Previous Entry Share Next Entry
Красная Ляга и Саунино
Кто здесь?
deni_spiri


На запад от Каргополя уходит старинный Пудожский тракт. Он ведёт в земли, которые местные жители называли Каргопольской сушью. В урочище Красная Ляга, на месте исчезнувших деревень, открытая всем ветрам и непогодам, стоит посреди поля старинная церковь - Сретено-Михайловская, датируемая 1655 годом, – один из древнейших памятников деревянного зодчества Архангельской области. В этом отчёте мы осмотрим этот шатровый храм, а также заедем в село Саунино, где сохранился не менее древний храмовый комплекс Иоанна Златоуста.



Зрелище, конечно, интересное - прямо в центре огромного поля стоит одинокая, давным давно покинутая, деревянная церковь. Да и внешний вид у неё не типичен: не четыре стены, как обычно, а редкий башенный тип восьмигранника "от пошвы" (от земли). Забавно, что именование ляга по В.И. Далю: "Ляга на севере - непросышная лужа, лыва, бакалдина, колдобина, ямина с водою". А вот может быть ли "лужа" красной, то бишь красивой стоит задуматься. Вполне возможно, что на примере деревни в Заонежье Красной Сельги, которая в прошлом носило название Грязной Сельги, и наша Красная Ляга изначально могла быть Грязной.  Тем более, что переименование деревень на более благозвучные было не редким явлением.


В прошлом куст деревень Красная Ляга состоял из поселений Шейна (Шеино) и Зенкова (Заляжий). А Красноляжский приход включал ещё и окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX века в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Кроме этого храма, тут был второй - Рождества Богородицы. Тоже XVII века. Он сгорел в 1864 году. Новую одноимённую церковь построили в 1880 году, но впоследствии и она была утрачена.


Сейчас на многие километры вокруг ничего и никого.


Нынешний внешний вид далеко не первоначальный вариант церкви. За историю своего существования она перестраивалась не менее трёх раз. Известно, что в 1842 году даже был составлен проект перестройки. Судя по имеющимся двум историческим чертежам, изначально церковь вообще имела галерею-паперть, огибавшую здание с трёх сторон. А к исходу XIX века назрела ещё одна необходимость ремонта здания, что и было осуществлено в 1894 – 1895 годах.


Алтарный прируб венчает "бочка".


Сейчас на всех стенах имеются одинаковые высокие окна, обрамлённые довольно грубыми наличниками


Вообще, отойдя от первого впечатления, произведённого церковью, замечаешь, что декоративная отделка у неё выполнена небрежно и грубо. Прям задаёшься вопросом: неужели здесь не было народных умельцев? А может этим краям свойственна нарочитая простота?


Зато крыльцо со спаренными столбами смотрится весьма колоритно.


Внутри из интересного лишь частично сохранившиеся небеса с россыпью золотых звёзд, но и те сняты.




И напоследок фрагмент декоративного убранства, по которому и видна небрежная работа плотника. А вот ещё интересный факт: ранее каждая деталь обшивки была ярко выкрашена. Сейчас следы окраски сохранились только на северном фасаде (в щелях, на сучках). Раскраска фасадов церкви была аж была в шесть цветов.


Что ж, насмотревшись и удовлетворившись внешним видом и окружающим пейзажем, оставляем сие урочище...


... и прибываем в посёлок Саунино (ранее Кипрово), что в пригороде Каргополя.


Здесь, на некотором удалении от домов, на месте бывшего кладбища, сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста, постройки 1665 года, с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней (первая половина XIX века).


Перед нами почти что первоначальный вид комплекса. Столь хорошая сохранность объясняется реставрацией 1980-х годов.


А вот как выглядели церковь с колокольней в начале XX столетия. Как видно, мода на тёс дошла и до здешних мест и в 1870-х все постройки были им обшиты и приобрели "стиль петербургских дач" (по высказыванию А.В. Ополовникова).


Хотя, на мой взгляд, обшитая и крашеная церковь выглядела боле нарядной.


По углам основного объёма появились маленькие бочечки (на архивном фото их, кстати, нет).


