Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Усадьба Петрово-Дальнее (Петровское)



Между Москвой и Звенигородом на берегу Москва-реки расположено старинное имение князей Прозоровских, а с 1720-х - усадьба князей Голицыных. Ныне существующий господский дом был выстроен в 1807 году и примечателен он тем, что здесь в советские годы была воссоздана первоначальная отделка почти всех залов первого этажа. Именно этот факт и привлёк наше внимание.
Усадьба оказалась не так труднодоступна, как предвещали, но точно одно - посетить её надо было лет так на пять-десять ранее. Состояние от ещё более-менее приличного внешнего вида, внутри очень и очень плачевное. Но, поскольку для нас в первую очередь имеет значение атмосфера места, то несмотря на сырость и серость, интенсивно поедающие стены, внутри нам определённо понравилось.
Предлагаю вниманию пока ещё сохранившиеся интерьеры этого старинного дома.



Итак, начнём повествование с исторической справки. Ещё в 1504 году, когда впервые письменно упоминалось это место, оно носило название Дурнево. Затем то ли от имени владельца, то ли от построенной тут церкви стало именоваться Петровским и так вплоть до 1930 года, переименованное на этот раз в Петрово-Дальнее. До 1643 года земли эти переходили в виде поместья различным дворянам. И лишь с 1657 года село закрепилось за одним владельцем - князем И.С. Прозоровским (воевода, стольник, боярин, убит во время восстания Степана Разина). После его смерти фактическим владельцем становится старший сын - Пётр Иванович Прозоровский. Но история нынешнего усадебного комплекса начинается с 1720 (1724) года, когда имение перешло по завещанию к его дочери Анастасии и зятю, князю И.А. Голицыну. С тех пор и до самой революции усадьба Петровское оставалось в роду Голицыных.


Изначально (предположительно в 1760-е года) главный дом был деревянным и выполнен в стиле готики. Вот что пишет в своих мемуарах графиня В.Н. Головина, урождённая Голицына (мемуаристка и художница, приближённая императрицы Елизаветы Алексеевны): «Моё детство протекало почти всё в деревне (в Петровском). Мой отец, князь Голицын, любил жить в Готическом замке, пожалованном царицами его предкам. Я бы желала обладать талантом, чтобы описать это жилище, которое является одним из красивейших в окрестностях Москвы. Этот готический замок имел четыре башенки; во всю длину фасада тянулась галерея, боковые двери которой соединяли её с флигелями...».
В самом начале XIX века по приказу следующего владельца Петровского
князя Фёдора Николаевича Голицына

(куратор Московского университета, поэт-любитель, автор мемуаров) главный усадебный дом был выстроен заново и уже в духе классицизма. Двухэтажное здание с двумя, увенчанными фронтонами, портиками коринфского ордера было построено из кирпича между 1803 и 1807 годами. Примерно в эти же годы были возведены небольшой зимний дом, а также оранжереи, оформлен пейзажный парк.


В центре фронтона над портиком главного входа в 1960-х был восстановлен герб Голицыных.
На гербе изображен прикрытый княжеской мантией щит, разделенный на три части. В верхней, во всю ширину щита, – мчащийся на коне рыцарь с поднятым мечом. Это эмблема Гедимина, основателя княжеского рода, имевшего обыкновение носить на правой руке для развития кисти железную перчатку – голицу. Отсюда и его прозвище – Голицын; в нижней части - герб Великого Новгорода (в память о княжении в новгородских землях сына Гедимина Наримунда) и крест.


Помимо документов различных поколений владельцев имения, в главном доме хранился архив И.И. Шувалова (государственный деятель, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Петербургской Академии художеств). На стенах висели портреты хозяев и их родственников кисти знаменитых живописцев. Личная библиотека князей Голицыных насчитывала свыше 10 тысяч с любовью подобранных томов.  Что же там спустя столетия?


Войдем внутрь главного дома. Здесь полностью восстановлен первоначальный архитектурный облик обширного вестибюля. Стены его иллюзорно расписаны в античном духе под каменные квадры.


Высокие двупольные резные двери с живописными изображениями ваз с цветочными гирляндами в десюдепортах ведут в анфиладу.


На задней стене, с центральной нишей для скульптуры, изображены монументальные мраморные колонны.




Обратная сторона ниши и лестница наверх. Но мы проходим пока мимо и исследуем первый этаж.


Память о реставрации: 13 слоёв краски пришлось смыть, прежде чем добраться до первоначального.


