?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Монастырь в Борисоглебске
deni_spiri

Поселок Борисоглебский Ярославской области раскинулся среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость — Борисоглебский...



Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. В 1363 году по церковным и политическим делам в Ростов прибыл Сергий Радонежский. Узнав о его приезде, Федор и Павел направились в Ростов, надеясь при поддержке Сергия получить согласие ростовского князя Константина Васильевича на то, «чтобы им в сей пустыне воздвигнути церковь и монастырь строити». Князь дал разрешение на основание монастыря, а Сергий Радонежский, самолично прибыв на место, указал, где его строить.
Южные ворота в монастырь.


Здесь пролегал очень важный в стратегическом и торговом отношении путь из Каргополя, из Белоозера к столице русского государства. В скором времени была возведена церковь, поставлены кельи и срублена деревянная крепость, простоявшая несколько веков. Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к Москве, под его стенами были и отряды татаро-монгол, и войска польско-литовских интервентов в период Смутного времени.
Крепостные стены XVII век.


Вид на монастырь с северной стороны.


Башни Водяных серевных ворот.


Наибольшей степени обогащения за счет царских и боярских вкладов монастырь достиг при внуке Ивана III — Иване Грозном. В борьбе с боярской верхушкой и высшими церковными иерархами Иван IV искал поддержку у монастырей-вотчинников, являвшихся большой идеологической и материальной силой. Огромные богатства на протяжении веков стекались в монастырь от людей знатных и богатых в виде вкладов на помин души «докуды и монастырь стоит», а также за постриг в монахи. Вклады существовали самые разные: это могли быть деньги, драгоценности, дорогая одежда и утварь, хлеб, лошади, оружие, иконы, книги. Однако самыми дорогими были вклады вотчинами. Постригаясь в монахи, бояре и дворяне жертвовали в монастырь свои села с приписанными к ним деревнями, «со крестьяны» и со всеми принадлежащими им земельными угодьями «куды ходит плуг и топор и коса в век».
Ворота северного входа, мощённая булыжником мостовая.


Наличие полуциркульных арок, слегка заглубленных в кладку внутренних плоскостей крепостных стен, зрительно расширяли внутреннее пространство укрепленных пунктов.
Крепостные стены изнутри.


Внутри стен вдоль всей длины располагаются кельи.


Северо-восточная угловая (Максимовская) башня монастыря, высотой 38 метров.


Вид на крепостные стены и Сретенскую церковь.


Надвратная церковь Сретения Господня, 1692 года постройки.


К концу XV - началу XVI века деревянные церкви монастыря обветшали и по повелению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной «малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба» был заложен первый каменный храм; через два года он был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что строителем собора был ростовский «церковный каменный здатель» Григорий Борисов.
Собор Бориса и Глеба, в честь которых и именуется монастырь.


Самая древняя из церквей обители.


В 1524—1526 годах в монастыре, рядом с собором, ведется строительство теплой Благовещенской церкви с трапезной, и автором этого сооружения источники называют так же Григория Борисова.


В 1692 году на месте прежней деревянной церкви была выстроена монастырская звонница с Предтеченской церковью.


Здание колокольни многоцелевого назначения. В нижнем этаже размещалась ризница, над которой расположена небольшая церковь Иоанна Предтечи с бесстолпным интерьером. В верхнем, третьем, ярусе — арочные пролеты собственно звонницы, где находились колокола. Железные балки, на которых они висели, сделаны из кованого полосового железа с клеймом шведских фирм XVII века.
Звонница с замечательным крыльцом.


Не менее уникальное по пышности декоративной обработки крыльцо трапезной палаты.


На стенах  крыльца можно увидеть полихромные — "ценинные" изразцы.






А так же монохромные — «муравленые» (покрыты чёрными эмалями) изразцы с изображением природы, зверей и птиц.




Колоссальное по масштабам крепостное строительство, требовавшее больших материальных затрат, затянулось надолго, поэтому башни и даже отдельные участки стен отличаются по стилю. Протяженность стен Борисоглебского монастыря составляет 1040 метров, высота их колеблется от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров.


В ансамбле монастыря насчитывается четырнадцать башен высотой от 25 до 40 метров.
С высоты дозорных башен местность просматривалась на расстояние до 15 километров.


К середине XVIII века Борисоглебский монастырь становится, таким образом, одним из богатейших в России. Ему принадлежало 22 тысячи десятин земли в Ростовском, Московском, Белозерском уездах, около семи тысяч крепостных крестьян и 360 сел и деревень с прилегающими к ним полями, покосами, лесными угодьями, реками и озерами, на которых монастырь имел монопольное право рыбной ловли.
Братский корпус XVI век.


