?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Моя Прелесть
deni_spiri


Моё хобби не только коллекционирование кирпичей с клеймом производителя, но и собирательство печных изразцов.




Собственно изразец – глиняная обожжённая плитка с румпой для крепления в стене или печи. Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в усадьбах, в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Шансы найти в наши дни уцелевшие печи в заброшенных усадьбах, прямо скажем, невелики. А уж чтобы эти печи были облицованы рельефными или многоцветными изразцами и того меньше.
На фото - печи в усадебном доме Г.И. Щепочкина (рекомендую к просмотру, кто не видел).


Несмотря на несколько сотен, посещённых нами усадеб и храмов, глиняных плиточек в коллекции всего три десятка. Поэтому для меня печные изразцы чуть ценнее, чем кирпичи, коих найти можно не в пример больше. И да, речь, конечно же, идёт о изразцах с клеймом завода. Владельцы гончарно-изразцовых заводов ставили на своих изделиях оттиски (клеймо), как правило, состоящие из инициалов производителя. Это являлось своеобразным знаком качества и одновременно торговой маркой завода.


Сразу отмечу, что вандализма в отношении добычи изразцов путём разрушения печей, мы не предпринимали. Ибо находили их в заброшенных местах, где ещё до нас, возможно, в поисках сокровищ или по другим причинам печи были разрушены. Да и отковырять изразец не так-то просто. Все они скреплены между собою изнутри "проволкой" и раствором - без инструмента тут не обойтись.
Более распространены в облицовке печей плоские чисто белые глазурованные изразцы, как на нижнем фото.


Итак, вид клейм представлю чуть позже, а начну показ с самых ценных моих образчиков - изразцов завода Гусарева.
Гладкие полихромные, конец XIX века. Этот гребешок венчал верх фаянсовой печи.


Глазурями на плитку нанесён сложный орнаментальный узор в неорусском стиле. Множество ярких тёмно-красных, зеленых, чёрных, белых линий тесно сплетаются друг с другом, образуя замысловатый несколько геометрический орнамент.


Данные изразцы произведены на заводе потомственного почётного гражданина Москвы Алексея Гавриловича Гусарева. Завод располагался в селе Черкизове и был унаследован им в 1871(76) г. от предков, основавших его ещё в 1784 г.. Месье Гусарев был одним из крупнейших производителей кирпичей, фасадной керамики, а так же печей и каминов в Москве. Правда, по неизвестным причинам, в 1890-е завод фирмы Гусарева числился уже за Анной Ивановной Новицкой.




Каждый из них имеет несколько видов клейма, различающихся по форме. Одно из которых "А. Гусаревъ въ Москве"


Изразцы эти предназначались не только для печей и каминов, так же ими украшали и стены. Рисунок наносился вручную по трафарету.




Два нижних изразца, узких и закруглённых, сделаны специально под определённую форму камина/печи.




Наверное, самый ценный мой экземпляр. Замечу, что он в действительности такой яркий и насыщенный по цвету. Глазурь лишь придаёт дополнительный блеск рисунку. Глядя на него, у меня возникают ассоциации с жар-птицей, почему-то.


А теперь перейдём к более простым глинюшкам. Подпись производителя имеет всего одну букву, что говорит о раннем годе производства. Когда было не с кем конкурировать и заводов было мало, владельцы ставили лишь первую букву своей фамилии, ибо путать было не с кем. Клеймо "П".


Часто простые белые изразцы изготавливались определённой формы сразу под печь.


Исходя из того, что в различных, порою далеко расположенных друг от друга, областях мы находим одних и тех же производителей, можно сделать вывод, что гончарно-изразцовые заводы в то время были малочисленны. Очень крупный, часто встречающийся производитель печных изразцов и кафельной плитки - род Власовых. Основателем династии был Власов Павел Власович (род. в 1817 г. в Московской губернии). Родом из крестьян. Из подворной переписи за 1869 г. известно, что Власов работал приказчиком у купца. Сам же перешёл в купечество лишь в 1876 году. В Москве и её пригороде в разное время им было организовано несколько заводов по производству белых глазурованных изразцов. Данное клеймо "Власовъ въ Москве" датируется не старше 1891 года.


В 1872 г. основана фирма "Власов. Наследники", которая находилась у Краснохолмского моста на Таганке. После смерти Павла Власова в 1891 г., фирмой стали управлять его внуки Василий и Иван. Этими братьями был организована ещё одна фирма "Власовы Василий и Иван братья", просуществовавшая до 1917 г., после чего завод был национализирован и переведён в ведение Замоскворецкого Совета. В 1928 г. Иван был приглашён на завод в качестве технического консультанта. Станции первой очереди Московского метро от "Парка культуры" до "Сокольников", пущенной в 1935 г., были облицованы керамической плиткой, произведённой на бывшем власовском заводе.
Клеймо "Власовы. Москва. Таганка".


