Previous Entry Share Next Entry
Удивительной красоты
deni_spiri


Удивительной красоты затерялся в лесах Чухломы сказочный терем деревни Погорелово. Двухэтажный с эркерами и башенкой деревянный дом по-настоящему уникален и, определённо, является прекрасным образцом деревянного зодчества, если не памятником архитектуры. Перевалив возрастом за 100 лет, дом ни разу не подвергался реставрации, тем самым сохранив свой подлинный декор и оригинальную роспись интерьеров.



В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё двадцать пять лет назад здесь находилась деревня Погорелово. Первое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века: «В 1620 г. Погорелово (вместе с др. деревнями) была отдана Василию Голохвастову – начальнику соколиной охоты царя Алексея Михайловича. Впоследствии вотчина перешла к его двоюродному внуку Мартыну Голохвастову– прапрадеду А.И. Герцена». Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов. Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом.




Выстроен сей дом в 1902-1903 гг. местным крестьянином-отходником И.И. Поляшовым. Удивляться богатству погореловских жителей позапрошлого века не приходится – это были государственные (казённые) крестьяне, которые могли уходить на заработки (в отличие от удельных) или вести ремесло в родном крае. Самые богатые были отходниками и уезжали, как правило, в Санкт-Петербург. Одним из таких отходников и был Поляшов Иван Иванович, в народе имевший прозвище Поляш. Будучи крестьянского происхождения, он был обучен минимальному – счёту и чтению, что позволило ему уже потом самому вести бухгалтерию и заключать договора. Имелись у Ивана Ивановича артели плотников и резчиков – занимался он строительством загородных домов и малых архитектурных форм в Петербурге и его окрестностях, т.е. был подрядчиком.


Терем представляет из себя двухэтажное здание, рубленное из брёвен, на кирпичном цоколе и обшитое снаружи калёванным тёсом. Крупный объём усложнён на фасадах ризалитами, эркером и невысокой башенкой; крышу завершают светёлка и мезонин. Свесы кровли украшены пропильными орнаментальными подзорами, ажурный рисунок которых напоминает вышивку. Фасады оформлены изысканного рисунка пропильной резьбой и различными по форме наличниками нескольких типов.




Обрамление окон представляет большой интерес – ведь оконный проём это не только окно в "белый свет" для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удаётся увидеть в окно. Поэтому срединное положение над и под оконом занимает солярный знак. Конечно в XIX веке символическое изображение солнца носило уже декоративный характер, но, тем не менее, корни столь часто встречающегося подобного декора уходят к дохристианскому времени – к язычеству, когда этот знак служил оберегом.


Прежде, чем зайти внутрь терема, осмотрим его со всех сторон.


С  этой стороны к дому была пристроена двухэтажная хозяйственная часть дома, что свойственно крестьянским домам северного края.


Разбогатев, Поляшов вернулся в родной чухломской край. Правда, встречается информация, что выслали его с запретом проживания в обеих столицах (якобы за "грабёж" царского генерала). Хотя, скорее всего, это слухи. Получив звание потомственного почётного гражданина и сделав состояние на подрядных работах для императорской семьи (одни говорят, что делал леса при ремонте Зимнего дворца, другие – построил какой-то павильон), Иван Иванович обзавёлся деньгами и немалыми. По возвращении Иван Иванович развернулся: построил мельницу с маслобойкой, организовал лесопильный завод с несколькими филиалами, выстроил часовню в Погорелово и новый придел в церкви села Николо-Дорок, стал скупать большое количество угодий и в итоге прослыл крупнейшим землевладельцем Чухломского уезда.




Вообще, он оставил о себе хорошую память. Поляшовы жили открыто. Праздники устраивались широко – на улице ставились столы и селяне, работники гуляли и угощались. «Как человек был добрым и весёлым. В его доме часто устраивались беседы, где он веселился вместе с молодёжью. Сохранились воспоминания старожилов, в которых рассказывается, что Поляшов любил праздники и на Масленицу иногда рядился медведем, одевая медвежью шубу. Однажды на него в таком обличье напали сельские собаки – крестьяне его еле отбили, а Иван Иванович заливался смехом. Было дело, что на снежных горках у его шубы оторвали рукав, отчего Поляшов не только не рассердился, но продолжал шутить. Он всегда старался помочь своим бедным односельчанам. Кому давал из своих запасов хоть и поношенную, но крепкую одежду и обувь, кому в долг денег и хлеба. Одалживал деньги без процентов в неурожайные годы».



Иван Иванович был дважды женат. Его первой женой была односельчанка Евдокия Васильевна. Семья жила в обычном деревенском доме, правда двухэтажном. После смерти супруги Поляшов женился вторично – на Марии Суворовой (моложе его на двадцать лет). Для новой семьи он и решил построить другой дом, но не простую деревенскую избу, а настоящий барский дом. По одной версий строительством этого дома занимался архитектор немец, который помогал Полешову с мельницей и лесопилкой на реке Виге. По другой – проект дома сделал сам Поляшов, который на своем веку построил много дач под Петербургом. Эта версия представляется более правдоподобной. Погореловский терем перекликается с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, но в то же время дом практичен с деревенской точки зрения – всё было приспособлено для ведения крестьянского хозяйства (вторая половина дома была хоть и крупной двухэтажной, но обычным хоздвором).


