?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Mon Repos, Шарлоттенталь тож
deni_spiri


Наконец-то выбрал время и после месяца затишья написал новый пост, в продолжение темы Ленинградского путешествия.
Будучи в Выборге, мы конечно же не могли не посетить один из наиболее известных ландшафтных парков страны — «Парк Монрепо». Возрастом в более два с половиной века он, по праву, считается шедевром садово-паркового искусства. Поросшие деревьями скалы, огромные валуны и гроты, "замок" и усадебные постройки — всё это и многое другое можно увидеть на территории бывшей усадьбы баронов Николаи, расположенной на берегу бухты Выборгского залива.



О «Монрепо» написано немало статей и очерков, т.к. место весьма известное, туристическое. Поэтому вдаваться глубоко в краеведение не стану и, как обычно, в таких случаях из истории приведу лишь общеизвестные и наиболее значимые факты. В тот, поначалу пасмурный, день двадцать седьмого апреля к часу пополудни из Кронштадта мы прибыли в город Выборг. Чтобы попасть в сам парк, с материковой части перебираемся на остров Твердыш (фин. Линнасаари – "Замковый остров"). На острове направляемся в северо-восточную его часть и, перебравшись через колоритную железнодорожную выемку в скальной породе,...


...паркуемся на Парковой улице возле парковых ворот. Въездные ворота в Монрепо деревянные, выполненные в неоготике. Неизвестно, как выглядели первоначальные ворота, конца XVIII в. А перед нами — воссозданные в 1980-е, в максимально приближённом виде к оригиналу ворот 1830-х гг. Когда-то над широким порталом было помещено изображение фамильного герба баронов Николаи (владельцев усадьбы) с девизом «Sustine et abstine» (Выдерживай и воздерживайся).


Заплатив за вход незначительную сумму (в наши дни здесь расположен музей-заповедник), по аллее направляемся прямиком к виднеющемуся вдали заливу. А пока перейдём к истории. В шведские времена эта территория была частью угодий Выборгского замка. На месте будущего парка в середине XVI в. располагалась сельхоз-усадьба Лилль Ладугорд (Малый Скотный двор). Первым, кто превратил эти земли в жилую, обустроенную усадьбу стал выборгский обер-комендант Пётр Ступишин (в 1760 г. получил имение в вечное пользование). Он возводит жилой дом и разбивает парк, названный им по имени своей жены – Шарлоттенталь.


После смерти Ступишина владельцем земель становится брат великой княгини Марии Фёдоровны — принц Фридрих Вюртембергский, назначенный в 1784 г. губернатором Выборга. Именно принц свою загородную резиденцию называет Mon Repos (Монрепо — "мой отдых"), в память о швейцарском имении Монрепо, где он жил в юности. Правда формальным владельцем усадьбы числился коллежский асессор М. Донауров, библиотекарь и секретарь Павла I. Будучи дружен с Фридрихом, Донауров взял на себя оформление документов (купчей). После того, как принц Вюртембергский был выслан из России (кстати, своему дворцу в Людвигсбурге он так же даёт имя Монрепо), его собственность была выставлена на торги. Всё тот же Донауров писал Фридриху в Штутгарт, что на все три его имения есть лишь один покупатель — барон Людвиг Генрих фон Николаи, который в 1788 г. и становится новым владельцем Монрепо.


Напротив главного дома (верх.фото) расположен невзрачный, явно перестроенный дом управляющего (ниж.фото). Нынче тут заседает музейная администрация. Более интересным, правда, исходя из внешнего вида, сомнительно интересным, выглядит каменный лев. Примечателен не столь он, как его происхождение. Изначально гранитное творение финского скульптура — лев, держащий лапой финский герб, — венчал постамент памятника Независимости Финляндии 1927 года на мысе Терваниеми. В 1940-х лев был сброшен с пьедестала и пропал, а в 1989 г. найден на территории парка Монрепо. После чего занял позорное место в экспозиции музея. Любопытно, что в городе Хювинкяя (Финляндия) находится брат-близнец нашему покалеченному льву.


