Previous Entry Share Next Entry
Ветлужские терема
Кто здесь?
deni_spiri


Сегодня я расскажу об усадьбе лесопромышленника С. Н. Беляева. Прежде всего это удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья. Дом считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. Кроме внешнего осмотра, нам удалось побывать и внутри, где, на удивление, сохранились подлинные расписные плафоны. Каюсь, что нарушаю данное работнику музея обещание не размещать фото в интернете, но не показать столь уникальный деревянный терем считаю кощунством. Ведь у нас уже не так много сохранилось нетронутой современной реставрацией оригинального деревянного зодчества. А найти в том же инете фотографий интерьера вообще не представляется возможным.



Узнали мы про эту усадьбу совершенно случайно, наткнувшись на информацию местного краеведческого сайта. И она сразу была включена в наш маршрут из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда в республику Марий Эл. А поскольку в этих краях оказалось сразу несколько таких удивительных деревянных домов, они значительно обогатили впечатлениями и придали особый колорит нашему путешествию. Расположены все эти усадьбы в живописнейших местах Поветлужья — на берегах реки Ветлуга в Нижегородском крае. Вот такой вид открывается с обрыва — самого высокого места посёлка Воскресенское, где и расположен главный дом усадьбы Сергея Никаноровича Беляева.


Большая часть юго-восточных районов Нижегородской губернии находилась в помещичьих владениях. При освоении этих территорий в XV-XVI веках, помещики переселяли на эти земли своих крепостных из многих других губерний России. Например, В.С. Шереметев в начале XIX века, купив новые земли, вниз по Ветлуге насильно переместили тысячи крестьян из других имений для обустройства своей новой усадьбы и места те даже получили прозвище «Шереметевской Сибири». Здешняя природа оказалась весьма богата на доброкачественную древесину — строительный лес, что и послужило основным промыслом этих мест. Лес отсюда сплавлялся по Ветлуге до Козьмодемьянска и по Волге до Астрахани на таких суднах как беляны. Беляны — огромные деревянные корабли-плоты, длиною доходившие до ста метров, а в высоту до шести, грузоподъёмность их достигала до 10 тыс. тонн. Плыли такие корабли лишь в один конец, где по прибытию полностью разбирались. Так вот и наш Сергей Никанорович сплавлял свой лес именно на таких белянах.


Само село Воскресенское известно с XVI в., как торговое село. Занятия жителей были связаны с сельским хозяйством и, как я уже упомянул, лесом и его сплавом. Однако, отец Сергея Никаноровича Беляева, Никанор Васильевич, разбогател вовсе не на лесе, а давая деньги под проценты и став зажиточным, скопил небольшой капитал. Сын не пошёл по стопам отца и решил вложить деньги именно в лесную промышленность. Поскольку к концу XIX века в этом направлении как раз был расцвет. Сергею Никаноровичу тогда было всего 20 лет, но предприимчивая жилка дала о себе знать. У местных помещиков он купил "дачу" — лесной участок, где и стал заниматься переработкой древесины. А чуть позже в селе Успенское этого же Воскресенского района купил себе стекольный заводик. Что ж, отвлечёмся немного от истории и приступим наконец-то к осмотру народного творения.


К сожалению, пристройка появилась совсем недавно, чем весьма подпортила вид с этой стороны дома. Сразу хочется отметить необычное решение — балкон на крыше дома.


Выполнен он, как и весь дом, воздушно и очень красиво.




С него открывается изумительный вид на живописные просторы Поветлужья.


Однако я чуточку забежал вперёд. Спустимся мы пока обратно вниз. И продолжим внешний осмотр. Только вот солнце начинает при этом ракурсе бить прямо в объектив камеры. От этого происходит искажения цвета. Но ничего страшного, терем не теряет даже при таком ракурсе своей оригинальности и изысканности.


Фасад второго этажа (мезонин) украшен красивым подзором и весьма узкими окошками.


А на этом фасаде, кроме ещё одного входа, вполне мог быть балкончик, судя по "чердачной" двери.






