Previous Entry Share Next Entry
З А Ш У Г О М Ь Е
deni_spiri


На севере Костромской области, неподалёку от границы с Вологодской, расположено старинное село Зашугомье, Троицкое тож. Это бывшая Зашугомская волость Солигаличской осады. Здесь в долгом забвении возвышается могучий храм и высится не менее монументальная высоченная колокольня, доминирующие в окружающем пейзаже на многие км.



Зашугомье было одним из главных объектов Кологриво-Судайского путешествия. Поэтому отсутствие дорожного покрытия и передвижение со скоростью не выше 15-20 км/ч по пути туда нас не остановило. В самом селе дорога приобрела подобающий и даже хороший вид, ибо была "обновлена" не так давно, а чтоб её не раздолбали вновь , въезд грузовому транспорту запретили. Итак, конечный пункт, в лице села Зашугомья, находится  недалеко от бывшего старинного тракта, соединявшего город Солигалич Костромской губернии и Тотьму Вологодской губ. В наши дни от существования здесь когда-то большой дороги осталось лишь напоминание, а точнее только направление.




Село Зашугомье, как и многие другие деревни в глубинке, вымирает интенсивными темпами. Но, несмотря на это, село всё ещё крупное с жилой и хозяйственной застройкой дореволюционного и советского периодов. Пару слов о корнях топонима Зашугомье. До прихода сюда восточных славян (XI-XIII вв.) данные земли были заселены племенами финно-угорских народов – чудь и меря. Именно от них в здешних краях остались названия рек, урочищ и озёр: Шугома, Толшма, Кормаш, Шубот и др. А образовавшаяся со временем волость, что расположилась за рекой Шугомой, стала именоваться Зашугомской Солигаличкой осады (уезд города Солигалича).






Первое письменное упоминание о Зашугомье мы встречаем в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 г.), где сказано: «Погост – а на нём храм Живоначальныя Троицы вверх шатром, да другой храм Чудотворца Николая клецки с трапезою... и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора...». История села, а точнее фамильное прошлое, очень богато, что свойственно этому краю. В 1622 г. царём Михаилом Фёдоровичем зашугомские земли были даны в вотчину Михаилу Шейну – воеводе, руководившему защитой Смоленска во время войны России с Польшей, но сдавшему город полякам и за это казнённому. А в 1770 г. уже село Троицкое-Зашугомье с прилегающими деревнями принадлежали князю П.И. Мещерскому, от которого по наследству перешли к фельдмаршалу, графу П.А. Румянцеву, сподвижнику Екатерины II.




Административно-религиозным центром волости был Троицкий погост в Зашугомье, называвшийся по имени стоявшей здесь церкви Троицы. На погосте было две деревянных церкви, по ветхости неоднократно перестраивавшиеся. В 1685 г. патриархом было дано разрешение построить в Троицком каменную церковь, и в 1713 г. эту церковь освятили. Названа она была Покровской. Дальнейшая судьба этого храма мне неизвестна. Зато нашёл, что с 1897 г. в Зашугомье существовало земское одноклассное училище, попечителем котрого был купец Константин Яковлев, а законоучителем – священник Никанор Драницын. В 1903 г. училище преобразовано в двухклассное.




И вот, спустя столетия, мы – люди настоящего – паркуемся на главной площади бывшего религиозного центра Зашугомской волости, где перед нашим взором предстаёт внушительных размеров громадина двухсотлетнего храма с колокольней.


Хотели прикупить местных пряничков в магазине древней постройки, что тут же на площади, да он закрыт оказался.


История дошедшего до наших дней храма берёт своё начало в 1800 г., когда на месте ветхой деревянной церкви Троицы на средства местного помещика И.И. Львова была построена новая каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием. Перед храмом расположен ряд руинированных построек, в прошлом служивших церковной оградой со Святыми вратами-часовней, башнями и лавками.


Фото С.А.Орлова нач. XX века. Фотоархив ИИМК РАН.


Храмовый комплекс расположен на небольшой возвышенности. Хотя и без того сию монументальную церковь с высоченной колокольней видно по всей округе за много км.


С южной стороны к храму прилегает старинное кладбище. Здесь похоронен С.И. Дервиз (здешние Фон-Дервизы были внесены в дворянскую книгу Костромской губернии по Солигаличскому округу), владевший неподалёку усадьбой Взглядново (давно уж исчезнувшей). Кстати, ещё до того, как усадьба перешла во владение к Дервизу, она числилась за родом Львовых и вот забавная история тех лет: в 1762 г. отставной капрал Ф.И. Львов, живший в усадьбе Взглядново, продал тотемскому купцу П.Т. Мясникову свою крепостную девушку Пелагею Сергееву за 9 рублей, хотя по закону продавать крепостных недворянам запрещалось. Дело рассматривал солигаличский воевода, но криминала в этом не нашёл.




Храм выполнен в стиле тотемского барокко. При чём зашугомские картуши не менее колоритны, чем в самой Тотьме.


А вход, позднее перестроенный в окно, оформлен даже красивше тотемских.


И вот мы на первом этаже – стены толщиною в полтора метра, низкие своды и невысокий иконостас.




А это две иконы, видимо, с этого иконостаса. Плохочитаемые, но образы Святых ещё можно различить.


От резных деталек остались лишь следы (в середине 1990-х декор тщательно отковыряли).


Алтарная часть также пуста. Правда, фрагментами сохранилась высокого уровня роспись, точнее растительный орнамент. Сами библейские сюжеты и изображения Святых тоже присутствуют в храме, но вот их уровень исполнения весьма посредственен. Это вам не тверская иконописная школа.


Арочный свод из алтаря расписан под звёздное небо. Всё-таки было чувство красоты и у наших предков.


Поскольку лестница наверх отсутствует, выходим из нижнего храма. Обходим вокруг церковь, похожую с этого ракурса на небольшую крепость, в поисках входа на второй этаж.


Вход не находим, т.е. "официально" его нет. Но, попав в разрушенный придел, соединяющий колокольню с трапезной, понимаем, что при должном упорстве и мастерстве можно вскарабкаться на верхний свод придела, а от туда по крыше трапезной на второй этаж.




Отдам должное Катерине, которая проявила настойчивость в желании попасть наверх и даже отыскала где-то на кладбище небольшую лестницу. В очередной раз тряхнув стариной, вскарабкиваемся на междуэтажное перекрытие и, цепляясь за стволы деревьев, проросшие на крыше, влезаем на верхний ярус.


Отсюда, глядя вниз, можно оценить проделанный нами акробатический трюк.


А это уже второй этаж трапезной.


Оттуда мы проходим на второй этаж главного объёма. Из-за снятых полов виден верх нижнего свода.


Большое светлое пространство впечатляет. Хоть от живописи остались лишь очертания, а от иконостаса – рама, но, несмотря на это, сам факт, что мы забрались сюда, куда до нас многие путешественники не решились залезть, весьма радовал.




Как и в нижнем храме здешний иконостас лишён своего резного декора, кроме двух колонн по центру.


Даже деревянного Иисуса отодрали от креста, венчающего верхний ярус.


Из книги Дунаева Б.И. "Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. Москва, 1915 г.":
пугающий своим грозным видом и саблей святитель Николай Можайский из Троицкой церкви Зашугомья. Возможно, Никола когда-то и украшал данный иконостас.


В алтарной части на полу лежит цельный столб, украшенный резными цветочными гирляндами. Был бы у нас грузовичок, точно бы себе его уволок. Хотя, я и так прихватил немаленькую и красивую резную детальку также из цельного ствола дерева. Ни к чему пропадать народному ремеслу. Очистил, отмыл и теперь она красуется на полочке вместе с другими дореволюционными артефактами.




И снова, рискуя провалиться и что-нибудь себе сломать, аккуратненько пробираемся на выход. Спустились также ловко и, слава богу, благополучно.




И напоследок ещё немного краеведения. С Зашугомьем связано имя, конечно широкому кругу неизвестное, но, на мой взгляд, достойное быть упомянутым. Здесь, в семье дьякона местной церкви, в 1848 г. родился Николай Семёнович Суворов – будущий профессор церковного права Императорского Московского университета. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, издал сотни трудов по церковной истории, светскому законодательству и т.д. Несколько лет являлся почётным блюстителем (заботился о материальной стороне и следил за учебно-воспитательной частью) двухклассного земского училища в Зашугомье. Умер Н. Суворов в Москве и был похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.




В паре км от Зашугомья находится деревня Колесниково, также в своё время принадлежавшая князьм Мещерским. Так вот, в начале XVII в. в лесах у деревни укрывались раскольники. В 1651 г. царь Алексей Михайлович прислал указ костромскому воеводе Аксакову: «...взять в келиях старца Капитона и мирских людей и робят которые в тех кельях живут и быть им до нашего указу в Ипатском монастыре под началом и в чёрной работе и с монастыря их никуда не спущать и беречь накрепко чтобы не ушли».


А в 10 км есть деревня, которая принадлежала помещикам братьям Фёдору и Григорию Черевиным. В 1744 г. крестьянин деревни Медвежье И.Тихонов бежал «от хлебной скудости» и 12 лет жил в Соликамске на соляных заводах Строгановых, но вернулся в родную деревню. Староста деревни доставил его в Галичскую провинциальную канцелярию для допроса. Дальнейшая судьба Тихонова неизвестна (надеюсь, его не сослали на каторгу). В который раз убеждаюсь, что вся Россия была "поделена" между представителями одних и тех же известных фамилий.


После осмотра храма, заглянул во двор к местным пообщаться. Откуда и узнал о сокращении за последние десятилетия количества жителей больше, чем на 2/3. О существовании здесь в недалёком прошлом жизни: что было и что стало, думаю, нет смысла описывать. На этом наши зашугомские похождения подошли к концу.


Продолжение следует...
Предыдущие части этого путешествия:
- Костромской Север
- Эпитафия Плотине
- Следуя старинным Вятским трактом
- Солтановский храм и ДК Брантовский
- Кологривский Zoo-Техникум
- На берегу Костромы
- Меремьяна из Верхней Пустыни

При создании поста использован материал следующих сайтов:
Костромка
Православные храмы Костромской губернии
Статьи В.А. Дудина


  • 1
все же эта шапка мне не идет, отдала её в итоге маме)

На фото этого не видно. Но могу удалить этот кадр, если пожелаешь.

да нет, я просто не захотела как обычно писать что пост прекрасен :)



С душой писал. :)

Очень красивая церковь! А мы вот когда ее посещали, по-моему, внутрь даже на первый этаж попасть не смогли...

А меня больше её размеры и местоположение впечатлили.
Так и есть – чтобы попасть и на первый этаж нам пришлось расстараться.
Кстати, Денис, позавчера были в Еськах и Алабузино – все окна, двери заколочены намертво. Правда, нам удалось всё-таки перебраться через импровизированную стену в Еськах, при этом приложив немало усилий. :)

Еськи это тверская облость бежецкий район её вроде рестаарировать собирались

Я в курсе, где расположено село Еськи, ибо были там два раза. :)
На счёт о реставрации речь не идёт. Её законсервировали.

церковь потрясающе красива - такие украшения, пропорции и объемы - представляю,как она смотрелась в свои лучшие времена...
Иконы, хорошо если не пожгли, а просто продали.
А вообще, конечно же, столько потеряно за столетие - не восполнить...

Вы акробаты, однако - опасно же по таким руинам лазать, полов практически нет, камень шаткий. Смельчаки!

Близость к Тотьме предопределила её декор в виде картушей на фасадах.
Да, можно лишь догадываться какое впечатление производил храм в 19 веке.
После того, как вера снова "вошла в народ" из заброшенных храмов эти иконы и растащили. Видел множество фотографий иконостасов, датированных до 1991 года, так там большинство икон и прочих "канделябр" висят нетронутыми. При чём на их фоне стоят бидоны, столярные станки и другие колхозные "принадлежности".
Думаю, что и впрямь не воплотить. Раньше же действительно были мастера, с детства обучающиеся народному ремеслу (иконопись, резьба и т.д.). И, возможно, с душой подходили к делу. Нынче всё не так.
Да уж, мы ещё те акробаты, как вспомнить каким только образом не проникали в разные места.

Здесь опасность была в обледенелом кирпиче. Летом было бы проще. Плюс одежда на нас, конечно, не для гимнастики, прямо скажем.




Edited at 2015-02-04 02:43 pm (UTC)

походу, один из самых населённых объектов?

акробатические выкладки понравились) и да, жаль опель не грузовик)

Edited at 2015-02-05 12:59 am (UTC)

Да нет. Летом, по словам местного старожилы, уже менее 100 человек живёт, а было более 200. А в это время и того меньше. Скажем, село Унжа и то более населённое (про Унжу, правда, ещё не писал).
Ага, был бы у нас грузовик, то уже складировать находки не было бы где. Ведь, попадалось очень много габаритного, что здорово было бы заиметь у себя. :)

ну выглядит более жилым по фото, нежели многое из предыдущих..


:) складом или дачей пришлось бы обзавестись))

Ну, это да – выглядит ещё неплохо в сравнении с другими.
Ещё пришлось бы обзавестись грузовичком, инструментом и рабочей силой (например, вазы, бюсты и статуи я б не утащил один). Хотя всё это уже смахивает на мародёрство. :)

ну почему один, у Вас Катя есть))

это уже какое-то промышленное мародёрство получается) " в особо крупном размере" "по предварительному сговору" "группой лиц"...)))

Да, церковь впечатляет! Было интересно, Спасибо!

Взаимное спасибо. :)
Церковь по своим габаритам идентична юго-восточным церквям Вологодской области. Там такие же махины стоят.

очень интересно и познавательно!
спасибо за столь подробный рассказ.
читая ваши истории, хочется все бросить и уехать в подобные путешествия.....в глушь

Рад, что Вам понравилось. :)
Спасибо!
Истории и сам люблю. Без них было бы не интересно путешествовать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account