Previous Entry Share Next Entry
В дебрях Исуповских болот
Кто здесь?
deni_spiri


А это тоже Новый Год, только 2011-й. Как видно, и тогда погода не баловала нас солнцем. Однако, сей прискорбный факт не остудил наш пыл и в те три дня мы активно колесили по Костромской и Ивановской областям, как обычно, в поисках затерявшихся церквей и усадеб. В один из таких дней мы заехали в глубинку Сусанинского района Костромской области, где в давным-давно покинутых сёлах Исупово и Насакино сохранились два старинных храма. Выстроены они в духе традиционного зодчества и от этого весьма просты в архитектуре, но именно место, где они находились, придало им особый колорит.
И да! Знаменательным оказался то факт, что здесь - в селе Исупово - был убит народный герой Иван Сусанин.



Село Исупово. Наше время.
Известно, что в 1632 году половина этого села с несколькими прилегающими деревнями принадлежала М.Е. Пушкину. Другой половиной Исупова владел Б.Т. Овцын, потомок муромских князей. В 1615 году Овцын даже жил в своей усадьбе в Исупове и по приказу царя Михаила Фёдоровича должен был приехать в Москву, чтобы служить князю Д.М. Пожарскому. Но к установленному сроку Овцын не явился...
Но главное здесь это история, связанная с Сусаниным. Очень много посвящено статей на тему его подвига и различный версий происходившего в те годы. Я лишь остановлюсь на теме его гибели. По легенде он погиб вместе с поляками в Исуповских болотах, которые, кстати, и поныне находятся сразу за деревней.




Версия гибели Сусанина в селе Исупово - вероятно самая подлинная, т.к. имеет под собой документальную основу: в прошении к Императрице его правнуком - И.Л. Собинином было указано данное село. Так же этой версии придерживается один из наиболее серьёзных историков В.А. Самарянов (1822—1896), писавший: «Сусанин после пыток и страданий... наконец изрублен в мелкие куски в с. Исупове... и следовательно не в глухом лесу, но в месте более или менее населенном». Историк П.Троицкий (1886 -1929), разделяя это мнение, писал: «Итак, смерть Сусанина была не в глухом лесу... но... в селе Исупове, находящемся в 7 верстах на юг от Домнина...». Домнино и поныне находится рядом с Исуповым. Это село было старинной вотчиной костромских дворян Шестовых. Известно, что им владели отец и дед Марфы Ивановны Романовой (урождённая Ксения Ивановна Шестова). Здесь в XVII века находилась барская усадьба, при которой и жил староста вотчины - Сусанин.




А был ли будущий царь Михаил Фёдорович в то время в Домнино или нет, спасал ли 15-ти летнего Михаила или просто увёл поляков/казаков от опасности Иван Сусанин, как и многие другие в Смутные времена, подальше от своей деревни - это уже другая история. Важнее для нас оказалось то, что мы побывали в столь историческом месте. Конечно, сейчас здесь ничто об этом давно уж не возвещает.


Вот как жило Исупово ещё в начале XX столетия (архивное фото).


Нынче одна из самых ранних каменных церквей (1740 г.) Сусанинского района выглядит так:


В начале XIX века  Исупово с деревнями Горяйново, Митюрево купил граф А.Н. Зубов, известный взяточник и лихоимец.
Летом сюда было б бесполезно приезжать. Храм настолько обступили заросли деревьев, что даже зимой он скрыт ветвями.


Из наружного осмотра нас заинтересовала столпообразная шатровая колокольня - "ярославская свеча" - обитая железными листами.
Шатровое венчание колокольни имеет пару рядов миниатюрных слуховых окошек.


С другой стороны шатёр аж мхом покрылся.


Узкие барабаны, также обшитые железом, венчают чешуйчатые главки с уцелевшими крестами.


Внутрь попадаем сквозь чрезмерно скромный вход.


В бесстолпных объёмах всегда чего-то не хватает. Правда, тут пустоту разнообразило наличие рамы иконостаса и "роспись".




Роспись ещё той сохранности, но лучше, чем ничего.




Единственная здесь цветная "картинка".


Осматривать тут больше нечего, поэтому мы проходим через "тамбур" в колокольню.


Находим по пути груду кирпичей и древнюю рогатулину.


Взбираемся по узкой винтовой лестнице на верхний ярус и делаем парочку кадров.


Общий план. Достаточно интересно смотрятся эти чешуйчатые луковичные главки.


Чуть было не забыл! Кто бы мог подумать, что в такой глуши и столь старом храме мы найдём очередной экземпляр для своей коллекции. Однако, удача улыбнулась нам даже здесь - был найден огнеупорный кирпич (использовался в кладке печи) "WALBOTTLE". Поскольку в то время с шамотными кирпичами в нашей стране был напряг их очень часто привозили из-за рубежа.
Данный кирпич производства завода "Walbottle Coal & Firebrick Co." в деревне Уолботтл графства Нортумберленд в Англии.


Под занавес истории об Исупово изложу ещё одну версию гибели Ивана Сусанина. В начале XVII века костромские земли неоднократно подвергались грабежам и разорениям казачьими отрядами. Документально известно, что зимой 1614 к Костроме шёл казачий отряд атамана Баловня - это до 7000 человек (банда, состоявшая из донских казаков, запорожцев, литовцев, татар, поляков, воров без роду и племени и т. д.). А отколовшийся от главных сил отряд под командованием Захария Заруцкого пошёл в "нашу" сторону: «Воры – казаки пришли в Костромской уезд в село Загзино да в село Молвитино (ныне Сусанино) и их многие места повоевали, а учали ставица в поместья дворян и детей боярских по сёлам и деревням крестьян мучат и животы емлют и жён и детей позорят... Выходит этот отряд проходил в непосредственной близости от сёл Домнино и Исупово. И по версии костромского этнографа С.В. Максимова "где-то на дороге, по которой  Сусанин  шёл в гости к своей дочери, отданной замуж куда-то в иную сторону. Поляки встретили его, стали допрашивать и замучили..." (народная молва вполне могла переделать казаков в поляков, и наоборот).
Покидаем это так или иначе историческое место, постепенно превращающееся в урочище...




...и пребываем в уже точно урочище - село Насакино. Здесь деревня вымерла ещё раньше, а церковь заросла ещё сильнее. Вокруг храма, находящегося по всей видимости когда-то в центре села, раскиданы остатки покинутых домов. Совсем уж развалины.




Село Насакино так же называли Покровским по имени стоявшей здесь деревянной церкви, замененной на каменную в 1824 году. Село с деревнями Новоселки, Борково принадлежало Е.Ф. Козловской, внуки которой - братья Калошины-Менгден - были декабристами.


Тоже внешне очень скромный храм с минимум декора.


Вообще для костромской области характерны чешуйчатые главки.


Трёхъярусная колокольня cо шпилем выполнена в стиле классицизма.


В храм заходим через простенький вход с металлическим козырьком.


Внутри довольно-таки неплохо сохранилась храмовая живопись.


Самое захватывающее это уцелевшая сочными красками купольная роспись, с четырьмя сюжетами огромных размеров.


"Воздвижение креста Господня"


"Азъ есмъ светъ миру"


"Преображение Господне"


В оконных простенках  изображены различные Святые и Благоверные. Сохранность, увы, с каждым годом ухудшается.


Выходим из храма и видим некоего туриста в розовой шапочке. Видимо, тоже "исследователь" старины.


На этом изучение этого кусочка костромской области мы заканчиваем и следуем в другие деревни.

Исторические факты про Ивана Сусанина взяты отсюда: http://kostromka.ru/ и отсюда: http://starina44.ru/o-susanine

  • 1
Хорошее место. Бывал там.

Сами церкви простенькие, но в те года нам и такие были ещё интересны. Вообще главное сама поездка. Там атмосферно.

На старом фото как-то даже нет ощущения, что колокольня зашита металлическими листами, кирпичная ограда у нее была интересная. дом в Накасино сложился и превратился в вигвам. Как вы туда смогли проехать, раз деревня брошенная?

Но, если приглядеться, то видно, что по железу крашено.
Серёж, это 2011 год, тогда у нас энтузиазма в отношении заброшенных церквей было гораздо больше. :) И мы ради них и зимой и по сугробам и пешком шли. Так что до церкви добирались долго и пёхом.

Edited at 2014-01-15 10:18 am (UTC)

Класс, спасибо огромное!
Про Сусаниа есть ещё вресия, что это всего-навсего романовская пропаганда, и легенду придумали уже после избрания Михаила на царство. Теперь уже не проверить, просто как дополнение)
Ну и простите за занудство, Михаил был царём всего лишь, а не императором. Но это так, мелочи)

Я рад, что понравилось. :)
И Вам спасибо!
Следующий блог будет ещё интереснее - про малоизвестную усадьбу из глубинки Белозерского края!
Прочитав довольно много аргументированных статей на тему Сусанина, я полностью склоняюсь к версии, что подвига спасения Михаила не было. Что скорее всего он с матерью так и был в Костроме. Ведь, удивительно, что прошение о льготах за заслуги правнук Сусанина подал лишь спустя 6 лет! Чего так долго ждал? А сам царь? Скорее всего наградили род Сусанина за то, что он банально отвёл врагов от родовой вотчины Марфы Ивановны, т.к. грамота была выдана не царём, а «по совету и прошению» его матери. Такие случаи, когда крестьяне уводили неприятеля другой дорогой, чтобы спасти деревни от разграбления были не единичны.
Вот мне заключение понравилось: "Но оттого, что будущий царь тут не при чём, поступок Сусанина не становится менее значимым, этот честный и мужественный человек предпочёл смерть предательству и тем самым спас много жизней, не думаю, что спасение нескольких десятков крестьянских семей, поступок менее значимый, чем спасение одной особы благородных кровей".
На счёт "царя" исправил! :)

Согласен на все 100!


погибшая цивилизация..

красивые места, колокольня сказочная, готовые декорации для съемок фильма.

В Ярославле много таких колоколен, если Вы про первую. Их ещё "свеча" называют.
Декорации для съёмок фильма ужасов. :)

Впервые вижу, чтоб железом было вообще что-то обито, кроме крыши. Может железо и цвет имело? Хотя в те годы красок-то и не было, для наружки.

Мы-то такое не раз встречали. Но до сих пор не понимаю зачем такие нужны были затраты. Может чтобы стены не штукатурить? Хотя так определённо дороже.
Однажды видели на закомарах остаток железной обшивки с росписью поверх листа.

Вот так дела! Не напиши ты, что фоткам уже три года, как исполнилось - смело можно было бы за продолжение Вологодского новогоднего путешествия выдавать... ну или за начало)
Обрати внимание на килевидные завершения арочных проемов звона исуповской колокольни-карандаша - сдается мне, что железом её только во второй половине XIX обшили.
В обеих церквях удивляет сохранность рамы иконостаса - второй так вообще целым выглядит. Случаем нет больше интерьерных фоточек восточной стороны Насакинского храма?

А всё потому, что подряд три НГ были с говнопогодой. :) Вот и всё в одном пасмурно-отсутствующим небом.
Я тоже думаю, что обшили гораздо позже.
Но рамы все простые. Фоточек на Яндексе нет. Скорее всего в домашнем архиве.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account