Previous Entry Share Next Entry
Доминанта приозёрного Поречья
deni_spiri


Естественной юго-восточной границей берега озера Неро служит самая крупная река ростовского края Сара, на обоих берегах которой раскинулось древнее село Поречье-Рыбное. Рыбная ловля, огородничество, а с XVIII века разведение лекарственных и душистых трав сделали приозёрное село одним из самых богатых на ростовской земле. Кроме того, рост благосостояния Поречья в разное время обеспечивался царскими милостями, покровительством ростовского митрополита, прямым участием в обустройстве села графа В. Орлова, владельца небезызвестного подмосковного имения «Отрада-Семёновское». В Поречье строилось много каменных домов и культовых зданий. Безусловное господствующее положение в заозёрье заняла высоченная колокольня, ставшая доминантой на многие десятки км вокруг. О ней, о старинных надгробиях возле оной и об укладе жизни поречан пойдёт речь в сегодняшнем посте.



Для начала совершим краткий экскурс в прошлое Поречья-Рыбного. Согласно местным преданиям, на месте села Поречья в древности было жилище княжны Лизихи, прозванной Царь-Девицей, супруги некого Аттельского царевича Гассана. Затем тут находилось поселение ростовского боярина и епарха Аверкия (1345 г.). С XIV века село служило местом княжеской «птицеловной» охоты и называлось Ловецким. В разные годы селом владели князья Иван Голень, Иван Пужбольский, Иван Тёмка-Янов и др. В 1374 г. князь Пётр Безчестный на своём участке поставил церковь Петра и Павла. Чуть позднее князь Яков Щепин выстроил церковь Никиты Мученика. При царе Михаиле Фёдоровиче Поречью-Ловецкому было отдано в полное владение ростовское озеро. С 1683 г. село стало принадлежать ростовскому митрополиту Иону Сысоевичу. При нём по обоим берегам реки Сары, протекающей через Поречье и называвшейся мерянским именем Гда, была выстроена митрополичья слобода из 59 дворов, именовавшаяся Берёзово. В 1709 г. Пётр I отдал озеро и все протекающие здесь реки И.А. Мусину-Пушкину, владельцу села Угодичи, что лишило поречан большей части доходов и заставило обратиться к огородничеству. В 1764 г. Екатерина II перевела Поречье на оброк и передала в казну, а в 1772 г. пожаловала своему фавориту графу Г. Орлову, который через некоторое время продал имение братьям. В 1784 г. Поречье покупает и владеет до самой смерти, в 1831 г., граф В. Орлов, установивший здесь «Правила об укладе жизни... и нравах». Последним хозяином в 1844 г. становится граф В. Панин.


В начале XIX в. Поречье являлось вторым после Ростова крупнейшим населённым пунктом Ростовского уезда. Если в Ростове насчитывалось чуть более 4700 жителей, то в Поречье проживало 2100 душ. Село раскинулось на 16 улицах по берегам реки Гды (второе название реки Сары в её нижнем течении), регулярная планировка которых сложилась при графе В. Орлове. Два каменных храма с колокольней высотою в 44 сажени считались «богатейшими во всей губернии». Особенностью Поречья являлось обилие каменных зданий: из 412 домов 82 были каменными, «из коих многие, по величине и замысловатой архитектуре, могли бы, не краснея, стать в ряду щегольских зданий, какого угодно губернского города». Поречье — родина огородничества на ростовской земле. Вместе с рыбной ловлей, откуда второе название села — Рыбное, огородничество было основным занятием поречан. Начиная с XVIII века, согласно легенде, после обучения по распоряжению молодого царя Петра I крестьян Поречья в Голландии, здесь начали выращивать до 87 наименований лекарственных и душистых трав. А с 1805 г.  разводили цикорий и зелёный горошек. В селе имелся гостиный двор, вотчинное правление, сельское училище и кредитный банк.


В сер. XIX века поречане разделялись по своей состоятельности и «благонравию» на три группы: «благопристойные» или «первостатейные», «средние» и «порочные». Такое положение подтверждает «разрядный список» графа Панина от 1845 г., деливший крестьян на «состоятельных, менее состоятельных и недостаточных».
Как пример, соотношение численности домовладений крестьян в Поречье:
Периоды........................зажиточные ............средние................бедные
1800 - 1830 гг. . . . . . . . .16% . . . . . . . . . . . . 23% . . . . . . . . . . . 61%
1831 - 1860 гг. . . . . . . . .18% . . . . . . . . . . . . 21,4%. . . . . . . . . . 60,6%
Огородничество, несмотря на высокую степень развития, не являлось главным источником доходов поречан. «Здешнее население бывает налицо только зимою; а в летнее время более половины жителей рассеиваются по столичным и губернским городам». Значительная часть крестьянского населения с февраля по ноябрь уходила в отход в крупные города Центральной России, Прибалтики, Финляндии и Сибири.


