?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Липецкая проповедь
Кто здесь?
deni_spiri


"Липецкая проповедь" — повествование сразу о нескольких заброшенных храмах Липецкой области. Речь пойдёт не о столь известных церквях как в Баловневе, Вешаловке и Берёзовке, а о менее известных, но не обделённых нашим вниманием. Поскольку в том путешествии мы посетили достаточно много памятников культового зодчества, я разобью отчёт на пару-троечку частей. В каждую войдут церкви разные по виду и содержанию, но так чтобы везде была изюминка. Здесь изюм в росписи одного из храмов. :)
Итак, первая часть липецко-церковного отчёта.



Начнём с Лебедянского района, где в селе Новое Ракитино стоит Казанская церковь. Построена она была в 1872 году.


Как видим, купола утеряны, но из-за этого оставшиеся остроконечные завершения навевают ассоциации с замком.


Внутри полнейшая пустота, окружённая голыми стенами.


Вот и колокольня смотрится как башенка.


Рядом с церковью сохранилась довольно симпатичная и такая нарядненькая церковно-приходская школа (может быть) конца XIX века, в которой нынче располагается какое-то детское учреждение.


Здесь разглядывать больше нечего и мы перемещаемся далее за город Лебедянь, в крупное село Павловское.


Церковь Вознесения Господня выстроена в 1848 году. До этого на этом месте успело побывать два храма, первый из которых был деревянным и упоминался уже в 1678 году. Внутрь попадаем через колокольню, где нет ничего примечательного, а вот внутри храма...


А внутри нас ждала сохранившаяся роспись. Сохранность не из лучших, но радовало и такое качество.




Поскольку я очень люблю храмовую живопись, уделим этому факту детальное внимание. На северной и южной стенах нарисованы крупных размеров библейские сюжеты, заключенные в рамки.
"Нагорная проповедь"




"Благословение детей"




В парусах расположились Святые апостолы.
"Св. Ап. и Евг. Иоанн Богослов"


"Св. Ап. и Евг. Марк" (лев так нарисован словно из мультика)


Ну, и куда же без благоверного князя Александра Невского.


"Св. мученица Царица Александра"


"Св. Благоверная Княгиня Ольга"


Пожалуй хватит рассматривать росписи, можно ехать дальше. Теперь мы движемся в направлении города Данкова и в том районе заезжаем в село Еропкино, известное уже с 1676 года. Здесь посреди села стоит Казанская церковь, в стиле барокко.


Постройка ныне существующей церкви начата помещиком Михаилом Алексеевичем Еропкиным в 1772 году. Освящена была 27 сентября 1782 года. Построение каменной же колокольни начато уже другим помещиком - Ошаниным, в  1821, но за смертью строителя остановилась; вновь начата в 1860 и окончена была в 1862 году.  До наших дней колокольня не сохранилась.


И под вечер оказываемся в селе Хрущёво-Подлесное. Тут вот Спасская церковь 1760 года.


Интересна колокольня, выполненная в стиле эклектики.


Венчает её луковичная главка на миниатюрном глухом барабане оригинальной пирамидальной формы.


А в виде бонуса представлю вам интересную церковь Ефремовского района Тульской области. Путешествовали-то мы по Липецкой, но ночь провели в Ефремове, в окрестностях которого нами и была замечена эта церковь. Итак, на следующее утро мы заехали в село Пожилино, где на главной площади стоит такая вот церковь.


Ранее в селе существовало два деревянных храма. Один разобран в 1825 году, на обжиг кирпича для строительства нового храма. Второй разобран в 1860-м для тех же целей. Нынешний храм в честь Димитрия Солунского строился аж целых 50 лет: с 1825 года по 1875, на средства господ Левшиных Ираклия Алексеевича и Алексея Ираклиевича.


Архитектура храма имеет монументальный и своеобразный облик.




Когда-то низкий цилиндрический барабан венчал полусферический деревянный купол.


