?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Цепные мосты в Острове
deni_spiri


Пока готовится обзорный пост по недавней поездке «Палех-Ландех-Лух», представлю краткий очерк из прошлогоднего путешествия по Псковскому краю. Сегодня мы побываем в городе Остров, где осмотрим две достопримечательности — цепные мосты и старинную усадьбу. В черте города два рукава реки Великой образуют небольшой остров, опираясь на который перекинуты два подвесных моста, соединяющих две части города. Мосты через реку Великую в Острове являются уникальными, ибо это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России. А на противоположном берегу, в бывшем сельце Жеребцово, посетим дом-дворец усадьбы Валуевых.



Двигаясь по трассе Р-23, в сторону бывшего города Опочки — «И путешествия в Опочку, и фортепьяно вечерком», в 55 км от Пскова останавливаемся на границе города Острова, возле одноимённой стеллы. По-началу цифра «670» озадачивает, чуть погодя понимаешь, что это не год основания, как принято обозначать на въездных указателях, а юбилейная дата со времени основания города (вот и гадай теперь каков же возраст). В центр Острова попадаем по дороге, проложенной ещё в сер. XIX века и соединившей ж/д станцию со старой частью города (ныне ул. Освобождения). К 1900 г. в Острове — небольшом уездном городке Псковской губернии — проживало чуть более 6 тысяч жителей, основная часть из которых исповедовала православие, также существовали  еврейская община, католический и протестантский приходы (преобладали дворяне и купцы). В 1881 г. по просьбе местных протестантов Островская Городская Дума выделила лютеранскому приходу место для постройки деревянного молитвенного дома (выстроен в 1882-м; через 20 лет сгорел). На месте старого в 1903-1905 гг. возвели новый храм — кирху Святого Иоанна, по образцу протестантской церкви в Кеммерне (Латвия). На старинной открытке кирха запечатлена справа...


...а слева в духе средневекового зодчества мы можем видеть польский католический костёл, также 1905 г. возведения.


В наши дни бывший костёл выглядит, прямо скажем, удручающе.


Разрушенный во время Великой Отечественной войны, в послевоенное время был восстановлен и приспособлен под жильё.




Задерживаться возле руин, само собою, не стали и проследовали дальше. Поскольку в Остров мы прибыли ради главной достопримечательности не только города и области, но даже больше, прочие городские интересности в большинстве своём остались нам не исследованы. Посему краткий экскурс в прошлое Острова сопровождён старинными открытками и фото, взятыми с сайта «Фотографии Прошлого».


Первое летописное упоминание об Острове, как о городе и военной крепости, относится к 1341 г., когда псковичи предложили островичанам поехать «воевати Лотыгоре». Не позднее конца XIV века на островке между рекой Великой и её правым рукавом (в прошлом – речка Скобожиха) возводится каменная крепость (из серого известняка) — крупное военно-оборонительное сооружение Древней Руси. Став пригородом Пскова и пограничным форпостом на юге Псковской земли, Остров подвергался неоднократным нападениям: в 1406 г. ливонские рыцари; 1501 г. немецкие рыцари и т.д. В период Ливонской войны (1558 - 1583 гг.) Остров был опорной базой русских войск. Разрушение крепости началось после окончания Северной войны (1700 - 1721 гг.), потерявшей к тому времени своё первоначальное военное предназначение. Большой урон был нанесён в сер.XIX века, когда при строительстве моста, соединившего через островок берега реки, была разрушена часть стен крепости. Наземные руины окончательно были разобраны в годы немецко-фашистской оккупации.


С 1777 г.  Остров — уездный город Псковского наместничества, торговый центр, специализировавшийся на вывозе льна. В конце XIX в. Остров стал одним из наиболее экономически развитых городов Псковщины (давал значительную часть российского экспорта льна). В 1853 г. по проекту инженера М. Краснопольского был построен двухпролётный висячий цепной мост. В 1859 г. через город прошла железная дорога. В период Великой Отечественной войны был оккупирован немецко-фашистскими войсками и сильно разрушен. На фотографии, нач. XX столетия, запечатлена главная торговая площадь и Троицкий собор.


