Previous Entry Share Next Entry
Дорога в Улошпань
deni_spiri


Не успеваю я написать отчёты о предыдущих поездках, как мы совершаем новые. На этот раз поехали в уже сердцем полюбившуюся Костромскую область (правда, здравым смыслом полюбить её нельзя – отсутствие дорог тому причина). С погодой, как всегда, "везёт" и 23 февраля отмечаем под пасмурным серым небом, но, правда, с колоритом заброшенных мест. Отсутствие выдающихся архитектурных форм здешних храмов окупилось наличием оригинальной и красивой росписи, что собственно и было нашей целью. Итак, как обычно, сразу по возвращению сварганил обзорный пост с одной-двумя фоточками с места.



Выехав, как обычно, в полшестого утра из столицы, к одиннадцати мы останавливаемся неподалёку от города Гаврилов-Яма, в селе Великом. Великое – старинное и крупное село, упоминаемое уже в XIII веке, здесь на главной площади сосредоточены сразу несколько культовых построек, именуемых Великосельским кремлём. Стоит признать, выглядит архитектурный ансамбль весьма достойно. На верхнем фото: по центру – Богородицкая церковь, 1712 г.; перед ней – башенка несуществующей ныне ограды; а сбоку возвышается семиярусная колокольня 1758 г. Прогулявшись по селу, натыкаемся на особнячок в древнерусском стиле. Выстроенный в конце XIX века известным архитектором Ф.О. Шехтелем, дом принадлежал купцу А.А. Локалову. Кстати, сам Александр Локалов в здешней усадьбе не жил, дом был построен специально на зависть односельчанам, но подробную историю об этом забавном факте я изложу позже.


Приблизительно в 50 км от Великого, в той же Ярославской области, расположено село Остров. На окраине которого нас встречает Воскресенская церковь 1782 года постройки, с типичной для области шатровой колокольней. Кстати, после закрытия церкви в 1960-х, часть икон была вывезена в Ярославский Художественный музей.


Время беспощадно и храм рушится на глазах.


Но внутри не так безнадёжно, как показалось изначально. Фрагментарно уцелела роспись 1-й половины XIX века.


Надолго задерживаться там не стали, да и ракурсов-то особо не сделать разных. Снега нет в Москве, а там – его море. Вообще эти снежные моря всю поездку осложняли наши передвижения и довольно сильно ограничивали в ракурсах.


Итак, осмотрев церковь, повернули мы было обратно на трассу Гаврилов-Ям - Писцово (для заезда в Остров пришлось сделать ответвление в 20 км, ибо село тупиковое), как при выезде вдалеке случайно заприметили двухэтажное здание. Недолго думая, определили в нём школу, а судя по тому, что встретить действующую сельскую школу нынче стало редкостью, мы предположили, что она заброшена и, подъехав к ней, поняли, что не ошиблись.


Здание годов 1950-60-х, весьма немаленьких размеров. Воспользовавшись "залазом" через боковую дверь, проникаем внутрь.


Грустно. Множество парт, ученических пособий и звенящая (а у Кати – зудящая) пустота.




Импровизированное селфи.


Была там и библиотечная комнатка с тысячами книг.


Побродив там с полчасика и пошарив по полочкам, выныриваем наружу. На обратном пути (к трассе) заскочили в село Митино, тоже довольно крупное село и ещё живое. Замечу, что в этом районе деревни отличаются своими большими размерами. Что не селение, так на сотни домов и обязательно ферма иль колхоз, правда, не везде действующие. Вот мы в центре села Митина, рядом с дореволюционном домиком.


Неподалёку от него, на открытом пространстве одиноко высится очередной скромный храм с шатровой колокольней. Это Покровская церковь, 1800 года.


После Митино продолжаем движение в сторону Писцово. Через некоторое время притормаживаем в селе с красивым названием Осенево, что на берегу реки с неславянским именем Лахость. Здесь тоже есть храм XVIII столетия, но не он побудил нас остановиться, а целый ряд каменных двухэтажных особняков на главной улице.


В этом доме, кстати, размещалось до недавнего времени правление колхоза.


А тут, как видно, заседает Почта России, где можно ещё и фото распечатать. Помнится, гулять по главной осеневской улице было не комильфо, местные, заприметив меня, уж больно неодобрительно отнеслись к фото-сессии их забросов.


