Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Ветлужские терема



Сегодня я расскажу об усадьбе лесопромышленника С. Н. Беляева. Прежде всего это удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья. Дом считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. Кроме внешнего осмотра, нам удалось побывать и внутри, где, на удивление, сохранились подлинные расписные плафоны. Каюсь, что нарушаю данное работнику музея обещание не размещать фото в интернете, но не показать столь уникальный деревянный терем считаю кощунством. Ведь у нас уже не так много сохранилось нетронутой современной реставрацией оригинального деревянного зодчества. А найти в том же инете фотографий интерьера вообще не представляется возможным.



Узнали мы про эту усадьбу совершенно случайно, наткнувшись на информацию местного краеведческого сайта. И она сразу была включена в наш маршрут из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда в республику Марий Эл. А поскольку в этих краях оказалось сразу несколько таких удивительных деревянных домов, они значительно обогатили впечатлениями и придали особый колорит нашему путешествию. Расположены все эти усадьбы в живописнейших местах Поветлужья — на берегах реки Ветлуга в Нижегородском крае. Вот такой вид открывается с обрыва — самого высокого места посёлка Воскресенское, где и расположен главный дом усадьбы Сергея Никаноровича Беляева.


Большая часть юго-восточных районов Нижегородской губернии находилась в помещичьих владениях. При освоении этих территорий в XV-XVI веках, помещики переселяли на эти земли своих крепостных из многих других губерний России. Например, В.С. Шереметев в начале XIX века, купив новые земли, вниз по Ветлуге насильно переместили тысячи крестьян из других имений для обустройства своей новой усадьбы и места те даже получили прозвище «Шереметевской Сибири». Здешняя природа оказалась весьма богата на доброкачественную древесину — строительный лес, что и послужило основным промыслом этих мест. Лес отсюда сплавлялся по Ветлуге до Козьмодемьянска и по Волге до Астрахани на таких суднах как беляны. Беляны — огромные деревянные корабли-плоты, длиною доходившие до ста метров, а в высоту до шести, грузоподъёмность их достигала до 10 тыс. тонн. Плыли такие корабли лишь в один конец, где по прибытию полностью разбирались. Так вот и наш Сергей Никанорович сплавлял свой лес именно на таких белянах.


Само село Воскресенское известно с XVI в., как торговое село. Занятия жителей были связаны с сельским хозяйством и, как я уже упомянул, лесом и его сплавом. Однако, отец Сергея Никаноровича Беляева, Никанор Васильевич, разбогател вовсе не на лесе, а давая деньги под проценты и став зажиточным, скопил небольшой капитал. Сын не пошёл по стопам отца и решил вложить деньги именно в лесную промышленность. Поскольку к концу XIX века в этом направлении как раз был расцвет. Сергею Никаноровичу тогда было всего 20 лет, но предприимчивая жилка дала о себе знать. У местных помещиков он купил "дачу" — лесной участок, где и стал заниматься переработкой древесины. А чуть позже в селе Успенское этого же Воскресенского района купил себе стекольный заводик. Что ж, отвлечёмся немного от истории и приступим наконец-то к осмотру народного творения.


К сожалению, пристройка появилась совсем недавно, чем весьма подпортила вид с этой стороны дома. Сразу хочется отметить необычное решение — балкон на крыше дома.


Выполнен он, как и весь дом, воздушно и очень красиво.




С него открывается изумительный вид на живописные просторы Поветлужья.


Однако я чуточку забежал вперёд. Спустимся мы пока обратно вниз. И продолжим внешний осмотр. Только вот солнце начинает при этом ракурсе бить прямо в объектив камеры. От этого происходит искажения цвета. Но ничего страшного, терем не теряет даже при таком ракурсе своей оригинальности и изысканности.


Фасад второго этажа (мезонин) украшен красивым подзором и весьма узкими окошками.


А на этом фасаде, кроме ещё одного входа, вполне мог быть балкончик, судя по "чердачной" двери.






В усадебный комплекс входили: главный дом, церковь Вознесения, хозяйственный корпус с каретником, флигель, торговая лавка, парк. Часть этих построек сохранилась и до наших дней, но они не представили для нас интереса, поэтому их в отчёте не представляю. Главный дом был выстроен в 1904-1905 гг. на средства Сергея Никаноровича Беляева.


Наличники, на мой взгляд, немного грубоваты.


Конечно же, нельзя не обратить внимание на две изумительные башенки, венчающие крышу.


Башенки — настоящее произведение прикладного искусства.


Так много на них замысловатых деталей.


