?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Никола-Высока
Кто здесь?
deni_spiri


Без преувеличения роспись в этом храме одна из лучших, повстречавшихся нам на протяжении всех путешествий. Её насыщенный колорит, пышный и виртуозно написанный растительный орнамент придают особую выразительность этой живописи. А красота цветовой гаммы определяется искусными золоченными гризайлями. Кроме того поражает своими размерами сохранившийся монументальный главный иконостас и два уцелевших придельных. Не даром, эта церковь и была основной целью нашего трёхдневного весьегонского путешествия. Так что определённо трудный путь из Весьегонска в Никола-Высока стоил затраченных усилий.



В начале пятого по полудню мы, с большим трудом преодолев бездорожье после села Чамерово, наконец-то прибываем в деревню с интересным названием Никола-Высока. Здесь в центре села, на высоком месте, стоит церковь Преображения 1-й четв. XIX века. Благо ещё нет зелени на ветвях и можно рассмотреть здание полностью. Храм принадлежит к архаичному для начала XIX столетия кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведённая в формах позднего классицизма, одна из лучших в Тверской области. Вот как выглядела церковь в нач. ХХ века (на переднем плане — двухкомплектная школа).  Судя по большому количеству телег с товаром, это или местная ярмарка или отправка товаров на какой-нибудь базар в соседней деревне.


В сер. XIX века здесь проходил почтовый Ярославско-Мологский тракт, а Никола-Высока являлось погостом деревни Романовское. Это в советские годы соседняя деревня Романовское стала называться селом, а погост Никола-Высока стал деревней. Ещё в 1770 г. на погосте был построен деревянный храм, рядом с которым по храмозданной грамоте 1880 г. на средства прихожан сооружена каменная церковь Преображения с приделом Николая Чудотворца (возможно отсюда и пошло название места). Строительство оной началось не ранее 1803 г., сначала была завершена трапезная, приделы которой освятили в мае 1820 г., а затем храм, главный придел в нём освящён только в 1834 г.. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, впоследствии соединённую притвором-папертью с трапезной.


Особенности расстановки глав (боковые поставлены на углах) свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества.


Боковые входы акцентированы низкими крыльцами со сдвоенными колоннами. Тимпан треугольного фронтона облицован железными листами с частично сохранившейся росписью. Через это крыльцо мы и попадаем внутрь.


А попав сюда, у нас в буквальном смысле перехватывает дыхание — настолько богато и колоритно расписан храм. Аж в глазах зарябило. Краски удивительным образом сохранили свой насыщенный цвет. Высокое и светлое пространство храма прям пропитано золочённым оттенком.


Академическая роспись основного объёма выполнена клеевыми красками, по-видимому, в 1850-е гг.. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол. - сер. XIX века.


Перед нами высокий трёхъярусный главный иконостас 1830-х гг., сохранивший остатки резного декора; является замечательным памятником в стиле классицизма. Ещё до 1990 г. было цело почти всё декоративное убранство иконостаса и даже большинство икон.


Центральная часть монументального сооружения акцентирована широкой аркой с перспективно сокращающимися кессонами.


В алтарной части остатки изящного сооружения в виде ротонды — церковных сень.


Роспись алтаря также имеет богатое колористическое решение.


Свод занимает изображение Новозаветной Троицы в окружении херувимов и коленопреклонённых ангелов.


Между окнами — композиции "Снятие с креста" и "Положение во гроб". Поражают качеством исполнения пышные гризайлевые рамы.


На западной стене алтарной части изображены Святители Арсений и Варсонофий Тверские и другие более известные.


Росписи свойственна виртуозно написанная богатая орнаментация, тяготеющая к барокко.


"Изгнание торгующих из храма" (по гравюре Ф. Килиана) обрамляют расписанные под мрамор колонны, в нишах которых помещены ангелы с орудиями страстей — колонной бичевания и крестом.


