?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Усадьба Золотарёвых
ВИКИНГ
deni_spiri


Усадьба купцов Золотарёвых находится в Калуге и представляет из себя настоящий памятник русского классицизма. Дом-усадьба настолько хорошо сохранилась, что нашему взору предстают почти те же интерьеры, что и 200 лет назад. Интерьер подобен дворцовому - расписные стены и потолки, множество барельефов, карнизы и прочие детали богато декорированы лепниной, колонны и пилястры из искусственного мрамора, зеркала в обрамлении позолоченных рам и т.д. - целый музей декоративного искусства.



Фасад дома украшают горельефы из древнегреческого эпоса.


 Причудливые кованые фонари, установленные на консолях по обе стороны крыльца, придают дому торжественный вид.


Сейчас здание усадьбы занимет "Калужский областной краеведческий музей".
На первом, бывшем хозяйственном, этаже представлена выставка природы и животного мира Калужского края.






Так же на первом этаже нас встречает шикарная изразцовая печь.


Второй этаж, парадный, отведен под историю и наиболее ценные экспонаты.


Богато расписанный парадный вход.




Лепной карниз и искусно выполненная техника гризайль.




Дом Золотаревых нельзя назвать обычным городским особняком. Он значительно богаче не только среднего купеческого жилья, но и большинства дворянских домов. Это здание считалось самым богатым в Калуге и долгое время именовалось дворцом. Считается, что дом предназначался для приема императора и членов царской семьи, поскольку ни сам купец, ни его наследники никогда в нем не жили.


Первый зал.


К сожалению, все залы перегружены выставочными витринами и экспонатами, что затрудняет осмотр  самого интерьера.
Поэтому большинство фотографий представляют детали интерьера фрагментарно.


Орнамент люстры (вид снизу).


Кстати, все букеты цветов, нарисованные на потолке, по своему рисунку не повторяются.






Над каждой дверью первых двух залов находятся рисунки, а потолок обрамляет лепной карниз.




Пришлось извратиться (подлезть за витрины), чтобы сфотографировать настенное панно.




Немного истории. Главный дом усадьбы построен неизвестным зодчим предположительно в 1805–1808 годах. Отделочными работами в Золотаревском дворце руководил итальянец С.П. Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой.


В следующем зале нас ждало вот такое красивое небо с позолоченными звёздочками.


В другом зале  потолок словно из ткани .


И единсвтенная в доме родная (золотарёвская) люстра. Остальные были привезены в музей из других усадеб.




В конце XIX века дом перешел от семьи Золотаревых к наследникам - купцам Черновым, позднее, в 1884-1885 гг., продан Е.И. Кологривовой (жена нотариуса Александра Кологривова). До национализации 1919 года здесь размещалась известная в Калуге нотариальная контора. В 1922 году дом и усадьба были переданы губернскому историческому музею. Ныне Краеведческий музей.


Следующий зал с изумительным потолком.




Купеческий род Золотаревых пошел от известного в Калуге мастера — чеканщика серебра Максима Кузьмича Золотарева. Он также был торговцем, имел свою лавку в серебряном ряду. Его сыновья — купцы Петр Максимович и Иван Максимович Золотаревы — стали крупными промышленниками и купцами: вели широкую торговлю в Калуге, в Санкт-Петербурге и за границей.




Кабинет, расписанный под беседку.


Купольный потолок следующего зала.


Ощущение, что глубина/высота купола до двух метров. В действительности высота всего лишь 60 сантиметров.


Здесь над дверьми и вдоль стен размещены барельефы. Сцены из жизни Амура.




По углам зала расположены печи, которые украшают зеркала, в обрамлении позолоченных рам. Так же украшены барельефами.


Тёти с обнажённой грудью, вытянутыми шеями и туловищами львиц. :-)


И последний главный танцевальный зал со множеством барельефов, колонн, пилястр и хорами для музыкантов.




Потрясающе красивый расписной потолок.


Это не лепнина, а рисунок.


Купца 1ой гильдии Петра Максимовича Золотарева лично знал император Александр I. На Высочайшем разрешении от 10 августа 1815 года царь дал следующую резолюцию: «Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника». Титул коммерц-советника — это высшее звание в купеческой иерархии, оно давало Золотареву право вести оптовую торговлю не только в России, но и за рубежом. Купцы первой гильдии могли владеть наравне с дворянами крупными частными предприятиями. Их капиталы составляли от 10 до 50 тысяч рублей золотом. Купцы освобождались от пошлин, государственной службы и рекрутской повинности. Им давались различные льготы и кредиты. А выплачивали они лишь 1% налога от объявленного капитала.


