Previous Entry Share Next Entry
Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.
deni_spiri


В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как расцветали и богатели обители, находившиеся далеко не в пустынных местах (в чём уверяют нас летописи). Несметные богатства и капиталы накапливались в монастырях не только благодаря вкладам царских особ и поддержке центральной власти, но в большей степени за счёт владения обширными угодьями, за счёт использования труда закрепощённого окрестного населения и торговых дел, что вели монастыри-вотчинники. Впрочем, были «монахи русского просвещения» — выдающиеся духовные и церковно-политические деятели Московской Руси XVI века — Максим Грек, Вассиан Косой и др., которые обличали любостяжательство духовенства, осуждали церковное землевладение и проч. Во второй части мы исследуем предания ещё двух обителей — Хутынской и Вяжищской, на примере оных и закроем тему святости новгородских монастырей.



После осмотра Юрьева монастыря отправляемся в следующую православную святыню — Варлаамо-Хутынскую обитель, расположенную на правом берегу Волхова. Здешняя местность в старину называлась «хутынь», т.е. худое, дурное место. Монастырь этот один из древнейших — первое упоминание относится к 1192 г.: «в то же лето постави церковь на Хутыне чернец Варлаам, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя Спаса Преображения; и свяща ю архиепископ новгородский владыка Гаврила на праздник, и нарече монастырь». Из красивой легенды, схожей с сотнями таких же сказаний об основаниях обителей, узнаём: «основателем был прп. Варлаам, сын именитых новгородских граждан. С юных лет стремясь к подвижнической жизни, в 1192 г. пришёл в Хутынь и поселился здесь в полном уединении. Однако уединение продолжалось недолго: вскоре вокруг него образовалась община иноков, и возникла обитель, получившая название Хутынской. Прп. Варлаам архиепископом новгородским Григорием был поставлен во игумена и до самой своей кончины трудился в этом сане на благо созданного им монастыря, в котором и был погребён». Иные легенды, про встречу святого Варлаама с кн. Ярославом и победу над нечистой силой, даже упоминать не стану.


Из дореволюционных писаний: «кончина почитаемого всеми подвижника Варлаама собрала в обитель множество народа; прибыл арх. Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей... В этот день многие больные получили исцеление, потому день этот остался памятным для народа... Под спудом в Преображенском соборе покоятся мощи прп. Варлаама в серебряной богато украшенной раке. В монастыре хранится несколько вещей, принадлежавших ему: фелонь, епитрахиль, поручи, подрясник, власяница, металлический крест». Новости нашего времени: всё больше и больше паломников приезжает со всей России на поклонение к прп. Варлааму, мощи которого по сей день находятся под спудом собора. Так кто же такой прп. Варлаам? А был это боярин Алексей, основавший для себя обитель, где через год и скончался. Своему монастырю сразу пожертвовал «землю, огород, рыбные и гоголиные ловища и пожни», «и с челядию, и с скотиною». Монастырь был связан с высшим новгородским боярством, представители которого на старости лет здесь постригались и доживали свои дни на покое, а порою выжидали более благоприятной политической обстановки и выходили в мир. В 1207 г. здесь умер инок Порфирий, в миру боярин Прокша Малышевиць. В 1211 г. был смещён арх. Митрофан, на место которого под именем Анетония был поставлен виднейший новгородский боярин Добрыня Ядрейкович. С 1220 по 1228 гг. здесь трижды менялись игумены на архиеп. кафедре. По сути, монастырь владел землями и вкладами бояр, обеспечивавшие им беззаботное существование. Вот такое духовное становление в "глуши худого" места (в шести верстах от Новгорода) святой обители. Зато сколько почестей, исцеления, канонизация и поклонение "мощам" боярина, без году в сане игумена устроенного им собственного монастыря. Великая Отечественная война нанесла большой урон архитектурному ансамблю. Фото 1948 г.


Древнейших построек в современном ансамбле монастыря не сохранилось. В разное время на территории существовали: храм Антония Великого; Варлаамская церковь-трапезная, надвратный Ильинский храм, две церкви во имя св.мч. Григория Армянского, каменные высокие с колоколами; домовая церковь при архиерейских покоях и др. За всю историю Хутынской обители известно, что на её территории было построено три колокольни. Первая возведена в 1445 г. против северных дверей собора и представляла собой каменную церковь во имя Гр. Армянского. В 1535 г. против южных дверей возведена новая церковь во имя того же святого, но называлась «Хутынский столп». Третья колокольня была построена в XVIII веке в стиле барокко над южными вратами. Колокольня представляла собой трёхпролётную триумфальную арку, сложенную из трёх четвериков. Однако проект не был реализован в полной мере, что подтверждается несоразмерностью объёмно-пространственной композиции. Создается впечатление, что из-за недостатка средств ограничились возведением лишь верхнего яруса без промежуточных, и то в упрощённом варианте. Фото 1948 г.


