Previous Entry Share Next Entry
Заштатный город Чухлома
deni_spiri


Прошлым летом, во время очередного путешествия в любимый мною костромской край, остановились мы на ночёвку в Чухломе. Чухлома — тихий и уютный, утопающий в зелени небольшой городок, обустроившийся более семи столетий тому назад на берегу живописнейшего одноимённого озера. Ранним утром, когда все жители ещё спали, мы вышли на опрятные чухломские улочки запечатлеть историческую застройку города. Отрадно, конечно, было бы засвидетельствовать чухломскую старину полностью: всяк каменный купеческий особняк да иную покосившуюся деревянную избу, но предстоящий день сулил долгую дорогу и много иных интересностей, до которых добраться, не в пример Чухломе, было сложнее. Посему экскурс был совершён в основном по центру города.
P.S. Несмотря на большое количество туристов, посетивших Чухлому, в сети история города практически не представлена. В итоге я не мог обойти вниманием и не раскрыть, хоть и с сокращениями, тему прошлого незаслуженно обделённого городка.




Находясь на берегу Чухломского озера, начну повествование о первых обитателях края. Заселение чухломского края началось за несколько тысяч лет до нашей эры. Первые люди осели на берегу некогда большого озера, изначальное название которого неизвестно. Археологическими раскопками 1920-х установлено, что самое древнее поселение было при истоке р. Вексы из озера. Обнаружен также ряд стоянок при устьях рек: Юга (старин. название Югань), Яхромши и Святицы. В начале н.э. здешние земли населяло небезызвестное угро-финское племя «меря» (в 50 км от Чухломы находится один из главных мерянских городов Галич-Мерьский). Позднее потомки мерян – «чудь» – облюбовали лишь один берег озера, где впоследствии возникает небольшой город, получивший название Чухлома, скорее всего, по впадавшей в озеро речке Чухломе (переименованной монахами в Святицу). По городу получило своё название и озеро. Со временем город был перенесён на новое место, туда, где располагается современная Чухлома. Приблизительно в конце XV в. на месте заброшенного «городка», он же «чудское городище», прп. Авраамием Галичским и Чухломским был основан Авраамиево-Городецкий монастырь (фото нач. XX  века).


Сурова и тяжка судьба Чухломского края: междоусобные войны времён Галичского княжества; XV - XVI вв. — опустошительные набеги казанских татар (отсюда огромное кол-во "пустошей" — мест, где были деревни, после разорения не возобновлённые; к нач. ХХ века по данным уездной земской управы числилось 824 пустоши); в 1571-72 гг. из-за недорода хлеба среди населения пошёл "мор" (не первый, но один из самых сильных); в 1609 г. край пострадал от польских войск. Все вышеописанные бедствия привели к запустению края. Новая колонизация началась в 1618 г. с восшествием на престол царя Михаила Фёдоровича, раздавшим своим придворным заволжские земли, куда новыми помещиками были переселены крестьяне из др. уездов и губерний. Но чухломской край так и не стал столь же густонаселённым, как до нашествия татар и поляков. И до начала ХХ в. считался самым малонаселённым в Костромской губ. В XIX веке значительная часть населения занималась отхожими промыслами, начало которых идёт с XVIII века, с Петра I, сделавшего в крае около десяти массовых наборов плотников для постройки СПб и кораблей флота. До 10 тыс. мужского населения ежегодно отбывало в столицы на заработки. Уходя раннею весною, они оставляли сельское хозяйство на женщин. Именно с развитием отходничества стал наблюдаться упадок сельского хозяйства, хлебопашество было запущено. Накануне Первой мировой войны в уезде было 25 тыс. отходников из числа общего населения 64,5 тыс.чел. В столице даже был свой трактир «Чухлома», где мужики коротали вечера, делились деревенскими новостями, присланными из дома, пили чай и что покрепче. Иные спивались и подрядчики увольняли их с работы. За спившимися бедолагами приезжали жёны, родители и увозили домой, но чаще всего опустившихся трудяг, до 600 чел. ежегодно, из обеих столиц высылали по этапу. Однако оставим прошлое чухломского края и перейдём к истории самого города.


К сожалению, вопрос о возникновении Чухломы не являлся предметом научного исследования. Более того, он запутан старым недоразумением о том, что будто бы в Чухломе родился прп. Авраамий Ростовский, основатель Ростовского Богоявленского монастыря. Согласно житию, прп. Авраамий Ростовский скончался в Ростове Великом около 1010 г., отчего бытует ошибочное мнение, что Чухлома существовала уже в X веке. Житие прп. Авраамия написано не ранее XV века. Выделяют три его редакции. В первой, самой старой, ничего не говорится о том, что Авраамий там родился. Известие о рождении его в Чухломе появляется во второй редакции, созданной не раньше 2-й пол. XVI века. Там же указано, что родители преподобного являлись благочестивыми христианами. В третьей редакции (уже XVII в.) оказалось, что родители Авраамия были закоренелые язычники и сам он первоначально являлся язычником и носил имя Иверик. Версию о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе указывают множество ист. документов (в том числе советские и современные), все как один ссылаясь на летопись ростовского монастыря. Но были и те, кто подверг сомнению летописные датировки. В их числе Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, церковный историк епископ Филарет (Гумилевский) и др.


