?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Каргопольско-Онежский и Двинский сектора «Малых Корел»
deni_spiri


Недалеко от Архангельска, в холмистой, поросшей густым лесом местности раскинулся музей под открытым небом — «Малые Корелы». Над его созданием работали учёные, архитекторы, художники и энтузиасты, стремящиеся сберечь национальное наследие. Русский Север — край суровой природы, край лесной, деревянный. Столетиями рубили здесь умельцы из сосны да лиственницы избы-великаны, ветряные мельницы, баньки и амбары, возводили громады шатровых храмов и колоколен, да строили маленькие часовни. Деревянное зодчество — неотъемлемая часть культурного наследия этого края. Именно в единении с северными пейзажами творения мастеров деревянного зодчества создают образ Русского Севера, представленный в музее «Малые Корелы».



Ещё осенью 2014 года наш экипаж разделился и один из его членов, Катерина, побывала в Архангельске, на Соловках и посетила «Малые Корелы». И только сейчас я нашёл время внести в архив журнала «Мир Путешествий» рассказ об одном из интереснейших музеев деревянного зодчества на территории России. Поскольку место довольно-таки туристическое и статей о нём написано множество, углубляться в историю не страну, а вкратце приведу лишь наиболее значимые факты. Территория «Малых Корел» включает в себя несколько секторов: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский (при создании планировалось организовать ещё Важский и Поморский, но 1988 год стал последним в развитии). Название музею, расположенному на правом берегу р. Северной Двины, дал находящийся неподалеку населённый пункт, где в XII-XIV вв. проживало угро-финское племя карелы.


Программа строительства музея была одобрена Министерством культуры РСФСР в 1963 г. Решение «Об открытии этнографического музея-заповедника деревянного зодчества на открытом воздухе в городе Архангельске» было принято 17 июля 1964 г. — является датой его основания. В 1968 г. в архитектурную экспозицию перевезён первый памятник. В 1970-х архитекторы и плотники-реставраторы, спасая памятники, вывозили их из самых отдалённых уголков области, используя все виды транспорта, включая вертолёты. В 1972 г. в фонд музейных предметов поступил первый экспонат — икона «Апостол Иаков». К 1973 г. завершено формирование Каргопольско-Онежского сектора, и музей-заповедник 1 июня 1973 г. был официально открыт для посетителей. 1973–1988 гг. — периоды формирования Двинского, Мезенского, Пинежского секторов музея (формирование последнего до сих пор не завершено). В 1983 г. музей принят в состав членов Европейской ассоциации музеев под открытым небом. В 1980-е на территории проводились Всесоюзные научно-практические конференции, фестивали и т.д. В наши дни научная деятельность музея свелась к восстановительным работам экспонатов и решению проблем хранения музейного фонда. Радует, что постоянно организуются выставки, детские праздники и мастер-классы. Однако не обошлось без воцерковления музейной территории — проведения различных религиозных обрядов (молебны, крёстные ходы и т.д.)


На этом, пожалуй, я закончу вступительное слово и мы перейдём к осмотру Каргопольско-Онежского сектора.
Ветряная мельница-шатровка. Перевезена из Онежского уезда, Архангельской губернии. Шатровая мельница была построена в 1902 г. и принадлежала Кожозерскому Богоявленскому монастырю. Над основанием (четырёхугольный сруб) возвышается шатёр, каркас которого обшит тёсом. Верхняя часть мельницы представляет собой невысокий сруб под двухскатной крышей. Верхнюю часть мельницы могли разворачивать на 360 градусов в зависимости от направления ветра. В нижней части располагается мельничное оборудование. Мельничные крылья, по всей видимости, сняты на реконструкцию.


Справа — ветряная мельница-столбовка на «ряже». Ранее находилась в деревне Большая Шалга, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Мельница была построена в XIX веке. Характерной особенностью конструкции столбовой мельницы является наличие у неё центрального неподвижного столба, вокруг которого мельник разворачивал мельничный амбар, в зависимости от направления ветра. Центральный столб углублён в землю и окружён небольшим, рубленным из бруса срубом пирамидальной формы. Сруб рублен «в ряж». Для большей устойчивости мельничного основания ряж заполнен камнями. На основании расположен мельничный амбар, разделённый внутри на два этажа. На первом расположена ступа-толчея, на втором — жернова.