Начало строительства этой колокольни относится к 1758 г. В 1759 г. «архитектуры порутчик» Пётр Обухов получает ордер «от его светлости генерал-фельдмаршала и кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого о бытии... при строении в Хутыне монастыре». Предположительно, Обухов вёл наблюдение за строительными работами по проекту, исполненному более опытным архитектором. Личная заинтересованность кн. Трубецкого в строительстве колокольни, дружба его с Д.В. Ухтомским, участие в практическом строительстве Обухова, а также высокий уровень архитектурного мастерства двух нижних ярусов, позволяют предположить, что автором проекта был сам Д.В. Ухтомский — выдающийся реставратор, главный архитектор Москвы в XVIII веке. По каким-то причинам работы после 1761 г. были приостановлены. Возможно, это связано с отстранением в 1760-м Ухтомского от службы по обвинению в растрате (несмотря на оправдание, архитектор более не вернулся ни к строительству, ни к преподаванию). В описи монастыря сообщается: «Колокольня не совсем оконченная, начата строением при архимандрите Лаврентии...». Лаврентий Баранович — архимандрит в Хутыни с 1767 по 1774 гг.. Считается, что строительство завершено не ранее 1774 г. За время своего существования постройка изменила первоначальный облик. Большой комплекс работ и кардинальных перестроек был осуществлён в 1820-е. В 1993 г. были начаты реставрационные работы под руководством Г. Никольской архитекторами Л. Миклиной и Л. Корчагиной.


В преддверии падения Новгорода и после его подчинения Москве, новгородские летописи запестрели новыми редакциями, возвышающих местных святых. Существует легендарное предание: «В 1471 г. Великий кн. Московский Иоанн III, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Св. Варлааму. Захотел видеть мощи преподобного открытыми и намеревался вскрыть могилу. Как вдруг «из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл... В память чуда в обители хранится этот жезл». И якобы из-за этого события Иоанном III, сыном его, Василием III, и внуком, царём Иваном Грозным обитель всячески осыпалась благодеяниями. Но легенда про вскрытие мощей и последующая за этим расплата не единична: назначенный московскими властями архиепископ новгородский Сергий был встречен новгородцами с ненавистью, которые обвинили его в поругательстве памяти арх. Моисея. В «Житии» Моисея сказано, что однажды Сергий пришёл в церковь, где был похоронен Моисей и приказал открыть гробницу, чтобы увидеть останки святого. Ему было отказано. Сергий вышел прочь со словами: «У меня нет желания смотреть на тело этой деревенщины» (имея ввиду Моисея). После этого он потерял разум и был отослан назад в Московию. Новгородцы полагали, что Сергий был чудесным образом наказан за своё неуважение к Моисею и др. новгородским святым. В Смутное время монастырь пострадал от шведов, но благодаря царской поддержке, в XVIII веке по-прежнему был одним из богатейших. Фото Преображенского собора, 1920 г.


Закрыт монастырь был в конце 1920-х. До начала Великой Отечественной войны на территории размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Бывшая монастырская земля была передана подсобному хозяйству больницы и обрабатывалась медицинским коллективом и выздоравливающими больными. Учитывая нахождение в аварийном состоянии в послевоенное время Преображенского собора, где был похоронен Г. Державин со своей супругой, в 1959 г. было вынесено решение о перезахоронении останков в Новгородском кремле. Фото собора 1948 г.


Из-за своей ветхости первоначальный собор через 400 лет после возведения был разобран, и на его месте «к 1515 г. был окончен при настоятеле монастыря Сергие» новый храм. Построенный в 1515 г. новый Спасо-Преображенский собор, имел совершенно другой вид. Прототипом ему послужил Успенский собор Аристотеля Фиораванти в Московском Кремле, ставший символом общерусской архитектуры. Со 2-й пол. XVII века внешний вид Спасского собора стал отличаться от прежнего. В 1646 г. было пристроено два придела, построена новая паперть, главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. С 1799 по 1802 гг. настлан новый пол, растёсаны окна. В 1835 г. был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый и т.д. Реставрационные работы по восстановлению Хутынского ансамбля начались в 1976 г. под руководством Г. Штендера. В это же время проводились раскопки В. Булкиным, который несколько лет подряд со своей группой работал на территории монастыря. В 1981-84 гг. проводились археологические исследования, в ходе которых обнаружены нижняя кирпичная кладка Спасской церкви XII века, алтарь этой древней постройки и каменный фундамент церкви Гр. Армянского. Реставрация собора и братского корпуса была закончена в 1993 г. В этот же год обратно перевезли прах Державина и его супруги.


В приделе собора во имя арх. Гавриила был погребён прах великого русского поэта Г. Р. Державина и его супруги. Державин, государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник, скончался в 1816 г. в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову прибыл из усадьбы в своё последнее пристанище.


