Previous Entry Share Next Entry
Макариево-Унженский монастырь
deni_spiri


Не раз упоминал я какую магнетическую силу имеет на нас Костромская область. Насколько глубока её история, сколь сильно привлекают памятники зодчества, и отдельным пунктом — берущие за душу природные красоты края. Впрочем сегодняшний пост к вышеперечисленному отнести сложно, разве что истории будет очень много. А рассказ пойдёт о небольшом монастыре г. Макарьева-на-Унже. Несмотря на древность Макариево-Унжеской обители и её культовой значимости, сооружения монастыря не вызывали у нас какого-либо восхищения. Хоть сей комплекс является ярким примером церковного зодчества 2-й пол. XVII века, характеризующим архитектуру костромских земель, по сути, единственным памятником, вызывающим неподдельный интерес, стал собор Св. Троицы. А точнее фрагментарно уцелевшая прекрасной работы храмовая живопись. В остальном отчёт наполнен многочисленными монашескими небылицами, сказаниями, и проведением анализа на некоторые из них.
P.S. Истинно верующим к прочтению не рекомендуется. Несмотря на собранный исторически-документальный материал, ваши чувства могут быть затронуты.



Впервые здешние места мы посетили три года назад. Первый сказ о монастыре, расположенном на крутом склоне над поймой реки Унжи, можно прочесть здесь: «Следуя Вятским трактом». Выше- и нижепредставленные ракурсы сделаны с юго-западной окраины города Макарьева. С кромки высокого обрыва открывается живописнейшая панорама, включающая монастырские главки и низменный левый берег р. Унжи. Некогда судоходная река сегодня обмельчала.


Безусловно историю монастыря необходимо начинать с рассказа о его основателе. Однако прп. Макарий Желтоводский и Унженский родился более шести веков назад, поэтому все сведения о нём есть агиография (вид церковной литературы), т.е. сказания о подвигах и чудесах относятся к Житиям Святых, сл-но носят мифологический характер. Сегодня можно ознакомится с сотнями статей, описывающих те или иные деяния прп. Макария. К этой части повествования я вернусь чуть позже. А пока вкратце поведаю о зарождении обители. Полагается, что монастырь был основан в 1439 г. преп. Макарием Желтоводским, после разорения татарским ханом Улу-Магометом (Махметом) Желтоводского монастыря, где старец был настоятелем. Придя в здешний край, Макарий поставил на берегу р. Унжи крест и «малую хижину». После его смерти в 1444 г. над могилой построили деревянную церковь. Согласно преданиям, так и было положено начало «Макариевой новой пустыни». Однако неизвестно, что происходило с местом захоронения Макария на протяжении почти 150 лет. Только в 1596 г. из Москвы для строительства монастыря сюда был прислан (или сослан) боярский сын Давид Хвостов. Более 12 лет пробыл он на этих землях.
Фото нач. XX века, типографии Д.А. Троицкого.


Письменное упоминание о монастыре встречается в 1613 г., когда в обители существовали два шатровых храма — ветхий Макарьевский, когда построенный неизвестно, и Троицкий храм 1601 года, а так же «колокольница новая брусяная осьмистенная шатровая; игуменская келия с комнатой, девять келий братских, естовня и поварня». Следующее упоминание встречаем в переписной книге 1628 г.: «В Унежской осаде волость Понизовская а в ней монастырь живоначальные Троицы преп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца а в монастыре соборная церковь Троица тёплая с трапезой да другой храм во имя Чудотворца Макария а третий храм на воротах во имя Николая Чудотворца».
Ниж. арх. фото сделано С.М. Прокудиным-Горским в 1910 г. Интересно, что после смерти выдающегося фотографа в Париже, через четыре года коллекция фотографий Горского была продана его наследниками Библиотеке Конгресса США, где находится по сей день.


Фото 1987 - 1989 гг..


Итак, начнём знакомиться с монастырём. Над восточными воротами в 1613 - 1625 гг. была поставлена деревянная Никольская шатровая церковь, впоследствии уничтоженная пожаром. В 1682 - 1685 гг. возведена уже каменная церковь Николая Чудотворца. Её стены клал кирпичного дела подмастерье Давид Гаврилов из кирпича, сделанного Хурламом Лукояновым. Интерьер храма в 1852 - 1853 гг. расписал придворный человек господина Кокина Иван Аркадьев. А в 1853 г. крестьянин Михей Харитонов росписью "под шашки" украсил наружные стены. В 1856 - 1858 гг. Сергей Михайлов Соколов возобновил роспись боковых стен Святых ворот, где были изображены сцены встречи царя Михаила Фёдоровича игуменами Иосафом и Зосимой.


С западной стороны в 1849 - 1854 гг. к храму была пристроена трапезная. Можно заметить, что в облике трапезной преобладают черты готического направления ранней эклектики. Верх. и ниж. фото: Прокудин-Горский, 1910 г.