Чух-чух и через три десятка км мы уже в Ивановской области, в Седельницах. Были тут ещё в 2011 году и тоже в паршивую погоду, но не смогли и в этот раз проехать мимо столь грандиозного храма. Храм Христа Спасителя построен местным фабрикантом в 1910 г. Интересно, что выполнен он по образцу церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. Барабан только вот, не выдержав вес купола, обрушился и остов главки теперича лежит посреди храма.




Собственно, эта груда кирпича и арматуры и есть обрушившийся не так давно могучий купол.


Роспись практически не сохранилась. Зато двери тут красивые.


Дальше нам выпало испытание – необходимо было в очередной раз преодолеть костромское бездорожье. На границе Ивановской и Костромской областей дорога присутствует лишь на карте. Благо снег лежал и я уже поднаторел в проходимости таких путей. Скорость не более 10 км/ч, т.е. не езда, а перекатывание с кочки на кочку, порою, правда, поскрёбывая дном. Но худо-бедно через №-ое время выбрались на проезжабельную дорожку. По пути передохнули возле Троицкой церкви 1762 г. села Поемечье. Этот храм, как и многие в округе, выстроен в духе традиционного зодчества, которое ну совсем меня не впечатляет.


И под конец первого дня настало время настоящего приключения – последним пунктом в сгущающихся сумерках решаем посетить храм в селе Улошпань. Доехать смогли лишь до деревни Запогостье, которой нет и в помине. После чего, оставив машину возле дороги, двинули пёхом в сторону виднеющегося вдали храма. Прямо по полю, которое когда-то было дорогой и по которому недавно кто-то прокатился на снегоходе, что и послужило нам ориентиром. Это были самые долгие 1.5 км в жизни. Идти по снегу да ещё по насту, через шаг то и дело проваливаясь, было испытанием физическим и психологическим. В итоге до Улошпани шли мы почти 50 минут. Зато по дороге повстречались заячьи и кабаньи следы, но в гораздо большем количестве повсюду попадались волчьи. Честно скажу, это не на шутку нас пугало. Размер лапищ был весьма и весьма внушителен. В одном месте аж набрели на целую волчью тропу, где лежала оставленная ими какашка с непереваренными лесными ягодками. Вид волчьих фекалий (простите мне мой французский) мгновенно навеял на мысль: как бы нам самим не превратиться тут в продукт жизнедеятельности серых животных. Стало страфффно.


Село Улошпань известно с древних времён. Само название досталось нам от мерян, населявших эти земли ещё до прихода сюда словен. Вокруг Нерехты (название этого костромского города также имеет мерянские корни – "река в низкой, болотистой местности") расположено немало деревень и рек с непривычными нашему уху названиями. Но вернёмся в наши дни. Время прибытия в Улошпань обозначилось началом седьмого вечера, когда перед нами предстала Благовещенская церковь.


Собственно шли мы ради того, чтобы увидеть редкий для сельского храма пример изящного лепного декора конца XVIII века. Я даже и не припомню в каком другом храме мы видели подобно оформленные стены. Расстарался помещик Хомутов, что построил этот храм в 1796 году.




Вокруг храма раскинулся с десяток заброшенных домов (деревня полностью нежилая), но дойти до них не представлялось возможным – сугробы уж слишком затрудняли передвижение, да к тому же нам ещё держать путь обратно. И как бы про волков мы не забывали. Возвращение прошло чуть быстрее – минут за 40... После чего, сев в машину, зашуршали в сторону Нерехты, где закупились продуктами на ужин, а затем двинули по ужасной и ещё раз ужасной дороге в Кострому (там и заночевали).


Долго спать не стали, на следующий день с утра пораньше поспешили, даже не позавтракав, в Музей деревянного зодчества, что расположен возле Ипатьевского монастыря. И хоть мы прибыли почти через 10 мин после открытия, народ на территории уже прослеживался. Музей небольшой, но экспонаты есть очень достойные. Перед нами как раз такой пример – дом богатого крестьянина-лесопромышленника Липатова, 1857 года строительства.






Ильинская церковь из Солигаличского района. Точная дата постройки не установлена.


