Previous Entry Share Next Entry
Мольская волость
deni_spiri


Ещё в самом начале лета мы повторно посетили вологодский край, а именно так понравившиеся нам в прошлый раз колоритные деревни с исторической застройкой и величественные местные храмы. Сегодня, в продолжение рассказа о том путешествии, я поведаю об одной покинутой жителями деревеньке с домами, стилистически характерными для крестьянского жилища Русского Севера, конца XIX века. А на краю бывшего села мы осмотрим массивные руины заброшенной церкви, больше напоминающие некую крепость, чем культовую постройку.



Итак, выехав из Нутренского улусца (на вернем фото) и двигаясь в сторону Вологды, до которой было 130 км, через №-ое количество времени мы пересекаем границу современного Сокольского района и оказываемся на территории бывшей Мольской волости Тотемского уезда. Там, неспешно передвигаясь по ухабистым дорогам, среди густых зелёных зарослей случайно заприметили крыши приземистых, как нам показалось, сельских избушек. Лишь подойдя вплотную, мы поняли, что это не дома приземистые (они-то как раз все на подклете стоят), а трава с метра полтора высотою.


Первый дом, типичный представитель сельской избы Русского Севера, оказался жилым. Впрочем последнего обитателя этой деревни мы не застали. Жаль. Было бы о чём поспрашивать. А наша так легко начавшаяся прогулка по скошенной траве оборвалась сразу же за поворотом — буйная растительность, почувствовав волю, не только скрыла под собою деревенские улочки, но и вплотную обступила каждый дом, тем самым сильно затруднив передвижение.


И где же мы? Как выяснилось позже, оказались мы в бывшем сельце Покровском, что на реке Моле, впервые упоминаемом в 1623 г. (в письменном виде). Вновь неведомая дорожка занесла нас в русскую деревню, насчитывающую почти что четырёхвековую историю. Увы, и сия вологодская деревенька разделила участь тысяч других таких же, вымерших за последнюю четверть века, деревень.


Из писцовой книги (1623 г.) известно, что уже тогда в селе была деревянная церковь, «двор попа, да 4 кельи и 7 дворов крестьянских». Многолюдностью поселения в то время не отличались и, как я рассказывал в предыдущих отчётах, здесь также был куст из трёх-четырёх десятков деревень, расположившихся вдоль рек Лаповицы и Комовильницы, Долгуш и Корбыш. Большинство из рек в наше время настолько обмельчали, что их или вовсе не заметишь или примешь за ручеёк. Ну, а наше село раскинулось вдоль берега реки Молы, давшей название волости. Кстати, первое упоминание о реке Моле встречается в жалованной грамоте 1541 г. Гидроним имеет несколько трактовок, но наиболее вероятная версия связана с финским malo — «край, бок, берег» или карельским «низкая вода». Как известно, здешние земли до прихода сюда в X-XI вв. славян населяли угро-финские племена.


Мы тем временем передвигаемся по деревенской улице, полностью поглощённой зарослями различных соцветий. И, как обычно в таких местах, с учащённым сердцебиением: у меня от восторга, у Кати — от страха. Ибо в исчезающих старинных поселениях всегда своя непередаваемая атмосфера, ради которой, собственно, мы и посещаем заброшенные места. А не ради монеток и антиквариата.


Казалось бы отчего и чему здесь восторгаться? Все эти хоть внешне и простые, но в тоже время суровые, ещё крепкие избы; со всех сторон подступившие "лесные джунгли"; тишина и ощущение ушедших веков, а вместе с ними и жизни — всё это создаёт особый и незабываемый колорит. А когда подует Стрибог (славянский бог ветра) и нагонит Перуновы тучи,то бесчисленное количество мурашек пробегают по всему телу. Вдвоём с трусливой Катей — что больше может заставить мандражировать в таком месте да под грохочущим небесводом. Особенно, когда заходишь внутрь умерших домов.


Ещё один представитель крестьянской избы Русского Севера — дом-пятистенок на высоком подклете. Подклет делался для облегчения доступа в избу во время зимы, когда на улице лежит толстым слоем снег и во дворе набираются груды навоза. К тому же подклет использовался как помещение для склада различного не шибко ценного имущества, для хранения продуктов и, наконец, для мелкого скота.


А вот и долгожданные Перуновы тучи, набежавшие для придания более острых ощущений.


Дверка, ведущая в хлев.