А теперь заглянем в каждый зал этого этажа. Вообще достойны внимания и особо интересны всего два - Красная и Голубая гостиные. Например, такая первая комната - кабинет, нас не впечатлил. Мы быстренько проходим далее, не заостряя внимание на деталях.


Если из него повернуть налево, то попадаем в просторную угловую залу.
Однако, с линолеумом на полу, бутафорской (впрочем как и везде здесь) печью вдоль стены и совсем блёклым рисунком.


Здесь стены и орнамент стилизован под бирюзовый (?) мрамор.


Поворачиваем обратно и перед нами открывается анфилада залов.




А двери такие же как и на фото 1900-х годов.


К концу прошлого века усадебный дом в «Петровском» по обилию и ценности скопившихся в нем произведений искусства являлся буквально музеем. В его анфиладе одна за другой следовали большая столовая, малая столовая, бильярдная, красная гостиная, голубая гостиная, обставленные стильной мебелью, отражавшейся в зеркальной глади фигурного паркета. Живопись Левицкого и Ротари, портреты Голицыных кисти выдающихся мастеров трёх эпох – Петровской, Екатерининской и эпохи позднего русского классицизма – закрывали стены сплошным ковром. Часть этого превосходного собрания украшает в настоящее время залы Третьяковской галереи и Русского музея.






Отдадим должное советским реставраторам, трудом которых в 1950-60-х годах была возобновлена первоначальная отделка почти всех комнат и залов первого этажа. Под позднейшими многократными слоями покраски найдены и восстановлены орнаментальная роспись стен и живописные панно над дверными проемами. Это Голубая гостиная. Наши дни.








Проходим далее в Красную гостиную.








Печь облицована псевдо-изразцами, а вот камин настоящей мраморной плиткой.




Только здесь в десюдепорте весьма хорошо сохранилось изображение вазы с цветами.




На противоположной стороне рисунок уже погибает.


Следующий зал в более розовых тонах. Тоже с орнаментом и лепным потолочным карнизом-фризом.


Есть на первом этаже комнаты и без расписных стен, но с кучей телевизоров советского времени.


Однако, примечательна данная комната сохранившимся камином-печью.


Облицовка печи интересна своими каменными изразцами. Немного фрагментов этой античной отделки.




Выполнено грубо, но зато ручной работы.


Следующее помещение служило в разные времена кинозалом, бильярдной. И судя по виду, реставрации в нём не было.


На протяжении всей прогулки по первому этажу нас не оставляло чувство жуткого холода и лёгкого дуновения ветра. "Что же это могло быть?" - думали мы, ведь за окном лето в разгаре. Разгадка пришла позже, когда дома стали "проявлять" фото и увидели это!!!


Тем временем, окончив осмотр первого этажа, поднимаемся наверх.




Единственная одномаршевая лестница привела нас на второй этаж, где, увы, реставрации  не было.


В невысоких жилых комнатах, лишенных декоративной отделки, сохранились несколько печей с орнаментальной росписью изразцов.




Присутствуют в доме и такие вот колоритные уборные.


А где-то остатки библиотеки времён пансионата.


И вот такой советский раритет. Автомат для продажи конвертов с марками.


Насмотревшись и переполнившись впечатлениями, выбираемся наружу.


Последним владельцем Петровского перед революцией был
«старый князь» Михаил Михайлович Голицын

(генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1912), участник русско-турецкой войны (1877-78))
Михаил Михайлович оставил службу после брака с Матильдой Мадаевой (русская балерина, солистка императорского Мариинского театра), взбудоражившего высшее общество. Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем М.М. Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам XIX века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи. В 1912 году в серии «Русские усадьбы» вышла его книга «Петровское», откуда и были взяты фото усадебных интерьеров 1900-х годов.


А это уже вход в один из двух сохранившихся флигелей. Они являются самыми старинными постройками усадьбы. В 1970-х им вернули первоначальный облик (конца XVIII века), основанный на сочетании ложной готики и барроко.


Лучшие портреты из усадьбы князь Голицын, опасаясь нападения крестьян, ещё в 1917 году вывез в Москву. После революции они были распределены между центральными музеями. В 1918 году усадьба была реквизирована, после этого здесь была организована детская колония, в которой на 1921 год числилось 180 воспитанников (в летнее время число детей доходило до 400). В 1923—1930 годах в главном здании работал музей дворянского быта. Позже, здесь действовал дом отдыха, санаторий и с 1969 года пансионат Министерства здравоохранения СССР. Сейчас, как мы видим, здания усадьбы уже многие годы не используются и приходят в катастрофический упадок.
Tags: 2013, Московская область, заброшенные усадьбы, усадьба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments