?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Соловечки
deni_spiri


Заключительный пост о природе северного края и достопримечательностях Соловецкого монастыря.




От стен древнейшего северного монастыря, вдоль поросшего кривыми берёзками берега, отправилась Катичка вглубь Соловецкого острова.




Сплошными заливами и каменными лудами стелилась её дорога в чащу лесную.


Повсюду берега, усеянные валунами, принесёнными сюда ледником в дремучем прошлом.


По пути повстречались ей старинные лабиринты.


Подобные памятники древней культуры обнаружены в разных пунктах Поморья; встречаются они и на берегах Баренцева, Норвежского и Балтийского морей. При всём многообразии форм и планов древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - у рыбных тоней, на островах, в устьях рек; любопытно, что вход в них всегда со стороны материка. В течение столетия археологами, изучавшими северные лабиринты, было высказано немало догадок. Большинство учёных склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека, другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение или могильные знаки над погребениями.


Мелкими заливчиками, речушками и ручейками, валунами и каменюшками изобилует данная местность.




Сурово. Холодно. Но красиво.








Обратный путь снова пересекал берёзовую рощу из кривых деревьец.


И снова залив.


Вид на монастырь со стороны Святого озера.


Ну и напоследок заглянем ещё раз за крепостные стены.


На первом плане - Поваренная башня; на заднем - Архангельская.


Белая башня. Так же именовалась и Сушильной, т.к., вплотную к ней примыкая, находится здание сушила, в котором в начале сушились сети, а потом хранились хлебные запасы. Что касается основного названия, то башня эта в белый цвет никогда не красилась; не исключено, что цвет этот придавала ей годами оседавшая на её стенах мука - ведь рядом находилась мельница, а хлебные запасы хранились не только в здании сушила, но и в самой башне.
Есть у неё ещё одно название: Головленкова. В своё время оно имело зловещий смысл, поскольку связывалось с тюрьмой, расположенной здесь. В документах по истории монастырской тюрьмы башня эта и темницы при ней чаще всего именуются Головленковыми. В старинной описи Соловецкого архива упоминается под № 2470 “государева грамота 7114 (1606) года к игумену соловецкому Антонию о Иване Головленкове...” Документ этот до нас не дошёл, но можно предположить, что речь в нём шла об одном из первых узников (ведь Кремль был построен всего 12 лет назад), томившихся в каземате этой башни, и что имя его дало название самой башне.


Заходим на территорию монастыря через Святоозёрские ворота.


Перед нами двухэтажная трапезная палата Успенского собора.


В настоящее время в Соловецком Кремле хранятся два старинных колокола. Один из них, “благовестник” (72 пуда), был отлит в 1856 г. на литейном заводе Чарышникова в Ярославле в память обороны монастыря от англичан 1854 года. Доставленный в Соловки в 1860-м, колокол этот на колокольню не поднимался, а висел в специально устроенной беседке, которая находилась посреди монастырской территории. Другой из сохраняемых ныне колоколов - очень древний. Он украшен восемью рельефными изображениями коронованных особ, священника, простолюдинов; по венцу колокола идет круговая готическая надпись. Возможно, именно он упоминается в монастырской описи 1676 года как “старый колокол немецкого литья”.


Опасаясь, как обычно, монахов, Катя фотографировала монастырские достопримечательности из-за угла...
Вид на Благовещенскую надвратную церковь (1596-1601 гг.) и Благовещенский корпус (1820 г.).


Трапезная поваренного корпуса (1796-1798 гг.).


Вид на Прядильную башню (в ней или в расположенном рядом помещении “прялись” сети) и Петропавловскую часовню (1855 г.).


Вид на соловецкую котичку.


Распространённое мнение, что почти всё на Соловках сделано монахами, весьма ошибочно. Безусловно, надо отдать должное соловецким игуменам и архимандритам, которые были организаторами строительства уникальных архитектурных сооружений, но проектировали и воздвигали эти объекты умелые зодчие и незаурядные русские мастера. И непосредственными строителями были в большинстве своём не монахи (главное монашеское деяние - молитва), а трудники, обетники, поморы - русский трудовой народ. И в наше время восстановительные работы выполняли и выполняют сотрудники музея, профессиональные реставраторы и многочисленные реставрационные группы. Поэтому и принадлежать Соловецкое достояние должно всем в лице государства, а не одной лишь Церкви.