Конечно, никакой Чухломы в X веке не было и быть не могло, тем более не могло в ней быть тогда христианской семьи. Версия о рождении в Чухломе прп. Авраамия — не более чем историографический курьёз. Вопрос о точной дате возникновения Чухломы осложняется тем, что мы не знаем, когда возникли соседние города — Галич (Галич-Мерьский) и Солигалич (Соль Галицкая). Галич впервые упомянут в летописях в 1238 г., но в настоящее время за оф. дату принят «1159 год». Дата основания Солигалича – 1335 год – взята из баснословной летописи Солигаличского Воскресенского монастыря и поэтому не может приниматься всерьёз. Предполагается, что раньше Галича Чухлома возникнуть не могла. Старая Чухлома на «чудском городище» могла возникнуть как славянское поселение в период 2-й пол. XII – 2-й пол. XIII веков. Чухлома — это, безусловно, угро-финское по происхождению слово. Как вариант раннего названия «Чудь-лама», где чудь – племя, а лама – озеро. От прежних обитателей края нам достался целый ряд неславянских топонимов: Ножега, Нельша, Молокша, Возега, Едомша, Вохтома, Судай (Чудай) и др. На новом, современном, месте город возник от 2-й пол. XIII века до сер. XIV века. Письменно Чухлома впервые упоминается в летописях под 1381 г. в связи со скандальной историей арх. Пимена, обманным путём добившимся назначения его главой Русской митрополии: «и поведоша Пимина в заточение... из Галича в Чюхлому; и пребысть на Чюхломе лето едино в заточении, и потом от Чюхломы веден бысть во Тферь...».


На фото: часовня Параскевы Пятницы. Построена в 1815 г., в память об избавлении от моровой язвы 1450 года. Разобрана в 1924 г.


Как и во многих других приграничных городах, в Чухломе была выстроена деревянная крепость (около речки Сандебы). Увы, но последние археологические раскопки на месте крепости проводились в 1922 г. Посему точная датировка возведения оной затрудняется. Наиболее вероятным годами её возведения можно считать 1389 – 1425-е. В 1-й пол. XVI века в связи с частыми нападениями казанских татар крепость, вероятно, перестроили и укрепили. Интересно, что в 1446 г. галичский удельный кн. Дмитрий Шемяка захватил в плен вл.кн. Московскую Софью Витовтовну и заключил её в Чухломе, в женском монастыре (сгорел в XV веке). Крепость просуществовала до 1727 г, когда её испепелил "великий пожар". После пожара среди крепостных валов были возведены дома присутственных мест и несколько частных. Но и те впоследствии были сломаны и перевезены на новое место. К XIX веку среди валов, кроме соборной церкви других зданий не было. С 1834 г. эта площадь сдавалась жителям под капустные огороды, просуществовавшим до 1890-х, до устройства там городского сада. В далеком прошлом (1621 г.) там стояли две деревянные церкви. За ветхостью они были разобраны и на их месте в 1746 г. выстроен новый каменный храм в честь Преображения Господня на средства купца П.М. Нелюбова и прихожан (ниж.фото нач. XX века). Собор действовал до 1932 г., затем в здании храма разместились электростанция, столярный, обойный цеха, пилорама и др. Утратив колокольню и свои завершения, в настоящее время храм так и не восстановлен.


С 1780 г. по новому плану застройки Чухлома перестраивалась 30 лет. Расширенный город был окопан небольшим рвом, земля из которого образовала вал. Было устроено 11 улиц, только четыре из которых — почтовые тракты на Кологрив, Галич, Буй и Солигалич — имели выезд за город. В конце этих улиц находились заставы, где стояла будка и караул. С приезжающих в город подвод взыскивался налог на замощение центральной площади: по 2 булыжных камня или 5 коп.; позже — 3 камня или 10 коп. Замощение площади производилось с 1815 – 1828 гг.. Удалённость Чухломы от железной дороги, отсутствие водных путей и слабо развитая промышленность препятствовали росту города. Увеличение населения шло чрезвычайно медленным шагом. А в 1795 - 1816 гг. произошёл выезд 47 семей купечества в др. города. По всей вероятности, выбытие их было в связи с развившейся в эти годы заграничной торговле. Впрочем, с этим связана выдающаяся страница истории жизни Чухломы. Ведь в период 1772 - 1812 гг. Чухлома вела торговлю с иностранными государствами. Например, чухломской купец Фёдор Иванович Июдин, как кораблехозяин и заводчик, ведущий заграничную торговлю оптом, в 1807 г. получил «звание действительного первостатейного купца» и был записан в СПб в бархатную книгу знатных купеческих родов. На речных судах по рекам Сухоне и Северной Двине товары доставлялись в Архангельск, откуда на собственных Июдина морских судах, вывозились в Англию, Нидерланды и др. страны. Вывозились за границу: сало, льняное семя, пшеница, кожи и т.п., а привозились, главным образом, иностранные вина, французские водки, шёлковые материи. Лучшие шампанские вина Костромская и соседние губ. получали только из Чухломы.


Заграничная торговля прекратилась во время войны России с Турцией в 1809 - 1812 гг.. Все морские корабли Июдина с товарами были захвачены турками в плен. Русским правительством их стоимость утверждена в сумме 1.764.000 руб., и эта сумма была включена в причитающуюся с Турции контрибуцию. Получить деньги Июдин мог только чрез несколько лет, а тем временем дела его пошатнулись. Состоя членами Городской управы, чухломское купечество начало притеснять Июдина, записав того в мещане. Несмотря на разъяснение Костромского губернатора, что Июдин не обанкротился, управа продолжала считать его несостоятельным и создавать препоны. Ф.И. Июдин сильно был этим обижен и, по получении контрибуции, прекратил всякие дела с Чухломой, перенеся свою торговлю в Одессу. После этой истории, торговля в Чухломе с каждым годом падала. Многие из участников описанной заграничной торговли навсегда покинули Чухлому: например, из рода Июдиных Алексей Михайлович перевёлся в Кологривское купечество, Сергей Михайлович — в Кинешемское, Василий и Михаил Михайловичи — в Оханск, Пермской губ., Алексей Григорьевич в СПб. А ведь Июдины были не случайные люди в Чухломе. В дозорной книге 1615 г. уже отмечался двор Ивашки Иудина. Два столетия выбивался род Июдиных в «люди».