Ну, а мы перенесёмся в наши дни. Увы, современное Поречье-Рыбное встретило нас унылыми фасадами пластиковых окон, отделкой сайдингом, спутниковыми тарелками. Большинство домов в удручающем состоянии, много полуживых или с заколоченными окнами. Посему историческую застройку снимать не стали. А на центральной площади некогда величественный культовый ансамбль находится теперь в заброшенном и полуразрушенном состоянии.


Сразу отмечу, что представленные в моём отчёте архивные фото церквей и их интерьеров сделаны фотографом С.Ф. Агафоновым. Сергей Федорович работал по заданию ростовского музея в 1920-30-е гг., когда сотрудники музея старались сохранить произведения искусства и живописи. Взяты фото с ценного своими старинными снимками сайта «Retro View of Mankind's Habitat». Другая часть фотографий (в основном советского периода) позаимствована мною с замечательного краеведческого портала «Ростовская земля. История и культура», где история села представлена фотографиями из семейных альбомов, а также наличием материала из архивных фондов, собранного зав. ист. отд. Ростовского музея А. Морозовым.
На месте старой деревянной церкви в 1767 г. в селе завершили строительство летнего храма во имя св. апостолов Петра и Павла. Шатровая колокольня, судя по кладке, построена в сер. XVIII века, повторяя форму подобных сооружений XVII века.


Как упомянуто выше, в 1784 г. Поречье было куплено графом В. Г. Орловым, при нём церковные здания украсились живописью, серебром и драгоценными камнями. В Петропавловской церкви дорогой работы иконостас был сплошь вызолочен; все иконы большого размера облечены в серебряные ризы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. На местных и боковых иконах масса серебра достигала до 25 пуд. Ризница по её драгоценности могла удовлетворить требованиям кафедрального собора.


На нижнем снимке запечатлён юго-восточный столб храма, обвязанный вызолоченными резными киотами. В киоте западной стороны столба — икона Владимирской Божией Матери, на которую, согласно легенде, обратил внимание император Александр I. Известно, что «1823 года августа 24 дня в 8 часов пополудни сей храм св. первоверховных апостол Петра и Павла осчастливлен посещением Его Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра I».


В 1930-х церковь была закрыта, а помещение приспособили под склад местного консервного завода. Ещё в 1875 г. француз Мальон построил в селе завод по производству консервированных овощей, перешедший потом к местному купцу Коркунову. Завод был возрождён в 1928 г. и реконструирован в 1978 г. Завод функционирует и в наши дни, всё также выпуская консервную продукцию.
А перед нами современное состояние крыльца Петропавловской церкви. Склад давно ликвидировали, возобновили церковные службы, но за два десятилетия так и не нашли ни средств, ни сил на восстановление культового здания.


Примечательный факт из прошлого Поречья: по «Уложению» графа Орлова крестьяне имели право покупать себе крепостных на стороне, записывая их на его имя. «Уложение» строго оговаривало, что крестьяне, пожелавшие купить себе работника или работницу, должны быть «поведения добраго» и относиться к своим крепостным осторожно, «отечески». Фамилий покупные люди не имели. Крестьяне могли их дарить, продавать, отдавать мужиков, по истечении определенного срока оседлости с момента покупки за себя в рекруты, завещать по наследству, отпускать на волю с согласия вотчинного правления и домовой конторы.
Рядом с церковью Петра и Павла в 1799 г. взамен старого деревянного был построен новый каменный зимний храм Никиты Мученика.


Великолепна церковь была своим внутренним убранством, также устроенным на средства графа Орлова и его наследников.


