?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ночная перина Кёнигсберга
deni_spiri


Посетив Калининград, нельзя было не уделить внимание уцелевшим после Второй Мировой фрагментам оборонительной застройки города - военно-фортификационным сооружениям, построенным в середине XIX века. Для защиты города по его периметру было построено оборонительное кольцо, состоящее из 12 больших и нескольких малых фортов, бастионов, равелинов и т.п. Поскольку подобной тематикой мы не увлечены, осмотр двух фортов №3 и №5, башни "Дона" и бастиона "Грольман" полностью удовлетворил наш интерес.



На месте современного Калининграда существовала прусская крепость Тувангсте, впервые упоминающаяся под 1255 г., с 1256 стала именоваться как замок Кёнигсберг. На протяжении всей истории Кёнигсберг перестраивался, укреплялся, но всегда оставался замком-крепостью. Финалом этих перестроек стала мощная кольцевая система городских фортов, возведённых в XIX веке и блокирующих подступы к городу. Оборонительное кольцо располагалось в 7 км от центра города, протяжённость его была более 50 км, а расстояние между фортами - 2-4 км, что обеспечивало зрительную и огневую связь фортов.
Всем фортам были даны имена собственные в честь прославленных немецких полководцев и королей. Перед нами Форт № 5  - "Король Фридрих-Вильгельм III" - военное фортификационное сооружение в Кёнигсберге, которое прикрывало шоссейную дорогу на Пиллау. Один из двенадцати основных фортов фортового пояса «Ночная перина Кёнигсберга». Назван в честь короля Пруссии - Friedrich Wilhelm III, возглавлявшего государство во время войны с Наполеоном.




Помещения фортов больших и малых (казематы, капониры, казармы) были кирпичными со сводами толщиной не менее 1 метра.
Слой земли над помещением предусматривался толщиной около 3 метров.


Форт имеет форму вытянутого по фронту шестиугольника длиной 215 м. и шириной 105 м., окружён водным рвом шириной 21 м. и глубиной 5 м. Строительство форта было завершено в 1886 г., когда форт дополнительно был усилен железобетонным покрытием толщиной около 2 м. и сооружён наблюдательный вращающийся броневой купол. Двухэтажное центральное сооружение  укрыто земляной насыпью.




В земляном валу были оборудованы траншеи и огневые позиции для пулемётов, огнемётов, миномётов и артиллерийских орудий. Перекидной мост, соединяющий форт с прилегающей территорией, прикрывал бетонный дот (ныне разрушен).




Заплатив по 100 рубликов за входной билетик в фонд музея, заглядываем внутрь.


Внутренней съёмке особого внимания мы не уделяли, ибо надо быть фанатом данной темы и разбираться в военной инженерии.
Для нас же это были всего лишь пустые коридоры и залы.






В кое-каких залах устроены экспозиции.




Покидаем довольно-таки прохладные помещения форта и вырываемся в удушливое лето.


Вид со спутника на форт №5.


С 1979 года форт № 5 имеет статус музея истории Великой Отечественной войны, на прилегающей территории обустроен мемориал в память о советских солдатах, погибших при его штурме.




Далее, двигаясь на восток по линии оборонительного кольца, набредаем на мощное сооружение - башню "Дона".


Башня "Дона" была построена в 1853 г., названа в честь генерала Карла Фридриха Эмиля цу Дона-Шлобитена. Башня диаметром 34 м. и высотой в 12 м., имеет три этажа, в том числе один подземный, в плане образует кольцо, внутри которого находится внутренний двор.  Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года гарнизон башни "Дона" сдался одним из последних.


С 1979 г. внутри башни функционирует "Музей Янтаря".


Аэрофотосъёмка башни и прилегающей территории.


Невдалеке от центрального входа в башню стоят Россгартенские ворота.


Россгартенские ворота Кёнигсберга были построены в 1852-1855 гг. на месте старых одноименных ворот 1-го вального укрепления начала XVII века.
С 1992 г. в блокгаузе ворот размещается ресторан, поэтому представляю лишь фрагмент этих ворот.


Далее топчем землю по валу. Литовский вал - это комплекс вальных укреплений от Верхнего озера (Oberteich) до реки Преголя (Pregel). Когда в 1626 г. началось строительство первого вального укрепления, то на участке Литовского вала было построено 8 полных земляных бастионов, 2 полубастиона и трое деревянных ворот. В 1843 г. развернулось строительство второго вального укрепления: были выстроены 4 более крупных бастиона. Когда укрепление потеряло свое оборонное значение (1910-11 гг.), то главный вал на этом месте был превращен в зеленую парковую зону, остатки которой мы можем наблюдать до сих пор.


Следуя по насыпи, натыкаемся на громадину редюита (убежище для гарнизона) бастиона "Грольман".




Центральный вход во внутренний двор бастиона.


