Previous Entry Share Next Entry
«Костромская слобода»
deni_spiri


Не раз побывав в славном городе Костроме, лишь на десятый нашлось время для посещения одной из главных достопримечательностей не столько города, как всего края, — музея деревянного зодчества под открытым небом, демонстрирующего примеры старинной русской деревянной архитектуры. «Костромская слобода» — архитектурно-этнографический музей-заповедник, раскинувшийся на стрелке рек Волги и Костромы, у стен древнего Ипатьевского монастыря. Ну и конечно же, как только мы собрались в музей, погода нам изменила. Серо-коричневые фасады деревянных домов, пасмурная пелена вместо синего неба и голые ветви деревьев вместо зелени — всё это превратило кадры в невзрачную мешанину. По сему в сегодняшнем посте небольшой эксперимент: для придания большей художественности я увеличил размер фото (надеюсь, у всех "осилит" монитор).



В нашей стране первый музей деревянного зодчества начал создаваться в 1923 г. в селе Коломенском под Москвой. С конца 1940-х экспедиции Академии архитектуры СССР приступили к изучению территории Костромской области, в том числе и попадавшую в зону предстоящего затопления (строительство плотины Горьковской ГЭС). С целью спасения в безопасную городскую черту были перенесены несколько памятников деревянной архитектуры — церковь Спаса-Преображения из села Спас-Вёжи и четыре бани из д. Ведёрки. В 1957 г. их разместили на территории Ипатьевского монастыря. Экспедиции Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской на рубеже 1950–60-х годов обследовали северо-восточные районы в верховьях реки Ветлуги и выявили постройки, ставшие впоследствии экспонатами музея. Открытый официально в 1960 г. Костромской музей деревянного зодчества стал частью большого Объединённого Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».


На последующих этапах развития музея новые объекты были поставлены севернее и южнее монастырских стен. В начале 2000-х Ипатьевский монастырь был передан в ведение РПЦ и музей освободил помещения. Лишь церковь Спаса-Преображения – первый экспонат музея – остался на своём месте, внутри монастыря. Но в 2002 г. в результате пожара уникальный экспонат был утрачен. В настоящее время на всех участках музея расположено около 30 построек, рассмотрим те из них, что в доступе и именуются «Костромской слободой». Первым экспонатом исследуем дом Лоховой, сер. XIX века, перевезённый в 1972 г. из д. Вашкино Чкаловского р-на Нижегородской обл. (бывшего Юрьевецкого уезда Костромской губернии).  Реставрационные работы проведены в 1973-1977 гг.. Дом принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений.


Главный фасад избы имеет строго симметричную композицию с вертикальным прямоугольным окном посередине и двумя горизонтальными окнами по сторонам. Причелины и полотенце на фасаде украшены оригинальной по рисунку накладной резьбой.


Центральное окно обрамлено наличником с широкими досками сверху и снизу, украшенными глухой резьбой с растительными мотивами. Формы наличника и сандрика в его завершении заимствованы из архитектуры классицизма.


Внутри воссоздан интерьер характерного крестьянского жилища. Вдоль стен расположены встроенные лавки. В красном углу устроена божница. В избе и горнице в настоящее время развёрнута экспозиция, посвящённая традициям и обрядам, связанным с воспитанием детей в крестьянских семьях. Здесь можно встретить подвешенную на оцеп (гибкий черёмуховый шест) детскую зыбку (люльку); деревянные, глиняные и тряпичные игрушки; детскую мебель и одежду.


Так же местным экспонатом служит разноцветного окраса задумчивый кот, привезённый из какой-то глубинки костромского края.


Нарушив порядок расположения домов, перейду к наиболее достойным и, без приувеличения, восхитительным экспонатам музея.


Дом Серова, 2-я пол. ХIХ века. Этот большой дом-пятистенок построен в 1873 г. для зажиточного крестьянина-лесопромышленника Андриана Григорьевича Серова. Резьба на фасадах, а также отделка интерьера выполнена знатным в Макарьевском уезде мастером-плотником Емельяном Степановичем Зириновым. Дом перевезён из д. Мытищи Макарьевского р-на, реставрирован в 1979-1983 гг.. Главный фасад разделён выступом переруба на две неравные части — в два и три окна основного этажа.