В усадебный комплекс входили: главный дом, церковь Вознесения, хозяйственный корпус с каретником, флигель, торговая лавка, парк. Часть этих построек сохранилась и до наших дней, но они не представили для нас интереса, поэтому их в отчёте не представляю. Главный дом был выстроен в 1904-1905 гг. на средства Сергея Никаноровича Беляева.


Наличники, на мой взгляд, немного грубоваты.


Конечно же, нельзя не обратить внимание на две изумительные башенки, венчающие крышу.


Башенки — настоящее произведение прикладного искусства.


Так много на них замысловатых деталей.


А теперь перейдём к важному событию, на которое мы и не рассчитывали (был выходной день) — нас пригласили зайти внутрь. На удивление, работник музея сразу неодобрительно отнеслась к фотосъёмке, мотивировав тем, что был указ директора музея (сейчас в усадебном доме располагается «Народный краеведческий музей») на запрет фотографирования интерьеров и экспонатов. Но почему? Я считаю, что наоборот надо как можно шире афишировать и освещать сие произведение, дабы как можно больше о нём узнало народу и не проезжали мимо, а заходили и обогащали себя историей, ну и заодно кассу музея. Поэтому с чистой совестью нарушаю данное обещание и обнародую самое интересное, что там есть внутри.
Нас, безусловно, сразу заинтересовали расписные потолки. Очень колоритные плафоны под дерево.


В этой комнате по каким-то причинам серёдка была перекрашена.


Зато в каждом углу изображены различные картины, напрямую связанные с деятельностью Сергея Никаноровича.


Картина из жизни — на лесистом берегу Ветлуги идёт заготовка древесины.


Покажу лишь фрагменты этой весьма симпатичной росписи.


Вообще сейчас в музее что только не представлено: и экспозиции на тему современного лесного промысла и раритетные экспонаты, принесённые местными жителями со всей округи. Обходим и смотрим на всё, но показываю лишь достойное.


Наиболее интересная комната в доме — или бывшая гостиная или столовая.


Для меня сенсацией стал некий предмет меблировки. Как позднее выяснил, это фисгармония американской фирмы «Carpenter company», находящейся в те годы в городе Brattleboro штата Вермонт. Производство рубежа XIX - XX вв. Исходя из того, что у этой фирмы было несколько филиалов (Рига, Берлин, Лондон), а у нас её привозом занимался  в частности знаменитый фабрикант музыкальных инструментов и торговый представитель всемирно известных фирм, Поставщик Двора его Императорского Величества, Юлiй Генрихъ Циммерманъ, то можно предположить, что завезена была фисгармония в промежуток 1887-1903 гг..


Мега-раритетный глобус, где названия стран звучат как Англо-Египетский Судан, Французская западная Африка, Бельгийское Конго, Абиссиния и т.д.


Тут же раритет другого времени — пионерский уголок, с призывом стать активными борцами за великое дело Ленина.


Ну, и на последок ещё раз фото так понравившегося мне плафона с лепной розеткой посредине.


Чуть не забыл! Когда были наверху на балконе, сделал парочку кадров изящных башенок сверху.




А знаете, чем мне понравился владелец этой усадьбы? Вопреки воли родителей он женился по любви на экономке, которая работала в их доме. Благословления родители, конечно же, не дали. Но брак оказался удачным. Елизавета Петровна стала помощницей супруга и часто сопровождала Сергея Никаноровича в деловых поездках. Однако, недолго процветал их бизнес. После Великой Октябрьской революции супругов выселили из своих хором на улицу Поповскую в домик дьячка, но прожили они там недолго, в 1930-е С. Н. Беляев скончался, жена его прожила до 1950-х г. Новой власти приглянулся сей домик и с 1918 г. здесь обитал первый уездный комитет РКП(б), в войну — детсад, потом школа искусств, а с 1977 г. и поныне — Народный краеведческий музей.


Оставляем мы этот чудесный терем и по аллее возвращаемся на главную площадь посёлка.


Здесь находится усадьба ещё одного лесопромышленника — Н.О. Шагина. Информации по нему не нашёл вообще никакой.




Два главных дома объединены двором с воротами. Внутри флигель и хозяйственные постройки.




Квадратная в плане усадьба с постройками имеет множество входов и въездных ворот.


В данном случае  в архитектуре дома использованы мотива художественного стиля модерн.




