Previous Entry Share Next Entry
Вдоль Двины и Вычегды. часть 2-я
deni_spiri


В сегодняшней, второй, обзорной части путешествия по северному краю рассказ пойдёт о достопримечательностях, расположившихся вдоль берегов рек Северной Двины и Вычегды. Первым я поведаю о небольшом, уютном городке Сольвычегодске, где любого гостя поразят исполинские и роскошные, по истине, уникальные древнерусские каменные храмы. Далее мы побываем в урочище Пермогорье, где оставленные людьми, под влиянием времени погибают два старинных храма, каменный и деревянный. Заедем в село Черевково, собственными глазами увидеть восхитительный пример деревянного зодчества — зажиточные крестьянские жилища Русского Севера. Огромные двухэтажные хоромы, фасады которых сплошь украшены ажурной резьбой, своей наружностью превосходят даже некоторые музейные экспонаты.



Итак, продолжаю повествование о путешествии на Русский Север, начатое здесь — «На Сольвычегодск. часть I-я». Оставив позади тысячу километров костромских, вологодских и архангельских дорог, наконец-то оказываемся на тихих и зелёных улочках Соли Вычегодской. Сольвычегодск — маленький городок с деревянными домиками, вперемешку с редкими силикатными пятиэтажками. Нынешний город на р. Вычегде не относится к числу древнейших. Основали его, вероятно, переселенцы из двух соседних поселений — более древнего Чернигова, сгоревшего в 1546 г., и Выбора, сметённого половодьем в 1586 г. Расцвет же Соли Вычегодской пришёлся на XVII – XVIII вв., с возвышением могущества «дома Строгановых». Однако во 2-й пол. XVIII века Сольвычегодск оказывается в стороне от торговых путей и постепенно превращается в небольшой провинциальный городок. Таким встречает он и сейчас. Среди деревянных домов, составляющих основную городскую застройку, выделяется крупное каменное здание усадебного типа — дом Пьянковых. Сооружён в 1-й пол. XIX века и принадлежал богатым местным купцам (в советское время тут размещался санаторий).


Из-за своей удалённости городу удалось сохранить ряд как общественной, так и жилой исторической застройки. Обо всех архитектурных достопримечательностях я расскажу, конечно же, в последующих постах. А пока лишь обзорно, вкратце. На заднем плане — здание, построенное на средства купца Хаминова, в котором размещалось высшее начальное училище. После революции в нём находились педучилище и школа-интернат. В настоящее время — просто жилой дом.


В XIX веке Сольвычегодск стал местом, куда царское правительство ссылало политзаключённых. Здесь отбывали ссылку многие русские революционеры. На переднем плане — дом начала XX века с мемориальной доской: «В этом доме жил, находясь в ссылке в 1909-1910 гг. руководитель советского государства Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)».


Ярким и нарядным выглядит слегка запущенный городской парк, больше похожий на сквер. После Великой Отечественной войны на небольшом постаменте был установлен бюст В.И. Ленину.


Две доминанты возвышаются не только над над городом, но и видны далеко в округе, — громады каменных соборов Благовещенского и Введенского. В этих монументальных культовых твердынях как бы навечно запечатлена неукротимая сила и могущество их строителей, именитых людей Строгановых — некоронованных властителей обширных земель Севера. Расцвет Сольвычегодска в прошлом целиком определялся деятельностью этих крупных предпринимателей, монополизировавших солеварные промыслы. Правда, возвышение «дома Строгановых» шло за счёт жесточайшей эксплуатации нерусских народностей Севера — манси, зырян, пермяков и проч. Но вернёмся в наши дни. На северной окраине города, около маленькой, пересохшей речки Солонихи (Усолки), которая прежде, разливаясь, образовывала здесь озеро, возвышается величественный собор Введенского монастыря.


Заказчиком каменного собора являлся Строганов Григорий Дмитриевич — крупный промышленник, вельможа и меценат, пользовавшийся особым расположением царского дома. Сосредоточив в своих руках огромное состояние, в фамильном монастыре вместо прежней, сгоревшей деревянной церкви Строганов возводит внушительных размеров Введенский храм. В своём строительстве он стремится не только заслужить «себе вечную память и славу», но и явно превзойти своих предков, соорудив более нарядный храм. Заложенный в 1688 г. храм строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 г.


Осмотр великолепного храма вместе с нами производит православный рыжий Котофеич.


Собор является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII - XVIII вв., которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика именуются «строгановскими». Для этого храма характерна подчёркнутая пышность внешнего декора. Ни один из памятников Севера не имеет столь богатого наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами.


