Денис Спирин (deni_spiri) wrote,
Денис Спирин
deni_spiri

Categories:

Еськи. «Изгнание торгующих...»



Еськи - большое бежецкое село в Тверской области, расположено на живописном берегу слияния рек Осень и Молога.
Вдохновившись блогом frantsouzovа, мы непременно решили посетить это село. Расположено оно так, что попасть в него проездом не получится, только намеренно: в Еськах заканчивается главная дорога. Но как бывает, зачастую лучшие образцы архитектурного и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на такую, незаслуженно забытую, провинцию. Вот и здесь нас ждал преинтереснейший храм, построенный более двухсот лет назад, в котором сохранилась уникальная роспись. Живопись в Еськах, датируемая 1843-1847 годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства, отличается высоким художественным уровнем исполнения и сравнима с лучшими произведениями столичных храмов.

Image

Церковь Богоявления Господня расположена посреди главной площади села, на месте более ранних двух деревянных церквей. Строительство Богоявленского храма велось с 1783 по 1801 года. Монументальный трёхсветный четверик храма в стиле барокко, с крупной апсидой.
Image

Стройная высокая колокольня из трёх, постепенно убывающих вверх, ярусов. 1830 год.
Image

Вход украшает замечательная двустворчатая кованая дверь.
Image

Попав внутрь, у вас сразу перехватывает дух от великолепнейшей, искусно выполненной росписи. В храме сохранились уникальные клеевые росписи 1843-47 гг. в стиле классицизма, отличающиеся сложным построением всего ансамбля, высоким художественным уровнем исполнения и тонко проработанными деталями.
Image

Оценим же главную достопримечательность храма: всю западную стену занимает грандиозная композиция "Изгнание торгующих из храма", прообразом для которой могли служить гравюры с неаполитанских росписей Л. Джордано и Дж. Ланфранко. Роспись небывало огромных размеров. Ранее здесь размещались хоры. Мы можем видеть сохранившийся дверной проём посреди композиции. По нему можно судить насколько эта крупная роспись.
Image

На развитом в глубину архитектурном фоне из портиков и колоннад храма Соломона размещена экспрессивная многофигурная сцена, центром которой является Христос. По сторонам от него изображены убегающие в смятении торговцы.
Image

По краям композиции внизу в виде горельефов представлены гризайльные фигуры Мытаря и Фарисея.
Image

Росписям присущи сложные ракурсы и позы фигур, широкое использование западноевропейских образцов, переработка и сочетание их с восточно-христианской иконографией. "Благословение детей"
Image

Написана по гравюре Ф. Килиана (аугсбургский гравер 1628-1693 гг.) с оригинала Б. Лютти.
"Христос в доме Симона Фарисея"
Image

Сюжеты из книги Деяний апостолов. Написаны по гравюрам Ф. Килиана.
"Ангел изводит апостолов из темницы"
Image

"Исцеление Петром хромого у красных ворот"
Image

"Сожжение еретических книг"
Image

Сюжетные композиции чередуются с орнаментами, фризами и архитектурными гризайльными элементами. Превосходно написанные гризайли: имитация лепных фризов, завивающиеся листья аканта, херувимы и серафимы, розетки, венки и факелы.
Image

Два гризайльных ангела с церковными атрибутами - монохромная техника - словно лепные архитектурные детали.
Image

Image

Пример великолепных гризайльных вставок.
Image

Image

Роспись на своде южного алтаря.
Image

Image

"Вознесение Богоматери"
Image

Христос восседающий в облаках вокруг херувимов и серафимов.
Image

"Вознесение"
Image

"Преображение"
Image

"Явление Христа Марии Магдалине"
Image

"Уверение Фомы"
Image

Выход из алтарной части в храм украшают фрески в человеческий рост.
"Василий Великий"
Image

"Григорий Богослов"
Image

Были в храме хоры, но от балкона не осталось и следа, но забраться на второй этаж можно внутри стены.
Image

Поражают своей высотой восьмигранные столбы.


Пройдём в трапезную. Здесь  всё в серо-тёмных тонах.


Масляная живопись трапезной кон. XIX - нач. XX веков - типичный по манере исполнения и колориту пример росписи в духе позднего академизма.
Image

"И не введи нас в искушение". Богородица, попирающая змия.


"Отечество"
Image

На этом, пожалуй, мы и изакончим осмотр храма.
Image

Использован материал книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России" (Тверская область часть 2).
Tags: 2012, Тверская область, заброшенные храмы, храмовая живопись
Subscribe

  • В гостях у ...

    Всех читателей — с Наступившим и со всеми прошедшими! Я же продолжу сказ о приключениях экипажа Тёмной Стали в окрестностях Соли…

  • 267 метров над уровнем моря

    267 метров над уровнем моря — на такой высоте, на вершине высокого холма, господствующего в окружающей местности, расположен…

  • Следуя вдоль берега Унжи

    Решив сделать отступление о вохомско-питерских приключениях, в прошлый раз стал разбирать давнюю поездку на Русский Север. И хочу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • В гостях у ...

    Всех читателей — с Наступившим и со всеми прошедшими! Я же продолжу сказ о приключениях экипажа Тёмной Стали в окрестностях Соли…

  • 267 метров над уровнем моря

    267 метров над уровнем моря — на такой высоте, на вершине высокого холма, господствующего в окружающей местности, расположен…

  • Следуя вдоль берега Унжи

    Решив сделать отступление о вохомско-питерских приключениях, в прошлый раз стал разбирать давнюю поездку на Русский Север. И хочу…