А теперь, через роскошное крыльцо, зайдём осмотреть не менее роскошный, пока ещё существующий интерьер.


Двери, как и всё здесь, подлинные (исключая мебель и предметы быта). Сбоку от входа на верхний этаж красуется витражное окно.


По парадной лестнице поднимаемся на второй этаж, где располагались гостиные и спальни хозяев.




Пожалуй, самое красивое место во всём доме – парадный холл. Настолько богато декорированный, как и резьбою, так и росписью, что если б не пастельные цвета, запестрело бы в глазах. Просто удивительным образом, спустя век, всё это дошло до нас в первозданном виде. И не где-нибудь в крупном городе, а по-сути в настоящей глуши. А заслуга в этом контор, что размещались тут в советское время и с 1972 г. – Анатолия Ивановича Жигалова – поэта, художника, переводчика.






Через витражную дверь проходим в эркер-светёлку.


Напротив виден полуразвалившийся дом последнего председателя колхоза.


Потолок в "светёлке" украшен росписью в виде растительного орнамента.


Хотя, после 1917 г. у Поляшовых и отобрали весь сельхозинвентарь и скотину, но дом семье оставили. До коллективизации семья жила в своём доме, после которой Ивану Ивановичу с семьёй оставили лишь небольшую часть дома на первом этаже, а остальные помещения заняли разные конторы. Поляшов умер в своём доме (захоронен возле церкви Дорок), а вот жене сразу после похорон мужа пришлось уехать из деревни. Таким образом дом остался без хозяев. Пока в деревне была жизнь, в доме размещались и детский сад, и лесная контора, и школа. Но к концу 1960-х деревня становится неперспективной. В 1972 г. сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома. Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Чета московских художников-авангардистов – Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова –  тем же летом совершала байдарочный поход по реке Виге и совершенно случайно заприметив сей дом, купила его. С тех пор лишь собственными силами Анатолия дом хоть как-то поддерживается.

На втором этаже расположена круговая анфилада комнат. Все комнаты имели свои цвета – розовый, зелёный, бордовый.


Потолочное панно в южной гостиной.


"Светёлка" в эркере.


И здесь потолок расписан тонким изящным орнаментом.


В углу южной гостиной размещены печи, к сожалению, уже утратившие своё оригинальное оформление. Предположительно, они имели по центру зеркала.


По левую сторону от гостиной расположена небольшая спальня, выдержанная в зелёных тонах.


По другую сторону находится западная просторная гостиная.


Фрагмент угловой потолочной тяги с изящной живописью.


Лепная розетка также оформлена растительным рисунком пастельных тонов.


Из западной проходим в северную гостиную.


Здешнее потолочное панно с геометрическим и цветочным рисунком.


Комнат в доме много, но большей частью они утратили свой декор и привлекательный вид, плюс хозяйские вещи не добавляли колорит, поэтому показываю наиболее примечательные залы. Это мы уже на первом этаже.


Зала столовой. Сбоку находится небольшая комнатка, возможно, служившая кухонкой.


Местами встречается и настенная живопись.


Ну, в общем всё интересное, на мой взгляд, я показал. Побывали мы ещё и на чердаке, на "веранде", но там ничего примечательного не было. Поэтому полные эстетического удовлетворения покидаем сей расчудесный терем...


На обратном пути на окраине деревни видим часовенку, выстроенную Иваном Ивановичем Поляшовым.


Предыдущие части этого путешествия:
- Из Сусанино в Плещеево
- В глубинке Костромского края
- Ликурга vs. Чмутово
- Интересности Галичской земли
- Жизнь в Венгино

При создании поста использован материал следующих сайтов:
- Костромка
- Чорный Краевед
- Kopanga
- За гранью будней
- статья А. Лебедевой, под руководством Е.А. Горбуновой


ЭТО ПРОСТО ЧУДО!!! Умели строить и качественно и красиво.

Есть такое дело!
Только вот не так уж много подобного строили, а уж сохранились и подавно единицы.
Но, однозначно, были же умельцы. :)

Невероятный дом. Спасибо за репортаж!

Домик, однозначно, невероятен. :)
Не зря же мы туда несколько лет мечтали попасть.
Взаимное спасибо. :)

какая красота! просто восхищена, что можно рассмотреть столетний дом в первозданном виде! Это такая редкость. Спасибо что хозяева его поддерживают, и как-то реставрируют в меру сил и возможностей.
очень впечатляет!
спасибо, что показал-рассказал!

Я тоже был им восхищён. Но был бы он заброшен – моему восхищению не было бы предела. :)
Не то слово – редкость, не тронутая руками "реставраторов". И находится-то реально в глуши. Жаль только, что хозяин один и весьма в возрасте, хоть и бодренький ещё. Если ребята из соседней деревни Асташево не возьмут этот дом под опёку, ему не выжить. Зимой дом периодически грабят. Да и деньги и силы нужны, чтоб его содержать (нынешнему хозяину это уже не под силу).