Расцвет Монрепо в кон.XVIII - нач.XIX вв. связан с именем Людвига Г. Николаи, писателя-поэта, знатока и ценителя искусства. Барон был одним из воспитателей великого князя Павла Петровича, со временем став президентом Императорской СПб Академии наук. Затем его сын Пауль, российский дипломат, опираясь на замыслы отца, продолжил благоустройство и придал парку те черты, что сохранились до нашего времени. После Октябрьской революции и последовавшей за ней независимости Финляндии семья Николаи остаётся жить в Монрепо. В 1919 г. имение переходит к сёстрам последнего барона Николаи, Пауля Э. Георга, младшая из которых выходит замуж за графа К. Палена. Николаи и Палены жили здесь до самой Второй Мировой войны.


Самую высокую точку парка — вершину скалы, называемой Левкадской, — венчает обелиск братьев Броглио. Семья Броглио — старинный аристократический род, происходивший из Италии и живший не одно столетие во Франции. После Великой французской революции семья Александрины Симплиции, супруги барона Пауля А. Николаи, была вынуждена покинуть Францию и найти прибежище в России, где выросли и получили образование три её брата: Огюст-Сезар, Альфонс-Октав и Шарль-Франсуа. Молодые французские аристократы стали гвардейскими офицерами в лучших полках Российской империи – Преображенском и Семёновском. Во время войны с Наполеоном в сражениях погибли старший и младший принцы. Обелиск увековечил память двух братьев, а вместе с тем и память их сестры – баронессы Симплиции.




Проект обелиска был заказан английскому архитектору Ч.Тэтаму, а сам монумент изготовлен в Швеции. Для его создания использовали серо-зелёный мрамор, который в Швеции называется “кольмордским”, по месту добычи – Кольморден. Месторождение это знаменито тем, что мрамор из него использовался при постройке здания Парижской оперы, дворца Дроттингхольм в Стокгольме и нью-йоркского Рокфеллер-центра. Проект Тэтама был воплощен в мастерской шведского скульптора Э. Гёте (этот швед всего лишь однофамилец, а не родственник немецкого поэта). В 1827 г. обелиск, разобранный на части, был доставлен из Швеции в Монрепо и рабочие из мастерской Гёте собрали его на Левкадской скале.


Вид на прибрежную часть: бухту Защитную (фин. Suomenvedenpohja – "Конец финских вод") и кусочек Елисейских полей. «Елисейские поля» — это луг, получивший своё название из-за ассоциации с древнегреческим Элизиумом. Елисейские поля, Элизиум — это, как верили древние греки, прекрасные поля блаженных душ на берегу реки Океан. На Елисейских полях царит вечная весна, там нет ни болезней, ни страданий. Людвиг Г. Николаи, назвав так часть любимого парка, выразил тем самым свою любовь к Монрепо.


Парк расположен на северном берегу большого острова, а также на крошечных островках, отделённых узкими протоками. В восточной части парка такие острова образуют архипелаг: расположенные близко друг к другу, они соединяются между собой лёгкими мостиками.


Дойдя до первого «китайского» мостика...


...на небольшой возвышенности, среди сосен, мы заприметили с виду непритязательное сооружение. Им оказался памятник 1804 г. — «Колонна двух императоров», посвящённый Павлу I и его сыну Александру I. В цоколь колонны была вмонтирована плита с надписью "Caesar nobis haec otia fecit" ("Покой нам предоставил Цезарь" - лат.). А короткая признательная подпись гласила: "Ты, Павел, наградил за долгий труд Меня по-царски, дал здесь всё украсить. Освободив мне шею от ярма. Затем и Александр, Твой кроткий сын, Владеть именьем собственным дозволил, Чтоб вечер жизни мирно завершить…". Павел I, вступив на престол, осыпал Николаи милостями: пожаловал ему баронский титул, наградил орденом св.Анны I-й степ. и поместьем в полторы тысячи душ. А при Александре I Николаи получил в вечное и потомственное владение имения Монрепо, Лииматта и Фрейденхоф.


