?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Вдоль Шачи и Куси
deni_spiri


Отчёт из майского путешествия в Костромскую область. Как неоднократно я повторял и повторюсь ещё не раз, поездки в этот край всегда одни из самых увлекательных и насыщенных по впечатлениям. Костромская земля не только прекрасна своей природой и богата историей, уходящей в глубину веков, почти любой её уголок обладает неповторимым шармом, удивительной атмосферой и каждый раз дарит незабываемые ощущения. Сегодняшний мой сказ как раз об одном из таких уголков — о самой глубинке, можно сказать, географическом центре губернии (в старых границах), где среди лесов затерялись два двухсотлетних храма. Поскольку наш путь в тот день пролёг вдоль рек с названиями — Шача и Кусь, отсюда и название поста.



Эта часть служит продолжением поста про село Словинку с её замечательным храмом. Ещё в Словинке мы поняли, что в наши дни кратчайшего пути до главной цели, села Пеньки, нет и вместо 25 км напрямик через деревни, которых уж нет, нам пришлось заложить крюк почти в 60 км. То был один из самых длинных и сложных объездных путей. Всем, кто считает, что видел плохие дороги непременно стоит побывать в Палкино. Без преувеличения, на ту дорогу мы потратили весь день, передвигаясь со скоростью хромой черепахи, и каждый км с замиранием сердца: «будет ли дальше путь, сможем ли мы проехать?». Как пример, от Словинки до села Пахтаново всего 10 км пути и, казалось бы, ехать минут десять. Однако ехали мы более получаса. Правда, благодаря именно скорости в 15 км/ч, не проехали мимо и заприметили макушку колокольни спрятавшегося в лесу храма (благо зелени было мало). Свернув с главной дороги, и чуток проехав лесными тропами, упираемся в деревянный настил, что ведёт к заброшенному храму (аборигены по-прежнему проводят там захоронения).


Это бывшее село Пахтаново. От села остались лишь остовы домов и то только два.


Сам храм расположен на небольшой возвышенности. Место, я вам скажу, потрясающее. За весь путь сюда (а двигались мы по бывшему торговому тракту из города Кадыя в город Галич) повстречалась нам лишь пара местных машин. Оставив за спиной десятки км бездорожья, десятки вымерших деревень и единицы полуживых, мы одни-одинёшеньки стояли в окружении старого леса и тишины, изредка нарушаемой пением неких птичек. Очень мне запомнилось сие место. Осознание, что когда здесь была жизнь, что местные мастеровые выстроили такой большущий по костромским меркам храм и всё это в прошлом...


Огибаем могучий "колокольный столп", весь поросший молодым березняком.


Итак, мы в исчезнувшем селе Пахтаново, что при речке Щучинке. А перед нами стоит кирпичный массив церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Построен был храм в 1834 г., на средства помещика Василия Степановича Ашиткова. Нам ещё повезло, что весна, ибо летом здание полностью бы скрылось за листвою.


В древности тут был совершенно глухой край и находились границы сразу 4-х губерний — Московской, Архангелогородской, Казанской (Нижегородской) и Сибирской (в течение XVIII века границы изменялись). Например, село Пахтаново относилось к Кусскому стану Костромского уезда Московской губернии. А находящийся от него буквально в 20 верстах погост Шебаль — уже Шебальской стан Галичского уезда Архангелогородской губернии.


Фасады обрамляют четырёхколонные портики, через один из которых попадаем внутрь храма.


Здесь пустовато, конечно. Замечу, что храм был двухсветным, но не двухэтажным. Видимо, настил, от которого уцелели лишь несущие балки, уложили в советское время, когда задние церкви приспособили под колхозные нужды (сюда даже электричество провели).


На стенах — тёмные выцветшие контуры архангелов...


...и Святых дядечек.


В простенках "разместились" два одинаковых благочестивых служителя и оба с "зонтиками".


Смотреть, по сути, внутри не на что. Собственно мы и не для картинок красивых там были. Но порцию эмоций и впечатлений получили сполна.




К сожалению, из истории села найти удалось немного: на 1870 г. Пахтаново насчитывало всего 4 двора (11 муж. и 12 жен. душ). Так что, вполне возможно, что к началу XX века жителей и вовсе не осталось. Про местного помещика, В.С. Ашиткова я напишу чуть ниже, когда мы доедем до церкви в Пеньках, которая так же была выстроена на его средства. Про иных жителей узнал лишь, что в XVIII веке жил и служил тут дьячёк Макар Васильев с супругой Афросиньей. Их дети: Марья, Силверст и Василий. Василий пошёл по стопам бати и получил образование в Костромской духовной семинарии. Интересно, что фамилию обрели именно дети дьячка Макара — Василий Макарович стал Лавровым.