Как впрочем и элементы народного зодчества.


Известно, что дом был выстроен вначале XX века. В начале становления советской власти здесь происходили съезды партийных уездных ячеек.


Вот такие замечательные яркие примеры богатых купеческих особняков ждали нас в Воскресенском.


Это была первая часть повествования о деревянных домах Поветлужья. Во второй части я поведую об усадьбе некого Казанцева


..и усадьбы семейства Левашёвых.


Продолжение следует...

Спасибо за чудесные домики. Я очень рада, что за ними присматривают.

Чудесные это точно. :)
В данном случае, я тоже рад, что присматривают. Дух старины там не утерян, даже не смотря на эту стрёмную пристройку. :)
Спасибо!


Да ну... весьма средненько. Видывали и покраше:










Дом в Осташево уже разобран и собран заново из новых брёвен. Поэтому считать его родным нельзя.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6301/42675763.32/0_92fbb_2897faf_XL.jpg
А кроме этих костромских теремов и еще, дай бог, с десяток-два таких, много ли осталось родного деревянного зодчества с такой богатой резьбой?
Так что терем хорош сам по себе. И сравнивать в данном случае не корректно.
А уж тем более в такой манере, словно ты мне тут членами мериться вздумал. Мне как-то насрать, что ты там видел круче. :) Мы вон тоже многое чего видели, так я понты не кидаю. :)))
Мне нынешний хозяин этого терема писал, как продвигаются работы и прочее и то без пафоса. Скромнее надо быть.

Edited at 2013-11-20 12:59 pm (UTC)

чудесные домики. Совершенно сказочные. Хорошо, что первому повезло стать музеем, будут за ним следить.

Второй раз их в комментариях называют чудесными! :) Я такого же мнения.
Были же умельцы!
Дай бог, чтоб подольше музей прожил при его весьма скудной посещаемости.

Спасибо за интересный репортаж! Дома заслуживают того, чтобы о них было рассказано. И замечательно, что они живут! Фото, как всегда, отличные! :)

Благодарствую!
Старался! :) Истории для меня маловато. Вот бы знать какие мастера делали, чем Сергей Никанорович вообще жил, что в усадьбе творил и т.д. :)
Фотоаппарат пока тянет при хорошем освещении, но моделька всё-таки устарела.

Хотел бы себе такой домик

Я бы по-больше и кирпичный. А этот как дачу. :) Летнюю дачу. Чтоб на балкончике восседать можно было.

Беляев часом не старообрядец?

Этого я не ведаю. Вполне возможно с учётом, что старообрядчество там было очень распространено.

>>Большая часть земли южных районов Нижегородской губернии находилась в помещичьих владениях

Но Ветлуга это северная Нижегородчина. Хотя само предложение о помещиках по-моему действительно про южную.

Всё верно. Город Ветлуга находится на 200 км севернее от этих мест.
Здесь река Ветлуга и она вниз идёт. Ветлужские от названия реки. :)
Кстати, надо наверное вообще убрать эту фразу. Потому как это больше на восточную часть смахивает. :)

Edited at 2013-11-20 01:40 pm (UTC)

Очень симпатичный теремок получился у этого Беляева: башенки прелесть, квадратный бельведер тоже, а вот сарай свежепристроенный совсем не в тему.
Запрет на интерьерную фотосъемку действительно нелепицей какой-то выглядит - музей, блин(
P.S. Мутант пианино с трюмо порадовал)
P.P.S. Глядя на башенки родные Кимры вспомнил с их деревянным модерном.

Спасибо, Паш!
Мне тоже он понравился. Даже очень. В таком красивом месте расположен. Парком окружён.
Башенки вообще шикарны. Внутрь их заходили, там склад местных старинных безделушек.
Я и пытался в музее объяснить, что наоборот надо себя рекламировать. Ну какие там туристы? Точнее откуда? Так приезжие отдыхающие да экскурсии заезжие. А местные уже насмотрелись.
Я только дома расшифровал что фисгармония это такой мини-орган.
Да, помню-помню. Есть в Кимрах парочка интересных домиков.

