Previous Entry Share Next Entry
Храмы Ярославской губернии и не только
deni_spiri


Этот отчёт состоит из двух поездок, включивших в себя населённые пункты Мологского, Угличского, Рыбинского и Романово-Борисоглебского уездов Ярославской губернии. А также чуток достопримечательностей тверского города Кашина.



Продолжая это путешествие, к семи вечера третьего дня прибываем в полностью вымершую деревню Сысоево, ранее входившую в состав Мологского уезда (ныне Некоузский район Ярославской области).




Село покинуто жителями явно давно. И следа нет от дорог и трава с меня ростом. А в прошлом -  "в деревне Сысоево проживало 65 семейств, которые имели 74 коровы, 31 тёлочку и 5 бычков. Из них по 5 семей было: Груздевых, Шишолиных, Шитиковых и Ермаковых, по 4 – Гамазиных, Латышевых и Филипповых...".




Порывшись и сравнив списки духовенства Мологского уезда, нашёл информацию о том, что здесь, в селе Сысоево, в 1904 г. в семье потомственных священнослужителей Царевского Н.И. и его супруги Серафимы Николаевны родился сын Евгений. Жили небогато, родители, как «служители культа», были лишены избирательных прав и даже на два года высланы, но дети (всего семеро) получили хорошее образование, стали учителями, инженерами, офицерами, крупными руководителями. Сам Евгений Николаевич всю жизнь провёл в трудах, став выдающимся советским учёным и инженером-оптотехником, видным организатором оптико-механической промышленности СССР, профессором. Неоднократно награждался Сталинской и Ленинской премиями и многочисленными наградами.






Долго пришлось добираться сквозь высоченную крапиву до здешней церкви. Храм Троицы был построен в 1828 году.


Из интерьера сохранилась разве что данная фреска. А посреди храма вырата огромная яма (мародёры что-то искали).


Заночевали мы тогда в Угличе, а утром направились обратно в столицу. И путь наш снова лёг через город Кашин. Несколько достопримечательнстей этого славного городка. На правом берегу реки Кашенки, на возвышенности стоит церковь Знамения 1782-84 годов постройки. В 1869-72 гг. подвергалась перестройке, в 1970-х  восстановлена советскими реставраторами.


В 1893 г. кашинское купечество выступило с инициативой сооружения нового здания гостиного двора вместо прежнего 1820-х годов.
По проекту архитектора Ф. Малиновского в 1893-94 гг. было выстроено каре торговых зданий в "кирпичном" стиле.


Дом №14 на Курортной набережной, конец XIX века.


Одна из самых старых церквей Кашина. Храм Флора и Лавра построен в 1745-1749 гг. на месте деревянного храма, известного с 1513 г..


Старейший в городе памятник гражданского каменного зодчества - Соборный дом. Единственный образец провинциального барокко в архитектуре Кашина. Жили в нём священники Воскресенского собора.


Далее – дом купца А.П. Жданова. Сооружен в 1860-х гг.. В конце 1880-х дом Жданова был приспособлен под женскую прогимназию, преобразованную в 1905-м в Мариинскую гимназию. Как видно из фото, к началу XX века здание порядочно обтрепалось.


Cегодня здесь расположен Кашинский ЗАГС.


К ждановскому дому примыкает менее помпезный двухэтажный особняк. На фото этот дом по центру.


В советские годы в нём размещалась школа.


Судя по слою пыли, заброшено здание просвещения не первое десятилетие.




На партах так и лежат учебники, на стенах висят плакаты.


В кабинете труда - самодельные лепные игрушки.


На высоком живописном берегу реки Кашенки стоит Ильинский храм 1775-78 гг. (восстановленный в 1983-86 гг.).


Через три недели наши колёса снова зашуршали в ярославские земли. Утром, откушав в столовке города Углича "Волга", к полпервому дня добираемся до Леонтьевского погоста в Большесельском районе. Здесь на низком болотистом берегу реки Юхоти расположена церковь Леонтия.


Уже в первой половине XVI века на месте Леонтьевского погоста существовала деревянная церковь в честь «небесного покровителя» Ростовской земли епископа Леонтия. Видимо село со временем отодвинулось от храма к дороге и вокруг Леонтьевской церкви осталось лишь сельское кладбище – погост. В прошлом село именовалось как Новолеонтьевское на Юхти. Здесь вместо деревянной церкви, пришедшей в ветхость, в 1730 г. была выстроена церковь пятиглавая с высокой шатровой колокольней.


