?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Камины на даче у Генриха
deni_spiri


Второй день пребывания весной этого года в окрестностях Питера ознаменовался поездкой из Всеволжского р-на области, где на берегу озера Лемболовского находилась "наша" база отдыха, в Курортный район Санкт-Петербурга, а точнее в город Зеленогорск — бывший Терийоки — в своё время крупнейший дачный посёлок княжества Финляндского. Главной целью там была одна единственная дача — дача Генриха Мюзера, а именно сохранившиеся внутри дома необыкновенной красоты изразцовые печи и камины, по сути, настоящие произведения искусства самого высокого музейного уровня. Кроме того, и сам дом г-на Мюзера является памятником деревянного зодчества дачной застройки, рубежа XIX-ХХ вв..



Первое упоминание о поселении, ещё в составе Швеции, относится к 1548 г. Но нас интересует период, когда эти земли входили в состав Великого княжества Финляндского. До 1948 г., когда было присвоено название Зеленогорск, городок именовался Терийоки (фин. Terijoki). Рацвет его начался с постройкой железной дороги от Санкт-Петербурга и связанным с этим дачным бумом. В начале XX века Терийоки становится самым крупным дачным посёлком на побережье Финского залива: 1400 дач, до 3500 жителей, а в летнее время – до 55 000 дачников. Основную массу владельцев и арендаторов составляли купцы, промышленники, зажиточное дворянство и чиновники из Санкт-Петербурга. Приезжала сюда и столичная интеллигенция, среди которой были известные деятели науки и культуры: М. Салтыков-Щедрин, И. Павлов, Д. Менделеев и др. Наше же знакомство с Зеленогорском началось со здания 1950-х годов, в стиле сталинского то ли неоклассицизма, то ли ампира. С виду напоминающее усадебный дом оно относится к Комаровскому лесничеству.


Другое заинтересовавшее нас более монументальное здание также выполнено в стиле сталинского, пусть будет, неоклассицизма.


Сие здание есть Зеленогорская водопроводная станция, введённая в эксплуатацию в 1956 году.


Отчего же мы фотографировали советскую архитектуру, спросите вы? Всё потому, что я не смог бы назвать Зеленогорск привлекательным — бесчисленное количество современных отелей, гостиниц, ресторанов, элитных коттеджей, забегаловок и прочей туристической мишуры. А в глаза бросается факт исчезновения застройки рубежа XIX-XX вв., в лице тех самых финских деревянных дач. Но что-то ценное ещё можно отыскать. Например, как эту виллу «Айнолу», расположенную в восточной части бывшего Терийоки «Оллинпяя» (Край Олли). Первым здешним владельцем был Н.М. Салько – ст.советник, инженер, член общества архитекторов. Затем виллу приобрел Айно Гранлунд, назвавший её в свою честь. В 1939-40-х тут жил Отто Куусинен, глава правительства Финляндской демократической республики. После войны в здании размещалась гостиница «Ривьера».




Ручей, протекающий возле виллы «Айнола» носил имя Хуумосен-оя. Однако имел он и много других названий, в зависимости от владельцев дач. В вышележащих холмах этот же ручей назывался Киискен-оя (от имени владельца участка – Кииски). Там, где ручей впадал в искусственный пруд у «Айнолы», он звался Салкован-оя (по прежнему владельцу виллы – Салько), а далее вниз ручей превращался в Уотисен-оя.


Мы же переходим в бывший центральный район Терийоки «Кескикюля» (Центральная деревня). Владельцами домика с башенкой с 1904 г. являлись купец Фёдор (Теодор) Викентьевич Кондратьев и его жена Амалия Йоганновна (урожд. Бодманн). В СПб Кондратьев держал ренсковые погреба (ренсковые погреба — погреб-склад-магазин, где производилась торговля спиртными напитками только «на вынос»). А супруга купца кроме этого участка владела ещё и доходным домом в СПб. Кстати, именно эта дача летом 1929 г. использовалась при съемках фильма «Праздник на берегу моря». В 1930-х дом входил в состав пансионата «Аннала».