Службы в храме проходят в небольшом помещении крытой галереи. Главное же пространство закрыто (открывают его, при посещении церкви экскурсией из краеведческого музея). Однако прислужник в церкви, услышав историю о нашем долгом путешествии, пустил осмотреть основной объём собора вне разрешённого времени (за что ему сердечное спасибо!). Восточную стену здесь закрывает большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером в 1693 г.


Получив эстетическое удовлетворение от вида роскошного иконостаса, покидаем Введенский храм и идём смотреть расположенную неподалёку деревянную башенку. В 1932-34 гг. при проведении геологоразведки на этом месте была пробурена скважина (откуда пошла минеральная вода). Башня над источником, несмотря на заверения многих сайтов, не имеет отношения к часовне и датируется 1930-ми годами постройки.


По крайней мере в этом нас также убеждал один из отдыхающих возле источника (ниж.фото).


На берегу Жемчужного озера мы встречаем ещё одно монументальное творение древних зодчих. Здесь, на небольшой возвышенности, стоит громада Благовещенского собора — одного из старейших каменных храмов Севера. К концу 1560-х Аника Строганов (наиболее яркий представитель фамилии) с сыновьями и внуками владел большими материальными, производственными и людскими ресурсами. Будучи уже в преклонном возрасте, он задумал построить храм — «благодарение Богу за свой успех и талант, в вечное поминовение предков и всего рода». Строгановы построили собственный домовый храм для себя и своих людей, сами содержали большой штат священнослужителей. Фресковая летопись внутри храма повествует о том, что строительство храма началось в 1560 г., а в 1584-м он был освящён как домовая семейная церковь.


С южной стороны собора расположена усыпальница Строгановых — кубическая постройка павильонного типа. Возведена она в 1819 - 1826 гг. графом Г.А. Строгановым, во время восстановления храма после пожара. Следует отметить, после пожара 1819 г. собор «по себе на память и на поминок ныне и впредь» претерпел серьёзные изменения, которые значительно исказили его первоначальный облик. Но даже в изменённом виде он не может не восторгать.


Массивное и крупное, торжественно-монументальное здание подчиняет себе всё окружающее пространство, включая меня фотографа.


Запечатлев храм со всех сторон, за небольшую плату проходим внутрь. С 1919 г. в здании Благовещенского собора функционирует «Сольвычегодский историко-художественный музей». Внутри стены украшают фресковые росписи. О времени их создания сообщает надпись: «Лета от сотворения мира 7108, от Рождества же по плоти бога слова 1600, индикта 13, майя в 11 день у Соли Вычегодской на посаде соборный храм каменный Благовещенья Пресвятые Богородицы начат подписывать внутри...». К сожалению, все фрески прописаны (подновлены) в XVIII – XIX вв.. Приглушённый свет и общая светло-охристая гамма фресок создают непередаваемое впечатление, которое не может не поразить даже равнодушного к иконографии человека. Остаётся сожалеть, что в России осталось так мало музеев, где вот так запросто можно лицезреть и запечатлеть народное достояние, в виде искусства иконописцев. В действующей церкви достать фотоаппарат теперь и подумать страшно! Посему огромный пласт культурного наследия скрыт от глаз не только простого обывателя, но и почитателя русской старины.


Большинство композиций стенописи собора художественно раскрывают основные апологетические установления христианской церкви (апология — чрезмерное восхваление, защита истинности христианского вероучения).


Тема о мире как о борьбе добра и зла получает особо яркое воплощение в сценах «Страшного суда» (ниж.фото) с их нарочито аффектированными (преувеличенными) страданиями людей. Адские сцены разрастаются в обширную картину осуждения неправедных судей, пьяниц и других грешников, терзаемых ужасными бесами. Перед их устрашающими образами, разработанными с невероятной фантазией и остротой, бледнеют идеальные и светлые образы небесных сил.


Осмотрев музейные экспонаты (чеканные изделия, оклады Евангелия, иконы и проч. произведения искусства), покидаем выставочный зал и по наставлению музейного сотрудника направляемся на верхний ярус колокольни, обозревать виды окрестностей с высоты птичьего полёта.


Взобравшись по многомаршевой лестнице внутри колокольни, мы оказались на открытом ярусе звонницы. Более того в этот момент впервые (и в последний раз) за всё путешествие небосвод прояснился.