Определённо, Макариево-Унженский монастырь, хоть был небольшим, но по праву мог считаться жемчужиной в том глухом, лесном краю. На старинных фотографиях видно, что церкви порядком обветшали, тем не менее чувствуется, что монастырь обладал атмосферой уюта и благоденствия. Когда-то на его территории был разбит фруктовый сад, располагалось старинное кладбище.
Фото В.Н. Кларка, нач. XX века.


С 1971 г. в здании Никольского храма размещался краеведческий музей, в недавнем времени покинувший монастырские стены.


Сегодня памятники костромского зодчества на территории монастыря выглядят, прямо скажем, весьма удручающе. Обшарпанные фасады, местами исчезнувшая побелка. Прошло более 30 лет со времён последней реставрации. Забегая вперёд отмечу, что в конце 1950-х комплекс Макариево-Унженского монастыря был объявлен памятником архитектуры XVII - XVIII вв. и взят под охрану государства. В 1960-е началась реставрационные работы по восстановлению святынь, продолжавшиеся до конца 1980-х. Как ни стараются православные хулить советское время, все их нападки ограничиваются 1917 - 1933 гг., но игнорируются остальные десятилетия, когда пришло осознание утраты огромного количества памятников истории и культуры, когда настало время возродить и сохранить архитектурное наследство, когда началось восстановление монастырей, храмов, появились богатейшие по своему материалу музеи деревянного зодчества и т.д. Сегодня же — время утраты нашего культурного наследства — исчезли или стоят в руинах сотни усадеб, строятся церковные новоделы, но заброшенными стоят старинные святыни. Вот и здесь, после передачи в 1993 г. монастыря в лоно РПЦ, по-настоящему обитель так и не возродилась. Более 20 лет монастырь был женским (12 насельниц), в 2016 г. приобрёл статус мужского (с братией в 7 монахов). Не идут вдаль от туристических и паломнических маршрутов и финансовые вложения.


Да кому сейчас посещать святое место? По переписи населения 1989 г. в Макарьевском р-не проживало 24 900 чел. (11 345 жит. городских, 13 555 жит. сельских). В 2016 г. на весь район насчитывалось всего 13 800 чел. В самом г. Макарьеве проживало 9 153 чел.; ныне — меньше 6 500. Каждый раз, приводя статистику демографического положения, наличия школ, больниц и проч. на селе, в глубинке, я не стараюсь в чём-то превознести прошлые времена и опорочить нынешние. Это всего лишь данные, выводы каждый делает сам. Пока мы прогуливаемся по небольшой территории, я не стану описывать сто раз скопированные сказания об обители; как не стану описывать в подробностях и житие прп. Макария. Расскажу-ка я лучше нечто необычное, примечательное и упоминаемое весьма редко.


Что типично, обитель возвысилась благодаря царской милости. Например, в 1608 г. московским великим князем монастырю жалована грамота на «черные» деревни. На богомолье сюда приезжали царские особы: в 1611 г. – вместе с сыном инокиня Марфа Ивановна (Романова); в 1619 г. – Романов Михаил Фёдорович, который приказал обстроить монастырь и даровал ему в вотчину Спасскую пустынь, село Тимошино, деревни Карьково и Акатиху. Отношение к прп. Макарию у членов царской династии было совершенно особое. Сохранивщаяся переписка Михаила Фёдоровича и патриарха, свидетельствует о широком почитании святого в нач. XVII века. Макарий Унженский стал первым канонизированным святым во время Михаила Фёдоровича. Хотя местный культ святого уже был достаточно развит в 1-й пол. XVI века. После канонизации Макария монастырь стал именоваться Лаврой, ему были дарованы деревни, пустоши, луга и т.д. Впрочем, не забывал царь и своих родственников: в 1620 г. часть макарьевских земель была пожалована Ю.А. Сицкому и И.Н. Романову (владелец 3.5. тыс.душ). Богатея, монастырь скупал близлежащие деревни. Кроме того расширял свои владения и за счёт колонизации чужих земель. В 1660 г. левобережные волжские марийцы жаловались на игумена Пафнутия и на монахов: «Во 1658 г. построили старцы на речке на Какше в их черемисских ухожьях и дворами поселились, а их де черемису в тех угодьях бьют и увечат и всякое поругание чинят и стреляют по ним из ружья и многую черемису побили до смерти ясачные дворы у них запустели и в рознь разошлись и старцы с их крестьянами завладели их рыбными ловлями и бобровыми гонами и им де черемисам от обид жить стало не в мочь». К тому времени за обителью числилось 847 крепостных крестьянских дворов.