Чердачное окно в тимпане фронтона имеет глубокую амбразуру, арка которой украшена розетками. Сам проём обрамлён эффектной резной композицией с двумя львами. Под окном помещена рельефная надпись: «ма (т.е. мастер) Емельян Степанов»


Доску под венчающим карнизом занимает фриз глухой резьбы растительного орнамента с мотивами аканта, в который включены фараонки (русалки) и надпись: «1873 ... домъ Ан. Гр. Серова ... года».


Дом объединяет в одном срубе избу и горницу.


Прямоугольные окна оформлены рамочными наличниками, завершенными щипцовыми фронтончиками и сандриками-полочками. Нижняя доска наличника и его венчающие части украшены резными розетками. Окна закрываются двустворчатыми филенчатыми ставнями.


Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу — хлева и кладовые.




Постройка дома и его резные украшения стоили А. Серову немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород.


Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.


В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта XIX века вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма.


Дом Липатова, сер. ХIХ века. Крупный двухэтажный дом — пример представительного крестьянского дома, в котором приёмы и формы народного зодчества сочетаются с элементами городской архитектуры классицизма. Дом сооружён в 1857 г. для зажиточного крестьянина-лесопромышленника Липатова плотницкой артелью Е.С. Зиринова. Перевезён из д. Кобылино (ныне Журавлево) Макарьевского р-на, реставрирован в 1982-1983 гг..


Главный фасад в пять осей окон делится на две неравные части перерубом. Симметрию композиции поддерживает высокий треугольный фронтон с трехчастным окном в центре тимпана.


Очень выразительно окно в тимпане фронтона, три части которого разделены колонками, а в завершении устроена глубокая арочная ниша.


Нарядный растительный орнамент, включающий изображения фараонок (русалок) и львов, покрывает подкарнизный фриз с надписью: «1857 ... Сей домъ М.К. Липатова ... года» и причелины с надписью: «Сей мастер Емельян Степанов Зиринов». Окна обоих этажей с филенчатыми ставнями заключены в рамочные наличники, нижние и верхние доски которых украшены резными розетками.


Боковой фасад, на котором расположен вход с двускатным зонтом.


В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития».


Дом Ципелёвой, сер. ХIХ века. Рубленный «в обло» из сосновых бревён дом представляет собой характерную для Костромского края крестьянскую жилую постройку. Перевезён в 1969 г. из д. Аристиха Шарьинского р-на, где он с давних пор принадлежал крестьянам Ципелёвым. Реставрирован в 1970-1977 гг.. Окна зимней избы имеют наличники с сандриками-полочками. Верхняя доска наличников украшена нарядной резьбой с солярными знаками.


Зимняя изба разделена тесовой перегородкой, не достигающей потолка, на два неравных пространства — кутный угол с русской печью и основное помещение с красным углом. В интерьере воссоздано характерное для зимних изб убранство: полати над входом, припечная доска, встроенные лавки, божница в виде киота с треугольным фронтоном и т.д.


Прямоугольный в плане сильно вытянутый основной объем включает переднюю зимнюю избу-четырёхстенок, сени посередине и летнюю избу-горницу сзади. В настоящее время здесь развёрнута выставка гончарных изделий мастеров Костромской земли. Показаны различные типы посуды: кринки, кашники, подойники, рыльники, водяники, опарницы, корчаги и др. Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды


Дом Тарасова, 1-я пол. ХIХ века. Характерный для северо-восточного региона Костромской губернии образец крестьянского жилища. Комплекс включает «черную» (курную) избу и амбар (житницу). Дом перевезён из д. Мухино Вохомского р-на в 1965 г. Реставрационные работы проведены в 1973-1978 гг..


