Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Никола-Высока



Без преувеличения роспись в этом храме одна из лучших, повстречавшихся нам на протяжении всех путешествий. Её насыщенный колорит, пышный и виртуозно написанный растительный орнамент придают особую выразительность этой живописи. А красота цветовой гаммы определяется искусными золоченными гризайлями. Кроме того поражает своими размерами сохранившийся монументальный главный иконостас и два уцелевших придельных. Не даром, эта церковь и была основной целью нашего трёхдневного весьегонского путешествия. Так что определённо трудный путь из Весьегонска в Никола-Высока стоил затраченных усилий.



В начале пятого по полудню мы, с большим трудом преодолев бездорожье после села Чамерово, наконец-то прибываем в деревню с интересным названием Никола-Высока. Здесь в центре села, на высоком месте, стоит церковь Преображения 1-й четв. XIX века. Благо ещё нет зелени на ветвях и можно рассмотреть здание полностью. Храм принадлежит к архаичному для начала XIX столетия кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведённая в формах позднего классицизма, одна из лучших в Тверской области. Вот как выглядела церковь в нач. ХХ века (на переднем плане — двухкомплектная школа).  Судя по большому количеству телег с товаром, это или местная ярмарка или отправка товаров на какой-нибудь базар в соседней деревне.


В сер. XIX века здесь проходил почтовый Ярославско-Мологский тракт, а Никола-Высока являлось погостом деревни Романовское. Это в советские годы соседняя деревня Романовское стала называться селом, а погост Никола-Высока стал деревней. Ещё в 1770 г. на погосте был построен деревянный храм, рядом с которым по храмозданной грамоте 1880 г. на средства прихожан сооружена каменная церковь Преображения с приделом Николая Чудотворца (возможно отсюда и пошло название места). Строительство оной началось не ранее 1803 г., сначала была завершена трапезная, приделы которой освятили в мае 1820 г., а затем храм, главный придел в нём освящён только в 1834 г.. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, впоследствии соединённую притвором-папертью с трапезной.


Особенности расстановки глав (боковые поставлены на углах) свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества.


Боковые входы акцентированы низкими крыльцами со сдвоенными колоннами. Тимпан треугольного фронтона облицован железными листами с частично сохранившейся росписью. Через это крыльцо мы и попадаем внутрь.


А попав сюда, у нас в буквальном смысле перехватывает дыхание — настолько богато и колоритно расписан храм. Аж в глазах зарябило. Краски удивительным образом сохранили свой насыщенный цвет. Высокое и светлое пространство храма прям пропитано золочённым оттенком.


Академическая роспись основного объёма выполнена клеевыми красками, по-видимому, в 1850-е гг.. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол. - сер. XIX века.


Перед нами высокий трёхъярусный главный иконостас 1830-х гг., сохранивший остатки резного декора; является замечательным памятником в стиле классицизма. Ещё до 1990 г. было цело почти всё декоративное убранство иконостаса и даже большинство икон.


Центральная часть монументального сооружения акцентирована широкой аркой с перспективно сокращающимися кессонами.


В алтарной части остатки изящного сооружения в виде ротонды — церковных сень.


Роспись алтаря также имеет богатое колористическое решение.


Свод занимает изображение Новозаветной Троицы в окружении херувимов и коленопреклонённых ангелов.


Между окнами — композиции "Снятие с креста" и "Положение во гроб". Поражают качеством исполнения пышные гризайлевые рамы.


На западной стене алтарной части изображены Святители Арсений и Варсонофий Тверские и другие более известные.


Росписи свойственна виртуозно написанная богатая орнаментация, тяготеющая к барокко.


"Изгнание торгующих из храма" (по гравюре Ф. Килиана) обрамляют расписанные под мрамор колонны, в нишах которых помещены ангелы с орудиями страстей — колонной бичевания и крестом.


"Сретение" (по гравюре Ф.Килиана) и "Благовещение" (по гравюре Х.Вайгеля)


Между витых колон в нишах по сторонам от арочного проёма изображены в виде скульптур фарисей и мытарь.


"Лепные" херувимы.


Евангелист Лука


Теперь проходим в обширную трапезную. Здесь сохранились придельные иконостасы, составленные из двух частей: боковой и фронтальной.


В одном из углов трапезной сохранилась изразцовая печь, облицованная печными изразцами заводов Аксёнова и Волкова.


Клеймо на одном из изразцов майолика-гончарно-изразцового завода купца К.П. Волкова из Рыбинска (основанного в 1865 г.).


Крестовые своды опираются на четыре мощных столба, разделяющие пространство трапезной.




Двухъярусные придельные иконостасы выполнены в формах эклектики во 2-й пол. XIX века.


Роспись трапезной была написана в кон. XIX века (1899 г.), поновлена маслом в советские годы (предположительно 1950-е), отчего и почернела.


Ну что ж, насмотревшись и преисполнившись положительных впечатлений, открываем старинный дверной замок и выходим наружу.


А выходим по другую сторону здания, ведущую на местное кладбище.


Затем заходим в боковую дверку трапезной. И оказываемся в небольшом закуточке, где иногда, видимо, проводятся службы.


Из закуточка попадаем в притвор, соединивший когда-то колокольню с трапезной. Внешние колонны колокольни здесь расписаны под мрамор.


Это крестовый свод нижнего яруса колокольни.


Роспись тут более поздняя и, судя по орнаменту, явно простого качества исполнения.


Рядом с церковью стоят деревянные "амбарчики", служившие в советские годы магазинами, теперь закрытые. Да много чего в деревне было интересного, но время нас поджимало, а предстоял ещё обратный путь в Весьегонск с заездом в несколько деревень и всё это по дорогам, так и норовящим затянуть в трясину наш автомобильчик. Поэтому бросаем последний взгляд на церковь в Никола-Высока и отправляемся обратно.


По пути: вид из деревни Хахилево на храм села Чамерово.


Среди этаких просторов Астра кажется мини-машинкой.


При создании поста использованы следующие источники:
- "Сводов памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. ч.3"
- "Православные храмы Тверской области"

Tags: 2014, Тверская область, заброшенные храмы, храмовая живопись
Subscribe

  • В гостях у ...

    Всех читателей — с Наступившим и со всеми прошедшими! Я же продолжу сказ о приключениях экипажа Тёмной Стали в окрестностях Соли…

  • 267 метров над уровнем моря

    267 метров над уровнем моря — на такой высоте, на вершине высокого холма, господствующего в окружающей местности, расположен…

  • Следуя вдоль берега Унжи

    Решив сделать отступление о вохомско-питерских приключениях, в прошлый раз стал разбирать давнюю поездку на Русский Север. И хочу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • В гостях у ...

    Всех читателей — с Наступившим и со всеми прошедшими! Я же продолжу сказ о приключениях экипажа Тёмной Стали в окрестностях Соли…

  • 267 метров над уровнем моря

    267 метров над уровнем моря — на такой высоте, на вершине высокого холма, господствующего в окружающей местности, расположен…

  • Следуя вдоль берега Унжи

    Решив сделать отступление о вохомско-питерских приключениях, в прошлый раз стал разбирать давнюю поездку на Русский Север. И хочу…