Previous Entry Share Next Entry
В джунглях Нижегородского Поволжья
deni_spiri


Совершенно случайно обнаружил, что мною не был опубликован материал по целому пласту заброшенных церквей, посещённых нами ещё четыре года назад. Собственно, в моём журнале не шибко представлен период ранних путешествий (2009-2011 гг.), поскольку тогда мы только входили во вкус поездок и по большей части они были ограничены интересом лишь к пионерлагерям и церквям (усадьбы, а также историческая застройка городов и деревень появились позже). К тому же снимал я тогда на "мыльницу" и качество определённо оставляло желать лучшего, да и простора для творчества особо не было. Тем не менее я решил исправить хоть одну из многих неопубликованных позиций тех лет и сегодня представлю отчёт о путешествии по Нижегородскому Поволжью.



Маршрут в тот день пролёг вдоль левого берега Волги, от Нижнего Новгорода до Городца. Почти что все посещённые церкви находились в Городецком районе. Основан Городец, он же Городец Радилов, был в 1152-57 гг. Юрием Долгоруким, как крепость для защиты Северо-Восточной Руси от набегов волжско-камских булгар. По одной из легенд, здесь по дороге из Орды скончался Александр Невский. В XIX веке Городец был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село (с 1922 г. — город). Первым мы посетили деревянную церковь Вознесения Господня, построенную в 1703 г. в селе Зарубино (верх.фото). В декоре фасадов церкви черты барокко соседствуют с деталями, восходящими к русскому зодчеству XVII века.

Увы, объектив "мыльницы" не располагал возможностями для объёмных ракурсов и "захват" пространства был настолько мал, что запрятавшиеся среди зарослей деревьев и кладбищенских крестов церкви можно было фотографировать лишь вертикально. Что ещё раз подтвердило правильность выбора последующего фотоаппарата с широкоугольным объективом (в условиях джунглей и тесноты маленьких церквушек "ширик" незаменим). А по сему, из-за большинства вертикальных кадров, в данном посте решил сместить расположение фото, сделав их по центру, чтобы хоть как-то компенсировать скудность и однообразие ракурсов.


Скорее всего, в XIX веке детали наружного декора были расписаны разноцветными красками. С южной стороны фасад выцвел...

...а вот с северной ещё можно различить цветовую гамму.

Крыльцо тоже имело когда-то красочную палитру, а также и козырёк, ныне отсутствующий.


Интерьер церкви практически полностью утрачен. Лишь фрагментарно сохранилась настенная и купольная живопись.



Уже тогда храм рассыпался на глазах, каково его нынешнее состояние представить сложно. Меж тем покидаем опустевшую деревянную коробочку.

Взамен обветшавшей старой деревянной колокольни в конце XIX века выстроена новая каменная, в русском стиле.


Следующим в нашем маршруте стало село Кирюшино, а точнее храм Параскевы Пятницы, расположенный на территории сельского кладбища. В XVIII веке в Кирюшино стояли две деревянные церкви — тёплая Христорождественская, построенная в 1787 г., и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, 1762 года. Обе церкви к 1887 г. обветшали и через год была заложена новая. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей», одним из которых был купец Бугров, о чём свидетельствует полустёршаяся надпись на паперти. Окончена строительством кирпичная в псевдорусском стиле Пятницкая церковь была в 1897 году. Неоштукатуренные стены сохранили следы побелки. Когда-то храм, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами.


Внутрь попасть не удалось. На металлических дверях висит могучий чугунный замок года освящения главного престола церкви — 1898.

Церковь и прилегаю­щее к ней кладбище обнесены каменной оградой, на воротах которой восседает чёрная птица.

Следующим, опять же расположенном на кладбище, стал Казанский храм в селе Воронино.
Перед нами за деревьями спряталась большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, 1852 года постройки.


Наиболее выразительно выглядит шатровая колокольня.


