Previous Entry Share Next Entry
Небесный Иерусалим
deni_spiri


Первоначально вторым названием посту хотел приписать "Езьско – Гоголь и мы".
Как следует из названия (вместе с Гоголем и нами), данный отчёт будет сразу о многом. А в частности: о высокого художественного уровня храмовой живописи "Небесный Иерусалим" и других, воспроизведённых местными мастерами иконописи по гравюрам Карольсфельда; о селе Алабузино и его заколоченных церквях; о древнейшем селе Еськи (ранее – Езьско) и внушительных размеров храме с его изумительной картиной; а также речь пойдёт о духовном наставнике Гоголя – священнике Матфее, оказавшем не столь благополучное влияние на писателя.



На верхнем фото – творение тверских иль бежецких иконописцев – композиция "Изгнание торгующих из храма". Но об этом чуть позже. А начнём с настойчивости Катерины и её желании, несмотря на пасмурное небо, снова поехать куда-нибудь подальше. В итоге, на прошлых выходных мы сгоняли в три далёких тверских села. Выезд состоялся, как обычно, в 5:30 утра прямиком из центра столицы. Жутко вспоминать как доехали: метель была сильнейшая, видимость – десять метров, даже подумывали: а не остановиться ли нам да переждать? Но поскольку такая непогода накатывала лишь периодически, останавливаться не стали и худо-бедно к полпервого дня докатили-таки до села Княжево, расположенному на окраине города Бежецка.


Внешне здешний храм, ну, совсем не привлекателен. Настолько, что кроме фото колокольни иных фоток не будет. Вообще данный пост в какой-то степени обобщённый. Все представленные сегодня церкви и их роспись можно увидеть более детально в моих старых постах, ибо сюда мы приехали повторно (ниже будут ссылочки). Итак, мы возле церкви Благовещения 1776 г. постройки, хотя сооружение приделов и колокольни продолжалось до 1804-го. В дальнейшем храм не раз перестраивался. Но примечателен он, конечно же, не своими переделками, а сохранившейся до наших дней великолепной работы росписью.


Несмотря на годы забвения и использования под колхозные нужды, удивительным образом уцелела сочных красок роспись, выполненная в духе академической живописи. В основном она сохранилась на сводах (стены забелили в советское время).




Живопись писалась в разное время, поэтому датируется как серединой, так и концом XIX века. В большинстве своём роспись выполнена по гравюрам Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Т.е. тверские иконописцы копировали западные произведения, но тем не менее, надо отдать им должное: на селе не часто встретишь столь высокий уровень работ.


Перед нами – четыре евангелиста, изображённые на западном своде центрального нефа.


На своде алтаря трапезной – архангелы Иегудиил, Рафаил, Селафиил Уриил, поклоняющиеся всевидящему оку (треугольничек Бгъ).


Наиболее выдающиеся композиции находятся на западном своде средней части храма.
Стоит обратить внимание, что картины заключены в рамы, обрамлённые изящными гризайльными орнаментами.


"Небесный Иерусалим" – Блаженны те, кто будут приглашены на брачную вечерю Агнца...


"Сошествие Святого духа"


"Снятие седьмой печати"


Общий вид, дабы иметь представление о том, где именно сохранилась роспись.


Центральный свод среднего нефа занимает композиция "Нагорная проповедь", а над входом в основной объём – благословляющий Саваоф.


Роспись на своде одного из приделов.


Первоначальный объём храма. Ехать переснимать роспись зимой, было безусловно ошибочным решением. Не учли мы, что стены будут покрыты инеем, из-за чего картины сейчас выглядят весьма блёкло.


Свод алтаря занят композицией "О тебе радуется". К сожалению, из-за инея не передать её насыщенный колорит.
Но, как я уже упомянул, в подробностях и без инея роспись можно увидеть в старых постах.


После Княжево наш путь лёг на север от Бежецка – в село Алабузино, где мы чуть не завязли в подтаявшем сугробе.


Здесь, в западной части села, у обрывистого берега озера Равленского, расположен храмовый комплекс, состоящий из двух церквей и приходской школы. Первым нас встретил деревянный амбар, а чуть поодаль предстала необычного вида церковь, больше похожая на усадебный дом, нежели на культовую постройку.