Меж тем, окончив осмотр церкви, возвращаемся к машине и просёлочной дорогой снова выезжаем на страшный путь до Палкино, где нам предстоит развернуться и поехать вниз (ибо напрямик к главной цели, как писал я выше, проехать уж нельзя).


Поскольку само село Палкино оказалось апогеем плохой дороги (её просто в хлам разбили лесовозы; до сих пор не представляю как живут и передвигаются в этом весьма крупном посёлке), останавливаться там не стали, ибо очень спешили до захода солнца в Пеньки. Потому о Палкино лишь небольшой устный рассказ. В древности это был погост Николо-Дор (название Николо – от Никольской церкви, а Дор – старинный глагол «драть», «выдирать» (чистить место от леса). По его имени волость называлась Доровской. Волость была вотчиной князей Ромодановских, породнившихся с князьями Черкасскими, а те — родственники Романовых. О, как! Из примечательного отмечу, что в 1724 г. Палкино с деревнями было продано начальнику Монастырского приказа И.А. Мусину-Пушкину. Так вот Иван Алексеевич (впоследствии сподвижник Петра I) был внебрачным сыном царя Алексея Михайловича.
По пути проезжаем регу Поргу и старый мост через неё.


Вообще названия рек костромского края это отдельный рассказ. О происхождении здешних гидронимов я уже неоднократно упоминал. В этот раз мы пересекали или двигались вдоль таких благозвучных названий рек, как Шача, Руша, Печелда, Немда и Ача. Каковы названия-то!? По пути в Пеньки сделали лишь раз "привал", в виде попытки дойти до урочища Бовыкино с заброшенной двухэтажной церковью. Да потерпели неудачу. Лес сейчас повсюду интенсивно вырубают и также интенсивно убивают дороги. В итоге даже в резиновых сапогах не пройти было по той хляби, что оставили после себя лесовозы.
А теперь кульминация поездки — село Пеньки. Вот так выглядел вид на село и храм в начале XX столетия.


В наши дни — совсем иначе. Зато как красиво и символично, возвышаясь над пролеском, прорезает небо шпиль изящной колокольни.


В итоге от Пахтаново добирались мы до Пеньков аж 3 часа. А это всего какие-то 45 км. Из чего следует, что наша средняя скорость не превышала 15 км/ч. Бедные тормозные диски! Ибо передвижение было таким: как только хороший участок я разгонялся, но тут же, через 50-100 метров, тормозил и следующие 50-100 метров мы переваливались с кочки на кочку. И так все 45 км пути. Утомились, конечно, не на шутку. Но это стоило того. Ибо не даром я говорю, что Ленинградская область с её достопримечательностями не зацепила, т.к. легкодоступность объектов отнимает львиную долю впечатлений. Ну, а мы меж тем взбираемся на пригорок.


В старину здесь была территория Кусской волости, по названию реки Кусь. В XV-XVI веках казанские татары по рекам Немде и Куси проникали к Галичу — военному пункту на окраине Московского государства. Московское правительство для защиты от татар на границе создало Казанский оборонительный рубеж. Его образовали крепости (городки) Буй, Кадуй, Судай, Кологрив, Парфеньев и др. Во всех вышеперечисленных городах и сёлах мы, кстати, побывали. На реке Куси, на месте бывшей усадьбы Городище, в 10 верстах от Пеньков, даже сохранились остатки земляного вала. Там же находили кольчуги, мечи и другие остатки военного снаряжения. Нас же на возвышенности с крутыми "берегами" первым встречает угловая башенка, разобранной церковной ограды.


А за дырявой башенкой проглядывают черты храма.


Храм сей есть церковь Воскресения Христова, построенная в 1817-1820 гг., как любят у нас писать православные сайты, в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Хотя, я склонен думать, что причина более банальна. Инициатором и организатором возведения нового храма стал уже известный нам (по предыдущей церкви) помещик майор в отставке Василий Степанович Ашитков, вложивший в строительство основную часть денежных средств. Если верить сайту, посвящённому восстановлению церкви, пожертвования на возведение храма вносили и помещики-соседи: генерал Петров (ус.Горское), барон Фон Остен-Сакен (ус.Олифино); помещица Радилова (с.Лежнево); помещик Колошин (дер.Панькино) и другие. Правда этот же сайт, для придания большей значимости, утверждает, что церковь двухэтажная; что были на фасаде часы-куранты (решили, что для этой цели служат люкарны); что супруга помещика Ашиткова якобы захоронена здесь же, на местном кладбище, и т.д. Баронская усадьба Олифино нигде не упоминается, а вот про прочих мелкопоместных дворян и землевладельцах я нашёл-таки информацию.




