Previous Entry Share Next Entry
Бал в Розовом зале
deni_spiri


Усадьба Знаменское-Садки - поистине уникальная усадьба. Интерьер Розового зала в Знаменском — один из немногих, уцелевших  от эпохи XVIII столетия. Благодаря высокому художественному достоинству этого зала, усадебный дом приобретает особую ценность. Вот описание этого интерьера: "Розовый зал типичен для зрелого классицизма двусветный, хороших пропорций, с хорами для музыкантов. Зал оформлен парными колоннами коринфского ордера, над антаблементом которых возвышаются украшенные акантами лепные кронштейны, как бы несущие живописный плафон перекрытия зала, поддуги которого расписаны под кессоны. В центральном овальном медальоне плафона изображена колесница бога войны Марса, несущаяся по облачному небу. Убранство зала дополняется прекрасного рисунка дверями, характерными для усадебных интерьеров второй половины ХVIII века."
Именно своим богато-пышным декором стен и потолка, украшенных  росписью и лепниной, поражает здешний дом.



Побывали мы там летом прошлого года, ещё до момента, когда путь туда стал закрыт. Рассказывать, как мы бродили по залам и комнатам с открытыми ртами и свои впечатления не стану. Предоставлю каждому самому испытать эмоции от увиденного.
Поэтому фотографии сего поста сопровожу лишь историей этой удивительной усадьбы.


Изначально на месте усадьбы находилась небольшая деревня, называвшаяся Садки "Верхово тож", располагавшаяся
на высоком берегу реки Битцы. Большую часть XVII века Садками владело семейство Ладыженских: «…была за Леонтием Ладыженским и сыновьями его Обросимом и Евстратием», которые в 1676 г. продали вотчину князю Никите Урусову (боярин, служил воеводой в Новгороде, Киеве, Холмогорах, Архангельске). В 1687-м была сооружена церковь Знамения Богородицы, по которой эта местность получила еще одно название — Знаменское.
При входе мы попадаем в вестибюль с колоннадой.


Парадная лестница  на второй этаж.


А здесь нас встречает самое удивительное и уникальное - Розовый зал.


Расцвет усадьбы приходится на период владения ею князьями Трубецкими. В 1750 г. князь Василий Урусов продаёт вотчину с селом Садки дочери князя И.Ю.Трубецкого - княжне Екатерине Ивановне.


...за 7000 руб. По прошению Екатерины Ивановны "вместо ветхой деревянной Знаменской церкви на другом поблизости месте" была построена каменная церковь "в то же именование" в стиле московского барокко и освящена в 1756 г. В 1760 г.  усадьба переходит к её двоюродному брату — князю Д.Ю. Трубецкому.





В 1766 г. Дмитрий Юрьевич Трубецкой


...полностью унаследовал эту вотчину. Ему и приписывается создание усадебного ансамбля. Центром ансамбля является жилое двухэтажное здание (низ каменный, верх деревянный) с мезонином и подвалом, построенное на месте старого деревянного барского дома в 1780 г. в строгом классическом стиле с выступающим фронтоном и колоннами, опирающимися на арочный портик.



Типичен для зрелого классицизма двусветный, хороших пропорций Розовый зал с хорами для музыкантов. Зал оформлен парными колоннами коринфского ордера, над антаблементом которых возвышаются украшенные акантами лепные кронштейны, как бы несущие живописный плафон перекрытия зала, поддуги которого расписаны под кессоны. В центральном овальном медальоне плафона изображена колесница с бога войны Марса, несущаяся по облачному небу.



Кабинетный рояль Carl Schroder (Карл Шрёдер, Поставщик Двора Его Императорского Величества). Изготовлен фирмой C.M.Schroder в Санкт-Петербурге в 1900-ых.


Убранство зала дополняется прекрасного рисунка дверями, характерными для усадебных интерьеров второй половины ХVIII века.