На 1628 г. село Воронино называлось Макарьевское и было приписано к «государеву двору». Первый деревянный храм был во имя преп. Макария Желтоводского. В 1635 г. здесь числились два священника Иоаким и Никифор, а также псаломщик Мишка Кувардин. Когда было переименовано село не известно, но в 1800 г. уже имело название Воронин погост. Предположительно, Макарьевская церковь сгорела. А новый каменный храм был освящён уже в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Оштукатуренные стены в своё время были побелены.

С трудом удаётся вырвать у зарослей фрагмент фасада.

Потому в основном я уделил внимание деталям.



И здесь деревянный навес крыльца утрачен.


Меж тем заходим внутрь, где из примечательного только вот эти весьма простенькие хоры.


Но главный сюрприз, настоящий при чём, ждал нас в трапезной.


Кровля давно уж обрушилась и внутри плодовито разрослись зелёные джунгли, придававшие месту особый колорит.

И вот, что нас удивило — то был первый и последний раз, когда мы увидели расписные деревянные столбы.

Лики Святых взирают на всяк входящего с двух на то время ещё сохранившихся колонн.

Бесспорно, уникальная находка. Жаль, что к настоящему времени, скорее всего, утраченная.

Главной целью поездки в Городецкий район был храмовый комплекс села Худяково с его двумя старинными деревянными храмами, в одном из которых уцелела удивительной сохранности и насыщенности роспись. Отчёт об этой замечательной живописи у меня опубликован был три года назад, вот в этом посте.


Давая ссылку на пост, понял, что о второй церкви отчёт так и не написал. Потому представлю сегодня. Рядышком с Троицкой церковью (верх.фото) находится Покровская церковь, 1779 года. Хорошо, что все эти, спрятавшиеся среди кустарников и молодой поросли, храмы посещали мы весною, ибо летом, по определению, постройки не заснять — настолько плотно древние памятники обступили лесные заросли. Внешне храм представляет из себя довольно-таки безликую коробочку.


Внутри так же без изысков и слишком уж аварийно опасно.


Опосля Худяково заехали в село Николо-Погост. Там опять наткнулись на кладбище...


...где расположена Скорбященская церковь, 1814 года. Но она столь не примечательна, что даже не стану представлять в своём отчёте. Лишь покажу одну из немногих уцелевших композиций интерьерной храмовой живописи (ниж.фото). Кроме Скорбященской церкви в Николо-Погосте расположен храмовый комплекс Владимирской и Преображенской церквей, но они отреставрированы и на тот момент не представляли для нас интереса.


Крайней точкой маршрута стала деревянная церковь в Богомолово, расположенная в 15 км от Городца и 75 км от Нижнего Новгорода.
Отчёт о памятнике деревянного зодчества — Никольском храме — представлен был у меня ещё три года назад здесь.

На обратном пути заприметили шатровую колокольню и шатровое венчание Рождественской церкви в селе Ступино.
Церковь Рождества Пр. Богородицы была построена в 1857-1867 гг..

И этот храм настолько плотно заслонили деревья, что с "мыльницей" можно было делать лишь вертикальные кадры.

Впечатляет мощный западный вход, как и весь объём храма выполненный в русском стиле.

Декор бокового входа также выдержан в русско-византийском стиле.

Интерьер утрачен тут полноcтью.

За исключением нескольких плохо сохранившихся фрагментов храмовой живописи.

Наибольший интерес в Ступино представлен изобилием старинных надгробий и памятных крестов: «Подъ симъ крестомъ покоится прахъ священника села Ступино Iоанна Соловьёва. Священнослуженiя его было 49 лет, всего житiя 62 года. Скончался 1882 года октября 22 дня и жены его Ольги Романовны житiя ея было 40 лет».

Фрагмент оформления одного из надгробных постаментов.