Постройка новой соборной церкви Троицы связана со строительством города на правом берегу реки Великой. В 1780 г. Екатерина II путешествуя по России, посещает новоустроенные губернии. И проезжая через Остров, жалует на построение церкви 6 тысяч руб. Однако этой суммы оказалось недостаточно и поэтому из Островского уездного казначейства было ещё ассигновано 400 руб., а некоторые средства собраны «иждивением граждан». Весной 1784 г. по городам Псковского наместничества появились первые публикации о вызове желающих к построению в Острове церкви «по учиненному плану и фасаду из всех собственных их материалов и их работными людьми». Торги были назначены на апрель 1784 г., однако, на них никто не явился, поэтому вновь и вновь назначались новые торги. Одновременно подготавливалось место для строительства церкви: сносились старые заводы, частные дома — всё это требовало многих предписаний, а иногда и применения силы — некоторые владельцы отказывались переносить свои дома. Например, кирпичные заводы были сломаны штатной воинской командой. Заложена Троицкая церковь была лишь в 1786 г., а окончена строительством в 1790-м. Церковь неоднократно перестраивалась, как снаружи, так и изнутри.


А теперь перейдём к главной достопримечательности — цепным мостам — одному из ценнейших памятников инженерного искусства XIX века.


На открытке: река Великая, два моста, перекинутых на остров, где сохранились руины крепостных стен и старинная церковь.


Строительство подвесных мостов было начато весной 1851 г. по проекту штабс-капитана М.Я. Краснопольского, инженера путей сообщения и публичных зданий. Он же и руководил строительными работами. 29 сентября 1853 г. были проведены первые испытания перед эксплуатацией мостов, а в октябре 1853 г. работы по монтажу мостов были завершены.


Мостовой переход состоит из двух однопролётных цепных мостов, расположенных на одной оси. Пролеты мостов одинаковы: каждый равен 93 м 29 см.


Качество мостов проверил сам Николай I (проезжал из Санкт Петербурга в Ковно). Из летописи Острова и его уезда: «В ноябре 1853 года государь прошёл пешком по только что выстроенному инженером путей сообщения Краснопольским мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени».


Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов. Высота столбов – почти 10 м. Пилоны сложены из тщательно тёсаных гранитных блоков, скреплённых металлическими связями.


Каждая цепь состоит из двух ветвей, расположенных друг над другом. Ветви сконструированы из плоских звеньев, расположенных по шесть в ряд и соединённых горизонтальными болтами.


Проезжая часть и фермы жёсткости Островских мостов первоначально были деревянными. В 1926 г. прошла реконструкция и укрепление мостов. Цепи были изготовлены на Онежском металлургическом заводе, а для переработки и монтажа цепей псковский завод «Металлист» изготовил специальные висячие помосты. Для ремонта моста Наркоматом путей сообщения была выделена денежная сумма в размере 170 тыс. руб. Все цепи старого образца были заменены на новые, деревянные фермы и балки — на металлические. Опорные колонны были облицованы новыми отшлифованными гранитными плитами. Так изменился и обновился облик моста. Всеми работами руководил инженер Геккель.


До сооружения постоянных металлических мостов, сообщение между двумя частями города, расположившихся на противоположных берегах реки Великой, осуществлялось паромами и по легкому временному деревянному мосту. Этот непрочный мост приходилось ежегодно разбирать, к тому же он часто разрушался паводковыми водами. Первый проект постоянных мостов через реку был предложен в 1837 г. Однако значительная стоимость вынудила отказаться от реализации. Позже были представлены ещё два проекта, но из-за различных недостатков и они не были воплощены.


Висячие мосты, как известно, обладают повышенной чувствительностью к колебаниям. И хотя инженер Краснопольский предусмотрел в конструкции специальные деревянные решётчатые фермы жёсткости, тем не менее главным управлением путей сообщения в 1853 г. было разработано особое «Положение о движении по цепным Островским через рукава р. Великой мостам». В нём, в частности, говорилось, что «во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим воспрещается останавливаться на мостах», что «лошади, быки и коровы проводятся через мосты шагом, не более 50 голов в одно время», а «если бы случились крёстные ходы или публичные церемонии, когда бывает большое скопление народа, то переход по мостам допускается не иначе как рядами, и на это время проезд экипажей по мостам прекращается». Последнее правило было введено с трагическими событиями в 1851 г. во Владимирской губ. — во время крёстного хода обрушился новый мост. 20 мая 1851 г., в 4 часа дня, во время прохождения крёстного хода с Боголюбской иконой Божией Матери через мост над оврагом, отделяющим село Боголюбово от монастыря, произошло обрушение конструкции и множество людей упало с высоты более 12 метров. При падении погибло около 160 человек.