К описанию церквей перейду чуть ниже, а сейчас обратимся к теме жития Макария. Вообще, житие прп. Макария относится к числу малоизученных. В «Источниках русской агиографии» от 1882 г. указано весьма значительное число списков «Жития Макария». Множество жизнеописаний относится ко 2-й пол. XVII - XVIII вв.. В этот период в Макариево-Унженском монастыре идёт активная литературная работа: оформляются сочинения, вошедшие в состав Жития. Последним этапом в истории Жития Макария было дополнение, сделанное в сер. XIX века настоятелем арх. Платоном. Первой же редакцией считается сказ о «Чуде о граде Унжа» 1522 г., где впервые упомянут Макарий. Вторая редакция датируется 1615 - 1633 гг., вошедшая в «Сборник житий русских святых» Германа Тулупова. Эта редакция представляет собой литературное произведение, в значительной степени расширенное, с определёнными стилистическими новациями. Составитель не просто переписывал текст первой редакции, а внёс немало своего, авторского. Например, в ней описаны 15 чудес, но нет ни посещения Макарьева монастыря царём, ни истории канонизации Макария. Как видим, житие Макария, как и иные жития святых, писались спустя века после смерти св. угодников, и  веками переписывались, каждый раз обрастая новыми обстоятельствами. Как пример, несмотря на то, что имена и род занятий родителей Макария указаны со всеми подробностями, дата рождения преподобного неизвестна и определяется условно. Согласно житию, он умер в 1444 г. в возрасте 95 лет. Если это сообщение верно, то датой его рождения считается 1349 г.


Достаточно интересна история первого обретения мощей и последующие связанные с этим события. В продолжение 227 лет со времени преставления Макария мощи угодника остававлись в неизвестности. И были обретены только в 1671 г. «в целости весь состав телесный, с седыми волосами. Схима, мантия и пеленание с покровами остались нетленны». Четыре года поклонялись открытым мощам в Унженской обители, но ни царю, ни патриарху об этом не было известно. Покуда оскорблённый от игумена Никиты инок, по имени Иосиф, не донёс, что тот «без повеления Царского и без благословения Патриаршего вынул из земли мощи одного из иноков, хранит их верху земли и называет их мощами преп. Макария». Патриарх Иоаким разгневался на макарьевского игумена и по сему делу в 1675 г. послана была на Унжу комиссия, членами которой стали арх. Симеон, настоятель арх. Тихон и игумен Варлаам из Желтоводского монастыря, основанного Макарием задолго Унженского, но уничтоженного в 1439 г. татарами (возрождён монастырь был спустя 180 лет монахом Аврамием). Прибыв в Унженскую обитель и, осмотрев открытые мощи, арх. Симеон «счёл их за кости простого инока... не захотел даже прикоснуться к ним руками, а только посохом приподнимал с них одежду не воздав сам чести мощам». Осуждённого Унженского настоятеля Никиту лишили игуменства и сослали до конца жизни в Желтоводский монастырь. Патриарха же уведомили, что обретены не мощи преподобного, а кости простого монаха, и что чудес от них никаких не было. «Согласно с волею патриарха Симеон приказал ископать место в рост человека, где стояла гробница, и здесь скрыл мощи преп. Макария, как останки простого человека, без всякой помести. Только при погребении, тайным образом, отъял часть у мощей и скрыл оную у себя». Мощи были тайно переданы в Желтоводскую обитель. Считается, что целью Симеона было через унижение Унженской обители возвысить Желтоводскую и разгласить повсюду, что мощи Макария почивают не в первой, а в последней обители. Опустив дальнейшие детективные перепетии, скажу, что в 1677 г. часть скрытых мощей святого была вновь положена во гроб к Макарию, но над  мощами по-прежнему поставили гробницу (т.е. от открытого почитания они были скрыты). Впоследствии мощи вышли из-под спуда и до революции они собирали в Унженский монастырь толпы паломников.


Из описания Макариево-Унженского монастыря за 1835 г. приведу несколько кратких указаний на чудеса от гроба св. Макария. Исцеления получили:
- бывшая 14 лет слепою девица Евдокия, из г. Костромы
- бывшая 30 лет слепою женщина Мавра, из окрестностей Калязинского монастыря
- больная ногами и не ходящая 15 лет девица Матрона, из Унженских пределов
- расслабленный и не ходивший 10 лет Исаакий, посадский человек, из г. Ярославля
- бывшая 17 лет слепою от самого младенчества девица Иулиания, из Кинешемских пределов
- страдавшая внутреннею болезнию и не видевшая правым глазом 20 лет монахиня Анисия, из города Галича
- бывший 7 лет без ума поселянин Симеон, из веси Коряковской
Список огромен, чудеса по своей значимости ещё более громкие. Я понимаю, что тёмный народ тех лет верил в сказки, рассказанные монахами для привлечения большего числа паломников. Но в наше время... Читая о современных чудодейственных явлениях, об излечениях безымянных граждан от св. мощей становится грустно. Как пример нынешних чудес: «...Накануне праздника Св.Троицы верующие прихожане видели множество зажжённых свечей над монастырём. Неоднократно летом ночью мы наблюдали горящие кресты... Многие верующие получают исцеления от мощей св. угодника и от масла с лампады, которая неугасимо горит у раки прп. Макария. Таких исцелений было множество». И действительно зачем нам нужна наука, медицина!? Пускай и далее закрывают тысячами больницы и школы. А ведь когда-то, в 1966 г., автоматическая межпланетная станция «Венера-3» достигла поверхности планеты Венеры и стала первым искусственным объектом на её поверхности. «Венера» — серия советских АМС для изучения планеты и космического пространства, это первые в истории человечества автоматические межпланетные перелёты. А теперь у нас свечи по небу парят.