А мы тем временем перебираемся на выступающие из воды гранитные глыбы соседнего островка.


Остров этот зовётся «островом Палатки». Необычное название напоминает нам о сооружении, некогда расположенном здесь. То был Турецкий шатёр или Турецкая палатка (1790-х гг.) — характерная деталь садов эпохи Просвещения. Любование экзотикой Востока и память о победах русского флота в войнах с Османской империей нашли самое широкое отражение в быту: турецкие бани, оттоманки с мягкими валиками, головные уборы в виде тюрбанов — всё это было лишь небольшой частью стиля «а-ля-тюрк», завоевавшего Европу. Судить о том, как выглядел шатёр, мы можем по акварели, выполненной в 1830 г.


На сим же месте в наши дни.


Летом, поди, красивше будет – с листвою-то, но и без оной виды тут прекрасные. Мы же поворачиваем обратно.


Возвращаясь по дорожке, соединяющей островки с побережьем, снова выходим к Левкадской скале. Название скалы «Левкада» заимствовано в Греции: по преданию с Левкадской (Леукатской) скалы бросилась в море величайшая поэтесса Древней Греции Сафо (Сапфо). Первоначально Левкаду в Монрепо украшал храм Амура. После на месте храма был возведён существующий ныне обелиск Броглио.


Во всей пестроте садовых затей было направление, без которого представить себе парк эпохи Просвещения невозможно. Это — китайский стиль, «китайщина» — увлечение, которое отразилось в живописи и в декоративно-прикладном искусстве. Причиной массового увлечения европейцев на искусстве Китая стало распространение китайского фарфора, легко потеснившего медную и серебряную посуду в силу своей лёгкости, красоты и гигиеничности.


Китайская тема в Монрепо была представлена разнообразно и необычно. С «китайщины» когда-то начиналось знакомство с парком: справа от ворот, на огромном валуне, некогда стоял деревянный Китайский зонт, сооружённый в 1798 г.  В восточной части парка, на высоком холме, была выстроена двухъярусная деревянная беседка, напоминающая пагоду. В честь императрицы Марии Фёдоровны беседка получила название Мариентурм — «башня Марии».


В наши дни китайские мостики выкрашены в белый цвет, но первоначально они тоже были цветными, как и Мариентурм. А перед нами — Чайная беседка в центральной части парка. Ещё одно "напоминание" о Китае. К сожалению, в современном облике восстановленной в 2002 г. беседки восточные черты уже не угадываются.


Вдоль берега двигаемся в северную часть парка, по пути любуясь живописными видами.


Создатели парка Монрепо задумывали его как место, где можно всего за несколько часов совершить путешествие по миру: от беседок, стилизованных под сооружения древнего Востока, мимо античных храмов, "средневекового замка", Хижины туземцев Таити и Турецкого шатра. Из былого великолепия до наших дней дошло немногое. Осмотреть весь парк мы не успевали и отдали приоритет наиболее достойным экспонатам музея. Из прочих достопримечательностей, не представленных в моём отчёте, в Монрепо находятся: Хижина отшельника — нечто ужасное, сложенное из берёзовых брёвен в 2012 г.; скульптура Вяйнямейнена, поставленная в 2007-м; источник "Нарцисс", восстановленный в 1974 г.; был ещё храм Нептуна, воссозданный в 1999 г. и сгоревший в 2011 г.


Меж тем мы забираемся на узкий мыс, врезающийся в залив, где в прошлом располагался нептунский храм, напоминанием о котором служит лишь эта старейшая сосна (в начале XIX в. с двух сторон от храма были посажены две сосны).


Надо отдать должное Катерине, что не поленилась и спустилась с каменного уступа вниз, где выбрала интересный ракурс и сделала замечательный кадр единственного на тот момент посетителя парка, в лице Дениса Владимировича.