На фото 1992 г. — реставрационные работы Варлаамской церкви с трапезной.


Рядом с Преображенским собором находится церковь во имя преп. Варлаама с трапезной. Храм этот основан в XIV веке и был небольших размеров. В 1552 г. на его месте была сооружена новая тёплая церковь, этого же святого, но побольше и с трапезной.


Покидаем небольшую территорию Хутынского монастыря и последним посещаем Вяжищский, впервые упоминаемый в летописи под 1411 г. в связи со строительством деревянной Никольской церкви. Согласно легенде, устроена обитель была в конце XIV века (точный год неизвестен) монахами Евфросином, Игнатием, Галактионом и пришедшим к ним священником Пименом. Иноки задумали подвизаться в уединении и приискали удобное для этого место — в 12 верстах от Новгорода, расположенное в лесу на болотистом месте «Вяжищахъ» (Вежище), на левом берегу р. Колонки. Подъём Вяжищского монастыря следует связывать с именем новгородского архиепископа Евфимия II, в молодости принявшего постриг в этом монастыре. Именно при нём здесь развернулось каменное строительство, а монастырь получил крупные земельные владения.


В 1436-39 гг. был построен каменный Никольский собор, в 1457 г. – каменная трапезная церковь. Внешний облик этого монастырского ансамбля можно представить по изображению, сделанному в 1615 г. А. Хутеерисом, членом голландского посольства, проезжавшим в это время по Водской дороге. В начале XVII века, в эпоху Смуты, монастырь пережил тяжёлые испытания. Шведская оккупация Новгорода коснулась его самым непосредственным образом, т.к. монастырь находился на Водской дороге. Рисунок изображает монастырь этого периода с большими разрушениями.


Но после окончания шведской интервенции монастырь быстро возрождается, на XVII век приходится его подлинный расцвет. В 1670-80-х к нему приписаны Николаевский-Понедельский и Спасский-Сяберский монастыри. В XVII-XVIII вв. монастырю покровительствуют уже Московские государи. В его владениях 2 000 гектар земель, подворье в Новгороде, ряд привилегий, освобождающих от пошлин. В конце XVII в. разворачивается грандиозное строительство, полностью изменившее облик обители. В 1681-85 гг. на месте древнего Никольского храма был выстроен новый огромный собор, а в 1694-97 гг. возведён храм Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней. В результате монастырь приобрёл тот облик, который сохраняется и доныне.


Перед нами — пятиглавая колокольня, сооружённая в 1708 г. над трапезной Богословской церкви. Эта церковь выделяется своим декоративным убранством: фасады оной опоясаны полихромными изразцами.


По ведомостям за 1762-63 гг. монастырю принадлежало «в Новгородском уезде в разных пятинах и погостах… крестьян мужеска пола 1497 душ». Подушный сбор в 1734 г. составлял 35 коп. с души. Вотчинные крестьяне обращались в монастырь с просьбами о выдаче семян ржи, овса, о разрешении семейных имущественных споров. Казначей или эконом монастыря обладал правом учитывать «взысканные с монастырских вотчинных крестьян за предерзости их и противности штрафы и неплатежи за прошлые годы за столовые припасы и прочие», пересматривать по «всепокорным прошениям» крестьян «всякие подати», а также отпускать «в замужество» дочерей вотчинных крестьян. Т.е. жизнь крестьян всецело принадлежала монахам. Но им всё мало: «в 1751 г. архимандрит Виссарион с братией дважды обращался с челобитной на имя имп. Елизаветы с просьбой о рассмотрении жалобы на ямщика Бронницкого яма Артамона Абрамова с товарищами, которые ловили рыбу в Островной тоне села Холынья Деревской пятины, дарованном царём Алексеем Михайловичем монастырю и являвшимся его вотчиной». А в 1758 г. собранные с вотчин продукты: 10 баранов, 5 пудов сыра, 2 пуда 20 фунтов масла, 1000 яиц, надлежало к празднику св. Пасхи и празднику Петра и Павла «развезти христовских подносов нижеозначенным персонам»: губернатору Якову Римскому, советнику Петру Пестрякову, генералу Стефану Ушакову, секретарям губернским, прокурору Петру Елагину, межевой канцелярии и др.


В кон. XVII – нач. XVIII вв. и здесь существовала тюрьма, где отбывали наказание «по секретному делу», «по духовному делу», в подозрении раскольничества, присланные по указам Новгородской духовной консистории священно-церковно-служители, монашествующие, крестьяне и солдаты. В 1754-57 гг. числилось от 6 до 22 колодников. По статистическим сводкам 1734 г. в монастыре находилось 18 монашествующих и 41 служитель; в 1762 г. — 16 монашествующих, послушников и церковнослужителей, 30 служителей и 7 больных. По указу Екатерины II от 1764 г. «О секуляризации церковных и монастырских земель» монастырь лишился собственных имений и стал штатным. После чего обитель пришла в упадок. По ведомости о числе монашествующих и состоящих на послушании за 1843 г. числилось всего 20 чел.; столько же было и в 1894 г. А в 1914 г. братия насчитывала итого меньше. Фото Никольского собора, предположительно, 1885 г.