Со смотровой площадки открывается живописная панорама реки Вычегды. Отсюда же на весь обозримый горизонт виден отступающий пасмурный облачный фронт.


Супротив голубому просвету по другую сторону по-прежнему главенствует серая пелена. А на водной глади можно видеть снующий от берега к берегу буксир, толкающий небольшой паром, главными пассажирами которого являются гружённые лесовозы.


Виртуозно отыграв на радость собравшейся внизу городской публике 10-ю симфонию Иоганна Баха, сотрудники музея и работники Церкви тут же предложили мне должность звонаря. Однако, из-за небольшой контузии, полученной мною по завершению импровизированного колокольного концерта, на ближайший час я лишился слуха и посему предложения вышеобозначенных работодателей не услышал, и был таков.


Панорамный вид на город. Так, не город, а, в представлении столичного человека, большая деревня. Но, возможно, намного колоритнее, чем многие крупные города.


Спустившись с колокольни, посетили полутёмные помещения подклета с его «каменными мешками». Этот ярус служил в качестве кладовых для хранения многочисленных товаров, ценностей и казны Строгановых. Зафотали там представленные в экспозиции различные предметы старины и вышли на свет. Тем самым закончив осмотр величественного здания. Впрочем нам было пора спешить к берегу. Единственный раз за весь день, всего на миг, покрывало серых туч разорвал голубой небосвод и озарил ясным светом белокаменный собор. И только тут мы поняли, что существующая ныне колокольня очень плохо сочетается со старинным храмом. А всё потому, что построена она намного позже первоначальной — в 1819 – 1826 гг..


А к берегу мы спешили потому, как через 15 минут должен был отчалить паром. Здесь местные "матросы" латали дремучих годов катерок и недружелюбно поглядывали, как я снимал их судно на свой Xiaomi. Все нижеследующие кадры сделаны как раз на камеру телефона.


Поскольку в город мы прибыли окружной дорогой, через Коряжму, обратный путь на противоположный берег решили разнообразить паромной переправой. Ещё по приезду в город, я узнал у неразговорчивых "капитанов" время отплытия и цену. И вот, нам осталось лишь погрузиться на плавающую платформу и ровно по расписанию отчалить от берега.


Буксир «Женька» неспешно тянул с пяток машин и два десятка людей.




Минут десять неспешного плавания и мы на противоположном берегу Вычегды. Прощальный кадр Сольвычегодска.


На обратном пути снова посетили грустный Котлас и его вкусное кафе. Затем через Межниковский полой (ложбина, заполняемая водой при половодье) переправились на другой берег Малой Северной Двины и направились в Великий Устюг. А подъехав к дому, где сняли квартиру, познакомились с местным менталитетом. Не успев вылезти из авто, как вплотную к нашему бамперу подъехала девятка и, осветив фарами, дала сигнал с намёком убраться. Однако сия история не для данного поста. Могу лишь сказать, что устюжане переоценили свои возможности. Следующий день предстоял быть долгим и насыщенным. Поутру наскоро откушав пельмешек и отварив с собою сосисок, наш экипаж рванул на север, в сторону Верхней Тоймы. Двигаясь вдоль берега Северной Двины, пересекаем речушки Малую Чиру, Устицу, Ращу и проч. Проезжаем населённые пункты: Усть-Курья, Малый Уртомаж, Усть-Канза, Монастырская Пашня и др. Заезжаем в село Красноборск, где узнаём расписание паромов и продолжаем путь далее. И вот, оставив позади 140 км от Устюга, добираемся-таки до деревни Большой.


Дальше немного идём пешочком до урочища с оригинальным названием — Пермогорье. Краткая история ойконима Пермогорье (название населённого пункта; вид топонима): в XVII в. одной из волостей Великоустюжского уезда Вологодской губернии являлась Пермогорская, располагавшаяся в верховьях Северной Двины. Центром её был погост Пермские Горы, или Пермогорье. В русских летописях XIII в. сохранились сведения о проживании на Северной Двине пермян. Земли их граничили с территорией «тоимичей поганых», живших ниже по течению реки. Например, соседняя с Пермогорьем деревня Мошкинская ещё в 1859 г. числилась как «деревня Погановщина. Стоит при реке Двине, в 105 верстах от Сольвычегодска».


Здесь, на открытом пространстве, путников встречают два старинных храма: каменный Воскресения Христова, 1748-1762 гг. возведения, и деревянный Георгия Победоносца, построенный в 1665 г. Сложно передать атмосферу этого удивительного места. Даже начавшийся ливень не испортил ощущения, лишь подпортил кадры каплями дождя на объективе.


