Previous Entry Share Next Entry
Великолепие усадьбы Щепочкина
deni_spiri


Искушённого путешественника уже сложно чем-либо удивить. Когда позади более сотни исследованных усадеб, думаешь, что всё видел. Ан нет! Остались ещё уникальные усадьбы, которые могут вызвать восхищение. Одна из таких - усадьба Щепочкина в Полотняном Заводе Калужской области. Здесь ещё сохранилась потолочная роспись конца XVIII века, не тронутая рукой реставратора. Все последние десятилетия эта живопись была скрыта под слоем краски и лишь начавшийся четыре года назад ремонт, смог выявить творения неизвестных мастеров. Кроме этого во множестве комнат сохранилась прекраснейшая изящная лепнина фризов из листьев аканта. Много в доме изразцовых печей, но наиболее выдающиеся - настоящее произведение искусств - это четырёхметровые в высоту круглые фаянсовые печи увенчанные вазами, а в гостиной ждала печь с богатым рельефным декором, украшенная колоннами.


Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда калужский купец Тимофей Карамышев, следуя указу Петра I, построил на реке Суходрев фабрику для деланья парусных полотен и бумажную мануфактуру. С 1732 года в дело компаньонами официально были приняты Афанасий Абрамович Гончаров и Григорий Иванович Щепочкин. В 1735 году, после смерти Т. Карамышева, компаньоны "полюбовно разделились". Постепенно рядом сформировались две совершенно не похожие друг на друга усадьбы А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина.


Восточный фасад здания обращён к реке Суходрев. Вид из гостиной второго этажа.


Главный усадебный дом Г.И. Щепочкина построен во второй половине XVIII века в стиле русского классицизма. Нельзя назвать точную дату возведения дома. С уверенностью можно сказать лишь то, что к 1782 г. здание уже было. Современный его облик и вся внутренняя отделка принадлежат 1790 -1800 годам. Кто строил этот дом - неизвестно, ясно только, что это были московские мастера, возможно, кто-то из учеников Матвея Казакова; кто занимался отделкой, точно сказать нельзя. Но, без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806 - 1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге.


Роспись потолка в теплых тонах парадной лестничной клетки имитирует лепные украшения: розетты, заключенные в восьмигранные рамки - кессоны.


Стену украшает картина советского периода, "писанная маслом" прямо на стене.


Великолепный зал, где проводились балы, вечера, отмечались торжественные события.




На плафоне, напоминающем театральный занавес...


...изображены птицы, держащие в клювах цветы и колосья и музыкальные инструменты: лира, кифара, флейта.


Красивейшая фаянсовая печь, украшенная колоннами и рельефным карнизом.




Венчает печь ваза.


Оставляем бальную залу.


И попадаем в гостиную.


Гостиная находится в центре - пышная, многоцветная, с величественными печами четырехметровой высоты.


Печи сделаны из фаянса, тонкостью исполнения они могли поспорить с мраморными скульптурами.


Как аккуратно и изящно обрамляет лепнина угол печи.


Плафон расписан в стиле русского классицизма.


Фрагменты росписи и лепнины.




Теперь оставляем гостиную. И попадаем в парадную спальню.


Ощущение воздушного купола.




В русских домах парадная спальня служила не столько спальней, сколько гостиной, в которой для всеобщего обозрения в алькове за колоннами красовалась под пышным балдахином кровать, на которой никто никогда не спал.


Плафон изображен с точки зрения человека, лежащего на траве и глядящего в полуденное небо.
Поле плафона окружено простеньким заборчиком, из-за которого свешиваются кусты и вьющаяся зелень.


А вот дальше я запутался. В какой зал мы попадаем. Возможно, это парадная столовая.


Самый красочный плафон дома.






По краям плафона.




И снова угловые печи с прекрасным лепным фризом.


И ещё один зал с расписным плафоном.




После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 году руководство фабрикой перешло его сыну Павлу. Павел Григорьевич Щепочкин был богатым человеком, купив у князя М.П. Волконского несколько деревень в округе, в 1800 году основал бумажную фабрику в деревне Кондырево. Также покупал деревни у помещиков Наумова и Поливанова. Всего у П.Г. Щепочкина только в Медынском уезде было более 20 деревень. Женат Павел Григорьевич был на дочери местного помещика Александре Гавриловне Поливановой.


Фрагмент росписи.


В каждой комнате свой орнамент фриза.


Были ещё плафоны и в вестибюле. Он разделён на несколько частей. Но роспись одинакова - орёл несущий в лапах змею.


В античной мифологии орел был спутником Зевса (Юпитера), а змея обвивала кадуцей Гермеса (Меркурия). В росписях Меркурий несет функцию бога коммерции и торговли. Его кадуцей, который он получил от Аполлона, означает остроту разума, красноречия, премудрость, власть и прилежание. Символическое значение росписи - поддержка со стороны верховной власти и коммерческая удача.


В доме так же много пчей с глазурованными рисунками.


Рисунки встречаются различные.


Фабрику в Полотняном Заводе Павел Щепочкин передал по наследству своей дочери Марии Павловне (в замужестве - генеральша баронесса Бистром). Барон фон Бистром - герой войны 1812 года, был награжден орденами и медалями, среди которых орден Георгия IV степени, Анны I степени. После 1812 года Бистромы поселились в Никольском, у них было семь детей. Одна из дочерей Бистромов, Александра Антоновна, 7 июня 1850 года вышла замуж за известного хирурга Н.И.Пирогова. Бумажная же фабрика в д. Кондырево досталась по наследству другой дочери Павла - Елене Павловне Мещериновой, её Елена продала в 1853 году англичанину Говарду. После 1861 года фабрика в Полотняном заводе прекратила своё существование.


Поднимемся на третий этаж, где были жилые комнаты хозяев, гостей, детские комнаты. Здесь же остались декорации к фильмам.


На третий этаж вела небольшая лестница. Спускаемся.


Весь дом пронизывают длиннющие коридоры.


Спускаемся ещё ниже, на первый этаж.


Нижний этаж служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки.






В конце XIX века наследники фон Бистрома продали имение купцу Ершову. В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа, Даниила Семеновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили. Кроме того, хозяин на свои деньги построил молельню, а в большом зале дома установил иконостас; по праздникам здесь справляли обедни. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты устроили на первом этаже конюшню. После освобождения поселка здание было приведено в порядок. До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа. С 2008 начало и конец реставрации.


Северный и южный фасады оформлены одинаково: две круглые колонны, симметрично расположенные пилястры
поддерживают небольшие балконы в классическом стиле.


Оставляем усадьбу позади и увозим с собою в Москву массу положительных эмоций и ярких впечатлений.


Исторический материал взят
http:///www.kokm.ru

  • 1
Потрясающи и совершенно неожиданно, что все эти плафоны сохранились, безусловно есть влияние казаковской архитектурной школы, но у него во всех интерьерах присутствуют спиралевидные розетки и бусы из колокольчиков, здесь таких нет. Столько всяких интересных сочетаний, особенно удивил плафон над парадной лестницей из мелких восьмигранных кессонов

Я рад, Серёж, что тебе понравилось.
Мы вообще не встречали усадеб с такими росписями и печками.
Ещё меня очень порадовала лепнина. такая аккуратненькая изящненькая.

Эти белые брызги и есть та самая реставрация?

Я сначала подумал, что потолки наоборот закрашивают, а оказалось их отмыли от побелки.

Но те изразцы, что в ручную написаны, довольно часто встречаются такой распространенный рисунок вазочки, мне кажется написан по трафарету

Даже те были пронумерованы.
Если приглядеться, то они все немного отличаются.
Печные изразцы

Вот это усадьба! Потрясающе!
Внутрь сложно попасть было?

Ага! Бомба! Сами случайно пронюхали, что там такая роспись (подлинная).
Попасть не сложно. Но мы по началу не знали и нас не впустили.
Во второй раз предварительно позвонили заведующей музея ус.Гончаровых и когда приехали, нас уже "ждали".
И пустили. Подробности могу в личке написать.
Я рад, что тебе понравилось, Денис.
Спасибо!
Слушай, а предыдущий мой блог, где фрески шикарные, как тебе?
Я знаю, ты любишь роспись. Зацени, там красиво. :)

Edited at 2012-12-24 08:12 pm (UTC)

Внутреннее убранство потрясающее.Спасибо за репортаж!
Надеюсь, что усадьба не станет местом "паломничества" и не повторит судьбу Покровского-Стрешнева.

Не должна стать, т.к. под надёжной охраной и в процессе реставрации.
Рад, что Вам понравилось.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ха! Я сперва не понял, что значит начинаются с середины, потом увидел, что розетки обрезаны. Я ж говорю, у тебя глаз-алмаз! :)))

Разглядела такую романтику "Замечательный русский хирург Пирогов проводил в доме Щепочкиных свой медовый месяц" и чел с теткой за столом на заднем балконе))))

Ничего не понял. :(

совершенно
потрясающе
вид из окна на пойму реки - просто Болотные Ялины Короткевича
удивительно, что декор почти не съело время


Повезло, что всё это было спрятано под слоем краски и то, что школа все годы отапливалась.

>>Оставляем усадьбу позади и увозим с собою в Москву массу положительных эмоций и ярких впечатлений.

У меня, когда смотрю на ваши снимки всегда смешанные настроения. И грусти больше, чем радости.

Я тоже грущу, что всё это забыто, заброшено. Тут положительные эмоции в плане того, что увидел, пощупал, прочувствовал.

потрясающие росписи, такие "живые", хоть и ремесленного качества, но тем и ценно - редкость что сохранились в таком неплохом состоянии.
и как жутко смотрится эта убогая покраска синей или зеленой масляной краской! общественные советские интерьеры особенно ею "славились"(


Да уж, качество исполнения росписи далеко не на высоте. :)
Скорее всего, местные мастера, да и год "рисования" ранний.
Бесспорно, ценны тем, что их ещё не восстанавливали, только отмыли. А когда подкрасят, это будет уже не то.
На счёт казённой раскраски советского периода полностью согласен. Наверное, специально, чтобы везде всё было одинаково и без излишеств. :(

Украду у тебя пару фоток, можно?

Если это фрагментарные, то бери. Обзорные фото интерьера Катины. Так что это к ней.

Просто чума. Пошла искать - что с ней на сегодняшний день.

))))
Как узнаете, расскажите!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account