Previous Entry Share Next Entry
Из Климатино в Курбу с историей вместе
deni_spiri


В сегодняшнем отчёте речь пойдёт о двух интересностях Ярославской земли, а точнее об одной интересности — усадьбе Климатино, что недалеко от Ростова, и одной достопримечательности — храмовом комплексе села Курбы, что неподалёку от Ярославля. Курбский ансамбль довольно-таки известный и давно уж признанный памятник архитектуры, в отличии от очень и очень скромной климатинской усадьбы, которая в силу своей простоты не имеет какой-либо исторической и архитектурной значимости, а если и имеет, то она не велика. Но мы, как любители именно таких непопулярных, практически неизвестных кусочков старины, не могли не посетить данное место. Поэтому во время одного из путешествий заглянули на южную сторону озера Неро, где спрятался незамысловатый барский дом.
Post Scriptum. Поскольку я достаточно долго не писал краеведческих постов, сегодня уделил исторической части особое внимание.



Помнится, поездка состоялась в конце марта: снег ещё не сошёл, а зелень и не думала просыпаться. Погода в тот день выдалась переменчивая: то набегали тучи и порою кружилась метель, то выглядывало солнце и небо становилось по-весеннему чистым и ясным. Рассказ свой начну с неизвестной (разве что местные краеведы знают) усадьбы Климатино. Ввиду того, что ярославский край обладает богатой древней историей, Климатино не стало исключением. Так, рядом расположенное село Козохово (в прошлом Богородское) известно со времён Ю. Долгорукова. В XIII-XV вв. среди наиболее именитых владельцев Богородского были князь Андрей Суздальский, он же Аника-Воин, и Иван Калита; а к концу XVII века владельцем стал Я.Ф. Долгорукий, у которого здесь гостил молодой Пётр I.


Из Козохова-Богородского дорога ведёт в Климатино. Проходим мимо д. Караваево, возле которой в так называемых "Рябинных-Полосах" и в лесу "Невёдрево" находится группа курганов монгольского периода. Чуть в стороне оставляем д. Звягино, названную так по имени жившего в ней в 970 -1000 гг. князя Доброслава Звяги, и чуть погодя упираемся в парк села Климатино, где среди густых ветвей стоит небольших размеров храм, чей приход и составляли вышеупомянутые деревни.


Внутри церкви так же пусто и скучно, как и снаружи.


Гораздо привлекательнее её история. Сия Спасская церковь была построена в 1780 г. тщанием княжны-помещицы Анастасии Алексеевны Голицыной. До возведения каменного храма на этом месте стояла деревянная церковь во имя св. Леонтия Ростовского.


Занимательна история из жизни прихода, поведанная священником М.Смирновым в 1890 г.: «Нынешним летом, 23 июля в Климатинском приходе... в деревне Звягине утром вспыхнул пожар. Загорелось с конца и, так как был сильный ветер на деревню, огонь быстро распространился по посаду, буквально пожирая убогия крестьянские хижины. Спасти хотя некоторыя из них не было никакой возможности. Пожарных труб наехало много, но воды в самой деревне не было... Понятно, что при всеобщей пожарной сумятице не успевали подвозить воду и посад сгорел. Но вот что удивительно. Среди сгоревшаго посада стояла небольшая хижина, уже покосившаяся от дряхлости, принадлежащая одной бедной вдовице. Эта то бедная старая хижина, покрытая соломой, несмотря на то, что была окружена на время пожара со всех сторон огнем, все таки уцелела... Все единодушно признали в этом удивительном случае особенное действие Промысла Божия, призирающаго на нища и убога и осушающаго слезы вдовиц... Много она вытерпела горя в жизни, но всегда переносила несчастия безропотно, в полной надежде на Бога, за что Он видимо и наградил ее, спасши ея хижину целу и невредиму в пламени огненном».


Ну, а мы, осмотрев церквушку, следуем дальше и, пройдя парковой тропинкой пару сотен метров, выходим к усадебному дому.


Да-да! Этот, более чем простой, скромный и в чём-то даже убогий дом, по мнению историков-краеведов, и есть главный усадебный дом. Если не знать, что искать, то определённо, будучи вне ведении мы прошли бы мимо, даже не остановившись. Ведь сложно признать в этой одноэтажной вытянутой деревянной постройке господский дом. Конечно же он претерпел изменения. Главный фасад, наверняка, украшал портик или веранда (сейчас лишь там небольшой выступ), да и крыша была определённо другая, возможно, с небольшой светёлкой или мезонином. Несмотря на мнение экспертов, мы до последнего сомневались, что это и есть барский дом. Сомнения отпали сразу, как только попали внутрь.