А теперь перейдём к важному событию, на которое мы и не рассчитывали (был выходной день) — нас пригласили зайти внутрь. На удивление, работник музея сразу неодобрительно отнеслась к фотосъёмке, мотивировав тем, что был указ директора музея (сейчас в усадебном доме располагается «Народный краеведческий музей») на запрет фотографирования интерьеров и экспонатов. Но почему? Я считаю, что наоборот надо как можно шире афишировать и освещать сие произведение, дабы как можно больше о нём узнало народу и не проезжали мимо, а заходили и обогащали себя историей, ну и заодно кассу музея. Поэтому с чистой совестью нарушаю данное обещание и обнародую самое интересное, что там есть внутри.
Нас, безусловно, сразу заинтересовали расписные потолки. Очень колоритные плафоны под дерево.


В этой комнате по каким-то причинам серёдка была перекрашена.


Зато в каждом углу изображены различные картины, напрямую связанные с деятельностью Сергея Никаноровича.


Картина из жизни — на лесистом берегу Ветлуги идёт заготовка древесины.


Покажу лишь фрагменты этой весьма симпатичной росписи.


Вообще сейчас в музее что только не представлено: и экспозиции на тему современного лесного промысла и раритетные экспонаты, принесённые местными жителями со всей округи. Обходим и смотрим на всё, но показываю лишь достойное.


Наиболее интересная комната в доме — или бывшая гостиная или столовая.


Для меня сенсацией стал некий предмет меблировки. Как позднее выяснил, это фисгармония американской фирмы «Carpenter company», находящейся в те годы в городе Brattleboro штата Вермонт. Производство рубежа XIX - XX вв. Исходя из того, что у этой фирмы было несколько филиалов (Рига, Берлин, Лондон), а у нас её привозом занимался  в частности знаменитый фабрикант музыкальных инструментов и торговый представитель всемирно известных фирм, Поставщик Двора его Императорского Величества, Юлiй Генрихъ Циммерманъ, то можно предположить, что завезена была фисгармония в промежуток 1887-1903 гг..


Мега-раритетный глобус, где названия стран звучат как Англо-Египетский Судан, Французская западная Африка, Бельгийское Конго, Абиссиния и т.д.


Тут же раритет другого времени — пионерский уголок, с призывом стать активными борцами за великое дело Ленина.


Ну, и на последок ещё раз фото так понравившегося мне плафона с лепной розеткой посредине.


Чуть не забыл! Когда были наверху на балконе, сделал парочку кадров изящных башенок сверху.




А знаете, чем мне понравился владелец этой усадьбы? Вопреки воли родителей он женился по любви на экономке, которая работала в их доме. Благословления родители, конечно же, не дали. Но брак оказался удачным. Елизавета Петровна стала помощницей супруга и часто сопровождала Сергея Никаноровича в деловых поездках. Однако, недолго процветал их бизнес. После Великой Октябрьской революции супругов выселили из своих хором на улицу Поповскую в домик дьячка, но прожили они там недолго, в 1930-е С. Н. Беляев скончался, жена его прожила до 1950-х г. Новой власти приглянулся сей домик и с 1918 г. здесь обитал первый уездный комитет РКП(б), в войну — детсад, потом школа искусств, а с 1977 г. и поныне — Народный краеведческий музей.


Оставляем мы этот чудесный терем и по аллее возвращаемся на главную площадь посёлка.


Здесь находится усадьба ещё одного лесопромышленника — Н.О. Шагина. Информации по нему не нашёл вообще никакой.




Два главных дома объединены двором с воротами. Внутри флигель и хозяйственные постройки.




Квадратная в плане усадьба с постройками имеет множество входов и въездных ворот.


В данном случае  в архитектуре дома использованы мотива художественного стиля модерн.




Как впрочем и элементы народного зодчества.


Известно, что дом был выстроен вначале XX века. В начале становления советской власти здесь происходили съезды партийных уездных ячеек.


Вот такие замечательные яркие примеры богатых купеческих особняков ждали нас в Воскресенском.


Это была первая часть повествования о деревянных домах Поветлужья. Во второй части я поведую об усадьбе некого Казанцева


..и усадьбы семейства Левашёвых.


Продолжение следует...
Tags: 2013, Нижегородская область, деревянное зодчество, усадьба
Subscribe

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.

    В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Кислячиха и её секреты

    Кислячиха — это деревня, затерявшаяся меж градами Вичугой и Кинешмой. В небольшой деревеньке спрятан целый комплекс дореволюционных…

  • Пятница в Старице

    Прошлые два поста, ожидавшие написания три года, навеяли мысль: а не порыться ли мне в старых фотографиях из поездок пяти-шестилетней давности,…

  • Святыни вокруг Великого Новгорода. Окончание.

    В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как…