Примечательно, что только в 1896 г. «в деревне Вяжищи против самого монастыря» началось строительство первой церковно-приходской школы «во ознаменование благополучного восшествия на прародительский Всероссийский престол Его Величества Государя Имп. Николая II и Государыни Имп. Александры Фёдоровны...». Стоимость здания оценена в более 600 руб. (300 руб. выделялось из сумм Синода). Настоятель монастыря «арх. Парфений жертвовал на школу до 50 р., которые шли частью в жалованье учителю школы, а частью на покупку письменных принадлежностей. Так же «деньги за страховку 22 руб. 80 коп. уплочены бывшим настоятелем арх. Парфением из своих средств». На фоне столь благородного поступка Парфения и стоимости школы, примечательным выглядит доход самого монастыря на 1916 год: кружечных, кошельковых, просфорных, молебенных и др. сборов, доходов от недвижимых имуществ и оброчных статей, процентов с капиталов и др. в общей сумме 10.690 руб.
Соборный двухэтажный Никольский храм, вверху освящён в честь Николая Чудотворца, внизу — во имя св.Евфимия.


Собор соединён галереей со вторым храмом, также двухэтажным: верхний этаж — церковь Вознесения, нижний — в честь Иоанна Богослова (на фото справа).


Значительный урон постройкам монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1947 г. Вяжищский монастырь был внесён в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране на территории РСФСР. В 1954 г. — в список памятников архитектуры Новгорода и Новгородской обл. В 1958 г. под руководством архитектора-реставратора Л. Красноречьева начались обмерные и исследовательские, а с 1964 по нач. 1990-х — реставрационно-восстановительные работы. Основной объём работ был выполнен в 1970-е гг. Хотя на оф.сайте монастыря об этом ни слова. Фото 1948 г.


После Октябрьской революции, согласно циркуляра Новгородского губернского земельного Совета монастырская пахотная и выгонная земля, пустоши, сенокосные пожни, лесные дачи, Озерское озеро, находящееся в Тихвинском уезде, перешли в ведение земельного Совета. Монастырские храмы с богослужебными предметами от Новгородского губ. Совета рабочих и крестьянских депутатов приняли граждане дер. Вяжищи для религиозных потребностей. По сведениям 1919 г. состояние монастыря было «весьма удовлетворительно», а братии значилось 10 чел. Постановлением Новгородской комиссии по ликвидации монастырей от 1920 г. постройки сельскохозяйственного типа, живой и мёртвый инвентарь передавались в ведение земельных отделов, постройки и домовой инвентарь отделу соцобеспечения и жилищным отделам. В Вяжищский монастырь ликвидационная комиссия прибыла 26 апреля 1920 г., ей было дано разрешение на регистрацию Вяжищского прихода «с оставлением при нём 8 человек монашествующих для исполнения приходских треб, богослужения и обслуживания нужд храма». Договор на бесплатное пользование церквями Николая Чудотворца и свят. Ефимия был заключён в 1929 г. На общем собрании коллектива верующих в 1931 г. постановили добровольно передать для использования под культурные цели колхоза верхний храм собора; а за верующими оставляли нижний храм. В 1961 г. здание собора использовалось под клуб и контору совхоза «Гвардеец».


Созданные в 1920-х сельхозартели разорились и монастырские постройки приходили в упадок: к 1925 г. большинство строений подлежало сносу и было оценено как строительный материал. По неоднократным заявлениям граждан с просьбами передать им помещения монастыря, Уездным земельным управлением проведены торги по продаже имущества: постройки и сельхозинвентарь были проданы. Имущество распределили между хозотделом ОГПУ, раймузеем, колхозами Сырковского сельсовета, Госфондом. В 1929 г. была произведена ликвидация церкви Иоанна Богослова с трапезной и церкви Вознесения (ниж.фото). Имущество распределено между школой, коллективом верующих, окружным музеем, окрархивом. На втором этаже трапезной церкви вплоть до послевоенного времени располагалась школа. В 1988 г. Вяжищский монастырь был передан Новгородскому епархиальному управлению МП. В 1990 г. здесь снова возродилась монашеская жизнь.