На фотографии 1970-х на переднем плане представлена Никольская церковь, расположенная на небольшом острове, омываемом с двух сторон рекой. В древности здесь и была крепость, от которой местами сохранились руины каменных стен. Необычно, но алтарь у церкви поставлен на север. Вызвано это было проходящей через остров дорогой, соединяющей Псков с Опочкой, Витебском, Смоленском и Киевом. Храм расположился параллельно тракту. О строительстве Никольской церкви упоминают летописи от 1543 г.: «в лето 7051 ...того же лета поставиша в Острове городе святаго Николу...». На барабане церкви сохранились фрагменты керамической ленты-надписи, выполненной одновременно с постройкой церкви и перечисляющей, кроме великого князя Ивана Васильевича, церковных старост и представителей прихода, способствовавших строительству: «...Ларивонъ Левоньтеевъ да Михаила Кузминъ Кюрила Григорьевъ сынъ Иван Сес...».


Первое, известное описание Никольской церкви, относится к 1764 г.: «Пригорода Острова Соборная Николаевская церковь... каменная, крыта тёсом, на ней глава обита жестью вновь, крест на оной главы железной рогатной позлащённой. Колокольня каменная... совсем обветшала, которая непременно требует починки...». В 1801 г. была построена новая колокольня. В результате немецкой оккупации памятник подвергся значительным разрушениям. Первоочередные ремонтные работы провели в 1946-1947 гг.. А в 1963-64 гг. проводились уже реставрационные работы. После реставрации, в конце 1960-х была пристроена крестильня.


На открытке: вид на оба пролёта висячего моста. По левую сторону стоит Никольская церковь, по правую — здание персонала, обслуживающего мост (построено в 1856 г.). Кстати, на фото видно, что ограждения у места ещё деревянные.


Здание бывших служб цепного моста, впоследствии было передано Островской таможне, а с нач. ХХ века отдано под жилой дом, в каковом качестве просуществовало до 2011 г.. После чего в нём разместился Историко-краеведческий отдел Островского филиала Военно-исторического музея Псковской области. А перед нами — то ли посетители музея, то ли нынешний обслуживающий персонал моста, то ли просто попрошайки.


Одно ясно — чёрный шерстяной комок общаться с нами не захотел.


На одном из пилонов закреплена мемориальная табличка: «21 июля 1944 г. воины 146 СД из батальона Т.Рымара, освобождая г. Остров, спасли от уничтожения цепные мосты». В 1944 г., во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, северный пролёт был повреждён. Восстановили его через год. Мы же, перебравшись на другой берег реки Великой, продолжаем путь ко второй достопримечательности города Острова.


Усадьба Валуевых. Дворянский род Валуевых, по одной из версий, литовского происхождения. Предок их Окатья Вол или Вала прибыл в Россию в нач.XIV века и принял православие. У него были два сына. Старший — Василий Окатьевич Волуй — служил окольничим при великом князе Симеоне Гордом. Младший сын, Иван Окатьевич Волуй, был воеводою при войсках Дмитрия Донского. В 1670 г. Ивану Семёновичу Валуеву было «жаловано имение недвижимое, по наследству потомкам» в окрестностях города Острова — сельцо Жеребцово (в наше время вошедшее в черту города). Здесь его внук Степан Миронович в 1760-х возвёл усадебный дом.


Степан Миронович дослужился до чина генерал-майора и имел редкую по тем временам специальность инженера-картографа (составил, в частности, первую карту Карелии). После отставки он поселился в своём островском доме. Наибольшую известность получил его сын Пётр Степанович, служивший при дворе Екатерины II, Павла I, Александра I. В 1796 г. Павел I пожаловал ему 1000 душ крепостных и звание сенатора. Вскоре Валуев попал в немилость, но Александр I ставит его во главе Дворцового управления в Москве. Пётр Степанович построил в Москве новой здание Оружейной палаты и стал её директором.


У Валуева П.С. было девять детей. Старшая дочь Екатерина Петровна была любимой фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Блестящую карьеру сделал внук Петра Степановича, Пётр Александрович. Он служил во 2-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, был Курляндским губернатором, с апреля 1861 г. назначен министром внутренних дел, затем министром государственных имуществ и председателем комитета министров. В октябре 1881 г. П.А. Валуев получил отставку и занялся литературной деятельностью. В его дневнике, который он вёл всю жизнь, есть такие строки:
«Не вижу правительственного сознания, хотя и вижу правительствование. Мне кажется, что всё-таки по частям всё крушится и рушится, и я бессилен крушению и обрушению ставить преграды». «Чувствуется, что почва зыблется, зданию угрожает падение, но обыватели как будто не замечают этого,— а хозяева смутно чуют недоброе, но скрывают внутреннюю тревогу». Итогом этой тревоги, как можно догадываться, стала Февральская, а затем Октябрьская революции 1917 года. После национализации в усадьбе разместился Детский дом им.Ленина.