Чтобы не сомневаться, что народ пил у нас испокон веков, можно отметить существование в 1731 - 1756 гг. винокуренного и пивоваренного завода «Государева винокуренная поварня». При нём был «Кружечный двор», где производилась розничная продажа спиртных напитков. После закрытия завода, водку в Чухлому доставлял откупщик князь И.М. Одоевский. В 1795 г. появился первый «герберг» (постоялый двор с трактиром). В 1816 г. на 115 дворов в Чухломе приходилось четыре питейных заведения, три церкви, одна пивоварня и ни одного учебного заведения. За пьянство, буйство и скверное поведение Городская ратуша наказывала заключением под стражу «на хлеб и воду» сроком от 1 до 2 недель и назначением на городские работы. В редких случаях подвергала наказанию «плетьми» и отправляла в смирительный дом, на срок до 3-х месяцев. Интересно, что в 1727 г. в штате воеводской канцелярии был даже свой палач — Моисей Постников, сын палача г. Парфеньева. Он "обслуживал" и Парфеньев и Галич. Впрочем, жизнь Чухломы была настолько тихая и захолустная, что в журналах Городской думы часто можно было видеть сл.записи: «Сего числа вступившего ничего не было, а присутствующие упражнялись в чтении законов». В 1798 г. открылось народное училище, смотрителем которого был городничий Гильд. В 1839 г. установлена ежегодная ярмарка, названная «Екатерининской». До 1-й пол. XIX века чухломичи существовали мелкою промышленностью: красили холст для продажи окрестным крестьянам. Женщины пряли лён, ткали полотна, пекли для продажи сайки и калачи. Торговали на базаре булочными изделиями, сбитнем и огородными овощами. Многие занимались огородничеством, снимая в аренду у Городской управы участки земли, с платою 3 р. 25 к. в год. Этим занимались «издревле» беднейшие жители. На верхнем фото как раз представлена «бабья сторона» и огородничество. В 1861 г. напротив Успенской церкви (ниж.фото) построили корпуса торговых лавок или так называемые торговые ряды (разобраны в 1956-57 гг.).


Из примечательного отметил бы ещё несколько дат. В 1812 г. чухломское купечество участвовало в формировании 1-го Костромского пехотного полка. В 1814 г. в Чухломе находилось 119 пленных французов, из них унтер-офицеры Ксавье Жир, Иван Перет и солдат Пифлей остались в Чухломе и записаны в мещане. В том же году открыто приходское училище, почётным смотрителем которого стал помещик Н.П. Лермонтов, пожертвовавший для училища флигель из своей усадьбы Нескучново. В 1826 г. открыто уездное училище. В 1830 г. учреждена больница, правда, всего на 10 кроватей, к тому же помещавшаяся в частном доме. В сер. XIX века существовали кирпичные заводы, на которых рабочие были исключительно из Буйского уезда Костромской губ. На фото 1960 г. запечатлёно совместное сосуществование социализма (памятник Ленину) и православия (действующая церковь).


Ну, а мы перенесёмся в наше время — время двадцатишестилетнего пути "духовности и развития", за которое в Чухломе, да и не только, практически ничего не построили, не открыли. Например, по данным Росстата, в сельской местности 80,3% недвижимости построено в период с 1921 по 1995 гг.. Вот и в Чухломе время застыло: на площади по-прежнему стоит памятник Ильичу, за ним — Успенская церковь, а на улицах сотни дореволюционных и времён Союза домов. Демографический показатель тоже не в пользу современности: 1915 г. – 2442 жит.; 1989 г. – 5597 жит. После 1990-х рост прекратился. Да и не отражает современная статистика жизненных реалий. Как и многие др. города, Чухлома живёт отходничеством, большинство мужчин в настоящее время работает вахтовым методом за пределами области. Количество нынешних "отходников" как зеркало отражает состояние современной экономики. Впрочем, не стану углубляться в политику. По приезду в город, остановились мы в единственной гостинице, куда после 23:00 даже проживающим входу нет. До сих пор пол-Чухломы отапливается дровами, коих целая гора позади здания гостиницы. Следующим утром с этого дома мы и начили прогулку-осмотр городских достопримечательностей.


На углу одного из центральных кварталов (ул. Советская и ул. Ленина) расположен старейший в городе памятник архитектуры, характерный для провинциальной застройки переходного периода от барокко к классицизму. Сооружён, по-видимому, на рубеже XVIII - XIX веков. В 1843 г. дом принадлежал городскому голове А.И. Июдину; во 2-й пол. XIX века — гласному земской управы и городскому голове И.И. Июдину; в нач. ХХ века дом перешёл в качестве приданного в руки купца М.Ф. Большакова и до сих пор известен как «чайная Большакова». Здание сильно пострадало во время пожара 1913 г. Во время восстановления, по сведениям местных краеведов, третий этаж был заменён деревянным угловым мезонином, обрамлённым балконом с ажурными решётками.