Сохранился проект храма. План и фасад церкви составлял и чертил Галичский уездный землемер, титулярный советник Г. Попов. Очевидно, что и храм в Пахтаново выполнен по этому же проекту. Тем более, что у обоих — один заказчик и финансист.


Отцом устроителя церквей в Пеньках и Пахтаново был коллежский асессор Степан Ашитков, предводитель дворян Кадыевского уезда в 1774 году.  Про Василия Степановича Ашиткова известно лишь, что он был захоронен в 1854 г. на 84 году жизни здесь, на погосте в Пеньках. Его супруга, Анфиса Петровна (урож. Черевина), тётя П.А. Черевина – начальника личной охраны и близкого друга Императора Александра III, умерла в СПб, похоронена на Митрофаньевском кладбище (а не в Пеньках). Их дочь, Вера Васильевна, вышла замуж за поручика, участника Отечественной войны 1812 г., дворянина П.И. Верховского.
Как видим, до захода солнца мы успели. Причём вечерний свет окрасил всё вокруг в изумительный, приятный для глаз, золотистый оттенок.


Поскольку храм со всех сторон вплотную окружён деревьями, а высота этой чудесной колокольни 75 метров, то даже с помощью неслабого ширика влезть в кадр без искажений ансамбль не смог. Потому колокольню засняли отдельно и вертикально.




Живописнейший кадр, сделанный Катериной, взобравшейся на средний ярус колокольни. Одним словом, благодать!


А теперь о соседях-помещиках замолвлю я слово. В дер. Панькино, что в 2-х км от Пеньков, когда-то была усадьба А.М. Колошина, дяди декабристов Петра и Павла Колошиных, которые приезжали туда из своего имения из-под Кинешмы. В 1902 г. в Панькино гостил и писал картину русский живописец Б. Кустодиев. Другая усадьба, Горская, принадлежала генералу П.И. Петрову – человеку, оставившему след в военной и литературной истории России. Выйдя в отставку, он поселился в усадьбе, где встречался с писателем А.Ф. Писемским, декабристом М.М. Корсаковым, с Лермонтовыми — родственниками поэта, жившими под Чухломой. Сам П.И. Петров приходился поэту Лермонтову двоюродным дядей. Деревня Михайловское, что в 10 км от пеньковского храма. В 1858 г. часть имения там принадлежала жене писателя А.Ф.Писемского. Своему другу Майкову он писал: «Супруга моя, титулярная советница Екатерина Павловна, урожденная Свиньина, продала своё имение в усадьбе Михайловское — деревню Высокову» — и просил того похлопотать в Опекунском совете оформить продажу. На вырученные деньги Писемский построил дом в Москве. Село Лежнево, что в 7 км, известно с 1629 г. Помещицей П.Н. Радиловой в 1818 г. там была построена каменная церковь. На 1870 г. в Лежнёве насчитывалось всего пять дворов. Отмечу, что все эти усадьбы с деревнями расположены вдоль извилистых берегов реки Куси.
Мы тем временем заглянули в трапезную. Церковь буквально недавно стали восстанавливать. Поэтому основной объём заперт на замок.


Тем не менее храм всё ещё вызывает интерес (пока не водрузили новодельные кресты на купола). А ещё пару лет назад пластиковых окон не было. Впрочем приезд сюда с лихвой окупает одна лишь высоченная колокольня и её окружение.


Чуть было не забыл про деревеньку с многоговорящим названием Хлопцево (она всего в одной версте отсюда). Помещица этой деревни некая Деребина в 1749 г. продала соседу помещику Водову свою крепостную девушку Авдотью Сергеевну всего за один рубль.
Напротив апсиды находятся несколько каменных надгробий и могильных чугунных плит.


Немного о личностях, захороненных тут. Архиепископ Тихон (в миру Александр Троицкий) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ возникла в 1920-х, как русская православная эмигрантская церковная организация). Родился будущий архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в 1883 г. в Пеньках в семье священника. Эмигрировал в 1919 г. Скончался в 1963 г. в Нью-Йорке. Похоронен под алтарём соборного храма Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль.