Спящему Амуру дамы отрезают крылья...




Купец 1ой гильдии, коммерц-советник Петр Максимович Золотарев в 1814 году стал городским головой. При всех своих званиях и титулах он носил длинные, постриженные в скобку волосы, большую бороду, ходил в длиннополых кафтанах и имел угрюмую наружность. Сохранилась фотокопия с гравированного в Берлине портрета, датируемого 20 февраля 1812 года.




В этом зале даже сохранились две подлинные статуи.




На сим наша экскурсия по дому Золотарёвых подошла к концу.

  • 1
Как все красиво и все почти в идеальном состояние, за исключением нескольких подтеков, роспись плафона в виде складок такая необычная, сколько всяких идей можно придумать на классическую тему, жалко, что витринами закрыли настенные росписи в аванзале. А книжки они какие-то по истории дома продавали и когда у них была реставрация?

Да, мне тоже интересно. Но мне кажется, едва ли интерьеры могли так сохраниться без реставраций.

Там конечно есть некоторые моменты, которые более поздние, например эта полоса с сюжетными сценами на плафоне в танцевальном зале, она там вообще лишняя и люстры почти все ампирные, сюда не совсем подходят.

Эта полоса очень напоминает полосу из усадьбы Щепкина (если ты про неё имел ввиду)


Лепной фриз и роспись

Лепной фриз и роспись


Edited at 2013-03-18 05:44 pm (UTC)

Но, в Щепочкина она интересней

Есть такое. Здесь (в золотарёвской) уж совсем простецкие фигурки.

Опять же копировали М. Казакова, во многих деталях и идеях, кронштейны в танцевальном зале и в парадной спальне, сразу узнаются. А ты не выложишь фотографию парадной спальни от окон в сторону колон

Да, про то, что это может быть школа Казакова слышал.
Однако, фото хоров в лоб нет. :(

Я помню, что она была одновременно с золотыми комнатами дома Демидова в гороховом переулке, наверно в конце 80-х, там все такое еще свежее особенно на парадной лестнице

Edited at 2013-03-18 03:15 pm (UTC)

Мне тоже понравилось. :)
на счёт витрин полностью согласен. очень мешали. :(
Когда была реставрация даже не спросили. Думаю, ещё в советское время. Книг там было много, но все какие-то дорогие.

Фото обалденные. Как ни нравится мне этот дом, вынужден сказать, что на Ваших фото интерьеры ещё краше. Подозреваю, тут дело не только в мастерстве фотографа :-), но и в малость пересыщенных цветах. Но пусть будет, так даже здорово!

Спасибо большое! :)
Согласен, в действительности всё немного бледнее. :)
Меня он разочаровал своими экспонатами - они мешали оценить сполна все детали интерьера.

Растительный орнамент на плафоне танцевального зала очень красивый и такой сложный его надо долго разглядывать

Ага, витиеватый такой. :)

Тёти в платочках с львиными телами - сфинксы.
Вот такие, симпатичные, охраняют входы боковых фасадов Юсуповского дворца в Архангельском. http://iris-flower0802.livejournal.com/94842.html

Пы.Сы. Извините, не получилось картинку вставить, оставляю ссылку.)

Edited at 2013-03-27 07:28 am (UTC)

Я тоже так было подумал про сфинксов. Но уж совсем вольная трактовка. Зачем грудь-то надо было рисовать? :)
А Вы знаете, ссылку не могу посмотреть, пишет "нет доступа". :(

Сейчас поправлю, а грудь у сфинксов часто изображали, сейчас сыщу для примера, кину ссылочку.)
Нашла, добавляю.
http://uchitelj.livejournal.com/491523.html

Edited at 2013-03-27 09:27 am (UTC)

Ой! И впрямь сфинкс. Не встречал ещё с грудью. :) Спасибо Вам за пример.

Посмотрел сейчас свежим взглядом, есть и ампирные вкрапления в плафонных росписях. А какие не будь книги по дому есть у них в киоске музея?

Наверняка есть. Я уж и не помню. Два года назад там были.

Разночтения с царским указом о присвоении звания (здесь Александр I, в прочих источниках - Николаем I), соответственно и год присвоения. Здесь же и опечатка - в 1815 году сам указ, а в 1814 избран головою уже при звании...

  • 1