Previous Entry Share Next Entry
Белёвские монастыри
Кто здесь?
deni_spiri


Подъезжая к Белёву в 1912 году, открывалась красивая панорама: на возвышенности стоит древний город — ровесник Москвы, основанный так же, как и столица, в 1147 году. А на окраине города, на берегу Оки расположены строения двух старинных монастырей: мужского Спасо-Преображенского и женского Крестовоздвиженского, самого древнего из женских монастырей Тульского края. Удивительно, но два этих монастыря находятся совсем рядом: между женской и мужской обителями только невысокая ограда, к которой подступает фруктовый сад.
Так было раньше. Сейчас же монастыри находятся в беднейшем положении, правда, потихоньку идёт процесс их восстановления. Вот пока их не восстановили полностью, мы и проведём экскурсию по тамошним территориям с их заброшенными кельями и храмами.

Вот так сейчас выглядит старейший женский монастырь Тульского края.


Крестовоздвиженский женский монастырь. В монастырской описи 1764 года говорится: «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палицкой, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящего Креста». В начале монастырь был деревянным и в нём имелась только одна церковь. В самом начале своего существования он был очень беден средствами, и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане и церковном вине. Об этом свидетельствует Писцовая Книга 1624-1625 годов. В последствии царскими жалованными грамотами монастырю дважды была оказана денежная помощь, и он стал приобретать земли и отстраиваться.




К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Однако, как и многие другие монастыри, в 1764 году Крестовоздвиженский монастырь был полностью упразднен, а его монахини переведены в Лихвинский Афанасьевский монастырь, который, в свою очередь, через четыре года был также ликвидирован «из-за ветхости построек» — и тогда в 1768 году Крестовоздвиженский  снова решили возродить. Туда возвратились всего 17 инокинь.


В «Описании города Белёва и Белёвского уезда 1792 года» сказано: «Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня. Келий деревянных двенадцать». В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего во всём Белёве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, но уже из камня.


Соборный монастырский храм построен к востоку на косогоре, на высоком фундаменте. Собор Воздвижения Честного Креста Господня  выстроен в духе эклектики в 1866-1869 годах, сооруженный вместо каменного храма 1710-ых.


В подвальном этаже находился довольно обширный склеп. В этом склепе, по преданию, погребена  игуменья Патрикия.
В центре северной и южной стены на кирпичном профилированном пояске - голгофский латинский четырехконечный крест. Ветви его заканчиваются сердцевидным окончанием. Такой крест называется также крестом восхождения или нисхождения. На нем изображаются три ступени христианских добродетелей: Вера, Надежда, Милосердие.


Монастырь был окружен стеной, с трёх сторон каменной, а с восточной стороны - деревянной, с башнями по углам. Высота стен достигала 2,4 метра, а толщина 78 см. Часть стен сохранилась до наших дней.




В 1801 году возвели каменную колокольню «в два с половиной этажа» — она была самой высокой точкой Белёва до тех пор, пока в 1820 году не построили колокольню соседнего монастыря. Колокольня выполнена в духе провинциального классицизма конца XVIII века. В центре неё были сделаны святые ворота (не сохранились) В нижнем этаже колокольни, по бокам арки,  находились две часовни.


Монастырский двор, середину которого занимал храм, был обставлен со всех четырех сторон деревянными, на каменных фундаментах, корпусами жилых келий. Всех корпусов внутри ограды было аж 26.




Расцвет монастырского хозяйства и увеличение количества сестёр пришлись на 60-70 года XIX века. Появились тогда же домовая церковь, женское двуклассное училище, где учителями служили сами монахини, больница на 12 мест, богадельня, церковно-приходская школа. Белёвский Крестовоздвиженский монастырь имел своих благотворителей, которые жертвовали немалые суммы на содержание монастыря. Например, помещица Вера Андреяновна Сомова, помимо 2000 рублей, обложила богатым серебряным окладом главный престол храма на сумму 9500 рублей на вечное поминовение её с детьми.   В середине 90-ых годов XIX века в монастыре насчитывалось до пятисот человек, включая всех монашествующих и посторонних, проживающих в обители.