В центре культового ансамбля стоит архитектурный шедевр ростовской земли — грандиозная колокольня Никитского храма, построенная в 1772 – 1779 годах, как считается местным архитектором А.С. Козловым. Однако, проект, скорее всего, принадлежал крупному архитектору, а Козлов лишь надзирал за работами. Журналы домовой конторы Орлова свидетельствуют, что у графа работали свои крепостные архитекторы Бабакин и Цуканов, а также известные Джованни и Желярди. Они, кстати, в 1813 г. проектировали в Поречье церковную ограду: «Церковная ограда каменная... стена с железною решёткою прекрасного рисунка с 4-мя решетчатыми железными воротами, несколькими калитками и 4-мя по углам башнями. На шпицах башен, вместо крестов и обыкновенных флюгеров, весьма искусно утверждены вырезанные из листового железа живописные изображения ангелов, почти во весь рост человека, в положении быстро несущихся по воздуху, с приложенными к устам трубами. Движимые ветром, они издают сильный певчий звук». Осенью 1941 г. ограда была разобрана на кирпич и щебень, для строительства оборонительных сооружений.


Высота поречской пятиярусной доминанты около 94 метров, что превышает знаменитую московскую колокольню Ивана Великого. Нижний ярус, обставленный по сторонам пролётов огромными колоннами коринфского ордена, по углам оканчивается четырьмя башнями, кои вместо крестов венчали вызолоченные звёзды. На третьем ярусе когда-то находилось 10 колоколов, самый большой из них весил 525 пуд. На четвертом, глухом ярусе, был поставлен корпус часов, с циферблатами на четыре стороны. На верхнем ярусе располагались одиннадцать часовых колоколов.


70 лет перед колокольней простоял памятник В.И. Ленину. Как отмечал краевед И. Маринин, памятник был привезён в Поречье из Ленинграда. Торжественное открытие произошло на митинге, состоявшемся 1 мая 1940 г., в честь преобразования Поречья-Рыбного в рабочий посёлок городского типа. Вокруг памятника был разбит сквер, по периметру которого были посажены тополя, сделаны цветочные клумбы. С 1992 г. местные власти памятник ремонтировать перестали и за последние десятилетия он только разрушался. «Наконец, в июне 2010 г. памятник В.И. Ленину рухнул…» — пишет зав. отделом ростовского музея. Наконец? К этому вопросу я вернусь чуть ниже.


На ниж. фото запечатлена проводившаяся в 1970–1980-х государственная реставрация колокольни, при участии студентов Московского архитектурного института. На реставрацию было затрачено более 170 тыс.руб. Как видно на снимке 1975-76 гг. (автор А. Костылёв) отреставрированные золочённые "яблоко" и крест уже водрузили. На переднем плане зафиксированы огороды жителей: вскопанные, оправленные гряды. На возвышенности расположились храм Петра и Павла с шатровой колокольней (справа) и здание бывшего Никитского храма, где в то время располагался клуб Поречского консервного завода. С южной стороны к зданию пристроено двухэтажное помещение для кружков.


И вот, прошло 40 лет после наружной реставрации, колокольня обветшала и требует, если не ремонта, так консервации. Только откуда в наше время у государства найдутся на это средства. Впрочем, несмотря на статус памятника архитектуры федерального значения, нынче это собственность РПЦ. Но Церковь ограничилась тем, что повесила замок на двери полуразрушенного Петропавловского храма и иногда проводит службы. Единственное, что было сделано после выдворения из стен храма склада это установка на кровлю десять назад  лже-барабанов, больше смахивающих на баки (увидим их чуть ниже).


Обратив свой взор левее, увидим "баки", которые современные мастеровые водрузили на купол храма. Назвать сей ужас, при всём желании, ремонтными работами не поворачивается язык. Именно из-за такого обезображивания церкви, фотографировать её не стали. Так и стоят эти "жестянки" с десять годков, а дальше дело не идёт.


Возвращаясь к легенде о возведении колокольни крестьянином Алексеем Козловым, отмечу — впервые сей миф появился в статье Ф.Никольского на страницах газеты «Ярославские губернские ведомости», 1848 г. Также её цитировал в своём монументальном труде «Ростовский уезд» А.Титов, в 1885 г. Легенда была популярна и в советских краеведческих публикациях. Отношение к возведению колокольни Козловы (владельцы салотопенного и свечного заводов), конечно же, имели. Отец Козлова в кон. XVIII века был церковным старостой, а сам Алексей являлся бурмистром села. Через него и через его отца шло управление этой стройкой. Финансирование строительства столь крупного объекта осуществлял слой богатых, торговых людей: Козловы, Пыховы, И. Маринин-Меньшой, И. Королёв и др. Примечательно: в журнале домовой конторы за 1799 г. зафиксирован факт, что поречане заняли на строительство колокольни деньги у самого графа В. Орлова, в сумме 5000 руб.
Мы же проходим сковзь арку монументального яруса колокольни, к виднеющимся руинам храма вмч. Никиты.


