Previous Entry Share Next Entry
Третьего дня...
deni_spiri


Третьего дня месяца июля началось наше четырёхдневное путешествие по Калязино-Кашинским, Угличе-Рыбинским и Тутаевским окрестностям. В поисках заброшенного наколесили мы тогда свыше тысячи километров и повидали немало интересного, о чём я и поведаю в данном отчёте. Благодаря "Форуму ЯрИРО" удалось найти много краеведческого материала, что, как всегда, в дополнение к фотографиям легло в основу моего поста в качестве исторической составляющей.




Выехав с утра пораньше из столицы, к полудню мы останавливаемся в Апухтино, что на берегу реки Сабли в 40 км от Калязина. Впервые село Апухтино вместе с Маремьяной, что пекла просфоры, упоминается в Дмитровской писцовой книге 7135-7137 гг.: «За задворным конюхом за Борисом да за братом ево за Фёдором Никитиным детми Опухтина старинная вотчина, что было за прадедом их за Никитою Васильевым сыном Опухтиным село Николское на реке на Сабле, а в нём церковь Николы Чюдотворца древяна клецки да другая церковь... А у церкви двор попов пуст. Во дворе понамарь Остка Иванов во дворе проскурня Маремьяна». Чуть более позднее упоминание о селе и Минке, что звонил в колокола да пел на клиросе, находим в переписной книге по г. Дмитрову от 7186 г., переписи Димитрия Кутузова, Артемья Игнатьева и подъячаго Фёдора Леонтьева: «За вдовою Прасковъею Борисовою дочерью Петровскою женою Моркова село Никольское Опухтино тож, а в нём церковь Николая Чюдотворца. У церкви во дворе поп Степан Никитин, во дворе понамарь Минка Микитин, у него детеи Микишка, Максимко да двор вотченников».


За деревней на большом поле в XIII веке произошла битва русских воинов с монголо-татарами и в народе сложилась легенда, что монгольский хан потерял свою саблю в реке, которую после боя приказал найти своим воинам, но те её так и не нашли. Осталась лежать монгольская сабля на дне реки. За то и прозвали речушку Саблей. А на поле том, где проходил ожесточённый бой, был построен мужской монастырь, просуществовавший, правда, недолго. В память о трагической судьбе монастыря, была построена на его месте часовня в честь Казанской божьей матери. Из «Тверских губернских ведомостей» за 1850 г.: «В имении Калязинской помещицы Шестуновой, в 35 верстах от Калязина, близ с.Опухтина одиноко среди пашни и лугов стоит часовня, памятник бывшаго в этом месте Казанскаго монастыря. Предание сохранило только название это и то, что он раззорён и сожжён поляками».


В клировой ведомости 1796 г. о селе Никольском-Опухтине сказано: «1-я церковь Благовещенская, построена в 1710 г.; 2-я тёплая, во имя Николая Чудотворца, построена в 1760 г., – деревянная, в ветхости, вместо которых по данной от Его Высокопреосвященства Синодальнаго члена Иринея, Епископа Тверскаго и Кашинскаго в 1794 г. храмозданной грамоте, строится в теж наименовании каменная». Строительство ныне существующей церкви было завершено в 1800 году.


Внутри, на 2011 г., ещё можно было застать настенную живопись достаточно хорошей работы.
В наши дни храм восстанавливается силами прихожан и о сохранности фресок можно лишь догадываться.


Хорошо прописан растительный орнамент. Фрагментами сверкает "позолота".


На реке Сабле когда-то стояла мельница. В то время мельниц было мало, крестьяне приезжали за десятки километров, и поэтому была большая очередь, иногда жили возле мельниц по 2-3 недели. Рядом находился заезжий двор, где стояли лошади, повозки и дом для приезжих. В 1928 г. на здешней мельнице впервые получили электроэнергию. К 1947 г. к ней пристроили электростанцию, которая освещала сначала Фёдоровское и Апухтино, а потом свет пришёл и в другие деревни.




Уцелевший фрагмент купольной росписи с изображением архангелов.


Часть "картины" на стене в трапезной.


А так выглядела сама трапезная.


Ещё недавно в селе находился дом Николая Александровича Голеновского (депутат уездного дворянства, член Земской управы). В советское время в доме располагалась начальная школа, которая в 1938-м была преобразована в семилетнюю. В школу приходили учиться дети, жившие в радиусе 10-15 км. Затем школа стала восьмилетней. В ней обучалось до 300 учащихся. Большинство учителей имели высшее образование. Пятеро из них носили звание «Отличник народного просвещения». Один учитель - Баранов И. Д. - имел звание «Заслуженный учитель школ РСФСР».  К сожалению, здание школы не сохранилось, оно сгорело при пожаре в 2000-м.