В 1926 г. был закрыт первый храм монастыря — надвратная Никольская церковь. В 1928 г. во всех учреждениях г. Макарьева и уезда были проведены собрания, принимавшие резолюции с требованиями закрытия монастыря. В течении трёх недель под этими резолюциями подписалось около 2 тыс.чел. 27 декабря 1928 г. в Макарьеве состоялся расширенный пленум горсовета, на котором при решающем голосовании 54 депутата проголосовали за закрытие монастыря, 1 воздержался и 2 депутата выступили против. Пленум постановил: «Расторгнуть договор с правлением монастырской общины, изъять церковные здания и общину ликвидировать». В начале января 1929 г. газета «Крестьянский край» писала: «Почему же остаётся неприкосновенным наш мнимый Макарий? Чем он заслужил себе такое снисхождение, что до сих пор, в течение 12 лет существования советской власти, в его "святой обители" при помощи тунеядствующих монахов продолжается одурачивание нашего крестьянства... Вскрытие "мощей" поможет крестьянину и рабочему поскорей порвать всякую связь с религиозными предрассудками...».


А сейчас перейдём-таки к архитектурной части. На ниж. фото по центру правее — церковь Макария Унженского, основанная в сер. XV века. Согласно преданию, после смерти прп. Макария в 1444 г. над его могилой построили деревянную церковь. Ветхий шатровый Макарьевский храм существовал уже в 1613 г., когда он был построен неизвестно, но точно до 1596 г. В 1614 г. возводится новый деревянный храм Макария. А в 1670 г. закладывается строительством новая Макарьевская церковь, на этот раз каменная. Подряд на её возведение взяли «Ульян Иванов, Григорий Храмушин с товарищами Нифонтом Самыловым, Якунькой Гавриловым да Левкеем Максимовым, бутил старец Пимен, кирпич делал Мишка Ососок». Интересно, что только при строительстве как минимум четвёртого по счёту храма были обнаружены мощи Макария. Их обретение вновь послужило денежным пожертвованиям, на этот раз от царя Алексея Михайловича. По оконочании сторительства в 1674 г. царь прислал даже большой колокол, на колокольню при храме. В наши дни в церкви под спудом хранятся мощи прп. Макария Желтоводского и Унженского.


Вид на пятиглавие Макарьевской церкви и простирающуюся внизу реку Унжу. Фото В.Н. Кларка, 1908 год.


Через 40 лет в монастыре возобновляются строительные работы. В 1728 - 1730 гг. к Макарьевской церкви, сильно пострадавшей от пожара 1684 г, подрядчиками Степаном Яковлевым Елагиным и Степаном Фёдоровым Тарабуниным, крестьянами из Ярославской вотчины стольника Соковкина, был пристроен придел, при этом разобрана колокольня храма, и возможно, деревянные галереи, его окружавшие. В период 1760 - 1790 гг. ремонтировались главы церкви и кровля над алтарём. В 1806 - 1820 гг. пол выстлан чугунными плитами. В 1819 - 1820 гг. разобран придел Иоакима и Анны и на его месте возведён новый объём. В 1823 - 1824 гг. к храму пристроена трапезная; в 1827 г. растёсаны окна; в 1871 г. пристроена тёплая паперть. Роспись монастырские храмы получили лишь в 1850-е. Веротно, к тому времени относится роспись на декоративных закомарах церкви. В 1856 - 58 гг. расписали трапезную. Был ли расписан непостредственно сам храм, разузнать не удалось.


Первый деревянный храм Св. Троицы был построен в 1601 г. Видимо, не шибко добротно, т.к. к 1614 г. обветшал и стал непригоден для проведения служб. В 1629 г. случился очередной пожар, уничтоживший почти все монастырские пострйки. В 1630 г. возобновляется новая Троицкая церковь. В 1664 - 1670 гг.. в центре монастырской территотиии был сооружён уже каменный Троицкий собор (его галерея, по-видимому, пристроена позже). Четырёхстолпный пятиглавый храм с обходной галереей близок к памятникам нижегородского зодчества XVII века. В 1811 г. пол в соборе был усталан чугунными плитами. Известно, что они были заказаны на заводе Баташёвых в Выксе (мы, кстати, там были: «Из Выксы в Кулебаки»). Живописью собор был украшен в 1853 г. В сер. XIX века изменена форма окон.


