?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Усадьба Петрово-Дальнее (Петровское)
Кто здесь?
deni_spiri


Между Москвой и Звенигородом на берегу Москва-реки расположено старинное имение князей Прозоровских, а с 1720-х - усадьба князей Голицыных. Ныне существующий господский дом был выстроен в 1807 году и примечателен он тем, что здесь в советские годы была воссоздана первоначальная отделка почти всех залов первого этажа. Именно этот факт и привлёк наше внимание.
Усадьба оказалась не так труднодоступна, как предвещали, но точно одно - посетить её надо было лет так на пять-десять ранее. Состояние от ещё более-менее приличного внешнего вида, внутри очень и очень плачевное. Но, поскольку для нас в первую очередь имеет значение атмосфера места, то несмотря на сырость и серость, интенсивно поедающие стены, внутри нам определённо понравилось.
Предлагаю вниманию пока ещё сохранившиеся интерьеры этого старинного дома.



Итак, начнём повествование с исторической справки. Ещё в 1504 году, когда впервые письменно упоминалось это место, оно носило название Дурнево. Затем то ли от имени владельца, то ли от построенной тут церкви стало именоваться Петровским и так вплоть до 1930 года, переименованное на этот раз в Петрово-Дальнее. До 1643 года земли эти переходили в виде поместья различным дворянам. И лишь с 1657 года село закрепилось за одним владельцем - князем И.С. Прозоровским (воевода, стольник, боярин, убит во время восстания Степана Разина). После его смерти фактическим владельцем становится старший сын - Пётр Иванович Прозоровский. Но история нынешнего усадебного комплекса начинается с 1720 (1724) года, когда имение перешло по завещанию к его дочери Анастасии и зятю, князю И.А. Голицыну. С тех пор и до самой революции усадьба Петровское оставалось в роду Голицыных.


Изначально (предположительно в 1760-е года) главный дом был деревянным и выполнен в стиле готики. Вот что пишет в своих мемуарах графиня В.Н. Головина, урождённая Голицына (мемуаристка и художница, приближённая императрицы Елизаветы Алексеевны): «Моё детство протекало почти всё в деревне (в Петровском). Мой отец, князь Голицын, любил жить в Готическом замке, пожалованном царицами его предкам. Я бы желала обладать талантом, чтобы описать это жилище, которое является одним из красивейших в окрестностях Москвы. Этот готический замок имел четыре башенки; во всю длину фасада тянулась галерея, боковые двери которой соединяли её с флигелями...».
В самом начале XIX века по приказу следующего владельца Петровского
князя Фёдора Николаевича Голицына

(куратор Московского университета, поэт-любитель, автор мемуаров) главный усадебный дом был выстроен заново и уже в духе классицизма. Двухэтажное здание с двумя, увенчанными фронтонами, портиками коринфского ордера было построено из кирпича между 1803 и 1807 годами. Примерно в эти же годы были возведены небольшой зимний дом, а также оранжереи, оформлен пейзажный парк.


В центре фронтона над портиком главного входа в 1960-х был восстановлен герб Голицыных.
На гербе изображен прикрытый княжеской мантией щит, разделенный на три части. В верхней, во всю ширину щита, – мчащийся на коне рыцарь с поднятым мечом. Это эмблема Гедимина, основателя княжеского рода, имевшего обыкновение носить на правой руке для развития кисти железную перчатку – голицу. Отсюда и его прозвище – Голицын; в нижней части - герб Великого Новгорода (в память о княжении в новгородских землях сына Гедимина Наримунда) и крест.


Помимо документов различных поколений владельцев имения, в главном доме хранился архив И.И. Шувалова (государственный деятель, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Петербургской Академии художеств). На стенах висели портреты хозяев и их родственников кисти знаменитых живописцев. Личная библиотека князей Голицыных насчитывала свыше 10 тысяч с любовью подобранных томов.  Что же там спустя столетия?


Войдем внутрь главного дома. Здесь полностью восстановлен первоначальный архитектурный облик обширного вестибюля. Стены его иллюзорно расписаны в античном духе под каменные квадры.


Высокие двупольные резные двери с живописными изображениями ваз с цветочными гирляндами в десюдепортах ведут в анфиладу.


На задней стене, с центральной нишей для скульптуры, изображены монументальные мраморные колонны.




Обратная сторона ниши и лестница наверх. Но мы проходим пока мимо и исследуем первый этаж.


Память о реставрации: 13 слоёв краски пришлось смыть, прежде чем добраться до первоначального.


А теперь заглянем в каждый зал этого этажа. Вообще достойны внимания и особо интересны всего два - Красная и Голубая гостиные. Например, такая первая комната - кабинет, нас не впечатлил. Мы быстренько проходим далее, не заостряя внимание на деталях.


Если из него повернуть налево, то попадаем в просторную угловую залу.
Однако, с линолеумом на полу, бутафорской (впрочем как и везде здесь) печью вдоль стены и совсем блёклым рисунком.


Здесь стены и орнамент стилизован под бирюзовый (?) мрамор.


Поворачиваем обратно и перед нами открывается анфилада залов.




А двери такие же как и на фото 1900-х годов.


К концу прошлого века усадебный дом в «Петровском» по обилию и ценности скопившихся в нем произведений искусства являлся буквально музеем. В его анфиладе одна за другой следовали большая столовая, малая столовая, бильярдная, красная гостиная, голубая гостиная, обставленные стильной мебелью, отражавшейся в зеркальной глади фигурного паркета. Живопись Левицкого и Ротари, портреты Голицыных кисти выдающихся мастеров трёх эпох – Петровской, Екатерининской и эпохи позднего русского классицизма – закрывали стены сплошным ковром. Часть этого превосходного собрания украшает в настоящее время залы Третьяковской галереи и Русского музея.






Отдадим должное советским реставраторам, трудом которых в 1950-60-х годах была возобновлена первоначальная отделка почти всех комнат и залов первого этажа. Под позднейшими многократными слоями покраски найдены и восстановлены орнаментальная роспись стен и живописные панно над дверными проемами. Это Голубая гостиная. Наши дни.








Проходим далее в Красную гостиную.








Печь облицована псевдо-изразцами, а вот камин настоящей мраморной плиткой.




Только здесь в десюдепорте весьма хорошо сохранилось изображение вазы с цветами.




На противоположной стороне рисунок уже погибает.


Следующий зал в более розовых тонах. Тоже с орнаментом и лепным потолочным карнизом-фризом.


Есть на первом этаже комнаты и без расписных стен, но с кучей телевизоров советского времени.


Однако, примечательна данная комната сохранившимся камином-печью.


Облицовка печи интересна своими каменными изразцами. Немного фрагментов этой античной отделки.




Выполнено грубо, но зато ручной работы.


Следующее помещение служило в разные времена кинозалом, бильярдной. И судя по виду, реставрации в нём не было.


На протяжении всей прогулки по первому этажу нас не оставляло чувство жуткого холода и лёгкого дуновения ветра. "Что же это могло быть?" - думали мы, ведь за окном лето в разгаре. Разгадка пришла позже, когда дома стали "проявлять" фото и увидели это!!!


Тем временем, окончив осмотр первого этажа, поднимаемся наверх.




Единственная одномаршевая лестница привела нас на второй этаж, где, увы, реставрации  не было.


В невысоких жилых комнатах, лишенных декоративной отделки, сохранились несколько печей с орнаментальной росписью изразцов.




Присутствуют в доме и такие вот колоритные уборные.


А где-то остатки библиотеки времён пансионата.


И вот такой советский раритет. Автомат для продажи конвертов с марками.


Насмотревшись и переполнившись впечатлениями, выбираемся наружу.


Последним владельцем Петровского перед революцией был
«старый князь» Михаил Михайлович Голицын

(генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1912), участник русско-турецкой войны (1877-78))
Михаил Михайлович оставил службу после брака с Матильдой Мадаевой (русская балерина, солистка императорского Мариинского театра), взбудоражившего высшее общество. Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем М.М. Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам XIX века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи. В 1912 году в серии «Русские усадьбы» вышла его книга «Петровское», откуда и были взяты фото усадебных интерьеров 1900-х годов.


А это уже вход в один из двух сохранившихся флигелей. Они являются самыми старинными постройками усадьбы. В 1970-х им вернули первоначальный облик (конца XVIII века), основанный на сочетании ложной готики и барроко.


Лучшие портреты из усадьбы князь Голицын, опасаясь нападения крестьян, ещё в 1917 году вывез в Москву. После революции они были распределены между центральными музеями. В 1918 году усадьба была реквизирована, после этого здесь была организована детская колония, в которой на 1921 год числилось 180 воспитанников (в летнее время число детей доходило до 400). В 1923—1930 годах в главном здании работал музей дворянского быта. Позже, здесь действовал дом отдыха, санаторий и с 1969 года пансионат Министерства здравоохранения СССР. Сейчас, как мы видим, здания усадьбы уже многие годы не используются и приходят в катастрофический упадок.

  • 1
Какой красивый блог получился с теми фотографиями, но я так не смог разобраться, где же была столовая в восстановленных интерьерах?

Спасибо, Сергей!
На старых фото плохо виден орнамент на стенах, поэтому и сложно понять.

Дом при всей своей запущенности, производит очень уютное впечатление, видно что его очень любили в его время.

Мне бы он больше понравился, если б усадьба находилась в провинции. А когда так рядом, да ещё и под охраной... Хотя, бесспорно я был в восторге. :)

Ничего себе плачевное состояние! На закрытой территории находится?

Видели бы Вы отчёт оттуда пятилетней давности! Там ещё "облака" на потолке целы были. :(
Да, территория бдительно охраняется псинами и сотрудниками охраны. :)

Edited at 2013-12-11 11:15 am (UTC)

прекрасный особняк. Был. Но до сих пор производит впечатление.

Спасибо!
Нам тоже понравился.

Из Греча:
"К вечеру, когда ложатся косые тени, когда отчетливо выступают объемы зданий и древесных крон, когда все стихает и по реке далеко разносятся деревенские звуки, - в эту пору дня, чуть овеянную мечтательной грустью, особенно красиво и душевно-созвучно то, что представляют слова "русская усадьба". Есть места, бесконечно типичные и цельные, полные гармонических созвучий природы и искусства. Одно из этих мест - усадьба Петровское."