Несмотря на его состояние, все фасады здания украшают вывески "Христос Воскресе!" с подсветкой. :)


На этом наше первое повествование о липецких храмах заканчивается. Продолжение следует.

  • 1
Была аналогичная башенка-маковка как эта:
меня еще критике тогла подвергли, за сравнение с филевской.

Лев мультяшный на росписи, потому что представление о не русских животных в 19м веке было посредственным.Либо со слов, либо из неизвестно каких источников типа оберток\коробок\шкатулок привезенных откуда-то, а там соответственно было все не академическое.

Кстати вспомнил, в Законе Божьем, Слободского, в одной из статей зашла речь о винограде, автор объясняет детям "виноград похож на рябину, только сладкий". Вот и что нарисует человек после этого?

Качество росписи зависит от уровня мастерства. Были целые школы иконописцев. Порою в храмах можно встретить живопись потрясающе искусного исполнения. Здесь скорее всего был местный художник, который откуда-то срисовывал, основываясь на своё умение.
А вот например превосходно написанная гризайль и это XIX век!
Техника гризайль

Храм в Пожилино такой грандиозный внутри, интересно бы увидеть его свод изнутри каким он был

Подозреваю, что без связей там никак было не обойтись.

Какой самый старый из недействующих храмов вы посещали?

Конечно вот этот - X век (Северный Кавказ)
Сентинский храм Х века

А если брать нашу полосу и если датировка верна, то 1707 года (Рязанской губернии):
Церковь Димитрия Солунского в Нестерово




Edited at 2013-08-22 10:30 am (UTC)

Изложу впечатления по-порядку:
1. В Казанской церкви удивительно пусто: ни деревянных остатков перекрытий, ни кирпичей, а вместо них - практически газон, как будто специально прибрали внутри.
2. Вознесенский ампирный храм впечатляет остатками академической росписи: портретные изображения так себе, а вот евангелисты и сюжеты очень неплохо смотрятся.
3. У барочной Казанской церкви несмотря на общее разоренное состояние на удивление неплохо наличники сохранились.
4. Спасская церковь только колокольней представлена из-за дефицита времени или там основной объем совершенно безынтересный?
5. Ну и последний храм безусловно интересен своими приземистыми пропорциями - интерьер с таких размеров ротондой сродни колизею!

1. Меня тоже удивило, что внутри всё так аккуратно. Может наличие в 10 метрах "детсада-интерната" обусловило отсутствие битых кирпичей и прочего. Там явно прибрались.
2. Я тоже обратил внимание, что Святые благоверные проще изображены, а вот в больших картинах довольно хорошо написано.
3. К сожалению, кроме наличников смотреть было не на что. :)
4. Да там, только колокольня и интересна сам храм не удостоился отдельного внимания
Спасская церковь в Хрущево-Подлесном


5. У меня тоже возникала ассоциация с колизеем! :)

последняя церковь очень внушительно выглядит. Как древнеримское сооружение какое-то)

Ага, монументальное сооружение.
Согласен на счёт Рима, у меня такие же ассоциации. Особенно изнутри. :)

Ты такую нехарактерную фотографию для себя выбрал для заглавия, что я этот блог за чужей стначало приняла)
Вот не думала что твой фотопарат так круто приближать может!!!
По моим фотам вобще не скажешь что в этом храме сохранились какието росписи)))
Блог крут! как и ты)

Так ведь эта роспись главный изюм этого отчёта, вот и на заглавную поставил.
Да ладно, приближает фотик паршиво! Я уже про это говорил. Стабилизация отвратительная и слабый zoom! Здесь я обработал фото.
Крут?


Роспись красивая очень!

Ага. Но только два больших сюжета. Маленькие простые. :)

Несмотря на то, что многие из храмов мне знакомы, есть и те, которые пока в списке непознанного.
Спасибо за репортаж:-))

Да это не шибко примечательные храмы. Есть в этой области и более достойные (как пример, в других моих постах).

  • 1