"Сретение" (по гравюре Ф.Килиана) и "Благовещение" (по гравюре Х.Вайгеля)


Между витых колон в нишах по сторонам от арочного проёма изображены в виде скульптур фарисей и мытарь.


"Лепные" херувимы.


Евангелист Лука


Теперь проходим в обширную трапезную. Здесь сохранились придельные иконостасы, составленные из двух частей: боковой и фронтальной.


В одном из углов трапезной сохранилась изразцовая печь, облицованная печными изразцами заводов Аксёнова и Волкова.


Клеймо на одном из изразцов майолика-гончарно-изразцового завода купца К.П. Волкова из Рыбинска (основанного в 1865 г.).


Крестовые своды опираются на четыре мощных столба, разделяющие пространство трапезной.




Двухъярусные придельные иконостасы выполнены в формах эклектики во 2-й пол. XIX века.


Роспись трапезной была написана в кон. XIX века (1899 г.), поновлена маслом в советские годы (предположительно 1950-е), отчего и почернела.


Ну что ж, насмотревшись и преисполнившись положительных впечатлений, открываем старинный дверной замок и выходим наружу.


А выходим по другую сторону здания, ведущую на местное кладбище.


Затем заходим в боковую дверку трапезной. И оказываемся в небольшом закуточке, где иногда, видимо, проводятся службы.


Из закуточка попадаем в притвор, соединивший когда-то колокольню с трапезной. Внешние колонны колокольни здесь расписаны под мрамор.


Это крестовый свод нижнего яруса колокольни.


Роспись тут более поздняя и, судя по орнаменту, явно простого качества исполнения.


Рядом с церковью стоят деревянные "амбарчики", служившие в советские годы магазинами, теперь закрытые. Да много чего в деревне было интересного, но время нас поджимало, а предстоял ещё обратный путь в Весьегонск с заездом в несколько деревень и всё это по дорогам, так и норовящим затянуть в трясину наш автомобильчик. Поэтому бросаем последний взгляд на церковь в Никола-Высока и отправляемся обратно.


По пути: вид из деревни Хахилево на храм села Чамерово.


Среди этаких просторов Астра кажется мини-машинкой.


При создании поста использованы следующие источники:
- "Сводов памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. ч.3"
- "Православные храмы Тверской области"


Ох ты ж ни фига себе! И это заброс? Службы не проводятся в основном помещении при такой сохранности? Удивлен.

Если бы Вы знали какие дороги туда ведут... :) Там, к сожалению, не то, чтобы службы не проходят (официальные), так сами деревни вымирают.
Сохранность хорошая, т.к. щадяще использовалась под деревенско-колхозные нужды. А потом главная заслуга, что местные прибрались и берегут. Хотя, по сути, там и вандалить сейчас некому. У меня есть фото 1983 года - был цел иконостас, иконы...

Edited at 2014-04-14 10:16 am (UTC)

Какой красивый текст получился, надеюсь сам придумал неисторическую часть)))

Вроде как сам. Тут же совсем немного вышло текста от себя (фактически вступление). А в Сводах лишь архитектурное описание даётся и циферки разные.

Спасибо!
Один из самых сохранных храмов.
До этого видел в похожем виде только один - затерянный в болотах под Гусь-Хрустальным, до которого не каждый вандал доберётся.)

Рад, что понравилось.
В общем да, сохранность ещё неплохая (правда, бывает и по-лучше). Однако качество росписи, определённо, одно из лучших.
А в храме под Гусем роспись уцелела?

Денис, где старая фотка иконостаса?

Да не стал заморачиваться. Просто написал, что были иконы до 1990-х годов.

Не понял про печь: она облицована изразцами двух разных заводов?

Так точно. Мы уже встречали примеры разных заводов в одной печи. Изразцы в этом храме были, видимо, от другой, разобранной печи. И там вездесущий Аксёнов и более редкий Волков. Может докупали другого завода и латали колотые изразцы?

Очень интересно было ...продолжайте

Так уж 6 лет продолжаем. :)
Спасибо!

