Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Соловечки



Заключительный пост о природе северного края и достопримечательностях Соловецкого монастыря.




От стен древнейшего северного монастыря, вдоль поросшего кривыми берёзками берега, отправилась Катичка вглубь Соловецкого острова.




Сплошными заливами и каменными лудами стелилась её дорога в чащу лесную.


Повсюду берега, усеянные валунами, принесёнными сюда ледником в дремучем прошлом.


По пути повстречались ей старинные лабиринты.


Подобные памятники древней культуры обнаружены в разных пунктах Поморья; встречаются они и на берегах Баренцева, Норвежского и Балтийского морей. При всём многообразии форм и планов древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - у рыбных тоней, на островах, в устьях рек; любопытно, что вход в них всегда со стороны материка. В течение столетия археологами, изучавшими северные лабиринты, было высказано немало догадок. Большинство учёных склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека, другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение или могильные знаки над погребениями.


Мелкими заливчиками, речушками и ручейками, валунами и каменюшками изобилует данная местность.




Сурово. Холодно. Но красиво.








Обратный путь снова пересекал берёзовую рощу из кривых деревьец.


И снова залив.


Вид на монастырь со стороны Святого озера.


Ну и напоследок заглянем ещё раз за крепостные стены.


На первом плане - Поваренная башня; на заднем - Архангельская.


Белая башня. Так же именовалась и Сушильной, т.к., вплотную к ней примыкая, находится здание сушила, в котором в начале сушились сети, а потом хранились хлебные запасы. Что касается основного названия, то башня эта в белый цвет никогда не красилась; не исключено, что цвет этот придавала ей годами оседавшая на её стенах мука - ведь рядом находилась мельница, а хлебные запасы хранились не только в здании сушила, но и в самой башне.
Есть у неё ещё одно название: Головленкова. В своё время оно имело зловещий смысл, поскольку связывалось с тюрьмой, расположенной здесь. В документах по истории монастырской тюрьмы башня эта и темницы при ней чаще всего именуются Головленковыми. В старинной описи Соловецкого архива упоминается под № 2470 “государева грамота 7114 (1606) года к игумену соловецкому Антонию о Иване Головленкове...” Документ этот до нас не дошёл, но можно предположить, что речь в нём шла об одном из первых узников (ведь Кремль был построен всего 12 лет назад), томившихся в каземате этой башни, и что имя его дало название самой башне.


Заходим на территорию монастыря через Святоозёрские ворота.


Перед нами двухэтажная трапезная палата Успенского собора.


В настоящее время в Соловецком Кремле хранятся два старинных колокола. Один из них, “благовестник” (72 пуда), был отлит в 1856 г. на литейном заводе Чарышникова в Ярославле в память обороны монастыря от англичан 1854 года. Доставленный в Соловки в 1860-м, колокол этот на колокольню не поднимался, а висел в специально устроенной беседке, которая находилась посреди монастырской территории. Другой из сохраняемых ныне колоколов - очень древний. Он украшен восемью рельефными изображениями коронованных особ, священника, простолюдинов; по венцу колокола идет круговая готическая надпись. Возможно, именно он упоминается в монастырской описи 1676 года как “старый колокол немецкого литья”.


Опасаясь, как обычно, монахов, Катя фотографировала монастырские достопримечательности из-за угла...
Вид на Благовещенскую надвратную церковь (1596-1601 гг.) и Благовещенский корпус (1820 г.).


Трапезная поваренного корпуса (1796-1798 гг.).


Вид на Прядильную башню (в ней или в расположенном рядом помещении “прялись” сети) и Петропавловскую часовню (1855 г.).


Вид на соловецкую котичку.


Распространённое мнение, что почти всё на Соловках сделано монахами, весьма ошибочно. Безусловно, надо отдать должное соловецким игуменам и архимандритам, которые были организаторами строительства уникальных архитектурных сооружений, но проектировали и воздвигали эти объекты умелые зодчие и незаурядные русские мастера. И непосредственными строителями были в большинстве своём не монахи (главное монашеское деяние - молитва), а трудники, обетники, поморы - русский трудовой народ. И в наше время восстановительные работы выполняли и выполняют сотрудники музея, профессиональные реставраторы и многочисленные реставрационные группы. Поэтому и принадлежать Соловецкое достояние должно всем в лице государства, а не одной лишь Церкви.


Предыдущие части о Соловецкой земле:
- Каменный мост Железных ворот
- Вечер на Соловках
- Стрелка компаса указывает на Север

При создании поста использован материал книги Г.А. Богуславского "Острова Соловецкие"
и статье В.А. Совалёва
Tags: 2014, Архангельская область, природа, церковь
Subscribe

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.

    В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.

    В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как…