С начала 1970-х и по настоящее время усадебный дом располагается на территории Профессионального училища № 11.




Город Остров находился на тракте, соединявшем Петербург с Варшавой и с юго-западными российскими провинциями. Дом Валуевых считался лучшим не только в городе, но и во всей Псковской губернии. Здесь часто останавливались именитые гости. В 1780 г. у Валуевых несколько дней провела Екатерина II, в 1840-х — Николай I. В 1865 г. имение наследовал коллежский секретарь А.А. Валуев. Вскоре на его имущество был наложен арест «за расточительность и беспорядочное управление имениями» — это стало началом краха. Долги росли, средств не хватало на необходимые нужды, поместье стало приходить в упадок, и в 1880-х усадьбу приобретает крупный землевладелец С.М. Неклюдов. Неклюдову принадлежала также усадьба в сельце Родовом, оно же Неклюдово или Покровское, отчёт о котором можно прочесть здесь: «В гостях у Модеста Петровича». Говоря о потомственном дворянине Сергее Михайловиче, следует отметить, что он был гласным Островского уездного земского собрания, членом Государственного Совета от Псковского губернского земского собрания, а также имел звание Почётного гражданина г. Пскова.


В XIX веке дом подвергся переделке. Сохранившийся до наших дней двухэтажный дом-дворец, благодаря своей роскошной архитектурной обработке породил немало слухов. Поговаривали даже, что его строил сам Растрелли (но документальных подтверждений тому нет). Как бы то ни было, от былой пышности почти ничего не осталось: разрушены помпезные портики, исчезли торжественные лестницы, скульптурные и лепные детали можно видеть только на одном торцевом фасаде.


Валуевы не стали сооружать в своем имении храм, а устроили домовую церковь (во имя Богоявления Господня) в доме. Она занимала одну комнату довольно скромных размеров, но высотой в 7 метров, что позволяло наладить хоры для певчих. Иконостас украсили шесть полотен французского художника Друльера. Владельцы, иногда принимавшие у себя знатных гостей и особ царского дома, не жалели средств на отделку интерьеров дворца: здесь можно было видеть китайскую мозаику, изразцовые печи, зеркала, росписи с летящими амурами и развевающимися лентами, позолоченную лепнину. Художественные и резные работы выполняли специально выписанные из Петербурга мастера.


Главный фасад здания, обращённый к реке Великой, имел портик с балконом и лестницей, спускавшейся к реке и украшенной каменными скульптурами сфинксов. На фотографии начала XX века он ещё присутствует.


На сим наш беглый осмотр островских интересностей подошёл к концу. Мы направились далее, в старинное село Велье.


При создании поста использованы следующие источники:
- сайт "Фотографии Прошлого"
- сайт "Псковский мир"
- сайт "Путешествие из Спб в Псков"
- фото "Остров"
- фото "Соборы.ру"
- Памятники архитектуры ПО
- "Прогулки по Острову"

Featured Posts from This Journal

  • Старина Псковского края

    Вторая часть обзорного поста о новогоднем путешествии в Псковской области. В этой части представлены ещё два дня покатушек по…

  • Молочная школа генерала Спиридонова

    Четвёртый день новогоднего путешествия мы провели в окрестностях города Порхова, где уже под вечер посетили имение Вязье, что на берегу реки…

  • Крепость в холодном Изборске

    Побывав в Псковской области, конечно же, нельзя было не посетить одну из главных достопримечательностей здешнего края — Изборскую крепость,…


  • 1
Мост красивый и дом Неклюдовых, жаль ему портик снесли, такой необычный дом

Мост действительно прикольный. Собственно, недаром он был точкой маршрута. Усадебный дом хорош, согласен, но лишь с торца. )

Все остальное срубили и он стал странным

"Срубили" во время Великой отечественной войны. Тогда почти весь город в руины превратился. Хорошо хоть в таком состоянии ещё цела. Впрочем, мы посетили её больше «по пути», нежели специально.

мост - шикарный. Но кот))) Кот еще лучше

Котиков там много было. )
Мост и мне понравился. Правда, приходилось ждать, когда от людишек освободится, чтобы сфотографировать удачно.

Здорово. Красивые и интересные места. Приятно, что мосты в рабочей форме, а иначе видимо через реку не переправишься. Костелу досталось... Получается, он сохранился во время войны и там даже жили, а теперь - совсем руины... Тоже видимо "достижение" последних лет... Спасибо. Всегда интересно читать Ваши очерки.

Там ещё много интересного, но мы всё-таки проездом, посему остальные достопримечательности остались за кадром. В городе помимо этого моста (ныне пешеходного) есть современный (советский) мост. Да, костёл стал никому не нужен. Верно подмечено — ещё одно "достижение" последних лет.
Взаимное спасибо!

Мост впечатлил массивностью. Особенно если учесть небольшой городок и реку. И дом какой обалденный... Был. На фронтоне вроде как грифоны сидели.
История мест захватывающая - много ты фактического материала нарыл)))
В Лухе и Палехе тоже, значит, побывали. Интересно будет почитать о твоих впечатлениях.

Мост меня тоже впечатлил. Только долго приходилось караулить, чтобы заснять его без толпы людей. ) У усадебного дома нынче лишь один фасад красив, тот, где грифоны. Без истории обойтись никак не мог, хотя старался по-минимум, т.к. город известный. Но вот пару фактов осветил малоизвестных (про обрушение моста при крёстном ходе и то, что мост переделан в 1926 г.).
Да, мы всё-таки съездили в путешествие. В ужасно-преужасную погоду. Места хорошие (кроме Луха), но вот фотографии вышли... Придётся посетить их повторно и в лучшее время года.
Спасибо, Марьян, за отзыв!

От был там на экскурсии Усадьбу Валуевых не показали. Дверь открыта. Зашли?

Дверь закрыта. Да там внутри ничего и нет примечательного. Всё было уничтожено во время Второй мировой. А сейчас там заседает что-то учебное (не припомню точно что).

Спасибо за такой серьёзный подход к истории моего родного города.

Рад, что понравилось! Только это далеко не столь серьёзный подход. Были у Вас проездом и посему много интересного осталось за кадром. Так что истории коснулся лишь в общих чертах, больше уделив внимание мосту и усадьбе.

Мостовое покрытие деревянное, требует регулярной своевременной замены, но запускается очень сильно. В этом году два человека провалились.
Движение, само собой, разрешено исключительно пешеходное.
Пару недель назад сам видел дырки в мосту=)

Вот так удивили! Не думал, что настолько оно подвергается износу в наше время. Оно и понятно, если не следить. Надеюсь, люди целы. Хорошо, что нам повезло — не провалились. )

Спасибо, интересные объекты. Надпись на стелле действительно забавная, как будто это секретный город.

В городе были ещё достопримечательности, но наше пребывание там проездом предопределило, что мы не успевали осмотреть их. Надпись — очередной показатель, что всё делается через одно место. Иначе не назвать. Впервые увидели стеллу с подобной информацией. Возможно, администрации хватило денег только на три цифры (сам обелиск, скорее всего, советского периода). )))

Может будет интересно, нашел страничку одного путешественника по северному краю, Карпогоры, Ваймуша и др.: http://vaga-land.livejournal.com/660775.html

вид жеребцовского дома чертовски удручает( Было очень гармонично со всеми этими клумбами, а сейчас стоит просто какая то коробка с кучкой обломков на фасаде.
а где же история как николаша замочил свои пожитки перебираясь через реку? :)

Да практически все объекты удручают в Псковской области. Кроме монастырей и храмов.
Не стал освещать истории Николашки и прочих царей. И без меня про государев пишут везде, а вот насколько это достоверно... Например, государь был там не на самом открытии моста, а позже на месяц, проездом. Я с трудом нашёл инфу, что мост модернизирован был в 1926 г. А ведь везде преподносят так, что мост неизменным дошёл до нас с середины 19 века. Ну, и историю откопал про крёстный ход в Боголюбово. Так и похоронили погибших в ограде того монастыря, к которому они шли.

Впечатляет всё. Дом красив, даже в таком состоянии. Мост - чудо!
Спасибо тебе!Налюбовалась!

Мост действительно примечательный. Спасибо! )

Захватывающе, как всегда! Спасибо!

Взаимное спасибо!
У меня уже новый пост про новое путешествие готов!

  • 1