Edited at 2013-11-20 05:02 pm (UTC)

Свершилось, наконец, я увидел дом Беляева со всех сторон и во всей красе, у меня он ассоциируется с храмом две колокольни и четверик, меня тоже смущают двери на фасаде, наверно там были отрытые террасы, которые почему-то разобрали. Опять же там много идей, которые я надеюсь летом воплотить у себя доме.
Очень приятный интерьер к стати он перекликается с Осташевскими теремами наверно под краской на стенах тоже росписи.
А какая там лестница внутри, они подлинна, и есть ли лестницы в эти парные башенки и какая лестница (по конфигурации) на открытую террасу на крыше?

Я рад, Сергей. Если б не твоя просьба, я ещё не скоро их выложил. :)
Интересное сравнение с храмом и спаренными звонницами. И впрямь что-то есть такое. :)
Ага, двери на каждом фасаде (кроме где эта стрёмная пристройка). Наверное, вообще была красота с террасами. Что-то для себя черпаешь?
А ведь наверняка и стены были расписаны. Потолочек знатный. Приятный такой приглушённый цвет дерева.
С лестницами беда. Парадная на второй этаж с современными балясинами. А в башенки винтовые короткие совсем ведут. А на балкон вообще какая-то узкая, словно на чердак. Не знаю, как они туда чай подавали. Мы б там посидели и тоже попировали, будь времени побольше. :)

Буду ждать продолжение про дом Казанцева. Похоже у дома Шагина подлинные ворота, но могу и ошибаться

Тоже склоняюсь, что подлинные. Только штукатурка свежая. Там даже эти двери ворот древние и петли старинные.
Внутрь дома Казанцева почему-то не зашли. Второй отчёт намного скромнее будет. без интерьеров.

Edited at 2013-11-20 05:40 pm (UTC)

Интересно, если бѣляны строились на один раз, сколько их утонуло за годы...
Ведь если на один раз, то и стараться не надо)))

Терем я себе тоже хочу, вот только красить его-мудренное дело. Все закоулки пока мазнешь-сто лет пройдёт! А какое внимание к деталям.

Мне показалось, тема интерьера раскрыта не полностью. Фисгармония, я думаю, могла быть доделана умельцами, по заказу барина. А вообще она из рода бумбоксов, на современный лад %)

Фотографировать не дают, чтоб меньше ехало туристов. Зарплата у смотрителей та же, а нагрузка выше-зачем им это? Вот стоил бы входной билет 200р., к примеру, а 90 бы они получали с него-рекламировались бы ещё как!

Читал про них. Они вообще не тонули, не смотря на внушительный вес. Они плоскодонки, типа плота. И там такая конструкция, что затопить его было невозможно. Продумали наши предки всё досконально. Вот сгореть по пути оно могло. :))))
Деталей здесь аж перебор. Но я люблю такое.
Совершенно верно, интерьер представлен по минимуму. Показал наиболее выдающееся. Типа, есть там и печь, но рисунок на изразцах советского времени. Это не интересно. так что не всё вошло в мой кадр. :)
Я тоже допускаю такой вариант, что они на окладе и не парятся. Но не будет финансироваться и сразу загнётся. :(

Спасибо, какие жемчужины! Как мало мы об этом знаем или вообще не знаем(((

Это точно, знаем мало. А сейчас тем более история и культура отошла на второй план, если не на двадцать второй.
Рад, что Вам понравилось. Спасибо!

Очень интересные теремки! Беляевский прямо-таки вообще сказочный. Хорошо, что там музей сделали. Я, если честно, думал, что кроме Чухломских теремов у нас в стране уже подобных зданий и не дошло до наших дней, но, к счастью, ошибался.

Спасибо!
Сказочный теремок. :)
Так их и впрямь, Денис, очень мало осталось таких вот искусных. Хотя, может глубинка хранит ещё где шедевры. :)

Просто фантастически интересные домики!!!

Полностью с Вами согласен. :)

Восхитительные дома в 1 и 2 частях. Обожаю такие, с массивным декором и наличниками.

Мне тоже такие нравятся. Особенно тем, что выглядят уже потрёпанными (отреставрированные не люблю). Поэтому все эти усадьбы и легли в наш маршрут в том районе. Такое пропустить ни коем образом было нельзя. :)
Спасибо.

?

Log in

No account? Create an account