Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Category:

На улице Школьной



Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, село Остров, улица Школьная д. 2 – сей адрес указан в каталоге российских школ, как местоположение Островской основной общеобразовательной школы. Ну да, она там есть, при чём годов так с 1950-х. Как и чему там учат, я предлагаю узнать в сегодняшнем небольшом посте.



Несмотря на то, что в большей степени я увлечён нашим дореволюционным прошлым (в особенности архитектурой того времени), школы советского периода для меня не менее интересны. Сельские школы, заброшенные школы... Находясь там проникаешься некой атмосферой утраченного детства, невоплотившегося будущего. Так и в этой школе. Хоть внутри и мало что уцелело, осознание, что здесь полвека воспитывали и прививали знания подрастающему поколению, что на всё большущее здание ты один, пробуждает адреналиновый щекотунчик. Село Остров расположено в 35 км от города Гаврилов-Ям, в тупиковом месте, на границе Ярославской с Костромской и Ивановской областями. Поселение довольно-таки крупное и до сих пор жилое. Однако на центральной площади стоит забытым древний храм, а на краю села – школа.


Проект школы на 280 учеников за №254 был составлен в архитектурно-проектной мастерской, в Москве на Чистых прудах, и утверждён Комитетом по делам архитектуры при Совете министров СССР в октябре 1947 года. Прежде чем забраться внутрь, как обычно, обходим "дом знаний" со всех сторон.




И вот, мы внутри. Зашли через один из боковых входов.


Первым нас встречает шикарное учебное пособие – школьная демонстрационная линейка. Явно каких-то дремучих годов. Даже не представляю как ей пользовались, пусть и в демонстрационных целях. Размерчик-то у неё ещё тот!


Из бокового крыла попадаем в рекреацию первого этажа. Здесь на всех окошках давным-давно были заботливо повешены занавесочки.


Под эхо собственных шагов заглядываем в вестибюль центрального парадного входа с встречающим всяк входящего плакатом "Добро пожаловать!"


Интересно, что улицу от внутренних помещений отделяют сразу три дверных перехода. Видимо, для сохранения тепла. В одном из тамбуров, по обе стороны от двойных дверей, расположены кабинеты директора и учительской. Учительская располагалась здесь согласно проекту, а вот вместо кабинета директора должна была находиться канцелярия.


Заглядываем в учительскую. Пусто.


Ученическая и не только литература разбросана по всей школе. "Жизнь Ленина", "Родная Речь" – нынче забыто и то и другое.


На первом этаже в отличии от второго как-то совсем пустовато.


Судя по плакатику и дровяной печи (хотя школа имела центральное отопление и канализацию) это помещение служило буфетом.


Присел в ожидании горячего чайку. Однако печь растопить так и не удалось, поэтому пришлось ретироваться без согревающего кипяточка.


На противоположном конце от мини-столовой расположен мини-спортзал.




Далее по одной из двух боковых лестниц взбираемся на второй этаж.


Второй этаж. Глядя на этот большущий коридор (правильно – рекреация) и вспоминая ряды кресел на первом, создаётся ощущение , что он использовался как актовый зал. Слишком уж тут просторно, хоть концерт закатывай.


Начинаем осмотр классных комнат, коих тут в большом количестве.


Конечно, в сравнении с городскими школами в селе "образовательные дома" гораздо скромнее. Кабинеты и классы однотипны во всём: казённая раскраска, одинаковые потолочные лампы, идентичные школьные доски, убогие парты. Словно время застыло. Весь этот интерьер и меблировка приблизительно 1960-х годов. К нашему времени на 90% школьный инвентарь растащили местные. Лишь в некоторых уголках стоят ещё шкафы, набитые различным учебным пособием.




В одном из классов, на парте, обнаружили магический шар, с глазеющими изнутри него призраками школьников.


А на этой парте, под девизом "Математика – царь науки", мы собрали целый наборчик всяческих образовательных штучек.




Несмотря на то, что 30% учащихся от общего количества школьников приходится на сельскую местность, в 2006 г. правительством был взят курс на ускоренное сворачивание этого сегмента образования. Признав, что малокомплектные сельские школы "съедают слишком много денег", их стали обращать в филиалы городских школ, которые можно закрывать без схода местных жителей. По закону РФ закрытие сельской школы может произойти только по принятию единого решения на общем сходе. Такое решение вряд ли примут деревенские жители. А вот филиалы можно прикрыть без их участия, что с успехом делается последние 20 лет.


Теперича портреты учёных, писателей взирают со стен на опустевшие классы.




Разбросанные тут и там журналы, дневники, тетрадки, стенгазеты доживают свои последние деньки.


В боковом крыле нашли библиотеку.


Эта тысяча книг словно иллюстрация вымирания образования. Грустно. Возводятся сотнями новые церкви, но при этом сотнями закрывают образовательные учреждения. Согласно результатам исследований Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села, прошедшим в 18 регионах РФ, выяснилось, что по причине удалённости школ от наспунктов (у 11.3% детей школы удалены от 4 до 15 км) и из-за малого достатка семей не учатся 478 620 сельских детей. И эти данные были на 2007 год.




Судя по годам книжных изданий, школа функционировала до 2000-х.


И последняя классная комната, где кроме батарей выпирает печка. Ведь изначально здание отапливалось с помощью дровишек, т.е. отопление было печным. А горячую воду провели только с постройкой расположенной в 50 метрах котельной.




Из этого класса ещё одна дверка ведёт в небольшую комнатку – лабораторию по химии (тоже согласно проекту).


На этом наша прогулка по пустующей школе подошла к концу. Тем более что за окном активировались местные, в связи с чем звенящая тишина для Кати превратилась в зудящую. Спускаемся обратно на первый этаж, вестибюль которого выстлан метлахской плиткой, в отличии от дощатых полов по всей школе.


Совместное селфи и на выход.


И под конец ещё немного статистики. В 2003/04 учебном году в России было закрыто 686 общеобразовательных сельских школ; в 2004/05 – 575; в 2005/06 – 654. Т.е. за эти три года было закрыто почти 2000 школ. К 2010 году в общей сложности по стране "оптимизировали" ещё более 5 тысяч школ. На этой грустной ноте мы покидаем сие прибежище знаний.


Предыдущие части этого путешествия:
- Дорога в Улошпань
Tags: 2015, urban, Ярославская область, школа
Subscribe

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.

    В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.

    В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как…