Чуть поотдаль стоит ветряная мельница-столбовка на «раме», так же XIX века. Привезена из деревня Калгачихи, Онежского уезда, Архангельской губ. Мельница относится к типу столбовок на «раме». Конструктивной основой является вертикальный столб, врытый в землю. Вокруг столба сделана рама, представляющая собой два четырехугольных венца, заполненных внутри камнями. Над рамой на несущем столбе срублен мельничный амбар. Амбар рублен «в обло» из бруса.


Главная доминанта Каргопольско-Онежский сектора — церковь Вознесения Господня, 1669 года. Ранее находилась в селе Кушерека, Онежского уезда, Архангельской губ. Вознесенская церковь — один из ярких образцов кубоватого храма. Кубом называют тип четырёхгранного покрытия сложной формы. Куб венчают пять глав, покрытых лемехом. Центральная глава установлена на декоративной крещатой бочке, покрытой гонтом. Четыре главки расположены на углах куба.


С трёх сторон храм окружают алтарный прируб и галереи.


Напротив церкви расположена колокольня, 1854 года, из того же села. Это типичная девитистолбная колокольня. В её основании лежит высокий рубленный «в обло» сруб-четверик, на котором базируется небольшой восьмигранный сруб-восьмерик. Постройку венчает шатёр. На нём, на барабане-«шейке» цилиндрической формы, установлена шлемовидная главка. Главка и барабан покрыты лемехом.


Позади колокльни виднеется дом-двор Александра Фёдоровича Пухова, 1-я треть XIX в. В музей доставлен из деревни Большой Халуй, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Жилой дом — высокий четырёхстенок «на две избы». Жилая часть дома состоит из двух срубов и развёрнута боковым фасадом к улице. Тип соединения жилой и хозяйственной части дома — Т-образная связь. На первом этаже дома расположен подклет и зимняя изба. На втором этаже зимняя изба с топкой «по-чёрному» и летняя изба с топкой «по-белому».


Внутри действует выставка «Рублено топором», которая рассказывает о строительных технологиях, применявшихся при возведении жилых, хозяйственных, культовых построек северной деревни XIX – нач. XX веков. Отдельный раздел выставки посвящён декоративному убранству крестьянского дома, в котором представлены элементы жилых и хозяйственных построек XIX века: резные наличники, доски — «полотенца», причелины, фигурно вырезанные консоли, завершения крюков — «куриц» и брёвен — охлупней. Особое внимание привлекают вырезанное в форме головы коня завершение бревна — охлупня из села Сура Пинежского района (XIX век), доска — «полотенце» из деревни Хачела Онежского района (1886 год) в форме солярного символа, труба — дымник с резными стенками и двухскатной кровлей из деревни Веркола Пинежского района (XIX век).


Если отойти чуть в сторону от основной застройки сектора, то можно увидеть окружённую лесом часовню Ильи Пророка, XVIII века. Привезена из деревни Мамонов Остров, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Часовня относится к типу клетских. В основе её лежит четырёхугольный сруб, с трёх сторон окружённый галереей. В центре кровли врублена небольшая шейка с главкой, покрытые лемехом.


Амбар, 1928 г., из деревни Калитинки, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Амбар-двойня представляет собой крытый двускатной крышей сруб-пятистенок. Внутренняя капитальная стена разделяет помещение на две части. Это позволило разместить два складских помещения под одной крышей. Для облегчения процесса загрузки зерна, перед входом, по всей длине главного фасада устроено предмостье: площадка, поставленная на выпуски нижних венцов боковых стен. Над предмостьем, за счёт удлинения верхних венцов сруба устроен навес-залобник. В средней части столбы украшены рельефной резьбой. Внутреннее пространство залобника использовалось для хранения домашней утвари. Внутри, вдоль боковых и внутренних стен размещены сусеки для зерна.


Дом-двор Е. И. Кириллова, кон. XIX века, из деревни Киселёво, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Типичный образец дома с двухрядной связью жилой и хозяйственной части. Изба и двор стоят рядом, каждый имеет отдельную кровлю. Жилая часть дома — двухэтажный четырехстенок под двускатной кровлей. На первом этаже расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз.


Гумно с овинами доставлено в музей из села Боросвидь, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Построенное в конце XIX века, гумно является типичным комплексом хозяйственных построек для сушки и обмолота зерна. Ямные овины состоят из двух помещений: подземного ямника, где располагалась печь-каменка, и наземного сушила, где для просушки размещались снопы.


Для прохода и проезда на гумно в восточной стене сделаны двустворчатые ворота, к которым ведёт длинный, пологий бревенчатый подъезд.


Колокольня из села Кулига-Дракованово, Сольвычегодского уезда, Вологодская губ. Является одной из самых древних колоколен башенного типа. В музей доставлена вторым экспонатом в 1968 г. Специалисты определяют время её постройки концом XVI века.