Семейство Трубецких принадлежало к старинной русской аристократии, славилось своим либерализмом и широкими культурными интересами. Трубецкие - потомки Рюриков, княжеский род из Литвы. Когда устраивались в Знаменском нарядные охоты, происходил съезд гостей из ближних и дальних имений. Залы украшались плошками и фонариками, под звуки крепостного оркестра происходили танцы или ставились шарады и живые картины. Гости задерживались в усадьбе на недели и месяцы. 23 июня 1787 г. Дмитрий Юрьевич Трубецкой принимал в Знаменском возвращавшуюся из поездки в Таврию императрицу Екатерину II и ее внуков - Великих князей Александра и Константина Павловичей. В свите императрицы находился Великий князь Н.С. Волконский и вместе с ней посетил Знаменское. Усадьба князей Трубецких была достаточно обширна.


Поднимаемся на хоры.




В 1850-ых устраивается каскад из трёх прудов. Систему Малых прудов организуют, расположенные между прудами, красивые однопролетные горбатые арочные мостики. В конце 1860-ых напротив дома образуется большой вытянутый пруд. В результате: пруды окружают дом с трех сторон, доступ к которому становится возможным только через мост.



Знаменательно, что свадьба 1822 г. родителей Л.Н. Толстого - графа Николая Ильича Толстого и княжны Марии Николаевны Волконской, приходившейся племянницей владельцам усадьбы, состоялась в усадьбе Знаменское-Садки.



В 1827 г. имение перешло к Николаю Ивановичу Трубецкому


Одно время он служил корнетом Малороссийского кирасирского полка, а затем - лейб-гвардии Конного полка. В 1830 г. он вышел в отставку, женился на графине А.А. Гудови. Н.И. Трубецкой был очень интересным человеком. Воспитанный М.П. Погодиным, он считал себя славянофилом, однако перешел в католичество Он был страстный библиофил. В его библиотеке находилась уникальная книга - единственный экземпляр пушкинской поэмы "Цыганы", напечатанной на пергаменте. Поэт подарил ее С.А. Соболевскому, а тот — Трубецкому.



В период 1830-40 гг.. меняется внешний вид господского дома - исчезает фронтон и колонны на южном портике здания, в результате чего он приобретает изящную романтическую окраску, в псевдоренессансных формах. Возле барского дома с восточной и западной стороны возникают два флигеля, а вдоль ограды служебные постройки. В дальнейшем на месте бывшей деревни Садки появляются хозяйственные постройки - скотный и конный дворы, сооруженные по проекту замечательного русского зодчего М.Д. Быковского в псевдоготическом стиле. За церковью сооружается "Фруктовая оранжерея" - зимний сад.
Покидаем Розовый зал...


...и попадаем в Зелёный.


Николай Иванович Трубецкой единственную дочь выдал за дипломата - князя Николая Алексеевича Орлова


...и в приданое ей отказал имение "Знаменское-Садки". Таким образом, с 1852 г. Трубецкие, оставаясь юридическими хозяевами Знаменского, а фактически передали его зятю. Н.А. Орлов - русский посланник в Берлине, Париже, Брюсселе, большее время проводил с женой за границей, мало уделял внимания усадьбе и не смог удержать ее за собой. Долгая жизнь за границей делала усадьбу не нужной и потому усадьба была продана. В 1865 г. имение перешло к московскому вице-губернатору тайному советнику И.П. Шаблыкину.



в 1876 г. Знаменское имение за 30 тысяч рублей покупает виднейший публицист консервативного толка
Михаил Никифорович Катков


Катков значительно перестроил интерьер дома, но сохранил пышную лепную отделку, стенопись и плафоны двусветного зала, колонного вестибюля и двух гостиных. М.Н. Катков прожил в Знаменском до конца своих дней.


Имение перешло к одному из его сыновей - Подольскому уездному предводителю дворянства А.М. Каткову. Его жена - Мария Владимировна, урожденная княжна Щербатова, организовала в этой подмосковной усадьбе производство, "успешно работавшие отличные домашние сукна, напоминающие кавказские или английские материи". В 1918 г. Катковы были вынуждены спешно покинуть Россию. После революции главный дом усадьбы был передан рабочему кооперативу. Часть предметов из усадьбы была вывезена в Москву Музейным отделом Наркомпроса. Книги - отправлены в Российскую государственную библиотеку. Церковь, закрытая вскоре после революции, начала разрушаться, и 1929-м была разобрана. Флигель рядом с главным домом.