В 15 км от Апухтино, на левом берегу реки Нерль,стоит старинное село Нерль. Слово нерль указывает на то, что здесь много веков назад жили народы финно-угорской группы. Само селение в истории упоминается в 1238 г. при описании событий, связанных с прохождением через Калязин войск татар хана Батыя. Отсюда татарские названия соседних деревень: Байкусово, Яринское, Батыевская. В XVII веке на месте села стоял монастырь, при нём находилась крепостная торговая слобода, получившая название Троице-Нерльская. «Монастырь Живоначальные Троицы, что на реке на Нерле, а на монастре церковь Живоначальные Троицы...... да у монастыря же слободка, а в слободке двор монастырской коровей да бобылей» - из писцовой книги 7135-7137 гг. (1627-29 гг.), письма и меры Андрея Загряжскаго. «Монастырь Живоначальные Троицы, что на реке на Нерле у монастыря двор конюшенной, а во дворе конюх Антипко Деев у него пасынок Гришка Иванов да во дворе поп Кондрат Лаврентьев во дворе дьячек Савка Сгуньев з братом Стенкою...» - из Дмитровской переписной книги 7186 года. В 1609 г. монастырь был сожжён поляками.


После падения в 1861-м крепостного права Нерль постепенно становится живым и бойким торговым местом, через неё проходит дорога из Москвы в Углич. В восточной части села была расположена торговая площадь с торговыми рядами, лавками купцов, на которой находились 3 трактира, 4 чайные и 2 постоялых двора. В 1913 г. в селе было 108 домов крестьян, 19 домов торговцев и 28 домов жителей старческого возраста. Главное занятие крестьян - сельское хозяйство. Семьи у крестьян были большие: от 8 до 16 человек. В селе имелась одна двухклассная земская школа. Среди проживающих в Нерли не было ни одного человека с высшим образованием. И только один, Михаил Иванович Журавлёв, закончил Калязинский техникум. Исходя из клировой ведомости 1796 г. известно о нахождении в селе церкви Троицы Живоначальной 1770 года постройки. Согласно же Тверскому епархиальному статистическому сборнику за 1901 г., в селе указана церковь Троицы 1838 года. При чём источники указывают, что данный храм был возведён по проекту великого зодчего М.Ф. Казакова и приводят архивное фото.


В Троице-Нерли еще в конце XIX века зародился один из первых в России любительских театров. О нём в журнале "Театр и искусство" за 1901 г. сообщалось: "Как ни странно, деревня раньше городов увидела народные театры. Первые из них были устроены Сергеем Андреевичем Юрьевым летом 1862 года в селе Троица-Нерль". Почин, сделанный известным русским театроведом и критиком С.А. Юрьевым, был продолжен М.Н. Ермоловой. В 1912 г., отдыхая в своём имении Калабриево, что вплотную примыкало к Троице-Нерли, Мария Николаевна с местными любителями театрального искусства поставила здесь пьесу Островского «Гроза». Великая русская актриса почти каждое лето проводила в Калабриево. Отдыхая, она организовывала народный театр. Спектакли шли в каретном сарае. В них участвовали местные любители драматического искусства. Нерльский театральный коллектив был известен в Твери и Калязине и просуществовал до 1978 года. Из советского периода стоит отметить, что в 1935-м местный колхоз участвовал в сельскохозяйственной выставке в Москве в павильоне «Животноводство». За 1940–1953 были построены библиотека, универмаг, сельхозмаг, льнозавод, молокозавод, аптека. С 1950 г. Нерль была электрифицирована от Угличской ГРЭС. А церковь в 1940-х была перестроена и приспособлена под клуб.


Далее объезжаем Кашин стороною и через 70 км притормаживаем возле деревеньки Пустыньки. О здешнем храме я писал чуть ранее.


Опосля окольными путями добираемся до села Большие Сетки (Старые Сетки), что раскинулось вдоль берега реки Медведицы.


Здесь на высоком крутом берегу ещё жива деревянная Никольская церковь. О ней так же был ранее рассказ.


Недалече от Сеток останавливаемся в Красном. В 1628 г. село Красное являлось вотчиной Кормового дворца подключника Осипа Ивановича Текутьева, здесь не было крестьян, а был двор вотчинников. В том же году упоминается о существовавшей в селе ветхой деревянной церкви Трёх Исповедников. 1678 год - Красное находится в собственности путного ключника Васьки и Елизария детей Осипа Текутьева. 1762 год - по-прежнему в роду Текутьевых - числится за Григорием Петровичем. В 1801-м деревня в 16 дворов с 61 мужчиной и 61 женщиной в нераздельном владении Александра Семёновича и сына его Иллариона Александровича Мусина-Пушкина.