Павильоны, имитирующие строения древней архитектуры были модными в XVIII веке. Иногда их строили из камня, но чаще всего это были простые деревянные сооружения, которые называли «Храм». Так и в Монрепо павильон именовался просто – «Храм в греческом стиле». Нам он более известен под названием «Храм Нептуна», поскольку в его внутреннем пространстве долгое время находилось скульптура древнеримского бога морской стихии. Скульптуру иногда перемещали, и в пространстве Храма в разное время "побывали" статуя Юпитера и статуя богини Пиетас. Богиня была изображена с младенцем на руках, что символизировало сыновнее почтение и благочестие (потому храм иногда называли «Храмом Благочестия»). На этой литографии мы можем видеть сам храм и сохранившуюся до наших дней сосну.


А вот, пожалуй, и главенствующая достопримечательность и символ Монрепо — остров Людвигштайн ("Скала Людвига" - нем.) и расположенная на нём капелла Людвигсбург. Во времена, когда имение находилось во владении Людвига Г. Николаи, этот остров называли Скалой отшельника, а потом Эрихштайном (в память о погибшем короле Швеции, Эрике XIV). А так же он носил имя острова Мёртвых (Hautasaari - фин.)


Когда на острове началось строительство грота Медузы, Людвиг уже был захвачен идеей построить здесь готический замок (в конце XVIII в. Европу охватил интерес к готике). В планах был не просто готический замок, а замок-руина, т.е. "искусственная древность" — исключительно модное направление в европейских садах.


На сегодняшний день захоронения на острове и капелла требуют реставрации, потому и доступ туда для посетителей запрещён из соображений безопасности и охраны памятников. Но мы вместе с финскими солдатами (фото SA-Kuva) переберёмся на противоположный берег, чтобы увидеть капеллу чуть ближе.


При Людвиге Г. Николаи замок так и не появился (все проекты оказались слишком дорогостоящими). Название "Людвигштайн" остров получает после смерти Л.Г. Николаи, когда его сын, Пауль, перенёс сюда останки своих родителей. Паулем же в 1822 - 1830 гг. по проекту архитектора-неоклассициста Ч.Тэтама и была построена капелла, названная "Людвигсбург". Здесь нашли упокоение все бароны и баронессы рода Николаи.


Осмотрев "Скалу Людвига", возвращаемся к усадебным постройкам.


Главный усадебный дом.


Библиотечный флигель.


Первое здание главного дома было построено при Ступишине, в период 1759-1782 гг. Новый дом (возможно, с включением первоначального) возведён в 1784-1786 гг. при Фридрихе Вюртембергском. При следующем владельце, бароне Л.Николаи, в 1804 г. дом был перестроен. В 1967 г. здание капитально отремонтировано. В 1989 г. восточное крыло главного дома и флигель пострадали от пожара. С тех пор и поныне "ведутся" реставрационные работы.


Замечательную подборку старинных фотографий как интерьера главного дома, так и всей усадьбы можно увидеть на страничках humus: здесь и здесь.


Людвиг Г. Николаи был не только писателем и драматургом, но и страстным библиофилом. Книжное собрание в Монрепо включало в себя около девяти тысяч томов и считалось одним из крупнейших частным книжным собранием Великого княжества Финляндского. При этом в коллекции не было книг на русском языке: Николаи был немцем, выросшим в смешанной франко-немецкой среде. Необходимости изучать русский язык у него просто не было. А из русских авторов были представлены лишь: Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника» (в немецком переводе) и «История государства Российского» (в переводе на французский). Было и знаменитое, написанное по-французски, трёхтомное сочинение Н.И. Тургенева «La Russie et les russes», вышедшее в Париже в 1847 г.


В 1915 г. последний барон Николаи, Пауль Эрнст Георг, передал всё книжное собрание Монрепо в библиотеку Хельсинкского (тогда – Гельсингфорского) университета на двадцать лет, с последующей передачей навсегда в собственность Финляндии. С того времени библиотека имения бережно хранится и тщательно изучается в Национальной библиотеке Финляндии.