Эх, я просто обожаю этот дом. (Конечно, заочно, по фото.) В нём -- вся суть русского зрелого классицизма: нежность, спокойная уверенность, скромная простота. Спасибо за отчёт. И, конечно, в разы грустнее, что такие памятники под угрозой сейчас, когда декларируется "возврат к истокам", к "России-которую-мы-потеряли" и т. п. Как говорится, нет слов, одни буквы.

Посмотрел репортаж по ссылке. И сразу к радости оттого, что увидел Ваши фото, примешалась такая грусть: там -- дом ещё живой, у Вас -- уже остывающий труп. Который ещё можно воскресить, но как?.. Иногда думаешь: может, и правда лучше разрешить приватизацию, но ведь как обязать к правильному уходу и неискажению...

Хоть и внесли поправки в закон, если ты восстановишь памятник, то его аренда будет не большой, но все же не получится выкупить его в собственность, наше чудесное гос-во всегда найдет повод эту аренду расторгнуть и вернуть себе свеже восстановленный дом

Edited at 2013-12-11 02:54 pm (UTC)

Жалко даже не то, что усадьба брошена и разрушается - их таких сотни, если не тысячи... ужасно обидно другое - то, что труд реставраторов, потративших не один год в середине прошлого века на уделение 13-ти (!) слоев краски и восстановление первоначальных интерьеров, оказался нынче никому не нужным.
А вот псевдоготично-барочный флигелек понравился.
Подозрительная любовь к коврам в этом пансионате: ковры на улице возле фонтана, ковры на полу в клетчатой уборной...
P.S. Фотка с приведением позабавила)

Согласен, Паш. Ведь, сейчас исчезает уже первоначальная отделка. Потом уже нечего будет восстанавливать. И это в 15 км от Москвы.
Ковры там действительно везде. Мода 80-х? :)))
Это Катя "проявила" привидение. :)
Спасибо!
Кстати, а на Архнаследии отчего-то никто не впечатлился этой усадьбой, хотя я думал что как раз именно там заинтересуются.

Электронным проявителем проявляли флешку?

мне вот это фото понравилось:

Окно и разруха...

Колоритная история, но вы как-будто все бегом осматривали.
И я не понял где именно эта усадьба?

Ага, Катя проявляла фото с помощью adobe photoshop! :)
Да нет, мы там довольно долго ходили и фотографий очень много, в том числе и более подробных детальных, просто я не стал блог перегружать.
Так село Петрово-Дальнее, рядом с известным Архангельским.

Спасибо за репортаж. Живу совсем рядом, а никогда не была.... Денис, скажите, а сложно попасть на территорию? Знакомые говорили, что туда не пускают совсем.

Ну, Вы поняли, что это недалеко от Архангельского.
Мы попали очень просто: были дружелюбными и "приобрели билетик". :)
Может нам и повезло, кто знает.
Заходили не через главные ворота, а со стороны строящейся церкви, там у охраны как раз свой домик.
Говорят, там началась реставрация (в это конечно с трудом верится).

Лет 14 назад мы в этой усадьбе гуляли свадьбу и она не выглядела так как сейчас, не было такой разрухи! Очень печально что у нас в стране не уважают историю.

К сожалению, так и есть.

Добрый день! Меня зовут Марина, я являюсь студенткой дизайнерского факультета, и через пол года предстоит защита диплома. В качестве темы я бы хотела сделать проект реконструкции усадьбы Петрово-Дальнее. И Ваши фотографии мне бы очень помогли. В одном из комментариев Вы написали, что фотографий гораздо больше, чем Вы опубликовали. Могу ли я попросить Вас предоставить их? О вознаграждении договоримся) В случае заинтерисованности прошу Вас связаться со мной по эл.почте bookvarillo@yandex.ru. Спасибо!

Здравствуйте, Марина.
Чуть позже я свяжусь с Вами.

Побывали сегодня в усадьбе - спасибо вашему блогу!!! Все в еще более плачевном состоянии - прошло3-4 года. Очень жаль...

Рад, что мой пост "оказал влияние". )
Бесспорно, очень жаль, что усадьба по-прежнему в плачевном состоянии.

(no subject) (Anonymous) Expand
здравствуйте. живем не очень далеко от усадьбы.хотели тоже зайти,но дальше деревянной церкви не пошли.видны какие-то бытовки с рабочими.в усадьбу можно безопасно зайти? там нет собак? а то жена не пускает с детьми))

Здравствуйте!
Помочь Вам с ответом не могу, ибо был в этой усадьбе четыре года назад (пост написан в 2013 г.). Потому что и как сейчас там мне неведомо. )

Елена

(Anonymous)
Спасибо за фотографии!!! В 80-е в усадьбе зимой был пионерский лагерь. Мне очень там нравилось. Почти не помню, как выглядела усадьба, только свои ощущения, что мы жили во дворце))

Не знал о существовании там пионерлагеря! Наверное, было интересно в таких зданиях отдыхать. )

  • 1