Обратим внимание на купола. Их у церкви три и все они покрыты чешуйчатым лемехом. Его всегда делали из осины как самого гибкого и вместе с тем прочного дерева. Вычищенный лемех блестит на солнце и от того похож на серебро: так церковь становилась наряднее.


К сожалению, внутрь попасть нам не посчастливилось.


Колокольня считается (так пишут в сетях) редкого типа - шестигранник от земли. Хотя точно такие же колокольни встречались и в Тверской области Весьегонского уезда: в селе Лошицы и Никола-Реня (здесь колокольня была даже восьмигранная и более высокая).


На этом отчёте я почти закончил тему новогодних покатушек по Вологодским и Архангельским землям. Остаётся лишь показать историческую застройку Вологды и Белозерска, но это как-нибудь потом.

  • 1
(Deleted comment)
Ну да, симпатичные церкви. Хотя, наверное, в лучшую погоду да и летом, они получше б смотрелись. Дерево на сером фоне как-то не очень воспринимается.
В Саунино церковь не брошена, в хорошем состоянии и закрыта на замок.
А вот в Красной Ляге предпринимались попытки хотя бы законсервировать, но как-то не очень дело пошло.

А в этом селе много жителей? (вижу на фотографиях частные дома)

В Саунино много. Это жилая деревня (5км от Каргополя).

А мне нравится церковь в Красной ляге, ты учти что все эти деревянные наличники гнилые и в трещинах, по этому стал совершенно другой вид.

Церковь, конечно, интересная, но декор беее. Ты глянь, Серёж, ну что это за наличник? Дощечки какие-то криво выпиленные пригвоздили.
Церковь в Красной Ляге

Наверное, даже я безрукий так смог бы выпилить. :)

Насколько км у Красной Ляги никого?
Кстати, может все та-же история, с нетрезвыми жителями, с заплетающимся языком сыграла: Грязная-Крязная-Крясная-Красная...?

Кипрово от чего имеет название?

Мне как обывателю всегда интересно, как было в оригинале-оказывается с покраской-замечательно! Но жаль, не видно.

На север от Ляги только вымершие деревни, а сама она от крупного села Ватамановского в 6 км. Нам повезло, что зима. Дорога там только для лесовозов.
Про пьяных жителей забавная версия. :))) Я теперь всё допускаю. Чем глубже копаю историю в краеведческих статьях, тем более просвещаюсь и удивляюсь. Что касаемо переименований: недавно были в Кинешме, в состав города давно ещё вошла деревня Бонячки. Прежнее название Вонячки (от благоухания фабричных отходов так был назван изначально рабочий посёлок). Потом фабрикант вместе с земскими властями переименовали.
Про Кипрово ничего не ведомо. А что? Что-то напоминает?
Про цвет я тоже узнал лишь дома.
Вот здесь малька проглядывает.
Церковь в Красной Ляге

Всегда было интересно, а как к вашим интересам относятся местные жители?

Ой, так однозначно и не ответить. Смотря где и что мы исследуем. Большей частью местные, конечно, удивляются, когда мы фотаем их дома, заброшенные церкви. Многие порою и не знают, что рядом с ними находится усадьба (потому как стариков уже мало осталось). Бывают и конфликты. Однако, пожилые люди, как правило, настроены дружелюбно и с ними всегда общаемся.

Обалдеть, красотища какая!
Сколько у нас всё-таки сокровищ разбросано и заброшено... Обидно, блин.

Ну, это далеко не красотища. Есть и поинтереснее. :)
Тут больше на руку сыграло само место.
А так-то конечно, у нас очень много забытых памятников архитектуры. Собственно большей частью мой журнал и посвящён им.

по северу нашему много таких жемчужин 17 века, брошенных и гниющих. жаль, конечно...
Спасибо за репортаж, вас всегда интересно смотреть-читать!

Так Вы с Севера? По Вашему журналу этого не понять. Хотя, Архангельск встречается часто. :)
Хотя, стоит отметить, что за последние 10 лет очень много церквей на Севере стали восстанавливать и это меня опечалило, ибо они сразу утратили для меня интерес. :)

спасибо!фото понравились,скопировала к себе

Если б ещё погода не подвела... Было бы намного интереснее.
Но я рад, что Вам понравилось. :)

Edited at 2014-03-17 07:27 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account