Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Category:

В джунглях Нижегородского Поволжья



Совершенно случайно обнаружил, что мною не был опубликован материал по целому пласту заброшенных церквей, посещённых нами ещё четыре года назад. Собственно, в моём журнале не шибко представлен период ранних путешествий (2009-2011 гг.), поскольку тогда мы только входили во вкус поездок и по большей части они были ограничены интересом лишь к пионерлагерям и церквям (усадьбы, а также историческая застройка городов и деревень появились позже). К тому же снимал я тогда на "мыльницу" и качество определённо оставляло желать лучшего, да и простора для творчества особо не было. Тем не менее я решил исправить хоть одну из многих неопубликованных позиций тех лет и сегодня представлю отчёт о путешествии по Нижегородскому Поволжью.



Маршрут в тот день пролёг вдоль левого берега Волги, от Нижнего Новгорода до Городца. Почти что все посещённые церкви находились в Городецком районе. Основан Городец, он же Городец Радилов, был в 1152-57 гг. Юрием Долгоруким, как крепость для защиты Северо-Восточной Руси от набегов волжско-камских булгар. По одной из легенд, здесь по дороге из Орды скончался Александр Невский. В XIX веке Городец был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село (с 1922 г. — город). Первым мы посетили деревянную церковь Вознесения Господня, построенную в 1703 г. в селе Зарубино (верх.фото). В декоре фасадов церкви черты барокко соседствуют с деталями, восходящими к русскому зодчеству XVII века.

Увы, объектив "мыльницы" не располагал возможностями для объёмных ракурсов и "захват" пространства был настолько мал, что запрятавшиеся среди зарослей деревьев и кладбищенских крестов церкви можно было фотографировать лишь вертикально. Что ещё раз подтвердило правильность выбора последующего фотоаппарата с широкоугольным объективом (в условиях джунглей и тесноты маленьких церквушек "ширик" незаменим). А по сему, из-за большинства вертикальных кадров, в данном посте решил сместить расположение фото, сделав их по центру, чтобы хоть как-то компенсировать скудность и однообразие ракурсов.


Скорее всего, в XIX веке детали наружного декора были расписаны разноцветными красками. С южной стороны фасад выцвел...

...а вот с северной ещё можно различить цветовую гамму.

Крыльцо тоже имело когда-то красочную палитру, а также и козырёк, ныне отсутствующий.


Интерьер церкви практически полностью утрачен. Лишь фрагментарно сохранилась настенная и купольная живопись.



Уже тогда храм рассыпался на глазах, каково его нынешнее состояние представить сложно. Меж тем покидаем опустевшую деревянную коробочку.

Взамен обветшавшей старой деревянной колокольни в конце XIX века выстроена новая каменная, в русском стиле.


Следующим в нашем маршруте стало село Кирюшино, а точнее храм Параскевы Пятницы, расположенный на территории сельского кладбища. В XVIII веке в Кирюшино стояли две деревянные церкви — тёплая Христорождественская, построенная в 1787 г., и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, 1762 года. Обе церкви к 1887 г. обветшали и через год была заложена новая. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей», одним из которых был купец Бугров, о чём свидетельствует полустёршаяся надпись на паперти. Окончена строительством кирпичная в псевдорусском стиле Пятницкая церковь была в 1897 году. Неоштукатуренные стены сохранили следы побелки. Когда-то храм, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами.


Внутрь попасть не удалось. На металлических дверях висит могучий чугунный замок года освящения главного престола церкви — 1898.

Церковь и прилегаю­щее к ней кладбище обнесены каменной оградой, на воротах которой восседает чёрная птица.

Следующим, опять же расположенном на кладбище, стал Казанский храм в селе Воронино.
Перед нами за деревьями спряталась большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, 1852 года постройки.


Наиболее выразительно выглядит шатровая колокольня.