Не менее крупный, а даже более известный и титулованный производитель печных изразцов и не только - завод купца Василия Алексеевича Аксёнова. Завод Аксёнова был образован в 1880 г. в Панфиловской волости, недалеко от Рыбинска. Кроме печных изразцов выпускались изразцы для наружной отделки домов, скульптура, вазы, тумбы и др. керамические изделия - более 50 видов. В 1890-х на изделиях аксеновского завода ставилось личное клеймо хозяина, увенчанное тремя медалями. Мастерство аксеновских изразечников было высоко оценено и за рубежом. Представленная на Всемирной промышленной выставке 1900 г. изразцовая печь была удостоена премии. Интересно, что изразцы Аксёнова использовались при реставрационных работах в палатах Ростовского кремля в 1896 году.
Клеймо "завода В.А. Аксенова въ Рыбинске".


Род Тябликовых всегда пользовалась уважением в городе Клине и в его округе. Их семейное имя было связано с промышленно-торговой деятельностью в области кирпичного и керамического производства, а также снабжения города и уезда стройматериалами. Кирпичный завод был открыт в 1890-ые, владелец - Тябликов Анисим Иванович, клинский купец, член-директор Клинского попечительского общества о тюрьмах. В 1910 году завод награждён медалькой. С 1912 гончарным заводом заведует Тябликов  Алексей Иванович.
Клеймо "Заводъ Тябликова г.Клинъ".


В 1824 г. в Александро-Невской части Санкт-Петербурга на Моховой был открыт гончарный завод Балашова. В 1862-м им владел Иван  Балашов, с 1867 г. - его сын Александр Иванович Балашов, затем завод числился за Варварой Егоровной (возможно, его вдовой).
Клеймо "А.И.Б." (датируется до 1897 года).


Братья Аблаженовы занимались строительными материалами и имели гончарное заведение в городе Москве. Братья: Иван - потомственный почётный гражданин, член общины "Утоли моя печали", староста храма Христа Спасителя; Павел - личный почётный гражданин, входил в группу гласных Московской Государственной Думы, кандидат коммерции; Константин - просто купец.
Клеймо "Бр.Аблаженовы. Москва"


Нижеследующий изразец идентифицировать не удалось. Ясно лишь, что завод находился в селе Брейтово Ярославской губернии.
Клеймо "А.Ф. Орловъ.Брейтово".


И этого изразца точной идентификации не получилось провести. Видно, что клеймо ранних годов, поскольку крупное и не аккуратное. Изображён двуглавый орёл с двумя медалями. Буквы "МГИ" могут означать майоликово-гончарно-изразцовый завод. "К.П." - возможно, что К.П. Волков, основавший завод в 1865 году за рекой Черемхою, что как раз в Рыбинске.
Клеймо "К.П. въ Рыбинске".


Клеймо "О.И.Т." Не идентифицировано.


Купец и предприниматель Пётр Андреевич Будников (род.1848 г.) происходил из мещан Витебской губернии. Его отец имел свой керамический завод в Витебске. В городе Смоленске в 1877 г. он основал собственное керамическое производство, где производились изразцы различных цветов, камины, печи, канализационные и дымовые трубы, вазы и фигуры для украшения садов.
Клеймо "завода П.А. Будникова. Смоленскъ".


Будников на протяжении более чем 20 лет был товарищем купеческого старосты, директором Смоленского Губернского попечительства о тюрьмах, членом губернского по фабричным и горнозаводским делам присутствия, членом учетно-ссудного комитета по торговому кредиту и занимал посты ещё многих смоленских сообществ. После его смерти управление делами перешло к сыновьям Александру и Евгению, но в годы войны 1914 г. производство пришло в упадок. В 1915 году кафельно-изразцовый завод Будникова прекратил свою работу. На протяжении последующих семи лет завод находился в полном запустении. В 1922-м был заново открыт как "Товарищество Керамик", однако в войну 1941-45 гг. здания завода были окончательно разрушены и его работа не возобновлялась.


Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешёвых изделий. В своих поздних изделиях мастера-изразечники переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону. В последней четверти XIX века эта роспись приобретает очень упрощённый характер.


Вот этот кусочек тоже очень ценен для меня. Данный тип рисунка и вид палитры очень близок к XVII веку. Хотя, скорее всего, это более поздний экземпляр. Но видно, что работа тонкая, да и из глины сделан красного оттенка, более хрупкой. Найден, помнится, в глуши Нижегородской области в заброшенном деревянном храме.


И в виде бонуса продемонстрирую несколько примеров напольной плитки. Её тоже клеймили. Правда, почти 70% полов в Российской империи застлано керамической плиткой завода Бергенгейма, 20% - звездой Давида и лишь оставшиеся 10% принадлежат другим производителям.


В 1876 г. предприниматель финского происхождения, барон великого княжества Финляндского Эдуард Эдуардович Бергенгейм основал в Харькове первый на юге России завод по производству керамической плитки и огнеупорного кирпича "Товарищества Бергенгейма".


Клеймо "Звезда Давида" принадлежало заводу Дзевульского и Лянге. В 1883 г. Ян Дзевульский и братья Юзеф и Владислав Ланге запустили первую фабрику керамической плитки в г. Опочно. Правление фирмы находилось в Варшаве, а производство в Опочно и Славянске. Литера "С" означает завод Славянск.


Напольная плитка. Произведена на заводах «К. Вахтера и Ко.» в селе Волгино на землях усадьбы Ждани Новгородской губернии. Владелец поместья Иван Васильевич Аничков продал боровичским заводам огнеупоров землю с залежами глины, и в 1880 году купец первой гильдии К. Вахтер основал несколько керамических заводов. Преобразовавшись в акционерное общество в начале 1900-х, завод проработал до 1919 г.


Клеймо "КВ и Ко".


Редкий пример напольной плитки из бетона. Произведена на бетонно-мозаичном заводе  М.М. Селиванова, в Троицкой слободе города Рязань. Наследники: Константин и Сергей Михайловичи Селивановы. 1900-ые года.


Клеймо "Наследники М.М. Селиванова"


Не только на надгробиях писали с ошибками, но и здесь встречаются такие примеры: "Населдники..."


Кроме образцов, показанных выше, в коллекции есть и другие экземпляры, типа этой дремучей истёртой напольной плитки с литерой скорее "М", чем "Т", но наиболее интересные я всё-таки представил.


Ещё посты о моей коллекции:
Кирпичная старина
Аптека и чай


  • 1
АБАЛДЕТЬ!!!! вот это увлечение, вот это экземпляры, хоть в музей!
спасибо за информацию - мало где увидишь упоминания о старых кирпичных заводиках и их владельцах.
пойду другие рассказы по ссылкам почитаю.


Так в музеях точно такие же и лежат. Правда, там бывают и по-круче. :)
У тебя, Марьян, прям к каждому комментарию своя аватарка. :)

в музеях давно не была ("музеи" Шанель и Эрмес не считаю, бггг), поэтому кирпичей в них не помню!
авки я люблю и собираю, есть такая слабость))
спасибо)

Ужас, как ты столько информации помнишь! Я половины плитки и не помню где и как видела...

Да я уже, например, забыл где некоторые изразцы найдены (в отличии от кирпичей). Наверное, из-за того, что везде попадались Аксёнов да Власов, а когда находили другие, они не откладывались.
Кать, а у тебя изменился в ЖЖ вид "ответа на комментарий"? У меня всё стало по-другому - куча строк всплывает и всё-такое. :( Совсем не удобно стало.

какие красивые. "Жар-птица" - просто чудо. Такие же красивые, как "азулежу" португальские. Только те плитки все знают, а про эту красоту - энтузиасты. Жалко((

И мне "жар-птицный" нравится. Да, у нас если только в музеях можно встретить. А так, даже и не знаю есть ли ещё коллекционеры изразцов.
Кстати, про португальские я вот не знал. :)

Португальские - это практически один из символов страны, антикварные панно продают за бешеные деньги, маленькие - на блошиных рынках, конечно, можно и магниты прикупить))) и это очень здорово.
А тут были такие традиции производства оказывается и все... кончились. Мне в таких случаях становится грустно. Потому что такие мелочи - это и есть культурное наследие, а не какие-то эфемерные глупости.

Денис Владимирович, ну стыдно же, кака-така "пОлитра" еще, а?

Вы знакомы еще с какими-нибудь коллекционерами подобной керамики? Встречаетесь для обсуждения новых экземпляров, обмениваетесь? А храните как, в одной коробочке, или может быть в специальной витрине? ))

Edited at 2014-12-05 08:14 pm (UTC)

Re: "пОлитра"?!

Ну, я как всегда, без ошибок не могу. Вот и здесь пропустил вторую букву Л... :)))
Если честно, то про коллекционеров изразцов мне неизвестно. Ни на одном форуме не встречал. Вот коллекционеров кирпичиков хватает. Но у меня принцип: не покупать, не обменивать, иметь лишь то, что сами нашли. Собственно в этом и смысл - иметь кусочек истории из места, где побывали сами.
Тут никакой коробочки не хватит. :) У меня пара стеллажей стоит. Лежат как на витрине.

интересный у вас журнал)
что скажете насчет взаимной дружбы?)
заходите: http://dmrt85.livejournal.com/184892.html !!)

Спасибо.
Только я не "дружу ради дружбы".

тоже нашел сегодня плитку Бергенгейма зеленого цвета,но поверх нее местами тонкая пленка цемента.Вот ломаю голову чем ленку удалить.

Бергенгейм у нас по всей России, чтоб его! :))) Так редко попадаются другие.
Цемент сложно удалить. Если только пескоструйной обработкой.

Механически не хотелось бы,сама плитка зеленного цвета,с внешней стороны для гладкости была сильнее обоженна и получился перламутровый отенок,толщина проплавки несколько мм,механическим способом верхний слой полностью уйдет,в этом то и проблема.

Edited at 2015-03-10 03:02 am (UTC)

  • 1