Бастион "Грольман" был построен в 1851 г.,  назван в честь реформатора прусской армии генерала Карла Вильгельма фон Грольмана. Этот бастион является самым крупным бастионом Грольманского верхнего фронта. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 г. в бастионе "Грольман" размещался командный пункт 367-й пехотной дивизии вермахта, укрепления подверглись значительным разрушениям. В послевоенные годы использовался в качестве овощехранилища.


Раньше он выглядел несколько иначе.


Состояние бастиона после взятия города Красной армией.


Напротив этого бастиона в 20 метрах начинаются стены казармы "Кронпринц", входившие во 2-й оборонительный обвод города.
Казарма "Кронпринц" в Кёнигсберге была заложена 15 октября 1843 г., строительство завершено в 1849 г. Сооружение представляет собой пятиугольник с массивными башнями по углам. Казарма соединялась подземным ходом с бастионом "Грольман". До 1933 г. в казарме "Кронпринц" дислоцировался 1-й пехотный полк (Ostpreussisches Grenadier-Regiment 1 Kronprinz), в 1933-1945 гг. в казарме размещалась городская полиция и войска кёнигсбергского гарнизона.


Следующими встречаем... Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально здесь находились Кальтхофские ворота. В 1717 г. они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны, ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Затем ворота носили название Гумбинненские, т.к. именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 г. ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Konigstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.


В конце 1-й пол. XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 г. в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году. В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и валы, примыкавшие к воротам, были срыты. Именно в Королевских воротах стиль неоготики выражен наиболее ярко.


И последним - перед нами крупнейший форт Кёнигсберга, расположенный на возвышенности, называвшейся ранее Кведнау (сейчас Северная Гора). Он был построен первым в системе опоясывающего фронта города-крепости. Наверное, это и сказалось на его размерах: площадью 360 м. на 180 м., окруженный сухим рвом шириной 10 -11 м. и глубиной 6 м., также боевые валы, два двора, на трёх этажах сотни казематов.




Горджевой благауст - караульное помещение в тылу для защиты ворот. Внутри стояли скорострельные пулимёты МГ.




Форт № 3 построен в 1879 г., изначально назывался "Кведнау", позже получил название "Король Фридрих Вильгельм I", с 1894 года - "Король Фридрих III". Прикрывал железнодорожные линии на Тильзит и Кранц, шоссейную дорогу на Кранц.




Внутри сухого рва.


Здесь же: Фото 1937 г. из альбома солдата 1-го пехотного полка.
Foto eines Soldaten aus der Kaserne Konigsberg Ostpreussen Kaliningrad 1. Infanterie Division


В двухэтажном центральном сооружении были расположены казармы, лазарет, кухня, столовая, склады боеприпасов, продовольствия, снаряжения и топлива, мастерские и вспомогательные помещения. Для жизнеобеспечения гарнизона форта предусмотрены системы отопления с дымовыми обогревательными каналами внутри стен, водоснабжения из колодца, естественной вентиляции, выгребной канализации и энергообеспечения.


По обе стороны от центральной потерны расположены внутренние дворики, служащие транспортными развязками и укрытиями для орудий.




На боевом вале толщиной 3-4 м располагались прикрытые брустверами артиллерийские позиции с казематированными траверсами для укрытия расчетов, оборудованные талевыми подъемниками и лифтами для подъема боеприпасов и наблюдательными сооружениями.






Частенько попадалиись нам клеймённые кирпичи, но здешней местности они не интересны.




Вход в одну из боковых потерн (подземный коридор в виде галереи, соединяющий внутренние помещения с внешними укреплениями).






Когда советские войска перешли границу Германии, немцы стали усиленно готовить город к обороне. Геббельс писал, что форты - это ночная рубашка, благодаря которой горожане могут спать спокойно, не опасаясь "азиатско-еврейских полчищ современных гуннов", что "большевики обломают себе зубы о гранит крепости". Войска 3-го Белорусского фронта вышли непосредственно к линии фортов к концу января 1945 г.. Тяжёлые орудия, бившие на 20-25 км. у немцев имелись, но не на фортах. Там оставались лишь лёгкие пехотные пушки. Однако эффективность и наших тяжелых 280 мм. орудий по разрушению фортов оказалась недостаточной. Так из 73-х прямых попадания в валы форта, только два снаряда пробили перекрытие казематов. С началом штурма утром 6 апреля 1945  наши танки и пехота, прорвав оборону немцев в промежутках между фортами, стали продвигаться к городу. Часть сил была брошена на взятие фортов, где какие-то гарнизоны оказывали отчаянное сопротивление, но были те, что сдавались без боя. Четыре дня понадобилось Красной Армии, чтобы сломить сопротивление немцев. Бои были тяжелые, потери большие, но форты в чисто военном плане не сыграли сколько-нибудь заметной роли.