Напротив бывшей «чайной» расположен бывший клуб Дворянского собрания, он же Дворянско-купеческий клуб. Ещё десять лет назад здание выглядело более аутентичным. Сейчас же в нём сложно признать дом 2-й пол. XIX века. Впрочем, изменения произошли и в советское время (перепланировка, растёсаны окна первого этажа). С другой стороны, первоначальный вид нам неизвестен, т.к. здание сильно пострадало во время пожара 1913 г., после чего было восстановлено вновь. В нач. XX века на первом этаже располагались лавки купцов Голоушиных.


Улица Советская тянется дальше, а мы "тянемся" вдоль неё. Вплотную к «Дворянскому собранию» примостилось приземистое здание торговых лавок Ильичёва и Пенькова. Над купеческими лавками, сооружёнными во 2-й пол. XIX века, изначально находился второй деревянный этаж, сгоревший в 1913-м.


По воспоминаниям старожил, на месте, где сейчас расположен магазин «Меркурий» (ниж.фото), стоял двухэтажный деревянный купеческий дом, с которого и начался сильнейший пожар 1913 года. Три дня гулял «красный петух» по Чухломе: спалил 32 дома и лучшие магазины. Сказывают, что дочь купца К. Пьянькова, Елена, окончив зубоврачебные курсы, открыла в доме отца зубной кабинет. И на несчастье "запалилась" у неё баночка с эфиром. Стихия поглощала дом за домом, разнося горячие головешки с одного на другой. Конечно же, в наше воцерквлённое время сказания не обходятся без «божьего провидения». Поглотив десятки домов, огонь не тронул Успенский храм, ибо денно и нощно молились чухломичи о спасении икон. По мне, так чуда тут и не было в помине. Ведь подавляющее большинство домов были деревянным (или с кровлей из тёса), церковь же зданием каменная, купола крыты железом. Продолжаем. На минуточку опустим особняк по центру кадра и обратим свой взор на виднеющееся справа двухэтажное здание. Угол квартала там закрепляет полукаменный дом М.Ф. Смирнова, постройки 2-й пол. XIX века. Деревянный второй этаж, возможно, надстроен после 1917 г.


А это один из лучших жилых домов Чухломы. Двухэтажный кирпичный дом, завершённый деревянным мезонином, выстроен во 2-й четв. XIX века, в стиле позднего классицизма. Более полувека принадлежал он купцам Ильичёвым.


Далее мы сворачиваем на одну из главных улиц Чухломы, формирующую веерную планировочную систему города — ул. Октября. За пределами города улица превращалась в тракт на город Галич. Оттого до революции она именовалась Галичской. Изначальным же её названием было «Большая проезжая улица, что на город Галич». Здесь перед нами предстаёт интересный пример полукаменного жилого дома периода эклектики (первый этаж сложен из кирпича, второй — из брёвен; оба этажа оштукатурены). Дом построен в 3-й четв. XIX века ратманом купцом В.П. Голоушиным (ратман – член городских магистратов и управ благочиния, выбирался из богатых купцов). В нач. ХХ века дом принадлежал его внучке Варваре Петровне, в замужестве Макаровой, которая на первом этаже содержала винный погреб.


Под №14 на этой же улице находится здание «Присутственных мест уездных» — наиболее ценный памятник гражданской архитектуры Чухломы — характерный пример уездной административной постройки в стиле позднего классицизма. Здание сооружено в 1808 - 1810 гг. по проекту А.Д. Захарова 1802 года. По этому проекту в Костромской губ. были построены присутственные места в Галиче, Солигаличе, Кологриве, Буе и др. Первоначально здесь помещались: магистрат, дума и сиротский суд.


Напротив «Присутственных мест» стоит дом сер. XIX  века — пример деревянного дома, рядовой позднеклассицистической застройки провинциальных городов. Новый хозяин, Н.Н. Казаринов, купил дом у некого священника. По др. сведениям дом был выстроен в сер. XIX века купцом Голоушиным. Николай Николаевич Казаринов являлся заведующим банком и отцом основателя чухломского краеведа, археолога и музееведа Л.Н. Казаринова (работа Л. Казаринова «Прошлое Чухломского края», кроме прочих документов, легла в основу моего поста).


Мы же поворачиваем обратно в сторону центра и по пути осматриваем здание школы, 1-й четв. XX века.


В нач. XX века по красной линии Галичской улицы стояло двухэтажное семиклассное училище, преобразованное затем в гимназию. В 1914 г. было заложено новое здание, которое строилось с перерывами до 1921 г. В итоге сейчас перед нами пример архитектуры учебных заведений в формах поздней эклектики. До какого года просуществовала здесь школа мне неизвестно, но в последние годы в здании размещается торговый центр.


По восходящему солнцу запечатлел не парадный фасад бывшей школы. И здесь мы видим пример "газификации всей страны".


Последним по ул. Октября рассмотрим жилой дом рубежа XIX - XX вв. — своеобразный пример деревянного дома периода поздней эклектики с необычной объёмной композицией. С обеих сторон, на всю длину к дому примыкают прирубы такой же высоты, но под пологими односкатными кровлями, в отличие от главного объёма, крытого двускатной). Стены дома рублены в обло и обшиты калеванным тёсом. А нижняя часть асимметричного главного фасада на всю ширину дома объединена полосой обшивки из вертикальных досок. Оригинального вида, уютный домик стал заглавной фоткой к моему посту. Так он мне понравился. Уверен, было бы у нас больше времени, ещё не один чухломской дом приглянулся бы моему взору.


Чуток заглянем на ул. Ленина. Возникшая ещё в 1781 г., первоначально называлась Прудовой ("в честь" пожарного пруда). Пруд существует и поныне. Интересно, что до 1917 г. пруд известен был своими зимними катаниями. Однако на каток допускались лишь дети купцов и дворян, детям бедных (мещан, крестьян) вход был заказан. На планах города, начиная с 1820-х, улица значится как Никольская. Нынешнее название она приобрела в 1924 г.