Внутри ещё можно рассмотреть плохой сохранности роспись.


В 1962 г. от М. Иванова в музей поступил клад серебряных копеек 1-й пол. XVII века, найденный на кладбище села в стеклянном сосуде. Содержал 72 экз. монет, сл.состава: Михаил Фёдорович - 53 шт.; Алексей Михайлович - 19 шт.. Клад датируется 1654 г. Хранится в ЯИАМЗ.


Через пару км добираемся до села Нового, где возвышается громадина Троицкого храма 1800 г. постройки.


Местность, прилегающая к реке Юхоть, образовала Юхотский край, входилвший в состав Ростово-Суздальского княжества. Владели этими землями князья Новленские-Юхотские. Впервые село Новое упоминается в 1630-х годах. А в 1706 г. Пётр I пожаловал Юхотские земли фельдмаршалу графу Б.П. Шереметеву «за многие и верные службы своему Великому государю». К этому времени в Новом селе уже была простроена деревянная церковь во имя Троицы, приказная изба, на площади появились семь лавок, амбар, кузница, тюрьма. В 1884 г. основан кирпичный завод, имелись маслобойный завод и мукомольная мельница. Все они принадлежали графу С.Д. Шереметеву. В конце XIX в. в селе была построена богадельня для сирот, открыта земская школа.


По реке Юхоть стоял двухэтажный дом-трактир, вокруг был сад, принадлежавшгий графу Шереметеву. До революции туда могли ходить гулять только избранные лица села. В Новом селе ещё стоят дома, хозяева которых были раскулачены в 30-е годы. Купцам Капранову и Коузову принадлежало несколько каменных зданий.


Одна из легенд говорит, что в метрах трёхстах от села было селение Синцово, но дважды пожар начисто пожирал немудрёные жилища, тогда решили - место проклято Богом и переселились ближе к берегу, новое селение назвали Новым селом, а старое опахали бороздой. Вторая легенда гласит, что здесь сходились три дороги. В честь этого перекрёстка назвали церковь Троицей, село Троицким, а после пожара Новым. Интересны происхождения названий и других деревень. Есть близ Нового села урочище Кострово. В период борьбы с монголо-татарами там были наготове костры, стояла стража. Рядом - деревня Будятки. При появлении врагов дозорные мужики из деревни скакали во все концы, предупреждая жителей. Немного севернее деревня Бдехово (Сереброво). Стоял там дозорный отряд, который должен был «бдеть» (не спать), и в случае появления татар они сообщали стрелкам (д. Стрельниково), которые «пестали» татар (били пестами), поэтому деревня и называется Пестово.


Спустя 25 км останавливаемся в селе Герцено. На холме долины реки Молокши стоит Казанский храм, построенный в 1780 г. на средства графа Шереметева (насколько это достоверно мне неизвестно). Примечательна данная церковь находящейся внутри фамильной усыпальницей Безпаловых. Об этом и другом можно прочесть здесь.


Далее по пути заглядываем на лесопильный заводик, который приказал долго жить ещё в начале 90-х.




Техники внутри гаража, конечно, не оказалось.


А это, по видимому, здание столовки или административное. Вообще на территории завода довольно-таки много построек, но все они безлики.


Через полсотни км останавливаемся в красивом месте - на берегу реки Черёмухи, в селе Елохово Рыбинского уезда. Село Ёлохово упоминается в приправочном списке с книг письма и меры уже в 1567-1569 годах. Среди многих прочих, эти земли принадлежали в XVI-XVII вв.  боярскому роду Мстиславских. Последний из Мстиславских, князь Фёдор, в 1621 г. завещал сёла Сретенское и Елоховское московскому Симонову монастырю, где находилась фамильная усыпальница князей. В 1764 г., после отторжения церковных и монастырских земель, Елохово сначала перешло в ведение Коллегии экономии, а затем было пожаловано императрицей Екатериной II графу А.Г. Орлову-Чесменскому. После смерти знаменитого графа Елохово, среди многих прочих земель, перешло к его единственной дочери и наследнице - графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской (той самой, что владела Витославлицами близ Новгородского Юрьева монастыря).


На переднем плане Владимирская церковь 1785 г, как сообщает нам документ нач.XX в., изначально находившаяся в усадьбе княгини Вяземской "сельцо Воскресенское", а затем перенесённая в Елохово и поставленная рядом с Успенским храмом 1755 г.
Фотография начала XX столетия из семейного альбома Ирины Косяниной.