«Под сим крестом покоится тело рабы Божией Варвары Владимировны Керичевой, скончавшейся в 1904 г...». Про Варвару ничего не нашёл.


Слева: «Здесь покоится тело священника Василия Александровича Соколова. Жития его было 44 года 7 месяцев 18 дней. Скончался 1899 г.»
Справа: «Под сим крестом погребено тело раба Божия Всеволода Васильевича Шипова, Потомственного дворянина. родился 1831 г. скончался 1899 г.». Шиповы – старинный русский дворянский род, восходящий к середине XVI в. В.В. Шипов был управляющим стекольного завода Тренина возле г. Макарьева. Завод не сохранился, но в экспозиции макарьевского краеведческого музея представлена продукция тренинского завода (очень любопытные экземпляры, замечу). Интересно, что дворянские дети Всеволода Васильевича остались все на родине: Лидия работала учительницей в соседней дер. Панькино; Дмитрий был ветеринаром в Макарьеве и т.д.


А вот этот "столбик-часовня" стоит на месте бывшей деревянной церкви 1635 г., называвшейся «Воскресение Христово на новых росчищах». Погост был основан на расчищенном от леса месте, но пеньки от срубленных деревьев ещё оставались, и потому погост так же именовался «Пеньками». Чуть позже — село «Воскресенское, что в Пеньках».


Ну, а нам предстоял ещё долгий обратный путь на базу отдыха, расположенную в 110 км отсюда, на берегу реки Неи. По пути мы проезжали ещё массу интересных мест, как в пейзажном плане, так и историческом. Например, двигаясь с севера на юг вместе с рекой Медозой, по правую руку от себя оставили «погост Стрелица на Медозе», известный с 1586 г., тогда он назывался Старое Дворище. Затем в районе реки Киш-Киш и дер.Клеванцево, где когда-то находилась почтовая станция, выехали на бывший Старо-Вятский тракт из Костромы, проходивший через Кадый, Макарьев, далее вверх по реке Унже до села Ухтубужа, а после по реке Ветлуге на Вохму, и далее через Вятку в Сибирь. Насколько же непривычны в звучании здешние топонимы.
Последнее фото в тот вечер сделали на фоне указателя с "греческим" названием деревни Ианнополь.


При создании поста использован материал следующих сайтов:
- "Кострома на Костромке"
- "Храм Воскресения в Пеньках"
- Всероссийское Генеалогическое Древо
- Родовид
- форум ЯИРО
- Православные храмы Костромской губернии

Featured Posts from This Journal

  • В глубинке Костромского края

    В данном посте речь пойдёт о северо-западной части Костромской области, где на больших территориях жизнь теплится лишь местами, где действительно…

  • Ликурга vs. Чмутово

    Продолжаю разбирать летнюю поездку в Костромскую область. В этой части я поведаю о двух ну очень старинных сёлах Ликурга и Чмутово, зародившихся,…

  • Жизнь в Венгино

    Рассказ о весьма примечательном заброшенном крестьянском доме в деревне Венгино и двух старинных церквях погоста Николо-Ширь. Начну…


  • 1
Круто, что кто-то выложил в сесть проект храма, в основной объем не пустили на колокольню пустили.

Фото нач. XX века и фото проекта взял на сайте, что посвящён восстановлению церкви. Конечно там напридумывали многое из истории и архитектуры храма, но это и понятно в наше-то время.
Кого не пустили? Мы были одни. На колокольню вход свободный, а внутри храма делать нечего (наипростейшая рама от иконостаса, стройматериалы, современные церковные атрибуты, пластик.окна и проч.) Нас такой интерьер не привлекает. :)

как всегда, интересно читать про истории жизни людей, живших на этих землях. Кого-то за рубль купили, кто-то в НЙ умер, а от кого-то только имя осталось...
Спасибо за экскурсию, в такие места не каждый доберется!

Вот и мне такое интересно (чем жили, кто жил)! Но подобный интерес вызывает исключительно глубинка. Так сказать, вдохновляет, чтобы покопаться в истории.
Всегда радует, когда понимаешь, что побывал там, где реально прикоснулся к Истории. В данных местах, конечно, история не с большой буквы, но я в общем имею ввиду.
Да уж, добирались с таким адреналином — на всю жизнь запомнится. :)
Тут ещё дело в том, что не каждый захочет туда добираться. Ведь, по сути, единицы тех, кому настолько интересно наше прошлое и архитектура, чтобы утруждать себя такими местами. А мною глубоко уважаемые историки да краеведы зачастую просто не имеют возможности путешествовать.
И тебе спасибо, Марьян!
P.S. Смотрю, каждый раз у тебя новая ава. :)

красота, готовая натура для съемок фильма: или апокалипсис, или что-то историческое.