Перед революцией доходы монастырей состояли: от недвижимых имуществ (сдача в аренду домов, лавок, лабазов, складов, мест на площади и от земли), от кружечного сбора, процент с капиталов, положенных на поминание, при ношениии икон по городу; доход от типографии, от живописных мастерских; приход кошельковый, прикладной и поминальный; от торговли восковых свечей, икон, просфор, деревянного масла, склянок со святой водой, продажа мощей; от угодий и оброчных статей, лесов, лугов, озер, мельниц, пособие от казны, от часовен, от крёстных ходов, от кладбищ и погребений и т.д. В 1920 г. Юрьев монастырь сдал новой власти процентных бумаг на сумму 777.125 руб. (наличных в казне якобы не было); Хутынский — в общей сумме проц.бумаг и наличности 166.851 руб.; Вяжищский — 59.319 руб. А все 24 новгородских монастыря сдали 3.164.671 руб. Можно считать бесспорным, что многие свою наличность утаили. Нельзя предполагать, чтобы у крупнейших монасты­рей в наличии не было ни копейки денег. Следовательно, капиталы одних новгородских монастырей составляли значительно более трёх миллионов. В 1920 г. на территории Советской России было ликви­дировано 673 монастыря. Крестьянам передано около 978.270  гектаров земли. Национализировано принадлежащим монастырям 1.112 доходных дома, 704 гостиниц и подворий, 84 завода, 436 молочных ферм, 602 скотных двора, 311 пасек и т.д. В монастыри было вселено (приблизительно) 1.680.000 чел. Занятые монастыри были использованы под санатории и здравницы, под учреждения соцобеспечения, под школы, курсы и др. учреждения Народного Комитета Просвещения, под больницы, лазареты, санитарные городки и др. учреждения Народного Комитета Здравоохранения, под родильные приюты и дома ребёнка, под места заключения и т.п. В 1921 г. было ликвидировано ещё 49 монастырей.
В период 1964 -1978 гг. происходило восстановление изразцов. Фото 1966-67 гг..


Особенностью построек конца XVII в. является использование цветных изразцов. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишён изразцов, все они украшают верхние пространства здания.


Чаще всего на небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог, двуглавый орёл, крест, ваза с крупным цветком-плодом.


До сих пор точно не известно, где изготовлялись изразцы. Некоторые исследователи считают, что, скорее всего, роскошная мозаика была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре на Валдае.


В ходе раскопок в Новгороде было найдено довольно много изразцов XVII века. Так что, возможно, они могли быть и местного новгородского производства.


А чтобы понять чем подобная деятельность священнослужителей и многое другое, что не осветил в этих постах, обернулась, приведу ряд документов нач. XX века, показывающих реальное отношение народа к церковникам.
- «Самым большим заблуждением, ярко бросающимся в глаза пережитком, является мнение, что современное село чтит рясу. Нет, эта стародавность миновала, как и многое другое в укладе нашей жизни, И на селе теперь (за редкими исключениями) научились критике, и здесь умеют «переоценивать ценности», и сельчане часто не чтут не только рясы, но и того, что в рясе» — "Христианская жизнь", 1906 г.
- «На собраниях нас ругают, при встрече с нами плюют, в весёлой компании рассказывают про нас смешные и неприличные анекдоты, а в последнее время стали изображать нас в неприличном виде на картинках и открытках... О наших прихожанах, наших чадах духовных, я уже и не говорю. Те смотрят на нас очень и очень часто как на лютых врагов, которые только и думают о том, как бы их побольше «ободрать», доставив им материальный ущерб» — "Пастырь и паства", 1915 г.
- «Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живётся. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески... Есть ещё прискорбные факты – это случаи убийств... случаи различных грубых издевательств над ними» — "Христианин", 1907 г.
- «За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребённым около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян – это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души, были случаи, когда крестьянин, не доплативший 3 - 4 коп., не допускался до исповеди и тут же на глазах других отсылался священником обратно.» — из донесения скопинского исправника Рязанской губ. за 1907 г.
- священник В. Рюминский: «Как относятся русские люди к своему священнику, прихожане к своему пастырю, и рассказывать нечего. Самые непристойные рассказы сложены про "долгогривых", как называют православные люди своих священников, скверные пословицы сложены про них, - "поповские глаза завидущие, а руки поповские загребущие", говорит народ. С ними торгуются за исполнение религиозных обрядов, как торгуются на базаре за деготь, как в лавке за товар. С ними судятся, и часто годами тянутся тяжбы - непристойно сказать - прихожан с их священником, верующих с их наставником»
- священник М. Левитов считал разговоры о "народе-богоносце", всецело преданном Православной церкви, не имеющими ничего общего с реальной жизнью: «Ценность набожности крестьянства оказалась сомнительной, а его добрые сыновния отношения к священнослужителям скорее иллюзией, чем фактом. Эти отношения, не приближавшиеся никогда к идеальным, в последние годы обострились до крайней степени»


К сожалению, современная структура РПЦ стала очень напоминать монастырские деяния, описанные в этих двух постах. Ей оказывается колоссальная поддержка центральной власти (государства), льготы, отсутствие пошлин и т.п.; она снова вошла в мирскую жизнь и влияет на процессы светского характера (образование, культура и т.д.); стала вхожа во власть, оттого неприступна, не наказуема, а заповеди Христа служители её чтят менее, чем их предшественники. Любостяжательство священо-церковнослужителей, то бишь излишняя озабоченность приобретением богатства и вообще земных благ, превалирует над делами духовными.