В 1677 - 1680 гг. южнее Троицкого собора соорудили каменную церковь Благовещения с трапезной и шатровой колокольней (на фото по центру). Дата постройки первого деревянного храма Благовещения неизвестена, но известно, что в 1630 г. он уже существовал. В 1819 - 20 гг. устроен новый придел; в 1823 - 24 гг. к северному фасаду трапезной была сделана пристройка. Шатровая колокольня обрушилась уже в наше время, в 2003 г.


Закрыта обитель была 12 декабря 1929 г. Тогда же при большом стечении народа произошло вскрытие мощей преподобного. Нетленные мощи и события связанные с их вскрытием — тема в наше время весьма щепитильная, кроме того обширная, и раскрывать подробно в этом посте не стану. Замечу лишь, что в целом ряде губерний, в присутствии духовенства, экспертов-врачей, представителей Советской власти и простого народа было произведено 63 вскрытия мощей. Вскрытия эти обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, деревянных обмотанных тканями каркасов, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т.д. Особо вопиющие случаи фальсификаций были обнаружены при вскрытии мощей Тихона Задонского, Ефросиньи Суздальской, Питирима Тамбовского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Нила Столбенского и др. Всё зафиксировано в протоколах вскрытий, за подписями всех членов комиссии. При вскрытии производилась фото- и киносъёмка.


Впрочем, советская власть была не первой, указавшая на обман церковников в отношении нетленных мощей. Сообщения о том, что клир подделывают мощи святых, появились в источниках примерно тогда же, когда и сами святые. Так, в нач. XII века историограф первого крестового похода Гвиберт Ножанский пишет сочинение «О святых и их поручительстве». Уже тогда он находит удивительным, что существует несколько черепов Иоанна Крестителя. Заметно усилилась борьба с поддельными мощами в период Реформации. Венцом этой борьбы стал «Трактат о реликвиях» Жана Кальвина, французского богослова. Им были обнаружены три экземпляра тела праведника Лазаря из Вифании, два тела Марии Магдалины, и по два — апостола Матфея, Фомы и Варфоломея. Наибольшую фальсификацию разоблачает «Перечень христианских мощей-дубликатов» 1847 г., автор Мари-Людовик Лаланн, археолог, библиотекарь франц. Института. Подделывать мощи любили и на Руси. Особенно страсть к подделкам стала массовой в XVI-XVIII веках. Например, в Духовном регламенте 1721 г. говорится, что тело св.первомученика Стефана лежит и в монастыре Бенедиктинском, и в церкви св.Георгия, и в церкви Лаврентия в Риме. А молока Богородицы излишне много по Италии, как и гвоздей Креста Господня. Как заявил когда-то пресс-секретарь Московской патриархии священник В. Вигилянский: «Глава Иоанна Златоуста находится у нас, в Богоявленском соборе. А на Афоне считают, что у них... В Греции говорят, что у них — глава Андрея Первозванного, но в Италии она тоже есть». Так где же кощунство: в обнаружении обмана верующих, путём вкрытия мощей, или в создании и потворстве наличия "нетленных мощей"?


Вернёмся же к истории мнастыря. С упразднением обители гражданские здания монастыря заселяются большими семьями макарьевской бедноты. А пустующие здания церквей было решено приспособить под нужды города. В Никольском, Благовещенском и Троицком разместились зерновые и мучные склады. Макариевскую и Успенскую церкви передали под машинно-тракторную станцию (МТС), в кельях было устроено общежитие для трактористов и маслозавод. Разобраны монастырские стены — кирпич частично использован для строительства народной бани. Какое-то время на территории размещался детдом, в годы войны — госпиталь, затем зооветеринарный техникум. В конце 1950-х комплекс монастыря наконец-то был объявлен памятником архитектуры XVII - XVIII вв.. Ликвидируется МТС, в 1970-х открыт краеведческий музей, начинается комплексная научная реставрация (работы велись Костромской СНРПМ). В результате работ храмам был возвращён первоначаьный вид. Судя по сегодняшнему состоянию, на том всё и закончилось. Главный собор так и стоит заброшенным. Собственно, именно собор и привлёк нас.


Здание храма поражает своими размерами. Четыре столба ввысь прорезают огромное пространство. Даже сегодня творения древних зодчих и иконописцев не могут не ошеломлять. Сохранилась клеевая роспись сер. XIX века, в конце того же столетия прописанная маслом.


Гризайльный карниз с модульонами делит стены храма на два яруса: в верхнем помещены крупные многофигурные композиции на сюжеты Старого и Нового Завета


Из иллюстраций к Библии особенно выразительны две композиции на западной стене: «Сошествие Св. Духа на апостолов»


...и «Чудо Михаила Архангела в Хонех».