...или что-то просто русское! :)
У нас почти в любой точке апокалипсисы снимать можно.
Но, определённо, в том своя красота!

да очень хороший блог получился, не напряжный) Я все прочитала с интересом!

Спасибо, Катя!
Ну, если уж ты прочитала...

Главное, что не напряжный! :)))
А ведь за вечер и пол-ночи написал! Так вот воодушевился.
Удивительными образом мы с тобою соприкасались с историей в наших поездках. Могли бы подумать об этом помещики и уж тем более простой крестьянин? Что побываем мы в их усадьбах, напишем про них пару строк... :)

Как всегда очень интересно почитать и посмотреть! Спасибо!

И я всегда рад, когда выходит интересно. :)
Взаимное спасибо!

Спасибо, Костромская область как всегда радует! Если бы Москва за уши не тянула, можно было бы там поселиться на старости лет.
Колокольня просто бесподобна, какие высоты, какой рамах!

Однозначно, что Костромской край — кладезь колоритных мест. Там даже и не нужно, чтобы архитектура была изысканной, само окружение делает объект по-своему уникальным! Поселиться-то несложно, сложно будет жить. Коммунальная инфраструктура на ладан дышит, социальной сферы вообще уже нет. А колокольня и впрямь хороша. Вошла бы в двадцатку самых высоких дореволюционных колоколен России.
И Вам спасибо, что читаете!

Edited at 2015-12-04 02:38 pm (UTC)

Еще одна интересная экскурсия . Спасибо!

Рад, что понравилось. :)
Взаимное спасибо!

Какие просторы... Какая красота... Все же есть надежда, что когда-нибудь жизнь вернется... Спасибо за преинтересную фотоэкскурсию. Продолжаю делиться Вашими фотопутешествиями https://www.facebook.com/krodionov/posts/997033780360597

Просторы, красота — да, но жизнь уже вряд ли сюда вернётся. Только не в наше время. Уверен, что в ближайшие четверть века она лишь будет по-прежнему уходить. Как это и не печально. Ибо всё ведётся и делается для этого.
Рад, что Вам понравилось! Взаимное спасибо и спасибо, что делитесь! :)

За душу берут такие фото. Спасибо Вам!

Согласен. Поэтому и бываем в таких местах.
Взаимное спасибо!

Большое спасибо за рассказ. Топонимы в нашей стороне сплошь мерянские, потому и непривычны в звучании.

Рад, что понравилось. :) Спасибо!
Да, про топонимы я уже писал в предыдущих постах.

Осилила! Жаль, всё жаль. Фотки прекрасные у тебя. История интересна, как и сама Русь!
Спасибо.
Тут вот Вадим борется с ....выиграл одно дело..150тыщ получил.
Зайди к нему. Я тебе писала про проекты...Нужно в мир, для всех нести. У тебя абалденные рассказы, и фото. Это должны видеть там, в реале.

http://deadokey.livejournal.com/163835.html?thread=4016635#t4017147

Благодарствую!
У Вадима концепция иная, нежели моя. Я пишу для себя, хоть и с краеведением, но в произвольной форме, допуская порою шуточки. У него же более научно и скучно. Тем боле я свои посты нигде не публикую, кроме своего ЖЖ, хотя мог бы (вступить в разл.сообщества и соц.сети). Но мне это не нужно. Его профиль — это подмосковные усадьбы. Мы же стараемся укатить и найти что-то в глубинке. Кстати, наконец-то составил карту, посещённых нами мест за все годы. Москву и область пришлось даже исключить, иначе перегруз объектов выходил. Оставил только регионы.

Добралась. Интересно. Мне эта церковь напомнила нашу Николу... Показалось?

Спасибо!
Да нет, так кажется. :) В Никола-Высока сам храм чуть проще, в духе традиционного зодчества. В Пеньках — тяготеет к барокко, декор побогаче. Вот колокольни чуток схожи, т.к. и там, и там в стиле классицизма. Однако чего стоит высоковская роспись и иконостас (мы-то его целым ещё застали)!?

  • 1