Рубленый «в обло» из сосновых брёвен жилой дом принадлежит к числу крестьянских изб типа брус. Изба-двойня, состоящая из двух самостоятельных срубов (слева – зимница, справа – горница), мост и двор, поставленные на подклет, расположены на одной оси и под одной двускатной кровлей. Такой тип постройки мы частенько выстречали в заброшенных деревнях Костромской области. По коньку кровли положен охлупень, курицы поддерживают потоки, представляющие собой целые бревна с выдолбленным в них желобом.


На главный фасад выходят три прямоугольных окна: вертикальный проём в центре и два горизонтальных по сторонам. В горнице между «красными окнами» расположено волоковое окно, под которым устроен вход в подклет. Подклет под жилой частью дома использовался для хранения овощей.


Передняя часть дома включает зимницу или «чёрную избу» с печью без дымохода. Здесь находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному». При её топке дым стелился по избе (отсюда и "гарь" на потолке), выходил в двери или вытягивался через отверстие в потолке. Изба экспонируется как свадебная.


В задней половине дома на первом этаже располагается скотный двор. На втором этаже (называемом в костромских деревнях повитью), кроме обширного сеновала, помещаются кладовые для сбруи и домашней утвари.


На сеновал двора поднимается взвоз из бревенчатого наката. Под сенями на лето ставились сани. Увидев позади культовую постройку, поспешили рассмотреть её.


Церковь Ильи Пророка, ХVIII век, конец ХIХ века. Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко: ХVI-ХVIII вв. и даже сер. XIX века. Из документов известно, что в 1653 г. в селе Верхний Березовец (ныне Солигаличского р-на) существовали две деревянные церкви: Никольская с приделом Ильи Пророка и Покровская с приделом Параскевы Пятницы. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к 1-й пол. XVIII века. Не позднее сер. XIX века она подверглась перестройке. Вместо крыльца в западной части церкви в кон. XIX века сооружена двухэтажная паперть и сделаны железные кровли.


В 1970 г. перевезена в музей и реставрирована в 1970-1977 гг., при этом были воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX века.


Дом Чапыгиной, кон. ХIХ – нач. ХХ веков. Рубленый «с остатком» дом — пример простейшего жилища, характерного для бедных крестьян Костромской губернии. Изба перевезена из д. Большое Андрейково Нерехтского р-на. Реставрация проведена в 1980 г. Постройка возведена преимущественно из осиновых брёвен (что не типично для жилых построек Костромского края) и первоначально находилась под соломенной крышей. Фасады дома лишены какого-либо декора.


В доме восстановлен интерьер, характерный для бедной крестьянской семьи. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки и небольшого скотного двора. В экспозиции размешены ткацкий стан, предметы плетения из прута и лыка, пастушьи рожки, характеризующие занятия населения Нерехтского уезда.






Дом Скобёлкина, сер. ХVIII века. Один из старейших сохранившихся в Костромской области деревянных домов, принадлежащий к редкому типу двухрядной постройки. Перевезен из д. Стрельниково Костромского р-на, реставрирован в 1987-1988 гг. Выразительность фасадов жилой избы определяют массивные выступы толстых брёвен и барочные наличники окон основного этажа. Наличники усложнены небольшими ушами, полукруглыми фартуками и фигурными завершениями, украшенными скромной резьбой.


Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов. Дом с подклетом состоит из двух, расположенных параллельно объёмов с самостоятельными двускатными кровлями — избы и двора, срубленных из массивных сосновых брёвен. Является уникальным памятником народной культуры и единственным из сохранившихся в Поволжье по своей древности. В настоящее время он используется для проведения интерактивных программ с юным поколением. Потому внешний вид обезображен проводами, пролегающими по всем фасадам.


Часовня, кон. XVIII – нач. XIX веков. Рубленная из сосновых брусьев «в лапу» постройка принадлежит к типу часовен, некогда распространённому по всему северо-востоку России. Перевезена из д. Большое Токарево Солигаличского р-на в 1969 г., реставрирована в своих первоначальных формах в 1969-1970 гг.. Восьмигранный сруб часовни со всех сторон окружён галереей-«гульбищем». Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды здесь не совершались. Службы проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к большим церковным праздникам, выпадающим на время весенней и осенней распутицы, когда в часовне совершались молебствия, и она на это время заменяла крестьянам церковь (т.к. в соседние деревни было попросту не добраться).


