Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Красная Ляга и Саунино



На запад от Каргополя уходит старинный Пудожский тракт. Он ведёт в земли, которые местные жители называли Каргопольской сушью. В урочище Красная Ляга, на месте исчезнувших деревень, открытая всем ветрам и непогодам, стоит посреди поля старинная церковь - Сретено-Михайловская, датируемая 1655 годом, – один из древнейших памятников деревянного зодчества Архангельской области. В этом отчёте мы осмотрим этот шатровый храм, а также заедем в село Саунино, где сохранился не менее древний храмовый комплекс Иоанна Златоуста.



Зрелище, конечно, интересное - прямо в центре огромного поля стоит одинокая, давным давно покинутая, деревянная церковь. Да и внешний вид у неё не типичен: не четыре стены, как обычно, а редкий башенный тип восьмигранника "от пошвы" (от земли). Забавно, что именование ляга по В.И. Далю: "Ляга на севере - непросышная лужа, лыва, бакалдина, колдобина, ямина с водою". А вот может быть ли "лужа" красной, то бишь красивой стоит задуматься. Вполне возможно, что на примере деревни в Заонежье Красной Сельги, которая в прошлом носило название Грязной Сельги, и наша Красная Ляга изначально могла быть Грязной.  Тем более, что переименование деревень на более благозвучные было не редким явлением.


В прошлом куст деревень Красная Ляга состоял из поселений Шейна (Шеино) и Зенкова (Заляжий). А Красноляжский приход включал ещё и окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX века в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Кроме этого храма, тут был второй - Рождества Богородицы. Тоже XVII века. Он сгорел в 1864 году. Новую одноимённую церковь построили в 1880 году, но впоследствии и она была утрачена.


Сейчас на многие километры вокруг ничего и никого.


Нынешний внешний вид далеко не первоначальный вариант церкви. За историю своего существования она перестраивалась не менее трёх раз. Известно, что в 1842 году даже был составлен проект перестройки. Судя по имеющимся двум историческим чертежам, изначально церковь вообще имела галерею-паперть, огибавшую здание с трёх сторон. А к исходу XIX века назрела ещё одна необходимость ремонта здания, что и было осуществлено в 1894 – 1895 годах.


Алтарный прируб венчает "бочка".


Сейчас на всех стенах имеются одинаковые высокие окна, обрамлённые довольно грубыми наличниками


Вообще, отойдя от первого впечатления, произведённого церковью, замечаешь, что декоративная отделка у неё выполнена небрежно и грубо. Прям задаёшься вопросом: неужели здесь не было народных умельцев? А может этим краям свойственна нарочитая простота?


Зато крыльцо со спаренными столбами смотрится весьма колоритно.


Внутри из интересного лишь частично сохранившиеся небеса с россыпью золотых звёзд, но и те сняты.




И напоследок фрагмент декоративного убранства, по которому и видна небрежная работа плотника. А вот ещё интересный факт: ранее каждая деталь обшивки была ярко выкрашена. Сейчас следы окраски сохранились только на северном фасаде (в щелях, на сучках). Раскраска фасадов церкви была аж была в шесть цветов.


Что ж, насмотревшись и удовлетворившись внешним видом и окружающим пейзажем, оставляем сие урочище...


... и прибываем в посёлок Саунино (ранее Кипрово), что в пригороде Каргополя.


Здесь, на некотором удалении от домов, на месте бывшего кладбища, сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста, постройки 1665 года, с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней (первая половина XIX века).


Перед нами почти что первоначальный вид комплекса. Столь хорошая сохранность объясняется реставрацией 1980-х годов.


А вот как выглядели церковь с колокольней в начале XX столетия. Как видно, мода на тёс дошла и до здешних мест и в 1870-х все постройки были им обшиты и приобрели "стиль петербургских дач" (по высказыванию А.В. Ополовникова).


Хотя, на мой взгляд, обшитая и крашеная церковь выглядела боле нарядной.


По углам основного объёма появились маленькие бочечки (на архивном фото их, кстати, нет).


Обратим внимание на купола. Их у церкви три и все они покрыты чешуйчатым лемехом. Его всегда делали из осины как самого гибкого и вместе с тем прочного дерева. Вычищенный лемех блестит на солнце и от того похож на серебро: так церковь становилась наряднее.


К сожалению, внутрь попасть нам не посчастливилось.


Колокольня считается (так пишут в сетях) редкого типа - шестигранник от земли. Хотя точно такие же колокольни встречались и в Тверской области Весьегонского уезда: в селе Лошицы и Никола-Реня (здесь колокольня была даже восьмигранная и более высокая).


На этом отчёте я почти закончил тему новогодних покатушек по Вологодским и Архангельским землям. Остаётся лишь показать историческую застройку Вологды и Белозерска, но это как-нибудь потом.
Tags: 2014, Архангельская область, деревянное зодчество, заброшенные храмы
Subscribe

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Продаётся стереотипная гарь

    «Продаётся стереотипная гарь» — объявление из Петербургского журнала "Нива" за 1906 год, страницами коего были…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Продаётся стереотипная гарь

    «Продаётся стереотипная гарь» — объявление из Петербургского журнала "Нива" за 1906 год, страницами коего были…