Архимандричьи кельи (Казначейский корпус) XVIII век.


Вид на южную сторону и Сергиевскую церковь.


Надвратная церковь Сергия Радонежского, 1680 года постройки.


Немного фрагментов декора в стиле "узорочья".








Главными въездными воротами на территорию монастыря были левые.


Над первой аркой этих ворот изображена Новозаветная Троица в лучах, вокруг Троицы нарисованы крылатые херувимы. Слева и справа от центральной группы помещены коленопреклоненные фигуры в коричневых монашеских мантиях и со свитками в руках. Это основатели монастыря Федор и Павел. На арке изображен образ Нерукотворного Спаса с двумя летящими в облаках ангелами в голубом и коричневом одеянии.


Круглые в плане башни северного фасада монастыря — почти точная копия башен Ростовского кремля, выстроенных в конце XVII века при митрополите Ионе Сысоевиче, а по богатству декоративной обработки они даже превосходят ростовские.


Башни, построенные в этот период, теряют боевую суровость облика и насыщаются кирпичным декором. Большое количество окон, украшенных типичными для XVII столетия узорными наличниками, придает башням нарядный, светский облик.


Восьмигранные башни южного фасада монастыря более строгие и монументальные.


Над входом располагается галерея Сергиевской церкви.


В киотах арок изображен Деисус.
В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне.


В левом киоте — склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории.


В 1764 году указом императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковных и монастырских земель, полностью подорвавшая экономическую мощь монастыря. С 1923 года на его территории, наряду с церковной общиной, уже существовало Борисоглебское отделение Ростовского Госмузея. В 1924 году древний Борисоглебский, «что на Устье», монастырь был упразднен. А в 1929 был образован Борисоглебский районный краеведческий музей (существовал до 1954 года). С 1969 года он становится филиалом Ростовского музея-заповедника.


В создании поста использован материал http://www.vidania.ru/bookborisoglebsky.html и фото Проскудина-Горского

  • 1
Так ныне это действующий монастырь? Или только отдельные церкви в нём? Да пристенная коммерция?

Вы знаете, что-то я не обратил внимания. На сколько я понял там и музейные экспозиции, но может и какой храм действующий.
Пристенная коммерция :))) не православная. Там местный рынок. :)

Действующий он! Пополам с музеем :)

С Днем Рождения, Денис! Счастья, здоровья, удачи и много новых путешествий! :)

Спасибо БОЛЬШОЕ, Денис, за поздравление и пожелания!

АА РЯДОМ СО мной. Это Воронежская область! Борисоглебск. ЕДУ в ближайшее время!

Погодь! :) Это другой Борисоглебск. Этот в Ярославской области и очень далеко от тебя. :)

Постригаясь в монахи, бояре и дворяне жертвовали в монастырь свои села с приписанными к ним деревнями так получается, что, боярин уходил в монастырь и с собой присоединял все что нажил? А как управляли потом всем этим?

Колокольня
Меня всегда удивляло то, что часы втюхивали не пойми как, да незнамо зачем... Вот разве так близко к краю стены надо было? И так низко? Монашеской жизни они разве нужны?

Кстати, на старом фото, вместо часов-заглушка...

Колокольня

В Суздале зато сами часы интересные:
Часы

Отписывать свои сёла монастырям при жизни и после было дело распространённым. Попы не управляли сёлами, они (и то не все, а которым было разрешено заниматься мирскими делами) только ездили и забирали или деньгой с села или натурой (что выращивали там или производили). Так и кормились.
На старом фото уже есть шахта для часов и сама дыра. скорее всего на тот момент их ремонтировали. Часы были завязаны с колоколами и отбивали звон. :)

Как-то вот и не понятно, мирское все равно остается в жизни монахов, за исключением скитников разве что только. Хотя ведь есть белое и чёрное монашество.
Часы отбивали звон? С трудом верится что это работало бы долго.Уж больно не продумано все размещено. Да и гораздо приятнее слышать звон от звонаря а не механизма!

Ну иметь денежные дела с жителями могли не все монахи. Как то так. :)
Про черное/белое это что-то новое. :) Может это условное понятие?
Стрелки на 12:00 - бим-бам-бом... Красота! :)))
А мне кажется раньше механизмы да и все прочее делали на славу. Работали исправно и долго. Хотя как было дело с этими часами, не ведаю. Уверен, там был и звонарь. К службе созывать и прочее. :)

у Чехова есть повесть "Черный монах"...
А вообще вроде-бы есть разделение на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют своё светское звание и составляют особое сословие (черные монахи), и на послушников и послушниц (белые монахи)...