Ещё один примечательный дом северного типа — изба-пятистенка и изба-зимовка, расположенная на первом этаже с могучей печью. Кстати, это оказался единственный в деревне дом с резьбой на угловых лопатках и карнизе. Здесь также хозяйственная часть вместе с жилой под одной крышей, с небольшой светёлкой на ней. Зимняя жилая часть соседствует с зимним загоном для животинок (там, где нет окон; точнее где оно одно — волоковое).


Дом крепок и в наши дни. Ему ещё лет сто простоять, при должном уходе.


Ради разнообразия заглянем внутрь. Конечно же всё самое нужное и ценное добро или увезли с собою последние жильцы или растащили местные из соседних деревень. Пройдя из сеней, первой нас встречает небольшого размера печка.


Пока быстренько окидываем взглядом интерьер, вернёмся к истории здешнего края.


Мольская волость, расположенная на берегах pек Вотчи и Молы, в рамках Тотемского уезда была одной из самых крупных. Располагалась она в 80-100 верстах от Тотьмы, на краю Вологодской губернии. На её территории было два погоста Никольский и Покровский, второй мы посетим чуть позже. Как известно, эти земли были заселены задолго до прихода сюда новгородских словен. Например, соседняя деревня именовалась «Чуцкой ям» — из языка финно-угорского племени «чудь». Сейчас она носит обрусевшее название Чучково. По переписи 1628 г. в волости упоминается 57 деревень (правда, деревня могла состоять всего из 2-3 дворов); к началу XX века — более 80 деревень. Располагались они весьма плотно ("куст"); большей частью группировались вдоль тракта Вологда - Тотьма.




Население Мольской волости до начала XVIII века относилось к черносошным крестьянам, которые в конце правления Петра I стали именоваться государственными и считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле. Полагалось, что такая категория крестьян жила преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом. Тем не менее это не освобождало их от налогов в денежной и натуральной форме. Также крестьяне были обязаны вносить деньги на земские нужды, подушную подать и отбывать другие повинности.


Наконец-то мы увидели такую огромную горловину печи, куда даже я весь бы поместился. Неудивительно, что в позапрошлом веке туда спокойно заталкивали маленьких детей... помыться. Мы как раз спустились на первый этаж и находимся в зимней избе, с низким потолком и по соседству с хлевом.




Советская власть установилась в этом краю относительно спокойно, без волнений. В марте 1918 г. был образован Мольский исполнительный комитет — первый орган новой власти. В каждой деревне были созданы комитеты деревенской бедноты. После окончания гражданской войны главной задачей местных органов стало восстановление сельского хозяйства. Первый кооператив образовался в той самой деревне Чучково. Кроме торговли на общественных началах кооператив приступил к строительству электростанции и водяной мельницы, благодаря которым были освещены многие деревни бывшей волости.


Закончив бродить по скрипучим деревянным полам, покидаем сей дом.


С трудом прокладывая себе тропу, ещё немного побродили средь покинутых домов.


До некоторых так и не дошли. Продираться через траву, оплетающую ноги и затрудняющую каждый шаг, занятие не из лёгких.


В волости имелось две церкви — Мольско–Троицкая и Николаевская. Мы стоим напротив первой.


Словно небольшая крепость выглядела здешняя церковь в 1997 г. (фото У. Брумфилда) В клировой ведомости за 1910 г. так описывается здешний храм: «Церковь построена в котором году неизвестно, тщанием прихожан. Каменная, двухэтажная в одной связи с колокольнею... в 1869 г. по обе стороны главного храма устроены два каменные двухэтажные придела. Колокольня прикладена к храму в 1879 г., храм и при нём место для приходского кладбища обнесены каменной оградою... Жалование положено: первому священнику 141 руб. 12 коп., второму 105 руб. 84 коп., диакону не положено... Кружечных доходов за 1910 г. 558 руб. 50 коп. Другие источники: за славы - Пасхальную, Рождественскую, Крещенскую и Покровскую на весь причт получено 280 руб., от сборов в Петров пост и осенью получено за масло 12 руб. 50 коп, а за лён 35 руб., руга не собирается, за крещение младенцев и погребение умерших платы не положено».


Сегодня руины церкви, несмотря на хаотичность нагромождения различных объёмов (приделов), по-прежнему напоминают крепость. Итак, перед нами — церковь Покрова Богородицы, построенная в конце XVIII в. (предположительно 1790 г.), также именовалась Мольской-Троицкой (по главному престолу Святой Троицы). Примечательно, что престолов в храме было целых семь. Масштабность церкви, точнее её "разрастание" объясняется как плотностью населения на небольшой территории, так и дороговизной строительного материала. Край-то лесной. Так что в здешний приход стекались со всей округи и количество прихожан насчитывалось более 6000 душ (1910 г.).