И последним культовым экспонатом мы осмотрим церковь Всемилостливого Спаса, построенной в 1712 году. Перевезена в 1968 г. из с. Фоминского Костромского р-на, реставрационные работы проведены в 1968-1970 гг. Хороший образец храма клетского типа, характерного для Костромского края. Состоит из четырёх «клетей» (объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени).


Стены отёсаны, полы — дощатые. Вдоль стен расположены встроенные лавки с фигурными ножками. Сохранился тябловый иконостас конца ХVIII века с резными царскими вратами. Перед иконостасом устроены клиросы с откидными скамьями, покрытыми резным орнаментом геометрического рисунка.


В середине 1980-х в музее размещена ветряная мельница-шатровка из с. Спас Нерехтского р-на (мы, кстати, были в этом селе), реставрация которой завершилась в 1990 г. Основной объём мельницы с помещениями кладовых и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Позади — мельница без ветряка (крылья-лопасти) на деревянных ножках-сваях.


Изучая описание экспонатов и историю музея, понял, что его научное направление остановилось в начале 2000-х, с выселением из стен монастыря. За последние 25 лет, по моему, не установлено ни одного нового памятника деревяннного зодчества. Из нового — это появление на территории музея стрельбища (аттракцион для туристов и место тренировки любителей лучной стрельбы), едального заведения, сцены и ряда беседок, детской площадки, проката лодок и прочей мишуры. Одним словом, добро пожаловать в развлекательный комплекс на базе научного архитектурно-этнографического музея 1960-70-х годов.

При создании поста использован материал следующих источников:
- энциклопедия "Памятники истории и культуры Костромы"
- оф.сайт музея-заповедника "Костромская Слобода"

Featured Posts from This Journal

  • Музей деревянного зодчества «Василёво»

    Про существование музея деревянного зодчества под открытым небом в пригороде Торжка я знал давно, но отчего-то думал, что там не шибко интересно.…

  • Архитектурно-этнографический музей Семёнково

    Архитектурно-этнографический музей «Семёнково». Основан 14 декабря 1979 года, согласно решению Вологодского областного Совета народных…

  • Витославлицы

    "Если исходить из того, что памятники архитектуры, как и всё культурное наследие, сохраняется не ради самого сохранения, а в определённых…


  • 1
Смотрела затаив дыхание... Спасибо! Я в восхищении от такого уникального комплекса.

Рад, что понравилось. А мне вот не особо. Интересно подобные дома встречать в вымерших деревнях (правда, там они редко столь богаты на внешний декор). Возможно, на восприятие повлияла и плохая погода, и толпы снующих туристов и шастающая туда-сюда охрана и съёмочная группа. Шум да гам, одним словом.
Спасибо!

А что за сооружения перед окнами, небольшие с треугольными надстроечками?

Стилизованные под деревянную застройку фонари-прожектора. Вечером там кругом иллюминация.

Комплекс напомнил наш Малые Корелы (музей под открытым небом, в 30 км. под Архангельском) - избы такие же массивные, да и интерьер схожий, крестьяне одинаково практически везде жили. Но вот такие объемы домой для севера характерны из-за климата. И по цвету какие колоритные старые бревна! столько оттенков холодного и теплого коричневого сочетается, а уж резьба! вот ведь мастера какие были, кружева же делали из дерева!
спасибо за подробный рассказ, с деталями и описаниями, читать и смотреть одно удовольствие.