Перед нами — разрушенный храм Никиты Мученика и шатровая колокольня храма Петра и Павла. 2015 год.


Практически тот же ракурс, только 1970-е года. С незапамятных времён в Поречье укоренилось язычество...


Ещё одна из многочисленных фотографий семейных архивов жителей Поречья, на которой запечатлена живая атмосфера села.


В начале 1930-х Никитский храм «колхоз им. Сталина» приспособил под клуб, функционировавший до 1996 г.


Наше время. Нет клуба, а на всё село красуется разрушенное здание церкви. Зато «наконец-то»!


По сей день остаётся загадкой, отчего повсюду я читаю «слава Богу, храм вернули; Союз свернули». Как пример, Поречье-Рыбное. Снесли памятник Ленину, возобновили религиозные службы и "слава Богу". Вопрос: отчего же слава? Жителей стало меньше на треть: 1989 г. – 2500 жит.; 2010 г. – 1700; 2017 – ?; рабочих мест не хватает (снова, как сто лет назад, появилось отходничество). Про качество жизни промолчу. И это в 20 км от Ростова Великого (впрочем, он сам с 1996 по 2016 гг. "потерял" 6000 жителей). Вознося хвалу Господу в полуразрушенном Петропавловском храме, идут крёстным ходом по селу с обветшалыми домами, убитой коммунальной инфраструктурой и сошедшей на нет социальной сферой. Конечно, картина в Поречье не так страшна, как я рисую. Это по-прежнему крупный и живой посёлок (правда, оживающий с приездом дачников). До сих пор действует консервный завод, хотя и устаревший (модернизировался 40 лет назад). Дабы не уходить в полемику, достаточно сравнить нынешнюю жизнь с недавним прошлым. О чём можно убедиться, заглянув в семейные фотоальбомы поречан на сайте «Ростовская земля». Лишь близость к Ростову и трассе держит посёлок на плаву. Но в других менее крупных и более удалённых деревнях картины определённо удручающе. Согласно моим опросам, в глубинках Центральной России даже набожные старожилы сетуют, что до начала Перестройки жизнь в селе была в полном понимании этого слова. Но с каждым годом людей, действительно знающих чем и как жило село, становится всё меньше, а их реальные воспоминания затмевает активная пропаганда "ужасов" Советского государства.


Страдание, горе, беда, лишения — всегда были и поныне остаются стимуляторами религиозности, создающими церкви дополнительные возможности для активизации её деятельности. Чем беднее (как нравственно, так и материально) становится население, чем меньше ему оказывается социальная помощь, да и многие другие факторы создают почву для воззвания к Богу и надежде, если не найти «небесную помощь», так хотя бы приобрести утешение в своих невзгодах. Люди слабые и растерявшиеся чувствуют потребность в иллюзорном восполнении, даваемом религией. При отсутствие социально-экономической и общественной основы, идейно-воспитательной работы и снижению уровня мировоззрения россиян церковь снова стала культивировать религиозность в массы. Особенно в сёлах, где активно закрываются библиотеки, школы, больницы, дома культуры, колхозные поля поросли бурьяном, а заводы превратились в руины.


Мы тем временем вернёмся к колокольне. По данным метрических книг, на кладбище при Петропавловском и Никитском храмах ежегодно хоронили до 100 человек. При эпидемиях, например, холеры в 1848 г., — до 280 человек. К сер. XIX века кладбище стало тесным, и в 1865 г. в полуверсте от села был возведен третий, кладбищенский храм св. Троицы. На волостном сходе было решено погребение умерших производить на вновь созданном кладбище. Желавшим погребать усопших на старом кладбище, в центре села, за каждого покойника нужно было делать взнос в пользу церкви: с совершеннолетнего – 25 руб.; с малолетнего – 5 руб. Хоронили здесь в первую очередь купцов и мещан как проживавших в селе, так и живших в городах на отхожих промыслах, но привезённых на родину для погребения. Хоронили зажиточных крестьян и крестьян из др.губерний, купленных поречанами «для услуг» или работавших по найму; были солдатки и отставные солдаты, работавшие в Поречье. В 1930-40-е надгробия использовали при строительстве некоторых сооружений консервного завода. Отдельные памятники граждане с могил своих предков увезли к себе домой. Летом 2006 г. на территории бывшего кладбища были найдены около 20 надгробных памятников. Обнаруженные надгробия были установлены на огороженной площадке перед колокольней. О них и пойдёт речь.