Рассказывая недавно про здешнее захоронение с душещипательной историей, я и вспомнил, что отчёт по этой поездке так и не был написан. Перед нами как раз та самая печальная надпись, повествующая об одновременной кончине молодой мамы и её маленького сына: «Подъ симъ крестомъ погребено тело рабы божией Елены Андреевны Числавской, скончавшейся 20 iюня 1905 года. житiя ея было 22 г. и 25 дней. Здесь же покоится сынъ ея Николай. Скончался 20 iю: 1905 года, житiя его было 1 м. и 20 дней». А это эпитафия, опубликованная в нижегородском некрологе: «Прости, любезная супруга. Почто оставила ты друга и дочь полутора ты лет и божий вольный свет. Иду незнаемый я путь, иду меж страха и надежды. Мой взор угас, остыла грудь, не внемлет слух, сомкнуты очи. Лежу безгласна, недвижима. Не слышу вашего рыданья и от кадила синий дым не мне струит благоуханье. Но вечным сном покоя сплю. Моя любовь не угасает и обо всех я вас молю, пусть каждый за меня взывает»

Запомнилось сразу несколько фамильных захоронений. Целый род упокился на местном кладбище: Иван Флегонтович Кузьмичёв (скон. в 27 лет, 1901 г.), Андрей Арефьевич Кузмичёв (скон. в 52 года, 1912 г.), Анастасия Ивановна Кузмичёва (скон. в 28 лет, 1888 г.) и Наталья Наумовна Кузьмичёва (скон. в 69 лет, 1912 г.). Долго искал кем же были эти Куз(ь)мичёвы и совершенно случайно, изучая становление валяльного промысла (изготовление валенок да сапог) в данном крае, выяснил, что в сер. XIX века в трёх верстах от Ступино, в деревне Першино, братьями Кузмичёвыми была открыта сапоговаляльная фабрика. В дальнейшем Кузмичёвы, наряду с более известным родом Смирновых, стали нижегородскими предпринимателями. Жаль, что память о них практически исчезла.

После Ступино мы перебазировались в Борский район. Бор — город на левом берегу Волги напротив Нижнего Новгорода. Известен как торгово-кустарное село с XIV века (с 1938 г. — город). А оказались мы в деревне Линдо-Пустынь, где расположена церковь Жён Мироносиц. Первый деревянный храм в селе упоминается под 1654 г., по ветхости которого в 1772 г. был возведён новый, так же из дерева. Каменный храм в русском стиле был выстроен в 1852 г. на средства нижегородского купца Митрофана Никаноровича Смирнова (как я предполагаю).

Шатровая колокольня — типичный представитель архитектурного воплощения звонниц этого края.

В 1827 г. Митрофан Смирнов основал валяльную фаб­рику в селе Неклюдово (в 5 верстах от Линдо-Пустыни). Впоследствии торговый дом «Митрофан Смирнов с сыновьями» — являлся самой крупной фирмой по продаже валенок на Всероссийской ежегодной Нижегородской ярмарке. Продукция его фабрики неоднократно демонстрировалась на Российских и международных выставках и отмечалась золотыми и серебряными медалями.


Словно терем Древней Руси выглядит фасад этой цекрви.

И крыльцо под стать входу в древнерусские палаты.

Из интерьера ничего интересного, лишь частично сохранилась плохо читаемая роспись.


Из примечательного я бы отметил, что здесь был найден очередной экземпляр для моей коллекции — кирпич с клеймом «ЗГБ», идентифицировать который, к сожалению, не удалось. Найти в нижегородском селе клеймённый кирпич большая удача.


На этом исследования церковных достопримечательностей левобережья Волги подошли к концу.

При создании поста использован материал сайта "Городец Православный"

Featured Posts from This Journal

  • В Богомолово

    Есть в Городецком крае село с необычным названием - Богомолово. А в селе том церковь стоит деревянная. Стоит она заброшенная и всеми забытая,…

  • Галибиха и Успенское на Ветлуге

    Продолжая тему деревянного зодчества Поветлужья, в этом посте я расскажу ещё о двух усадьбах, расположившихся на берегах реки Ветлуги. Первая…

  • Храмовая живопись в Худяково

    В Нижегородской глубинке спряталось село Худяково. В ближайшем лесу которого, в свою очередь, прячутся два деревянных храма. Внешне обе церкви…


  • 1
церкви потрясающие были, особенно деревянные, такой декор и размеры, а нынче там можно "Вия" снимать))
действительно, джунгли, все заросло и руины выглядят как строчки "потухшая звезда ушедших поколений" в песне Шевчука.
Кладбища при таких церквях интересны, я люблю рассматривать памятники, да и атмосфера на таких погостах не столь удручающа, как на современных, где горе еще в воздухе чувствуется. У меня было несколько постов про старые кладбища, если не снесла, могу найти.
Вот интересно, у тебя уже наверное, внушительная коллекция кирпичей собралась! Помню, ты как-то отдельный пост про них писал? Необычное увлечение)
Спасибо за рассказ и фото.

