Общество Хоругвеносцев ходатайствовало восстановлении крёстного хода на 30 августа, в день перенесения мощей св. кн. Невского, но епархиальное начальство ходатайство отклонило. В 1970-х часовню отреставрировали, но сегодня она снова нуждается в реставрации.


Меж тем мы перемещаемся дальше, в центр усадебного участка купцов Филипповых, расположенного рядом с Пятницким храмом. Изначально место здесь занимал крупный, в семь осей дом с торговыми лавками. Первую линию из этих рядов в 1-й пол. ХIX века на собственные средства выстроил купец Д.Ф. Филиппов, по проекту старицкого зодчего Матвея Чернятина. Цокольный этаж выстроен из белого старицкого камня и являлся торговыми лавками, а на верхнем кирпичном этаже — гостиничные номера — проживали сами купцы. Старая часть со временем расширялась однотипными пристройками. В общем, получился протяженнейший корпус в двадцать три оси и с длинным рядом лавок в первом этаже, многочисленными складскими помещениями во дворе, каменным и деревянным жилыми флигелями.


В советское время здание использовалось под многоквартирное жильё.


Сейчас всё это пребывает в руинах.


Двери с арочным завершением, широкие окна с металлическими ставнями — типичные детали торговых рядов нач. XIX века.


Последним на набережной мы осмотрели огромные склады, стены которых выложены из белого камня. У подножия городища они появились, вероятно, в 1-й пол. XIX века. Сейчас они стоят без крыши, от интерьеров остались только поперечные стены.


Степень запущенности главного городского торгового ансамбля Старицы ужасающая. Безвозвратный процесс руинирования запущен, его не остановить. В 2014 г. были попытки привлечь инвесторов для восстановления и размещения здесь гостиничного комплекса — безрезультатно. Эти заброшенные памятники архитектуры далеко не вся Старица, другие старицкие примечательности мы рассмотрим во второй части.

Продолжение следует...

При создании поста использованы следующие источники:
- Тверское библиотечное общество. Краеведческие исследования "Усадьба Понафидино"
- А. Хомицкий "Тверские усадьбы. Впечатления"
- "Православные храмы Тверской земли"
- статьи П. Иванова "Тверские своды"
- «В гостях у Владимира Ильича. Рассказ делегата беспартийной крестьянской конференции А.И. Гусева. Тверь, 1921 г.»
- фотоматериал группы "Деревня моего детсва. Понафидино"
- фотоматериал "Фотографии прошлого"
- Истокъ им. Н. Чулкова


Featured Posts from This Journal

  • Усадьба на Голубом озере

    Решили мы, вот, с Катериной побывать в Вышнем Волочке. Доехать-то до него доехали, а вот осмотреть весь город не довелось. Через ВВ проходит…

  • Колоннада забвения

    В сегодняшнем блоге мы перенесёмся в село Переслегино, оно же Загорье, Тверской области. Примечательно это село Петропавловским храмом - некогда…

  • На берегу Тьмы...

    На красивом луговом берегу реки Тьма стоит село Кунганово. В селе том в 1821 и 1902 годах были выстроены два храма... Храмовый ансамбль в селе…

  • Краснохолмский монастырь

    Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский район Твреской области.…

  • Роспись в заброшенном храме

    Заброшенную церковь на окраине села Княжево Бежецкого уезда Тверской области стоит посетить именно из-за живописи, покрывающей многочисленные…

  • Еськи. «Изгнание торгующих...»

    Еськи - большое бежецкое село в Тверской области, расположено на живописном берегу слияния рек Осень и Молога. Вдохновившись блогом…


  • 1
Красота и грусть. Белый камень - это известняк?

Печально, что с 2011 г., когда были мы, в удручающем состоянии памятников ничего не изменилось (судя по последним фото). Совершенно верно, это белый известняк. Считался весьма качественным. Согласно летописям, в XIV-XVI вв. старицкий "мрамор" использовали для строительства в Твери, Волоколамске и Смоленске и др. городах

Сразу интересны стали каменоломни.
Судя по фотографиям - этот камень более стоек, чем кирпич.
Попутно стало интересно, как там в Германии обстоят дела с известняком?
Эльбингероде - огромный карьер. А в городке кирха скорее цементная. И совсем не обложена известняком. Недалеко - Вернигероде. Вот,оказывается, у дойчей тоже города были, причём рядом с добываемым известняком.

Да, существует целая система "старицких пещер" — подземные каменоломни по добычи белого камня. Про Германию не интересовался. )

церкви в классическом стиле, ротонды, колонны и белый камень - так нарядно смотрится, удивительно, что в такой глуши строили подобные церкви и как жаль, что они безвозвратно разрушаются..
Тверская область вообще богата историей, с удовольствием почитала про Старицу (название на слуху было, а вот что и как - не читала нигде)).

Согласен, для провинции храм смотрится весьма впечатляюще. Бесспорно жаль, что Церковь за 20 лет так и не нашла стимула для восстановления. Всё потому, что в Старице есть Успенский монастырь, куда стекаются паломники, туристы, а с ними и финансы. В городе ещё несколько заброшенных храмов (покажу их во второй части).
Я не стал в этом отчёте и в продолжении не буду вдаваться глубоко в историю Старицы. Чем больше статей посвещено какому-либо объекту (город, усадьба, храм и т.д.), тем больше разнится информация, тем больше нестыковок и откровенного бреда. Так и со Старицей. Найти достоверную инфу весьма сложно. Начинаю читать и меня тошнит от пропитанных православием статей. Когда пишут, что монахи были первыми в очередной "пустыни", а потом уже возникла Старица; что в 2002 г. вновь обрели нетленные мощи в здании, неоднократно перестроенном, разрушенном войной и советскими переделками и т.д. Достали! )))

Ава у Вас, Марьяна, весьма привлекательная! ;)

а чернобелое изображение всегда выигрышнее смотрится, на мой взгляд.
Спасибо за комплимент ;))

Привет Денис!Рада твоему новому посту(уже 3 дня шепчу....где же уже он(про тебя)и во ты появился.
Я много думала про старину, про всё...и пришла к выводу....всё, что построено людьми (архитектура)должно остаться, должно. Но процесс необратим и никому почти не надо.
Посмотрела, почитала, погоревала. Интересно пишешь, очень.
Я ещё просмотрю, может, что пропустила...у меня мама умерла 18 августа.пока....вот так.не соберусь(((

Здравствуйте, Екатерина!
Спасибо, конечно, но здесь я не шибко старался: места слишком уж известные, чтобы копаться в краеведении. Скорее всего, пропустили два поста про новгородские святыни. Вот там я расстарался на славу, хотя тема щепетильная и не всем по душе придётся.
Относительно ухода мамы, примите мои соболезнования...

Пошла смотреть, читать....я чувствую, что пропустила. Спасибо за соболезнование!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account