Церковь Казанской иконы божией матери была построена в 1868 году.


Рядом с храмом и отдельно стоящей колокольней находятся руины, возможно, дома причта или церковно-приходской школы.


Мощная колокольня выполнена в мною любимом русском стиле.


После осмотра Красного колесим вокруг Кашина, заезжая в сёла Зобнино и Никольское.
Далее отправляемся в город Углич, где и заночевали. Следующий день начался "исследованием" церкви села Николо-Кормы, что в 45 км от Углича.


В селе Никольском, что в Корме в период 1806-1826 гг. попечением помещика П. Иванова возводится монументальный храм Николая Чудотворца. Однако есть выдержка из статьи середины XIX в., указывающая на другую дату постройки: "Ещё в недавние времена тут находилась деревянная церковь, но кем она устроена и долго ли существовала, по неимению записей, сказать нельзя. На месте этой древней - деревянной и воздвигнута настоящая каменная; строение её, как видно из храмоздательной грамоты, началось в 1805 и продолжалось до 1822 года... По окончании Богослужения, в доме Благочиннаго, священника Василия Лаврова предложен был обед, на коем находились все служившие литургию, строители с их семействами, церковный староста и многие из прихожан".




Ранее храм был соединён с колокольней небольшой трапезной, сооружённой явно позднее. С 1935 г. здесь размещалась школа.
Сейчас храм восстанавливают местными силами, на пожертвования прихожан.




Есть интересные выдержки из фондовых описей относительно священника данной церкви:
- Дело по прошению прихожан церкви с.Никольское в Корме об определении в священники дьякона Ефрема Савина (дата документа - 1766 г.)
- Дело о временном увольнении в Ростовский Троицкий у Варниц монастырь священника церкви с.Никольское в Корме Ивана Федорова и дьякона Анемподиста (каково имячко-то!!!) Федорова, о взыскании денежного штрафа со свящ. Ефрема Савина и наказании плетьми... (1767–1769 гг.)
- Дело о временном увольнении свящ. церкви с.Никольское в Корме Ефрема Савина в Угличскую Югскую Дорофееву пустынь за отказ от крещения младенца из раскольнической семьи (1775–1776 гг.)
- Дело о наложении денежного штрафа на свящ. церкви с.Глебово Козму Аверкиева и священника церкви с.Никольское на Тропе Ивана Михайлова за ложное показание на свящ. Ефрема Савина (1778–1780 гг.)


Закончив осмотр Николо-Кормы и проехав ещё с 30 км, к полудню прибываем в "столицу бурлаков" - город Рыбинск.
На архивном фото - Софийский монастырь.


Несмотря на древнюю историю, в Рыбинске до середины XIX века не было ни одного монастыря. Лишь в 1860 году близ реки Коровки был основан Софийский женский монастырь. Благотворителем новой обители стал купец Андрей Миклютин. При монастыре было построено два каменных храма: соборный Софийский (1865 г.) и в честь Скорбящей Божией Матери (1861 г.). В их освящении принял участие известный "российский златоуст" - Рыбинский протоиерей Родион Путятин.




В России существовало несколько соборов в честь Св.Софии, однако не было ни одного Софийского монастыря. Рыбинский монастырь стал первым и единственным Софийским монастырём на земле русской. Храмы и кельи были возведены в последней трети XIX века и оформлены в духе эклектики и неорусского стиля. Со времени монастырь разросся, и в его стенах проживало до 200 монахинь. При монастыре построено было училище для сирот-воспитанниц. Закрыт монастырь в 1923 г., а с 13 августа 1931 г. на его территории расположился СИЗО № 2 УИН по Ярославской области.




Рядом с монастырским корпусом находятся совсем печальные руины собора Софии Премудрости Божией.


Погуляв немного по Рыбинску держим путь в сторону г. Тутаева и к трём часам доезжаем до села с красивым названием Спасское на Волге. Село расположено по левому берегу реки Волги (Горьковское водохранилище). Эта местность ещё до октябрьской революции была облюбована для строительства дач состоятельными рыбинскими жителями, а во времена Союза здесь обосновались дачи детских садов и пионерские лагеря. До революции и в советское время основным видом пассажирского транспорта был водный - напротив села функционировала пристань "Горелая гряда" в виде плавучего дебаркадера. После 1990-х водный транспорт пришёл в упадок.