Покровская церковь считается самой западной представительницей архитектуры «тотемского стиля». На её стенах ещё можно различить замысловатые узоры — картуши.


Стена придела больше напоминает фасад то ли усадебного дома, то ли общественного городского здания.


Помню этот момент — ощущения словно ты в заброшенном городе. К тому же страшно парило, но дождь так и не пошёл. Точнее он был, но гораздо позже, застав нас уже на обратном пути.


Весьма забавный факт: в 1925 г. в здании бывшей церкви располагалась больница на 25 коек. Напротив храмового комплекса расположено двухэтажное кирпичное здание неизвестного мне назначения (как пишут, служило зданием приюта для сиротствующих прихожан).


Сложно поверить, но этот не иначе как дом-башня, есть нижние ярусы колокольни. Поражают не только размеры, но и толщина стен.


Без преувеличения она составляет два метра. Остаётся лишь догадываться, для чего необходимо было строить эту оборонительную башню.


Рядом с храмом расположены руины (фотографировать не стали) кирпичного амбара, служившего для «сыпки сборного с прихожан хлеба». Был ещё рядышком, да не дожил, деревянный дом церковно-приходской школы (на 28 мальчиков и 10 девочек), 1900 года постройки. Находилось здесь и Мольское министерское одноклассное училище (на 56 мальчиков и 12 девочек). Кроме того приходу принадлежал «деревянный одноэтажный с холодным мезонином дом для помещения церковных сторожей в небогослужбное время, 8 открытых с навесом деревянных лавок для торговли».


А под конец прогулки, оценив предстоящий путь в столицу, длиною в 570 км, приняли решение подкрепиться. Как раз возле церковных руин на глаза нам попалась целая поляна сочной земляники, которую мы и поглощали минут десять. Будучи дома я понял, что росла тамошняя ягода на месте церковного кладбища. Ну что ж, приобщились к мольским корням, так сказать. Точнее к корням местных жителей.


Продолжение следует...

При создании поста использован материал следующих сайтов:
- "Православные приходы и монастыри Севера"
- А. Камкин "Общественная жизнь северной деревни XVII века"
- оф.сайт "Сокольский район"
- А. Кузнецов "Словарь гидронимов Вологодской области"
- фотоархив У.К. Брумфилда


Featured Posts from This Journal

  • Дома Русского Севера

    Русский Север - так именуют и Вологодские земли. В этих краях есть особенный тип деревенских домов, который не встретишь в Центральной части…

  • Эпитафия Плотине

    Далеко от Москвы затерялся в лесах Чухломы посёлок у речной плотины. И имя ему — Плотина. Более полувека Плотина была приютом для множества…

  • Новый Год длиною в 3000 км

    Первое путешествие в 2014 году. Ну и пусть, что погода скверная: засиделись мы, да и нарушать пятилетнюю традицию встречи НГ подальше от Москвы не…


  • 1
до чего ж печально смотреть на брошенные жилые дома, умирающие деревни, и это в самом центре России!
ты не раз писал, и статистику выкладывал, как за последние 25 лет уменьшилось сельское население и закрылись школы, больницы, почты... Жизнь такая пошла, что тут скажешь(

Добавить тут нечего. Печально. Ничего не скажешь. Хуже, что всё это "безобразие" лишь набирает обороты.

Эх. Печальное зрелище. Интересна судьба людей деревни.Спасибо

Да уж, весёлого мало. К сожалению, инфу непосредственно про жителей этой деревушки я не нашёл. Так что исчезнет и следа не оставит.
И Вам спасибо!

Храм в обще как усадебный дом, деревня хороша, еще как-то сохранилась

Согласен, я церковь так же сравнил.
Думаю, недолго деревне жить.

Очень мощные избы и среди зелени смотрятся очень колоритно

То-то и оно, что колоритно! А представляешь, какого всё это вживую? :)

Вах! Полюбовалась руинами. А по траве и вправду тяжел о ходить.
Спасибо тебе за пост.
Все эмоции мои расписывать не буду...Ты в курсе их.
Кланяюсь! Катюшке тоже.

А вот сейчас я бы всё отдал, чтобы вновь там оказаться и походить по, как тогда казалось, проклятущей вяжущей ноги траве! :)))
И Вам, Екатерина, спасибо!
Моя напарница Катя увидит Ваш "поклон", только если сама прочитает. :)

Какие крепкие и просторные дома строили! Создается впечатление, что покинуты вот только-только.