При создании поста использованы следующие источники: П. Сойкин «Православныя русскія обители», 1910 г.; митр. Макарий «История русской церкви», 1857 г.; Б. Кандидов «Монастыри-музеи», 1929 г.; И. Будовниц «Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.», 1966 г.; «Российская государственная библиотека»; сайт «Вяжищский монастырь: шесть столетий истории»; А. Ранне «История архитектурного ансамбля Хутынского монастыря»; Л. Секретарь «Колокольня Хутынского монастыря»; оф.сайт «Николо-Вяжищский монастырь»; данные VIII отдела НКЮ, 1920 г.; «Отношение духовенству сословий и соцгрупп Ри (нач.20 в.)» Л. Андреева, Е. Элбакян, 2011 г.; «Сыскной Приказ», 1730-63 гг. описание документов и бумаг, А. Голубев; П. Бартенев «Русский  Архив», 1886 г.; Госкаталог Музейного фонда РФ; сайт «Фотографии прошлого»; сайт «Старые альбомы»

Featured Posts from This Journal

  • Тимково, Кемцы и Ригодищи

    Продолжая путешествия по неисчерпаемым архитектурным сокровищницам Тверского края, сегодня мы побываем сразу в нескольких не столь популярных у…

  • Островки и Боровно

    В сегодняшнем посте речь пойдёт о двух усадьбах Вышневолоцкого района, Тверской области - Островки и Боровно. Усадьба Островки, расположена в лесу…

  • Замок в Заключье на замке и без ключьев

    На севере Бологовского района, в уединённом месте, на берегу небольшого озера находится одна из лучших сохранившихся в Тверской области усадеб…

  • Господин Великий Новгород

    Среди древнейших русских городов, сокровищниц культуры и искусства, Великому Новгороду несомненно принадлежит одно из первых мест. Ни один город…

  • Интересности в Лыкошино

    Село Лыкошино находится на границе двух областей: в 35 км к северо-западу от города Бологое Тверской области и в 38 верстах от города Валдай…

  • Поворот на Бологое

    В начале июля мы совершили трёхдневную поездку по Тверской и Новгородской областям. Два дня из которых были отданы на изучение памятников…

  • Витославлицы

    "Если исходить из того, что памятники архитектуры, как и всё культурное наследие, сохраняется не ради самого сохранения, а в определённых…

  • Монастырь на Валдае

    14 июля 2013 год. В тот день наш путь лежал из Великого Новгорода в усадьбу Заключье. Хоть мы и не приверженцы действующих религиозных…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Начало.

    Занимательное путешествие дорогами Новгородской и Тверской областей состоялось ещё четыре года назад. Поездка давно разобрана в деталях: написано…


  • 1
Большую ты работу провернул! статистика и факты - вещь упрямая. Доходы монастырей впечатляют. Но фоне нищего крестьянства (коего было 90% в РИ, если не более) - очень даже недурно существовали. Да еще и продуктовые подарки губернаторам и пр. чиновникам дарили! чтоб те не оголодали...
исследователи и историки, кто глубоко в этой теме, понимают, почему крестьяне громили церкви и монастыри после революции.
Да, возможно перекосы у сов.власти были. Но это - тоже наша история, и замалчивать плюсы, выпячивая только минусы прошлого, ни к чему хорошему не приведет.

У меня однокурсница - инокиня в монастыре, вполне себе довольна жизнью, летом на подворье работают, зимой в кельях сидят вяжут. Вполне себе защищенная от невзгод жизнь, только личной свободой жертвуешь)) но это уж каждый своей воле хозяин.