Перед нами редкий пример крупного для Чухломы кирпичного дома в духе эклектики. Двухэтажное здание, принадлежавшее купцу-булочнику Н.И. Паршину, возведено в 1914 г. на месте сгоревшего деревянного дома. На первом этаже располагалась пекарня с булочной; на втором жил сам хозяин с семьёй. Ныне здесь размещается Детская музыкальная школа.


На перекрёстке главных улиц бегло осмотрели парочку зданий явно советского периода. Двухэтажное большое здание изначально могло служить Домом Культуры. Спросить вот только в столь ранний час было не у кого. А покуда коснулись мы советского прошлого, освещу пару интересных фактов. В лучшие годы (правда большинство их таковыми не считают) из Галича в Чухлому за 15 мин. можно было долететь на самолёте, а отсюда ещё за 20 мин — в Солигалич. Изучая материалы, часто встречаю информацию о наличии небольших аэродромов возле провинциальных городов. А в небольших  городках, что раскинулись возле водных путей, находились речные порты, откуда советские человеки могли теплоходом аль «Ракетой» добраться до соседних нас.пунктов. Как пример, недавно вычитал, что в 1970-х из глухого городка Пошехонья в Рыбинск ходила «Ракета». Сейчас путь возможен исключительно автомобильными дорогами, что при редких автобусных маршрутах делают ближайшие деревни малодоступными. Как известно, внутренний речной транспорт в наше время практически исчез.


Меж тем мы снова вышли на главную улицу Чухломы — ул. Советскую. Улица возникла при осуществлении регулярного плана застройки города в 1781 г. Она включает в себя Гостинодворскую и Дворянскую улицы. Под №1 здесь расположен дом 2-й пол. XIX века — Управа земская — один из наиболее представительных полукаменных домов в застройке Чухломы. Сооружён в формах эклектики с сохранением традиционных черт позднего классицизма. Сооружён в 1876 - 1879 гг. по проекту гласного Чухломского уезда инженера Н.И. Катенина. Для второго этажа этого здания в усадьбе Андреевское был куплен дом помещика Н. Перфильева. Распорядителем работ был назначен председатель управы И.И. Июдин, а производителем работ член управы Ф.Т. Большаков.


Главный фасад в 11 осей окон в средней части акцентирован оригинальным балконом с фигурной решёткой.


Город всё ещё спит, а мы возвращаемся на главную площадь, откуда начали свою экскурсию.


На той же ул. Советской к двухэтажному из красного кирпича зданию примыкает двухэтажный, но более приземистый оштукатуренный дом, когда-то принадлежавший купцам Тагановым (на фото его практически не разглядеть). Сооружён он был на месте сгоревшего в 1913 г. деревянного дома.


А перед нами одно из наиболее заметных зданий, формирующих застройку восточной стороны главной площади. Выразительный пример гражданской архитектуры в формах поздней эклектики принадлежал купцам Климовым и был построен в 1916-17 гг. на месте сгоревшего в 1913 г. деревянного дома.


На окраине центральной площади уютненько притаился древний Успенский храм.


Первое упоминание о церкви Успения сохранилось в писцовых книгах Галичской осады за 1628 г. Храм в то время был деревянным, но в 1723 г. поп Лука Васильев, церковный староста Григорий Дмитриев с городскими и уездными приходскими людьми написали прошение в синодальный приказ о том, что «церковь от древности очень ветхая, церковный покров обвалился, и службы Божии в ней вести невозможно». Через 7 лет в июле месяце 1730 г. Лука Васильев писал в синодальный приказ о том, что приделы при Соборной каменной Успенской церкви построены и к освящению готовы. С 1937 г. многие храмы района были закрыты. Этот храм чухломичи отстояли, собрав всю сумму обозначенных налогов, введённых в советское время для приходов. С 1946 г. и до настоящего времени храм не закрывался.


На углу квартала (ул. Свободы и ул. Советской) расположено довольно крупное в масштабах Чухломы здание в формах эклектики, совмещавшее в себе жилые и торговые функции. Построено по проекту 1913 г. для мещанки О.В. Гагариной (по др. сведениям заказчиком выступал Н.А. Гагарин).


Вот так выглядит в наши дни бывшая торговая площадь, в 1917 г. переименованная в площадь Революции, — и не сквер, и не парк, а так — пустырь какой-то. С краю примостился огромный валун с памятной табличкой о шестисотлетии Чухломы (поставлен в 1981 г.). Позади булыжника огорожена территория под постройку новой часовни. На заднем плане стоит здание администрации Чухломского муниципального района. А когда-то, в далёком прошлом, на площади проходила Екатерининская ярмарка. Своё начальное название площадь получила от того, что здесь построили до пяти корпусов с магазинами. Ряды торговых лавок венчали аляповатые вывески с фамилиями чухломских богатеев. За прилавками стояли бородатые купчины с золотыми цепочками и медалями на животах, знаками купеческого статуса. Во всех углах площади возвещали надписи: «Магазин Июдина», «Торговля Июдина», «Лабаз Июдина» и так семь раз, словно заклинание звучало имя купца по Чухломе.