Решили, что обязательно посетим музей ещё раз, но в лучшую погоду. А пока поехали завтракать в МакДак. Опосля метнулись в усадьбу Денисово, что неподалёку от Костромы. Здоровенный усадебный дом середины XIX века принадлежал майору Зузину. Поскольку возле усадьбы кроме нас было ещё некоторое количество человек, посещение внутренностей мы оставили на другой раз и поспешили в далёкое село Красное-Сумароково.




Через 70 км от Денисово прибываем в окрестности городка Волгореченска, где нас ждало ещё одно испытание, подобное вчерашнему. Оставив машину на краю села Спас, полями через речку Сентушку протопали по глубокому снегу почти 2 км. Но в итоге достигли главной цели – Троицкой церкви. Постройку храма датируют приблизительно – около 1766 года. Внешне он скромен, как и большинство сельских храмов этой округи. Но сокровище-то оказалось внутри.




Сколько лет путешествуем, а впервые повстречали роспись такого исполнения в заброшенной церкви. Живопись выполнена в некой древнерусской манере, к сожалению, не ведаю как правильно её "обозвать". Известно, что роспись была нанесена в 1768 г. на средства местного помещика Ивана Шокурова, о чём возвещает надпись-летопись на стенах. В дальнейшем село Красное перешло во владение рода Сумароковых, чьи захоронения расположены рядом с церковью, отчего получила приставку и стало зваться как Красное-Сумароково.




Непременно сюда надобно вернуться ещё раз в солнечную тёплую погоду и снова насладиться видом этой росписи. Кстати, службы проводились здесь до 1960-х, а в 1990-х Красно-Сумароковский иконостас перевезли в Воскресенскую церковь города Нерехты.


Метрах в двухстах от Троицкой церкви находится скромная Скорбященская, 1834 г. постройки. Фото Дениса Владимировича как раз демонстрирует глубину снежного покрова. Высота реально доходит до колен. А передвигаться каждый раз так высоко задирая ноги занятие, я вам скажу, не из лёгких.


На обратном пути прогулялись по селу Спас, получившим название от расположенной тут церкви Спаса Преображения, построенной в камне в 1802 г.


Внутри, хоть и пусто, но фрагментами встречается роспись середины XIX века.




После Спаса наш путь лёг в конечный пункт путешествия – в село Протасово, хотя от села уже и не следа. И снова топали по снегу долго, но и в этот раз труды наши вознаградились. Храм, несмотря на кажущуюся поначалу простоту, впечатляет. Высокий мощный основной объём нависает над тобой громадиной Веры. Употев от прокладывания тропы, наконец-то забираемся внутрь сего Благовещенского храма.


Ох, господи! А в церкви-то привидение! Сидит вот на лавочке, да пристально так смотрит на меня... Бррр!


Ехали мы сюда, а точнее топали, ради этой оригинальной росписи, датируемой началом XX столетия. Сам храм построен в 1783 г., а закрылся лишь недавно, со смертью последнего настоятеля. Роспись неоднократно поновлялась отчего в наше время выглядит весьма насыщенной по цвету.




На своде алтаря на ярко голубом звёздном небе изображён юный Иисус в сиянии и на облаках с херувимами.


Село тоже древнее, уже в 1630 г. с деревянной церковью принадлежало Ипатьевскому монастырю. После чего стало родовой усадьбой рода Васильчиковых. Но все подробности будут потом. А на этом, пожалуй, на сегодня рассказу конец.


Продолжение следует...

  • 1
Я еще вчерашний пост не дочитал :)


Да чего-то пробрало меня. Захотелось поскорее написать о прошлой поездке. Да и ненаписанных ещё отчётов уже пол-сотни набралось. Надобно чуть по-живее мне писать. :)

Ох до сих пор вспоминаю как меня разозлил снег в Протасово))) Там его вообще по пояс по-моему было!

Да тебя всю поездку что-то злило.



сколько всего чудесного))) но волчьи следы тоже весьма впечатлили. Совсем значит дикие места, получается?

Да, места там богатые на памятники, правда, они в большинстве своём внешне не очень выдающиеся. Следы и раньше встречали в поездках, но в таком количестве и таких размеров – никогда. А понимание, что мы на многие км одни да в темноте уверенности не прибавляло.

Прекрасный отчет, давно не катался, аж завидно и захотелось прощвырнуться по развалинам. Роспись, аналогичную той, что в Троицкой церкви, видел в каком-то монастыре в той области, когда ездил по Золотому кольцу (то ли в Ярославле, то ли в Переяславле-Залесском) и больше такая не попадалась.