Как классно сюжет новозаветной Троицы написан! Реалистично, нет даже сюрреалистично!
А откуда инфа про авторов гравюр? Может по этому всё хорошо получилось-образец был высокохудожественный, ну и копировали умело.

Согласен, свод алтаря шикарно расписан.
Так библейские сюжеты в наших храмах писались по гравюрам различных иностранцев. Брали за основу какой-либо сюжет (Карольсфельда, Килиана, Доре и т.д.) и банально с него списывали. Вот ангелов, святых рисовали, наверное, на свое усмотрение, а в сюжетах должно было быть соответствие (кто где как стоит, держит и т.д.).
Гравюры всегда были качественные - их же писали художники, а копировали-то наши простые-умельцы. Поэтому и качество росписи везде разное - где-то более умелая рука писала, а где-то и попроще.

если б не машина на фото - можно было бы подумать, что в прошлое перенеслись)) правда. Выглядит все совершенно несовременно, или как постапокалипсис

А так и есть! Там очень старые деревни, с колоритными домами и цивилизации по-минимуму.

Спасибо! Вернусь чуть позже.

Ждал, когда Вы увидите сей пост.

Хороший у Вас фотоаппарат. Респект. И обрабатываете снимки здорово!
Несколько деталей, которые обратили внимание. Ее моют! Пол чистый. Потому что видел не раз, как пол в ней покрывается слоем облетающих фресок с купола. Они, увы, постепенно гибнут. Но купол сильно вспарушенный, вода пока большей частью скатывается. Вы обратили внимание - в ней целы все три престола и дореволюционные свечные ящики? Такое можно только в действующих церквях увидеть, да и то далеко не во всех. По-моему, в ней не служат. Во всяком случае сторожка под колокольней такая и была и год, и два и семь лет назад. Так не бывает, если проходят службы, да и чамеровский отец Николай ничего об этом не говорил.

Спасибо, Павел. :)
Да, нынешний фотоаппарат и объектив (спасибо Катерине) не в пример лучше предыдущей моей мыльнице. А вот обработка здесь в лишь свето-тени и контрасте. Фотошопом я не пользуюсь. Хотел бы, но времени нет на качественную обработку фото.
Помнится, через Ваш сайт я и узнал про этот храм, еще года два назад. Долго не решались сюда поехать, просто.
На счёт ящичков не припомню. Был под впечатлением и как всегда в таких случаях многие детали упускаются. Это, когда мало интересного, то начинаешь его искать и присматриваешься, а здесь прям обрушилась такая красотища, что многое и пропустил.
Да я просто так написал про службы. Подумал, что чисто и иконка висела, а вдруг.

просто нет слов, насколько красиво

Спасибо!
Для нас она тоже оказалась одной из лучших увиденных. А когда это всё находится в глуши, ещё больше впечатляет.

спасибо,очень красиво)

Рад! :)
Нам тоже понравилось.

Рад, что понравилось! :)

Побывала в этой церкви 5 июля - иконостаса (фото 9) нет. Показалось сам рухнул от времени, теперь, глядя на фото, засомневалась, уж очень много деталей не хватает в куче обломков, заваливших вход в алтарь. Пройти глубоко внутрь не решилась, одной жутковато стало, снимала от входа...

Вот, блин! Он хоть и не лучшем состоянии, но до того, чтобы обрушиться был ещё далёк. Да и внутри сухо, крыша не течёт. Странно всё это. Нашёл фото, что он уже 23 мая частично был обрушен. А сейчас ниша-раковина держится или тоже обрушилась? Фото есть? Тань, а если это желающие отковырнуть детальку постарались?

Фотография старинная из моего семейного альбома. Вы где её взяли?

Она давно уже на просторах интернета. Источник не стал указывать, как раз по этой причине. Кроме известного сайта "Православные храмы Тверской области", где указано, что фото из Вашего архива, она встречается на сайтах с ретро-фотографиями, при чём на сайте pastvu.com даже в оригинале (1200×873).