Предыдущие части о Соловецкой земле:
- Каменный мост Железных ворот
- Вечер на Соловках
- Стрелка компаса указывает на Север

При создании поста использован материал книги Г.А. Богуславского "Острова Соловецкие"
и статье В.А. Совалёва

  • 1
Очень красиво, спасибо). Немного удивила нервная концовка про то, что Соловки строили не монахи или не совсем монахи, а монахи только молятся в основном. Монахи пашут как карлы, вообще-то, у каждого своя профессия, это помимо молитвы."Трудники и обетники" в страшном сне не претендовали бы на "владение" любимой обителью, они работали в монастыре и для монастыря.Туристическое отношение к древнему монастырю кончится установкой гигантской статуи Церетели(вот не в курсе я, отказались уже от мысли или он еще продавливает?), и уже вовсю поползновения устроить там отельчики вип класса http://www.pravmir.ru/ostanovit-stroitelstvo-na-solovkah-obrashhenie-izvestnyih-deyateley-kulturyi/ похерив ландшафты. Будет как в Москве - памятник архитектуры, а вокруг над ним нависли бетонные уроды, с "видовыми квартирами". Памятник на то и памятник, что ценна среда и даже воздух вокруг. Поэтому я за строжайшее "руки прочь", и если у церкви это получится- то и хорошо.Все-таки там столетиями был свой устав, и зачем же его менять и ходить туда со своим, по пословице.

Вовсе не нервная концовка. :)
Мне понравилось это суждение (оно принадлежит О.Е. Кодоле - писатель, действительный член Русского географического общества) и оно совпадает с моим. Если Вы думаете, что сами монахи рыли Святое озеро и каналы, что сами водружали стены из валунов, что воздвигали стены соборов и украшали их росписью, то глубоко заблуждаетесь. Имена этих мастеров: Игнатий Салка и Столыпа, Иван Михайлов, Фёдор Соснин, Алексей Шахларёв и другие. А чем занимались монахи окромя молитв, мы обсуждать не станем.
Вы были сейчас в монастыре? Видели тамошние туристические цены? Соловки почти недоступны для людей с малым достатком.
К сведению, во время существования там музея посещение Соловков было многократно выше, чем в наше время. Об этом есть статистика.
В 1971 г. Соловецкий музей получил статус музея-заповедника. Лучшим доказательством плодотворности работы музея, реставраторов и их добровольных помощников явилось то, что в 1992 г. удалось доказать ЮНЕСКО мировую значимость архитектурного комплекса Соловецкого кремля.
Так что не стоит упрощать взгляд на принадлежность монастыря государству.
Сейчас уже в редком монастыре можно спокойно прогуляться, сфотографировать памятники архитектуры, ибо каждый монах осыпает тебя запретами и норовит прогнать с территории.
На счёт Соловецкого монастырского устава... Так он там менялся под каждого архимандрита, были там и монашеские восстания, и тюрьмы для неугодных и прочие беды. Не стоит обожествлять церковную жизнь. Просто надо подходить более реально к монашеской обители, которая столетиями эксплуатировала прилегающий люд. Достаточно более детально и глубоко изучить историю. :)

хехе смешно получилось))) было несколько грустно бродить там одной, хоть плеер меня утешал ;)
лабиринты вот конкретно те что на фото - сделаны специально для туристов по образу и подобию. А оригинальные находятся в глубине островов, самый доступный на Заяцком. Только они сильно заросшие и не шибко фотогенично выглядят - там понять невозможно что вообще это такое.
http://ic.pics.livejournal.com/basov_chukotka/29038183/890265/890265_original.jpg


Ходила православными тропами под Борьку Гребня? :)
Да я понял, что лабиринты не подлинные. Уж слишком аккуратно выглядят по прошествии стольких лет. особенно заметно вот здесь




по цвету такие потрясающие фотографии - приглушенные тона, разноцветье, и такая гармония.... Спасибо за репортаж, Денис, в очередной раз порадовал))

Спасибо, Марьяна!
Рад, конечно же, что понравилось. Это Катя расстаралась с фоточками.
Жаль, что это был последний пост, посвящённый Соловкам.

Спасибо, красота!
А там просто и за вход платить нужно? Или вы имеете в виду, что дорого туда доехать?

Если ехать не как паломник, а как турист, то дорого всё: и дорога туда, и проживание и еда. Мы даже не смогли осилить финансово на двоих и поехала одна Катерина.
Тоже считаю, что там красиво! Спасибо. :)

Ездили а рамках тура по Карелии в 2006. Тогда неделя обошлась во что-то около 35 тысяч, да и сейчас цены не запредельные. День на Соловках включен.

Лабиринты на Большом острове, как отметили - новодел. На Заяцкий говорят попасть практически нереально (на 2006 год). Нужно разрешение местного главного. Там какой-то отшельнический скит, куда праздно любопытствующих не пускают.

Там кроме монашьей братии вкалывают за "жрат" многочисленные паломники-добровольцы.

А еще в тот август там было офигенно холодно. На побережье дул нехилый ветер, который в море многократно усиливался и гонял волны по 3-4 метра высотой, а может и поболее. Не так умиротворенно, как на фото, но тоже красиво. И сурово.