Это – Смоленская церковь, выстроенная, возможно, по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова в 1808-1816 гг. По приезду-то оказалось, что этот храм да рядом стоящий закрыты, а окна наглухо заколочены. Ну, хорошо, что мы успели побывать внутри ещё в 2012 г. Хоть и есть там уцелевшая роспись, сохранность её уже тогда оставляла желать лучшего.


В сотне метров от Смоленской церкви громоздится Троицкий храм. Возводился он с 1765 по 1781 гг. Колокольня же строилась и того дольше – начата была в 1801 г. подрядчиком из Торжка Гаврилой Пономарёвым, да выстроили тогда лишь нижний ярус, верхние два завершили только во 2-й четверти XIX века. Окна и в Троицком храме основательно заколочены.


А здесь Боженька разгневался на Катичку и с посылом: "Негоже не смотреть себе под ноги", наказал её спотыканием и ушибом колена. От чего у той брызнули слёзы, а у Дениса появилась улыбка на лице.


Заглянули мы там в совсем уж руинированную церковно-приходскую школу, но не увидев в ней ничего примечательного, фотать не стали. И поразмыслив, решили рискнуть и постараться затемно успеть в ещё одно дальнее село, расположенное в 45 км отсюда.


Немного забуксовав, выезжаем из сугроба и насколько это возможно "быстро" шуршим колёсами на берег другого озера, в село Еськи.


К началу пятого вечера паркуемся возле колоритного деревянного здания. Село Еськи расположено на берегу реки Мологи, при впадении в неё реки Осени и всё это – в километре от целого ряда озёр. Дальше пути нет, место тупиковое. В XIX столетии село именовалось как Езьско – от слова “езы”, так назывались устроенные на реке запруды для ловли рыбы.


Места здесь древние: на устье Осени в Мологу обнаружено несколько археологических комплексов (неолитическая стоянка, могильник эпохи бронзы, селище VIII-X вв. и т.д). На территории села уже в древнерусский период существовало поселение, а в XII-XIV веках – городок, известный как Езьск (Иезьск, Выезск). Упоминание о нём обнаружено в приписке к уставной грамоте князя Святослава Ольговича, датируемой 1137 г. В это время он относился к Бежецкому Верху Новгородской земли. На 1859 г. в селе было 361 двор и 2075 жителей. В это время Езьско было крупнейшим по населению селом Бежецкого уезда и третьим в Тверской губернии, жители которого занимались в основном торговлей, рыбацким и сапожным промыслами. Однако с проведением железных дорог торговое значение села упало. В 1970-е в Еськах были: колхоз, рыболовецкая бригада; школа, почта, медпункт, пожарная часть, пекарня, баня, магазин. В наше время кроме магазина, по-моему, ничего и не осталось, а численность населения – меньше ста человек.




Посреди обширной площади в центре села, на открытой местности, возвышается церковь Богоявления, начатая строительством в 1783 г. и оконченная к 1801 г. Правда, последнее освящение (приделы) состоялось только в 1829. Сию же замечательную колокольню начали сооружать не ранее 1818-го. Храм, бесспорно, огромен, но внешне не шибко привлекателен. Но мы не за этим его посетили. Нас снова интересовали местные росписи.




Однако и эту церковь законсервировали не менее основательно, чем в предыдущих храмах. Но не ради ж внешних кадров да при такой погоде и не лучшей дороге мы так далеко забрались. Приставили лестницу, напрягли мускулатуру и перелезли через стену, отделяющую притвор колокольни от трапезной. Внутри трапезной роспись уцелела лишь фрагментарно.


Но главное было внутри основного объёма. Внушительное пространство храма делят мощные восьмигранные столбы.




В храме сохранилась уникальная живопись 1843-47 гг. в стиле классицизма, отличающаяся высоким уровнем исполнения и тонко проработанными деталями. Но, ёлки зелёные, и тут все стены покрыты инеем, приглушившим цветовую гамму. Ну, ничего, о здешней живописи я также писал ранее. Кто расписывал храм неизвестно, однако качественная художественная работа позволяет предположить, что делала это какая-то крупная иконописная мастерская.


Главной достопримечательностью храма да и Есек в целом, а может и более, является грандиозная композиция во всю западную стену.


"Изгнание торгующих из храма". Прообразом данного сюжета могли служить гравюры Л. Джордано и Дж. Ланфранко. На развитом в глубину архитектурном фоне из портиков храма Соломона размещена многофигурная сцена, центром которой является Христос, разгоняющий плёточкой торговцев.


Интересна живопись и алтаря, но сейчас она совсем не различима.


