Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Category:

Вожбал, Царёва и Нутренский улусец



Второй день пребывания на Вологодских землях было решено отдать исследованию заброшенных храмов в окрестностях Тотьмы. Поскольку начало нового 2014 года не отличалось хорошей солнечной погодой,  в путь мы отправились с самого утра, дабы за короткий "световой" день успеть увидеть хоть что-то. И мы довольно-таки неплохо преуспели в этом. В данном отчёте я расскажу о четырёх, пребывающих в забвении, храмах Тотемского района. Почти все они отличаются своим монументализмом и многообъёмостью. Внешнее убранство их выполнено в знаменитом стиле "тотемского барокко", а в некоторых даже сохранилась почти что красивая храмовая живопись.



Первым в пункте посещения церквей  в прошлом Тотемского уезда стоял Нутренский улусец. Термин "улус", или "улусец", пришёл в русский язык после монголо-татарского нашествия из языка татар, где имел значение "селение", "становище". На Руси он обрёл несколько иную интерпретацию: "вотчина", а позже - "часть крупной волости". На границе деревень Большая и Никольская вдоль речки Нутренки возвышается, словно небольшая крепость, Никольский храм.


Уже за многие десятки километров от Тотьмы появляются церкви с декором в духе "тотемского барокко". Здесь на месте обветшалого деревянного храма, упоминаемого в 1623-1625 годах, строится новый каменный: сначала первый этаж - построен в 1795 году; второй надстроен в течении следующих трёх лет. А ещё спустя три года пристроена колокольня, в 1892 году перестроенная в формах эклектики. Пробираемся в заранее отогнутую решётку окна на первый этаж, в советские годы используемый для мастерских и склада.




"Кирпичная волна" - обрушившаяся часть двухэтажной трапезной.


Огромного труда стоило нам с Катей взобраться на второй этаж, где ещё снизу мы заприметили сохранившуюся роспись.
Верхний храм имеет в высоту ещё "два света". От этого пространственные объёмы поражают.


Второй этаж так же как и первый поделён на три части: основной объём, алтарная часть и трапезная.




Фрагментарно тут уцелела неплохого уровня живопись, местами, правда, изрядно подпорченная вандалами.


Центральную часть занимает большущих размеров картина "Умовение ногъ".


В простенках изображения святых: "С. Проррокъ Iлiа" (орфография везде сохранена)


"С. Николай Чудотво-"


Здесь ещё много "картин", но освещение не способствовало качественной съёмке, да и уровень исполнения не столь высок, дабы уделять живописи детальное внимание. Поэтому насмотревшись и впечатлившись, спускаемся обратно вниз по скользским обледенелым брёвнам...


Покидаем Большедворье (ну, а как же без фото путешествующей Астры)...


Едем в направлении Тотьмы. Через некоторое время заворачиваем в посёлок Царёва.


Царёвская волость находилась в самом центре Тотемского уезда. Здесь с 1619 по 1722 года существовало 56 деревень и починков и числилась деревянная Воскресенская церковь. Новая уже кирпичная была заложена в 1779, а службы начались спустя 9 лет. В 1794 году начата постройка верхнего храма, оконченная в 1811. Опять же, перед нами здоровенный двухэтажный монументальный храм.


Здешнее, вот, декоративное убранство выполнено в стиле классицизма. В ромбовидных нишах - лепные фигуры херувимов.


Внутри интерьер утрачен полностью. Лишь в своде нижнего храма сохранилась лепная рама.




Немножко краеведения: Царёва - одно из самых необычных названий рек Тотемского края. По облику название очень похоже на русский топоним в смысле "Река, принадлежащая царю", хотя исторически это ничем не подтверждается. Более того, в документах XVI века название неоднократно встречается в форме "Тсарева", которая указывает на более раннюю форму - Сарева. Основа этого восстановленного топонима находит объяснение в вепсском "сара", лопарском "суорр" - "разветвление, ветка, рассоха, река с двумя истоками". И действительно, река Царёва начинается от слияния двух больших рек Тафта и Вожбал. Как видим, и здесь сохранились дославянские названия рек и местности. Следующим пунктом была Тотьма и церковь в Варницах. Тотьму "опускаем" и ненадолго задерживаемся возле Воскресенской церкви. Она не в пример предыдущим менее габаритна, но более изящна. Построена в 1775 году, но как и все храмы позже обновлялась.


Существительное варница в древнее время обозначало заведение, в котором на огромных сковородах (цренах) вываривалась соль. Деревня находилась в непосредственной близости от варниц  Тотемского соляного промысла. В середине XIX века это селение называлось Тотемским солеваренным заводом при реках Ковде, Ляпунке и Солонухе, 72 двора. Слово завод в тот период выступало в значении "предприятие и селение при нём". Название  Варницы  стало официальным не ранее второй половины XIX века.


Храм заколочен и вряд ли внутри осталось что-либо интересное. Поэтому, задержавшись здесь не более пяти минут, мы направляемся на Вожбал. Согласно научным исследованиям, первые жители тотемской земли относились к финно-угорским племенам. Позже происходила интенсивная колонизация этих земель выходцами из новгородского края. Первыми шли легендарные ушкуйники – полукупцы-полуразбойни. Вожбал ещё одно дославянское название реки и местности. В марийском языке "важ" означает "корень, основание чего-либо", в языке коми "вож" - "ответвление, отросток, ветвь, приток". Но формант "бал" недвусмысленно говорит о мерянском (племя финн-угорского народа) происхождении топонима. В языке мери "бал" означало "поселение, деревня на реке".


Вожбал – так называется река и местность, "гнездо"/"куст" деревень, расположенных на правом и левом берегу реки. В XVII -XVIII веках здесь насчитывалось более двух десятков деревень. Самый высокий вожбальский холм – это Ращение: "Во второй половине XIX века на Ращенье собирались тысячи людей со всей Вожбальской округи, с Сондуги, Кулоя, Слободы, Царевы на Ивановские игрища (7 июля)...". Благовещенская церковь на Вожбале стоит на возвышенности, посреди небольших деревень и полей. Её архитектура являет собой один из лучших образцов школы стиля "тотемского барокко". Однако, из-за строительных лесов рассмотреть боковые фасады не представляется возможным. При приближении храм значительно вырастает в размерах: высотою в "три" этажа с трёхъярусной главой.


Один из внешних порталов. В верхний храм вела лестница, ныне утраченная.


В первой части нижнего храма сохранилось всего пару фрагментов росписи, весьма плачевной сохранности.
Всю нижнюю часть делит стена с ещё одним входом-порталом. Проходим сквозь него во вторую половину.


Здесь так же пустовато, но сохранность росписи чуть лучше. Качество исполнения у неё, правда, совсем невысокое.


"Воскресение Господне"


"Прпр. Феодосий Тотемский чуд."


"Прокопий Устюж. чуд"


Осмотрев немногочисленные "картинки", выбираемся наружу и принимаем решение взобраться в верхний храм.


И вот мы на втором этаже. Здесь также объёмы завораживают и заставляют почувствовать себя крошечным человечком.


Проходим в алтарную не менее просторную часть.


На сводах, как видим, немножко уцелело.


"Богъ Отецъ"


"...святъ святъ Господь Саваофъ"


Нижний храм был выстроен ещё в 1736 году. Спустя три десятилетия был возведён верхний. А спустя сто лет храмы снова обновлялись. Стоит отметить, что Вожбальский приход на 1868 год составлял 2742 человека. Строительство верхнего храма было устроено купцами Пановыми и имело свою историю. К середине XVIII века три брата Афанасий, Григорий и Пётр Алексеевичи Пановы из сословия черносошных крестьян «переведены и записаны по силе … указа 1750 году Генваря 13 дня Главного Магистрата в Тотемское купечество». В 1758 году братья начинают предпринимательскую деятельность на Дальнем Востоке и в Северной Америке, которая в те времена принадлежала Российской Империи. В общей сложности они снарядили 11 экспедиций на Алеутские острова и Аляску. За заслуги да за щедрое пополнение государевой казны получили купцы Пановы от самой Екатерины II золотые медали и земли на Вожбале (отошла им деревня Пантелеевская).


К сожалению, живопись достаточно сильно испорчена надписями типа "Здесь был Вася..."


Весьма неплоха имитация лепнины.


Вот так вот - море-океан бушует, а Иисус спит себе спокойненько.


На этом наше посещение и исследование тотемских храмов в тот день подошло к концу.


В создании поста использован материал А.В. Кузнецова

Tags: 2014, Вологодская область, заброшенные храмы, храмовая живопись
Subscribe

Posts from This Journal “Вологодская область” Tag

  • Исчезающие хоромы Вологодского края

    На Русском Севере в ряде мест до наших дней сохранились памятники народной архитектуры — крестьянские постройки, дворянские усадьбы, церкви…

  • Хмурый Север. часть 3-я

    Заключительная третья часть обзорного поста о путешествии на Русский Север. Сегодня я поведаю об уникальном памятнике деревянного зодчества…

  • На Сольвычегодск. часть 1-я

    Первая из трёх частей, повествующая о недавней поездке на Русский Север. Долго я сумневался отправляться ли в путешествие при столь ненастной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

Posts from This Journal “Вологодская область” Tag

  • Исчезающие хоромы Вологодского края

    На Русском Севере в ряде мест до наших дней сохранились памятники народной архитектуры — крестьянские постройки, дворянские усадьбы, церкви…

  • Хмурый Север. часть 3-я

    Заключительная третья часть обзорного поста о путешествии на Русский Север. Сегодня я поведаю об уникальном памятнике деревянного зодчества…

  • На Сольвычегодск. часть 1-я

    Первая из трёх частей, повествующая о недавней поездке на Русский Север. Долго я сумневался отправляться ли в путешествие при столь ненастной…