Previous Entry Share Next Entry
Меремьяна из Верхней Пустыни
deni_spiri


Давным давно в 167 верстах от Костромы (иначе в 600 км от Москвы), в глухом местечке, находилась монастырская обитель – Верхняя Пустынь. Сейчас лишь внушительных размеров заброшенный храм напоминает о глубоком прошлом этого места, ныне именуемого, как село Коровье.

P.S. Т.к. в последнее время не нахожу возможности писать мною любимые объёмные краеведческие посты, сегодняшний отчёт, как и предыдущий про мишуна, будет скромным – всего-навсего про одну единственную церковь, с минимумом текста и фотографий.




Итак, шёл третий день Кологриво-Судайского путешествия, когда к пяти часам вечера мы последним пунктом после Солигалича (на верхнем фото) успеваем доехать до отдалённого села Коровья. Дорога к которому, прямо скажем, оставляла желать лучшего. И в отличии от недавних псковских трасс, здесь выше 20 км/ч  разогнаться не получалось. Ну, худо-бедно приехали. Припарковались по-моему возле магазинчика. Село довольно-таки крупное, но и здесь хватает заброшенных домов. Правда, их снимать не стали, ибо спешили отфотать "засветло" виднеющуюся на краю села, прямо возле кромки леса, громадину храма.




Село Коровье названо так по имени монастырского коровьего двора, стоявшего недалеко от монастыря. Ранее на этом месте находился мужской монастырь "Верхняя Пустынь" – одна из трёх обителей, основанных преп. Авраамием Чухломским в окрестностях Чухломы в XIV веке. Хоть в 1447 г. московским князем Василием Ивановичем и были пожалованы Авраамиевой Верхней пустыни находившиеся вблизи деревни, к 1632 г. вся братия состояла всего лишь из игумена и четырёх монахов.


В монастыре стояли две деревянных церкви. В 1729 г. обе сгорели от молнии и вместо них была построена новая одна деревянная – во имя Собора Пресвятой Богородицы. Сохранилось её описание: «На церкви две клетки, на ветках два шатрика, на них главы да колокольня древянна о шести стенах и на ней четыре колокола». Более четырёх веков существовала обитель, после чего в 1764 г. была упразднена и обращена в приходскую церковь. А в 1797 г. тщанием прихожан, при помощи доброхотных дателей, на месте предыдущей построена дошедшая до наших дней каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием.


На второй этаж взбираемся по колоритно рассыпающейся и бурно поросшей мхом каменной лестнице – пандусу.


Церковь была закрыта в 1937 г. Использовалась под нужды местного колхоза. Поэтому увидеть внутри что-либо интересное шансы были не велики.




Глядя на этот высоченный иконостас, можно лишь догадываться о его неординарности за счёт полукруглого выступа над входом в алтарную часть.


Непосредственно сам алтарь.


Роспись сохранилось фрагментарно, но качество исполнения её на довольно неплохом уровне.


Арочный проём между основным объёмом храма и трапезной подпирает чудной столб. А по правую сторону, по середине стены, находится зарешёченная дверца, ведущая на несохранившийся наружный балкончик.


В трапезной, видать, или крыша прохудилась или хранили нечто вредное –  штукатурка осыпалась полностью.


Выходим наружу. Обходим церковь вокруг и ещё раз впечатляемся её архитектурой и колоссальными размерами.




А первый этаж закрыт, однако. И видимо, до недавнего времени ещё использовался под жильё свинушек или козочек.


Что здесь делает производственная холодильная камера ума не приложу.


С давних времён тут существовало и кладбище. На глаза сразу попалось старинное надгробие крестьянки Меремьяны Тимофеевной, датированное 1865 годом. Имя настолько редкое, что решил разузнать про него и вот что накопал: в русском аграрном календаре день святой Мариамны (Маремьяна) наложился на остатки архаических верований в нечистую силу и превратился в День Меремьяны-кикиморы. В Вологодской губернии считали, что кикимора на святках рождает детей. Новорожденные вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, - это шулыканы. О погоде в этот день говорили: «После Крещения цыган шубу продаёт, а морозов жди на Афанасия-пучеглаза, на Фёдора-тирана и Меремьяну-Кикимору». Каким образом праведница Маремьяна церковного календаря превратилась в народном в Меремьяну-Кикимору сказать трудно.




В честь рождения в царской семье наследника престола разбогатевший крестьянин, питерский отходник, Яков Иванович Рожков в 1905 –1906 гг. выстроил в своей деревне Коровье часовню во имя святого покровителя цесаревича – святителя Алексия. Неизвестно, чтобы в честь рождения цесаревича Алексея Николаевича где-нибудь ещё были возведены часовни или церкви, и, похоже, что в этом отношении памятная часовня в Коровье являлась уникальной. Часовню закрыли в 1930-е, долгое время в ней размещалась колхозная кузница, а в начале 1960-х её целиком разобрали на кирпич.




Продолжение следует...
Предыдущие части этого путешествия:
- Костромской Север
- Эпитафия Плотине
- Следуя старинным Вятским трактом
- Солтановский храм и ДК Брантовский
- Кологривский Zoo-Техникум
- На берегу Костромы

При создании поста использован материал следующих сайтов:
Костромка
Православные храмы Костромской губернии

  • 1
церковь необычна - похожа на усадебный дом, да еще такое крыльцо со ступенями впечатляющее, впервые вижу, честно говоря, церковную архитектуру подобных объемов, обычно же строили крытое крыльцо или галереи (как в Коломенском, например, или в Суздале).
Спасибо за рассказ, интересно было читать, особенно про Меремьяну, имя необычное))


Таких церковных громадин много в Вологодской области (на востоке). Думаю, такие объёмы объясняются большим количеством прихожан и малым количеством храмов в округе.
А когда видишь такой здоровенный храм в глуши, да ещё и заброшенный, плюс после заката...

Теперь я знаю "откуда ноги растут" у твоего имени.

росписи потрясающие были, ведь весь объем охватили! жаль, что так бесславно все закончилось.

хы хы! надеюсь, в кикиморы не записал меня?
*грозно помахиваю скалкой*

Ну так, кикимора же предстаёт в образе маленькой сухонькой сморщенной старушки... На тебя вроде не похожа, хотя кто знает...

нуу, я все таки надеюсь дожить до такого возраста))))

Ну, тогда шлю лучи здоровья тебе!

на всякий случай одену фапотьку из фольги, гг))

спасибо)

Удивлен насколько внутри все сохранилось.
А вообще, стоит задуматься теперь, так ли надо вести праведную жизнь. А то сначала канонизируют, а народ потом все равно кикиморой обзовет, и, что самое обидно, просто по случайномусовпадению, сам-то не при делах...

Да здесь сохранность-то не очень. Есть храмы, где намного лучше роспись уцелела.
На счёт "стоит задуматься" и неблагодарного народа...

имхо для храма с хранилищем и скотным двором сохранилось достаточно)
Все-таки старые технологии были проверены веками)

А, ну в этом плане конечно. В других вообще голые стены остаются.
Действительно же – строили! Больше 200 лет стоит и ещё столько же простоит.

Во многих местах обращал внимания, что причина разрушения - в основном люди, притом не всегда по злому умысл. Это грустно.

Большевики всё это. :)
Организовали там склады, понимаешь. Вот и попортилось всё. :)

Кстати большевиков я еще понимаю: молодому советскому государству нужно использвать все имеющиеся ресурсы и т.д.
а вот тех, кто там устраивает тир или бухает с шашлыками, я понимаю меньше.

На счёт большевиков я пошутил кончено. Само собою, каменных строений было мало, плюс антирелигиозные настроения, так что не удивительно, что многие храмы приспособили под нужды народа.
Да, частенько видим следы отдохнувших возле храма...

Красивый храм, и сохранность внутри весьма приличная.

Странно почему и Вы считаете, что сохранность хорошая? :)
По мне – так не очень. Но храм сам по себе интересен конечно.

Иконостас, роспись, полы даже местами. У меня есть два примера храмов, использовавшихся для нужд колхоза, где всего этого и в помине нет. У вас, я уверен, есть примеры и похуже. Но, видимо есть и лучше :) Из тех, что я посещал, в нынешнем посте еще очень не худший вариант.

Ну так это ж (иконостас и роспись) всё убито.
Но Вы совершенно правы, есть примеры и в лучшую сторону и в худшую.
Конечно я рассуждаю исходя из виденного (страшно представить, но это не менее пол-тыщи заброшенных храмов), поэтому для меня здесь не шибко сохранилось.

внушительный храм. И хорошо сохранился, хоть и служил коровником.
А часовенку жалко((

Это точно, храм внушителен.
Скорее всего там свинок держали. Коровки бы не пролезли в дверной проём. :)
Пишут, что часовню строили по проекту петербургского архитектора и была она красивой.

хороша церковь.. колоритна..)

Есть такое дело. :) А главное там сами места очень колоритные.

Когда-то жизнь кипела здесь !

Сейчас она, конечно, уже не кипит, но село ещё достаточно крупное и обитаемое.
Хотя тенденции известно какие.

Название населенного пункта

(Anonymous)
Прошу прощения, возможно Вы ошибаетесь. От Солигалича до Чухломы всего около 50 км. По пути в 30 км есть с. Коровново. Вряд ли его перекрестили в Коровье! Или это какое- то другое село?

Re: Название населенного пункта

Прежде чем писать комментарий, Вам было бы неплохо потратить 10 мин и убедитбся, что всё в моём отчёте верно. Не до такой же степени я некомпетентен, чтобы перепутать Коровново и Коровье. Двигаясь в от Соли в Чухлому это не значит путь по прямой. Именно, что по пути мы сделали ответвление. Такой вариант Вам в голову не пришёл? Хотя можно было проще: забить в поиске церковь село Коровье и всё бы стало ясно.
Исходя их этого комментария остальные Ваши даже читать не стану.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account