Церковь Всемистивого Спаса построена в период 1804-1828 гг. на месте утраченных деревянных храмов. Для возведения церкви крестьяне во главе с Л. Недосуговым построили в селе кирпичный завод. Храм расписан в 1820-е романовским живописцем В. Кузьминым. Резчиком И. Михайловым в 1824-м сооружён иконостас. Иконы местного ряда выполнены Н. Курочкиным, живописцем Норской слободы.




Заметка об убийстве местного священника из газеты "Северный голос" от 1906 г. 10 июня:
"Сообщаем подробности убийства священника. 6 июня в Спасе разыгралась кровавая драма. Убит священник о.Павел. Убийство произошло так: днём в квартиру священника явился его прихожанин - сын мельника Николай и попросил кухарку сказать отцу Павлу, что он очень нужен, а сам, в ожидании выхода священника, вышел на улицу. Священник, ничего не подозревая, вышел на улицу, но не успел даже спросить ожидавшего, что ему нужно, как тот бросился на него и стал наносить раны. Священник вырвался из рук убийцы, обливаясь кровью, вбежал на крыльцо и стал звать на помощь. На крик выбежала кухарка священника и убийца, увидев её, бросился бежать. Его нашли уже дома забравшимся на печь. Убийца - человек ненормальный, ранее уже был в доме умалишённых. Почему его выбор пал на священника, если он действовал под влиянием умонаступления - неизвестно. Священник спустя 7 часов умер, а убийца отправлен в Рыбинск в распоряжении судебных властей."


Проехав от Спаса 15 км, делаем остановку в Шашково. Широкоугольного объектива тогда у нас ещё не было и красиво сфотографировать храм, вплотную окружённого деревьями, не получилось. Жаль, что в то время мы совсем не уделяли внимание жилой застройке сёл, ибо информации оказалось много, а фото самой деревни совсем нет. Одним из самых модных мест отдыха в Ярославской губернии в начале XX в. был как раз дачный посёлок в сельце Шашково. Построил здесь свою дачу и директор Императорских театров В.А. Теляковский, у которого после 7 июля 1915 года один день гостил Фёдор Шаляпин.
В XVIII веке существовало село Воздвиженское на Волге, а при нём сельцо Шашково, позже - Воздвиженское, Шашково тож.


Изначально на территории Шашково существовала местность под названием Воздвиженский стан, где была деревянная церковь, погост и несколько домов. Первое документальное упоминание о поселении приводится в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1623 г.. На 1836 год в селе находился конный завод господ Клементьевых, где у управляющего капитана С.И. Рылова можно было купить лошадей "1-ой чистой Аглинской породы". В тот период хозяевами имения Воздвиженское на Волге были - Никтополион Михайлович Клементьев (в 1835-40 гг. - костромской вице-губернатор) и его жена Надежда Александровна (урожд. Кожина). Она была родом из села Тихвино-Никольское, где проживали её родители помещики Кожины, в чьей усадьбы мы также побывали. Дочь Клементьевых Аполлинария, выйдя замуж за Александра Симеоновича Коханова, до конца жизни прожила в имении.


В конце XIX в. здешние земли приобретает Пастухов Николай Иванович - журналист, писатель, издатель. Благодаря хорошему знанию быта и живости письма Пастухов приобрел славу «первого репортера Москвы». Крестовоздвиженская церковь в селе была выстроена в 1775-м коллежским советником А.И. Кожиным (1793-1804 гг. - ярославский губернский предводитель дворянства).


Последней владелицей усадьбы в сельце была Маргарита Викторовна Флинт.
Отрывки из книги снимавшего дачу у Флинт М.М. Богословского "Дневники. 1913–1919" :
"1916 год 30 мая.
Первый день сельской жизни. Утро я все проспал сном праведника. После обеда сделали с Лизой небольшую прогулку. Осматривали старинный барский дом, где сохранилось много старой мебели из карельской березы, драгоценной теперь. Заходили в церковь, где была деревенская свадьба. Вечером зажигали с Миней костёр на берегу. Dolce far niente на лоне природы. Ночь на 31 – звуки скрипки на соседней даче и дивное пение соловьев.
1916 г. 23 августа.
После обеда Миня меня отрывал от работы, прося идти с ним встречать пароходы. Вечером мы с ним были у владелицы Шашкова М. В. Флинт, чтобы расплатиться. Она сказала, что поступила на Курсы на медицинский факультет".