Сюжетные сцены выдержаны в духе академизма, а пышные обрамления композиций ориентированы на мотивы барокко.


Отдельное спасибо Катерине, что не поленилась и ради замечательных кадров протиснулась в узкий дверной проём. А там скрытой лестницей, что проходит в северной части стены, забралась на верх, на алтарную преграду. Кадры оттуда, на мой взгляд, вышли шедевральными.


Два человека в кадре — это директор Макарьевского краеведческого музея В. Исаченко и путешественник Денис Владимирович.


Западные столбы и амбразуры окон украшены изображениями избранных святых.


1990 год — год второго обретения мощей прп. Макария, когда те якобы случайно были обнаружены в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской обл. Однако, особый циркуляр Народного Комиссариата Юстиции от 25 августа 1920 г. одним из пунктов содержит указание: «ликвидация названного культа мёртвых тел, кукол и т.п. осуществляется путём передачи их в музеи». Сперва вновь обретённые мощи перенесли в собор Костромы, затем в 1992 г. возвратили в Макарьев, а в 1995 г. ковчег с мощами перенесли во вновь открытый Макариево-Унженский монастырь. Ну, а теперь начинается нечто языческое — третье обретение мощей. В 2005 г. арх. Нижегородскому и Арзамасскому Георгию становится известным, что у одного из священнослужителей тайно хранится ещё одна глава прп. Макария. Оказывается, когда мощи Макария в 1919 г. были вынесены из монастыря и переданы в музей, одному священнику удалось выкрасть из музея и тайно скрыть главу преподобного у себя дома. Когда же он помер, глава перешла по наследству его брату, тоже священнику, который хранил её как величайшую святыню. Более того, создаётся комиссия подтвердившая подлинность "вновь обретённой" главы святого. Патриарх Алексий II в этой связи заявил: «Ведающий времена и сроки Всемилостивый Господь положил её хранителям передать честную главу в возрождающийся Макарьево-Желтоводский монастырь». И в 2007 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси честная глава преп. Макария крёстным ходом по реке Волге прибывает в Желтоводскую обитель.


Ещё немного о монастырских постройках. В 1687 г. в северной части монатрыя были возведены келейный корпус с трапезной и деревянные покои для настоятеля. Там же, при больничных кельях, расположена Успенская церковь с декором в духе московского барокко.


В 1732 г. был заложен Успенский храм с больничными палатами, освящён тремя годами позже. По преданию, церковь построена на месте кельи, в которой жил царь Михаил Фёдорович в 1612 г. Согласно другому преданию, на этом месте в 1619 г. специально к приезду царя были выстроены Романовы палаты, сгоревшие в 1669 г. Пожары явлением были частым. Не минула сия участь и Успенскую церковь, пострадавшую от пожара 1758 г. Поэтому уже в 1772 г. церковь вновь ремонтировалась. Кинешемским мастером Михаилом Лаврентьевым Кошелевым в 1792 г. поновлён иконостас в церкви. В 1840 г. от первоначальной изменена форма кровли и глава на Успенской церкви. Роспись храм получил лишь в 1856 - 58 гг..


В 1775 г. перестраивались и братские кельи. Следующая перестройка братского корпуса пришлась на 1822 - 23 гг., когда здание получило оформление в стиле позднего классицизма. В 1853 г. крестьянин Михей Харитонов украсил наружные стены трапезной братского копуса росписью "под шашки". А в 1864 г. в сенях между настоятельским и братким корпусами случился очередной пожар, повлекший за собой крупные ремонтные работы. Более того в 2001 г. из-за сильнейшего пожара снова полностью выгорели кельи.


Стоит обратить внимание, что даже тот вид каменных церквей, что предстаёт перд нами на фотографиях нач. XX века не являлся изначальным. Созданный как цельный высокохудожественный архитектурный ансамбль в течение своей многовековой истории монастырь подвергался переделкам. Были утрачены позакомарное и щипцовое завершения Никольской церкви и Троицкого собора: их сменили четырёхскатные кровли, скрывшие основания глав с кокошниками. Разрушена часть трапезной палаты при Благовещенской церкви, разобрана сводчатая палатка у Никольского храма. Однако наибольшие переделки, и искажения первоначальных форм, выпали на долю настоятельcких и братских келий, имевших пышный, из тёсаного кирпича, декор фасадов. Во 2-й пол. XVIII века были растёсаны их верхние окна, частично пробиты дополнительные. Наиболее существенный урон художественному облику здания нанесли строительные работы эпохи Николая I. В это время были стёсаны все оконные наличники, фасады «оделись» штукатуркой, и древние, некогда нарядные кельи получили облик казарм. В это же время переделываются больничные кельи при Успенской церкви. Лишившись оконных обрамлений, они оштукатуриваются и получают второй этаж.


