Previous Entry Share Next Entry
Последний звонок в Старом Некоузе
Кто здесь?
deni_spiri


Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру и нашу национальную народную культуру.
Сельская школа - особый организм. Здесь педагоги, ученики, родители - одна семья, где все знают друг друга, вместе печалятся и радуются. И вот такие удивительные сообщества уходят в прошлое, рушатся не без помощи государства.
Всего о двух из тысяч закрывшихся школ мне и хочется рассказать. Обе школы не в пример городским небольшие и скромные, из интерьера почти что ничего не сохранилось, но обе имеют более чем столетнюю историю и как дань памяти им будет мой пост.



Отрывок из стихотворения Людмилы Марасиновой:
"Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа - надежда России."


Хоть первой в ту поездку мы посетили школу в селе Архангельском, рассказ свой начну со школы в Старом Некоузе Ярославской области. Погода нас опять же не баловала, небо застелила серая пелена, да и вечерело. Поэтому фоточки снаружи носят тёмно-мрачный характер.
Итак, представляю вашему вниманию Некоузскую основную общеобразовательную школу.


"За мир добро и справедливость!" - такой лозунг встречает нас на официальном сайте школы. Всего пару лет не дожила школа до своего 107-летнего юбилея! Впервые школа в селе Некоуз была открыта 3 декабря 1869  года. В этот день прибыл в село председатель Мологской земской управы князь А.А. Куракин. На волостном сходе он предложил крестьянам открыть школу и содержать её за свой счёт. Голоса разделились. Большинство старики-старообрядцы были против. Другая часть крестьян, прогрессивно настроенная, требовала открытия школы. Но сельский сход кончился победой стариков-старообрядцев. Тогда князь  А.А. Куракин предложил крестьянам произвести денежную подписку. Предложение было принято. Набрали 120 рублей. Были добавлены средства из фондов земства. В этот же день по предложению князя был куплен дом, в котором открыли школу. История здания, в котором сейчас располагается школа, начинается с 1903 года.


Ещё недавно здесь училось 18 детей, которых обучали 6 учителей с более чем 20-ти летним стажем работы. Школа ежегодно принимала участие в различных районных и областных мероприятиях: районная интеллектуальная игра "Знание-сила" 2005 год - 1 место; областной конкурс краеведческих работ "Отечество" 2008 год - 10 место; районный конкурс творческих работ "Мир глазами детей" 2009 год - 1 место; районная викторина к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 2010 год - 2 место; ежегодное участие в международных играх "Кенгуру", "Русский медвежонок"...
Немножечко архивных фото из недавней школьной жизни Старого Некоуза:
"Брейн-ринг"


"Концерт к 8 Марта"


"Ко дню учителя"


А теперь наши дни: открытые настежь входные двери, пустые классы и звенящая тишина в коридорах.


До революции здесь располагалось двухклассное училище. Учиться могли немногие, а знания давались ограниченные. Преподавались грамматика, арифметика, закон божий, славянский язык, пение (пели церковные песни). В качестве учителей использовались священники. В 1923 году на базе училища была основана школа первой ступени, а в 1931 году – школа крестьянской молодежи. В 1934 –1935 годах школа организовала 8 класс и преобразовалась в полную среднюю. В школе учились школьники Некоузского и Брейтовского районов.


"Флора и фауна Ярославской области"


Школьное хранилище знаний.


Учительская комната.


Во многих классах до сих пор целы изразцовые печи. Правда, по назначению их не использовали с 1972 года - введено водяное отопление.


Очень мило было видеть во всех помещениях и коридорах полочки для горшочков с цветами.


Уже забыты и никому не нужны эти имена (нижние портреты):
В.О. Ковалевский - геолог, основатель эволюционной палеонтологии, доктор философии.
М.И. Иванов - учёный-животновод, академик Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных Наук.



Спортзал.




Почти что свежевыкрашенные пустые коридоры.


Хе хе... Такие вот сельские уборные.


Выбираемся наружу и идём осматривать второе здание школы уже советских годов постройки.


Здесь так же были классы и даже школьная столовая.


Эта постройка оказалась менее крепкой, чем здание 1903 года, и уже слегка покосилось.


С 70-х годов Некоузская школа налаживает тесную связь с совхозом  «Правдино». Школьники помогают совхозу в уборке льна, совхоз – в проведении ремонта школы. В 1978 году школа отмечала 75-летие. На торжественный праздник было приглашено много почётных гостей, бывших учеников. Среди приглашённых был и поэт  П.П. Голосов - член Союза писателей СССР, старший редактор Верхне-Волжского книжного издательства, писал и издавал сборники своих стихов, имел награды: Орден Славы I и III степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За победу над Германией». Павел Павлович Голосов учился в  некоузской школе в 1930-е годы.




Заходим в класс с пианино.


На полу то, что не увезли и не выбросили - атласы, портреты, книги и прочее.


Выложили на клавишах некий "натюрморт" из большого гипсового уха и ЖКТ человека.


Школа всегда проводила воспитательную работу, большую роль в этом оказывала пионерская организация, воспитывая в ребятах ответственность за порученное дело, дисциплинированность, чувство патриотизма. Особую значимость этой организации придало присвоение в 1970 году имени Ю.Я. Моисеева - бывшего ученика, лётчика-испытателя, погибшего при испытании военного самолета в 1969. В 1994 вместо пионерской организации в школе создается патриотический клуб им. Юрия Яковлевича Моисеева. Работа клуба продолжалась до последних лет. Задача клуба - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.


Холодильник в соседней комнате - это мини-кухня.


В 1989 году открывается новый спортивный зал, построенный на средства совхоза «Правдино». Ребята участвуют в футбольных соревнованиях, шахматных турнирах, туристических слётах, конкурсах  «Безопасное колесо». Не раз проводились спортивные встречи команд учащихся из Некоузского, Мышкинского, Брейтовского районов на базе этой школы.


"ЗАПОМНИ: ты стране не нужен..."


С 2000 года школа становится муниципальным общеобразовательным учреждением и получает статус самостоятельного юридического лица. В 2003 переходит к нормативному бюджетному финансированию - было приобретено: столы и стулья для  учеников и учительские столы в два кабинета, компьютер для администрации, ксерокс, телевизор, видеоплеер, 5 пар лыж с ботинками; оборудован компьютерный класс и оснащён компьютерами - 3 ученических и 1 для учителя (поступили по президентской программе). Спустя десять лет, видимо, нашему государству стало не под силу снабжать сельские школы лыжными ботинками и платить семитысячную зарплату сельским учителям. Если посмотреть здесь и так ведь была нищета в сравнении с городскими школами.


Забавные ступени, ведущие в окно. Видимо, пожарный выход.


Даже в годы Великой Отечественной войны школа жила, хоть и напряженной жизнью и испытывала огромные трудности. Мало было учебников, тетрадей. Дети писали часто на газетах. В помещении было холодно, т.к. печи топили сырыми дровами, которые заготавливали сами учителя и учащиеся. Осенью все выходили на работы в колхоз. Несмотря на это, дети хорошо учились, участвовали в общественной работе. Из числа выпускников предвоенных лет многие ушли на фронт и героически защищали свободу и независимость нашей Родины. Им поставлен памятник перед зданием школы.


В "соседней" Марьинской школе в местечке Андреевское также не радужные перспективы. Несколько лет назад там внедрили новую программу обучения "Русская школа" - не отвергая новые технологии обучения и выполняя государственный стандарт образования, она была направлена на углубление знаний по отечественной истории, на изучение истории родного края, на познание русской культуры, на поддержание русских традиций, на воспитание в учениках лучших черт национального характера. Но из-за системы финансирования, в которой экономия важнее интересов детей, в 2011 году пришлось отказаться от «Русской школы» - не хватило в бюджете 12 тыс. рублей в месяц.
А теперь вернёмся в начало дня и первую на нашем пути школу в селе Архангельском.
Итак, Архангельская основная общеобразовательная школа.


Сложно сказать для каких целей был построен изначально этот деревянный особняк, но известно, что в XIX веке в селе существовала школа. Вполне возможно, что история становления такая же, как и в Старом Некоузе. К сожалению, информации по этой школе удалось найти немного. Первое упоминание о школе советского периода относится уже к 1927 году. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века село было больше административным центром: тут жило всего девять семей, да ещё на склоне оврага, над ручьём, за церковью ютились маленькие домики одиноких старушек-келейниц; зато были здесь магазин, почта, медпункт, библиотека, клуб, сельсовет, одно время работала и пекарня. В школе-восьмилетке учились 60 детей. Десять - из самого Архангельского.


Судя по надписям, оставленными бывшими учениками, школу они любили, в отличии от Москвы.
"Москва отстой - Архангельское forever. Выпуск 2008-2009" (хотя школа закрыта в 2007 году).


Классы давно опустели и ничего интересного тут не сохранилось.


Правда, ещё 5 лет назад на чердаке мы нашли тетради, дневники и записи учителей, датированные 1950-ми годами.


Домик, конечно, срублен добротно и ещё лет сто простоит.




Обращение к правительству, написанное теми же выпускниками: "Вы козлы вам школу не жалко"


Напротив от школы, через дорогу, находится ещё одно школьное здание - библиотека, в том числе и районная.


На первом этаже даже парты стоят годов так 70-х.


Здесь вот отопление было исключительно печное.


Лампы никому не нужны?


Вообще в советские годы в округе был куст малокомплектных начальных школ, где сидели за букварём по пять-семь малышей. Повзрослев, они переходили в пятый класс восьмилетки (этой школы). Выпадали годы, когда какая-нибудь начальная школа открывала двери для двух человек. И даже в этом случае никто не трубил об оптимизации образования. У государства хватало средств, чтобы обучать всех в удобных для этого условиях, рядом с домом. Да ещё наиболее нуждавшимся одежду и обувь выдавали. Причём, щадя самолюбие, делали это не публично.


На втором этаже комната под завязку забитая литературой и фотоальбомами 1950-1980-х годов.


А тут под завязку стульями и кирпичами.


В хозяйственной пристройке валялись печные изразцы, что говорит о наличии когда-то других старинных печей; так же валяются противогазы и прочая атрибутика Гражданской обороны.


С середины 90-х началась не знающая аналогов «оптимизация» села. Стремительно стало сокращаться сельскохозяйственное производство. Закрыли клуб, само здание раскатали на дрова. Не стало здесь и медпункта. Перестала выдавать книги библиотека. Самым болезненным событием стало закрытие школы. Учеников перевели за 10 км. в Шипилово: ранний подъём, дорога до трассы два километра. Если опоздал на автобус, то потерян весь учебный день, а не урок.
Уцелел в этом заброшенном селе одинокий колодец с живой водой.


А это избушка - школьный спортзал.






Не представляю как тут можно было зимой заниматься физкультурой, если только непрерывно прыгая через козла.


"Вечная память..." - теперь так можно сказать и про сельские школы.


Вымерло не только село Архангельское. Процесс разрушения деревни с разной скоростью идёт по всей России. Иные господа либералы заявляют, что это дело естественное. Другие просто стараются не замечать ничего, что находится за пределами Садового кольца. У нас готовы бесконечно осуждать закон об усыновлении зарубежными семьями детей-сирот. А в собственной стране даже своим детям дороги в жизни нет. Ведь, закрывают школы не потому, что некого обучать, а по банальному отсутствию финансирования этих малокомплектных школ.
Справка: в 2003/04 учебном году в России было закрыто 686 общеобразовательных сельских школ; в 2004/05 - 575; 2005/06 - 654. Другими словами за три года было закрыто почти 2000 школ. На селе учатся 30% всех школьников. Центр всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села провёл социологическое исследование в 18 регионах России. И выяснилось, что у 11.3% детей школа находится на расстоянии от 4 до 15 км. По причине удалённости школ от населённых пунктов не учатся 478 620 сельских детей в возрасте 7-15 лет. О кормлении школьников, транспортных средствах, обеспечении школ и прочем можно приводить ещё очень много плачевных примеров.

Во вступлении и посте использован материал:
В. Скляренко
http://yarcenter.ru/content/view/43729/86/
Н. Кусковой
http://www.goldring.ru/news/show/105290/
МОУ Некоузская основная общеобразовательная школа
http://nek-16.narod.ru/p3aa1.html

  • 1
Когда закрывают школы - убивают село, не поддерживают дороги и маршрутным транспортом деревню добивают. Почему-то думают, что сельчанины так и бегут в город. В моем селе (где я родилась и выросла) многие остались.

Согласен, дети, если будут обучаться в городе, уже не вернутся в село. Молодым семьям там не жить. А многие бегут именно из-за того, что жить трудно, когда теперь вокруг нет никакой инфраструктуры.

Недалеко о нашей деревни тоже было двухкласное начальное училище, выстроенное перед революцией. Большое каменное здание. Сейчас тоже закрыто.

Вот и я про что: и при царе школы в деревнях работали и при советской власти, а вот нынешнему государству отчего-то стало не хватать денег на содержание этих и без того бедных сельских школ. А потом удивляемся где наши корни, традиции, почему демографический кризис.

>>В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века село было больше административным центром: тут жило всего девять семей, да ещё на склоне оврага, над ручьём, за церковью ютились маленькие домики одиноких старушек-келейниц; зато были здесь магазин, почта, медпункт, библиотека, клуб, сельсовет, одно время работала и пекарня. В школе-восьмилетке учились 60 детей. Десять - из самого Архангельского.

Видимо бывшее помещечье имение

Так это речь про 1950- года.
Про помещичьи владения упоминаний нет. Согласно энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона село Архангельское, как многолюдная деревня, изжило себя уже к концу XIX века - осталось множество фундаменты от домов и всего несколько десятков жилых. Оно было многолюдным в XVIII веке, а известно с 1574 года, в 1650 им владел мурза Дербышев. А в XIX веке там в основном проводились сходы и ярмарки, куда съезжались с окрестных деревень.

Edited at 2014-02-26 08:13 am (UTC)

Разруха начинается с разрухи в умах... Печально.

Зато мы Олимпиаду провели... Две разных страны. :(

Как горько,Денис!И все же спасибо тебе за рассказ.

И это всего капля (молекула) в море - две школы из тысяч закрытых.
Это проблема обходит нас городских стороной, хотя очень много местных областных сайтов постоянно бьют тревогу. Да кто их слышит? Учителей, педагогов и прочих социальных работников...

Это нынче называется модным словом "оптимизация образования"... А библиотеку очень жалко. Если в школы еще можно возить на автобусе, то мертвая библиотека - это страшно ...

Удивительно, что история работы сельских школ насчитывает столетие и даже в самые трудные времена, а сейчас стало не хватать денег?
Вон, согласно статистике не у всех получается ездить на автобусе в школу. Сейчас и дорог то нет нормальных во многие деревни.
Жаль не только библиотеку - грустно, что закрываются все социальные структуры: медпункты, клубы, почта и прочее.

Очень печальный отчет получился(((

Угу, Катичка, грустно.
А помнишь, я ещё там впечатлился этими школами. И уж когда блог писал, ещё глубже проникся. Особенно глядя на фотографии бывших учителей. Сто лет школы существовали, в войну работали и на тебе...

Печальная картина...

В одном блоге сразу несколько сельских школ в первой Некоузской такие странные лопатки на фасаде, и внутри такие же в спортзале не ясно их назначение. В Мышкине тоже два школьных здания стали не нужны, но их забрал местный музей, в одном экспозиция, а другое пока закрыто вот и оно
Посмотреть на Яндекс.Фотках
И в них так же все зашито оргалитом внутри и не видно бревен

Это те стяжки, про которые я тебе говорил. Они часто встречаются на старых больших домах. Вот в эти выходные такие же видели в Кинешме на дореволюционном доме.
Вот из тверской области флигель.


грустное зрелище. Здания очень красивые, добротные, единственное, что портит впечатление - шизофреничная покраска стен, коричневый и зеленый, знать бы откуда эта мода пошла.

Я когда смотрю на рекламные щиты в городе, думаю - сколько можно нас терроризировать картинками! Глаз не хочется поднимать. А ведь это работа профессионалов. А тут простой директор школы. Кто в забытых уголках диктует моду? Скорее всего, на выделенные деньги купили самую дешёвую из ярких.

Спасибо за пост. А школы ужасно жалко.

Безусловно, вот такие небольшие сельские школы действительно жалко.

Вот даже не знаю: вымирание деревни неизбежно из-за глобализации и глобального разделения труда, или же можно как-то бороться.

Неизбежно выходит вымирание деревни а с ним и сельского хозяйства только для России. Ведь, в других странах оно процветает. Только мы вот стали кушать всё импортное - привозное. Мясо - замороженное из третьих стран, молочка проводится из европейского порошка. Всё это политика. Раньше село жило, работало и был свой хлеб и мясо на столах.

грустно.....что-то сломалось в нашем государстве....что-то очень ценное.....

Это больше, чем грустно. Когда идёт "оптимизация" сельских школ.

отправьте ссылку на это прекрасный пост в министерство образования !!! они же дальше столицы ничего не видят

К сожалению, министерству всё это известно. Собственно его "стараниями" оптимизации сельского образования и происходит такое. :(

Страшно о таком читать.

Страшно, что так стали жить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account