Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Турлики – Шмурлики



Не так далеко от столицы, посреди живописного соснового бора, подальше от людских глаз спряталась усадьба «по имени» Турлики. А точнее небольшой дворянский особняк. Хоть и скромных размеров дом и внешне не столь роскошен он, сие в прошлом дворянское гнездо заслуживает особого внимания и рассказа о нём. Наибольший интерес представляет из себя здешний интерьер, в изобилии сохранивший лепной декор и пару каминов. Несмотря на то, что дом дошёл до нас со значительными переделками и лепниной советских времён, это определённо одна из интереснейших усадеб Калужского края.




Итак, начну свой рассказ с вершины обширного холма, спускающегося к реке Протве. Здесь, на землях известного имения Белкино дворянского рода Обнинских, к началу 1900-х была устроена усадьба Турлики. Первым владельцем которой являлся Виктор Петрович Обнинский — российский общественно-политический деятель; депутат первой Государственной Думы. Один из видных деятелей Конституционно-демократической партии (кадетов). Его жена Клеопатра Обнинская (ур. Салова) известна рисунком В. Серова «Клеопатра Обнинская с зайчиком в руках». Несмотря на активную жизненную позицию и многие достижения в политической карьере, в 1916 г. Виктор Петрович покончил жизнь самоубийством. Но вернёмся в наши дни, в густую лесную чащу.


Небольших размеров усадебный дом настолько плотно обступили зелёные заросли, что со стороны Репинского оврага, на краю которого он стоит, его и не разглядеть
. Поэтому при столь бурной растительности заснять общего плана вид оказалось делом затруднительным. В очередной раз мы убедились, что лето — не лучшая пора для художественной фотосъёмки заброшенных объектов. Так что внешний обзор носит фрагментарный характер.




Сей особняк — творение придворного архитектора, предположительно, В.М. Лопатина. Здание сложной асимметричной конфигурации представляет собой совокупность двухэтажных объёмов с отдельными входами и широкими верандами. Строили его с применением последних строительных (бетон) и отделочных материалов, и со всеми удобствами, которые начинали входить в быт обеспеченных слоёв общества. В доме находилось четырнадцать комнат с крупными арочными окнами. А подвал фактически образовывал дополнительный подземный этаж с длинными рядами комнат и залов.


В своё время доминантой здания служила восьмиметровая круглая башня с обзорным балконом под кровлей (не сохранилась).


В 1909 г. загородный дом Обнинских покупает Маргарита Кирилловна Морозова (ур. Мамонтова) — знаменитая русская меценатка, одна из крупнейших представительниц религиозно-философского и культурного просвещения России нач.ХХ века, хозяйка московского литературно-музыкального салона. Кстати, Маргарита Кирилловна приходилась троюродной сестрой Верочки Мамонтовой, изображённой на картине В. Серова «Девочка с персиками». Морозова в память о покойном муже и в честь любимого сына дала имению новое название — Михайловское. Но оно не прижилось, а в народе закрепилось как «Морозовская дача». При ней частично был перестроен главный дом, расширен и благоустроен парк. К тому же возвели два новых деревянных дома: дом управляющего и дом для гостей (сохранились до сих пор).


Взбираемся по каменной лестнице на одну из трёх веранд. Стучимся.


Но Маргарита Кирилловна не открывает...

Побродив вокруг дома под яркими и жаркими лучами солнца ещё чуток, мы наконец-то попадаем в нутро Обнинского особняка. Несмотря на свой не шибко роскошный вид и скромные размеры, дом очень даже впечатляет своим интерьером, который с лихвой восполняет недостаток внешнего величия. Он оказался достаточно богат на искусный лепной декор, в лице потолочных карнизов, тяг, плафонов и прочих розеток. В итоге в совокупности с толстенными стенами, высокими арочными окнами, люстрами 1950-х годов и прочими советскими атрибутами получилась эдакая смесь
духа начала XX столетия и сталинского ампира. Но сей контраст лишь придаёт особый колорит этому месту.