«Под сим камнем погребено тело крестьянки села Поречья Анны Григорьевны Маланьиной, сконч. 16 июня 1885 года, Жития ея было 85 лет». На боковой стороне надпись: «Поставлен сей памятник сыном Алексеем Семёновичем любящей матери в знак незабвенной памяти».


«Под сим камнем погребено тело крестьянки села Поречья Варвары Александровны Исаевой. Род. 29 ноября 1818 г. Сконч. 23 декабря 1883 г. Жития было 75 лет и 14 дней». В нижней части памятника: «От любящего племянника незабвенной тётушке».


«Под сим камнем погребено тело рабы божией Петровской Купчихи Марии Николаевны Устиновой, родилась 1818 года мая 21 дня, скончалась 1868 года декабря 10». Ещё ниже: «Вечная тебе память Незабвенная наша родительница, от признательных детей». Метрическая книга свидетельствует, что Мария Николаевна умерла «от горячки». Крестьяне Устиновы, выкупившись на волю немного ранее 1861 г., стали купцами заштатного города Петровска Ростовского уезда.


«Здесь покоится прах Николая Александровича Устинова. Родился 1840 года 8-го октября. Скончался 1876 года 22 февраля, в 8 часов вечера». Хотя по метрике день его рождения 6 октября (но такие несостыковки дат на надгробиях и записях в метриках явление не редкое). На задней стороне памятника эпитафия: «Постой же хоть на миг Расстался рано с нами. Супругу и детей оставил сиротами! Услышь наш горький вопль, услышь и пожалей, проснись и посмотри на плачущих  детей! Прерви свой мёртвый сон! Птенцы твои рыдают! Слезами горькими могилу обливают! И ты не внемлешь нам, земное разлюбя! Стон маленьких сирот не трогает тебя!».


«Здесь погребено тело Никиты Петровича Устинова. Родился в 1833 г. 21 мая. Помер 1867 г. 22 ноября. Жития его было 34 года». С обратной стороны памятника эпитафия: «Не долга на земле ты жизнью наслаждался. Недолго радовал на свете всех собой. Настал внезапный час, ты с жизнию расстался. И вечным сном заснул под хладною землей. Мать, жена, брат, дети родные и чужие. Все память о тебе хранят в своих сердцах. Творец прими его в селения святые. Грехи его прости, дай  жизнь на небесах». В метрический книге значится, что Никита Петрович умер «от удара» 22 и похоронен 25 ноября 1866 г. (здесь несостыковочка в годе захоронения).


«Здесь погребено тело в Бозе почившаго села Поречья крест. Павла Петровича Пелевина, родился в августе 1825 г. скончался 16 декабря 1866 года, жития его было 41 год и 3 месяца». На боковой плоскости эпитафия: «Милый друг ты спишь в земле сырой. Я одна тоскую и молюсь. Минуты той я жду и не дождусь. Когда опять свидимся с тобой». На обратной стороне: «Гроза нежданная порою в день приятный Вдруг с неба падает и ужасом разит. Там неожиданно ты день [скол на слове] нам невозвратный похищен смертью и здесь в могиле скрыт. Осиротевшая семья, кропя слезой надгробный камень сей свиданья ждёт с тобой».


Представители рода Пелёвиных, принадлежавшие к «первостатейному» кругу крестьян села Поречье-Рыбное, в XIX веке были известны в Ростове, Москве, Петербурге, Н. Новгороде и др.городах. Судя по промысловой деятельности, Пелевины пользовались наёмным трудом такой категории работников, как «поденщики» — крепостные крестьяне, солдатки, приходившие в Поречье на заработки из разных селений Ростовского уезда и соседних губерний.
«Здесь покоится прах раб божии Петр Михайлов Пелёвин. Скончался 1851 года Генваря 4 д. Жития его было 54 года». На боковой стороне: «Господи! Не суди мя по грехам моим, но суди мя по милосердию твоему!»