Следующая дача расположена на бывшей улице Mikonkatu (Миконкату — происходит от имени Микко Уотинен, вождя местного финского населения. Сын коммерсанта и землевладельца он учился в Выборгском реальном лицее, но не закончил его, увлёкшись общественной деятельностью. В его доме находилась конспиративная квартира ЦК РСДРП, где частенько бывал В. Ульянов). В 1911 г. участок с уже построенным ранее домом приобрела вдова купца В.Ф. Кузнецова. Её муж, купец 2-й гильдии, был антикваром — «торговля античными вещами» в Апраксином дворе, магазин на Фонтанке и проч. Их сын, Пётр Васильевич, с 1910-х был артистом Малого театра, советским киноактёром в ролях 1923-1937 гг.. Последним хозяином дачи числился доктор Эдгар Карлович Циммерманн — терапевт по лёгочным болезням, главврач санатория в Питкяярви.


А вот и главная цель нашего заезда в Зеленогорск, даже более — сюда мечтала попасть Катерина. Собственно было ради чего. В последние годы дачу огородили высоченным металлическим забором, а внутри размести охрану. Однако, мы были бы не мы, если б не договорились. Правда, для этого пришлось перебраться через ручей и густые заросли, ибо на стук в ворота никто не открывал. По пути взятия ручья вброд, познакомились с хозяином соседнего участка и его собакой. Завязался весьма доброжелательный разговор (не с собакой). Одним словом, как обычно пообщались с местными. Кстати, среди местных жителей (и не только) существует легенда, что именно это здание бывшая гостиница «Бель-Вю» (она же «Пуйстола»). Но это не так.


Как видно, красиво сфотографировать в наши дни дом не представляется возможным — здание полностью окружено деревьями, со всех сторон вплотную обступившими фасады. В тот день мало того, что было пасмурно, так ещё и заморосил дождь.




Наиболее вероятным первоначальным владельцем дачи считается Генрих Вильгельмович Мюзер (Henrik Muser), совладелец оптовой мануфактурной фирмы «Генрих Мюзер». В 1885 г. здесь им был приобретён участок площадью в 2.5 га. Точная дата постройки дома неизвестна, предположительно это 1890-1900 гг. Во внешнем облике деревянной постройки прекрасно сочетаются традиционные черты дачной архитектуры XIX века и проявления финского национального романтизма.


Наши дни. Удивительно, но здание уцелело во времена Финской войны, Великой Отечественной и функционировала весь советский период, а за последние четверть века... Серьёзный ущерб историческому дому нанёс пожар, случившийся после 2010 года.




В 1931 г. дача называлась «Летняя дача Мюзера». В 1935 и 1938 гг. указывалась уже как пансионат «Элит», владельцем которого была г-жа Л. Мюзер-Хаар.


Меж тем, познакомившись с охранником и объяснив ему свои благонадёжные намерения: что мы в отличии от вандалов единственное что делаем, так это отковыриваем печные изразцы в усадебных домах (шучу, конечно), что мы всего лишь подсветим вспышкой фотоаппарата камины господина Мюзера и запечатлим их себе на память, попадаем внутрь дома.


Внутри тесно, темно, грязно и сыро. Дом находится в аварийном состоянии и определённо погибает. Повсюду стоят подпорки для потолка. Где-то потолок уже рухнул. В вестибюле находится терракотовая печь, облицовка которой выполнена под мрамор. Однако, для нашего неискушённого печного взгляда мы не придали ей значения и даже не удостоили "взглядом" объектива. Тем более что выступающий "бордюр" печи служит там полочкой для целого ряда баночек-скляночек и прочего мусора.


Мы же сразу проходим в центральный зал, он же холл.


Здесь, наверное, самый роскошный камин во всём доме. Да и вообще самый роскошный, который мы видели в наших поездках (музейные экспонаты не в счёт). Перед нами во всей красе предстал майоликовый (майолика – вид керамики с расписной глазурью) камин с шатровым завершением, выполненный в стиле германского ренессанса. Камин украшен геральдической символикой и богатым рельефным декором, покрытым разноцветной глазурью. Камины заключены в деревянные рамы, дабы обезопасить их от разрушения при падении потолочных балок. Так что заснять творения финских мастеров делом оказалось довольно-таки непростым и высокохудожественных кадров ждать не приходилось.