С обратной стороны "особняк" некрашен и ещё более невзрачен. Хотя именно серость и старина придают ему свой колорит.




Прежде чем зайти, а точнее проникнуть, ибо он основательно заперт, немного о его прошлом. Первое упоминание о «господском доме  деревянном... о саде с 200 яблонями и прочими фруктами и оранжереями» относится к 1856 году. В это время здешние земли, как дача, числились за княгиней Анной Ивановной Голицыной. Но последними владельцами Климатино был уже купеческий род Кайдаловых. Очень известный род купцов в Ростове. В 1907 г. Климатино упоминается за почётной потомственной гражданкой Варварой Кайдаловой и её сыновьями. А из газеты «Голос» за 1909 г.  мы узнаём, что в усадьбе В.В. Кайдалова сгорел сарай с сеном и скотный двор. Убыток до 1000 рублей.


А теперь пройдём внутрь, т.е. пролезем через окно. Как видно, до недавнего времени домик был обитаем. Хотя правильнее сказать приспособлен под хранилище всяких хозматериалов. Из старины тут сохранились лишь потолочные лепные карнизы и старинные усадебные печи, при чём каждая печь (а их оказалось немало) была облицована глазурированным печным изразцом.




Парадная гостиная. С типичной планировкой и с двумя крупными угловыми печами. Изразцы с фасадов печей, очевидно, для собственных нужд отковыряли местные. Как и следовало ожидать производителем белых керамических плиточек (изразцов) оказался вездесущий товарищ , т.е. купец, Аксёнов. Исходя из отображённых на клейме двух медальках, изразцы датируются не позднее конца XIX века, т.к. потом клеймо имело уже три медали. Гостиную некий жилец приспособил в наши дни под складирование пчелиных сот. Недалеко от усадьбы видели пасеку. Поэтому мой напарник Катерина каждую минуту ждала возвращения пасечника.




Надо отдать должное историкам-краеведам, которые не обходят стороной даже такие малозначительные места. Поэтому, посидев пару дней в поисках инфы, я сумел-таки накопать здешних историй. Так вот, изначально Климатино именовалось как Клеменьтино (Климантино, Климатино). Поэтому мнение, что название Климатино произошло от слова климат ошибочно. Вообще это частое заблуждение, когда пытаясь толковать названия, приписывают им современные понятия. Поскольку, как правило, изначальные названия поселений писались и произносились совсем иначе, лишь со временем трансформируясь в привычные нам имена.


В этой комнате, видимо, обитал последнее время тот самый пасечник. Даже вон постельное бельишко цело. А для тепла оборудовал импровизированную печь.


Последним мы заглянули на кухню. Здесь в отличии от всего дома печь иной конструкции.


По преданию на месте села Климатина, среди дремучей вековой дубравы, стоял когда-то терем сказочной княжны Лизихи, дочери Ростовского князя Шустика. Эту Лизиху прозвали Царь-Девицей. Она закопала под тремя дубами сокровища своего мужа, но какой-то западный витязь или царь Елвус, узнавши-де об этих сокровищах и отыскивая их в этой местности, велел Царь-Девицу разорвать конями, за что братья княжны, Запруд и Трислав, убили Елвуса "до смерти". Впоследствии Климатино принадлежало князю Немому. Сын его построил тут церковь, над могилой какой-то древней княжны; затем он отдал его в приданое за дочерью своею Соломониею, выданной им за князя Бахтиарова-Немого; а сын последнего передал село в род князей Долгоруких. Из примечательного я бы отметил, что в 1717 -1730 гг. Климатиным владел князь А.Г. Долгорукий — сенатор, член Верховного Тайного Совета. В приданое за своей женою князь Алексей Григорьевич кроме Климатино получил и подмосковное село Горенки (та самая известная усадьба).


Фотография из архива ГУК ЯО “Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея”. Называется «Первые комсомольцы села Климатино». Среди этой молодёжи присутствует Надежда Мартыновна Капустина – будущий директор детского дома № 90, который находился в Угличе и был детдомом специального назначения для детей-ленинградцев.


Чуть было не забыл! В нашем бывшем господском доме в советское время также размещался Детский дом.


Мы же, покинув сие местечко, держим путь за 70 км в другое старинное село. По дороге распогодилось, чем не приминули воспользоваться и засняли машинку.


Однако недолго радовало нас солнце и по приезду в пункт назначения опять набежали хмурые тучи. Село Курба. Вот мы где. Здесь перед нами, почти что в центре села, предстал необычной архитектуры храм. Хоть место популярное и туристическое, но всё-таки заслуживает внимания. Не так часто попадаются круглые здания церквей. Тем более таких размеров. С одной стороны храм своеобразен и неординарен, а с другой весьма неказист: обширный нижний двухсветный объём с непропорционально маленьким восьмериком на нём, с плотно поставленными на куполе глухими барабанами. Но опять же, именно его самобытность и привлекает.


Кроме круглой Казанской церкви на площади расположена часовня, колокольня и обезглавленная Воскресенская церковь неизвестного года постройки (приблизительно начало XVIII века). В 1851 г. к ней был пристроен тёплый придел.


Заглянем же внутрь прямоугольного объёма этой Воскресенской церкви.


В советское время здесь размещался Дом Культуры. Перед нами актовый зал, он же концертный и кинозал. Кроме того внутри церкви-ДК ещё много помещений, но они не представляют никакого интереса.




Кстати, в 1976 г. в окрестностях Курбы были проведены археологические раскопки. Экспедиция Ярославского госуниверситета обнаружила здесь следы защитных сооружений городища Копок, которое существовало примерно с IV-III веков до н.э. до Х века н.э. Вообще слово «курба» происходит из языка угро-финских племён, проживавших здесь в конце 1-го тысячелетия и, предположительно, обозначает «чаща», «дремучий лес».
А покамест заглянем в мастерскую.


Возможно, какое-то время (в недавнем прошлом) здесь работал православный сапожных дел мастер. Поскольку картина с Иисусом весьма свежих годов.


Архивная фоточка начала XX столетия. Как видно, Казанская церковь имела наружную роспись.


Историческую известность Курба приобретает с 1426 г., когда становится вотчиной князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода — Андрей Михайлович Курбский — ближайший сподвижник Ивана IV, пока в 1564 г. из страха перед царской опалой не перебежал к польскому королю. После бегства Курбского в Литву его вотчину Иван Грозный пожаловал татарским мурзам, служившим русскому царю. Из Ярославских писцовых книг 1-й пол.XVII века известно, что Курбской волостью в разное время владели Алей-Мурза Туганов сын Шейдяков; Салтанай, Китой и Биакой, дети Котлановы; князь Василий Якшатов сын Мамаев и др. Как пример, от 1646 г.: «В Ярославском же уезде в Закоторожском стану село Курба.... Да в том же селе в Курбе двор вотчинников Богдана Камынина... да мурз и татарские дворы: двор Тенекей-мурзины жены Шейдякова вдовы Ахтутай».


Конечно же нельзя обойти вниманием, не побоюсь этого слова, величественную колокольню.
Выполнено данное архитектурное творение в 1880-1890-х годах.


Высота её превышает 60 метров.


В 1722 г. часть Курбы переходит во владения известного кораблестроителя времён Петра I поручика морского флота Г.А. Меньшикова. Через год после смерти которого, в 1743 г., село переходит в род Нарышкиных. Другая часть Курбской вотчины принадлежала помещику Камынину. Наследники Нарышкиных и Камыниных владели Курбой до 1861 г. Однако сами здесь не проживали и усадеб тут не имели. В середине XIX столетия село Курба считалось одним из самых больших и богатых сёл Ярославской губернии. На 1899 г. здесь насчитывалось до 1200 жителей, земское училище, библиотека и больничка (правда, всего на шесть коек); более 20 торговых точек (магазинов, ларьков), а к 1910 г. имелось 5 трактиров. Проходили многочисленные базары и ярмарки.




Подходим наконец-то к главной достопримечательности, к Казанской церкви 1770 года постройки.


Пространство храма не может не впечатлять.


Для масштабности я засвидетельствовал себя почти что в центре этого колоссальных размеров кирпичного объёма.


Ещё немного из истории села. Советская власть установилась в Курбе относительно спокойно. Несмотря на закрытие двух храмов на центральной площади, на окраине находился Васильевский погост с ещё двумя церквями, одна из которых, Спасская, никогда не закрывалась. В здании же Казанской церкви, где мы сейчас, разместилась машино-тракторная станция (МТС). Сельское хозяйство после Гражданской войны начало получать от госудаpства технику, благодаpя котоpой во много pаз улучшилась экономика села. Сpеди тpактоpов славились «Фоpдзоны» пpоизводства Ленингpадского Путиловского завода. Впеpвые такой «Фоpдзон» появился в Куpбе в 1934 г. К 1936 в Яpославском pайоне pаботали две МТС, одна из котоpых действовала в Куpбе и обслуживала сельхозтехникой до половины колхозов области.


Интересна история, связанная со Спасской церковью (мы её не фотографировали, т.к. она действует и по ныне). Так вот, в газете «Северное слово» от 1909 г. размещена заметка "Помогите!", в которой описывается пожар, случившийся в доме священника этой церкви И.П. Приорова. У
дьякона сгорел дом и скотный двор. Успели спастись сам поп, его мать и прислуга, а также пятеро детей «мал мала меньше». Пишут, что положение его ужасное, нужна помощь, нужны деньги, что приход бедный и средств нет. А общее число детей у "товарища" Приорова аж 12-ть... Видимо, из-за того что в селе было сразу 4 храма, данный приход не мог помочь священнику. Далее вычитываем, что пожар постигает злополучную семью уже во второй раз. А в конце статьи трогательные и просящие слова: «Помогите, в ком есть искра сострадания и живо ещё в душе братское чувство милосердия и взаимопомощи. Пожертвования, как бы они скромны ни были, направляйте прямо в село Курбу... ». Удивительно, что священнику столь богатого села приходится таким образом собирать деньгу.




Безусловно церковь отличается своеобразным архитектурным решением. Но сохранившаяся роспись совсем не впечатляет. По началу кажется как богато исписан фресками
каждый метр, однако при ближайшем рассмотрении становится видно, что иконописная школа была не столь одарена. Кстати, трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 года. От иконостаса до наших дней уцелели лишь обломки верхних ярусов, а когда-то: «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско…».




Из примечательного становления советской власти я бы отметил, что в 1923 г. комсомольцы Куpбской школы, pуководимые преподавателем физики Бещевым, устpоили местное «чудо» – собpали детектоpный пpиемник, заpаботавший
в школе. Антенну пpотянули на цеpковную колокольню (ту самую красивую высокую). Вскоре они же сделали дpугой pадио-пpиёмник, котоpый установили в Наpодном Доме. В том же году в Куpбе была постpоена электpостанция, оборудованная нефтяным двигателем и электpогенеpатоpом. Электpичество пpовели во все дома Куpбы. Даже на колокольне (на той самой красивой и высокой) установили мощный пpожектоp.


Безусловно, в истории села было ещё много значимых и важных моментов, но в рамках одного поста все их описать не возможно. Поэтому на сим я закончу. Скажу лишь, что в тот день мы посетили ещё несколько ярославских сёл, примечательных своим прошлым, речь о которых пойдёт в последующих постах.


При создании поста использован материал следующих книг и сайтов:
- А.А. Титов "Историко-археологическое статистическое описание. Ростовский уезд, Ярославской губ." 1885 г.
- Б.Ясюнас "Старинные парки Ярославской области" 2007 г.

- Т.П.Федотова "Вокруг Ростова Великого" 1987 г.
- "Прибавления к церковным ведомостям" 1890 г.
- "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии" 1908 г.
- архив ГУК ЯО “Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей”
- Форум Ярославского историко-родословного общества
- сайт Курба.ру

  • 1
Круглая церковь понравилась. Интересная и красивая.

Согласен, интересная церковь.

круглая церковь - хороша. И легенда про Царь-девицу душераздирающая.

"Вообще слово «курба» происходит из языка угро-финских племён, проживавших здесь в конце 1-го тысячелетия и, предположительно, обозначает «чаща», «дремучий лес", - фамилия Курбатов тоже из этих краев, получается

Легенда взята из сборника А.Титова — историка-любителя, этнографа и археолога. Он собрал большое количество преданий по Ярославской губернии. Очень интересно было почитать, какими легендами славилась наша земля. :)
Относительно фамилии Курбатов: она не связана с Курбой. Первое упоминание на русских землях встречалось изначально в виде имени Курбат (16 век). Затем преобразовалось в фамилию. Трактовок много, но самая распространенная версия имеет корни тюркского происхождения и означала "малорослый толстяк, круглый человек" или "коротыш, приземок".