Ах, вот Вы про что! Теперь понял. Есть такое. Но эти понятия в обиходе не используются. :)Да и вообще сейчас монашество очень и очень сильно отличается от старинного. Влияние времени. Довелось узнать монашескую жизнь изнутри (был в роли гостя, а не послушника). Опосля озадачился их внутренней политикой.

А ведь в каждом монастыре свой устав, это еще больше усложняет понимание. Хотя надо ли соваться туда глубоко.

Я про общие понятия.
Ну, они себя позиционируют, как праведных, соблюдающих как законы божьи так и нравственные, а в действительности все это не так. Зато оправдания у них на все есть. Искус. :)))

Замечательный пост и снимки! Бывали там, а посмотрела - и еще раз хочу съездить.:))

Благодарю. :)
Мы тоже хотим еще раз мимо проехать и посмотреть на него с другой (северо-западной) стороны. Издали монастыри смотрятся величественно, порою.

Такая там грандиозная территория

У нас , как всегда, времени было немного и мы в тот раз его даже не обошли вокруг. Теперь понимаем, что упущение. Ракурсы могли быть интересные.

Не вполне понял про стратегическое значение монастыря крепости (?), а также про то, когда там были "отряды татаро-монгол".
Ну и коварные "польско литовские интервенты" были под стенами, заходили в ворота и выходили из них абсолютно непринужденно. ))
Нынешние каменные стены - это уже вторая половина XVII века, до того Борис и Глеб никакой крепостью не были. ))

И насчет "нарядного светского облика " башен хотелось бы уточнить: во-первых, башни духовного вида все же представить сложно, а во-вторых - во всем христианском мире храмы старались максимально украсить (во всяком случае, вне эстетики протестантизма), никто специально не делал их строгими. Хотя об этом нередко писали советские искусствоведы, которым приходилось как-то выворачиваться.

Отчего же? Как и в любом монастыре-крепости изначально всегда были крепостные стены и башни из дерева! Так что всё правдоподобно. Все правильно, эти стены более поздние. Старые разобрали и собрали новые каменные.
Про башни светского вида пишется в сравнении с ростовскими башнями. Там такие же по архитектуре, но лишены пышного декора. Так что не надо. :)))

"Как и в любом монастыре-крепости изначально всегда были крепостные стены"
Что-то про эти мощные крепости ни в летописях, ни в писцовых книгах нету... Секретность, видать. Пишут "ограда", а надо подозревать вал со рвами и городни с боевой площадкой по верху, ну и башни с пушечным боем. А потом все срыли в реку, чтобы следов археологам не оставить ))
Что-то сомневаюсь, что какие-то монголы-то до Борисоглеба добирались... Отряд от Едигея не дошел в 1408, других не припомню.
Ростовские башни, по-моему, все ж не лишены декора. Там те же самые окна с кирпичным фигурным наличником, валик, полукруги над нижними оконцами. Только что поребрика и боевой раскраски такой нету, все белые - так в позапрошлом веке Ростовский архиерейский дом был раскрашен так же, как и эти ворота у Бориса и Глеба, его только позже весь побелили. Это все узорочье времен Николая II. А уж ворота с нишками и изразцы в Ростове не хуже - строил-то тот же самый смиренный Иона и его бригады.
(Frozen) (Parent) (Thread)

Да ладно! Не стоит путать например городские укрепления и крепости монастырские, где в случае нападения укрывалось население с прилегающих территорий. Изучайте лучше историю. Были стены и башни. Белоозерский, Савинно-сторожевский монастыри, Коломенский, Тульские кремли. Если Вы не знаете даже этого, то нет смысла продолжать дискуссию.







Edited at 2013-04-20 06:27 am (UTC)
(Frozen) (Parent) (Thread)

Такого же мнения!

Делаете большое дело. Спасибо. Журнал замечательный. Смотреть, не пересмотреть. Приду ещё.

Спасибо. Стараемся. :) Впереди будет ещё много интересного. Всегда милости просим. :)

Иумительный материал!!! Монастырь хорошо сохранился, и каждое его строение радует глаз... Конечно, неплохо-бы все подреставрировать, но и в таком состоянии он радует глаз и душу)))

Благодарю!
Наоборот, не надо его реставрировать. В таком виде очень там атмосферно. :)
Кстати, очень внушительные там стены. Как настоящая крепость.

  • 1