Вид с монастырской колокольни на город Макарьев. Фото нач. XX века, типографии Д.А. Троицкого.


А на сим и сказу конец. Заключительным фото ставлю столь полюбившийся мне кадр на пойму реки Унжи.


При создании поста использованы следующие источники:
- Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. VIII
- В. Исаченко, О. Старова "Макарьев на Унже. Исторические очерки"
- Библиотека Я.Кротова. Л. Тарасенко "Житие Макария Желтоводского и Унженского. Некоторые аспекты истории текста"
- Библиотека Я.Кротова. "Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов"
- H. Зонтиков "Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский"
- Костромка.ру "Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский чудотворец"
- оф. сайт "Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь"
- Кинешемская Епархия РПЦ "Житие преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Решемского чудотворца"
- Костромка.ру "Город Макарьев"
- сайт Е. Моревой "Старинные города. Макарьев"
- Макарьево-Унженский монастырь "Общие соображения по поводу предстоящих восстановительно-реставрационных работ"
- оф. сайт "Макарьевский муниципальный район"
- Е. Малай "С первыми святыми"
- Институт демографии Национального исследовательского университета ВШЭ "Демоскоп"
- Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского "Костромская губ. Макарьев"
- сайт "Фотографии прошлого"
- "Макарьев 100 лет назад" (фото из фондов Макарьевского краевед. музея и файлы, разм. на сервере Библиотеки Конгресса США)

Featured Posts from This Journal

  • Белёвские монастыри

    Подъезжая к Белёву в 1912 году, открывалась красивая панорама: на возвышенности стоит древний город — ровесник Москвы, основанный так же,…

  • Монастырь в Борисоглебске

    Поселок Борисоглебский Ярославской области раскинулся среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье. В центре его на…

  • Краснохолмский монастырь

    Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский район Твреской области.…

  • Жемчужина в селе Кукобой

    Собор села Кукобой — живописнейший храм, сооружение высокого художественного уровня, считается одним из красивейших на ярославской земле.…

  • Монастырь на Валдае

    14 июля 2013 год. В тот день наш путь лежал из Великого Новгорода в усадьбу Заключье. Хоть мы и не приверженцы действующих религиозных…

  • Нило-Столобенская пустынь

    Пост о монастыре Нило-Столобенская пустынь, что на острове Столобный озера Селигер. Безусловно летом смотрится всё красивше за счёт водной глади и…


  • 1
Давно ты не писал, так все красиво по летнему

Да вообще-то это уже далеко не первый пост после длительного затишья. )
Чуть ранее опубликованы "Заштатный город Чухлома" и "На берегах Колдомы". На мой взгляд, те отчёты по-живописнее этого поста будут. Здесь акцент на историю.

про мощи вспомнился анекдот, почти в тему:
Экскурсовод водит зрителей по залу и показывает экспонаты.
- А это, - говорит, - череп Вольтера в детстве.
(вроде Марк Твен писал, на тему фальшивок в археологии-истории-религии)

Красивый храм, все-таки русское монументальное зодчество такое впечатляющее по пропорциям, декору и убранству, что и в полуразрушенном состоянии поражает.
Чугунные плиты с пола утащили, надо же, такая тяжесть.

Спасибо за подробный рассказ, многое вообще впервые читаю!

Не сразу понял суть анекдота. )))
Собор очень впечатляет. Росписи особенно, хоть и сохранности весьма плохой.
Приятно слышать, что не зря я старался, расписывая массу подробностей. Почти неделю готовил пост. Накипело и пробрало. Особенно, читая последние новости: то заявление министра культуры: «Идеи и мифы — это тоже факты. Достоверного прошлого не существует»; то об аресте очередного священника-педофила, на это раз в Якутске — иеромонах Мелетий, работавшего директором православной гимназии, а сейчас заключённого под стражу в СИЗО (инкриминируется "Нас. действ. секс. хар., совер. в отнош. лица, не достиг. 14-лет. возр.").
Вот мне и не хотелось писать банальности и очередные поповские былины. История распространения и возвышения православия в нашей стране настолько неоднозначна и противоречива. А большинство сегодняшних священнослужителей настолько далеки от веры, как и сами верующие, не знающие о христианстве практически ничего. Пока подготавливал материал и сам многое узнал впервые. Небезынтересный малоизвестный факт: в самой России Библия не издавалась официально до сер. 19 века! Попытка издать её "Русским Библейским Обществом" в 1825 г. закончилась разгоном этого Общества и сожжением всего тиража, запрещённого Церковью, чтобы "простой народ не впал в ересь". Только в 1876 г. вышла Библия Синодального перевода на русском. Синод даже разработал основные принципы, которые использовались в процессе перевода. Один из которых: «употреблять слова и выражения высокого стиля, не используемые простым людом».
В 1926 г. под руководством И. С. Проханова, основателя евангельского христианского движения в России, была опубликована Каноническая Библия. Это первое издание Библии после реформы русского языка в 1918 году. О, как!
И тебе спасибо, Марьяна, что читаешь!

