
Окраина города Кинешма (бывшая деревня Вандышки Костромской губернии) - здесь расположена загородная резиденция крупного фабриканта-промышленника, владельца ткацко-прядильной фабрики Петра Фёдоровича Севрюгова. Интересный пример загородной дачи, в архитектуре которой сочетаются формы неоклассицизма и модерна. Несмотря на то, что особняк построен явно с претензией на столичный уровень, на мой взгляд, не дотягивает он и выполнен достаточно грубовато. Но, поскольку усадьбы в этих краях можно пересчитать по пальцам, мы были рады и этому дому.

Двухэтажный особняк стоит на возвышенности живописнейшего мыса, над небольшой бухтой, прямо на берегу Волги.
У самого берега в склон врезана гранитная лестница-спуск, ведущая к кромке воды, где находилась лодочная пристань.

Дача была построена в непосредственной близи от фабрики и запечатлена на открытках.

«У деревни Ищеино (?) был кожевенный завод германского подданного Самуила Самуиловича Зеласковского. В 1895 году завод и дом хозяина сгорели. Участок освободившейся земли в 1896 году был куплен мануфактурным торговцем из села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии П.Ф. Севрюговым в доле с Ф.А. Елагиным, крупным московским подрядчиком-строителем (Севрюгов был женат на сестре Елагина). В апреле 1897 было заложено 2-х этажное здание бумаго-ткацкой фабрики. Одновременно велось строительство казарм для рабочих. Как только был закончен первый этаж фабрики, там сразу же установили станки и начали работать. Пряжа поступала из Ярославля. В 1901 году П.Ф. Севрюгов становится одновластным хозяином фабрики и в 1906 начинает строить прядильную фабрику...». К 1914 г. годовой оборот фабрики достиг 2,5 млн. руб., а количество рабочих возросло до 3.5 тыс. человек.
Так как усадебная территория примыкала к берегу реки, западный склон бухты был укреплен подпорной стеной и устроена гранитная набережная с металлической решёткой.

Как пишут, строительство главного дома виллы велось с 1904 по 1906 года по проекту московской конторы "Юлиус Берлей" и обошлось в 186 тысяч рублей (насколько достоверны эти факты не известно). Возможно, строили дом уже сыновья Петра Фёдоровича, поскольку собственность "усадьбы" была записана на старшего сына - Николая Петровича. Именовалось владение "Отрадой".

Дом представлял собой двухэтажное кирпичное здание с обширным подвалом, в котором располагались кухня, винные погреба, котельная и другие помещения хозяйственного назначения. На втором этаже были комнаты хозяев и помещения для гостей. А вся публичная жизнь - и работа, и развлечения - сосредотачивались на первом этаже. Из коридора можно было выйти на открытую веранду, откуда открывается прекрасный вид на волжские просторы.
Совсем недалёкое прошлое - архивное фото 1960-х.

А теперь вернёмся в наши дни. Вот, что представляет из себя нынче этот особняк.

С торца здание украшает трёхэтажная башенка, увенчанная шатром, внутри которой расположен лестничный проём.

Фасад, обращённый в сторону парка, выкрашен в жуткий жёлтый цвет. Вообще, стоит заметить, что дом представляется весьма простым и скромным. Издалека да в лучшую погоду он смотрится, конечно, интереснее, но вблизи одно недоумение.

Какие-то грубые выступающие сандрики окон, больше похожие на этакие козырьки.

С этой стороны на углу второй этаж обустроен небольшой верандой.

Со стороны реки к главному фасаду примыкает открытая полуротонда с восемью колоннами и огибающие её лестницы.

Специально изменил цветовую гамму, т.к. всё жутко исписано и изгажено. А так хоть в глаза не бросается (отвлекает взгляд).

Пол выстлан узорчатой плиточкой.

Особняк Севрюговых вместе с принадлежавшей им ткацко-прядильной фабрикой (ныне Кинешемская фабрика N2) был национализирован в 1918 году. Николай Петрович Севрюгов отказался от предложения местной советской власти стать управляющим своей бывшей фабрики и вместе со всеми своими родственниками и наличным капиталом уехал во Францию, а в доме до 1922 проживали некоторые члены его прислуги. Потом тут поочередно располагалось правление фабрики и дом отдыха трудящихся. А с 1930 в здании образовали рабочий клуб фабрики. В 1970-х здесь размещались взрослая и детская библиотеки, 26 кружков, музыкальная и художественная школы, на балконе второго этажа проходили танцы. От этого времени в парке сохранилось пара бюстов.

Было тогда всё аккуратненько и ажурно - клумбы, тропиночки - всё ухожено и живое.

Сейчас и след простыл всего этого.

В конце 1980-х внутри фрагментарно ещё цел подлинный интерьер.

Стены были отделаны дубовыми филенчатыми панелями.

Встроенные книжные шкафы с боковыми медальонами.

Ну, а поскольку в наше время культурный досуг населения мало кого интересует, за последние 20 лет домик значительно обтрепался.

К западу от дома в нескольких десятках метров находится скромная хозяйственная постройка.

А вот собственно и всё.