Материал для создания поста взят с
Подземелья Кёнигсберга
www.prussia39.ru



  • 1
красота, и людей нет))) можно везде прогуляться и полазить)))

Людей нет исключительно в кадре, а в реалии их там десятки.
В форте №5 музей и поэтому внутри и вокруг есть человечки. В №3 просто ажиотаж и дети и подростки - лазают толпами. Как собственно и в городе. Просто мы так стараемся фотографировать, чтобы в кадре не было посторонних. У меня почти во всех отчётах людей нет, но они есть, только рядом. :)
А меня не впечатлили эти форты и прочее. Будь это далеко за чертой города, то может, а когда вокруг суета и шум городской жизни, то не производит впечатление.
Да и тем более я любитель русской старины.

Интереснейшие места !

Для тех, кто в теме. Меня не шибко впечатлило. :)

Сейчас там страшная жара! Тебе б не понравилось. А второго форта чтото мало фоток внутри где норки:-)

Да и у нас далеко не прохладно. Духота стоит ужасная. В магазин дойти или в зал доехать - целый подвиг. :)
Так, вроде, внутри второго форта и не фотали. А чё там? Одни голые стены.

Ой у меня просто не загрузились все фото:-) они есть! Отчет - зачет!

Спасибо.
Хотя, смотрю, Калининград особо никого не впечатлил. :) Как и Светлогорск. И меня, ведь, тоже. :)

Интересно, почему кирпичи какие-то странные встречаются. Темные. Их делали как-то иначе? В католических строениях такие толтко встречаются. Русские здания всегда одноцветные.

Обжиг кирпичей был в несколько раз, чтоб покрепче были. Наверное.
А вообще про какие речь идёт? Вроде как обычный цвет. Где-то светлее, где-то темнее. такое и у нас встречается.



Вот тут видны темные кирпичи, я про них))

А, ну я так и понял. Да просто передержали кирпичики при обжиге.

Так отечественные-то не пригорали, в духовках! :-) :-)

Да нет, и наши пригорали. :)

Вооот это место!!!! Всем бы объектам такими быть:-)

Это да, знаковое место. А ведь, помнится, я прям по дороге вспомнил про него.

Мне буквально сегодня написали ещё коммент к этому блогу, поэтому я его и привёл в пример.

Либо они разобрали католический храм либо масла мало полили на противень))

Пережженный кирпич имеет темно-серый или сине-черный цвет, часто со следами оплавления по поверхности. Образуется при чрезмерно высокой температуре обжига.
Чёрный кирпич получается из-за недостатка воздуха или из-за плохой его циркуляции в печи.
Одним словом, просто брак. :)
Раньше температуру огня в печи визуально контролировали:
- Тёмно-красный — 600-650°С.
- Вишнёво-красный — 700°С.
- Светло-красный — 850°С.
- Желтый — 950-1000°С.
- Белый — 1200°С — ПЕРЕЖОГ!

При создании одного только форта кирпичей было столько использовано, сколько при постройке всех кирпичных зданий, например, города Калуги.

А сколько кирпичей, интересно, на МГУ ушло? Как на два форта? :-) :-)

Хороший вопрос!
Говорят, 175 миллионов кирпичей!

По одному кирпичу-на каждого жителя СССР

Я вот всё понимаю, крепость там шикарная, но почему всё это хозяйство называется у вас и в других заметках "ночная перина"???
Только потому что форты так геббельс, когда жаренным запахло охарактеризовал?
Почему ночная? Их что, как то по особенному ночью видно, итд, прошу обьяснить))))
Не понятно мне откуда взялось это расхожее но сомнительное выражение.

Кольцо фортов "ночной периной Кенигсберга" прозвали ещё современники. Оно окружало город и подразумевало, что можно спать спокойно, ибо город защищён и неприступен. Логично же. Геббельс упомянул об этом, спустя столетие и то назвал "ночной рубашкой".

Очень такое все романтичное, особенно понравились форт №3, где на крышах трава и печные трубы среди неё.

А меня не впечатлило, хотя в принципе специально дважды ездили на окраину города, чтобы глянуть эти форты. Не хватает ощущения старины: где-то новая кирпичная кладка, где-то музей, пейнтбольная площадка, везде народ, внутри голые стены.
Как и в самом городе - все эти военные сооружения приспособили под рестораны, кабаки и прочее. Или многое просто в убитом и разрисованном состоянии (даже не фотали). Короче, на фото, как всегда, иное видение. А в форте №3 такие толпы молодёжи...

У меня о Калининграде всегда был впечатление, что там есть брошенные костелы, но к вашему прибытию их похоже восстановили.

давненько не заглядывала к вам, а тут про Калининград такой рассказ замечательный!
впечатляющие башни, форт, сооружения на века строились, мощь до сих пор производит сильное впечатление!

А меня Кали не впечатлил. Очень мало старины. Думал, будет больше. Про город у меня есть обзорный пост, в этом-то конкретно про форты, которые, к слову, тоже меня не зацепили. :)

  • 1