В начале поста я описывал сколь был велик купец Июдин и как с ним обошлось собственное купечество. Так вот ещё одна история в продолжении рассказа о Июдинах. В Красноярске представитель Июдиных купец Г.В. Юдин, утерявший букву «и», но сохранивший любовь к своему роду, в 1902 г. издаёт фундаментальный труд в двух томах: «Материалы по истории г. Чухломы и рода костромичей Июдиных». В предреволюционные годы состарившийся библиофил, с расстроенными коммерческими делами вынужден был продавать своё имущество. За бесценок Юдин продаёт винокуренный завод, золотые прииски и свою редчайшую библиотеку, насчитывающую около 80 тыс. томов и 100 тыс. рукописей. В начале Г.В. Юдин предлагал купить уникальное собрание царскому правительству, но получив отказ, в 1907 г. продаёт книги и рукописи представителю американского президента Т. Рузвельта за 40 тыс. руб. Сейчас собрание, к сожалению, находится в «Славянском отделе» Библиотеки конгресса США.


По другую сторону площади расположились гаражи доблестной пожарной части (увы, в периодических пожарах до сих пор исчезают памятники деревянной архитектуры).


По ул. Быкова, что ведёт от пл. Революции вниз к озеру, спускаемся к самому берегу обширной водной глади. Первоначально, кстати, улица называлась Петропавловской, после 1917 г. — ул. Борьбы, а в 1959 г. переименована в ул. Быкова, в честь чухломича-академика К.М. Быкова, видного учёного физиолога, ученика ак. И.П. Павлова.


А закончу я своё повествование снова на берегу Чухломского озера, где давным-давно рыболовецкий колхоз «Путь Ленина» вылавливал десятки тонн карася. Существует мнение, что в прошлом озеро именовалось Чудским. Основано это на летописи Солигаличского Воскресенского монастыря, в которой говорится, что во 2-й пол. XIV века галичский князь Фёдор Семёнович «наехал Чюдское озеро и около озера того живут чюдь». Большинство исследователей считали часть летописи, посвящённую событиям XIV века, мифической. Впрочем, так называемая летопись ею не является — сие есть литературное произведение, написанное в форме летописи. К сожалению, как называлось озеро изначально неизвестно. В этом отношении оно не исключение. Нам неизвестно первоначальное название и Галичского озера – самого крупного в Костромской области. Одни загадки, которые в наше время разрешить просто некому. Археологических раскопок, научных исследований практически не проводится, а те труды, что появляются вряд ли могут претендовать на научность. Ныне время легенд и преданий, которые не требуют доказательной базы. Ведь так проще творить историю.


При создании поста использованы следующие источники:
- Л.Н. Казаринов «Прошлое Чухломского края. Труды отделения Чухломского Костромского научного общества и Чухломского музея, выпуск IV» 1929 г.
- А.А. Тиц «На земле древнего Галича» 1971г.
- Н.А. Зонтиков «Чухлома: спорные вопросы ранней истории города»
- каталог «Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск VI» (за книгу отдельное спасибо deadokey)
- статьи Т. Байковой, М. Шейко «Русская провинциальная Кострома»
- «Имена Чухломских улиц» МЦБС Чухломского р-на 2003 г.
- сайт «Фотографии прошлого»

Featured Posts from This Journal

  • Костромские дебри vs. Экипаж Астры

    Три месяца затишья в написании постов не прошли даром — совсем отвык и разучился писать отчёты. А может просто обленился. Однако ж надо…

  • Славная Словинка или место обретения иконы

    10 мая сего года мы оказались в настоящей русской глубинке, в селе Словинка Костромской области, в очередной раз прикоснувшись к истории. Только…

  • Из Чухломы в Солигаличский уезд

    «Из Чухломы в Солигаличский уезд» — вторая часть путешествия в костромской край, о первом дне которого можно прочесть здесь.…

  • В глубинке Костромского края

    В данном посте речь пойдёт о северо-западной части Костромской области, где на больших территориях жизнь теплится лишь местами, где действительно…

  • Ликурга vs. Чмутово

    Продолжаю разбирать летнюю поездку в Костромскую область. В этой части я поведаю о двух ну очень старинных сёлах Ликурга и Чмутово, зародившихся,…

  • Интересности Галичской земли

    И снова на повестке дня достопримечательности Костромского края. В этот раз побываем сразу в нескольких сёлах, в числе которых Унорож и Умиленье,…


  • 1
Красота! А я пока только терем Чухломской смотрел... эти места притягивают со страшной силой!

Спасибо, Вадим!
Что места притягивают, полностью с тобою согласен. Потому мы там практически всё исколесили (хотя на заметке у меня ещё десятки деревень, где непременно стоит побывать). Вот и восток области нами так и не был исследован (Вохма, Шарья) и те деревни, до которых добраться совсем уж сложно.
А мне вот чухломской терем в новой ипостаси не пришёлся по душе. Туризм, новодел. Одним словом, не успел его застать аутентичным, пусть и в полуразрушенном виде. Радует, что побывал в ещё не тронутом тереме в Погорелово.

Меня еще Кологрив тянет, про него все своды вычитал.
Терем старались делать аутентичным, посмотрим, постоит, будет выглядеть не таким новым, лучше будет. Пусть они рекламирует Чухлому и всю область, людей привозит, которые даже и не слышали об этих местах.