И специально для Катерины, которая ещё там заинтересовалась, что за женская скульптура вкопана ни к селу ни к городу между главным домом и флигелем. Оказывается это ещё один нездешний экспонат, как и каменный лев. Первоначально статуя «Крестьянка» украшала главный вход в здание дома Лаллукки, в Выборге. А теперь вот здесь, пугает посетителей своим похожим на надгробие видом.


Под "занавес" немного из современной истории парка. В послевоенные годы, после того, как Выборг отошёл к СССР,  в усадьбе размещался Дом отдыха военнослужащих. В 1952 г. стены главного дома занял детский сад, а флигель приспособили под жилой дом. В 1960-е Монрепо становится Парком культуры и отдыха им.Калинина. И только в 1988 г. при поддержке академика Д.Лихачёва был образован ГИАиП музей-заповедник «Парк Монрепо». Однако, как видно из плачевного состояния усадебных построек, за последние четверть века денег на реставрационные работы так и не нашлось. А новодельные беседка, хижина и скульптура (которая уже лишилась часть пальцев на руке) по качеству своему и значимости оставляют желать большего.


Закончив осмотр великолепного пейзажного парка, садимся в поджидающую нас Астру-путешественницу и катим с Катей глядеть город Выборг.


При создании поста использован материал следующих сайтов:
- статьи М. Ефимова и Ю. Мошник в веб-газете "Выборг"
- ГИАПМЗ "Монрепо"
- частный архив карельского перешейка Ristikivi


  • 1
Мучительной красоты пост. Шикарнейшее место, был там аж десять лет назад. Хочу еще...

"Мучительной красоты пост"!? Интересное словосочетание! :)
Место и впрямь шикарное. Хотя нам повезло — мы практически были единственными посетителями парка, лишь под конец появились группы туристов. Так что будь мы там в другое время, большое количество народу могло и подпортить ощущения.
Спасибо!

Спасибо за такую прекрасную прогулку по парку! Фото, как всегда, замечательные! Удачи вам в новых поездках!

Рад, что виртуальная прогулка удалась. :)
Спасибо за отзыв и пожелания!

существующий ныне обелиск Броглио. после этого отлично вышла фотка)
Давай про выборг пиши! какие там дома красивые мы засняли! писать не переписать!

Помнится, это я тебя попросил тот ракурс сделать. Но отдам должное — отфотала ты парк очень достойно. :)
Ой, про Выборг надо долго писать. Хочу каждый дом разобрать. Ближайшие посты будут из костромской земли. Надо вдохновиться ими. А то вон, целый месяц ни одного отчёта. :)

да, не Греция у нас, все таки холодно и пейзажи, сразу чувствуются,что не южные. Но красиво, слов нет: ландшафты, здания, природа, все так гармонично вместе... Погулять одно удовольствие в такой усадьбе. Да и история семьи какая насыщенная.
Спасибо, что рассказал-показал так подробно!

О, здрасте-здрасте, Марьяна! :)
Место действительно уникальное. Как пишут, это единственный скальный ландшафтный парк в России. Тут ещё мало истории. Она гораздо богаче и насыщеннее, чем я представил. Но, поскольку о Монрепо сотни статей, не стал углубляться.
Как всегда, рад, что понравилось.
Спасибо!

Какая красота! Прекраснейшие виды! Спасибо!

Определённо там очень красиво!
Взаимное спасибо!