В её основании  небольшой сруб-четверик, на котором базируется высокий восьмигранный сруб. Венчает колокольню шатёр со шлемовидной главкой, покрытаой лемехом.


Часовня Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, XVIII век. Деревня Фёдоровская, Каргопольский уезд, Олонецкая губ. Относится к типу клетских часовен. Основание часовни представляет собой сруб высотой в три венца. На нём размещён невысокий сруб-клеть, окружённый с трёх сторон крытой галереей. В двух скатную кровлю врублена главка, стоящая на барабане-«шейке». Главка покрыта лемехом и увенчана восьмиконечным крестом. Часовня имеет небольшую звонницу. Её шатровую крышу поддерживают восемь столбов, в которые врублены стенки невысокого ограждения.


Мы тем временем покидаем Каргопольско-Онежский сектор и переходим в Двинский.


Архитектурной доминантой Северодвинского сектора стала Георгиевская церковь (1672 г.) из села Вершина, Сольвычегодского уезда, Вологодской губ. Она представляет собой распространенный на русском Севере тип шатровых храмов. Восемь крестьянских усадеб из разных районов Северной Двины составили вместе с церковью основу сектора, воссоздающего большое село с ярмаркой, школой и волостным правлением. Георгиевская церковь может служить примером соединения рационализма и красоты, гармонично сочетавшихся в сознании мастеровитого северного крестьянина. В помещение храма ведет высокое двусходное крыльцо.


В основании церкви — восьмигранный сруб, который окружен крытой галереей и увенчан величественным шатром с главкой на барабане. С восточной стороны в прирубе церкви — алтарь, с западной — трапезная. Алтарь, придел и крыльцо покрыты фигурной кровлей.


От ряда амбаров переходим к крестьянским усадьбам.


Дом-двор А. В. Щеголева, 1826 г. Деревня Ирта, Яренский уезд, Вологодская губ. Крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой. Марш лестницы идёт вдоль стены.


Тип дома — шестистенок с заулком («изба с продольными сенями»). В жилой части дома — два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Зимняя изба сохранила архаичный прием сочетания косящатых и волоковых окон. Над избами прямо под крышей располагается светёлка (летнее жилое помещение).


Дом-двор А. Туробова, 1820-е годы. Деревня Ирта, Яренский уезд, Вологодская губ. Дом представляет собой классический шестистенок. В жилой части дома три изолированных помещения — зимняя изба, летняя холодная горенка и между ними — заулок, который в данном случае используется как холодная клеть для хранения утвари. На главный фасад выходят шесть окон, они расположены на разных уровнях.


В зимней избе два волоковых окна сочетаются с косящатым окном в центре. Заулок освящается маленьким волоковым окном. С бокового фасада дома — крыльцо на столбе, украшенном резьбой и перекрытое двускатной кровлей.


Дом-двор Цигарова, сер. XIX века. Деревня Выемково, Яренский уезд, Вологодская губ. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный шестистенок, причем первый этаж — шестистенок-двойня (в одной половине дома находится подклет для хранения продуктов, в другой — зимняя изба, освещаемая маленькими волоковыми окнами), второй этаж — шестистенок с заулком (три жилах помещения, соединенные между собой).


В зимней избе освещение устроено по архаичной системе: в центре — косящатое окно, по бокам от него — два волоковых. Для входа в дом устроены два входа с боковых фасадов. В одном случае — это главный вход — стройное одностолбное крыльцо с двумя площадками, перекрытыми архаичной кровлей. Второе крыльцо скромное — в три ступени.


Небольшой прудик в центре сектора.


На переднем плане, слева, — дом-двор Н. Е. Шестакова, 1861 года. Деревня Цивозеро, Сольвычегодский уезд, Вологодская губ. Жилая часть дома представляет собой пропорциональный четырёхстенок с тремя окнами по фасаду (в центре — «красное» окно» и два волоковых по краям). Следующим стоит зерновой амбар, постройки нач. XX века. Деревня Усть-Маломса, Сольвычегодский уезд, Вологодская губ. Справа...


...расположен дом А. М. Тропина, 1880-е годы. Деревня Симунинская, Сольвычегодский уезд, Вологодская губ. Дом зажиточного крестьянина, занимающегося торговлей. Первый этаж представляет собой традиционную избу-двойню, состоящую из двух срубов, поставленных рядом друг с другом. Второй этаж — шестистенок с заулком (изба-«тройня»). Отопление комнат второго этажа устроено на городской манер — калориферная система: тёплый воздух от русской печи с первого этажа поднимается по трубам на второй этаж и нагревает печи-голландки. Несмотря на большие размеры дома, собственно жилая часть занимает около 1/3 от общего объёма постройки.