В 1920-х  в конном и скотном дворах находился совхоз, а в основных усадебных постройках детский дом. Затем всю усадьбу занимал сельскохозяйственный техникум с подсобным хозяйством при нём.




С 1959 года находится Научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии. С начала 1970-х годов Институт вирусологии сменила Центральная лаборатория охраны природы Министерства сельского хозяйства СССР.



Со временем лаборотория преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны природы и заповедного дела.



А после осмотра главного дома мы отдохнули в этой уютненькой беседке.



  • 1
Розовый зал -просто фантастика! И освещение бесподобное! Денис, а кто автор проекта дворца и Розового зала? Быковский?

Да, зал потрясный! :)
Быковский служебные проектировал постройки. Про архитектора дворца нигде не упомянуто.

Он похоже после реставрации рассчитан только на дневное освещение, не люстр не крюков для них, не бра, не чего нет.

Да, в это время года там не нафотографируешь Люстр в Розовом изначально похоже не было

Но не могло не быть. и между дверями на проём просто заклеен тканью по идеи там должны были быть камины с обоим торцам зала

Судя по размеру плафона, для люстр места точно нет. Были бра, жирандоли и т.д. Отопление было воздушное, хорошо видны решетки. Камины - не обязательны. И потом в таком зале были бы соразмерны только большие печи

Вы правы на старой фотке, на месте тканей, слегка скругленный не глубокие нишы

Неплохо как всё подмечено!



Кстати, во всём доме ни одной печи не сохранилось.



Edited at 2013-01-22 07:37 pm (UTC)

С погодой нам в тот день однозначно повезло. :)
Андрей, завтра постараюсь прислать Вам весь материал. Т.к. выходной у меня.

Почти наверняка нет. Розовый зал -- типичный (хотя и выдающегося качества) московский классицизм казаковской школы (1780--90-е гг.), тогда как Быковский -- представитель более позднего романтического направления в архитектуре (псевдоготика и т. п.). Что касается перестройки фасада (уничтожение портика и создание скучного псевдоренессансного фасада) -- вполне может быть и Быковский.


Спасибо за уточнение

Великолепный зал, со всеми детальками балконом для оркестра придуманного в виде портика, выполненный отмывкой план усадьбы очень в тему. Спасибо Денис

Очень понравился репортаж. Здорово Вы там поснимали. Жаль только, фотками высокого разрешения не поделились -- интерьер Розового зала стоит того!! Тем более что в Москве не так много интерьеров допожарного классицизма...

Спасибо! Не поделился, потому как загружал на Яндекс в уже меньшем размере.

Нда... во истину Московский отчёт.... Блин просто нет слов..

Московский отчёт? Не понимаю. :)
На мой взгляд, боль-мень достойный отчёт. :)

Я к тому, что таких чудес в наших краях не бывает, только в Московской области и только москвич может так качественно его сделать.

Так и для Москвы это редкость. По сути таких заброшек вообще единицы на Россию.

Я влюблена в розовый зал! прекрасный отчет и фотографии. Сейчас в усадьбе никого? заброшена? и в нее можно попасть?

Благодарю!
Насколько мне известно, ещё летом охрану посадили внутрь дома и попасть стало невозможным. До этого охранялось только снаружи.

Я последний раз был на территории усадьбы в 1994 году. Мне казалось, что уже с 1995 года она была закрыта.

Может так оно и было.

заодно по ссылке прочитала об этой усадьбе, розовый зал просто роскошный! с каким вкусом сделан, до сих пор радует глаз. Сохранять такие особняки надо, это живая история страны.

Ради этого зала и залезли туда. Самое обидное, что розовый зал восстановили ещё советские реставраторы и по всем технологическим правилам — что сейчас уже большая редкость.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account