Из газеты "Северный край" от 30 января 1902 года, раздел "Судебная хроника", статья "Убийство в Елохове", узнаём об обвинении потомственного почётного гражданина Василия Георгиевича Добротина в предумышленном убийстве и проживательстве по чужому паспорту. Присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт сыну священника Василию в убийстве 20-летней мещанки Александры Р., известной в селе как девушке лёгкого поведения. Приговорён к 6 годам каторжных работ и лишению всего состояния. Данный храмовый комплекс примечателен своей сохранившейся красочной живописью Успенской церкви.


После Елохово отправляемся смотреть заброшенную церковь в селе Игрищи, раннее погост Воздвиженский, затем село Воздвиженское в Игрищах. Глубокой, языческой древностью веет от названия этого затерянного в лесах ярославского села. В летописи рассказывается о том, как по языческому обряду славяне между сел «схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовская песни, и ту умыкаху жены собе, снею же кто съвещашеся». На протяжении многих веков церковь боролась против традиционных народных празднеств – «игрищ», но так и не смогла искоренить этого жизнелюбивого обычая. Поскольку об этом месте я писал в предыдущих отчётах, переходим к следующему. Примерно посерёдке между Большим Селом и Ярославлем, исследуем весьма скромную усадьбу в Алексейцево. В 1816 г. село Алексейцево и окрестные деревни принадлежали дворянам братьям Ханыковым: надворному советнику Владимиру, капитану Александру и помещику белого класса Степану.


Ранее дом был трёхэтажный: на первом этаже располагалась большая гостиная комната, большая обеденная и кухня; на втором - комнаты хозяев, их дочерей и гостевые; третий этаж был деревянный – там находились комнаты прислуги. Отапливался дом 12 печами. Обслуживали этот дом много слуг, но только двое было мужчин (сторож и дворник). Одной из горничных была местная жительница Маковкина Т.В. Барин жил в этом доме со своей женой и двумя дочерьми. По рассказам местных жителей дочери барина были очень избалованными и вредными. Последним владельцем был Пётр Дмитриевич Ханыков, умерший в 1913 г., после этого его дочери покинули имение. В советские годы барский дом был приспособлен под общежитие, в дальнейшем была школа-интернат.




Метрах в двадцати от усадебного дома стоит Вознесенская церковь, выстроенная в 1805 году тогдашним владельцем имения Александром Гороховым.


Небосвод под куполом с херувимчиками.




Кстати, неподалеку от Алексейцева расположены ещё два села – Малое и Большое Масленниково. В последнем родилась первая женщина-космонавт В.В. Терешкова. А рядом с храмом сиротливо ютится небольшой памятник из чёрного гранита: «Здесь покоится тело младенца Николая Владыкина, родившегося 20 апреля 1843 года, скончавшегося 30 марта 1847 года в Москве». Но почему умер в Москве, а похоронен здесь? Среди дворянских родов Российской империи фамилия Владыкиных действительно существовала, и среди шести родов этой фамилии один был записан во 2-й части родословной книги Ярославской губернии. Возможно, эта ветвь дворян Владыкиных могла восходить к Романово-Борисоглебскому уезду (Тутаевский район), к селу Алексейцеву...


Последним в этом отчёте, но не последним в тот день, представляю церковь Сретения 1803 года в селе Резанино.




По селу никакой информации не нашёл, но вот интересная с точки зрения имён запись о браке 1841 года:
"Жених - сын священника Захария Иоаннова - Порфирий Захаров-Талантов (21 год)
Невеста - дочь священника Александра Фёдорова - Глафира (17 лет)
Таинство совершил:  священник Серапион Захариев...
Поручители по жениху: села Резанино священник Эксакустодиан Захариев-Талантов..."



Из интерьера сохранилась лишь купольная живопись и то фрагментарно.




Опосля мы посетили  усадьбу Дёгтево. И конечным пунктом заглянули в Ширинье...


При создании поста использован материал сл.сайтов:
- Форум Ярославского Историко-Родословного Общества
- сайт Новосельской школы
- статья краеведа С. Крылова "Тайна дома, преданного забвению"


  • 1
Такой стариной настоящей насмотрелись и надышались.
Спасибо за интересную поездку.

Re: Везука Вам.

Рад, что понравилось.
Это поездка 2011 года, многие из этих церквей ныне потеряли свой колорит заброшенности, восстанавливаются силами местных добродетелей.