В облике дома Тропина имеются уникальные декоративные детали. Бревенчатую гладь главного фасада оживляет балкон простейшей конструкции — небольшая прямоугольная площадка с ограждением из горизонтальных перекладин.


Центральный вход решен довольно просто: это крыльцо-прируб с двускатной асимметричной кровлей. Своеобразным навесом служит кровля, мощный вынос которой поддерживают резные, барочной формы консоли. Дом украшает скульптурный конек «о двух головах» — явление редкое и архаичное для Русского Севера.


И последним предстаёт дом-двор Русиновых, конец XIX века, из деревни Кондратовской, Сольвычегодского уезда, Вологодской губ. Жилая часть дома представляет собой небольшой асимметричный сруб из пяти капитальных стен без подклета. К нему сзади примыкает значительно превышающий его по высоте двухэтажный хозяйственный двор. Жильё и двор имеют разные крыши с красивыми, скульптурно обработанными охлупнями в виде конских голов. Принадлежал старообрядческой семье. В передней части дома находятся два помещения: большее — жилая изба с русской печью и рядом небольшое узкое помещение — молельня. В этом помещении совершались молитвы, хранилась церковная утварь, старообрядческие книги и иконы. В подобных помещениях старообрядцы способствовали распространению древнего церковного знания, здесь они занимались переписыванием рукописных книг старого канона.


На этом первая часть подошла к концу. Во второй части мы познакомимся с экспонатами Пинежского и Мезенского секторов музея.


Продолжение следует...

При создании поста использованы следующие источники:
- музей деревянного зодчества «Малые Корелы»
- История Русского Севера. Архангельск
- Культурно-историческое наследие Архангельского края

Featured Posts from This Journal

  • Стрелка компаса указывает на Север

    Соловки... Соловецкие острова расположены среди сурового моря, в краю, где сплошной стеной стоят вековые леса, где текут быстрые, порожистые…

  • Вечер на Соловках

    Продолжение рассказа о Соловках. На этот раз речь пойдёт о прогулке вдоль побережья на закате дня и о прогулке следующим утром от стен монастыря…

  • Соловечки

    Заключительный пост о природе северного края и достопримечательностях Соловецкого монастыря. От стен древнейшего северного монастыря, вдоль…


  • 1
Какие молодцы, что стараются, сохраняют наследие. Красивейшие места! Бесподобно!

Бесспорно, молодцы, что хоть поддерживают экспонаты в должном состоянии. Места на Севере и впрямь бесподобные. Взаимное спасибо!

наконец то я по нормальному побывала в Малых Карелах! Благодарю)
Что то не могу насчитать восьмиконечный крест у макарьевской часовни, получается только семь(

Тебе спасибо! По нормальному мы побываем, когда внутрь домов зайдём. Ты знаешь, я давно хотел этот музей посетить. Главное не попасть на церковный или какой-либо другой праздник, а то там такие шествия устраивают.
На счёт креста: я так понял, ты перекладинки все посчитала, а у вертикальной планки учла лишь верхушку, а нижний конец, что крепится к главке, нет. )
Вторую часть, думаю, на этой же неделе опубликую. Ибо сам придумывать ничего не стал. Описание памятников — всё музейное.

Привет!
Какой красивый терем, озеро, мостик и зелень!!!!!!!!
Мельницы ни разу не видела, в живую!
Красивый пост!
Церкви уже видела в инете, но у тебя описание интересней!
Спасибо!

Здрасте!
Ну да, музей известный, статей по нему много. Я особо и не старался в описании. Лишь представил интересные фото.
Взаимное спасибо! )

Денис, спасибо огромное за такую экскурсию!Очень рада, что вы добрались до этой красоты.:))

И Вам, Галина, спасибо! Там красиво, конечно, но это музей. Вот Вам ссылки на наше недавнее путешествие на Русский Север. Вот где подлинная красота!
На Сольвычегодск. часть 1-я: http://deni-spiri.livejournal.com/74392.html
Вдоль Двины и Вычегды. часть 2-я: http://deni-spiri.livejournal.com/74621.html
Хмурый Север. часть 3-я: http://deni-spiri.livejournal.com/75107.html



Edited at 2016-12-05 11:03 am (UTC)

красота, и места чудесные, но вы в своих путешествиях видели много подобной красоты, только уж совсем в плачевном состоянии

Всё верно Вы говорите. Подобного мы видели много и в подлинном виде. Так оно интереснее, когда в жизни, а не в музее. Когда едешь за сотни км, идёшь часами пешком и находишься один на один с аутентичными памятниками архитектуры.