В Еськах родился и вырос С.Ф. Пешехонов – знаменитый иконописец, основатель тверской иконописной школы, глава целой династии иконописцев, которая знаменита большей частью в Петербурге. Например, Василию Макаровичу Пешехонову в 1856 г. было пожаловано звание “Иконописца Высочайшего Двора”. Также в Еськах, в 1801 г., в семье священника родился Андрей Григорьевич Лебедев – будущий архиепископ Псковский и Порховский Феогност.


На выходе меня встречает Катя с возгласами: "Привет, Дениска!". Как раз через этот импровизированный забор высотою метра в три я и перелазил. Сложнее было выбраться обратно. Лестницы-то внутри не нашлось.


Из "Очерка жизни в бозе почившего ржевского протоиерея о. Матфея Константиновского" 1860 г.: "Слышанное от отца Матфея прихожане переносили в свои дома и передавали по возможности в свои семейства; а от этого в шумном прежде и весёлом селе (Езьске) реже стали слышаться мирские соблазнительные песни и игры: во многих местах и домах их заменили духовными песнями и назидательными разговорами. Даже малые дети в своих детских играх пели: «Царю небесный», «Святый боже» и другие молитвы..." Столь грустная, на мой взгляд, картина связана с именем священника Матфея Константиновского, служившего в Еськах в 1833-1836 гг.


Этот священник в будущем стал духовным наставником Н.В. Гоголя. Личность отца Матфея была неординарной и находила недопонимание как среди церковных чинов так и в мирской среде. В Ржеве, где он в дальнейшем служил, людей, приверженцев его проповедей, называли “матвеистами” или людьми “секты Матвеевской”. Протоиерей Матфей признаками православия считал гнушение брака и рождение детей, отказ от народных песен, чёрная одежда и т.п. Яркими чертами подвижника были: склонность к аскетизму, полнейшее пренебрежение земным с чаянием небесного, постоянное стремление поучать и вразумлять пасомых, используя богословие страха. Все эти черты о. Матфея проявились и в его взаимоотношениях с Гоголем. Из статьи «Небесное и земное»: «Гоголь весь встрепенулся, когда приехал любимый и почитаемый друг. Он его напутствовал. Гоголь уже от всего отрекся: от суеты, славы, литературы и, казалось, примирился с Богом. “Нет ещё примирения, – сказал ему о. Матфей, – отрекись от Пушкина и любви к нему: Пушкин был язычник и грешник”...».


В.Розанов (религ.философ, публицист), Д.Мережковский (лит.критик, историк), прот. Зеньковский, арх. Киприан в своих статьях обвиняли о. Матфея в том, что он своим ригористическим духовным руководством довёл Гоголя до жестокой депрессии, упадка физических сил, и всё это привело к трагическому сожжению рукописи второго тома «Мёртвых душ» и скорой смерти писателя. Протоиерей Фёдор Образцов в своей статье пересказывает беседу о. Матфея с Т.И. Филипповым:
« – Говорят, что вы посоветовали Гоголю сжечь 2-й том Мёртвых Душ?
– Неправда и неправда... Гоголь имел обыкновение сожигать свои неудавшиеся произведения...  Дело было так: Гоголь показал мне несколько разрозненных тетрадей; просил меня прочитать и высказать своё суждение... В этих произведениях был не прежний Гоголь. Возвращая тетради, я воспротивился опубликованию некоторых из них. В одной или двух тетрадях был описан священник. Это был живой человек, которого всякий узнал бы, и прибавлены такие черты, которых во мне нет; да к тому же ещё с католическими оттенками, и выходил не вполне православный священник. Я воспротивился опубликованию этих тетрадей, даже просил уничтожить. В другой из тетрадей были наброски... только наброски какого-то губернатора, каких не бывает. Я советовал не публиковать и эту тетрадь, сказавши, что осмеют за неё даже больше, чем за переписку с друзьями!...»

Только отъехали от Есек, как распогодилось. Хотя нет. Лишь на минутку выглянуло солнце. И следующий храм вновь снимаем при пасмурном небе.
Перед нами – Владимирская церковь, что на кладбище в 1.5 км от Есек.



Сооружёна церковь была в конце 1850-х начале 1860-х. Чем-то мне этот храм приглянулся. Возможно, из-за русского стиля, в котором он выполнен.


Очень колоритно здесь и внутри. При чём находясь там, на ум невольно приходит повесть того же Гоголя Вий.