О, да! Кологрив очень примечательный город. Был там два года назад поздней осенью, с первым снегом, и всё мечтал приехать летом, когда всё зазеленело бы, да так и не получилось. А город очень мне понравился, о чём я не преминул выразить в отчёте. Там ещё замечательный комплекс зоотехникума (на др. берегу Унжи). Если интересно, то вот отчёты оттуда:
"Старинный город Кологрив": http://deni-spiri.livejournal.com/60199.html
"Кологривский Zoo-Техникум": http://deni-spiri.livejournal.com/54545.html
Да, знаю, что старались сделать аутентичным терем, но... "Посмотрим, постоит..." — это ты верно подметил. Может годков через пять будет более приглядным. Нынче уж больно наряден и ладен, не под старину.
Это-то конечно верно, что туризм развивает. Только вот он, туризм-то, разным бывает. Когда мы приехали туда, так через 10 мин сбежали, ибо одна группа товарищей громко чавкала, устроив себе трапезу-пирушку в беседке, другая группа каталась на квадроциклах невдалеке, третьи бродили-голосили и т.д. и т.п. Атмосферы — ноль. Словно в московский парк зашёл. Одним словом, Содом и Гоморра. )))


Edited at 2017-06-26 08:35 am (UTC)

Сто лет назад там еще больше народу чавкало и гудело)
В тереме можно переночевать, а дальше уже по лесу рассекать, до того же Кологрива на квадриках можно доехать.

На тех чавкающих и гудевших я бы с удовольствием глядел! ))) А нынешних мне и в столице хватает. Не затем в глубинку еду, чтобы в праздной толпе пребывать. :)
Слышал, что там можно договориться и тебя хоть в Бушнево отвезут (туда, к сожалению, мы так и не добрались). Да я, Вадим, просто на всё это под другим углом смотрю. Чем дальше от цивилизации, тем душевнее. Не шибко я жалую музеи, монастыри и т.п. Мне, вот, тишь да гладь забытья подавай. )

У нас такой тиши еще очень много, мне тоже по душе забросы заросшие на рассвете и на закате.
Нам хватит )

Поддерживаю! )

"в 1907 г. продаёт книги и рукописи представителю американского президента Т. Рузвельта за 40 тыс. руб" - какая судьба у библиотеки купеческой, из глуши костромского края - в библиотеку Конгресса. чуднО!

в таком городке сонно и не меняется ничего, кажется, жизнь так и течет по раз и навсегда заведенным правилам... почитав историю края, в который раз убедилась, насколько революция вывела людей из болота вот такой уездной "жизни", где кроме кабаков - никаких тебе развлечений. Да и дома остались в основном от купчин да торговцев, наживших состояние на народной шее...

Хороший рассказ, Денис, познавательный и интересный.

Да нет, купец был из Красноярска. ) Это он труды по Чухломе и своему роду собрал, видимо, в память о своих корнях. Вряд ли чухломским купцам было бы под силу содержать такие библиотеки. Чухлома всегда была глухой провинцией.
Бесспорно, Марьяна, ты права: именно события 1917 г., какими бы противоречивыми они не были, изменили жизнь. Но большинству этого уже не понять, они и не хотят понимать. Глаза и ум есть у всех, а вот разумом ныне народ пользоваться разучился. Активная пропаганда "ужасов СССР" делает своё дело, как и Церковь, что сегодня так хулит советскую власть. Только вот что она сделала для жизни, чтобы так голословно заявлять о советском прошлом? Поди не они построили по всей стране ж/д пути-дороги, не они запускали в космос ракеты, реки поворачивали вспять, атомные ледоколы пускали в океаны-моря, дали всенародное образование, медицину и многое-многое другое, что сегодня практически утрачено или доживает свой век. То-то я и смотрю на сегодняшнюю одухотворённость богоносного русского народа. Хех...
Сложно поверить, когда люди, занимаясь изучением истории, извращённо смотрят не столь на сам предмет, сколько на его анализ. Постоянно сталкиваюсь, прямо скажем, с абсурдными заявлениями и самое страшное мышлением. И подобные опусы псевдо-историков не могут иного, как огорчать. Вот, подготавливая пост по Чухломе, столкнулся: «Нам с детства внушали, что крепостное право — это рабский труд на благо хозяина, без материального вознаграждения. Однако расходные книги Никольского стек. завода (1810-25 гг.), говорят обратное. Деньги за работу платили всем крепостным, без исключения. А если людям приходилось работать в воскресенье или в свой День ангела — платили им отдельно по повышенной ставке». И делают выводы, что крепостное право было не таким уж ужасным. Отпустил барин крепостных раньше отмены крепостного права, так это «широкий жест». И отходничество ныне преподносят как благое дело: «Ежегодно по почте в адрес своих семей присылали более миллиона рублей, в деревни приходило от 100 до 300 пудов посылок в день». Вот-то чухломичи в достатке жили, а мы не ведали. Правда, разбогатевших отходников были десятки, а вот всего уходивших в чужой край на заработки были десятки тысяч. Теперь и монастырские летописи стали априори документами, хотя писались летописи, жития святых с разницей в несколько столетий. Как пример, монах в 17 веке писал о событиях 11 века. Чего стоит пиар акция с мощами мифического Николая Угодника, якобы жившего 2 000 лет назад!? То-то и оно. )
Уф, разошёлся я чой-то! )))
Рад, что понравился рассказ, Марьян! Спасибо!

так история, к сожалению, самый уязвимый предмет - каждый исследователь в меру своих представлений её пишет-переписывает((
Факты, факты умудряются искривить (как Солженицын, хрестоматийный пример), что уж говорить о следствиях....
про крепостное право - феерично))) Ага, помещик -прямо отец родной для крестьян, не иначе. Только вот соки все выжимал, да малые дети работали наравне со взрослыми, понятия о трудовом дне в 8 часов вообще не существовало, и частенько помещик (или его "успешные" детки) все проигрывали да проживали в гулянках и кутежах, не делясь столь сладкими моментами с трудящимися, вот это забыли, видимо, наши граждане за 20 с лишним последних лет свободы слова...
Про мощи я б не была столь категорична - вопросы веры все же личное дело каждого. Но плохо, когда они становятся объектом политической манипуляции и зарабатывания денег (а религия, согласись, это все же бизнес).