в самой России Библия не издавалась официально до сер.

так не хотели попы, чтобы люди понимали суть христианского учения, и долдонили по-старославянски, который уже мало кто понимал. Как в Европе, когда на латыни, а не на родных языках, были молитвы и библия, пока Мартин Лютер не возмутился)) Кстати, и развитие какое пошло в Европе после перевода Библии на современные языки.
Церковь - это бизнес-организация в первую очередь, и сколько на ней завязано народу, неплохо кормящегося и живущего за счет прихожан! Так что ничего удивительного, как они охраняют свои привилегии. В 90е туда хлынула масса военных, оказавшихся не у дел, и нашедших себя в этой организации, схожей по иерархии и подчинению. Конечно, бОльшая часть вообще о библии и христианстве понятия не имела. так что сам понимаешь.


Re: в самой России Библия не издавалась официально до се

Рад, что мы на одной волне, Марьяш! Очень это ценю. )
На счёт "ухода бывших военных в попы" не знал. Но всегда удивляло, откуда их вот так вот в раз взялось десятки тысяч. Раньше всё-таки были династии, заканчивали семинарии, а ныне — заочные курсы и сразу в священнослужители.

Насчет бывших военных, ушедших в священники во времена развала армии в 90е знаю непонаслышке: мой родственник держит иконописную мастерскую и очень тесно общается с высшими церковными лицами, он немало интересного рассказывал. А вообще, церковная система очень закрытая и извне трудно узнать что и как. Но кастовость и иерархия весьма строгая, и б.военные неплохо в нее вписываются.
С конца 80х понадобились кадры, а где их брать? Вот такие новобранцы и попадали в священники, у меня однокурсник-пьяница ушел в монахи, а потом и священником стал, к нашему удивлению..

Вон оно как, оказывается-то! )

Здорово, что опять пишете! Всё читаю, но всегда получается комментировать.

Спасибо, Евгения!
Здорово, что следите за моим "творчеством"!
Понимаю, что мои опусы и не так-то просто комментировать. )

Спасибо Денис, за очередное интересное путешествие в прошлое.
Рада, что быстренько ещё пост вышел)))))
Удачи тебе и здоровья!

Взаимное спасибо, Катерина!
Надеюсь, в этом неординарном посте ничем не разочаровал. Очень хотелось написать нечто иное, нежели то, чем наполнены сейчас рассказы о монастырях. Раскрыть тему о-глубже, так сказать. )
Благодарю за пожелания! И Вам всех благ! )

На самом деле, всё что ты пишешь(РАЗНОЕ) И ВЗГЛЯД ТВОЙ(ТВОИ) ТЕБЕ ПРОСТО КАЖЕТСЯ, ЧТО ОДИНАКОВО(НЕ РАСКРЫТО)Я ТОЖЕ ТАК ДУМАЛА О СЕБЕ(ОДНО И ТОЖЕ)...ЛЮДИ ПИШУТ ДРУГОЕ)))))ОНИ ВИДЯТ ВСЕГДА, ЧТО-ТО НОВОЕ, ТАК И У ТЕБЯ!

Edited at 2017-07-20 06:16 am (UTC)

Спасибо! Как всегда, очень интересно!Если получится, в августе хочу последовать вашему примеру и посетить Костромскую область. Маршрут еще досконально не разработали, но главное - родина предков: Парфеньевский район - село Ильинское и (ныне урочище) Артемьевское. Вы в ту сторону не ездили. Может я пропустила? Да и мы доедем-ли до конца маршрута, не уверенна. Обращусь за советом, если все сложиться, надеюсь, не откажете, тогда напишу в личку.

Старался! Взаимное спасибо!
Если соберётесь в поездку, обращайтесь, конечно. Чем смогу — помогу.
В Парфеньеском районе мы были три года назад, как и в самом Парфеньеве (правда, достопримечательности села фотографировать не стали, ибо из-за ярмарки "китайских шмоток" на улицах было-таки довольно многолюдно. Нашей целью являлись два храма на погосте Николо-Ширь, что в 30 км от райцентра. Вот отчёт о посещении тех мест: http://deni-spiri.livejournal.com/52999.html

P.S. Отвечу на Ваш вопрос на Яндекс.Фотках здесь (относительно терема). Есть у него и хозяин и добраться несложно. Полноценный отчёт о том чудо-тереме можно увидеть по этой ссылке: http://deni-spiri.livejournal.com/58319.html

Edited at 2017-07-24 10:21 pm (UTC)

У меня предок был захоронен на территории монастыря в 1870 году - Нелидов Василий Иринархович. Жаль что кладбище не сохранилось.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account