Центральное панно этого камина занимает декоративное изображение ландскнехтов с собаками (ландскнехт – немецкий наёмный пехотинец эпохи Возрождения). Узумительная по качеству и художественному уровню работа.


Следующая изразцовая печь-камин также выполнена в стиле Северного Возрождения, с применением цветных глазурей.


Здешнее центральное панно занимает изображение средневекового трактира. И снова человечки (фигуры в панно) похожи на немцев. Наличие немецкой темы (в предыдущем камине в декоре присутствует изображение прусского орла – германского геральдического знака), скорее всего, объясняется тем, что в начале деятельности Ракколаниокского гочарного завода, производившего сие камины, формы изразцов покупались в Германии. Да и первыми владельцами завода были выходцы из Германии.


Как утверждают специалисты, нынче каминов с подобными изразцами даже в самом Петербурге осталось очень мало.


В здании окромя печей в паре комнат сохранился модерновый внутренний декор.


А также сохранился не совсем модерновый сейф.


Следующий зал и ещё один бесподобный полихромный майоликовый камин. Здесь как раз видим пример увечья от рухнувшей потолочной балки.


Несколько слов о заводе, производившем данные камины. «Финляндский Ракколаниокский гончарный завод» функционировал в период 1877–1930 гг. в окрестностях Ховинмаа, недалеко от Выборга. Своё название он получил от расположенного поблизости имения Ракколаниоки (Rakkolanjoki). Найти изразы этого завода в окрестностях Питера не столь удивительно, как, например, обнаружить их в глубинке Тверской области (нашли в пригороде Бологого). Конечно там они были простые белые глазурированные, ибо не под силу было провинциальным помещикам приобретать рельефные цветные изразцы, но тем не менее далеко же их занесло.


Время облицовки каминов изразцами относится к 1890-м годам, т.е. ко времени строительства и оформления интерьеров самого дома.


На этот раз в центральном панно красуется просто растительный орнамент, без присутствия немецких человечков.


В глубине дома находится ещё один изразцовый камин — белый с пятью панно, красивым рельефным декором и кобальтовой росписью.


Среди прочих сей камин выделяет прекраснейший и искусный работы богатый рельефный декор.




Автор росписи этих панно нам неизвестен.


Очень уж она смахивает на гжельские зарисовки.


По мнению А.И. Роденкова, кандидата экономических наук, исследователя истории архитектурной керамики, камины дачи Мюзера являются ценнейшими памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX века, а майоликовый камин с шатровым завершением мог бы стать центральным экспонатом будущего музея в этом здании.


Собственно смотреть здесь больше не на что, всё очень в печальном аварийном состоянии. И дабы не злоупотреблять гостеприимством, мы покидаем дачу.


В советское время первым стены дачного дома занял клуб, затем – военкомат, а последние годы здесь работал ЗАГС.


«Судьба исторических зеленогорских дач характерна для всего Курортного района Петербурга. Здания, которые остались пустыми (люди выехали, учреждения бросили), горят от поджогов как свечки: ведь земля здесь стоит сумасшедшие деньги. На выгоревших участках очень быстро вырастают коттеджи. Немногие из домов продолжают сопротивляться, их можно пересчитать по пальцам, каждый дом – шедевр модерна. И когда эти здания будут утрачены, Терийоки-Зеленогорск может стать безликим пригородом без признаков очарования».


При создании поста использован материал следующих сайтов:
- статьи А.И. Роденкова "Печи и камины дачи Мюзера"
- сайт Зеленогорск.Тerijoki
- сайт Зеленогорск. СПб
- статья Т. Хмельник "Невское время"


  • 1
какая красота и ужасно жалко дачи.

Да уж. Есть надежда, что камины сохранят. А вот дом в планах реставрировать.

В Териоках и я проживаю, друг мой, будете в наших местах - Буду рад Вас приютить.
Могу Вам задвлрки и закоулки Карельского перешейка показать...

