?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Красное на Сити и другие
Кто здесь?
deni_spiri



Заключительная часть поездки в Старый Некоуз и его окрестности. Главной целью в тот день было посещение села Красного, что на берегу реки Сить. Ещё три года назад мы обратили внимание на крепкие старинные дома этого села, спрятавшиеся летом за густыми зарослями. В этот раз удалось рассмотреть историческую застройку в деталях. По пути также посетили и пофотали различные интересности сёл Архангельского, Станилова и Парфеньева.



Согласно энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890-1907 гг.) "...село Архангельское в 18 верстах от города Мышкина, при речке Ломихе. Число жителей обоего пола - 130, дворов - 14. В церкви села хранится грамота царя Алексея Михайловича 1650 г., из коей видно, что село пожаловано было мурзе Дербышеву. Прежде оно принадлежало князю Константину Утатову - в 1574 году поступило в казну от князя Б. Утатова, попавшего в опалу Грозного. Прежде было многолюдно, что видно из остатков фундаментов, находимых под землей. В селе 4 ярмарки и зимой еженедельно базары, школа и 18 лавок".


Единственный дом в селе настолько богато декорированный резьбою.


Внутри давным-давно всё раздестроено.


Через большую дыру в крыше намело вон какой сугроб.




В советские годы Архангельское также было малолюдным и являлось больше административным центром. Здесь располагались библиотека, сельсовет, магазин, школа, медпункт и почта. Соседняя с "резным домом" изба намного проще в своём исполнении.


А внутри довольно помоешно.


В гардеробе со дня смерти хозяйки по-прежнему аккуратно висят её наряды...


Древняя металлическая кроватка, спинка которой украшена ракушками.


Но тут совсем не та атмосфера, ибо деревня расположена прямо вдоль дороги. Поедем-ка мы лучше куда подальше и поглубже.


Крайний дом, приспособленный под Почту России.


Итак, продолжаем наш путь далее на север области. Проезжаем Некоуз, Старый Некоуз и движемся в направлении нужного нам села извилистыми тропами и полями вдоль берега знаменитой реки Сить.


Чтобы попасть в Красное, надо преодолеть эту самую Сить. Хорошо, что речушку лёд сковал до дна...


...поскольку от моста остались лишь куски льда, накрывшие деревянные сваи. Сам настил куда-то уплыл. Раньше во время ледохода клади со свай убирали. Сейчас это некому делать.




Село Красное стоит на высокой и крутой горке, которую и огибает Сить (кстати, знаменитая битва с татаро-монгольским войском 1238 года  состоялась в двух км. от этого места, о чём возвещает стела, возведённая здесь ещё в 1980-х). Своё название деревня получила явно от месторасположения - летом здесь, действительно, очень красиво. В наш приезд погодка не задалась. Но это лишь усилило ощущение конца этого места.


Что ж, приступим к осмотру немногочисленных сохранившихся домов. Почти все дома в деревне выстроены по одному типу.


Бревенчатые пятистенки с тремя-пятью оконцами по фасаду. На высоком подклете.


Все дома конца XIX - начала XX столетий. Лишь верхние венцы и карниз нашего времени - когда кровлю меняли.

Избушки настолько промёрзли, что окна выглядят закрашенными, а это всего-навсего снег.




Большинство домов (и не только здесь) имеют одинаковые наличники. Пусть и не столь изящные, как в предыдущем моём отчёте о калязинских купеческих домах, но тоже яркий образчик народного зодчества.


Летом сюда ещё кто-то приезжает.




Кстати, зайдём внутрь. Подпола в этом доме нет. Земля от пола в полуметре.


Здесь разобрали печь и от этого дом перекосило и полы обрушились.


Уцелел буфет с графином и стаканами. Вообще забавно, что дом имеет сине-зелёную цветовую гамму.


Кухонка, вот, синяя.


Комод в сенях.


Красный угол избы.


Много тут и совсем уж развалившихся избушек. Их, видать, бросили совсем давно.