Спасибо!
Да сложно сейчас по развалинам таскаться. Эти сугробы... :)))
Вот и у меня ассоциации с росписью в старинных монастырях, а вот так в простой церкви не встречали.

Хорошо прокатались, ты оказывается с собой носишь гвоздодер (монтировку, фомку или как там его) Троицкая церковь в последней четверти 18 века с росписями под Дионисия, это что-то очень удивительное, (но думаю они подновлялись не может быть подлинная такой яркой). В Селе Улошпань, вот впервые вижу чтобы так упала центральная глава. У них там по колено снег, а в Моску его вообще не было.

Ага, зачётно съездили на пару дней. Спасибо.
Это не монтировка – это металлическая тросточка, чтоб волков не бояться (ну и заодно отковырнуть что-нибудь). :)))
Да однозначно, что роспись та поновлялась, но тем не менее выглядит очень непривычно.
Главка в Улошпани съехала набок и стала похожа на кепочку.
Снег теперь нам снится!

"Не успеваю я написать отчёты о предыдущих поездках, как мы совершаем новые"

Уря-я!
А говорили, всё, поездки кончились.

О, это ж типовая школа, проект 222 (или 256, там несколько родственных было).

Дом в Денисове любопытный: так и хочется сказать, что верхний этаж надстроен.

:)))
Так мы уж давно путешествуем. Поездки действительно приостановились прошлой весною, где-то на полгода. Опосля возобновились. Ещё с осени начали активно ездить, так сказать, навёрстывать упущенное.
А какого года школьный проект, не знаете?
Так и есть – третий этаж в Денисово надстроен в советское время.

не ничего более удручающего чем заброшенная школа. Представляешь, как там было шумно и ярко, а нынче - пустой "чернобыль"... Старые учебники (еще советских авторов) я б и сейчас взяла - они достаточно толково написаны.
Область достаточно богата красивыми храмами, места все таки исторические, и архитектура такая добротно-классическая, "на века". Шатровые церкви вообще нарядные.
Вот интересно, здоровый дом майора Зузина был достроен в советское время 3-м этажом? или изначально такой был? судя по всему, все таки достроили (практика такая была)
Росписи на последних фото потрясающие. Хорошо бы нового священника в церковь прислали, ведь храм практически целый.
Полный какой отчет! Писать и то время, не то что материалы собрать... Спасибо за рассказ!

Соглашусь, грустно быть в заброшенных школах. Даже, если там и мало чего осталось, всё равно атмосферно.
А по мне, тамошние храмы по внешнему облику не примечательны. Не фанат я подобных коробочек. :) Мне чего "по-богаче" подавай! Колокольни эти именуют "ярославскими свечами". Оригинальны конечно.
Совершенно верно, денисовский усадебный дом был надстроен третьим этажом в советские годы.
Росписи, по сути, и были главной целью этого путешествия. На счёт нового священника: мы, однако, обратили внимание, что несмотря на очень крупные сёла, почти везде храмы стоят без службы. Как-то там не вернулась вера. Это бросается в глаза. Может потому, что там ещё не так безысходно и живы хозяйства, люди работают. Так что уповают на свои силы. Не идут в церковь – идут работать. :)
Такие отчёты я быстро пишу, ибо без истории они. Спасибо, Марьяна, за отзыв. :)

Какие все церкви интересные! Насыщенная поездка получилась! Спасибо!

У нас уже традиционно получаются поездки насыщенными.
А на мой взгляд, сами церкви простые, а вот их росписи – очень даже интересные.

живописная поездка получилась..) с волками страшно конечно.. и ведь наверняка оружия никакого нет с собой..

Да, зачётненько так съездили.
Против волков оружия точно не было. :)

Спасибо!
"Выстроенный в конце XVIII века известным архитектором Ф.О. Шехтелем"
В конце XIX века.

Ой! Ошибочка! Конечно же ещё не рождённый Шехтель никак не морг творить. ))) Я помню, вроде как, там 1880-90 гг. строительства у этого особняка.
Спасибо, исправлю. У меня так и не дошли руки до индивидуального поста по с.Великому. А это, как Вы поняли, обзорный пост.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account