О, как! Надеюсь, своим не столь лестным отзывом об архитектурном наследии вашего городка, ничем не обидел? :)
Уверен, что будучи местным жителем, Вам безусловно было бы что показать из достопримечательностей, неизвестных широкому кругу. Что ж, буду иметь ввиду Ваше предложение (на будущее, так сказать). Спасибо! :)
Летом-то, поди, по-приятнее на берегу Финского залива или у вас там всегда пасмурная погода? :)))

Edited at 2015-12-08 08:32 am (UTC)

Ух, какая красотища! Спасибо что показали!

Ага, удивительные камины и в таком доме!

только начала читать, отвлекли аж на час!
зато еще раз с начала просмотрела и прочитала.
Камины, конечно, обалденные. Ар нуво, настоящее, того времени.
Вспомнилось, как моя знакомая из Франции рассказывала - у них при сломе старых домов внутренние панели, двери и вообще все, что можно оторвать - снимают и продают. Это же декор и материал тех времен, и даже изгрызенные жучком панели никого не смущают - реставрируют и устанавливают дома. Подруга у себя в квартире вместо панно поставила дверной фрагмент времен Наполеона третьего!
А у нас столько подобных декоративных вещей пропадает и гниет(((

такой камин, уверена, купили бы с аукциона.

Ар чего? :)) Шучу, конечно. Думаю, майоликовые изразцы гораздо раньше обрели свой дизайн. Хотя, точно ответить может специалист в этой области (я не именно про эти изразцы а вообще про им подобные).
Вспомнилось, как один мой знакомый сказывал, что у нас активно снимают со старинных заброшенных зданий (храмы, усадьбы, купеческие дома) внешний и внутренний декор (решётки, плитка, гарнитура, ставни и т.д.) и продают его "строительным" фирмам. Только всё это на уровне вандализма, конечно.
Хорошо, что дачу взяли под охрану, а то так и продали б с аукциона или просто разломали пьяные зеленогорцы. :)

Да.. Здорово! И снова делюсь https://www.facebook.com/krodionov/posts/998871876843454

Edited at 2015-12-09 03:21 pm (UTC)

Здорово, не то слово как! :)
Спасибо!

Привет! Ну, наконец - то! Так жду твоих постов.
Всё понравилось! Камины супер, красота неописуемая, даже в таком состоянии. Жаль, душа болит за всё!
Может быть с тем, что творится в мире(войны) и на своё обратят внимание. Надо же людям где-то отдыхать?
Спасибо тебе!Спасибо за всё, что ты несёшь в этот мир.

Edited at 2015-12-09 04:17 pm (UTC)

Здрасте!
Отчего же "наконец-то"? Это уже третий пост с начала этого месяца. :) Выдалось время и стал часто писать.
Прежде всего "война" творится в голове у нашего правительства, а как следствие мы расплачиваемся. А в мусульманских странах она никогда и не прекращалась последние десятки столетий. В том-то и дело, что государству надо обращать свой взор на внутренние проблемы (эта дача словно после военной разрухи, а в реалии всего лишь результат нынешней политики гос-ва). Но увы, выгоднее занимать головы граждан "врагами" вокруг.
Спасибо! Рад, что понравилось. :)

Не представляю какая тут может быть реставрация и как они ее собираются проводить.
К стати в Алабино вблизи известной усадьбы тоже есть дачи нач. 20 века, мы искали флигель усадьбы Покровское и нашли вот эту.


IMG_4504.JPG

Как мне объяснили, планируют дом разобрать (снять венцы), при этом не затрагивая печи. Такого типа (северный модерн?) нам неоднократно попадались дома.

Спасибо, много у нас всяких интересностей в стране однако.

Поверьте, их гораздо больше. Просто туда ехать далеко. :)
Но я рад и тому, что видел.
И Вам спасибо!

Камины бесподобны, произведения искусства.
Очень красиво выглядят.
Все остальное плачевно, как и по всей стране. Увы.(((

Камины, однозначно, предметы искусства. Надеюсь, их судьба будет более завидна, чем у самого деревянного дома.

  • 1