На 1628 г. село Воронино называлось Макарьевское и было приписано к «государеву двору». Первый деревянный храм был во имя преп. Макария Желтоводского. В 1635 г. здесь числились два священника Иоаким и Никифор, а также псаломщик Мишка Кувардин. Когда было переименовано село не известно, но в 1800 г. уже имело название Воронин погост. Предположительно, Макарьевская церковь сгорела. А новый каменный храм был освящён уже в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Оштукатуренные стены в своё время были побелены.

С трудом удаётся вырвать у зарослей фрагмент фасада.

Потому в основном я уделил внимание деталям.



И здесь деревянный навес крыльца утрачен.


Меж тем заходим внутрь, где из примечательного только вот эти весьма простенькие хоры.


Но главный сюрприз, настоящий при чём, ждал нас в трапезной.


Кровля давно уж обрушилась и внутри плодовито разрослись зелёные джунгли, придававшие месту особый колорит.

И вот, что нас удивило — то был первый и последний раз, когда мы увидели расписные деревянные столбы.

Лики Святых взирают на всяк входящего с двух на то время ещё сохранившихся колонн.

Бесспорно, уникальная находка. Жаль, что к настоящему времени, скорее всего, утраченная.

Главной целью поездки в Городецкий район был храмовый комплекс села Худяково с его двумя старинными деревянными храмами, в одном из которых уцелела удивительной сохранности и насыщенности роспись. Отчёт об этой замечательной живописи у меня опубликован был три года назад, вот в этом посте.


Давая ссылку на пост, понял, что о второй церкви отчёт так и не написал. Потому представлю сегодня. Рядышком с Троицкой церковью (верх.фото) находится Покровская церковь, 1779 года. Хорошо, что все эти, спрятавшиеся среди кустарников и молодой поросли, храмы посещали мы весною, ибо летом, по определению, постройки не заснять — настолько плотно древние памятники обступили лесные заросли. Внешне храм представляет из себя довольно-таки безликую коробочку.


Внутри так же без изысков и слишком уж аварийно опасно.


Опосля Худяково заехали в село Николо-Погост. Там опять наткнулись на кладбище...


...где расположена Скорбященская церковь, 1814 года. Но она столь не примечательна, что даже не стану представлять в своём отчёте. Лишь покажу одну из немногих уцелевших композиций интерьерной храмовой живописи (ниж.фото). Кроме Скорбященской церкви в Николо-Погосте расположен храмовый комплекс Владимирской и Преображенской церквей, но они отреставрированы и на тот момент не представляли для нас интереса.


Крайней точкой маршрута стала деревянная церковь в Богомолово, расположенная в 15 км от Городца и 75 км от Нижнего Новгорода.
Отчёт о памятнике деревянного зодчества — Никольском храме — представлен был у меня ещё три года назад здесь.

На обратном пути заприметили шатровую колокольню и шатровое венчание Рождественской церкви в селе Ступино.
Церковь Рождества Пр. Богородицы была построена в 1857-1867 гг..

И этот храм настолько плотно заслонили деревья, что с "мыльницей" можно было делать лишь вертикальные кадры.

Впечатляет мощный западный вход, как и весь объём храма выполненный в русском стиле.

Декор бокового входа также выдержан в русско-византийском стиле.

Интерьер утрачен тут полноcтью.

За исключением нескольких плохо сохранившихся фрагментов храмовой живописи.

Наибольший интерес в Ступино представлен изобилием старинных надгробий и памятных крестов: «Подъ симъ крестомъ покоится прахъ священника села Ступино Iоанна Соловьёва. Священнослуженiя его было 49 лет, всего житiя 62 года. Скончался 1882 года октября 22 дня и жены его Ольги Романовны житiя ея было 40 лет».

Фрагмент оформления одного из надгробных постаментов.

Рассказывая недавно про здешнее захоронение с душещипательной историей, я и вспомнил, что отчёт по этой поездке так и не был написан. Перед нами как раз та самая печальная надпись, повествующая об одновременной кончине молодой мамы и её маленького сына: «Подъ симъ крестомъ погребено тело рабы божией Елены Андреевны Числавской, скончавшейся 20 iюня 1905 года. житiя ея было 22 г. и 25 дней. Здесь же покоится сынъ ея Николай. Скончался 20 iю: 1905 года, житiя его было 1 м. и 20 дней». А это эпитафия, опубликованная в нижегородском некрологе: «Прости, любезная супруга. Почто оставила ты друга и дочь полутора ты лет и божий вольный свет. Иду незнаемый я путь, иду меж страха и надежды. Мой взор угас, остыла грудь, не внемлет слух, сомкнуты очи. Лежу безгласна, недвижима. Не слышу вашего рыданья и от кадила синий дым не мне струит благоуханье. Но вечным сном покоя сплю. Моя любовь не угасает и обо всех я вас молю, пусть каждый за меня взывает»

Запомнилось сразу несколько фамильных захоронений. Целый род упокился на местном кладбище: Иван Флегонтович Кузьмичёв (скон. в 27 лет, 1901 г.), Андрей Арефьевич Кузмичёв (скон. в 52 года, 1912 г.), Анастасия Ивановна Кузмичёва (скон. в 28 лет, 1888 г.) и Наталья Наумовна Кузьмичёва (скон. в 69 лет, 1912 г.). Долго искал кем же были эти Куз(ь)мичёвы и совершенно случайно, изучая становление валяльного промысла (изготовление валенок да сапог) в данном крае, выяснил, что в сер. XIX века в трёх верстах от Ступино, в деревне Першино, братьями Кузмичёвыми была открыта сапоговаляльная фабрика. В дальнейшем Кузмичёвы, наряду с более известным родом Смирновых, стали нижегородскими предпринимателями. Жаль, что память о них практически исчезла.

После Ступино мы перебазировались в Борский район. Бор — город на левом берегу Волги напротив Нижнего Новгорода. Известен как торгово-кустарное село с XIV века (с 1938 г. — город). А оказались мы в деревне Линдо-Пустынь, где расположена церковь Жён Мироносиц. Первый деревянный храм в селе упоминается под 1654 г., по ветхости которого в 1772 г. был возведён новый, так же из дерева. Каменный храм в русском стиле был выстроен в 1852 г. на средства нижегородского купца Митрофана Никаноровича Смирнова (как я предполагаю).

Шатровая колокольня — типичный представитель архитектурного воплощения звонниц этого края.

В 1827 г. Митрофан Смирнов основал валяльную фаб­рику в селе Неклюдово (в 5 верстах от Линдо-Пустыни). Впоследствии торговый дом «Митрофан Смирнов с сыновьями» — являлся самой крупной фирмой по продаже валенок на Всероссийской ежегодной Нижегородской ярмарке. Продукция его фабрики неоднократно демонстрировалась на Российских и международных выставках и отмечалась золотыми и серебряными медалями.


Словно терем Древней Руси выглядит фасад этой цекрви.

И крыльцо под стать входу в древнерусские палаты.

Из интерьера ничего интересного, лишь частично сохранилась плохо читаемая роспись.


Из примечательного я бы отметил, что здесь был найден очередной экземпляр для моей коллекции — кирпич с клеймом «ЗГБ», идентифицировать который, к сожалению, не удалось. Найти в нижегородском селе клеймённый кирпич большая удача.


На этом исследования церковных достопримечательностей левобережья Волги подошли к концу.

При создании поста использован материал сайта "Городец Православный"
Tags: 2012, Нижегородская область, деревянное зодчество, заброшенные храмы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Галибиха и Успенское на Ветлуге

    Продолжая тему деревянного зодчества Поветлужья, в этом посте я расскажу ещё о двух усадьбах, расположившихся на берегах реки Ветлуги. Первая…

  • В Богомолово

    Есть в Городецком крае село с необычным названием - Богомолово. А в селе том церковь стоит деревянная. Стоит она заброшенная и всеми забытая,…

  • Храмовая живопись в Худяково

    В Нижегородской глубинке спряталось село Худяково. В ближайшем лесу которого, в свою очередь, прячутся два деревянных храма. Внешне обе церкви…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments