?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Новый взгляд на Алексино
deni_spiri


В окрестностях города Дорогобужа Смоленской области, в селе Алескине, находится родовое гнездо дворян Барышниковых. Здесь, на берегу запруженной реки Сельни, расположен один из крупнейших памятников усадебной культуры конца XVIII начала XIX веков. Дворец господ Барышников по праву считается одним из лучших произведений позднего классицизма на Смоленщине. Впервые Алексино мы посетили два года назад, но без любимого мною широкоугольного объектива. Данное недоразумение решено было исправить осенью этого года, благо погодка выдалась в тот день весьма приятной. Мероприятие сие увенчалось успехом не только в лице новых ракурсов, но и доступом в раннее закрытые парадные залы, которые на наш восторг сохранили подлинную роспись интерьеров.



В древности на южной окраине нынешнего Алексина располагалось село Ведроши, рядом с ним в 1500 г. состоялась битва между литовскими и московскими войсками, в результате которой Дорогобуж был присоединён к Великому княжеству Московскому. Первое упоминание самого Алексина, входившего вместе с Ведрошами в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых, относится к 1610 году. В 1774-м Алексино было приобретено И.С. Барышниковым, правда, на имя своего покровителя графа Г.Ф. Орлова. Выходец из купеческого сословия, вяземский посадский человек Иван Сидорович Барышников разбогател на государственных подрядах, винных откупах и торговле хлебом. Строительство же здесь усадьбы и её обустройство связано с именем его сына - Ивана Ивановича.




Иван Иванович Барышников - воспитанник рижского пансиона, член масонского общества, имел повышенный интерес к немецкой культуре и более сложные философские представления, чем положено было иметь молодому выходцу из купцов. Выйдя в 1784 г. в чине майора артиллерии в отставку и продав дом в Петербурге, Иван Иванович до конца жизни поселяется в Смоленской губернии. Будучи просвещённым человеком, тонким ценителем искусства и весьма состоятельным, для строительства усадеб в своих имениях он привлекает таких выдающихся архитекторов, как М. Казакова и Д. Жилярди. К кругу работ Казакова по стилистическим признакам может быть отнесена выше и ниже представленная Михайлоархангельская церковь 1794 года постройки, барельефы для которой выполнены, предположительно, Ф. Шубиным.


Весьма примечательным фактом и точно уж редким служит находящийся внутри храма склеп. В подполе церкви находится фамильная усыпальница рода Барышниковых. Несмотря на давнейшее разграбление, усыпальница производит сильные впечатления. Ведь до сих пор целы несколько искусно выполненных мраморных надгробий.


На торцах "саркофагов" изображён герб рода: в нижней части щита меж шестиугольных звёзд расположена серебряная шпага, в верхней части - чёрное орлиное крыло.


Надгробия для женщин были изготовлены из розового мрамора, для мужчин – из голубого. На мраморных плитах красивыми буквами оттеснены фамилии и имена Барышниковых. Нижнее принадлежит внуку основателя усадьбы Сергею Андреевичу Барышникову, в 1860-х открывшему в Мюнхене свою художественную мастерскую.


А это с красивым и необычным именем - Калерии Иосифовне Барышниковой. Её "идентифицировать", к сожалению, не удалось.


Немного из родословной Барышниковых. В 40 лет Иван Иванович женился на 16-летней барышне Елизавете Яковлевой, дочери известного московского заводчика. У них родилось 13 детей, из которых в живых осталось два сына и пять дочерей. В итоге единственным наследником становится младший сын Андрей. Избрав карьеру военного, в 1834 г. Андрей Иванович вышел в отставку в чине полковника. Много путешествуя за границей, он продолжает пополнять коллекцию художественных произведений, собранную отцом в Алексине. Его сын, Сергей Андреевич, продолжил собирательскую и хранительскую деятельность отца. В свою очередь дочь Сергея, Христина, организовала в имении вышивальную мастерскую, работы которой даже были представлены на Всероссийской кустарной выставке 1912-1913 годов.
Нижнее надгробие принадлежит Христине Герасимовне, супруге Андрея Ивановича. Могильный камушек самого Андрея лежит тут же рядом, но расколотый пополам.


Также возле церкви находится захоронение доктора медицины Гергарда Виллерса, родившегося в Ольденбурге в 1846 году. Возможно, Гергард был "придворным" врачом у Барышниковых. Известно, что вместе с сёстрами Марией и Христиной Сергеевными принимал личное участие в открытии в Алексино школы для крестьянских детей. Внутри склепа стоит ещё надгробный камень, явно перенесённый туда с кладбища, некоему Кириллу Дмитриеву Долганову, скончавшемуся ещё до отмены крепостного права в 1853 г. Камень был возвигнут его благодетелем Андреем Ивановичем Барышниковым. Интересно за какие-такие заслуги?
Рядом с Архангельской церковью, в 1847 г. Андреем Ивановичем был построен второй, уже более скромный, храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.


Помимо церкви к работам Казакова (конец 1780-х ) в усадьбе Барышниковых могут быть отнесены Андреевская крепость, конюшня, контора и амбары. Строительство оных велось под непосредственным наблюдением крепостного архитектора Я. Жданова - ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х гг. в создании алексинского ансамбля начинает принимать участие Д. Жилярди, который, вероятно, и проектировал главный дом-дворец. В этот период строительство в усадьбе возглавлял ученик Жилярди крепостной архитектор Д. Поляков. Определённо можно сказать, что Алексино - один из лучших и самых крупных на Смоленщине усадебных ансамблей классицизма.


Восточный фасад главного дома выходит окнами на нижний пруд, а западный смотрит на парадный двор с флигелями, конюшней и службами.


Композицию здания составляют три двухэтажных корпуса, соединённых более узкими галереями той же высоты. Над центральной частью среднего объема возвышается мезонин с глубокой арочной нишей. Строительство этого дворца велось в период 1818-1824 гг.


Чугунный балкон подъезда на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазами относится к середине XIX века.


Отмечу, что главный дом находится под охраной и все двери заперты, однако при желании... Но без вандализма.
Итак, мы внутри и перед нами парадная лестница с коваными решётками.


Плафон над ней сохранил первоначальную гризайльную роспись.


Вестибюль, находящийся сразу за дверьми парадной лестницы.


Из прихожей второго этажа мы попадаем в танцевальный зал, расположенный в галерее между главным и южным корпусами.


Перед торцовыми стенами зала с парадными створчатыми дверьми стоят колонны.


На другом конце - аналогично, плюс между колонами стоит узкая высокая печь, подвергшаяся совсем недавно разрушению.
С печи была сбита верхняя часть, которая засвидетельствована нами ещё в прошлую поездку.


В соседней зале также находится высокая печь. И её венчание упёрли гады.


А это внутренняя лестница, ведущая в низкий цокольный этаж боковых флигелей, предназначенный для кладовых.


В среднем объёме усадебного дома располагались парадные помещения. И вот она - изюминка, неувиденная нами в первое посещение. Перед нами угловая гостиная. Судя по осыпающемуся потолку, если не предпринять меры по сохранности панно, жить росписи осталось недолго.


В цветное поле плафона вписан круг с изящными гризайлевыми росписями.


Очень мне по душе техника гризайль и такие вот неожиданные находки.


Изображения имеют греко-римскую тематику.


Следующая комната в анфиладе - "Большая гостиная" с симметричными печами по углам. Каждая из них представляет собой архитектурное сооружение с ионическими портиками, фронтонами и аттиками. К сожалению, печи покрыты таким слоем краски, что рельефный декор, покрывающий их, стал плохо различим.


Стены на уровне антаблемента печей опоясаны живописным фризом с изображениями грифонов, пальметт, листвы.


Удивительно, что роспись была не тронута новыми владельцами. Возможно, именно в этих залах располагался музей усадебного быта и педагогический техникум, открытые в усадьбе в 1920-е годы. Кстати, в Алексине в 1920–1921 гг. жил и работал школьным учителем и хранителем музея М.М. Пришвин. А может роспись уцелела в этих комнатах из-за того, что остальные помещения были повреждены в годы Великой Отечественной войны. В послевоенный период усадьба, как и остальное, восстанавливалась советскими реставраторами. Другое имение Барышниковых - Николо-Погорелое - было уничтожено полностью.




И снова великолепно исполненный рисунок в технике гризайль.


Последняя комната в анфиладе - парадная спальня. Здесь между пилонами, в одном из которых скрыта печь, поставлены тосканские колонны.


А вот, прямо в стене был обнаружен эдакий внутренний сейф XIX века. В храмах частое явление, в усадьбе увиден впервые.


Комнатка выдачи чего-то.


В центральной части дома расположена оригинальная многомаршевая лестница, ведущая в мезонин.




Потолок прорезан световым фонарём.


Во втором этаже северного объема и в галерее, примыкающей к нему, размещались жилые комнаты семьи владельца. Но в них ничего интересного не сохранилось.


А теперь перейдём к осмотру нижнего этажа. Спускаемся обратно вниз...


Помещения первого этажа, предназначенные для кухонь, кладовых и жилья прислуги, со вторым этажом связаны внутренними лестницами.


Долгие годы эти помещения занимал детский сад "Стригунок", который буквально пару лет назад приказал долго жить.


В пустых коридорах и комнатах нас повсюду встречали детские игрушки.


Ещё одна внутренняя летсница.




От детского сада сохранилось множество игрушек и детской одежды.


Хех... Пособия были у детей, видать, ещё советских годов.


Плюшевые Слоник и Собачун.


Возможно, данный зал был игровой комнатой или спальней. Он единственный выкрашен "по особому".


Домик-скворечник. Ну, хоть не скучно тут было ребятишкам.


Что ж, нагулявшись и насладившись видами парадных залов с пока ещё уцелевшей росписью, покидаем сей дворец.


Известно, что Барышниковы собрали в Алексине большую коллекцию произведений искусства и прекрасную библиотеку. В имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Село также являлось важным экономическим центром. Здесь находилась писчебумажная фабрика, конный завод, большой плодовый сад. После 1927 г., когда сведения о последних владельцах оборвались, богатейшая библиотека поступила в Смоленский областной архив. Полотна из живописного собрания разошлись по разным музеям России, в том числе в коллекцию Смоленского музея-заповедника.


А теперь прогуляемся по территории усадьбы.
На правом берегу верхнего пруда находится интересное сооружение - "Андреевская крепость", названная по имени сына И.И. Барышникова - Андрея.


По сути "крепость" являлась скотным двором. Строилась между 1798 и 1810 гг., как писалось выше, предположительно, по проекту Казакова.




Крепость представляет собой вовсе не замкнутый круг, а участок стены с высокой башней и восемью низкими, выходящими фасадом на главный дом.




В юго-западной части усадебного ансамбля вытянулся комплекс хозяйственных построек, 1780-х годов постройки.


В 1,5 км к северу от дворца, на опушке леса, стоит небольшая часовня, нач. XX столетия. В советское время переделанная под гараж.


В 1-й пол.XIX в. Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. Позднее школу стало содержать земство. В 1913 г. на деньги, пожертвованные последними владелицами села, сёстрами Марией и Христиной, была построена двухэтажная кирпичная школа, в которой до сих пор учатся алексинцы.


В 1914 г. на их же деньги была построенная каменная больница (на фото). Сегодня в больничном здании размещается санаторий.


После осмотра усадьбы наши колёса зашуршали домой, как мы думали коротким путём прямиком от Дорогобужа на Вязьму. Но не тут-то было! В итоге короткий отрезок, отмеченный на всех картах как проезжабельный, оказался настолько кочкообразным, что расстояние всего в 20 км растянулось на час.
Положительным моментом был лишь действительно красивый окружающий пейзаж.


В Бушуково, что в 45 км от Вязьмы, мы добрались только к вечеру. Так что обратный путь до Москвы лежал уже в полной темноте.


При создании поста использован материал сл.сайтов:
Чудеса Смоленщины
Культурное наследие земли Смоленской

Балкон подъезда и роспись потрясающие. Какие перспективы у здания, есть информация? Или с момента закрытия сада только в законсервированном состоянии находится?

Ага, балкон и впрямь шикарный. Ну, а встретить там оригинальную роспись было настоящим сюрпризом-подарком. :)
в 2007 году на противоаварийные и реставрационные работы главного дома по федеральной программе «Культура России» выделили 2 миллиона рублей, но на что они пошли никому неизвестно (только не на усадебные работы, конечно). В 2009 на реставрацию усадебного комплекса планировали выделить 3,2 миллиона. Но до этого дело и вовсе не дошло.
Второй этаж был заброшен давно уж, а детсад буквально недавно. Сейчас, скорее всего, его судьбу может решить лишь передача в частные руки. Хоть я и не сторонник этого, но понимаю, что теперь уж точно государство не найдёт деньги для культурных объектов.

Фотки шикарные!!!
Текст не весь читал, но про гробы понравилось)

Фотки без сомнения хороши. :)
Не читала текст?

Как непрофессионально с Вашей стороны... Не по краеведчески всё это.
Однако, 5 часов просидел за данным постом, создавая его.
Я вот думаю, может памятник, что помещик-благодетель поставил Кириллу, был воздвигнул его "любимому". Ибо у него нет отчества - подписан же как Кирилл Дмитриев Долганов.

Edited at 2014-12-09 11:32 am (UTC)

Добрый день!
Какой объектив используете?

никкор 14-24/2.8

очень познавательно,спасибо)

Да уж, здесь с историей повезло. Было откуда черпать информацию.
Спасибо.

очень круто! а первые снимки на рассвете снимались или у Вас такая цветопередача хорошая?

Спасибо! :)
Так есть - снимали утром в 11.40 (для зимы, считай, только рассвело).
Они без обработки. Тут просто ещё удачно солнышко осветило. :)

Денис, а с каких печей, вы говорили, верхушки пропали?

Отсюда...


...пропала вот эта часть


а отсюда...


...вот эта


Нынешнее состояние печей можно видеть в посте. Сердцевину печей, видимо, разломали, чтобы добраться как по лестнице до верха. :(

Edited at 2014-12-09 02:08 pm (UTC)

Очень понравилось! Спасибо большое за репортаж!

Я рад. :)
Взаимное спасибо!

И в Москве у них был очень красивый дом.
И росписи и гризайль...
Спасибо большое за усыпальницу.

Усыпальница действительно производит сильное впечатление. Рад, что понравилось.
Род Барышниковых имел несколько ветвей. Думаю, их представителей можно встретить было много где.

(no subject) (Anonymous) Expand
Такие же печки, как на ваших фотографиях, можно увидеть в Зимнем дворце, Екатерининском и Петергофе.
Здесь автор дает фотографии и версию появления этих печей: http://sibved.livejournal.com/137207.html

В Зимнем-то печи по-круче будут. :)
Правда, я не совсем понял, что автор хотел сказать, настаивая в том, что печи и камины появились во дворцах позже и что здания не были приспособлены к нашему климату.
Не вижу ничего странного, что проект дворцов изначально не включал печи (если это действительно так). Определённо можно сказать, что высокие окна и узкие простенки между ними не редкость для построек того времени. Очень много усадебных домов с такими фасадами. Т.е. я не считаю, что эти дома были предназначены для южного климата, как утверждает автор.

обалденный ансамбль зданий! может посоперничать с римскими палаццо по красоте и интерьерным росписям, ээх, как же жалко, что владельцев турнули, а гос-во не в состоянии содержать здание в былом великолепии, кроме как в Питере или Москве.... Обидно!
Калерия было именем, принятым в семьях церковных служителей, в худ.училище литературу у нас преподавала старушка Калерия Александровна Белосельская, ее дед был архиепископом, отец тоже имел сан, она с гордостью об этом рассказывала (про имя я от нее услышала))


Тоже считаю, что усадебка знатная. :)
Да, у государства нынче денег точно нет не то чтобы восстановить, но даже законсервировать усадебные комплексы вне столиц.
А я вот ранее не встречал имени Калерия.

сколько красоты))) чугунный балкон очень нарядный. А детский сад... ну все как всегда: жуткий цвет стен и убогий туалет

Шикарная усадьба, конечно.
Балкон вообще произведение искусства.
Я думаю, этот ужасный цвет в детсаде ещё с годов 1970-х... :)))

Очень круто! Когда мы были там, дальше парадной лестницы попасть не получилось... Сложно вообще было забираться внутрь?

Спасибо. Тоже считаю, что круто. :)
В первый раз мы лишь в парадные комнаты не попали.
Забраться легко, главное смекалка. Где забраться трудно мы и сами не попадём, потому как не вскрываем двери и не разбиваем окна.
У нас уже целый список усадеб, куда мы залезали почти первыми. С нами в ту поездку было ещё несколько групп, но никто так и не догадался как залезть внутрь. :)

Все супер-грандизно! Мега-классно!

Кстати, а вдруг, через 200 лет, этнограф и краевед напишет "В коттедже Казадоева на печке обнаружен фрагмент печи датируемый 18 веком. Это единственное, что сохранилось от усадьбы Барышниковых".

Немного мне, лично, не хватает деталей. Вот например, от главного входа план-какие комнаты куда. Я помню, в одном особняке, на ленинградском проспекте был, так там главный вход, справа кутузка для шуб и галош, две уборных, а потом уже анфилада, чайная, гостиная, лестницы и прочая.

На фото
Справа что за дверка? Неужели "внутренняя лестница, ведущая в низкий цокольный этаж"? А цокольный этаж, сводчатый, низкий или мне кажется?

И почему вы про паникадилы забываете? Я вижу тут их несколько сохранилось и по-моему одно-классное!

Edited at 2014-12-12 08:35 pm (UTC)

Спасибо! :)))
Вряд ли краевед будет исследовать какой-то коттеджа. Но суть передана точно. :) Там изразцы и будут.
Усадьба слишком огромная, чтобы показать все детали в одном посте (он и без того вышел объёмным).
Про дверку уж и не вспомню. там много переплетений.
Да по что мне эти люстры? :) Были бы старинными...

- velikoff Expand
Потрясающе! Даже в запустении ошеломляет! Спасибо большое,Денис, за интереснейший пост.

Спасибо, Галина!
Усадьба действительно потрясающая. Жаль только, что судьба её теперь печальная.

Спасибо за внимание мне потомку так же было приятно любоваться архитектурой, но не состоянием склепа моих родственников. В 1917 году как раз вывели новую говорящую породу животных они разговаривают "товарищи"
(Frozen) (Thread)

Надеюсь, хоть Ваши предки (если так на самом деле) были грамотнее Вас. Возможно даже им было бы стыдно за невежество и глупость своего потомка. Своими недалёкими высказываниями Вы лишь показываете уровень своего бескультурья и, собственно, сами попадаете под Ваше же определение "говорящего животного".
P.S. Нынешнее убитое состояние усадьбы это "заслуга" последних 25 лет. Что же Вы современному правительству не даёте определения, а проклинаете 1917? Вопрос риторический. Отвечать не нужно.

Edited at 2017-03-04 12:06 am (UTC)
(Frozen) (Parent) (Thread)