Ну, средненькие так по архитектуре, я скажу. Не считая деревянных. Тут уже они сами по себе раритет и, как бы не выглядели, всё равно достойны внимания. "Вия" у нас можно почти в любом уголке страны снимать. Но наиболее подходящий храм для сего персонажа был здесь


Кладбища, кстати, в том районе почти все оказались колоритными. Жаль тогда не был ещё увлечён этой тематикой и почти их не засняли, хотя, помнится, дивились их старине и красоте. Поищи, что там у тебя за кладбищенская подборка. :)
Коллекция моя ценна не количеством, а качеством, т.е. редкими экземплярами. Потому как в Ленинградской области этих кирпичей "ж...й жуй". Мы же находили, порою, один на весь район, где-нибудь в Костромской, Вологодской областях. Но, надо признать, со временем я остыл и годик назад подчистил коллекцию, с несколько десятков (совсем скверной сохранности) выбросил.

ох ты ж, ну и интерьер!!! что-то инфернальное! класс!
мое увлечение бродить по старым кладбищам и фоткать памятники семья не разделяет, увы! поэтому вырваться редко удается, ггг.
Нашла один пост, но он про остров в основном, хотя интересные фото надгробий есть.
http://mar-mi.livejournal.com/93838.html

Мы этом селе (Еськи) дважды были. Там потрясающие оба храма, особенно роспись в одном из них. Вот ссылка, если Марьяна пропустила:
http://deni-spiri.livejournal.com/16563.html
http://deni-spiri.livejournal.com/57679.html
Понимаю, увлечение старинными надгробиями это вам не котиков фотать. )
Сейчас загляну в твой пост.

не видела, скорее всего, гляну, спасибо!

Очень интересно.

Спасибо! Но это лёгкий пост, без краеведения и архитектурных изысков. То, что мы исследовали в 2012 году, сейчас вряд ли бы удостоили вниманием. Всё-таки храмы, по сути, простые. Но не мог не засвидетельствовать, потому быстренько сварганил пост, где, не вдаваясь в историю, охватил с десяток церквей за раз. )

Деревянные храмы очень милые

Тот, что первый — да. В остальном все они средней интересности. Но для 2012 года было ещё актуально.

Какая великолепная штукатурка на фасаде, вырванном из джунглей.


Мне кажется, что когда со временем со стен смыло побелку, они даже оригинальнее стали выглядеть, включая эту серую штукатурку. :)

Вот здорово, пока читал новые два отчета, появился третий :). Да... жаль, такая красота была... Спасибо за Ваши труды, так интересно читать ... Однако современное состояние всего вместе... Увы, и школьная и медицинская и прочая оптимизация привела к тому что есть... Цифры кричат.. Так хочется надеяться на лучшее...но не всегда получается. Еще раз спасибо. P.S. В предыдущем рассказе наверное вкралась опечатка Чичагов-Чиганов. Вроде бы по контексту просится одинаковая фамилия...

Сегодня появился уже третий. Особо краеведения искать не пришлось, потому быстро и смог написать. Рад, что читается легко и интересно. Стараемся. :)
Да уж, современное состояние... Повторюсь, это мы ещё не фотографировали сотни заброшенных заводов, фабрик, колхозов и проч.
Опечатку исправил.
Спасибо!

какая красота, глаза разбегаются) Но замок на двери отчего-то больше всего впечатлил.

А по мне всё простенькое здесь, но для 2012 года было актуально.:)
Вот Вам подборка нескольких могущих нижегородских замков (в конце поста)
http://deni-spiri.livejournal.com/32495.html
Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account