Сохранились также сведения, что Крестовоздвиженский монастырь являлся своеобразным центром кружевоплетения, прославившим традиционные белёвские кружева не только по всей России, но и за границей. Кружевами поначалу украшались церковные облачения и принадлежности церковной службы. Затем кружевоплетением занялось женское население города. Согласно статистическим данным в 1880 года плетением кружев занялись 2000 мастериц. А за год вырабатывалось более 200 тысяч штук различных кружевных изделий.


Что ж, оставляем этот монастырь и пройдя 50 метров, оказываемся в другом.
Что же касается Спасо-Преображенского мужского монастыря, то он был основан первым.  Историки предполагают, что главный храм монастыря - Спасо-Преображенский собор создал князь Иван Васильевич, сын основателя Белёвского княжества князя Василия Романовича  —  этот собор должен был стать усыпальницей белёвских удельных князей.


Точная дата основания монастыря, к сожалению, неизвестна.  в «Кратком историческом описании города Белёва с уездом его» 1844 года издания указываетcя 1525 год. Первое письменное упоминание нашлось в монастырской книге, датированное 1557 годом.  Примечательно, что в Синодике  монастыря отмечен факт его посещения в 1565 году царем Иваном IV Грозным. Сохранился также текст его наставления: «Поставить во обязанность игумену монастыря помнить вседневно белёвских князей, а во день их смерти служить соборне и раздавать мылостыню. Иоанн IV Васильевич».


Изначально монастырь был деревянным, но из-за многочисленных набегов и пожаров вынуждены были постоянно перестраиваться. В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белёв монастырь сожжён, потом восстановлен. Но уже  в 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского. Одним словом, этому древнему монастырю, как и многим другим русским обителям, в те времена постоянно не везло.


Только в конце XVII века основные постройки монастыря были «возведены в камне».  В «Описании города Белёва и Белёвского уезда 1792 года» сказано: «Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; огражден девятиугольной каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные. Келий каменных четыре, деревянных десять. »
Собор Спаса Преображения - образец московского зодчества 2-ой пол. XVII века с богатым декором.  Сооружен в 1683-1686 годах.  Завершен пятиглавием на горке кокошников.




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы кирпичная трапезная церковь на подклете в южной части монастыря. Сооружена в 1698-1700 годах. К пятиглавому четверику пристроена двухэтажная трапезная, расширенная и перестроенная в 1864.


В Спасо-Преображенском мужском монастыре действовали духовное училище и Духовное правление Белёвского округа. В 1761 году на базе Спасо-Преображенского монастыря была образована первая в уезде школа, которая предназначалась поначалу только для детей священников. Она называлась "Русская школа" и явилась первой ступенью просвещения в Белёвском уезде.


Церковь Алексия, человека Божия Кирпичный одноглавый храм над западными Святыми воротами монастыря.
Выстроена в 1695-1697 годах.


К церкви примыкают корпус духовного училища и многоярусная колокольня в стиле классицизма, построенная в начале XIX века.


Как видим, дела в последнем монастыре получше, чем в первом и уже что-то восстановили. Хотя в общем состояние монастырей довольно-таки удручающее. И напоследок ещё одно старинное фото.


В создании поста использован материал сайта http://mk.tula.ru/articles/a/17958/


  • 1
И после этого кто то мне говорит, что у него говно-камера, которая снимает плохие фотографии...

Какашкой свой фотик я никогда не обзывал. Речь шла о плохом качестве при отсутствии солнца и фотографировании больших пространств в Домбаее. Всё в сравнении было высказано. Ну, и учтём использование редактирования фото.

Те фото что ты мне прислал сегодня - прекрасные! Лайтрум/Фотошоп???

Я рад, что тебе понравились. Ты же знаешь, у меня нет фотошопа. :) Это ACDsee.