Как обычно, все подробности я оставляю для индивидуальных постов. А пока мы исследуем каменный храм, который внутри оказался пустым и неинтересным. Зато скудность пустого внутреннего пространства с лихвой компенсирует вид с верхнего яруса колокольни.


Не мог не запечатлеть себя в задумчивой позе.


Насладившись окрестными видами северодвинских просторов, спускаемся вниз.


Делаю любимый ракурс в анфас каменной церкви и перехожу к деревянной.


Как уже писал, Георгиевская церковь выстроена была в 1665 г., но в середине XIX века церковь то ли ремонтировалась, то ли перестраивалась, т.к. в 1874 г. «возобновлённый» храм был освящён вновь. А год спустя обшит тёсом. Необычна как и сама композиция постройки, так и то, что завершение храма имеет всего три главки. Известно, что в 1988 г. за ветхостью церковь реставрировали. Посему она дошла до нас в столь приемлемом состоянии.


Усилившийся ливень не оставлял нам шансов для изобилия кадров. И сделав последний ракурс заброшенных культовых построек, спешим к машине.


Следующим пунктом стало крупное село Черевково. Первое упоминание о Черевковской волости встречается в 1519 г. Это была одна из крупных волостей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Ныне это территория Красноборского района, Архангельской области, как и предыдущее Пермогорье. Ехали мы сюда специально ради одного дома. Однозначно, одного из лучших домов — превосходнейшего представителя зажиточного крестьянского жилища Русского Севера.


Двухэтажный, деревянный, 12 окон в ряду бокового фасада, огромных размеров, дивной красоты балкон — и всё это обшито тёсом и украшено ажурной резьбой. По определению, это наилучший, виденный нами пример народного зодчества, представленного в виде жилого купеческого дома. Да не как музейный экспонат, а в быту, в реалии. Пообщался с проживающими в этой громадине жильцами. Узнал о купеческой династии Гусевых, что выстроили в селе три подобных дома.


Мы, кстати, видим лишь половину здания — хозяйственная часть, равная по длине жилой, была давным-давно разобрана.


А вот соседний, второй, удивительный дом. Чуть скромнее в размерах и декоре, но безусловно также редчайший пример обитаемого и поныне крестьянского северного жилища. Третий дом из этой "серии" сгорел.


Великолепный пример народного декора. Фрагмент бокового фасада.


Оригинального исполнения ворота в нижний этаж хозчасти, в этом доме сохранившейся.


В деревне ещё много интересных, больших образчиков северных домов. Однако впереди нас ждёт Красноборск с его паромом, на который нам надо обязательно успеть, дабы переправиться на другой берег Двины и, пока не стемнело, успеть лицезреть ещё один памятник деревянного зодчества — шатровую церковь в селе Верхняя Уфтюга. Но об этом и о многом другом в третьей части путешествия.


При создании поста использована книга Г.Бочарова, В.Выголова «Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма»

Featured Posts from This Journal

  • От Нижнего до Эл

    Путешествие из Нижнего Новгорода в республику Марий Эл. В данной поездке НН послужил отправной точкой, а финишной стал усадебный дворец в…

  • Дворец культуры имени В.И. Ленина 1927 год

    В последнюю поездку в Нижнем Новгороде мы посетили преинтереснейшую городскую достопримечательность - Дворец культуры имени В.И. Ленина. Это…

  • Ветлужские терема

    Сегодня я расскажу об усадьбе лесопромышленника С. Н. Беляева. Прежде всего это удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах…


Денис, обалденный рассказ и фотографии! читала с упоением, ну ты понимаешь, почему. Любимый Север. Дома, что сохранились, впечатляют декором, я не видела такой обшивки а-ля плитка-кирпичик. Правильно строили - чтоб просторно было, высокие потолки, хоз.постройки под одной крышей, все разумно. Живи да радуйся.
И виды с колокольни Сольвычегодска - супер. Такой простор. Хорошо что пускают туда.

Спасибо тебе за рассказ.

Спасибо, Марьяна! А мне как-то больше первый отчёт (часть) по сердцу пришлась. Этот менее эмоциональным вышел. Решил третью часть напишу вообще позже. Сменю тематику рассказа пока.
Да я помню, что ты смешанных кровей северянка. Хорошо хоть не из «тоимичей поганых», а то, как сообщают летописи, перьмяки из Пермогорья с ними воевали. )))
Обшивку под кирпич мы встречали, но здесь в общем весь дом просто шедевр (я про Черевково). И впрямь хорошо, что в музее всё можно. Даже в колокол отзвонить! )

Я первый раз в жизни в колокол звонила в Сольвычегодске!
И это не облачный фронт а Коряжма дымит, там видно, если увеличить что все облако из труб.
Вот тебе немного инфы про черевково, там есть интересное, особенно сканы книги про Гусевых мне понравились) Хотя ты конечно все осудишь)


Так и я впервые звонил. Да и, дай бог, больше не звонить! Удовольствие сомнительное. До сих пор на правое ухо глуховат. ))) Мне понравилось, что колокол подлинный, старинный.
Ничего себе у тебя Коряжма надымила! Аж пол-области облачным фронтом покрыла. )
Уточните, пожалуйста, про какую инфу идёт речь. Очень бы хотелось прочесть. Однако, я подвергну не суду, а анализу.

Шикарный пост, спасибо!

Рад, что понравилось. Спасибо!
Хотя мне по душе пришлась первая часть.

Я в 100 километрах южнее родился. Эх посмотреть бы фрески в большом разрешении, что бы каждую деталь было видно.
Это старинные Пермские земли.Там Стефан Великопермский народ крестил.В том числе и моих предков.А еще там на моей родине, Вилегодской пермце, были первые поселения Строгоновых.
Я по этому поводу большие исторические исследования веду. Зайдите в мой журнал.В самом верху, про город Пермь Великую. Вы до него тоже доплывете. Это сейчас Усть-Вымь

А где именно Вы родились (современное название, а то к 1680-м название Вилегодская Пермца исчезает из официальных документов), можно узнать? Это обзорный пост (по несколько фото с места), позже по каждому городу, храму и т.д. напишу индивидуальные, подробные посты. Там и в деталях, и история — всё будет.
Обязательно загляну. )

Интересно, спасибо

Рад, что понравилось. Правда, первая часть, на мой взгляд, по-интереснее будет.
Взаимное спасибо!

Спасибо за пост! Эх, родина моя - Верхнетоемский район, скучаю...

Надеюсь, приятно встретить отчасти родные места. До Верхней Тоймы мы так и не добрались. И Вам спасибо!

(Deleted comment)
Зафотал, если бы они там были... А уж под куполом и на колокольне радиаторы отопления заснял бы непременно — тем самым произвёл бы фурор!


Весь Север загадили своими отметинами криптоевреи,как собаки метят територии мочой,а тут христианскими крестами.
Крест навевает на местность нежыть,вот никогда не будет развития,пока не уничтожим чужэРОДные еврейские церкви.Жыла в Котласе и думала поскорей бы убраться и слинять,треть населения бывшие зека,в основном евреи.От Котласа и до Вельска русы поселились,определяется русским стилем домов трехскатных и со светёлкой,а нижэ по теченю там ужэ половина домов двускатных и без светёлки , финско-новгородский стиль. Ломоносов был наполовину Чудь,наполовину Рус,и надо жэ жэнился на иноРОДке австрийке.Ну и где ломосята? - нету их.Я холмогорская,из племени Емь.
Всех сьем,и не подавлюсь.Ха-ха.

Откель будешь, сердешная? Судя по орфографии, не из русских. И чем тебе, убогой не угодили евреи, коих в тех краях с огнем не сыщешь?

Богом забытый край моего детства...

Суровый край. Сейчас там грустно. Жизнь уходит.

Сплошные засечки для себя на будущее. ) Спасибо!

Всегда пожалуйста! )

впечатлило, спасибо

Взаимное спасибо!

Спасибо за интересную экскурсию. Столько раз проезжала мимо Сольвычегодска на поезде, а сейчас захотелось сделать там остановку....

Рад, что понравилось. Спасибо!
Здесь показана лишь малая часть. В Сольвычегодске непременно стоит побывать.

Да... Потрясающая красота и мощь... Контрасты... Величие и заброшенность, гостеприимство открывшего храм в неурочный час и менталитет пассажиров девятки... Спасибо. Читаю, делюсь на фб.

И Вам, Кирилл, спасибо!
Будет ещё и третья часть. )

Где 3-я часть?
Про низовья Сев. Двины.

Будет на этой неделе, но про верховья Двины (В.Уфтюга, В.Устюг).

Да, дом в Черевково просто потрясающий! Спасибо, что радуете такими постами!

Рад, что понравилось. Стараюсь. ) Спасибо!

?

Log in

No account? Create an account