Как видно, интерьер практически полностью утрачен. Но даже по останкам можно выделить редкий луковичный вид венчания иконостаса. От него тоже веет русским стилем. А мини-постаментик посреди храма напоминает мини-гробик.


Возле алтарной части лежат иконки, принесённые сюда местными жителями.




На сим мы покидаем здешние места...


Более подробные посты, посвящённые этим местам.
- Еськи
- Княжево

При создании поста использован материал:
- Свод памятников архитектуры. Тверская область. ч.2
- материалы комиссии по канонизации святых Тверской и Кашинской епархии
- «Очерк жизни в Бозе почившего Ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского»
- Священный Собор Прав.РЦ. Собрание определений и постановлений. Вып. четвертый. Приложение к «Деяниям» второе.

  • 1
какой псто содержательный! масса всего, даже не знаю за что зацепиться)
В росписях понравился обалденно яркий синий цвет - такую лазурь химической краской не получишь, это натуральный аквамарин, не иначе. За столько лет не выцвел, не потускнел, несмотря на условия.
Гоголь, конечно, зря так священника слушал, фанатизм (особенно религиозный) пользы никогда не приносит, скорее наоборот.
А вот сами соборы красивы, такая нарядная статная архитектура в столь глухих местах радует глаз.
Спасибо за рассказ и фотографии, прям просвещаюсь на глазах, гы))

Это точно – содержательный. Целый день его писал или даже два.
При чём роспись сама по себе столь яркая (без фото-обработки). А летом она ещё насыщеннее выглядит.
А вот про Гоголя-то случайно узнал. Грустно, конечно, что он так сильно попал под влияние такого священника.
Я, как всегда, рад, что тебе понравилось, Марьян. Взаимное спасибо!
Сейчас у меня времени предостаточно появилось для написания блогов. Так что может уже завтра ещё один появится.


Edited at 2015-02-17 10:30 am (UTC)

о, здорово! пиши еще, будет что мне в ленте почитать!

ПС: а у меня пара историй тоже написано за последнее время, одна про бизнесмена, другая про художника, заходи если что)

Непременно сегодня же зайду. :)

а ещё в Еськах Балабанов снимал "Я тоже хочу!"

Ну да, в 2012 году. Но я не смотрел этот фильм и не счёл нужным упомянуть об этом факте. :)
Как фильм?

злые языки уже прозвали его "Сталкер" для бедных, и я, отчасти, согласен. Но мне, в целом, понравился. Сюжет не нов, но мне всегда интересны такие интерпретации. Плюс новость о рухнувшей (на 40 день после смерти режисёра) колокольне добавляет остроты и для просмотра фильма, и для поездок по таким местам

А что за рухнувшая колокольня? Интересно.
Просто чую, если я посмотрю то, наверняка, раскритикую. Поэтому практически и не смотрю никакие отечественные фильмы. :)

Вот так совпадение.

ИЕРУСАЛИМ - берём этимологию и смотрим, что означает это слово: Истинно Есть Русский Алим, Алим это поселение. Иерусалим раньше был русским поселением, там сохранилось много мозаик славянских рун, которые сейчас либо уничтожены, либо заложены новыми.

Хм... Понятие русских вообще не вяжется с теми местами и уж тем более с тем временем. Даже наши земли "русскими" стали и то после X столетия. Уж не знаю откуда там мы могли взяться. :) Может всё-таки оттуда пошло всё к нам.

Смотрим дальше: АЛЛИЛУЙЯ - переводится как славься бог Яхве (Иогова), это бог иудеев, а про него Иисус Христос сказал:
33. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего.
Ваш отец ДИАВОЛ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне.
(«Новый Завет», Евангелие от Иоанна. Глава 8, Стихи 43-44.)

Вот Иисус Христос и пришёл к иудеям:
«…Я послан только к погибшим овцам дома Израилева…»
(«Новый Завет», Евангелие от Матфея, Глава 15, Стих 24.).
чтобы спасти их от этого бога. И своим ученикам он говорил:

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Евангелие от Матфея 10-ая глава, 5 – 6 стих:

Т.е. что они потеряли эти священники в этом месте, где сделаны эти фото?
Они нарушили слово Иисус Христа. А тех кто нарушил слово Иисуса Христа, они же сами как называют? АНТИХРИСТ. Т.е. получается эти храмы захватили, именно захватили, антихристы. Потому что эти храмы строили православные.