Красиво. Интересно. Особенно здорово - возможность сравнить с архивными фото... Спасибо :). Продолжаю делиться Вашими путешествиями https://www.facebook.com/krodionov/posts/995754047155237

Да у меня по минимуму старинных фото. Их в интернете очень много.
Как всегда я рад, что Вам понравилось. Спасибо!
Завтра будет новый пост, про мою любимую Костромскую область. :)

Вы с Катрин весь парк просмотрели, я как оказалось не видел и половины. Пейзажи очень все красивые. А дом меняется не в лучшую сторону


Edited at 2015-12-02 07:52 pm (UTC)

Так далеко не весь! А там написал, что не представил в отчёте (источник "Н", скульптура "В", гроты и прочее). Но они для не были интересными. Согласен, дом да флигель дряхлеют. А пейзажные виды хороши, это бесспорно.
Спасибо!

Прекрасный парк, но пейзажи суровые, античные псевдохрамы тут явно смотрелись несколько озябшими)

Так это время года ещё такое, что мало зелени. Летом живописнее и гармоничнее всё смотрелось(вместе с храмами).
А парк, определённо, прекрасен. :)

Спасибо, фотографии как всегда потрясающие!
Убого конечно смотрится беседка, особенно по сравнению со старыми фотографиями, ныне парк, как я понимаю, "держит лицо" только благодаря неповторимой северной природе.

Взаимное спасибо! :)
По-моему, за последние 20 лет понятие реставрация кануло влету. Теперь какой-то новодел или просто ремонтно-восстановительные работы. Это Вы ещё не видели Хижину отшельника из берёзовых брёвен — стыдоба! :)
Полностью с Вами согласен, лицо парк держит исключительно благодаря своей природе.
Я только что новый пост опубликовал, про мою любимую Костромскую область. Не пропустите! :)

Ух, ты!!!!!!!!!!!!!!!!!Абалдеть история! Спасибо, спасибо!Мне очень понравилось. Я вот у себя тут лажу...а какая история? Копикуз, да сносят уже старенькие. В моём городе уголь нашли)))Но мало истории осталось...да и городу 100 будет всего лишь)
Я так вам завидую, по человечески, по доброму! Поклон мой!

Мне тоже понравилось! :)
Взаимное спасибо!
Да мы уж больше не путешествуем. Теперь, если только и завидовать, так это тому, как много мы повидали.

Почему не путешествуете?Жаль очень. Если нет, то что делать будете. Не усидите)))

Ну так, всё меняется. Да и сложно стало — ведь ближайшее, в радиусе 700 км от столицы, мы уже исследовали. А для более дальних поездок нужно и времени больше и финансов (тут уже как раньше двумя-тремя днями не обернёшься). Так что дело не в желании, а в возможностях. :)

Я всегда думала о вас с Катей...финансы, покушать...отдыхать...обо всём. Моодцы! Дай Бог вам финансов) Здоровья! УДАЧ! Буду надеяться, что всё пойдёт пучком)

Нас с Катей нет. :) Мы не пара, мы — партнёры по путешествиям. И то в прошлом. Последняя совместная поездка была ещё весной этого года. Всё, что сейчас я публикую — это отчёты по старым путешествиям.
Ну, а финансы-то конечно пригодятся, что ей, что мне. :))) Спасибо!

Я поняла, что не пара...а партнёры...Удачи вам! А будут ещё отчёты, пусть и старые? Я сама тут в путешествиях по городу и весям, думала зимой сидеть буду...щас...ага))))
Хотела твои пересмотреть..Но посмотрю, что не видела.
Кланяюсь за труд ваш, твой!

Да, мы, как это не парадоксально звучит в наше время, были чисто партнёрами по поездкам. Так сказать, взаимовыгодное сотрудничество. :)
Конечно, ещё будет как минимум десятка три-четыре старых отчётов. Так что почитать в будущем есть что. Главное мне находит вдохновение и время на написание постов. И Вам спасибо за интерес к моим отчётам!
P.S. Сегодня, кстати, опубликовал новый пост. :)

Edited at 2015-12-11 04:17 pm (UTC)

вопрос

(Anonymous)
Как можно сослаться на ваши фото?? Я хочу обелиск скопировать

Активная ссылка на мой ЖЖ: http://deni-spiri.livejournal.com/
И можете использовать нужный Вам материал.

  • 1