Из истории села известно, что в XVIII веке оно принадлежало известным ярославским дворянам Коновницыным. На начало XX века тут проживало 173 человека. Правда, чем жили жители села не ведомо. В 1890 году в селе была открыта церковно-приходская школа. В 1918 году учащихся было 65 человек. Помимо письма, чтения и арифметики, здесь преподавались рисование и рукоделие. Есть тут ещё и крепкие жилые дома.


Многие имеют внушительных размеров сени.


Порою часть, где обитали зверушки, даже больше жилой хозяйской.






На окраине села, полностью окружённый деревьями, стоит Троицкий храм 1798 года.


Службы здесь проходили вплоть до 1970 года. Пару лет назад обновили крыльцо и зачем-то навесили замок на двери и внутрь теперь не попасть. На фоне вымершей отдалённо и неудобно расположенной деревни, выглядит это не уместным. Плюс повесили объявление с выдуманной историей возникновения храма и с просьбой о пожертвовании. Только вот кто ходить-то сюда будет? Да и объяву эту некому прочитать.


Вокруг церкви раскинулось кладбище. Сохранилось на нём несколько старинных надгробий. Вот то, что на переднем плане, поставлено на могиле Ираиды Максимовны и Никифора Дементьевича Большаковых, захороненных в 1890 и 1883 гг. соответственно.


"Вы въ гостяхъ а я уже дома" - высечено на камне жены священника Фаины Сосновской, скончавшейся на 33 году жизни.


Супруг её - Александр Михайлович Сосновский, скончавшийся также молодым (38 лет), покоится неподалёку.


Старейшая жительница деревни нашего времени - Анна Фёдоровна Соловьёва умерла в возрасте 92 лет в 2007 году.
Бросаем последний взгляд на храм через Святые ворота и покидаем село вымирающее Красное.


И "полями" катимся в Старый Некоуз.


Заезжаем в село Станилово. Две эпохи и обе заброшенные - советский трактор и дореволюционный храм с высоким накренившимся шпилем.


Самой старой постройкой села является колокольня Преображенской церкви. Она сохранилась от храма 1811 года.


Новый объём храма в стиле древнерусского зодчества был выстроен в конце XIX века.


До недавнего времени здание церкви занимал колхоз. Сейчас огромные пространства пустуют.



Фрагментарно уцелела роспись, но очень плохой сохранности.


Рядом несколько заброшенных деревянных построек, скорее всего использовавшихся под нужды колхоза.

А это уже церковь Рождества Христова в Парфеньево (1807-1889 гг.).


И заключительный кадр этого путешествия.


  • 1
Здорово получилось такие внешне интересные дома, а внутри опять обои и вскрытые полы, кровать с ракушками интересная, а рядом с ней стена из филенчатых панелей при том с одной стороны, где буфет они красивые, а у кровати простые.

Ой, как быстро ты, Серёг, коммент написал. :)
В Красном все дома почти что однотипные и простые, но в этом что-то есть. Такое ощущение, что их водно время построили.
Видать спальню от буфета разделяет перегородка.

Вы даже не представляете, с каким удовольствием читаю ваши посты о поездках! Правда! С одной стороны грустно, что много чего заброшенного, с другой стороны какая у нас богатая культура!
А можно вас "прорекламировать" в ЖЖ своим друзьям?

Приятно слышать. Всё-таки тема в журнале специфичная.
Спасибо! :)
Да, несмотря на заброшенность, культура всё ещё впечатляет.
Конечно рекламируйте, если им это будет интересно. :)

Читаю всё. Здесь понравилось начало, с резными украшениями на окошках. И дестрой передан хорошо.

Здорово. :)
Безусловно, резной домик выглядит симпатичнее других, но село Красное со своими простыми домами производит большее впечатление, на месте конечно.
Спасибо!

кровать с ракушками)) а ведь раньше, наверное, у всех такие стояли...
Познавательный, как всегда, рассказ, и посмотреть интересно, спасибо!)