«Здесь погребено тело усопшей рабы Божией Евдокии Григорьевны Сироткиной, урожд. Лисицыной. родилась 1812 г. 1-го марта. сконч. 1884 г. 20-го февраля. 72-х лет от роду». Евдокия Григорьевна упоминается в «Историко-статистических сведениях по СПб епархии» от 1885 г.: «В деревне Козлове школу открыла в 1862 году крестьянка Ярославской губернии, села Поречья, Евдокия Сироткина. Она учила даром».


Как известно, подобные трогательные эпитафии сочиняли вовсе не сами родственники усопших, а "специальные литераторы". Например, в газетах XIX века можно было встретить объявления об услугах в написании эпитафий за n-ую сумму. И последним мы зафиксировали колотую могильную плиту из серого камня.
«Под сим камнем погребено тело нарвского 2-й гильдии купца Семёна  Афанасьевича Костылёва…».


Не мог обойти вниманием зафиксированное на ряде фотографий и открыток Поречья каменное двухэтажное строение. Состоит оно из двух половин: более старая, 1-й пол. XIX века, — бывший крестьянский дом; северный корпус (высокие окна) — постройка конца 1880-х гг. Изначально на съёмной квартире, в крестьянском доме (старая часть дома) располагалось народное училище, основанное по указу графа В. Панина в 1846 г., пока в 1881-м владельцы цикорной фабрики бр. Пыховы не выкупили весь дом под школу. В конце 1880-х  школа была расширена — построен северный корпус. Нижеприведённая фотография иллюстрирует каким было здание в 1980-х годах.


После 1917 г. здесь разместилась начальная школа. В ней в 1920-х учился будущий Герой Советского Союза Н.Н. Дьяконов. В 1980-х ученики переехали в новый учебный корпус. В здании был проведён хороший текущий ремонт. В планах было перевести сюда администрацию посёлка, устроить музей, но настали 1990-е.


Окончив осмотр Поречья-Рыбного, следующим пунктом мы отправились в село Климатино...


...о чём ещё год назад был написан сей пост: «Из Климатино в Курбу с историей вместе».


И последним — заключительный кадр сегодняшнего рассказа о незавидной судьбе современного Поречья-Рыбного.


При создании поста использованы следующие источники:
- книга Т.П. Фёдотовой «Вокруг Ростова Великого», 1987 г.
- статьи А. Морозова и фотоматериал портала «Ростовская земля. История и культура»
- статьи С. Миллера «с. Поречье-Рыбное и деревни прихода, Ростовский у.», форум «ЯрИРО»
-  А.А.Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Ист.-археол. и стат. описание уезда, 1885 г.
- фотоматериал сайта «Фотографии прошлого»

Featured Posts from This Journal

  • Курбский трип

    С каждым годом выбирать маршруты для путешествий становится всё сложнее и сложнее. Ближайшие достопримечательности в радиусе 500-700 км от…

  • В Ярославской области, посреди Руси...

    В традициях закона подлости на наши поездки, как обычно, выпадает скверная погода. Хотя пасмурное небо для нашей зимы явление уже привычное. Ну…

  • Из Климатино в Курбу с историей вместе

    В сегодняшнем отчёте речь пойдёт о двух интересностях Ярославской земли, а точнее об одной интересности — усадьбе Климатино, что…

  • Из Новосёлки Гагариных в Ильинское Урусовых

    Продолжу разбирать прошлогодний «Курбский трип». В сегодняшнем посте мы побываем в малоизвестной и, по сути, совсем неинтересной…

  • Дорога в Улошпань

    Не успеваю я написать отчёты о предыдущих поездках, как мы совершаем новые. На этот раз поехали в уже сердцем полюбившуюся Костромскую область…

  • На улице Школьной

    Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, село Остров, улица Школьная д. 2 – сей адрес указан в каталоге российских школ, как…


  • 1
Очень грамотно и толково написано.

поймала себя на мысли: какой диссонанс между обалденно-роскошным убранством храмов, с пудовыми золотыми-серебрянными украшениями на старинных фото и фактами покупки-продажи людей. Рабовладение в чистом виде, и никакой Бог не заступится. Все чисто внешне благопристойно, а на деле - сколько горестей на своем веку хлебнули такие подневольные бедолаги...

Надгробия такие массивные, на века ставили. И вот поди ж ты, не устояли в лихолетье.

Спасибо за рассказ, Денис.


И не говори! История, как всегда, глубже и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Всё не столь однозначно. Да и все эти "жемчуга и драгоценности" иконостасы приобрели стараниями графа Орлова и др. помещиков. Ну, а как они сколотили своё состояние, думаю, говорить нет надобности. )
Да, надгробия солидные. Меня всегда они интересуют, с точки зрения дореволюционного прошлого.
Спасибо за отзыв, Марьяна!

Спасибо. Всегда интересно сравнивать "было-стало", а тут даже с промежуточными этапами получилось. Увы, сравнение не в нынешнюю пользу... Грустно думать о том, как кто-то первым, в далекие 30-е когда еще все было цело, отодрал изящную резьбу, ломиком прошелся по старинному ажурному иконостасу... Так и в 90-е, когда здание школы было в прекрасном состоянии, кто-то первым разбил стекло, выворотил дверную коробку...Потом, когда разбито, то понятное дело пару кирпичей в хозяйство отчего бы и не прихватить... Жаль конечно...

Лишь сотрудники музея боролись в те года за сохранения искусства. Что-то ушло в архивные фонды. Но новая власть диктовала новые правила, обусловленные необходимостью. Постройка водонапорной башни, завода, котельной для клуба — на фундамент ушли надгробия. Безусловно, что о сохранении наследства в таких глубинках спохватились очень поздно. Но, как видно, в 1970-е занялись реставрацией. Нынешняя же политика не привела в провинции ни к чему, кроме обнищания. Церковь также не спешит вкладывать средства в восстановление святынь в глубинке. Всё возлагается на силы местных, но куда им при всём желании. Вот и выходит, что своими силами вместо кирпичных барабанов десять лет назад появились на куполе храма какие-то цилиндрические баки.
А вот 90-е оправдать нельзя. После них взамен не было дано ничего. В 1917 многое разрушили, но гораздо больше дали. Сейчас... На днях изучил статистику смертности (причины) и статистику заболеваемости населения. Ужаснулся, что во всём мире наука и медицина шагает вперёд, а у нас на 200 - 300% возросли различные показатели по болезням. Откат в прошлое.
Взаимное спасибо!

Мрачнейшее зрелище((( богатое село было, зажиточное, памятники каменные на кладбище ставили, а теперь - жесть. Колокольня очень красивая.

Да уж, зрелище грустное. Сей "ужас" начал расцветать в середине 1990-х. Я просмотрел сотни фотографий 1950-70-х годов. Посёлок жил полной и яркой жизнью.
Колокольня, без сомнения, величественна даже в татом состоянии.

Наконец-то!)))Приветик Денис! Соскучилась по твоим постам.
Прочитала комментарии, добавить нечего. Спасибо тебе!
Очень сильно всё понравилось.Главное, что ты копаешь историю.

Приветствую!
Рад слышать. Спасибо!
Это уже второй пост после длительного перерыва (первый опубликовал неделю назад).
Конечно же здорово, что всё понравилось. Хотя уверен, что большинству читателей моя точка зрения претит. )
Без исторических фактов никуда! Иначе это будет пустая болтовня, которой на просторах интернета хватает и без меня.

Какой у тебя крутой пост, перепощу на фейсбук, такие фотографии, город был вокруг, а теперь даже не понятно.

Спасибо, Сергей!
Давай. Потом расскажи, какие будут отзывы. )

Да... Такое ощущение, что в здании школы из входа сделали заезд.
Это, как в Ляхове, последние жильцы просто вырезали в стене усадьбы въезд и загоняли свой автомобиль внутрь одной из комнат.

Кстати, здание бывшей школы купили (что-то около 200 тыс. руб.).
Школу раздестроили сами же местные, себе на подручный материал.

