?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Усадьба в Дёгтево
Кто здесь?
deni_spiri
Image

Ещё в 2011 году мы много колесили по Ярославским землям в поисках архитектурных и исторических достопримечательностях. Благо эти земли на них весьма богаты. В одну из таких поездок нами была исследована одна симпатичная церковь и совершенно случайно обнаружен белый двухэтажный усадебный дом прямоугольной формы, со множеством окон и скромным внешним декором. Но на удивление внутри этого дома, построенного ещё в XIX веке, хорошо сохранились интерьеры: печи, росписи, карнизы и лепные розетки. Главная и неожиданная "жемчужина" интерьера ждала нас в зале второго этажа - там сохранилась преинтереснейшая потолочная живопись.



Основоположником села и усадьбы Дёгтево был князь Иван Алексеевич Шайдок. Цель основания села - добыча дёгтя (отсюда и название села) и угля, т.к. вокруг стоял глухой лес. Одновременно с усадьбой в 1720 году была построена деревянная церковь. А в 1754  на её месте построили новую каменную церковь, которая просуществовала до 1801 года.
Сейчас храм постепенно поглощает растительность. Зелень так бурно разрослась, что в трапезной уже настоящий лес.
Image

Нынешняя церковь во имя Корсунской Божией Матери строилась довольно-таки длительно, в два срока: изначально в 1802 году построена зимняя часть (трапезная), и только в 1819 окончена летняя - сам храм. Строилось всё это на средства прихожан при преимущественном содействии местных помещиков Филимонова и Малышкиных.
Главный фасад обрамляют пилястры и полуколонны, а вот треугольный фронтон, нависающий когда-то над входом, не сохранился.


Внутри храма внимание сразу привлекает обрушившийся деревянный купол.


Даже в таком полуразрушенном состоянии купол смотрится весьма интересно. Сохранилась на нём роспись под кессоны.
Приглядевшись, можно увидеть нижнюю часть фрески "Господь Саваофъ" - грозовые облака и ноги Господа.


Барабан прорезан трёхчастными полуциркульными окнами. Без каких-либо признаков оконных рам.
А  в оконных простенках кое-где уцелели изображения Святых.
Image

"Святой Евангелист Лука"
Image

"Святой Евангелист Иоаннъ Богослов"
Image

Большая же часть росписи в храме не уцелела.
На полу валяется огромное количество брёвен - рухнувших деревянных перекрытий кровли.
Image

От иконостаса остались лишь места крепления.
Image

На просторах инета нашёл фоточку этого храма, датированную 1910 годом.


Ну, и вид 2011 года.


После осмотра храма, мы было двинули обратно и совершенно случайно, среди деревьев заприметили интересный двухэтажный дом.
При ближайшем рассмотрении стало понятно, что дом дореволюционный и к тому же явно усадебный.


Как уже известно, изначально усадьба принадлежала князю А. Шайдоку. Затем имение переходит во владение помещика Колочёва. Вот при нём в 1882 году и было построено современное здание усадьбы. В усадьбе Колочёвы жили вплоть до Октябрьской революции.
Image

Фрагмент фасада с сохранившемся декором.


Все окна в доме заколочены или затянуты рубероидом, но нам повезло и мы нашли незапертое окно, через которое и попали внутрь. Фотосъёмка была осложнена тем, что внутри была полная темень, а штатив я с собою не ношу, собственно как и фонарь (всё это благополучно было оставлено в багажнике авто).
Image

Сразу скажу, что самое интересное нас ждало на втором этаже, но осмотр мы начнём по порядку.
Первый этаж встречает нас длинным коридором со множеством комнат.


Во многих комнатах расположены вот такие простые по форме и очень невзрачные на вид крупные печи.
Они отштукатурены и покрашены поверх изразцов. Поэтому совсем безлики.


Скорее всего такие простые печи располагались далеко не в главных залах.


После осмотра первого этажа, где нет ничего интересного, мы поднимаемся наверх.


И там нас ждало сразу несколько интересных сюрпризов.


На втором этаже такой же длинный коридор, но вместо комнат уже более просторные залы.


Главное отличие от первого этажа это наличие  в залах высоких старинных печей.
Рядом с печью на стенах мы можем видеть попытки неудачной реставрации - вся поверхность стен была оклеена пенопластовыми плитками, которые по прошествии некоторого времени полностью осыпались, оставив эти точечные серые следы.


Здесь, к сожалению, печи так же покрашены и если и были изразцы с рисунком, этого нам не узнать.


Вдоль всей площади потолка сохранились лепные карнизы, которые сверху обрамляют и печи.


Лепные цветочки, вазы, венки частично осыпались. Но всё-таки ещё можно представить былую красоту.


Местами сохранились и потолочные розетки с металлическими крюками для люстр.


А в одном из залов в простенке между двумя дверьми сохранились пилястры.
Возможно они обрамляли очередную печь или какую-либо настенную роспись.


Ну вот, мы и подошли к главному украшению этого усадебного дома - потолочной росписи.
Удивительно, как на фоне этой разрухи и множества переделок до нас дожила эта живопись (предположительно конца XIX века).
Image

Рисунок нанесён на всю площадь потолка, а посреди размещается розетка с цветочной лепниной.


Обрамляет эту роспись так же лепной фриз.


"Злые гномы развели костёрчик". Фрагмент живописи.




Что ж, более здесь ничего интересного не обнаружилось и мы отправляемся вниз, на выход.




Кстати, в усадьбе до недавнего времени находился детдом, который существовал аж с 1941 года (в 1960-м был преобразован в интернат для умственно-отсталых детей). Но за отсутствием финансирования, как и многие другие, он прекратил своё существование.


Покинули мы это хозяйство так же, как и вошли - через окошко.

  • 1
>>Ну, и вид 2011 года.

Мерзость запустения

Куда ж без этого. Это свойственно нашему времени. :)

А про усадьбу нам дед местный сказал, что мол помещечья:-) хорошая тогда вышла поездка плодотворная! Только помню жара была:-)

Да, но нашли-то мы её совершенно случайно. И не знали про неё, когда ехали. Очень мало информации про такие вот малоизвестные усадебки.
Ага, помню, что жарко. Поездки все по Ярославской области были плодотворными, особенно в районе Некоуза.

Вид у церкви на старом фото совершенно иной:-(

Зато как интересно их сопоставить с одного ракурса. если присмотреться, то на старом фото видна внешняя роспись храма, входа в колокольню и в воротах.

рано или поздно возродится.

Церковь может быть. А вот с усадьбой вряд ли будет перспектива.

Да, дом интересный и такие тяги карниза над печами почти углом скруглены, (такое чувство, что нарочно розетки поотбивали) мне кажется роспись ампирная, у амуров такие позики везде.

Спасибо, Серёж. Думал, скажешь: дом простой и неинтересный. :)
А мне вся интересность в том, что именно он простой, а внутри вон и печи сохранились.
Нам больше понравилось, что мы его случайно обнаружили. Ехали лишь церковь посмотреть, а тут на дом наткнулись. Информации по нему совсем мало.
На счёт времени я не силён. Если роспись ампирная, то это каких годов?
Так это амуры? Я думал карлики... :))))))
К сожалению, тогда не уделял внимание деталям. А надо было золотых лилипутов всех отфотать - у них сюжеты разные в отличии от серых.
Может во время реставрации и повредили лепнину. А может и со временем.

У дома похоже главной вход был по центральной оси, видно что заложены двери и спилен железный балкон над входом

Согласен с тобою. С обратной стороны вообще всё гораздо проще.

Как всегда интересно.
А вот с обрушившимся куполом-не понятно. Если там фреска, то когда выполнена роспись под кессоны...?

Ну а масляной краской по граниту-это пипецище!!!
Хотя и этому есть объяснение-омерзение к барской жизни надо было как-то замалевать. Вкуса не было, ведь академиев они не кончали, по этому что красиво, что не красиво-разницы нет.

Кессоны конечно в конце 18 века, а фрески это конец 19 и там такие характерные национальные орнаменты над термальными окнами

Впечатляет, что роспись дожила до наших дней!

Сами удивились.:) Прикинь, такой простой дом, неизвестная усадьба, а внутри что-то настоящее старинное. :)

Да, жалко, если пропадут и вполне восстановимые печи и роспись.

Да, красочку с печей смыть и было бы поинтереснее. Но, как видим, реставрация затухла.
Вот, специально для Вас загрузил фоточку одной из печей из интереснейшей усадьбы.


Вообще всё время смотря на такие снимки приходит мысль, что в те времена знатные люди спокойно себе жили в сельской местности, строились там, обосновывались, даже роскошествовали. И как-то их совершенно не угнетало, что до Москвы далеко. Какая-то самодостаточность была.

Совершенно верно. Жили за счёт своих хозяйств. И хозяйства эти были ого-го!
Порою в глубинке можно встретить преинтереснейшие и даже богатые усадьбы.

Edited at 2013-08-05 07:46 pm (UTC)

Какой симпатичный ротондальный храм с деревянным купольным сводом! Не понял насчет росписи свода: если изначально он был оформлен под кессоны, что соответствовало духу времени, а позже был записан библейскими сюжетами, что почему сохранился только нижний кусочек Бога Отца, а остальная поверхность выглядит так, как будто и не закрашивалась...
Печи в усадебном доме интересны - не то что в отреставрированной усадьбе Брянчаниновых.

Edited at 2013-08-06 06:00 am (UTC)

Спасибо, Паша.
Я думаю, тут просто поверх нарисовали одну фреску и всё. Может барин возжелал или инициатива какого священника. :)
Ну, печи тут тоже не ахти. Закрасили их уж больно конкретно.

а в каком месте приступили к реставрации? на фотках её следов не обнаружено)
усадьба в классическом стиле - хороший экземпляр. фасад хорошо сохранился.
В Питере и правда таких много, но они уже все отреставрированы. Потому что в центре находятся))

:)))
А вот видите эти серые кружочки на стене?


Это и есть реставрация. Там были плиточки наклеены, которые отвалились. и так во всех залах. :)
В Питере есть и заброшенные интересные. Тут уже редкость такое встретить.
Спасибо!

храм очень интересный, обвалившийся купол выглядит впечатляюще, а печки в доме... сразу захотелось краску смыть и посмотреть, что под нею))

Спасибо! Согласен, основной объём храма интересно смотрится. Кругленький такой. :)
Судя по форме и виду изразцов, скорее всего на них нет рисунка. Это похоже на такие печи
Усадьба Щербово


Как всегда, красота! Дом -- неплохой образец зрелого классицизма, сразу напоминает калужский дом забыл кого -- ну, где музей, Полотняный Завод Щепочкиных.

Спасибо! Это ещё из старых поездок. У меня, кстати, тоже расписной потолок вызвал ассоциации с усадьбой Щепочкина. :)

  • 1