Вообще сюда очень стремилась попасть Катерина, а я был более равнодушен. Но оказавшись внутри, мы поменялись ролями: меня пробрало, что даже уходить не хотелось; Катя же начала страшно халтурить, наспех делая кривые фотки. Мой укор тебе, Филимонова! Ну, а мы приступаем к осмотру внутренностей каменного строения, в ком несимметричные комнаты, ломанные линии, узкие коридоры и огромные арки.


Из вестибюля попадаем в голубую залу с забаррикадированным выходом на веранду.




Из небольшого коридора или вестибюля (не знаю как назвать)
в различные комнаты ведут несколько презанятных дверей.


Даже казённая раскраска стен не слишком портит вид внутреннего убранства.


Отдельное внимание здесь заслуживают массивные лакированные двери.


Зайдем в одну из них.




Отличительная особенность интерьера здешнего дома это лепные сандрики, опирающиеся на кронштейны, над дверьми и оконными проёмами. Внутри зданий подобный архитектурный элемент использовался не столь часто. Поэтому смотрится очень необычно. Вообще вся эта лепнина на фоне обоев и отопительной системы батарей выглядит... немного нелепо. Но забавно.


Сохранилось подробное описание внутреннего убранства особняка (из объявления о продаже 1909 г.): «Полы паркетные и под линолеумом. Стены окрашены, панели из японской циновки, линкрусты и других материалов. Двери все стеклянные, все шкафы в стенах, углы все закруглены. Кухня наверху. Для кушаний и дров — лифт. Ванна облицована изразцами, выложена метлахской плиткой, душ, горячая и холодная вода проведены во все умывальники и мойки, горячая вода круглые сутки. Водопровод из ключевой воды, в баках всегда находится 400 вёдер… Отопление центральное, кроме того, голландские печи, камины по-голландски». Все комнаты были обставлены роскошной старинной мебелью в восточном стиле из дворца Шамиля в Калуге, стены увешаны дорогими коврами и великолепными картинами.


Один из парадных залов.


Перед нами пример, видимо, камина по-голландски.


На потолке потрясающая массивная лепнина с советской символикой. Богато и роскошно даже со звёздами и серпами.


Конечно же не все комнаты привлекательны, есть и подобные этой — более скромные. Из примечательного, как факт о гармоничности интерьра, в комнатах радиаторы батарей отопления были прикрыты оригинальными деревянными массивными экранами с металлической решёткой.


Ну, а пока мы ходим бродим, вернусь к истории. Маргарита Кирилловна с младшими детьми проводила в Михайловском (Турликах) всё лето и часто приезжала сюда в другие времена года. Принимала хозяйка и гостей, Один из них знаменитый поэт серебряного века А. Белый. Он жил здесь три недели летом 1911 года. А зимой 1916-го здесь практически поселился избранник Морозовой философ, публицист  Е.Н. Трубецкой. В своё время в усадьбе работали художники В. Поленов и В. Серов.


От ремонта советских лет
дому в наследство достались ванные-троны.


Стучим каблучками далее.


И выходим на чёрную лестницу. Или она стала «чёрной» в наше время. Несмотря на то, что из старины здесь разве что стены, внутри лестничного пролёта очень даже атмосферно. Тесные проходы, серо-зелёные тона... Одним словом, весьма презабавненько.




Чух-чух и мы поднялись на верхний этаж.


Здесь более дестройно. Заглядываем в такую же серую, как лестница, комнатку с ломанным потолочным сводом и оригинальными иллюминаторами.




Другая зала с огроменной лепной розеткой. Как видно, потолок в весьма плачевном состоянии.


А вот и главная изюминка второго этажа. Собственно и всего дома.


Под башенкой-бельведером, что венчает крышу, находится вот такое резное ажурное чудо. Как правильно называется сей архитектурный элемент мне неведомо. Но знаю, что каркас состоит из металлической арматурки, на которую наложен, видимо, гипс, раскрашенный в золотой и сине-голубой цвета.




Может отсюда и начиналась та восьми метров в высоту башня, что до 1943 г. украшала это здание. А данное творение — дело рук уже советских реставраторов.


Продолжаем шуршать по полу осыпавшей штукатуркой и спускаемся в подвал. На этот раз по парадной лестнице, хотя по такой же узкой, как и предыдущая.




А подвал вовсе и подвалом не назвать. Не менее разветвлённое помещение со множеством комнат, комнатушек и закоулков.


Изначально, во времена Обнинского, здесь находились ванные и хозяйственные помещения. Двигаясь почти что в темноте, попадаем в наиболее примечательный зал. Интересной конфигурации, замечу. Вдоль одной стены стоит длиннющая скамья, задрапированная красным сукном. Для чего тут такое сидалище сложно сказать. Может в советском прошлом тут была банька? А энто "зал ожидания".


Весь периметр обрамляют тяги и потолочные карнизы.


Посреди находятся две проходные ниши.


Чтобы попасть в соседнее помещение, выломали один из проёмов. Не мы, конечно.


В одной из комнат ещё один нарядный камин. Для цокольного этажа даже как-то слишком богато.


Ну, а мы снова возвращаемся к истории. В 1911 г. Морозова купила участок земли рядом с усадьбой и занялась обустройством летней детской трудовой колонии. Руководителями которой стали С.Т. и В.Н. Шацкие, основатели общества «Детский труд и отдых». В колонии дети из семей рабочих Марьиной Рощи ухаживали за животными и выращивали урожай. В последующие годы число колонистов доходило до 100-150 человек. Колония просуществовала до 1918 г., когда после национализации на её базе открыли школу-колонию «Бодрая жизнь». При содействии Н.К. Крупской известный русский педагог Станислав Теофилович Шацкий так и остался её руководителем.


А здесь довольно-таки грубая имитация старины. Явно поздних годов.


Помещеньеце, предположительно, кухонного назначения.


«Бодрая жизнь» функционировала вплоть до Великой Отечественной войны, в годы которой (с мая 1942 по апрель 1943) стены усадебного дома занял командный пункт командующего Западным фронтом, где в разное время заседали Жуков, Конев и Соколовский. В 1949-м был проведён капитальный ремонт дачи. После ремонта тут открыли гостиницу, в которой в 1951 г. останавливался И.В. Курчатов — учёный-физик, «отец» советской атомной бомбы. Потом довольно долгое время здесь размещался санаторий-профилакторий Физико-Энергетического института. В 1990-е усадьбу арендовал частный колледж, но к 1997 г. он перестал существовать. С того времени и по ныне судьба усадьбы до сих пор не решена.


А мы поднимаемся из подвала снова по серой с зеленоватым оттенком «чёрной» лестнице и...


...
выходим наружу.


Удивительно, что усадьба, история которой связана со множеством известных фамилий, которое десятилетие пребывает в забвении. Хотя для нашего времени это совсем не удивительно, правильнее сказать, печальная тенденция нашего времени.


P.S.
Отдельное спасибо ребятам, что осуществляют присмотр за домом и защищают его от вандалов.
При создании поста использован материал следующих сайтов:
- "Морозовская дача"
- "Айк Обнинск"

Tags: 2015, Калужская область, заброшенные усадьбы, усадьба
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Бал в Розовом зале

    Усадьба Знаменское-Садки - поистине уникальная усадьба. Интерьер Розового зала в Знаменском — один из немногих, уцелевших от эпохи XVIII…

  • Великолепие усадьбы Щепочкина

    Искушённого путешественника уже сложно чем-либо удивить. Когда позади более сотни исследованных усадеб, думаешь, что всё видел. Ан нет! Остались…

  • Усадьба на Голубом озере

    Решили мы, вот, с Катериной побывать в Вышнем Волочке. Доехать-то до него доехали, а вот осмотреть весь город не довелось. Через ВВ проходит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

Featured Posts from This Journal

  • Бал в Розовом зале

    Усадьба Знаменское-Садки - поистине уникальная усадьба. Интерьер Розового зала в Знаменском — один из немногих, уцелевших от эпохи XVIII…

  • Великолепие усадьбы Щепочкина

    Искушённого путешественника уже сложно чем-либо удивить. Когда позади более сотни исследованных усадеб, думаешь, что всё видел. Ан нет! Остались…

  • Усадьба на Голубом озере

    Решили мы, вот, с Катериной побывать в Вышнем Волочке. Доехать-то до него доехали, а вот осмотреть весь город не довелось. Через ВВ проходит…