фото отличного качества.
У меня монитор метр по диагонали (рабочий)), так что фотографии увеличение выдержали и в качестве не потеряли)

"Малые Корелы", "Семенково", "Витославлицы" — всё это замечательные музеи деревянного зодчества. У меня в конце поста даны ссылки на подобные музеи, в которых мы побывали. Мне больше всего понравились Витославлицы.
А вообще, как написал я выше, не впечатлился сим музеем (причины, помешавшие проникнуться, бесспорно, прекрасными памятниками архитектуры, приведены также выше комментарием). Мне нравится такое дремучее встречать в заброшенных деревнях.
Отлично, что фото уместились в монитор. Наверное, если смотреть с ноута, могут возникнуть проблемы. Надо подумать, стоит ли и дальше публиковать в таких габаритах.
Спасибо за комментарий...

Спасибо!
Благодаря "Этномиру" удалось все прочитать и понять без использования словаря. Пусть будет хотя бы и в рамках развлекательного комплекса.
А вот кот... Это точно не кошка? Если таки кот, то он представляет большой интерес еще и для генетиков, редкая окраска для кота!
Вы планируете вернуться туда летом? Хотя и сейчас есть очевидные плюсы, листва не мешает разглядывать строения со стороны.

Согласен, пусть лучше так существует, чем исчезнет, как сотни других музеев за последние десятилетия. Но, знаете, мне больше понравились другие заповедники деревянной архитектуры:
Витославлицы - http://deni-spiri.livejournal.com/48378.html
Семенково - http://deni-spiri.livejournal.com/11546.html
Василёво - http://deni-spiri.livejournal.com/11102.html
Хотелось бы конечно побывать в "Костромской слободе" и летом, но мы, будучи не раз в Костроме в хорошую погоду, не посещали музей именно по причине огромного количества туристов. Слишком много толпы.
Как пишут биологи, "трёхцветные" коты крайне редки в природе. Генетически к трёхцветию предрасположенность именно у кошек. А там кто знает, я не заглядывал! :)
Взаимное спасибо!
P.S. Как Вам размер фотографий, нареканий нет?

Очень все красиво и колоритно, все дома внутри очень уютные (не каких обоев и крашеных потолков) вечером прочитаю подробнее

А мне, Сергей, не приглянулось. Лучше с обоями, но в вымершей деревне. Вот там настоящий колорит. Но я рад, что тебе понравилось. Спасибо!
Многие подробности в описании декора и интерьера я опустил, дабы не перегружать текст научными терминами.

В будний день можно вполне обойтись без толпы туристов. На самом деле ещё лет десять назад музей представлял куда более жалкое зрелище: даже дорожек нормальных не было, а мельница, например, стояла в полуразобранном виде.

Значит нам не везло. Мы пару раз наткнувшись на толпы туристов, оставили затею посетить музей летом. Да не мудрено, что после 2000-х было жалкое зрелище. Вряд ли было где-то лучше. Времена такие. Ну, а дорожки, прожектора и др. это уже веяния нового времени. Уверен, всё это появилось бы так или иначе. Просто в 1970-80-е гг. музей ещё рос как научный культцентр. Теперь на перенос и реставрацию памятников средств нет, так хоть дорожки настелили — и то хорошо. :)
Читал, что со временем наиболее ранние экспонаты (1960-е) разбирались в середине 1990-х на реконструкцию. Думаю, это относится и к полуразобранной мельнице, что Вы видели.

Читаю с ноута, фото норм. Тоже с удовольствием разглядываю резьбу и внутри домов тоже очень интересно! Спасибо за рассказ!

Отлично! Следующий пост сделаю тоже в большом размере.
Рад, что понравилось. :)
Взаимное спасибо!

Дом Серова - изумительный. Резьба - прекрасная, произведение искусства.

Бесспорно! Недаром его решили сохранить и поместили в музей.
Мне ещё дом Липатова очень понравился.

Уважаемый Денис, можно взять 2-3 снимка у Вас?
Разумеется, со ссылками на Ваш Журнал.
Ваши снимки - лучшее, что я видела по Костромскому краю.
Мои предки из деревни Веригино Буйского уезда, в приходе села Молвитина (той самой Воскресенской церкви). Хочу сделать постик о них. А мои фотографии пропали, увы...

Со ссылкой на мой журнал, безусловно, можно.
Рад, что Вам понравились фотографии. Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account