Спасибо большое, Марьяна!
Можно было бы и больше, но дробить на три части... Очень жаль, что ЖЖ стал ограничивать объём постов. Ага, про подарки хороший пример: собрали со своих крестьян и задабривать кого надо на св.праздники. Именно, что и при советской власти история преподносилась согласно веяниям тех лет, но сейчас. Сейчас явный перебор. Из СССР сделали во всём просто монстра. Хотя настоящий монстр поедает собственное население в наши дни. Да не удивительно, что народ потянулся "к свечке". Куда ещё-то со своими бедами, надеждами, когда вокруг нет ни соцподдержки, ни финансовой и т.д. Выживай кто как хошь.
Кстати, на счёт погрома церквей после 1917. Есть ряд документов нач.20 века, демонстрирующих отношение народа к попам. Вот некоторые из них. Можно было бы попробовать в конце поста вставить, как итог.
- священник В. Рюминский: "Как относятся русские люди к своему священнику, прихожане к своему пастырю, и рассказывать нечего. Самые непристойные рассказы сложены про "долгогривых", как называют православные люди своих священников, скверные пословицы сложены про них, - "поповские глаза завидущие, а руки поповские загребущие", говорит народ. С ними торгуются за исполнение религиозных обрядов, как торгуются на базаре за деготь, как в лавке за товар. С ними судятся, и часто годами тянутся тяжбы - непристойно сказать - прихожан с их священником, верующих с их наставником".
- «За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребенным около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян – это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души, были случаи, когда крестьянин, не доплативший 3 - 4 коп., не допускался до исповеди и тут же на глазах других отсылался священником обратно.» Из донесения скопинского исправника Рязанской губернии за 1907 г.
- «Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живётся. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески. Тут приходится закрывать церковь и причт переводить в другой приход, потому что крестьяне решительно отказались содержать свой притч; есть еще прискорбные факты – это случаи убийств, случаи различных грубых издевательств над ними» — "Христианин", 1907 г.
- «Самым большим заблуждением, ярко бросающимся в глаза пережитком, является мнение, что современное село чтит рясу. Нет, эта стародавность миновала, как и многое другое в укладе нашей жизни, И на селе теперь (за редкими исключениями) научились критике, и здесь умеют «переоценивать ценности», и сельчане часто не чтут не только рясы, но и того, что в рясе» — "Христианская жизнь", 1906 г.
- «На собраниях нас ругают, при встрече с нами плюют, в веселой компании рассказывают про нас смешные и неприличные анекдоты, а в последнее время стали изображать нас в неприличном виде на картинках и открытках... О наших прихожанах, наших чадах духовных, я уже и не говорю. Те смотрят на нас очень и очень часто как на лютых врагов, которые только и думают о том, как бы их побольше «ободрать», доставив им материальный ущерб» — "Пастырь и паства", 1915 г.


Edited at 2017-08-17 11:52 am (UTC)

Всё-таки получилось расширить пост. В конце добавил ещё информации, о которой писал тебе.

как красиво выглядят эти соборища в подзаброшенном виде! Хорошо мы успели посмотреть что-то большое типо нестерова и боровенска, пока их не восстановили

Согласен, мы много куда успели до восстановления. Так сказать, застали дух старины. )
Долго вспоминал что же было в Боровенске! Да, и там и там от храмов веяло Древней Русью. Огромные, статные и несуразные одновременно.
Вообще надо покопаться в своих "мыльных" фоточках 2011-12 гг. Может смогу написать отчёты. Ведь и тогда было что-то примечательное.

С церковной тематикой все не однозначно. До реформ Никона это была совершенно другая по своей сути система, с очень высокими стандартами. С другой эстетикой, идеологией и образом жизни.
Сейчас, благодаря советской поверхностной искусствоведческой литературе и враждебной старине культуре эпохи Романовых - мы о древнем периоде Русской церкви знаем примерно столько же, сколько об индейцах Майя.
Наиболее понятно и доступно по этому, созерцать деревенские дома, все же они как квинтэссенция народного сознания не подконтрольного официозу, более прекрасны, чем культовые памятники пореформанной эпохи. От них веет бутафорией и зависимостью от моды того или иного "нового" времени.

Естественно, что неоднозначно. Посему и написаны эти два поста. Показал другую сторону, используя факты задокументированные, в отличии от нынешней истории, сотканной на мифах.
Добавил в конце поста ещё информации для размышления (относительно взаимоотношений народа и церкви в нач. 20 века). Почитайте, если смущают другие приведённые данные.
«Сейчас, благодаря советской поверхностной искусствоведческой литературе...» )))
Сейчас это 26 лет спустя после распада Союза? Советская литература поверхностная? Даже не уверен, есть ли смыл продолжать беседу. А за четверть века Вам что-то мешало изучать литературу, написанную вне советской идеологии? Хотя, касаемо древней истории советскими учёными изданы фундаментальные труды по Древней Руси, основанные на десятилетиях археологических раскопок, исследований, использования научной базы и т.д. Или нынче, по Вашему, пишут историю, основываясь на архивы? Ошибаетесь. Солженицын и ему подобные стали априори фактами. Мемуары заменили научные данные. Жаль, что для Вас наше прошлое как прошлое индейцев майя. Расширьте поиск литературы.
Дискуссия окончена.