Да, они бы ещё, как говорится, сто лет простояли. Так считайте, что их и покинули буквально недавно. Как колхозы свернули, как запустили программу оптимизации села (закрытие школ, больниц, клубов и т.д) так и пошёл процесс.

Спасибо!

Сейчас возникла такая мысль: а почему в такие "недавно покинутые" деревни с домами, которые еще в принципе стоят, никто не приходит жить и врсстанавливать? Дом, в который Вы внутрь заходили, шикарен! Отремонтировать, обновить и жить. Конечно не круглогодично, но как "дачный" вариант с мая по сентябрь и на новый год - вполне.

Взаимно!
Причин много, по которым пустуют многочисленные деревни. Скажем, у местных городских жителей (Тотьма, Вологда, Кадников, Сокол и т.д.) наверняка есть свои дачи/деревни. А из других крупных городов слишком далеко ехать. Плюс население в тех регионах с каждым годом уменьшается. Другой важный момент это то, что отсутствует коммунальная инфраструктура и социальная сфера. Ни фельдшерского пункта поблизости, ни магазина тебе и т.д.; хорошо если дорога ведёт асфальтированная, что редкость. А по весне да осени или в дождливую погоду так развезёт, что не проехать. Одним словом, дело не в желании и возможности заселиться в дом, а как там жить? От того, что всё запущено сёла и вымирают.

Земляника была обалденная))) ты вроде не ел! текст понравился(читала местами) - душевненько! я вроде там не шибко трусила. жаль не сфотали "душевую"

И слава богу, что не ел! Она ж кладбищенская!
Ну да, там не особо трусила. Это я так, к красному словцу.
Эх! Про "душевую-то" я и забыл! Там, как ты говоришь, душевненько освежились и напились. До сих пор помню насколько была ледяной вода.
А помнишь, потом в Воздвиженье наш железный конь принимал душ из луж!? :)

очень красивые деревенские дома: добротные такие, мощные, сохранились прекрасно и никому не нужны. Печально.

Да что уж там дома!? Сейчас сельский житель никому не нужен. Вот и приводит к такому.
Безусловно, всё это печально.

Да, избы крепенькие. Стол в избе понравился, мощный такой. :) И церковь впечатляет! Спасибо!

Ага, добротные дома. Как правило, вся мебель там такая же мощная была. Годов 1960-70-х.
Взаимное спасибо!

Спасибо, очередная статья с атмосферными местами, напомнило два фильма: Сталкер из-за руин и безмолвия и Девочка из города - из-за огромной печи в доме.
Посмотрите, у Вас там, кажется, опечатка в тексте перед старинной фотографией: наверное не 1997 год, а 1897?

Взаимное спасибо!
К сожалению, фильмы мне эти не знакомы.
Нет, с датой всё верно. :) Фото датируется 1997 годом. Храм уже там заброшен, а если приглядеться, то и линия электропередач видна.

Вот как здорово - целых два новых описания:). Повторюсь - очень интересны и фотографии,и исторические материалы. Приятно, что в блоге собираются единомышленники. Вот и я соглашусь, что возврат к "светлому прошлому" невозможен... Досадно только что на пути вперед не извлекаются уроки истории. Табличка про уровень образования - просто кричащая... А дома-то какие - живи да живи... Увы... И непременно продолжаю делиться Вашими путешествиями :) https://www.facebook.com/krodionov/posts/1007131492684159
https://www.facebook.com/krodionov/posts/1007131272684181

Edited at 2015-12-24 06:04 am (UTC)

Да сегодня уже третий новый пост опубликовал. :)
Стараюсь, чтобы всё было интересно: и фото и описание. Спасибо!
Бесспорно, приятно, когда читают единомышленники. Хотя выслушать и иной взгляд может быть небезынтересно, если ведётся аргументированная дискуссия. А вот это бывает редко. :)
Да уж, с образованием (и не только) нынче совсем у нас худо.
Рад, что делитесь моими постами. Их хоть читают Ваши знакомые?

Друже, для твоих походов нужен внедорожник - ты тогда расширишь свои возможности :)

Могу заверить, что на этой машине мы побывали в стольких местах, где не бывали ребята на внедорожниках. Качество и количество посещённых мест определяет не только наличие "проходимых колёс", а желание, умение находить места и т.д.
Однако, мои путешествия остались в прошлом. Уже почти год не езжу. Отчёты пишу редко и всё по старым поездкам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account