Эх... Надеюсь, и мы когда-нибудь съездим в Карелию.
На счёт цен Катя лучше меня информирована. Паромы на остров не ходили уже и она попала исключительно при помощи самолёта. Вообще, если она прочтёт коммент этот, то возможно, ответит. Ну я думаю, что с 2006 года цены поменялись на прилично.
Кстати, говорят, особо фанатичные паломники, выходя по утру из общей палаты, аж на четвереньках ползут (именно так) до стен монастыря. :)
Небось, раньше и тонули многие, так и не доплывая до островов.

А там ветер наверное всё время и холодный.

Кстати, на счёт доступности. И кому принадлежать должно.
Это всё после Великой октябрьской революции стало достоянием народа. Обломки и останки которых в ваших путешествиях мы видем в массовом количестве.Общее-значит ничьё. Ну и доступно опять же стало то, что сами пролетарии не строили.

Никто сейчас не ведёт речь о том, чтобы это было народным. Речь об элементарном доступе! Бесспорно, монастыри и должны принадлежать священнослужителям, но не в той форме, в которой это сейчас. Если даже простому человеку там запрещают произвести фотосъёмку. Не говоря уже о денежных запросах Церкви за обряды.
Обломки мы видим отдельных церквей, а не монастырей. И потом - они во владении РПЦ уже с 1991 года. И что мы видим? А видим восстановленные и даже новые здания церквей (на фоне заброшенных), но только там, где есть выгода. При том, что много сёл с достаточным населением, но по-прежнему с не действующими церквями.
Хватит все беды валить на советский период. Тот строй фактически перестал существовать с началом Перестройки. А у нас до сих пор всю ту большую Ж, в которой мы сейчас, пытаются свалить на большевиков. :))) Хотя большевики вообще понятие революционного периода.

Да... Красотень то какая! Спасибо!

Согласен. Хоть и холодная, но красивая соловецкая природа-то. :)

Денис, Катя!!!
Огромное спасибо за такую красоту!

Мы рады, что Вам понравилось.
Взаимное спасибо!

Владимир

(Anonymous)
Спасибо, за Ваши статьи. Очень нравится! Очень душевно и мечтаю также попутешествовать, только с детьми это маловероятно. Буду пока радоваться через Ваши статьи ))).
А еще Вы коллекционируете - это тоже мне близко, правда я нумизматикой занимаюсь (собираю Россию до 1924 г.), успехов Вам, особенно порадовали бутылочки.
Прочел Вашу полемику и очень обидно стало. Честно Вам скажу - я православный и вижу эту проблему с другой стороны, знаю лично многих священнослужителей, которые вполне нормальные и честные люди, но не буду с Вами спорить. В Ваших словах тоже есть правда и Вас можно понять - на счет запрета на фотографирование, это, действительно, странно. Через экскурсии, все конечно проще с этим, но у Вы, как я понимаю, не сторонник толпы ). Есть еще один вариант, правда, не везде работает - взять благословение у настоятеля на фото. Большинство священнослужителей, уверяю Вас, вполне адекватные люди. Встречаются конечно разные... У нас православных шутят так: каждый 12 - Иуда, это такая неофициальная статистика. Про бабок - шутят по-другому: православные ведьмы. Если преодолеть эти преграды (бабок и нечестных священников), то, думаю, впечатление о Церкви измениться. Большинство священнослужителей - честные и добрые люди (к примеру зарплата диакона в Москве 20 000 р, это при том, что у них, как правило более 3 детей), иногда они вынуждены заниматься денежными делами, т.к. большинство епархий несут нищенское существование, государство им почти не помогает (кстати, в отличие от мусульманских медресе и мечетей)
Несмотря на то, что меня печалит Ваша антиклерикальная позиция, считаю, что Вы делаете очень нужное дело - осмелюсь сравнить Вас с Барановским, который снимал точные чертежи с обреченных на уничтожение храмов.
Еще раз спасибо!

Рад, что Вам понравилось. Спасибо, Владимир.
Да уж, с детьми путешествовать будет определённо сложновато.
Бутылочки и прочая мелочь — скорее исключение из коллекции. Основное хобби это кирпичи и печные изразцы. Да и то, отходит уже не второй план. Пресытился, так сказать. :)
Бесспорно, много и в наше время порядочных и истинно верующих священнослужителей. Я весьма отрицательно, что есть то есть, отношусь к Церкви, как организации. А непосредственно священникам в некоторых постах порою уделяю особое внимание , правда не нашего времени.
Благодарю за понимание моей позиции. :) Я тоже считаю, что делаю нужное дело, что засвидетельствовал сотни и сотни брошенных храмов. И что освещаю историю, нынче мало кому интересную, к сожалению.
И Вам спасибо за комментарий.

  • 1