Похоже все росписи стен был закрашены в советское время, только в отдельных комнатах сохранились

Так и есть. Лишь фрагментарно роспись на стенах цела. Но спасибо и на этом конторам, заседавшим там в советские годы – могло быть хуже.

Волшебство... Настоящая русская сказка. Спасибо Вам за то, что порадовали сердце!

Соглашусь, выглядит и впрямь волшебно. Да ещё и в окружении леса.
Рад, что Вас порадовал. :)

Ну наконец то! Вот правда радость сердцу и глазу этот дом. Нуна обнести железным забором и накрыть стеклянным колпаком от мародеров.
Низкий поклон и большое спасибо Денису! :)

Да уж... Чуть ли не год этот терем ждал моего отчёта. :)
Это точно, надо его реально оберегать. Может асташевские ребята возьмут на контроль.
О, как загнула про "низкий поклон". :) Но я понял о чём ты. Очередное подтверждение, что путешественник это не тот у кого машина и деньги, а... Ну, ты сама понимаешь.

Хотя, помнится мечтали не один год туда попасть. Теперь-то мы знаем, что и для нашей астры и наших ножек это под силу.

Волшебно, настоящий сказочный теремок)))

Определённо так и есть!
У самого такие же эпитеты приходят на ум, глядя на этот терем.

Ого, какая красота сохранилась!
К счастью окна и крыша целы.. дольше простоит.

Спасибо за репортаж.

Потеряет дом хозяина и не устоять будет. Ни окна, ни крыша не спасут от мародёров и непогоды. Дом нужно срочно сохранять. В тех краях было много таких домов, но остались лишь единицы. А подобного этому даже назвать не могу. Думаю, что он один такой красивый и подлинный в тех местах.
Рад, что понравилось.
Спасибо!

Спасибо, я уже видела этот дом, но вы о нем очень подробно рассказали. А что там сейчас, он выглядит не жилым?
И еще вопрос " проект дома сделал сам Поляшов, который на своем веку построил много дач под Петербургом." Может быть вы знаете, какие именно дома построил Поляшов под Петербургом. Интересно было бы сравнить.

Да это ещё не подробный рассказ. Многие фото так и не разместил в посте.
Там в летний период живёт владелец (с 1972 г) этого дома, на нём всё и держится. Но, сами понимаете, силами одного да ещё и пожилого человека такой дом в такой глуши не вытянуть.
Про дома, выстроенные Поляшовым под Питером, мне не известны. Скорее всего здесь не собственный его проект, а позаимствованный, но с поляшовскими коррективами. Не факт, что в Питере он строил подобные терема, он там больше деньги зарабатывал, чем "проявлял творчество".

Спасибо...очень жаль, что не сберегли.

Пока ещё берегут (у дома есть хозяин). Но надолго ли...

Пока «живы» такие дома интересно было бы узнать принцип отопления. Труба на доме есть, но печка осталась за кадром. То, что в углу гостиной и в зеленой спальне печками назвать нельзя, т.к. в них нет топки. Возможно, поступал нагретый воздух по каким-то воздуховодам и нагревал стены этих «печей». Как-то маловато двух теплых стенок для обогрева большого дома.

В недавней вашей статье «Зашугомье» была фотография «цельного столба, украшенного резными цветочными гирляндами». Невозможно сделать вручную такие деревянные цветы - как будто тогда была уже 5D-фрезеровка.

И здесь резьба по дереву сделана как под копирку.

Но так это и есть один из видов печей. Есть в доме и другие, но поскольку они были переложены в советское время, их фотать не стали.
На счёт столбов и прочего резного декора. Это на фото издалека кажется, что они идеально аккуратные, но в живую это не так. Сблизи явно видны следы ручной работы. Из недавней поездки привёз себе одну такую детальку – изящной ручной работы.
Наличники тут конечно сделаны по определённому образцу.

Обалденно... Слов нет,какая красота

Соглашусь – нет слов. А каково смотреть на него в живую! :)

кто строил терем, молодец)) и кто нашёл, тоже)) заброшенное конечно место, но хорошее.

Были же мастера в 19 веке!
А мы мастера находить всё это. :)
Спасибо!

Здание должно быть под охраной государства, памятником федерального значения. Интересно, знают о нем в отвечающих за это ведомствах? Ведь есть музеи под открытым небом, можно туда его перенести...

Да у нас почти все усадьбы и храмы "под охраной и на учёте государства", но это не мешает пребывать им в руинах. Видимо, хозяину не поступало подобных предложений о переносе. На сколько я знаю, активно переносом памятников дер.зодчества занимались в 1960-70 годах, при наполнении музеев. Сейчас на это нет денег.

Спасибо огромное за фото интерьеров! Порадовали!

И мне понравилось. :)
Взаимное спасибо!

?

Log in

No account? Create an account