?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Интересности Галичской земли
deni_spiri


И снова на повестке дня достопримечательности Костромского края.
В этот раз побываем сразу в нескольких сёлах, в числе которых Унорож и Умиленье, а также заглянем в затерянную в лесу, малоизвестную усадьбу Гришино. Сёла здешние не просто деревни, известные с 15 века, -  это стоянки первобытного человека эпохи неолита и железного века. Усадьба же, хоть и аскетична, но для данной области само её наличие уже роскошь, ибо на весь край их наберётся лишь с десяток, другой.


Чух-чух. Прикатили мы в Унорож...


Село Унорож. Расположено на месте одной из древнейших стоянок первобытного человека эпохи раннего железного века на северо-западе Галичского озера, в месте слияния рек Вёксы и Тойги. Первые упоминания об Унороже относятся к середине XV века, когда в период морового поветрия усилиями монахов местного монастыря была заново заселена волость Ликурга. Уже около 2.5 тысяч лет назад здесь существовало поселение людей, а с X века - центр мерянского племени. Всё это подтверждается раскопками  дореволюционного периода, 1950 г., 1983 г. и основными работами Ленинградской археологической экспедиции 1988-89 годов.


Село Унорож находилось в составе Ликургской волости, которая в XIV-XV вв. принадлежала галичским князьям. В жалованной грамоте 1474 г. князя Ивана Васильевича, данной митрополиту Геронтию на владение в Унороже церковью, говорится: «По деда своего грамоте великого князя Василия Дмитриевича и по отца своего грамоте великого князя Василия Васильевича се яз князь великий Иван Васильевич пожаловал есми игуменов и попов у церкви Благовещения в Ликурге». В это время в Унороже располагался  Благовещенский монастырь и до 1749 г. вместе с селом он находился в подчинении московского Святейшего Синода.


Непосредственно на возвышенности бывшего городища стоит нынче заброшенной церковь Благовещения 1814 года.
Изначально на этом месте возвышалась башня деревянной крепости галичских князей, затем - монастырь, и в последствии сей погост.




Из интересного: именно в этом монастыре в 1449 г. был пострижен в монахи под именем Ионы житель села Одноушева из-под города Солигалича. Позже Иона стал Московским и всея Руси митрополитом и способствовал примирению галичских князей с московскими князьями в междоусобной войне между Галичем и Москвой.




Скромный иконостас и скромная роспись. Точнее остатки и того и другого.


В алтарной части.


Господь Саваофъ в окружении херувимчиков.


Ещё несколько фактов из жизни села. На 1907 г. унорожцев насчитывалось всего 25 человек, в 1970-80 гг. более 300. В 1982 г. шло укрупнение местного колхоза (пущен пункт сушки льновороха, построен коровник на 200 голов с кормоцехом, площадка ремонтной мастерской, строился телятник на две сотни мест), проведён водопровод в дома сельчан и колхозников, строится котельная, взамен старых возводятся новые детский сад и дом культуры. Была здесь и сельская библиотека, открытая в 1970-м.


Под сим камнем погребены тела сразу трёх человек: священник Гавриiлъ Стефановичъ Беляевъ, его супруга и дочь.


Удивительно, что уже в 1-ом тысячелетии тут находился один из крупнейших торгово-ремесленных центров Костромского Заволжья племени меря, с отлично развитыми внешними связями. При раскопках были обнаружены предметы с орнаментами скандинавского происхождения, арабская монета чеканки 892-907 годов, украшения Белозерской веси, керамика Великой Болгарии и т.п. И всё это до прихода сюда в начале 2-го тысячелетия славян. Даже в 14 веке местные всё ещё говорили по-чудски.


А теперь переберёмся на противоположный берег реки Тойги, где среди густых зарослей спряталась малоизвестная усадьба Гришино.


Усадьба Гришино Галичского уезда впервые встречается в документах в 1786 г. под названием сельцо Гришино в стане Кушка Галичского уезда. Оно с конца XVII века входило в состав обширнейшей вотчины, принадлежавшей дворянскому роду Нелидовых, владевшему с 1618 года и костромскими землями. По родственному разделу между Нелидовыми часть вотчины перешла по наследству дворянке Екатерине Тютчевой, дворянке Фёкле Полозовой и другим. В конце 1830-х годов деревню Гришино покупает капитан П.А. Микулин, который построил в ней свечной сальный завод, выстроил каменные амбары и жилой флигель.


Во владении Микулина Гришино находилось до 1874 г. Точная дата продажи имения неизвестна, но вероятнее всего, что оно было куплено новым хозяином Н.А. Борисенко в начале 1880-х гг, т.к. согласно сведениям Костромского дворянского депутатского собрания коллежский советник Н.А. Борисенко в 1883-м ещё проживал в Кологриве (а мы там тоже были). Согласно ГАКО новый владелец Н.А. Борисенко - действительный статский советник, товарищ прокурора Галичского уезда (1805 – 1911 гг.). Так же он являлся попечителем Унорожского земского училища. Именно при нём был создан сохранившийся усадебный комплекс. Кроме главного дома в усадьбе построены каменные амбары и флигель, разбит парк. Семья Борисенко на крыльце главного дома усадьбы Гришино (Н.А. Борисенко с женой на фото справа).


Одна из построек оставалась в усадьбе ещё со времен старых хозяев Микулиных, непосредственно сам «Свечной сальный завод». При Борисенко он был переоборудован в жилой флигель, который не сохранился до настоящего времени. Но на противоположном берегу от главного дома ещё жив двухэтажный дом управляющего. Здесь же второй этаж надстроен колхозниками в 1933-35 годах, после чего в 1937 г. на территории усадьбы разместился пионерский лагерь.


Примечательным выглядит цоколь, это словно этаж на уровне земли, из которого вниз ведёт ещё лестница (на фото по центру). Какой-то очень глубокий подвал выходит. Может тут на цокольном этаже жила прислуга, а ниже уже были служебные помещения (погреб, например).




По каталогу, составленному местным советом после национализации, в усадьбе было 99 номеров книг и много периодических изданий. Но по мнению В.К. Магницкого (член научного общества, исследовавшего местный край) библиотека была гораздо больше и ценнее. Он писал: «...Оказалось, что Борисенко вывез с собой книги. Об этом совет догадался. Когда я путешествовал по уезду, у него был обыск. Найденные книги были отобраны, отобрана была и богатейшая коллекция монет... Между своими книгами Борисенко назвал мне как редкость сочинения Тизо, Бокля, Тьера, Дренера, медицинское издание 1741 года с гравюрами, иллюстрированные издания Данте, Шекспира, Шиллера, Незлобина, Альфонса Кадра, «Отечественные записки», 36 томов за 1830-40-е годы...».
Как видно из подлинных интерьеров почти ничего не сохранилось, если только потолочная розетка, да лепные тяги вдоль стен.


По лестнице боковой пристройки поднимаемся на второй этаж.


Тут ещё большая тоска.


Разве что машина из окна видна.


После Н.А. Борисенко Гришино унаследовал один из его сыновей, служивший членом палаты уголовного суда и земским начальником в Галичском уезде. В 1918 г. усадьба была национализирована, последний владелец усадьбы переехал в Галич, служил народным судьей. Умер около 1938 года. Мать и сестра его были выселены в усадебный флигель. В послевоенное время здание было перестроено под школу. В 1992-м школа закрыта и с этого времени здание пустует и разрушается.


Закончив осмотр усадьбы, направляемся далее на берег Галичского озера. За 15 км от Унорожа находится не менее древнее место - Умиленье. В окрестностях и непосредственно в Умиленье было обнаружено сразу три стоянки древнего человека времён неолита, мезолита и раннего железного века. Но нас интересует монастырь, основанный преподобным Авраамием Городецким, Чухломским и Галичским чудотворцем.
Из архива ИИМК РАН. Фото С.А. Орлова начало XX столетия.


Церковь св.ап. Петра и Павла 1654 года. Существует и поныне. Действует и сейчас.


Церковь Успения пр.Богородицы.


Авраамиев Успенский Богородицкий Заозёрский (Новоозёрский) монастырь по легенде основан во 2-й половине XIV века на месте явления прп. Авраамию, ученику Сергия Радонежского, иконы Божией Матери (вообще он основал чуть ли не с десяток монастырей, в том числе и в Верхней Пустыни - село Коровье, где мы тоже были). Монастырь являлся весьма почитаемым в Костромской епархии, ибо был первым монастырём на Галичской земле. На 1744 г. ему принадлежало 653 крестьянских души. Но хвала указам Екатерины II, прекратившим беспощадную эксплуатацию простого люда монахами. Указ 1764 г. коснулся и здешних владений, после которого монастырские вотчины перешли в заведование Коллегии экономии, а духовные власти освободились от управления принадлежавшим им крестьянам и имуществу. И церкви монастыря обращены в приходские - для любого простолюдина окружающих деревень.




Необычная композиция Успенской церкви - результат более чем полутора вековой истории строительства. Первый каменный собор возведён был в 1716 г. во имя иконы Богоматери Умиления, в 1764-м переосвещён в Успенский. В 1852-54 гг. на средства помещицы Марковой к храму пристроены алтарь и трапезная, однако стены старого здания не выдержили и пошли трещинами. В 1856 г. по проекту, присланному из Петербурга, был сооружён существующий ныне двухэтажный огромный храм. В 1880-83 гг. над западным притвором соорудили колокольню (не сохранилась).




В 1920-х в здании церкви начинает работу дом отдыха "10 лет октября". В 1942 г. на базе бывшего монастыря начинают работать пионерские лагеря. А в 1949 г. ученики умиленской школы выполнили план по сбору шишек для лесонасаждений в степных районах страны. Сейчас храмы активно восстанавливаются. Например, несмотря на полную разруху внутри, во многие окна вставлены и продолжают вставляться пластиковые окна. Видимо, чтобы оно внешне не выглядело заброшенным.


Старинное надгробие на фоне монастырского корпуса, в котором пока ещё работает школа.


Последним в этом отчёте представлю церковь в 70 км от Умиленья, в селе Лаврентьевское Чухломского края.


В центре села полностью поглащённая зарослями стоит Рождественская церковь 1838 года возведения.


А рядышком совсем неприметно - Троицкий храм. Точной даты постройки неизветсный, но явно более древний, чем соседний.


А вот как оба храма выглядели в 1939 году.


Фото Г.И. Лебедева. из Чухломского краеведческого музея им.Писемского.


Фото Е. Филимоновой. 2014 год.


Надгробие 1893 г. крестьянина Якова Дмитриевича Емельянова.


Интересен данный храм своими мощными портиками, обрамлящими здание аж с трёх сторон.


А внутри вообще тоска.


Смотреть здесь больше не на что, а ракурсов других и не сделать. Поэтому путь наш лёг далее в Венгино и Погорелово.


Продолжение следует...
Предыдущие части:
Из Сусанино в Плещеево
В глубинке Костромского края
Ликурга vs. Чмутово

При создании поста использован материал сл.сайтов:
- Костромские деревни
- Костромка
- Православные храмы Костромской губернии
- блог Дмитрия Ойнаса
- Фотографии С.А.Орлова нач. XX в.. Фотоархив ИИМК РАН.

  • 1
Денис, так из-за зарослей кажется, или усадьба реально хорошо вошла в землю? Просто сравнивая со старой фотографией, крыльцо было довольно высоким.

Я тоже дома на это обратил внимание, когда рассматривал архивное фото. Думаю, что это трава скрывает так.

Может быть мне показалось или на самом деле северная природа более активно поглощает пустыри, чем в Припяти?

Мы в Припяти не были, даже не знаю. Думаю, что деревни там так же интенсивно зарастают.

В Припяти из-за радиоактивного выброса поколение растительности было уничтожено, вместе со слоем земли, а потом, наносилось. Тут же как в джунглях-все условия для роста!

Может быть ещё влаги в Припяти меньше, чем на севере.

Может, но не настолько. С пустыней не сравнить. Хотя именно, после Аварии пустыня и была.

земляники в Гришино мне перепало немного) место там красивое

Про ягоды не помню, а вот то, что мы амбарчик древний не засняли и дом управляющего для полноты картины, малька обидно.

А вот представьте, на рубеже каменного и бронзового веков Денис Владимирович тех времен, в устной форме передавал поколениям о пещерах, с некогла богатыми росписями, о кострах, на-которых жарились вкусные животные... :-)

В этот раз сокращеннее, но зато и интерьеры и экстерьеры и надгробия. Правда видимо в спешке писали-без подробностей.

Думаю, в ту эпоху устная форма носила характер звуков "Ух-ух" и "Ым-ым". :))
Не я в спешке вообще никогда не пишу, иначе бы поста по 3-4 в неделю публиковал (поэтому впереди ещё как минимум отчётов 20 ждут своей очереди). Здесь я потрудился тоже, вон и архивные фоточки добавил и историю. Просто больше информации накопать не удалось.

Насыщенно все-равно, интересно.

А "Старинное надгробие на фоне монастырского корпуса" не пробовали датировать? Может оно в 1000м году, после крещения и вырезано.

В тысячном столетии тут ещё язычники обитали, а на камне церковно-славянский. :)

Может то невинноубиенный, страстотерпец. За гонения от язычников...

Мир живет на костях и руинах прошлого............Так будет всегда.
Буду приходить в гости.

Заходите, конечно. Буду рад.

  • 1