фотки отличные)) и усадьба интересная. думаю только мы её и посетили в последнее время

Некоторые фоточки и впрямь хороши. :)
Кстати, когда вчера грузил на Яндекс.Фотки вот это фото

для сегодняшнего блога, его там отметили (впервые за года два, наверное) и оно набрало уже свыше 14 тыщ просмотров. Ну, а мне, ты знаешь, вообще нравится твоя идея с такими ракурсами.
Усадьбу, уверен, не то, чтобы в последнее время, а за последние 30 лет, не считая местных и детдомовцев, посетили мы да исследователь Б.Ясюнас. Даже местные краеведы знают о ней лишь из книжки и газетных вырезок. С другой стороны она и не стоит того, чтобы о ней знали.

Церковь шикарная конечно,с размахом)

Есть такое! :) Колокольня тоже хороша.

так вот где Курбский обитал-кормился, пока не сбежал из России))

а насчет погоревшего священника, так я читала, что в царской России у священнослужителей не было ни пенсии, ни дохода - они кормились за счет своего прихода. Поэтому и не любили крестьяне попов - считали их обиралами, а тем что делать, как семью прокормить, если приход нищий? так что не все так медово-елейно было при царе-батюшке...

спасибо за исторические справки и фото, очень интересно читать!

Я, если честно, древнерусский период плохо знаю. Поэтому про сбежавшего князя Курбского, конечно же, ничего не слышал.
Так и я про то! Несмотря на зажиточных жителей Курбы, дьякону пришлось аж через газету у других просить о помощи. Выходит ему не только свои сельчане не помогли, так и свои "сослуживцы" и "высшее руководство" не подсобило. Понятное дело, вон у него ещё и прислуга была да двенадцать детей. К тому же второй раз горит. :)))
Этот пост у меня от души написан, поймал волну и увлёкся по полной программе. :)
И тебе, Марьяна, спасибо!

Храм очень впечатляет!
Спасибо, Денис, было интересно читать!

Да, храм необычен.
Взаимное спасибо, Евгения!
Рад, что было интересно читать. Я старался. :)

Размеры круглой церкви поражают. Хочется побывать и ощутить величие размеров :)
Спасибо! Очень интересное путешествие!

Да уж, внутреннее пространство там ого-го!
Рад, что понравилось. :)

был-видел-восхитился, одно жаль - скоро сгноят её :/

Почему сгноят? Кто сгноит? Может в неком будущем возобновятся службы...

"Выполнено данное архитектурное творение в 1880-1890-х годах"
А не в 1780-1790-х?

Если верить сразу нескольким источникам, то так и есть — 1880-1890-е года. Я бы усомнился, что такую колокольню могли возвести веком ранее в этом селе, тем более почти что вровень с годами постройки самого храма, принципиально отличающегося по стилистике. Вроде как, указанные года больше подходят. :)

Ну вот, жизнь постепенно возвращается в плановый режим и можно не спеша почитать всякие интересности :). Традиционно Ваши путевые заметки интересны и познавательны :). На каком-то этапе я заметил, что мне стала интересна история. Видимо, кроме советской интерпретации стало появляться много всего другого интересное. Необъятное увы не объять, но тем не менее. Ваши статьи открывают то, что не входит наверное ни в один путеводитель, и этим они еще более интересны. Можно представить как жило это село до революции. Образование, медицина, торговля... Остается предполагать как могло бы быть при плавном развитии событий... Но, что есть, то есть. Ну и продолжаем виртуальные совместные путешествия, я с удовольствием делюсь Вашими блогами :) https://www.facebook.com/krodionov/posts/949886021742040

Главное именно не спеша! Поддерживаю такой принцип. :)
Всегда стараюсь найти нечто малоизвестное из исторических фактов, из прошлого и т.д. Правда, в наше время приходится перепроверять информацию. Уж больно много стали отсебятины писать и каждый мнит себя историком и краеведом. Поэтому, порою, такой бредятины можно встретить, что диву даёшься, как могут другие поверить. Но так верят. Интернет стал теперь некой энциклопедией. На примере Википедии.
А я люблю вообразить, будучи на месте, как было в те годы.
Рад, что Вам понравилось. Спасибо!

Помню, какие посты смотрела, не помню где писала, где нет.
Не суть.
Меня даты притягивают...1400....1700ые...Ого!!!
Это же надо ?
Архитектура впечатляет. Молодцы! Спасибо, что мы любуемся, и грустим.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account