Да, такие кровати были почти у всех (правда, в чуть более простом исполнении - без ракушек большей частью).
На сл.неделе будет много интересных отчётов. На этих мартовских выходных мега-плодотворно поколесили по Весьегонскому району и не только. Привезли массу материала и впечатлений.
Ой... С прошедшим, Вас, Восьмым мартом. :)

Чего людям там не жилось?..Прямо беда...

Да людям там жилось, да только нынешняя политика государства этому не способствует, мягко говоря. Закрывают в деревнях колхозы, заводы, продуктовые магазины, школы, клубы, медпункты, исчезают дороги и прочая инфраструктура. Как жить в таких условиях?
И так везде. Я уж молчу как местные отзываются о таком либерально-демократическом пути "развития". :)

Рад, что понравилось. :)

Если железной дороги рядом нет, как должно быть тихо в эти местах.

Красное вообще исключительно на берегу реки и тишина вокруг.

А почему внутренностей парфеневской церкви нет в отчете?

Потому что кто-то криво всё зафотал. :) Там только противогаз были интересен на столе. Но я его в прошлом отчёте уже показывал.

ваши посты - это что-то особенное, столько красоты, пусть печальной и разрушающейся, но смотреть ужасно интересно))


Спасибо большое. Стараемся и на фотках передать это. Хотя, в живую конечно гораздо впечатляюще смотрится.

Насыщенно и интересно получилось!
Правда я не понял связь, как вы слово Сить с красотой связали. Али я чего не знаю? Есть еще растение-Сныть, может опять-не выговорили местные :-) ?
Кстати, у меня чисто собственнический вопрос гложет. Наличники ведь можно отодрать да на свой дом приделать! Я хочу на даче красивые! :-) :-) :-) А вообще они-хорошие рамы, правда картины надо своеобразные. Можно и зеркала.
Надеюсь патефон вы взяли. :-)

п.с. А может ужасно вытянутая фигура получилась от совмещения старого и нового слоев?

Edited at 2014-03-12 07:54 pm (UTC)

Вот впереди ждёт насыщенность! Три дня колесили по Весьегонскому уезду. Посетили свыше двух десятков мест. Фоток и впечатлений привезли массу. Будет погодя много вкусных отчётов.
Я название села "красное" связал с красотой. :) Место живописное, где сама деревня стоит. Думаю, от этого она и получила такое именование. Хотя, в инете пишут, что якобы от крови, после побоища прозвали так. Но раньше красный цвет именовался как червонный, поэтому деревня не могла быть названной красной из-за цвета. Именно красивой могла.
Ну, если с инструментом, то можно и отодрать. Всё равно пропадут. Только габариты, я вам скажу, у тамошних наличников весьма внушительные. Поэтому не представляю, как их потом нести до машины сперва с горки вниз, через реку и снова в горку через поля. :)))
Патефона не было. :)))
Может фигура и из-за наложения вышла. Но отсутствие пропорций в росписи часто встречается. Здесь просто приобрело страшные формы. :)))

ОТ УВИДЕННЫХ НА ФОТОГРАФИЯХ НАЛИЧНИКОВ,ТОЖЕ МЕЛЬКНУЛА МЫСЛЬ, ПРАВДА НЕСКОЛЬКО ИНАЯ: ОТОРВАТЬ И УТАЩИТЬ К СЕБЕ В НОРКУ...АЖ РУКИ ЗАЧЕСАЛИСЬ. ХОТЯ НЕТ, ОТРЫВАТЬ БЫ НЕ СТАЛ, КАК ТО НЕ ПОЛЮДСКИ, НО...
ЕЩЁ НЕ МНОГО И ВСЯ ЭТА КРАСОТА ОСТАНЕТСЯ ЛИШЬ НА ФОТОГРАФИЯХ В ВАШЕМ ЖУРНАЛЕ...ПРЯМ БЕДА. ЖАЛЬ, ЖАЛЬ ДЕРЕВНЮ.

Возможно, есть смысл и "оторвать". Заброшенных деревень много и вместе с ними уходит народное зодчество, в том числе и наличники. Всё-таки, если для себя - не на продажу, то хоть как-то есть шанс на сохранение народного прикладного искусства.
Хотя, конечно, морально тяжко, но...

  • 1