А православие и христианство это разные вещи.
Читаем закон о свободе совести:
"...подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль ПРАВОСЛАВИЯ в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая ХРИСТИАНСТВО!, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,..."
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170122/
© КонсультантПлюс, 1992-2015

Т.е. в самом законе идёт разделение. И если говорят православный христианин - это большая ложь.
Во всём мире русскую христианскую церковь называют РУССКОЙ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬЮ -ПРАВОВЕРНОЙ (Russian Orthodox Church)! И, что самое интересное—никто против этого не возражает и даже сами «святые» отцы в разговорах на других языках именно так и переводят название русской христианской церкви!
Само слово "православие" в РПЦ появилось только в 1945 году по указу Сталина 22 января и первый патриарх был генерал-полковник госбезопасности.
Восточные христиане всегда были ортодоксами «Российская Ортодоксальная Церковь греческого обряда». Это Никон приказал переписать богослужебные книги, чтобы заменить выражение «правоверная вера христианская» на «православныя вера христианская».
Но не только это! Ни в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ни в НОВОМ ЗАВЕТЕ нет понятия «ПРАВОСЛАВИЕ»! А есть это понятие в РУССКОЙ ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ! Только в русской ведической традиции существуют такие понятия как — ЯВЬ, НАВЬ​, ПРАВЬ и СЛАВЬ:
«ЯВЬ — это физически плотный мир, НАВЬ — это мир мёртвых, ПРАВЬ—мир Светлых Богов, всеобщий закон, установленный Даждьбогом, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в ЯВИ, выполняет волю ПРАВИ, само становясь её частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле—будучи исторгнутым из небытия по воле божественной ПРАВИ, возвратиться в неё, стараясь прижизни подняться вверх по лестнице совершенства и праведности»³.
3 «Дом Сварога», словарь славянской мифологии, www.swarog.ru

Так в славянской мифологии, в славянской ведической традиции, которую почему-то называют «языческой», определены понятия ПРАВИ. Чтобы дать полное представление о понятии «ПРАВОСЛАВИЕ», обратимся к Славяно-Арийским Ведам:
«…Мы—«ПРАВОСЛАВНЫЕ», ибо мы ПРАВЬ и СЛАВЬ прославляем. Знаем мы воистину, что ПРАВЬ—Мир Светлых Богов наших, а СЛАВЬ—Светлый Мир, где обитают Великие и Многомудрые Предки наши. Мы — Славяне, ибо славим от нашего чистого сердца всех Светлых Древних Богов и Святомудрых Предков наших...»4
4 «Славяно-Арийские Веды», Книга Третья, ЧастьПервая, 17 с., 2000,Издательство «АРКОР», г. Омск, ISBN 5-89115-014-Х.

Я такое не могу читать. :)
Все эти современные трактования, больше похожи на домыслы и "притягивание за уши".
Так глубоко в это не вникаю, ибо не верую.

Дело не "вере" ВЕРА- ВЕДАТЬ РА - свет, знание. Когда знаешь что откуда берётся, тебя трудно обмануть. Врага надо знать. А христианство это враг, который уничтожил русов при кагане Владимере 9 млн. человек из 12 млн., когда "крестил" Русь. И всё это списали на "иго", которого не было.

Думаю, что враг не какая-либо религия, в том числе и христианство. Сам человек отвечает за поступки. Всё что происходит зависит не от строя или власти или религии (хотя это, безусловно, влияет на умы), а от творения рук человеческих и превратностей судьбы. Истреблять всех и вся можно под любым "флагом".

Edited at 2015-02-17 07:16 pm (UTC)

Опять обижаешь меня!
Что ж ты не затер надпись магазин на амбаре? ай-ай-ай

Где это я тебя обидел? По божий посыл же смешно. По-моему.
Надпись не затёр сознательно. Контраст называется.

все бы тебе печенюшки жевать! :)

Превосходно! Цвет краски и её сохранность поражает воображение.

Спасибо, Ром. :)
Да, краски там весьма сочные.

блин, какая красота, и заброшена...

Было б не заброшено – меня там и не было б. :)

Красивая роспись, побываю там летом. А часто приходится перелезать подобным образом? Я начинающий турист, уже лазил в окно в усадьбу. Хочу узнать много ли заколоченного стоит?

В последние годы — частенько. По мере перехода в собственность Церкви, храмы стали или под замок или заколачивать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account