Когда были в музеях в Ярославле, Великом Новгороде, Костроме и смотрели на очень богатую церковную утварь, облачения священников, появлялся крамольный вопрос - неужели всё ЭТО вот прямо необходимо для общения с Богом? Что, нельзя молиться Господу в простой рясе, а не в расшитой жемчугом и золотыми нитями? Или дорогой оклад иконы делает её более ... как бы это повежливее...
Получается - церковнослужителям очень не чужд золотой телец... И это при том, что, как правило, окрестные деревни были совсем не богатыми. А, начиная с того же Ярославля и севернее - только крестьянский труд не мог прокормить крестьян, приходилось зимой заниматься ремёслами. А рядом - богатейшие монастыри с богатейшими собраниями ценностей, к Богу и Вере явно отношение не имеющих.
Ну а то, что те же монастыри были на Руси крупнейшими землевладельцами и владельцами крестьянских душ - об этом было написано много кем, включая первую часть данной темы.

Спасибо за хорошую тему!


Edited at 2017-08-17 05:53 pm (UTC)

Поэтому и стояли в оконных проёмах церквей решётки! Они не для красоты там, а от воров. И сторожки возле храмов стояли с такой же целью. Знал простой люд и о сейфах в храмах (мы их часто встречаем).
Вот интересная информация о народе-богоносце. Статьи по штрафам опускаю. Речь идёт об уложении наказаний уголовных и исправительных от 1845 г. Эти законы актуальны во многом со времен Петра I и до 1905 г. включительно. После они сохранялись лишь отчасти. Окончательно эти законы были ликвидированы только после Октябрьской революции.
Статья 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
Статья 206. Раскольничество — ссылка.
Статья 207. Сектантство — ссылка.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.
Статистика за 1847-1852 гг. «Н.Варадинов. История Министерства внутренних дел, 1862 г.».:
Привлечено к суду: 26.306
Присуждено к наказанию плетьми, к ссылке в Сибирь, каторжные работы и др. места: 938
Заключено в тюрьмы на разные сроки: 1.688
Отдано под надзор полиции: 1.931
Отдано под надзор духовенства для увещания: 17.363

Взаимное спасибо, Сергей!

Александр, В.Новгород

(Anonymous)
Здравствуйте, Денис! Очень интересно, спасибо!
PS: Вам не становится страшно от "ковыряния" в истории?

Re: Александр, В.Новгород

Здравствуйте, Александр!
Рад, что понравилось. Взаимное спасибо!
Понимаю о чём Вы. В свете последних событий, в том числе принятых поправок к законам, да и вообще нынешней их трактовки, соблюдения (а точнее НЕ) конституционных прав и т.д. и т.п. есть о чём задуматься. ))) Но, слава богу, весь мой материал основан на документальных источниках. То бишь я лишь освещаю историю, а под каким углом её воспринимать, тут уж дело каждого. Главное не выходить за рамки исторического материала и не писать отсебятину. Впрочем, загвоздка именно в сегодняшней "призме мировоззрения", через которую современный обыватель смотрит на прошлое и настоящее. Всё настолько сильно ушло в псевдоправославие, лжепатриотизм и "хруст французской булки", что люди разучились подвергать анализу предоставленную информацию. Думать, одним словом, перестали. Это и страшно и грустно одновременно.
Мне больше боязно, каким становится наш народ. Ибо на той истории, на тех основах морали, духовности и т.п. на коих сейчас преподносят наше прошлое, ничего здравомыслящего не вырастет. )

К сожалению, современная структура РПЦ
читала и думала об этом же...Недавно, гуляя по городу, увидела временную церквушку, зашла, поговорила с попом, который уже храм построил у нас в городе....Про бизнес. Про куда столько строят храмов(мысль дёрнулась(загнать постепенно деток в церковно приходские школы....а нормальные...стереть...постепенно.
Бизнес был всегда. Архитектура ныне (быстрей налёпать) Кто знает, что там творилось и творится за стенами этих сооружений.Я имею ввиду полностью(досконально)Хотя многие уже прозревают.
Очень интересно описание, а фантазии рисуют картины)))
Спасибо тебе, Денис и Удачи, и новых находок!

Да таки происходит: количество общеобразовательных школ сокращается тысячами каждый год, как и больниц и проч.социально значимых объектов. Культуру нам, по большому счёту, заменил инет и кино. Активная пропаганда сделала народ амёбоподобным. Когда каждый беспокоится лишь о своём мирке, за свой кармашек держится, а там "гори оно всё синим пламенем".
Спасибо!

А сейчас школы, садики, больницы и пр. отдается церкви. Пошел обратный процесс. И в свете этого становится понятной животная ненависть попов к большевикам: они забрали у церкви имущество и передали народу.

Аппетиты РПЦ с каждым годом растут. И что удивительно, им уже отдают объекты, никогда не принадлежавшие церкви. Нас насильственно, на государственном уровне, попирая конституцию, загоняют в средневековье, буквально навязывая православие, создают иллюзию духовности и патриотизма.
А бы перефразировал Вашу фразу и сказал, что понятно отчего большевики (они же рабочий класс и крестьяне) испытывали неприязнь к попам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account