я недавно наткнулась на очень интересный блог - автор(историк?) всерьез утверждает, что история нашего гос-ва сфальсифицирована еще аж с 17 века, и разбирает это утверждение. выводы совершенно аховые.
*если заинтересует, найду его и отпишу тебе в личку*
Это как-раз к вопросу об интерпретации фактов.

В том-то и дело, что при написании современных ист.работ практически перестали пользоваться архивами (об этом заявляют сотрудники архивов). Т.е. кол-во "научных" работ в сотни раз превышает кол-во обращений за документами. Да и те, как верно ты подметила, трактуются "всяк как хошь". Именно, что отчего-то рассказы Солженицына стали фактами. На его мемуары ссылаются, как на статистические данные. Хотя это всего лишь взгляд одного человека, через призму его мировоззрения и жизненных устоев.
Конечно всё позабыли, с новыми учебниками, с новой агитацией и пропагандой. Поэтому из года в год "наезд" на Советский Союз становится всё сильнее. Всё думал: почему они никак не успокоятся. Теперь понимаю: чем дальше, тем меньше осталось поколений, что застали те времена. Кто был свидетелем (как те бабули и мужички, с которыми я вёл беседы во время путешествий), а не те, что по фоткам пустых прилавков и сотне миллионов расстрелянных в ГУЛАГе судят о прошлом Союза. Сейчас практически все заняли позицию хаить всё и всех. Не осознавая, что идиллии не было никогда (в том числе и в СССР) и не будет. Но, не даром говорится, всё познаётся в сравнении.
Про мощи. В данном контексте я не в отношении веры писал, а использовал пример как летописи, сказания выдаются сейчас за правду. Но разве знает самый ярый защитник православия, например, что жития прп. Авраамия Ростовского переписывалось трижды в течении трёх веков и каждый раз по новому? Что житие Николая Чудотворца пестрит противоречиями, неточностями и т.д.? Нет!
Найдёшь ссылку, конечно скинь на почту. Будет интересно улыбнуться. )
Спасибо за беседу, Маремьяна!

спасибо за подробный рассказ, интересно!

Рад, что понравилось. Стараюсь! )
Взаимное спасибо!

Привет, привет Денис!Уже соскучилась по твоим постам. Заглядывала, нет ничего. И вот жданчик.
Почитала, всё интересно.
Мой сын уехал в Череповец. Чем - то красное кирпичное здание напоминает тамошние. 17 век город.
Спасибо тебе!Налюбовалась!

Здравствуйте, Екатерина!
Приятно слышать, что заждались. ) Рад, что всё понравилось. Я, как всегда, категоричен в некоторых вопросах, но как есть. Взаимное спасибо!
А мы были в Череповце. Дореволюционных зданий там по пальцам пересчитать можно. Череповец, по сути, советский промышленный город, ибо там выстроили металлургический, химический заводы, десятки предприятий. На 1913 г. было всего 8 200 жит., а на 1990 г. — 312 000. С тех пор там ничего не изменилось. Так что нам он не приглянулся.

Да, уж...химиии там хватает. Сын просто пофотал..Гальских усадьбы и прочее...у нас нет такого в Кемерово. Всё шахты, да и города дальше, от Мариинска, Иркутск...ещё старинное есть...А я люблю, очень, потому и жду твоих фото. В нете то уже насмотрелась, но не так интересно, как у тебя!
Удачи Денис и новых дорог!

Хороший сын, коли для Вас специально сфотал. ) Уж не знаю, доберусь ли когда-либо до Иркутска и прочих дальних мест. А пока я не путешествую. Это всё старые фото, то бишь подробные отчёты по поездкам 2015-16 годов.

А чё не путешествуем?
Про сына...я даже посты сделала, на память))))

Нет "колёс". Коплю.
Посты глянем. )

Спасибо за историю этого места! А то, кроме как наклейки на джипере друга "Полная Чухлома" - ничего об этом месте и не знал)

Рад, что понравилось! Спасибо!
Ну, "Полная Чухлома" это более серьёзные ребята, чем мы. Они в такие дебри забираются, куда нам и не снилось. )

Спасибо, шикарный пост. Про Июдиных очень интересно. А мы вот миновали Чухлому транзитом - приехали в лесной терем уже по темноте, и на следующий день был большой маршрут, в Чухломе не останавливались. Но поскольку в терем я хочу еще раз, то и в Чухломе быть. )

Рад, что понравилось. Спасибо!
Как я и писал в начале поста, многие проезжают город мимолётом. А с другой стороны, он и не столь колоритен как тот же Солигалич. А о каком тереме мы говорим: Осташево или Погорелово? Неужто Вам так сильно приглянулся отреставрированный?

Спасибо за интересную экскурсию по Чухломе. И современные фотографии интересны и давние... Удивительно, как сохранилась история каждого дома, как Вы все это раскопали. Есть еще душевные места... И другие новые записи с интересом прочитал. Серьезные дороги в Ивановской области, особенно где "второй километр" до заповедных мест... Там и трактор не обязательно проедет... Нельзя не восхититься настоящими патриотами родного края, которые берегут историю, увлекают молодежь. Пока такие люди есть - есть надежда.

Edited at 2017-07-10 10:41 am (UTC)

Взаимное спасибо!
Да уже не могу не "раскапывать". Увлекло.
На счёт Новлянской школы вообще удивительный факт, что до сих пор и так сильно чтут свою историю. Жаль, что всё вымирает потихоньку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account