Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Монастырь в Борисоглебске


Поселок Борисоглебский Ярославской области раскинулся среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость — Борисоглебский...



Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. В 1363 году по церковным и политическим делам в Ростов прибыл Сергий Радонежский. Узнав о его приезде, Федор и Павел направились в Ростов, надеясь при поддержке Сергия получить согласие ростовского князя Константина Васильевича на то, «чтобы им в сей пустыне воздвигнути церковь и монастырь строити». Князь дал разрешение на основание монастыря, а Сергий Радонежский, самолично прибыв на место, указал, где его строить.
Южные ворота в монастырь.


Здесь пролегал очень важный в стратегическом и торговом отношении путь из Каргополя, из Белоозера к столице русского государства. В скором времени была возведена церковь, поставлены кельи и срублена деревянная крепость, простоявшая несколько веков. Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к Москве, под его стенами были и отряды татаро-монгол, и войска польско-литовских интервентов в период Смутного времени.
Крепостные стены XVII век.


Вид на монастырь с северной стороны.


Башни Водяных серевных ворот.


Наибольшей степени обогащения за счет царских и боярских вкладов монастырь достиг при внуке Ивана III — Иване Грозном. В борьбе с боярской верхушкой и высшими церковными иерархами Иван IV искал поддержку у монастырей-вотчинников, являвшихся большой идеологической и материальной силой. Огромные богатства на протяжении веков стекались в монастырь от людей знатных и богатых в виде вкладов на помин души «докуды и монастырь стоит», а также за постриг в монахи. Вклады существовали самые разные: это могли быть деньги, драгоценности, дорогая одежда и утварь, хлеб, лошади, оружие, иконы, книги. Однако самыми дорогими были вклады вотчинами. Постригаясь в монахи, бояре и дворяне жертвовали в монастырь свои села с приписанными к ним деревнями, «со крестьяны» и со всеми принадлежащими им земельными угодьями «куды ходит плуг и топор и коса в век».
Ворота северного входа, мощённая булыжником мостовая.


Наличие полуциркульных арок, слегка заглубленных в кладку внутренних плоскостей крепостных стен, зрительно расширяли внутреннее пространство укрепленных пунктов.
Крепостные стены изнутри.


Внутри стен вдоль всей длины располагаются кельи.


Северо-восточная угловая (Максимовская) башня монастыря, высотой 38 метров.


Вид на крепостные стены и Сретенскую церковь.


Надвратная церковь Сретения Господня, 1692 года постройки.


К концу XV - началу XVI века деревянные церкви монастыря обветшали и по повелению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной «малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба» был заложен первый каменный храм; через два года он был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что строителем собора был ростовский «церковный каменный здатель» Григорий Борисов.
Собор Бориса и Глеба, в честь которых и именуется монастырь.


Самая древняя из церквей обители.


В 1524—1526 годах в монастыре, рядом с собором, ведется строительство теплой Благовещенской церкви с трапезной, и автором этого сооружения источники называют так же Григория Борисова.


В 1692 году на месте прежней деревянной церкви была выстроена монастырская звонница с Предтеченской церковью.


Здание колокольни многоцелевого назначения. В нижнем этаже размещалась ризница, над которой расположена небольшая церковь Иоанна Предтечи с бесстолпным интерьером. В верхнем, третьем, ярусе — арочные пролеты собственно звонницы, где находились колокола. Железные балки, на которых они висели, сделаны из кованого полосового железа с клеймом шведских фирм XVII века.
Звонница с замечательным крыльцом.


Не менее уникальное по пышности декоративной обработки крыльцо трапезной палаты.


На стенах  крыльца можно увидеть полихромные — "ценинные" изразцы.






А так же монохромные — «муравленые» (покрыты чёрными эмалями) изразцы с изображением природы, зверей и птиц.




Колоссальное по масштабам крепостное строительство, требовавшее больших материальных затрат, затянулось надолго, поэтому башни и даже отдельные участки стен отличаются по стилю. Протяженность стен Борисоглебского монастыря составляет 1040 метров, высота их колеблется от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров.


В ансамбле монастыря насчитывается четырнадцать башен высотой от 25 до 40 метров.
С высоты дозорных башен местность просматривалась на расстояние до 15 километров.


К середине XVIII века Борисоглебский монастырь становится, таким образом, одним из богатейших в России. Ему принадлежало 22 тысячи десятин земли в Ростовском, Московском, Белозерском уездах, около семи тысяч крепостных крестьян и 360 сел и деревень с прилегающими к ним полями, покосами, лесными угодьями, реками и озерами, на которых монастырь имел монопольное право рыбной ловли.
Братский корпус XVI век.


Архимандричьи кельи (Казначейский корпус) XVIII век.


Вид на южную сторону и Сергиевскую церковь.


Надвратная церковь Сергия Радонежского, 1680 года постройки.


Немного фрагментов декора в стиле "узорочья".








Главными въездными воротами на территорию монастыря были левые.


Над первой аркой этих ворот изображена Новозаветная Троица в лучах, вокруг Троицы нарисованы крылатые херувимы. Слева и справа от центральной группы помещены коленопреклоненные фигуры в коричневых монашеских мантиях и со свитками в руках. Это основатели монастыря Федор и Павел. На арке изображен образ Нерукотворного Спаса с двумя летящими в облаках ангелами в голубом и коричневом одеянии.


Круглые в плане башни северного фасада монастыря — почти точная копия башен Ростовского кремля, выстроенных в конце XVII века при митрополите Ионе Сысоевиче, а по богатству декоративной обработки они даже превосходят ростовские.


Башни, построенные в этот период, теряют боевую суровость облика и насыщаются кирпичным декором. Большое количество окон, украшенных типичными для XVII столетия узорными наличниками, придает башням нарядный, светский облик.


Восьмигранные башни южного фасада монастыря более строгие и монументальные.


Над входом располагается галерея Сергиевской церкви.


В киотах арок изображен Деисус.
В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне.


В левом киоте — склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории.


В 1764 году указом императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковных и монастырских земель, полностью подорвавшая экономическую мощь монастыря. С 1923 года на его территории, наряду с церковной общиной, уже существовало Борисоглебское отделение Ростовского Госмузея. В 1924 году древний Борисоглебский, «что на Устье», монастырь был упразднен. А в 1929 был образован Борисоглебский районный краеведческий музей (существовал до 1954 года). С 1969 года он становится филиалом Ростовского музея-заповедника.


В создании поста использован материал http://www.vidania.ru/bookborisoglebsky.html и фото Проскудина-Горского
Tags: Ярославская область, монастырь, церковь
Subscribe

  • Кто где, а я побывал в Раю!

    Шесть тридцать утра. Попал вроде бы туда, но апостол Пётр у врат встречен не был. Хм... Итак, этим постом уже более детально, с…

  • Эпилог тишины

    По пути в урочище Высоко Эпилог тишины — анонс предстоящей двухнедельной поездки в край дремучий и глухой; напоминание о том, что…

  • А вот и Совега

    Наконец-таки нашёл время для написания заключительной части повествования о своём летнем путешествии. В этом посте мы продолжим исследовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Кто где, а я побывал в Раю!

    Шесть тридцать утра. Попал вроде бы туда, но апостол Пётр у врат встречен не был. Хм... Итак, этим постом уже более детально, с…

  • Эпилог тишины

    По пути в урочище Высоко Эпилог тишины — анонс предстоящей двухнедельной поездки в край дремучий и глухой; напоминание о том, что…

  • А вот и Совега

    Наконец-таки нашёл время для написания заключительной части повествования о своём летнем путешествии. В этом посте мы продолжим исследовать…