Очень красиво и колоритно

Спасибо, Сергей! )

Часовня Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, XVIII век.

Сейчас на историческом месте этой часовни стоит другая часовенка, сильно попроще:

Вот так ужас! Действительно, ведь какое большое дело сделали в своё время советские реставраторы и плотники, что сохранили для нас изумительное архитектурное наследие. Как видим, нынче ничего подобного не возводят простые умельцы из народа.

мой любимый музей))
сколько раз там бывали и зимой и летом. Тоже писала когда-то о нем рассказ с фотками.
А друзья мои - увлекающиеся спортивной стрельбой из лука (ходят в местный клуб лучников) не раз бывали там на соревнованиях: музей-заповедник охотно проводит всякие массовые мероприятия, можно с палатками и ночевкой там расположиться (угодий-то много), народ с удовольствием участвует в сборищах))
Летом все прекрасно, кроме огромных комаров, так что без репиллентов там делать нечего - сожрут вмиг! виды с высоты там обалденные просто... и на реку, и холмы, место очень красивое. Осенью, стоя на лестнице-переходе, видишь разноцветный лес, как на картине. Не забудешь такой музей под открытым небом.

Да, помню, ты говорила.
Я вот и написал, что хорошо хоть проводят мероприятия, если уж не в состоянии продолжить развивать музейную экспозицию. Надеюсь, побывать там когда-нибудь. Главное не попасть в праздничные гулянья. И, упаси господи, в крёстный ход. )
Вообще меня забавляет, что попы проводят там службы (молебны и проч.) Ведь это музейные экспонаты — здание церкви перевезённое из другого места, разобранное и восстановленное реставраторами в советское время. Т.е. все эти часовни, церкви стоят не на своих "намоленных" местах, где их ставили изначально. Хех...

Музей исчезнувшей цивилизации

Можно и так сказать. Хотя нам встречались деревни, где до сих пор живут в таких домах.

(no subject) (Anonymous) Expand
Впечатляет! Спасибо!
Жду продолжения. :)

Прошу прощения за долгий ответ, Евгения!
И меня впечатлило. Взаимное спасибо! С продолжение пока времени не хватает. (

Такой интересный обзор получился. Всегда любопытно прикоснуться к истории - как люди жили. Такие мощные дома, постройки... Музей прекрасный. Жаль, что все это постепенно уходит. Совсем недавно был Ваш репортаж из заброшенных деревень, где такие же масштабные дома, только изрядно покосившиеся. Если б следить - они долго простояли бы... Спасибо. ждем продолжение. :)

Прошу прощения за долгий ответ, Кирилл!
Музей действительно уникальный, впрочем как и все музеи деревянного зодчества. Согласен с Вами, что очень жаль, что уходит народное зодчество, искусство да и традиции тоже.
Спасибо за отзыв! )

Красота какая)

Согласен! )
Прошу прощения за столь долгий ответ.

Что то давно ничего нового не было)

Это факт! Почти четыре месяца уже не писал отчётов. Надеюсь, в скором времени возобновить свои репортажи. )

По берегам Пинеги и Мезени

Пользователь vol_majya сослался на вашу запись в своей записи «По берегам Пинеги и Мезени» в контексте: [...] а также какие экспонаты осмотрели мы в 1-й части — со всем этим можно ознакомиться здесь [...]

Ребята, вы крутые !

(Anonymous)
Ребята , привет ! Случайно нашел Ваш ЖЖ , собираюсь в поездку в Весьегонск и нашел ваш пост. Второй день изучаю ваши поездки, просто огонь ! Столько мест интересных, сам люблю путешествия , теперь есть много новых направлений ! Успехов Вам , не останавливаетесь ! Спасибо

Re: Ребята, вы крутые !

Спасибо за отзыв! Рад, что пригодились наши путешествия. Вы уж поделитесь, как побываете. Интересно изменилось ли что-то за годы. И спасибо за пожелание! Только мы уже год не путешествуем. Пытаюсь реализоваться в этом направлении самому, но во времена кризиса стало проблематично купить даже самый дешёвый внедорожник. Хотел пересесть на "высокие колёса". Но за семь лет поездок материала накопилось очень много. Ещё писать и писать отчёты. Удачи Вам в предстоящих поездках!

  • 1