Денис, во первых, спасибо Вам огромное за отчеты, читаю их не первый год, получаю бешеное удовольствие и от стиля, и от фотографий и от количества информации, которую Вы даете. Сохранил с вашей помощью огромное количество краеведческих и прочих ссылок. Спасибо огромное. Единственный момент, который, как мне кажется, последнее время начал занимать все больше и больше Вашего внимания, это некое сравнение и противопоставление существующего состояния дел в селе/провинции, и того положения дел, которое было при советской власти. Мое твердое убеждение, что причина нынешнего состояния дел была заложена как раз в начале "торжества" советской власти, как то - раскулачивание(один из моих дедов яркий пример этого из горячо любимого Вами и мной края), продразверстка, принудительная индустриализация. Да,существовало огромное количество школ, клубов, в конце конце элементарно, крестьянских хозяйств, но за счет чего и почему они существовали? Привязанность к исторически сложившемуся укладу жизни, колхозный строй, (фактически рабство) - только в 1974 году было принято «Положение о паспортной системе в СССР» согласно которому паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые!!! включая и жителей села. Полная паспортизация началась 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 год, и безусловно плановость экономики,регулирование цен, вливание средств в село. Насколько все это было эффективно, показали годы, прошедшие с момента прекращения существования СССР. Я не отрицаю всех тех сложностей, которые сопутствуют нынешнему положению дел на селе, это и налоги, и нерентабельность содержания и производства и прочее и прочее, но к сожалению, это все и наследие "прекрасного" прошлого, которое отучило работать на земле, а лучших из лучших отправила в ссылку, в лучшем случае.Нам с этим жить.И еще раз спасибо.

Рад, что Вам нравятся мои отчёт. Спасибо!
На счёт "сравнения существующего состояния" Вы совершенно правы. Ещё восемь лет назад я и подумать не мог, что увлекусь краеведением. Но с годами всё больше путешествуя и глубже изучая историю края, не смог остаться равнодушным к тому, что видел. А видел я, поверьте, тысячи населённых пунктов, как и чем живут сейчас. И по мере возможности, всегда общался со старожилами. Вступать в дискуссию не вижу смысла, ибо тема обширная, а Ваш личный пример с дедушкой, отправления "лучших в ссылку" (словно за последующие годы у нас не было выдающихся писателей, врачей. учёных и проч.), сравнения колхозов с рабством — всё это показывают узкость и однобокость мышления и видения всей ситуации в целом. Я не стану приводить Вам в ответ массу иных примеров. Это получится ненужная полемика. Для меня показатель, что в советском государстве был прирост русского населения, уровень качества жизни, науки, образования, медицины и т.д. (и это статистические данные). Разве возможно такое при регрессе (если всё началось рушится с революции; но, простите, Вы тут выражаетесь словами Путина, сказавшего, что «Ленин заложил атомную бомбу в 1917 г., а сегодня она взорвалась»). На счёт паспортов я изучал тему. Изучите её более детально и Вы. Паспорт мог получить любой, если была в этом необходимость (рассматривалось в индивидуальном порядке). После поднятия уровня сельского хозяйства и обеспечения себя собственными продуктами, а также повышением уровня механизации в аграрной промышленности... Хотя я стал уходить в разъяснения. Но нет. Не здесь. Это Ваше право думать так, как вам видится, основываясь на личном опыте. Я основываюсь на данных более обширных показателей. Для меня достаточны показатели возросшей смертности, преступности, заболеваемости населения и т.д. Так почему же мне не сравнивать, когда на примере сотен деревень, в которых побывал, я вижу, как упало именно за последние 25 лет качество жизни, как вымирает страна. Впрочем, оставим эту тему. Моя страничка не для ведения подобных дискуссий.
(Frozen) (Parent) (Thread)

Прошу прощения, забыл представится, меня зовут Иван, и еще, как я понимаю, у нас есть общий знакомый, Леша Кхен)

Взаимно прошу прощения, но я не припоминаю среди своих знакомых "Лёшу Кхена". )
Что ж, Иван, будем знакомы. Но, как Вы поняли из предыдущего моего ответа, моя страничка не для прений и дебатов. Со всеми политическими и экономическими — это не ко мне. "Мир путешествий" — отражение моих поездок и моих взглядов, видения ситуации. Вы в праве согласиться или нет, но без попыток дискутирования.

Круть! Ничего себе колокольня. У нас есть Новотроицкая, тоже интеерсная, и ещё Перевлес.

Ага, колокольня выдающаяся! )
Знаю про Новотроицкую, а в Перевлесе мы были ещё 6 лет назад, когда она не была тронута реставрацией:
http://deni-spiri.livejournal.com/25974.html

deni_spiri, привет! Лет тридцать не был в тех краях, а ведь это родина моего отчима... Очень был хороший человек! Одно время мы туда часто ездили, останавливаясь в третьем доме слева перед самым мостом, тогда ещё деревянным. Да, цЫвилизацЫя очень задержалась по дороге в здешние края...

Здравствуй, Олег!
А сейчас цивилизация, которая, по сути, так и не дошла, вообще уходит. (
30 лет назад всё-таки была там жизнь?
Денис.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account