Не доезжая 17 вёрст до Тутаева останавливаемся в пос.Алексеевское. В XVII в. село Алексеевское принадлежало помещикам Коржавиным, а в XVIII в. - пошехонским дворянам Шубиным, из рода которых происходил известный фаворит императрицы Елизаветы Петровны А.Я. Шубин. В середине XIX в. усадьба была размежевана на три участка: 1-й участок находился во владении майора Николая Меркурова; 2-й участок - подполковницы Варвары Муравьёвой; 3-й - за Арисом Меркуровым. Главный каменный двухэтажный дом был выстроен в первой четверти XIX века, только вот к нашему приезду он предстал уже в руинах.


Правда, у этих усадебных руин есть и сейчас хозяин - Ёж, как раз вышедший нас встречать.


В Тутаев мы в тот день не поехали, а развернули колёса обратно в Углич на очередную ночёвку. По пути, где-то в окрестностях Рыбинска, заприметили заброшенный пионерский лагерь. Расположен он в исключительно живописном месте - в сотне метров от берега Волги. По этой причине нарекли мы его пионерлагерем "Волга".


В прошлом (2010) году лагерь попал в "зону бедствия" и сильнейший ураган, бушевавший в здешних землях, повалил не один десяток вековых корабельных сосен, после чего площадь лагеря была расчищена и приобрела вид открытого пространства. А раньше лагерь был полностью спрятан в сосновом бору.


Своими масштабами лагерь смахивает на заброшенную деревню. На обширной территории насчитывается более 30 корпусов - деревянных крепких срубленных "изб".






Под крик кружащих над головою многочисленных чаек прогуляемся немного среди заброшенных корпусов.




В следующие два дня мы колесили вдоль берега реки Сить, о чём расскажу я в следующий раз.



При создании поста использован материал сл.сайтов:
http://forum.yar-genealogy.ru
http://kalyazin.msk.ru
http://hram-tver.ru
http://cocomera.livejournal.com

  • 1
Спасибо, очень интересно

Истории удалось много раскопать. :)
Спасибо!

Уф, все прочитала! Действительно очень много преинтереснейших историй особенно понравилась про звуки скрипки из дневника. Даже грустно что они не долго смогли насладиться загородной жизнью. Сейчас там уже все совсем не так:-)
Но всеже замечу что вышло очень длинно! Хорошо что ты разбил повествование:-) буду ждать след. Часть

А мне имена понравились. Некоторые вообще впервые услышал.
Да, видимо, на том берегу, где дачи строили, действительно было красиво. Жаль мы с тобою жилую застройку вообще не фотографировали тогда.
Согласен, длинный пост. Но разбивать для меня - это значит ещё год писать. А тут собрался, вдохновился и выдал. :)

Edited at 2014-09-15 08:08 pm (UTC)

какие же красивые места, развалины романтично вписываются)

Спасибо!
Места действительно там красивые. Правда, видам мы в ту пору не уделяли внимание, фотали исключительно сам объект исследования.

Отсутствие монастыря в Рыбинске никак не может быть связано со староверами и их скитами?

Хорошая версия. Думаю, Вы правы, ибо в Рыбной Слободе (Рыбинск) всегда было много староверцев. Существовала издавле община христиан-поморцев. В 19 веке в Рыбинске особенно интенсивно стало развиваться старообрядческое купечество, во многих купеческих домах появились домовые моленные, которые фактически выполняли роль приходских храмов. Даже род Миклютиных (что жертвовали средства на монастырь) были староверами.
Вот что пишут об этом: "Старообрядческие купеческие фамилии и простые старообрядцы-граждане города внесли огромный вклад в развитие и процветание Рыбинска и уезда. Широкими были и торговые связи рыбинских староверов, особо крепкое и продолжительное сотрудничество наблюдалось с купцами староверами Среднего Поволжья и Прибалтики, в частности Виленской губернией. В годы Первой Мировой войны многие прибалтийские купцы староверы эвакуировались именно в Рыбинск к своим одноверцам."
Как видим, очень сильно там развито было старообрядчество.

Какая грустная картинка со сломанным крестом на куполе...

Согласен, но ракурс вышел такой многоговорящий.

Весьма интересно и насыщенно. И душещипательно-священник и его приключения, убивец-душевнобольной... Но про жилые дома жалко, действительно, мало. Поездайте и переснимите :-) :-) :-) :-)

Спасибо!
Это точно - насыщенно. :)
Ага, про убийство священника интересная заметка.
Может когда и поедем ещё раз. Пока в планах другие, не посещённые места.

Тогда сначала те места где не были, а потом снова по первым местам))

Так и сделаем!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account