(Deleted comment)
Спасибо!
Про сам город у меня есть здесь немножко.
http://deni-spiri.livejournal.com/18649.html

(Deleted comment)
Читайте в удовольствие. :)

Да уж, женский монастырь нынче совсем убогенько выглядит.
Внутренний объем крестовоздвиженского собора с его хорами над приделами базилику напоминает - на второй ярус не поднимались?
Узорочный Спасо-Преображенский собор мужского монастыря приглянулся - представляю, как он смотрелся в лучшие его годы...

P.S. Проявлю небольшое буквоедство: архивная справка над 5-ой и 8-ой фотографиями повторяется.

Спасибо, Паша, за редакцию! У меня вечно косяки. Невнимательность моя и спешка. :)
Не поднимались. Нас уже в таком запущенном состоянии храмы мало интересуют. Заглянули, хмыкнули и удалились. Избаловались уже. :)))) Нам лучшую сохранность подавай. :))) Мы скорее основываемся при посещении на свои ощущения. Было интересно в самом месте, нежели сам храм. Вот. так лучше звучит. :)))
Скоро сделаю отчёт из Нижней Теберды по храму Х века!

Где же тебе, Денис, лучшую сохранность в заброшках отыскать-то?
За интерьерами надо в действующие храмы идти, однако там фотосъемка не особо приветствуется(
Ну не знаю, по фоткам я местом как-то не особо почувствовался - жалкое оно какое-то с виду.
Окей, с нетерпением жду отчет по тысячелетней руине, тем более в таком месте живописном расположенной)

Под лучшей сохранностью я подразумеваю наличие росписи, каких либо лепных деталей и проч. Просто голая кладка уже не радует.

Это понятно, однако время берет свое: декор и роспись гибнут в первую очередь - скоро и где есть остатки былой роскоши ничего не останется(
P.S. Задумался над написанным - надо бы в Еськи наведаться по возвращении из Северной столицы...

Edited at 2013-06-17 10:44 am (UTC)

Ты прав, скоро не останется. Но у нас за плечами уже по минимуму 250 посещённых храмов. Так что мы уже успели. Для самые ценные, забыл сказать, это деревянные храмы. Вот это вообще редкость.
А в Еськи, я считаю, обязательно надо съездить. Хотя бы ради одной той фрески. :)

Весьма подробно-интересно. А внутри можно и поболее снимать) Не важно что голая кладка, интересно обхем представить.

Думается мне, что в те годы Россия была богаче, чем сейчс.

Спасибо!
Ну, вот что-то не потянуло там объёмы снимать. :)
Кстати, Белёв загнулся ещё до 1917 года. Как только торговля пошла ж/д путями, а не рекой и желдорога была построена в обход города, он сразу утратил своё значение и обеднел очень и очень. Читал про тот период города интересные факты. Такая участь постигла множество городов.
А то, что сейчас Россия нищая это бесспорно. Но вот до советского периода была не страна богатая, а лишь отдельные её представители. А 90% народа жили-то при свечах и в убогих избах.

Мне конечно мало есть откуда рассуждать, вот я знаю Боровск-станции ж\д там нет и река Протва, мелкая, однако ж церквей и домов там-страсть сколько классных!!

Думается мне что и сейчас 89% народа живут в убогих избах, только теперь многие стали панельными.

Ну так и в Белёве есть классные дома и красивые особняки. Только не они определяли положение дел в городе. Хотя то, что они могли быть выстроены в период расцвета города, а после...
Так я и писал, что нынешняя Россия нищая. Тут не поспоришь. :)

Нищая Россия это лозунг 90х, ельцинских времен-тогда может и была нищей, сейчас вернулось к некоторому уровню, а что до избушек и панелек с нищими внутри они были, есть и будут просить есть. Много раз видел-человек никуда не может и не хрчет деться от своей сущности. Шариковы и Преображенские так и останутся Полиграфами Полиграфовичами и Филиппами Филлиповичами, хоть П.П. дай миллион хоть Ф.Ф раздень.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account