Фоточки посмотрела с удовольствием, очень хочу еще раз посетить те красивые места!

Текста немного... :)
Некоторые храмы из тех поездок нынче восстанавливаются, уже не резон их фотать. Но в Ярославской есть ещё интересные, что мы не осмотрели.
Сейчас про окрестности Торжка и Лихославля смотрю. :)

Красиво) сам не так давно в тех краях был=)
Как же писать про Кашин и не писать про лавы?))

Да это из старых поездок (2011г.). На счёт Каина не допонял. :)

Не Каин, а Кашин)
Ты описываешь город Кашин, но ни словом ни обмолвился про один из его символов-лавы)

Я, видимо, не в теме. Что ещё за "символ-лавы"?

Буду наглым процитирую свой же отчет:
Кашинские лавы - временные деревянные мостки, возводимые в весенний период, после ледохода.
Они существуют почти круглый год, до следующего ледохода, когда лавы снимают, оставляя в воде только забитые в дно опоры. Отличие лав от всех других пешеходных мостов – их снятие.
Река Кашинка имеет в пределах города Кашина петлеобразную конфигурацию. В классической краеведческой книге «Кашинский край» её автор С.В. Кисловской написал: «На небольшой площади, занимаемой городом, в 5 квадратных вёрст, Кашинка ухитряется пройти около 9 вёрст».
http://9orblnbl4.livejournal.com/2908.html
Одна из вещей, которые мне там запомнились больше всего) поэтому и написал

Я даже и не знал, что данный тип мостов называют лавы. :)
Мы В Кашине всегда проездом. Поэтому из его достопримечательностей я представил всего ничего. Как следует этот город мы отчего-то таки не изучили, хотя он хорош и были там проездом раз десять.

Гостиный двор удивил. Колонны, двери - всё первозданное. Если бы не доски...

Силикатный кирпич доказал, что стоит даже лучше красного. Главное,чтобы цемент не растащили при строительстве. А ведь как мама уговаривала папу - давай дачу из белого кирпича строить! Нет,- был непреклонен папа - из красного. Посмотри, церкви по 100лет уже стоят.
Пару годков не прошло, пришлось дачу штукатурить.
Нет, без штукатурки и крыши, оказывается, не очень стоят.


Edited at 2014-10-02 11:58 am (UTC)

Вообще гостиный двор и ещё торговые ряды на центральной площади Кашина довольно-таки выдающиеся постройки.
По сути папа был прав. Церкви все из красного кирпича. Чем старше церковь, тем крепче и качественнее кирпич, как правило. А вот к концу 19 и началу 20 века красный кирпич стал "слабее". А уж нынешний уступает по качеству тем более.
Ну а штукатурка действительно в какой-то степени продлевает жизнь постройке.

Edited at 2014-10-02 01:30 pm (UTC)

Я и сравниваю с постройками из советского силиконового кирпича.
В городе у нас стоят многоэтажные современные постройки из красного кирпича, где в незащищённых местах кирпич начал разрушаться буквально в первые годы. Такого с советским силиконовым я не замечала.

Ну да, силикатный прочнее, хотя и у него есть минусы.

Да, гостиный двор на удивление!

Рядом с такими строениями непроизвольно попадаешь в прошлое с ощущениями дежавю.

Интересно-интересно

Классные истории :-) :-) Про три рскудороги-троицкое, это фантазия у местных взыграла. Но а про татарскую топонимику-супер :-) :-) Деревня Будятки от слова будить, видимо.
А про игрищи-вообще откровение для меня. А то всё только древний рим да Садом с Гоморрой именовались гнездами разврата. А оно вон как-Игрища! Заборнову на стыд!

Edited at 2014-10-04 08:22 pm (UTC)

Спасибо!
Конечно, часть истории это уже легенды местных.
Ну да, жители Будяток будили кого-то. Хотя, допускаю, что данная трактовка всех деревень тоже часть легенд.
Вчера, несмотря на пасмурность и дождь, съездили в мини-поездку в окрестности Лихославля. Вышло атмосферно. Истории к тем местам не нашёл, поэтому отчёт быстро сверстаю.

Лихославль-впервые слышу. Тверские дремучие края)

Ну, не совсем дремучие. :) Здесь местность населяли тверские карелы. А название такое дано по речке Лихославки и "горы" (древнее городище) Лихославль.

У меня как всегда, созвучия вызывают ассоциацию.
Карелла-корелла:

  • 1
?

Log in

No account? Create an account